Следующим шагом на пути ликвидации церковной автономии Киева стала секуляризация церковных имений в Малороссии, осуществленная при митр. Самуиле (Миславском) (назначен на Киевскую кафедру в 1783, так же как и его предшественник, стал членом Синода и получил право ношения белого клобука). 10 апр. 1786 г. высочайшим указом предписывалось ввести в малороссийских епархиях духовные штаты, церковные владения с жителями передать в Ведомство казенных палат. В основном указе о секуляризации названы суммы, к-рые казна выделяла на содержание епископских кафедр, духовных школ и монастырей. Киевский митрополит получил содержание наравне с Московским архиепископом. Киевский митрополит становился архимандритом Киево-Печерской лавры. Митрополичий дом должен был перейти гос-ву, там планировалось создать губернскую школу и перевести туда часть Киево-Могилянской академии. Др. часть академии должна была переместиться в Киево-Печерскую лавру, а на территории упраздненного Братского монастыря предполагалось создать госпиталь. На содержание Киево-Печерской лавры планировалось выделять столько же средств, как и на содержание Троице-Сергиевой лавры. Кафедральная церковь киевского Софийского мон-ря стала кафедральным собором со штатом белого духовенства наравне с московским Архангельским собором. Киевские муж. мон-ри Пустынно-Николаевский, Златоверхий Михайловский и жен. киевский Флоровский признаны первоклассными. Второклассными стали муж. обители: греческий Екатерининский, Мгарский Преображенский под Лубнами, переяславский Вознесенский и жен. киевский Богословский. К 3-му классу были причислены муж. мон-ри: киевский Выдубицкий, козелецкий Георгиевский, и женские: козелецкий Богоявленский и золотоношский Благовещенский. Ставропигиальный Межигорский монастырь со штатом 1-го класса планировалось перевести в Таврическую обл. Не вошедшие в штат мон-ри и пустыни должны были быть обращены в приходские церкви с открытием при них, где возможно, народных уч-щ и богаделен. Оставшихся за штатами монахов и монахинь предписывалось разослать по др. епархиям, белое духовенство, оказавшееся вне штата, должно было ожидать вакансий. До размещения всего духовенства приказывалось не рукополагать новых иереев и не постригать в монашество. Киевская консистория была переименована в дикастерию, изменялись ее кадровый состав и принципы функционирования.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

дух. академии «с 1693 по 97 г.» Кроковского был «составлен, быть может, по руководству системы Ф. Аквината, только имеет особенный план» (у иер. М. Булг. стр. 69). «Две богословские системы, читанные до Ф. Прокоповича» в киев. д. акад., говорит иер. Булгаков, «одна с 1702 г. по 6-й г., и другая с 6-го по 11-й» (Лопатинского?) «суть собственно не системы, а ряд трактатов, не имеющих между собою никакой внутренней связи: они очень похожи на учебник с 1693 по 97 г... Метода схоластическая – одна, дух православия – один, бессвязность между общими частями – одна»... (ib., стр. 136–137). О других – дальнейших учебниках в киев. д. акад. (напр., Сильвестра Кулябки, Георгия Конисского ...) ср. ibid. стр. 137, 138 и след., 145–146.... «С 1759 г... по предписанию митр. Арсения читано было» в киев. д. акад. «Правосл. исповед. кафол. вост, ц., под конец 18-го столетия введено Православное учение или сокращенная христианская Богословия преосв. Платона. С 1798 г., когда указом Свят. Синода предписано было во всех дух. академиях читать полный курс Богословия, начали здесь преподавать в богословском классе ...Нравственное Богословие по руководству Шанцову " (ib., стр. 143) (О Schanza ср. у Gass " a op. cit. zweiten Bandes zw. Abtb., S. 155. 156. Его сочинение: «De theol. morali positiones; Brünn, 1780», очевидно, прельстило тем, что незадолго пред этим временем оно лишь вышло в свет; особых достоинств в нем нет). К 52-му : «По руководству Ф. Аквината, без малейших изменений в порядке составлен учебник по Богословию» в киев. д. акад., «читанный в 1642 по 46 г. (иером. М. Булгак., стр. 69). К 65-му : Об «иерографической ифики (напеч. в 1712 г.), сочиненной Афанасием Милославским», говорит и иером. М. Булгаков (стр. 91). К 123-му и 119-му : О Самуиле Миславском чит. у В. И. Аскоченского op. cit. („Киев с древн...“), ч. II, гл. VII. К 163-му : В 3-й части «Христианской Богословии» иером. Ювеналия (со 165-й её страницы и до конца книги – до 329 стр. включит.) содержатся «нравоучительные наставления»: «о добрых делах вообще, о должностях к Богу, к ближнему» (=«к самому себе» и другим во всевозможных положениях и отношениях).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

На чем основывалась такая датировка? На этот вопрос можно ответить точно — церковь датировали на основании тех сведений, которые содержались в работах А.П. Крылова, А.А. Титова, Г. Преображенского и других авторов. При этом почему-то игнорировали данные, приведенные в «записке» С. Миславского, где о церкви Никиты сказано: «Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением подъячим Афанасьем Холмовым в 1684 году, а кем освящена, известий нет; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол кирпичный; покрыта по железной решетке листовым железом под краской, а глава опаяна жестью». Не зная первоисточника, которым пользовался С. Миславский, когда писал о церкви Никиты, мы считаем, тем не менее, его сообщение верным. В пользу новой датировки памятника (1684 г.) говорит и то обстоятельство, что не только вышеописанные конструктивно-планировочные особенности храма, но и его фасадный декор не позволяют считать церковь Никиты так называемым промежуточным звеном между церковью Николы Надеина 1620-1622 гг. и церковью Рождества Христова 1644 г. С постройкой в 1684 г. на месте деревянной церкви Никиты каменного (кирпичного) церковного здания можно связывать и поновление храмовой иконы «Никита мученик в житии» второй половины XVI в. В 80-х годах XVII в., когда, по нашему мнению, была построена посадская церковь Никиты, ярославские зодчие окончательно встали на путь новых архитектурно-художественных исканий. В этот период ими (под руководством приезжего мастера?) была построена бесстолпная церковь Богоявления (1686-1693 гг.), открывшая собою целый ряд культовых построек этого архитектурного типа. Несколько раньше — с 70-х годов XVII в. — мы сталкиваемся в работе ярославских мастеров и с пробудившимся у них интересом к двустолпной храмовой конструкции, о чем говорят выстроенные ими двустолпные церковь Дмитрия Солунского в Ярославле (1671-1673 гг.) и Благовещенский собор в селе Дунилове Суздальского уезда (1670-1675 гг.). Упомянем также двустолпную церковь в селе Пазушино под Ярославлем, построенную в конце XVII в. В этом ряду ярославских двустолпных храмов последней трети XVII в. находит себе место и посадская церковь Никиты — памятник весьма своеобразный и ставший теперь более известным.

http://sobory.ru/article/?object=61465

Так – в данном, рассматриваемом нами, событии явления якобы Самуила, чрез волхвование жены-волшебницы, слово «явившегося Самуила» было на самом деле словом «духа Пифона» чрез жену-волшебницу или при посредстве искусства ее «чревовещания», или при посредстве ее внушения Саулу, – по силе и влиянию на Саула ее личной воли. Последнее обстоятельство и должно считать причиной того поведения, какое оказал лично Саул под влиянием «волшебницы», и того положения Саула, в котором он находился по силе этого же влияния на него жены-волшебницы, ибо «Саул пал, – говорится в кн. Царств, – лицом на землю и поклонился»; «явившегося же Самуила» признал за Самуила («что это Самуил») со слов, и по влиянию «описания» вида – «зрака» «явившегося» опять таки «жены-волшебницы» ( 1Цар.28:14 ). Поэтому должно заключить, что именно «жена-волшебница» дала – «внушила» Саулу «разуметь» «явившегося Самуила» Самуилом; она же, от «духа Пифона» внушаемая в себе, внушила и всю речь Саулу от якобы Самуила, – на самом же деле «речь сия была лично от нее – или «яве» для Саула и «от-вне» чрез чревовещание, или чрез «приражение» от нее, по силе ее «внушения» и при содействии других злых духов, влиявших на душу Саула. А что это влияние было, действительно, в данном случае, на сие указывают два обстоятельства последовавшие за окончанием самого события явления якобы Самуила: во-первых, поднявшийся, как нужно заключить, от земли и стоя воспринимавший по «внушению» от жены или чреве ее чревовещание «вещания» якобы явившегося Самуила, а на самом деле «вещания» духа Пифона чрез жену-волшебницу, – Саул, осведомленный о том, что он «завтра падет вместе с сыновьями», «вдруг, – говорится в кн. Царств, – пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила»; во-вторых, «та женщина, увидев, что Саул очень испугался, подошла (εσλθεν) к нему и сказала: Вот, раба твоя послушалась голоса твоего, и подвергла жизнь свою опасности, и исполнила приказание, которое ты дал мне» ( 1Цар.28:20–21 ). В дальнейшем повествовании указывается, что Саул был увещаем – «встать от земли» и подкрепить силы свои пищей не одной только «женою-волшебницею», но и теми своими «двумя слугами», которых он взял с собой, отправляясь к ней в жилище: «И он – Саул, говорится в книге Царств, – послушался голоса их, и встал с земли, и сел на ложе» ( 1Цар.28:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Дом обрушился на всех, кто был в нем 327 . Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою ( Суд. 13–16 ). Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий 328 . При нем Господь воздвиг пророка Самуила. Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, Бог исполнит твое прошение». Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Мессией, или Христом, то есть Помазанником Божиим ( 1Цар. 1, 2:1–11 ). Призвание Самуила Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их 329 . Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем 330 . Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой» 331 . Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним ( 1Цар. 2:12–36, 3 ). Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Ягве... И было слово Самуила ко всему Израилю ( 1Цар. 3:21–41 ). И зазвучал от Самуила до Малахии пророческий глас в Израиле. Семь веков (XI-V вв. до Р.Х.) не умолкали пророки в народе Божием. Потом они умолкнут вновь на четыре века, пока не раздастся глас вопиющего в пустыне о скором пришествии Царства Небесного. И оно пришло! Как до Самуила, так и после Малахии, Ягве открывался человекам Божиим, но собственно пророков не было. Слово Ягве было редко, видения были не часты. Через Самуила после Моисея и Иисуса Навина вновь возобновилась священная письменность. Св. Писание до Самуила во весь период судей Израилевых состояло из Торы и книги Иисуса Навина. И вот в Самуиле возбуждено пророческое вдохновение и им, и пророками продолжено Писание. Самуил – составитель Первой книги Царств (Первой Самуиловой книги) и, возможно, книг Судей и Руфи. Так он положил начало кодексу священных исторических книг. Пророки, начиная с Самуила, оказывают огромное влияние на жизнь Израильского народа. Сами цари послушны им, а если непослушны, то и обойти их не могут, тогда начинались конфликты и гонения. Через Самуила началась не только в историческом времени вереница пророков, но и при нем, и чрез него, пророческий глас возбудил многих к этому служению. Когда родился Самуил, слово Ягве было редко в те дни, видения были не часты, а при жизни его уже целые сонмы пророков ходили по Израильской земле. Возникли целые общества – пророческие школы. Произошел, буквально, пророческий взрыв! Самуил при жизни стоит уже во главе сонма пророков. и Самуил между призывающими имя Его взывали к Ягве, и Он внимал им ( Пс. 98:6 ). Сонм пророков был во дни Самуила уже при призвании Саула на царство. Так Самуил, помазав Саула на царство, посылает его к холму Божию, говоря: После того ты (Саул) придешь на холм Божий (известное тогда в Израиле место), где охранный отряд филистимский; (там начальники филистимские); и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют ( 1Цар. 10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если бы вызывание умерших Аэндорскою волшебницею и в особенности вызов умершего пророка Самуила, равно как и другие волшебные вызывания умерших были делом естественным, то Господь, Творец, естества, не мог бы безусловно осудить все волшебные вызывания умерших вообще, а запретил бы и осудил только те волшебные вызывания умерших, которые совершаются для предосудительных и неодобрительных целей, подобно тому, как Он осуждает не всякую естественную жатву и не всякое естественную жатву и не всякое естественное собирание в житницу, а лишь греховное собирание сокровищ для себя, для своих греховных целей, с забвением Бога ( Лук. 12:21 ). Между тем слово Божье безусловно запрещает вызывание умерших и всякого рода гадание и волшебство. Законодатель еврейский Моисей говорит народу своему от лица Божья: Не должен находиться у тебя обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Второз. 18:11, 12). Когда скажут вам, говорит Господь Бог устами Своего пророка, обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению (Исаии 8:19, 20). И так явление Самуила по вызову Аэндорской волшебницы не могло быть делом естественным. Как же в таком случае понимать его? Не было ли оно обманом или же следствием болезненного душевного состояния, расстроенного воображения, болезненного состояния нервов, как объясняют некоторые? По этому противоречит весь ход и характер библейского повествования о вызове пророка Самуила. Библия повествует: 1) что Саул явился к волшебнице переодетым, и она не знала, кто пришел к ней, а узнала в пришедшем царя только уже после явления Самуила. Следовательно нельзя предположить одинаковости душевного настроения у волшебницы и у Саула и приспособления первой к последнему; 2) Самуила увидели как волшебница, которая испугалась громко вскрикнула и, успокоенная Саулом, сказала: вижу как бы Бога, выходящего из земли, – так и Саул, который узнал Самуила и имел с ним разговор; 3) Явившийся Самуил прежде всего грозно обличил Саула за то, что последний прибег к вызову и вопрошанию его, когда Господь отступил от него, затем предсказал, что Господь исполнит то, что говорил чрез него Саулу – отнимет у Саула царство и отдаст Давиду и что Саул и его сыновья падут в предстоящем сражении с филистимлянами; 4) Наконец, Саул пал на землю от сильного испуга после предсказания Самуила. Следовательно все явление совершалось при полном сознательном состоянии Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

И именно там, при скинии Завета, происходит призвание юного Самуила на пророческое служение. В начале 3-й главы Первой книги Царств подчеркивается: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. Потому отрок Самуил, услышавший голос, звавший его по имени, не мог предположить, что это обращение Бога к нему. Он решил, что его зовет Илий; а на самом деле Бог через юношу Самуила открывает Свою волю о доме первосвященника Илия. Начинается война с филистимлянами (см. главу 4) – и слова безымянного пророка сбываются. – От Самуила не осталось пространных книг, события его жизни занимают не так много места в Священном Писании – в отличие от событий жизни пророка Иеремии, например; но от Самуила осталось действие, остались исторические поступки. В чем пророческая миссия Самуила?Самуил – пророк, то есть представитель Бога на земле, посредник меж людьми и Богом, вестник Его воли – через Самуила в истории Израиля действует Сам Бог . После возвращения Ковчега, чему содействовал Сам Бог (см.: 1Цар. 6 ), Самуил убеждает народ Израиля в том, что спасение от внешних врагов возможно только при условии верности Единому Богу: расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян (7, 3). Именно через Самуила в Израиле устанавливается монархия. Об этом просят пророка старейшины Израиля (8, 5). Самуил против этого: И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя (8, 6). Ведь монархия – измена теократии. Самуил обращается к Богу, и Господь говорит ему о необходимости уступки: не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними (8, 7–9). Самуил честно предупреждает старейшин о том, что, получив царя, они утратят всякую личную независимость и всякие права: и сами вы будете ему рабами (8, 17). Но они продолжают настаивать: пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы (8, 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Притом самое событие, – «отнятие царства над Израилем от дома Саула», имело совершиться при совершенно новых – иных обстоятельствах и условиях жизни народа израильского, чем обстоятельства несчастной войны Израиля с филистимлянами при Сауле. Поэтому, рассматриваемая с исторической стороны, речь «явившегося Самуила» в том, в чем она только повторяет слова прор. Самуила, сказанные им, по повелению Божию, Саулу, в общем верна и определенна, – в том же, в чем она касается исполнения событий «во временах и сроках», речь «явившегося Самуила» неопределенна, и событиям во многом не соответствует: для личности действительного прор. Самуила, как посланника Божия, имевшего открыть Волю Божию Саулу, такая «речь» является во всех отношениях не соответственною, и потому ему непринадлежавшей и не могшей ему, как мы изъяснили, принадлежать. Оная «речь», «явившегося Самуила» могла принадлежать только злому духу, который в «веке сем», по греховному состоянию людей, при преискреннем и наибольшем своем приближении к человекам, может не только принять «образ» умершего человека, якобы «восходящего из земли», но и «вид Ангела света», по слову Св. Писания ( 2Кор.11:14 ), являясь, понятно, «призраком» в фосфорическом свете «блуждающего огня». Глава XLVI Итак, «явившийся Самуил» в доме аэндорской волшебницы, по ее «вызову», был никто другой, а злой дух: что в данном явлении злого духа в «зраке» – образе прор. Самуила не было приститижитаторства или одного только чревовещательства «жены-волшебницы», доказательством тому служит все описание данного события, указующего на такие обстоятельства, которые хотя «в призраке», однако фактически – во вне и «яве» во всяком случае были. Так сама «жена-волшебница» поражена была необыкновенным даже для нее самой «видением» как бы целой совокупности «зраков и теней», отделявшихся от земли в атмосфере ее жилищного помещения»: «и увидела женщина Самуила, – говорится в кн. Царств, – и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? Ты – Саул.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Анна Прор., мать пророка Самуила - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Анна Прор., мать пророка Самуила - житие Эта страничка относится к разделу   Анна Прор., мать пророка Самуила Святая Анна Пророчица, мать пророка Самуила (память 9 декабря по старому стилю) «Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, — повествует Библия. — У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей». Вот однажды, придя в Силом для поклонения святой скинии, Анна про себя помолилась ко Господу, дав обет, что если Бог пошлет ей сына, она отдаст его в храм. Бывше же на ступенях храма и священник Илий. Видя, как женщина стоит у дверей и шевелит губами, не произнося ни слова, он сначала подумал, что она пьяна. «Нет, я не пьяна, — сказала Анна, — но изливаю душу свою Господу». «Иди, даст тебе Господь по слову твоему», — сказал Илий. И вскоре Анна зачала сына. И назвали его Самуил, что означает «испрошенный у Бога». Выкормив его, она пришла вновь в Силомский храм и, обращаясь к священнику Илию, сказала: «О сем дитяте молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое. И я отдаю его Господу на все дни жизни его». Самуил стал последним судией израильским и пророком. Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Анна Прор., мать пророка Самуила " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1781

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010