В МДА прошла презентация диска «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе» 15 октября 2008 г. 10:57 В продолжение изданного в 2007 году диска «Богословский вестник», Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Центром информационных технологий МДА и журналом МДА «Богословский вестник» издан диск «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе». С презентацией диска на годичном акте Московских духовных школ выступил руководитель издательского проекта преподаватель академии игумен Дионисий (Шленов). Этот диск является уникальным архивом журнала Московской духовной академии «Прибавления к творениям святых отцов». Полные комплекты журнала хранятся только в библиотеках Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. В то же самое время «Прибавления» — это научно-богословский журнал академии периода ее расцвета, периода «золотого века» русской богословской мысли при ректоре протоиерее Александре Горском. Именно из «Прибавлений» происходит ныне издаваемый академический журнал «Богословский вестник». Поскольку «Прибавления» еще до революции стали библиографической редкостью, редакция «Богословского вестника» совместно с порталом Богослов.ru осуществила их электронное переиздание в полном объеме. На настоящем диске помещено 1349 публикаций и статей в формате DJVU, общий объем которых составляет 38.362 страницы. На главной странице мы видим элементы оформления книги «Прибавлений». На корешке книги редакция диска поместила временной диапазон, в течение которого издавались «Прибавления» — с 1843 по 1891 г. За 48 лет было издано 48 частей. На следующей станице читатель может ознакомиться с историей и структурой журнала. В виде приложения к статье приводится уникальная таблица, в которой впервые в русской библиографии дано точное соответствие между 57 томами «Творений» и 48 частями «Прибавлений». От указателя авторов можно перейти к списку авторов «Прибавлений», общее число которых составляет 136 человек, из них 126 современных авторов и 10 древних. Ряд авторов снабжен био- и библиографическими справками и фотографиями из архива РГБ. Указатель номеров адресует к материалам журнала в хронологическом порядке. Слева за пределами книжного разворота в столбце указываются все годы издания журнала и номера частей. На левой странице книги мы видим оглавление со всеми доступными материалами, включая даже обложку и объявления. Вначале сборника помещена Беседа св. Филарета, к тексту которой можно сразу перейти также как и ко всем другим беседам московского святителя, общим числом 48. Помимо публикаций духовно-нравственной направленности в журнале много церковно-богословских статей. Подобно «Богословскому вестнику» «Прибавления» ныне полностью представлены на портале Богослов.ru в открытом доступе . Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/474680.htm...

—318— сумма, состоит только из 150 р., а сверх ста человек положенных по штату, сирот и беднейших отцов детей, долженствующих содержаться на казённом коште, имеется на лицо более 50 человек таких, которые не имеют никакого способа, к содержанию себя по той причине, что по разорении Москвы сверх ста бедных учеников, содержавшихся в Спасо-Вифанской семинарии, поступило в оную из Московской Академии 100 человек, также не могущих содержаться на своём коште, да 50 человек таковых же из лаврской семинарии, кроме 150 человек, бывших на коште оной семинарии. Сообразив всё сие число учеников, содержавшихся в Вифанской и Лаврской семинарии, также и то, что все почти, бывшие прежде на казённом коште в прежней Московской Академии и все бедные, переведённые из Дмитровской семинарии поступили в Вифанскую семинарию, всех же имеющих нужду в пособии простиралось до 500 человек, исключив же 300 человек, отправленных в уездные училища, имеющих нужду в содержании должно простираться до 200 человек; то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство по крайней мере на сей случай из имеющейся остаточной от прежних и нынешних годов суммы, 20.600 рублей, находящейся в сохранной казне и за всем расчётом деньги, которые должны быть употреблены по сей последней трети до 1815 года, положить на содержание сверх ста человек, назначенных по штату, ещё 36 человек, полагая на каждого по 60 рублей, что составит 2160 рублей“ 391 . Преосвященный Августин не утвердил этого представления семинарского Правления, положив на нём такую резолюцию: „Как на все цены возвышаются, то остальную сумму от содержания по семинарии должно хранить на непредвиденные случаи, а бедных ею содержать в уставе не сказано. Чтобы принадлежащим к Владимирской епархии ученикам обучаться в Вифанской семинарии решить не могу, а семинарское Правление и об том —319— и о другом имеет представить комиссии духовных училищ“. По этой резолюции семинарское Правление через академическое за разрешением вопроса об иноепархиальных учениках и вопроса о содержании бедных воспитанников семинарии обратилось к комиссии духовных училищ. До решения этих вопросов высшим начальством ученики с большим неудобством должны были проживать в занятых ими по приезде в Вифанию помещениях и многие без всяких средств к содержанию. В таком неблагоустроенном положении была Вифанская семинария, когда ей пришлось воспитывать на началах нового образования многочисленных учеников разных школ старого образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

483 ... подобает образ благих быти, по святому апостольству, народом епархии своея благочестивым и зело усердствую. – Состав текста в данном случае выясняется через сличение с соответствующими словами в Духовном Завещании патриарха Иоакима. 499 ... на крепко и должное, яко диавольския сонмища. Слич. соответствующее место Завещания патриарха Иоакима. 537 Сведения о Крестовоздвиженской церкви заимствованы из двух брошюр одинакового почти содержания, из коих одна – произведение протоиерея этой церкви В.И. Смирнова, Μ. 1839 г., а другая – купца П. Гундобина, Владимир, 1860 г. 538 При открытии училища он читал сочинённую им оду, которая напечатана во Влад. Еп. Вед. 1884 г. 5, стр. 141. 539 Эти простые средства против желтухи допускаются и медициной. См. напр., сочинение доктора Андреевского: „Школа здоровья“, М 1879 и. ч. II, стр. 283. 285. 543 Название: „офени“· одни производят от торговцев-венгров, приходивших исстари в Россию для торговли из города Офена или от греков, переселявшихся в Россию из Афин. (См. Труды Владим. Статистич. Комитета, вып. X. стр. 80. Владимир. 1874 т.). Об офенях, статья К. Тихонравова, в Влад. Губ. Ведом. 1855 г., 15. Здесь приложен и словарь искусственного офенского языка. 546 Для доказательства этого достаточно взять во внимание хотя бы капитальный труд А.В. Горского (совершавшийся в сотрудничестве К.П. Невоструева) по описанию славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. 547 В первом выпуске этой хрестоматии помещены между прочим и многие отрывки из древнеславянских евангельских текстов. 549 Для сего достаточно сравнить многие страницы магистерского (напр. стр. 43 и дал.) и докторского сочинений Г.А. Воскресенского (и доктор- 550 Для сего достаточно указать на признание самого автора в его первом из представленных на соискание степени доктора трудов; стр. 2. 551 В этой довольно большой по объёму (в отд. оттиске 58 стр.) статье много рассмотрено рукописей Евангелия и Апостола. 552 О значении этой ст. в рассматриваемом нами ряду трудов Г.А. Воскресенского см. в первом из представленных на степень доктора трудов последнего, стр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1-го июня 1813 года музы Московской Славяно-Греко-латинской Академии, выражаясь красноречивым языком официальных бумаг начала нынешнего столетия, обитавшие в градском шуме, переселились в приятнейшее уединение 379 . В июне месяце Вифанское уединение действительно могло показаться приятным, особенно для мало привыкших к городской жизни сельских уроженцев, какими были большинство присланных в Вифанию питомцев Академии. А возможность получить в Вифанской семинарии необходимые средства для содержания и воспитания утешала академических в разлуке с привычной школой. Впрочем, некоторым из питомцев Академии не понравилось Вифанское уединение. Октября 22 Правление семинарии докладывало преосвященному Августину, что присланные в Спасо-Вифанскую семинарию из Академии ученик поэзии Иван Розанов и высшего грамматического класса Димитрий Ка- —310— ринский отлучились от семинарии без всякого к Правлению отношения и где теперь они находятся – неизвестно. Притом оные ученики показывают мало охоты к учению и по успехам очень посредственны 380 . Беглые ученики возвратились и были наказаны лишением жалованья за майскую треть. Воспитанники Академии явились в Вифанию налегке, без багажа, потеряв своё небольшое имущество во время неприятельского разгрома. Вифанская семинария, приютив в своих тесных, построенных только на сто человек и в то время значительно обветшавших стенах, московских пришельцев, не обидела их и наравне с своими питомцами снабдила классическими книгами и самонужнейшими вещами из платья, употребив на то 1000 р., назначенных по духовному завещанию митрополита Платона для раздачи Вифанским семинаристам. Для прибывших из Академии информаторов открыт был в Вифанской семинарии не существовавший в ней прежде класс информатории. Остаточная семинарская сумма в количестве 3,300 рублей обеспечивала содержание половины присланных из Академии воспитанников только в 1813 году. Начальство Академии было озабочено содержанием их в 1814 году, так как процентной академической суммы на содержание всех ста человек недоставало 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть в этом событии некоторые черты, которых не хотелось бы забывать и напоминать о которых – думается – не излишне и не бесполезно в наше время с его погоней за новостями и с его наклонностью скоро забывать прошлое. Имеем в виду, говоря это, народность и так сказать естественность этого события, не смотря на его необычность. Неотразимо привлекает к себе внимание именно то обстоятельство, что канонизующая власть церкви выступила здесь уже после того, как сознание и убеждение в святости, нетлении мощей и чудес святителя достигли полной определённости, так что она как бы уже не могла не засвидетельствовать своим авторитетом верности этого сознания и этого убеждения православных христиан. Не требовалось прибегать ей к каким-либо мерам искусственного возбуждения религиозного чувства и тем более прибегать к каким-либо мерам привлечения возможно большего количества свидетелей этого церковного торжества. Настояла, напротив, надлежащая нужда озаботиться о мерах к охранению порядка, возможного удобства всем одинаково духовно насладиться предназначенным праздне- —286— ством. Слава о святом предварила оповещение церковной власти и к объявленному ею дню торжества со всех концов России привлекла богомольцев и с их богатыми жертвами, и с их беспомощно-больными родными и друзьями, – привлекла и глубоко верующих и сильно колеблющихся в вере и испытующих. Вследствие этого-то церковное торжество явилось всенародным радостным праздником: не слышно было, чтобы из прибывших видеть торжество возвратился кто-либо разочарованным, вынесшим сожаление вместо благодатного утешения… Что же в этом особенного, примечательного, дорогого? – спросит, может быть, какой-либо читатель: ведь так было и прежде, так и быть должно... Совершенно верно – ответим мы – так и быть должно, но не всегда так бывает. Не далее как через месяц после Черниговского торжества, именно 1-го октября, происходило аналогичное по форме торжество католицизма в родной нам и некогда Православной Галиции или Червонной Руси, но как глубоко различное по содержанию?! Собственно центром торжества служил 300-летний юбилей Брестской Унии, но предварявшими и сопутствовавшими ему моментами служили следующие отдельные события: 1) Пожалование Львовского униатского митрополита Сильверста Сембратовича достоинством кардинала: 2) Замещение праздной Перемышльской униатской епископской кафедры каноником Чеховичем, состоящим покорным слугой Польской справы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Ректор Павел, окончивший курс в 1814 году в С.-Петербургской Дух. академии (и вступивший в должность ректора в 1819 г.) был особенно предан семинарии; помогал бедным ученикам в их содержании, ежемесячно жертвовал на больницу семинарскую от 5-ти до 15-ти рублей. Ученики часто обращались к нему за советом; и он, хорошо зная каждого из них характер, никогда не отказывался дать им добрый совет. Замечательно, рассказывал нам о нём прот. Я. В. Мидовский, что мы его любили и очень боялись, не смотря на то, что он никогда не прибегал к наказаниям, никогда ученики не слыхали от него бранных слов: вот если ударит бывало пальцем по столу, ну-беда, – весь класс смущался духом.... Имея очень добрый и мягкий характер, он снисходил до того, что защищал учеников пред очень строгим инспектором (Алявдиным); ободрял некоторых из них, когда инспектор слишком усиливал свои строгости: „Не печалься, – говорил он обиженному инспектором ученику: вот я поговорю с ним; я ведь знаю, что ты мальчик хороший“. А вот другой отзыв о ректоре Павле его современника и непосредственного его ученика: „Архимандрит Павел был добрейший человек, какого можно только встретить. В 12-ть лет едва ли он сделал кому какую-либо неприятность. Высокий ростом, приятной наружности, тихий, ласковый, под час очень весёлый, он был необычайно тучен; жизнь вёл умеренную и тучность его была болезненная. По пятницам он постоянно ездил в баню, стоявшую в семинарском саду, – и в субботу, опасаясь простуды после бани, в класс на свой урок никогда не жаловал: пришлёт ученикам какую-либо духовную книжку для прочтения, тем дело по субботам и кончалось. Ученики его отделения, опираясь на чрезмерную доброту его, пошаливали. Двенадцатилетнее управление семинарией архимандрита Павла положило особый отпечаток как на наставников, так и на воспитанников. Не будь таких зорких и строгих инспекторов, доброта ректора могла бы допустить —56— 1830 г. беспорядки значительнее тех, какие существовали. Звонок Богородицкой колокольни не служил сигналом для начала лекций; некоторые наставники приходили в классы, когда как придётся; ректор, кроме времени экзаменов, не заглядывал в другие отделения; всем было льготно, все жили на распашку. С выбытием Павла, при новом начальнике, многое изменилось“ 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Назад к церкви, ещё ближе к народу! Совестное понимание святых целей Руси и ясные дела да оправдывают нас перед лицом истории и восточной церкви за нашу дотеперешнюю духовную немощь и ничтожество“ 358 . Дай Бог, чтобы этот патриотический призыв глубоко запал в сердце истинных представителей Прикарпатской Руси и возбудил в них благородное стремление к борьбе за свободу веры и национального развития!.. Конечно, – согласится читатель, – но к чему же, однако надобно было нам перебираться из Чернигова во Львов и Галич вместо того, чтобы со всем вниманием отдаться рассмотрению явлений нашей собственной церковной жизни? Приносим извинение за это отступление, сделанное нами невольно, по увлечению. Мы не думаем однако же, что бы это отступление было бесполезной тратой времени. Как часто истинное положение вещей постигается только путём сравнения явлений сходных или противоположных, —292— а между тем рассматриваемое непосредственно и только само по себе представляется не имеющим не только важности, но и даже простого интереса. Это именно нужно иметь в виду в настоящем случае. Чтобы понять и оценить всю важность Черниговского торжества нужно именно сопоставить его с Львовским: католицизм и православие в этих торжествах выразились самым характерным образом, первый со всею ясностью – только как политическая сила, второе как сила нравственная, религиозная. В жизнь народов и человечества первый не вносит от себя ничего; он стремится только к порабощению себе слабых и к упрочению своего влияния в среде сильных, причём не пренебрегает никакими средствами: интересы истинной нравственности, истинное христианство мало занимают его; преданному рабу папы всё дозволительно; точно также как и самому папе ничто не может препятствовать возвести во святые какого угодно Торквемадо, Иосафата Кунцевича и т. п. – Православие, напротив, имеет в виду исключительно нравственно религиозную сферу и чуждо всяких политических стремлений. В жизнь народов и человечества оно вносит деятельное стремление к нравственному идеалу святости одинаково тесным и узким путём креста и самоотвержения как для знатного вельможи, так и для бедного крестьянина. В жизнь народа и человечества оно вносить особенный свет, освещающий деятельность каждого, оно вносит в душу христианина независимо от общественного его положения стремление к святости, возвышающее униженного и бедного до сознания полного своего христианского достоинства и смиряющее возвеличенного высоким общественным положением христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осуществление этой задачи заключается в том, чтобы каждая черта в творчески воссозидаемом образе Богочеловека возможно естественнейшим образом переходила в бесконечность, изображаемую символом. Этот символ не устраним, он представляет необходимое предположение Божества изображаемого; но заслуга художника тем выше, чем далее он отодвинул символ, потому что тем естественнее тогда условное в созданном образе сочетается с свободным творчеством. Не трудно, напр., в искусстве живописном к изображению Христа присоединить нимб, сияние, – и этим символом ознаменовать необходимое для христианина предположение Его Божественности; но если это сияние будет придано к образу человеческому, нисколько не выделяющемуся в отношении духовной красоты из ряда других человеческих лиц: получится впечатление более или менее резкого диссонанса, и развитое религиозное чувство не может не ощущать этого диссонанса и – не оскорбляться им. Иное впечатление производит изображение Христа, когда вдохновенный художник, начертав высшую, доступную творческому изобра- —222— жению его, одухотворённую человеческую красоту Лика Спасителя, окружит его тем же условным знаменованием Его Божества: впечатление, не смотря на двойственность условности и свободы изображения, не будет уже отзываться диссонансом; напротив – образ художника будет отвечать общечеловеческому сознанию, что человеческая красота – сродна Божественной и есть отобраз её, что за высшими ступенями богоподобный, человеческому постижению доступной красоты, есть нечто, сияющее, подобно нестерпимому блеску солнца, той нетленной, вечной красотой, которой созерцание в нескончаемые века будет источником блаженства душ чистых... Задача художника достигнута будет тогда, когда ценитель его произведения сам живо почувствует всю необходимость этого, окружающего лик Спасителя, сияния и, воспроизводя себе художественный образ Его, не в состоянии будет отрешить его в своей мысли и воображении от этого сияния, – не в состоянии будет представить себе без него Божественно-прекрасный Лик; это сияние тогда – не внешняя уже механическая прибавка; отнять его или – присоединить не зависит тогда уже от произвола зрителя или самого живописца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для осуществления самих проектов Комитет образовал четыре академических округа с центрами их в прежних городах: в Киеве (с 12 епархиями), Москве (с 8 епархиями), Санкт-Петербурге (с 6 епархиями) и Казани (с 10 епархиями), а в каждой епархии, для круглого счета, примерно назначили по 30 уездных и по 30 приходских училищ. На ежегодное содержание Академии полагалось по 55,800 руб., но для С.-Петербургской – „по причине возвышенных цен на все вещи» – эта сумма увеличена до 67 т.», а на все – 234, 400 руб. По „разности дороговизны на жизненные припасы» все епархии разделены на три разряда (8+12+16) с пропорциональными сему штатами. В первом разряде по 17,000 руб. на Семинарию (а в С.-Петербурге 19,900 руб.), во втором – по 14,375 руб., в третьем – по 12,850 руб., на все же 36 Семинарий – 517.000 руб. На уездные училища по 1500 руб. (в С.-Петербурге – 2,750 руб. , в епархии – 1900 руб.), по 1,200 руб. и по 950 руб., на все 360–950 850 руб. На приходские – по 550 руб. (в С.-Петербурге 4 по 775 руб.) и в уездах по 600 руб.), по 475 руб. и по 400 руб., всего – 497,200 руб. Общий ежегодный расход на все Духовные школы исчислен в 1,669,450 руб., за изъятием же отпускавшихся дотоле 338,863 руб. 25 коп. требовалось дополнение в 1,330,586 руб. 75 коп. По этому поводу говорится; „хотя сумма сия при первом на ее воззрении и кажется великою; но как Комитет рассуждает: 1) что при сочинении подробных штатов Училищ она нарочито уменьшится, 2) что округи должны быть открываемы постепенно, а не в одно и тоже время, следовательно, и отпуск суммы на их содержание так же постепенно и в разные времена производим быть долженствует, то по сим двум уважениям вышеозначенная сумма не может быть для казны столь отяготительною, каковою она представляется». Для образования её указывались: „1) единовременное отчисление некоторой части настоящих церковных доходов; 2) умножение сих доходов; 3) отпуск из казны в течение некоторого времени и 4) обращение всех таковых сумм в банках, воспитательных домах и приказах общественного призрения, для составления постоянного капитала и приращения его из процентов». По первой статье – от церковных доходов, про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1797 году он привез свое описание колоний в Иркутск. Результаты наблюдений Иоасафа были опубликованы в журнале Друг просвещения за 1805 год под заглавием Топографическое, статистическое и моральное описание острова Кадьяка, а также напечатаны в виде отдельной брошюры 44 . Эти публикации, по-видимому, были осуществлены графом Н.П.Румянцевым, живо интересовавшимся российскими колониями в Америке и получившим текст Иоасафа в 1803 году от Новгородского митрополита Амвросия 45 . Опубликованные материалы Иоасафа высоко оценены и широко используются этнографами и историками как ценный источник для изучения материальной и духовной культуры туземного населения Кадьяка и прилегающих к нему островов и американского материка. Мы рассмотрим несколько подробнее описание, составленное главой русской православной миссии, в контексте настоящего исследования, используя полный рукописный текст, направленный архимандритом Иоасафом в Святейший Синод и сохранившийся в Архиве внешней политики Российской империи в Москве. Определенный интерес представляет собой сама программа описания, составленная кем-то в Святейшем Синоде и выданная Иоасафу. В ней мы видим, по сути дела, продолжение российской традиции анкетных географических исследований 18 века, причем в данном случае анкета разработана с исключительной детальностью, свидетельствующей о том, что ее автор был знаком с прошлым опытом российских анкетных исследований в рамках Санкт-Петербургской Академии наук, Шляхетного Кадетского корпуса и других учреждений (анкеты В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера, М.В.Ломоносова и т.п.) 46 . Очевидно, также, что составители анкеты в общих чертах знали историю и географические особенности русских колоний в Америке. Программа разделена на четыре основных части, в которых требовалось дать описания: —40— (1) Топографическое, (физико-географическое). (2) Климатическое. (3) Статистическое, (социально-географическое и этнографическое). (4) Эстетическое (верования, отношение к проповеди христианства, эстетические и умственные способности туземцев).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010