Предлагаю делать это централизованно. Конечно, у кого есть связи, не надо их разрушать. Но у многих таких связей нет. Существует наша комиссия, и мы можем выходить на городские и областные структуры совместно. Для этого нужно, чтобы была смета, и был известен объем тех работ, которые намечается сделать. Но даже в том случае, если их нет, я все равно советовал бы вам выходить на нашу комиссию и говорить о своих нуждах и предложениях, потому что есть люди, заинтересованные нам помочь и в этом деле. Если они помогут нам создать предпроектную документацию, то сумма оплаты этого труда может быть впоследствии включена в сами реставрационные работы, и это все окупится. Поэтому не нужно бояться, и это будет толчок для вашей деятельности на очередном этапе. 2. До сих пор не все храмы нашей епархии мы имеем хотя бы в пользовании. Здесь возникает особая тема взаимодействия с государственными структурами, в том числе с музеями, которые занимают эти храмы. Есть как положительный опыт (Исаакиевский собор, Сампсониевский собор), так и отрицательный опыт (Смольный собор, Кронштадтский собор). Вопрос регулярных служб в Петропавловском соборе - также огромная проблема; пока еще трудно это сделать, но мы надеемся, что это получится. Эти вопросы касаются не каждого здесь присутствующего, но молитвенно мы все могли бы участвовать в том, чтобы наша епархия имела достойным образом все наши храмы действующими, а не только в виде музеев. Теперь два момента, касающиеся нового храмостроительства. 1. Многие приходы бедные, особенно те, которые только начинают свою деятельность, и возникает простое желание найти типовой проект и воспроизвести его. Конечно, существуют типовые проекты. В прошлом году архим. Назарий (Лавриненко) издал прекрасный альбом с дореволюционными типовыми проектами храмов и часовен. Конечно, этим можно пользоваться, но больше для того, чтобы вдохновиться на работу по все-таки новому храму. Не бывает так, чтобы храм тиражировался, как типовой дом, и повторялся совершенно безо всяких изменений. Все равно требуется проект, привязка к месту, генеральный план, прокладка сетей, рабочее проектирование и т.д. Поэтому желание сэкономить на этом ответственнейшем моменте не выливается в реальную экономию, а может вылиться только в последующие проблемы, если мы будем сразу идти по пути наименьшего сопротивления. Все равно проект нужно делать профессионально и с участием архитектора - будет ли это вдохновением по поводу старого типового проекта, либо это будет новый храм.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Митрополит обратил внимание на то, что прошло почти сто лет со времени революции 1917 года, но далеко не все храмы возвращены Церкви. " Я недавно обратился к руководству нашего города, чтобы возвратили нам храмы, которые были тогда отобраны. Это Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Смольный собор), Сампсониевский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. Их надо возвращать Церкви, здесь нет ничего плохого, все по закону. Поэтому я прошу вашей поддержки, чтобы вы тоже помолились, чтобы Господь восполнил то, что мы потеряли сто лет назад, чтобы наши святыни вернулись к нам и мы могли совершать полноценные богослужения и развивать приходскую жизнь. Если мы это сделаем, Господь не оставит нас. Мы должны быть активными христианами " , - подчеркнул правящий архиерей. Он поблагодарил настоятеля собора за приглашение помолиться перед иконой новомучеников и исповедников земли Русской. " Пусть Господь их молитвами поможет нам жить в чистоте, праведности и святости - жизнью, угодной Богу " , - заключил владыка. Настоятель поблагодарил владыку за совместную молитву и преподнес ему букет цветов. Собор был построен в 1899 году по проекту  академика архитектуры Николая Султанова по инициативе императора Александра III и освящен в 1905 году в присутствии царской семьи. Помимо главного престола во имя апостола в нем было устроено два придела: небесного покровителя императора святого Александра Невского и преподобной Ксении Римляныни, небесной покровительницы дочери императора великой княжны Ксении Александровны. В 1937 году храм был закрыт, возвращен епархии в 1989-м. После его восстановления в 1991 году центральный престол освятил 9 июля 1994 года Святейший Патриарх Алексий II. Приделы находятся в стадии реставрации. ИА " Вода живая " , 13.08.15 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

17.02.2017 15:49 РПЦ призывает пресечь застройку у стен Андроникова монастыря в Москве 17.02.2017 10:43 РПЦ: размещение туалетов и кафе в храме Андроникова монастыря недопустимо 16.02.2017 22:48 РПЦ рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря 15.02.2017 17:46 Саратовские старообрядцы не могут вернуть себе здание церкви из-за отсутствия справки 02.02.2017 16:20 Музей-памятник «Исаакиевский собор» завершает передачу РПЦ Сампсониевского собора 31.01.2017 12:02 ЮНЕСКО может исключить «Херсонес» из списка Всемирного наследия в случае передачи РПЦ 25.01.2017 10:03 Сенатор предлагает передавать храмы только с разрешения депутатов 24.01.2017 20:50 В. Легойда: Ставить вопрос о скорой передаче объектов «Херсонеса» епархии неактуально 24.01.2017 12:22 Минкультуры назвало условие передачи заповедника «Херсонес» РПЦ 24.01.2017 09:13 В ОП не видят оснований для передачи объектов «Херсонеса» Церкви 23.01.2017 11:04 Крымская епархия добивается передачи ей «Херсонеса Таврического» 19.01.2017 17:19 В 2016 году государство передало Русской Православной Церкви 133 объекта 13.01.2017 12:18 Здания храма Георгия Победоносца в Ендове и колокольни переданы Церкви 12.01.2017 16:59 Екатерининский собор в Царском Селе передают Церкви 11.01.2017 23:51 Российская национальная библиотека передаст РПЦ одно из своих зданий 10.01.2017 16:47 Петербуржцы собирают подписи против передачи Исаакиевского собора РПЦ 10.01.2017 15:39 Директор Исаакиевского собора: Слухи о передаче музея РПЦ небезосновательны 29.12.2016 15:55 Пермская епархия продлила договор с художественной галереей о пользовании зданием кафедрального собора 21.11.2016 10:48 Архиепархия Божией Матери в Москве Заявление Информационной службы архиепархии Божией Матери в Москве в связи с намерением Администрации Смоленской области разместить филармонию в здании католического храма в Смоленске 02.11.2016 17:25 Входоиерусалимская церковь в Тотьме станет действующей, но в ней сохранится Музей мореходов 16.09.2016 13:07 " Российская газета "

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Николай Викторович Нагорский 14 января 2008 года на 64-м году жизни скончался директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Викторович Нагорский, верный и надежный партнер Санкт-Петербургской епархии, много сделавший для налаживания добрых отношений между Церковью и культурными учреждениями Санкт-Петербурга. За многолетние труды во славу святой Церкви и вклад в духовное возрождение Отечества Николай Викторович был награжден орденами Русской Православной Церкви: Преподобного Сергия Радонежского III и II степеней (2001 и 2007гг.), Преподобного Андрея Рублева III степени (2003 г.), и серебрянной медалью Санкт-Петербургской епархии святого апостола Петра. Николай Нагорский родился в Ленинграде в 1945 году. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт, учился в Театральном институте, где получил профессию режиссера народных театров. В 1980-е годы был директором Дома композиторов, заместителем директора Молодежного театра, преподавал в Высшей профсоюзной школе. В июне 1986 года был назначен на должность заместителя генерального директора Государственного музея-заповедника «Царское Село». В апреле 2002 года стал директором музея «Исаакиевский собор», объединяющего четыре храма-памятника - Исаакиевский, Смольный, Сампсониевский соборы и храм Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). Кандидат педагогических наук, тема диссертации - «Музей как социально-культурный институт». Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 2007 году стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области просветительской деятельности. За время руководства Николая Викторовича коренным образом изменились отношения музея и Санкт-Петербургской епархии, которые стали строиться на основе взаимоуважения и взаимопомощи. При содействии Николая Нагорского в великолепных храмах Петербурга - Исаакиевском и Сампсониевском соборах, «Спасе-на-Крови», входящих в комплекс музея, - начались регулярные богослужения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Постоянная экспозиция открыта в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга. Она посвящена 300-летию основания храма-памятника в честь Полтавской победы 1709 года. Экспонаты предоставлены ГМП «Исаакиевский собор» и СПбДА. Условно экспозиция делится на три части: две посвящены Полтавской битве, а третья — святыням Сампсониевского собора. Впервые широкому зрителю представлены дореволюционные снимки священнослужителей собора периода 1848-1918 годов. Они выполнены в виде качественных увеличенных копий. Рядом с фотографиями 1909 года, запечатлевшими богослужение в честь 200-летия победы под Полтавой, возглавляемое митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским), соседствуют современные снимки. Они сделаны ровно век спустя на торжествах, посвященных 300-летию генерального сражения Северной войны. Божественную литургию летом 2009 года возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Раритетным экспонатом стало Малое Евангелие. Издание типографии Киево-Печерской лавры 1703 года, посвященное царевичу Алексею Петровичу, находилось в соборе вплоть до Октябрьской революции. Дальнейшая его судьба долгое время была неизвестна. Лишь недавно святыня вернулась в храм. Примечательно, что в руки сотрудников ГМП «Исаакиевский собор» Евангелие попало случайно. Его принесли художники-реставраторы, которые приобрели его у частного лица в 1997 году и установили подлинность.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-03-10/1...

Мы нормально делили пространство и при владыке Варсонофии. Если нужна была елка, мы в музее что-то разбирали, подвигали. У музея был лишь один выходной день - 1 января. Но если он выпадал на воскресенье или большой церковный праздник, храм открывался для служб. Нужно ризохранилище, устраиваем шкафы. Надо открывать торговлю свечами, музей тут же приобретает оборудование, отвечающее эстетике и характеру собора, стилистически не вырывающееся из нее, но при этом учитывает и финансовые возможности прихода. С теперешним ключарем Алексеем Исаевым мы обговариваем количество свечей, обсуждаем, где можно безопасно разжигать кадило, где лучше сделать вытяжку. Многие годы музей привозит воду на Крещение, которая освящается настоятелем. Мы ни разу не сказали Церкви: это не наше дело. " Вода живая " веры христианской важна и для нас. Я не помню, чтобы мы могли в чем-то отказать собору. Наши противоречия не внутренние, они привнесенные. Горожане и гости города очень любят Исаакий. И как храм, и как музей. У нас 3,85 миллиона посещений в год (сюда входят и посещения храма Спас на крови). Многие хотят попасть на колоннаду и увидеть город с высоты птичьего полета. Я уверен, что просветительская миссия музея " Исаакиевский собор " помогала людям преодолевать внутренний барьер перед религиозностью. Для многих экскурсия заканчивалась желанием постоять на службе. Культ и культура - слова с общим корнем. И враг у людей культуры и церкви один - невежество. Не будем забывать, что в 80-е годы 20 века слова " духовный человек " означали - человек, ходивший в музеи. Мы всегда старались не разделять церковную и музейную культуру. Отреставрировав Сампсониевский собор в " тяжелом " Выборгском районе, где к нему долго держалось неуважительное отношение, в 1999 году открыли там экспозицию. Первыми туда вошли верующие. Не приход, просто люди, захотевшие увидеть воссозданный интерьер храма. И когда они увидели, как мы позолотили уникальные иконостасы, сколько икон вернулось (из 168 сохранилось и было отреставрировано в недрах нашего музея 112 подлинных икон собора), то сказали нам " большое спасибо " и ... перестали бить бутылки на территории возле. Невежество - общий враг культа и культуры - физически отступило.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Все сильно запутала советская власть, завязав тяжелый исторический узел, который мы распутываем до сих пор. Лучшим, во что она превратила храмы, были музеи. Музейный статус хотя бы позволял сохранять, реставрировать, поддерживать церковную культуру. И очень важно и знаменательно, что во второй половине 20 века отношение музейных работников и интеллигенции к церковному культурному наследию стало, по сути, самоотверженным служением ему. Мы все помним, как в конце 70-х годов в халтурную реставрацию Новоиерусалимского монастыря вмешался Дмитрий Сергеевич Лихачев. Ее подлинность не раз отстаивал известный исследователь и реставратор памятников архитектуры Петр Барановский. Интеллигенция заступалась, заступалась и заступалась за церковную культуру. В 90-е годы началось возвращение в храмы Церкви. Позицию позапрошлого директора Исаакиевского музея, прилюдно говорившего " пока я жив, ноги попа здесь не будет " , теперь все вспоминают с иронической улыбкой. Количество богослужений дошло до 640 в год. Это чаще, чем в иных приходских храмах. Но речь теперь идет не о возвращении Церкви в храмы, а о законодательно оформившемся возвращении храмов Церкви. Оно проходит не так легко, потому что государство часто не готово давать музеям нормальные помещения для работы. Но проходит - Церковь получает храмы и помаленьку воссоздает их. Но ситуация вокруг Исаакиевского собора особенна. Музей " Исаакиевский собор " с уникальной профессиональной командой реставраторов поднял из запустения три собора - Смольный, Сампсониевский и Спаса на крови. И 25 постсоветских лет в великолепном состоянии держал технически сложный Исаакиевский собор. Петербургская власть, передающая его Церкви, оставила музейщиков, около 400 человек коллектива, который сам зарабатывает деньги на содержание культурного наследия и себя, в ситуации " с вещами на выход " . Телеканалы дали телерепортажи под названием " Выгнать торговцев из храма " . Каких торговцев?! В Исаакиевском соборе четыре киоска, из них два - церковные (в принадлежащем церкви Казанском торговых площадей больше). Все сильно запутала советская власть, завязав тяжелый исторический узел, который мы распутываем до сих пор

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

" Это – уникальный памятник, – подчеркивает Тимофеев. – В нем покоятся останки ста двадцати двух выдающихся деятелей отечественной истории. А кроме того, здесь размещается замечательное собрание мемориальной скульптуры – есть работы Мартоса, итальянских мастеров, английских. Уникальное собрание, которым может гордиться не только город, но и страна! " . Правда, в музее слегка недоумевают, как Церковь будет уживаться с находящимися в здании памятниками. " Они не очень вписываются в церковные каноны, поскольку многие скульптуры обнажены " , – замечают специалисты. Впрочем, судьба мемориальных скульптур, а равно и Музея городской скульптуры, на заседании Совета по сохранению культурного наследия не обсуждалась. Зато посетивший совещание наместник Александро-Невской лавры, епископ Выборгский Назарий сообщил, что дорога, проходящая по территории Александро-Невской лавры от надвратной церкви к Благовещенскому мосту, находится в ужасающем состоянии. " Если по ней не проезжать на автомобиле, а пройти пешком, то очень легко сломать ногу " , – заявил он, уточнив, что находится дорога в собственности города, и было бы очень неплохо, если бы администрация привела свое имущество в порядок. Заодно напомнил он и о предстоящем в 2013 году торжественном праздновании 300-летия Александро-Невской лавры, и отметил, что денег, выделенных КГИОП на реставрацию комплекса, явно недостаточно. Но обещаний выделить дополнительные средства не прозвучало. Как уже писала " Фонтанка " , поправки к закону о реституции, в соответствии с которыми религиозные организации могут бесплатно получать в собственность часовни, молитвенные комнаты и другие помещения, предназначенные для различных религиозных обрядов, были подписаны 12 мая 2008 года. На тот момент объектов, которые могли быть переданы верующим, насчитывалось около 115, причем тринадцать из них (например, Исаакиевский и Сампсониевский соборы, Благовещенская усыпальница. Смольный собор, храм Спаса на Крови, Петропавловский собор в Петропавловской крепости) занимают госучреждения.

http://religare.ru/2_90941.html

Упоминание о русском богатыре Илие Муромце, конечно, сразу трогает душу. Илия не просто герой эпоса о защите земель русских, а реальный человек, мощи которого находятся в Киево-Печерской лавре. - Сам я закончил Киевскую духовную академию, естественно, не раз бывал в Киево-Печерской лавре. Ковчег с мощами преподобного Илии Муромца выделяется своими огромными размерами. Как принято в церковной жизни, частички мощей святых и великомучеников отделяются и передаются другим монастырям. Частицы мощей святого Илии Муромца имеются и в монастыре Хиландар, а теперь они доставлены в наш собор и дают силу петербуржцам, - поясняет настоятель собора. Для обеспечения сохранности афонских святынь в Сампсониевском соборе установлены дополнительные меры безопасности. Камеры видеонаблюдения появились в храме еще в его музейные времена, теперь на входе смонтированы рамки металлоискателей. Вопрос охраны уникальных ценностей никогда не теряет актуальности, а тем более в нынешние времена. Великолепен, например, иконостас редчайшей работы. Он сохранился в первозданном виде, несмотря на то, что в течение 65 лет - с 1938-го и до 2002-го года - службы в храме не проводились. Среди ликов, помещенных в иконостасе, две иконы с изображением преподобного Сампсона Странноприимца. Кстати, иконы, как и другие музейные ценности собора, принадлежат государству. До 5 февраля храм входил в комплекс ГМП " Исаакиевский собор " . И сейчас контроль за состоянием и сохранением икон ведет смотритель-искусствовед Исаакиевского собора. В здании установлены датчики, измеряющие температуру и влажность. Значительных отклонений от заданных показателей не допускается. Жестко контролируются и ремонтные, реставрационные работы, которые ведутся в храме. Все изменения согласовываются со специалистами городского КГИОПа. - Главное, что сейчас происходит, это возрождение духовной жизни храма, - отмечает архимандрит Серафим. - В должность настоятеля я вступил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия два года назад, а службы в храме возобновлены с мая 2002 года. Но только после передачи собора Церкви приход стал быстро расти. Православные говорили, что в условиях музея им молиться было некомфортно, сейчас же церковная жизнь возобновилась в полном объеме. Уже ведутся венчания и отпевания, мы завели метрическую книгу для записи о совершении этих церковных актов. Начали работать воскресные группы - для детей и взрослых, стремимся, чтобы они стали воскресной школой при храме. Готовимся к возобновлению социального служения.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Наконец, 25 сентября 1942 г. был подписан акт о выполнении в полном объеме маскировочных спецработ, причем приходской совет оплатил их стоимость, составившую только в августе-сентябре 20 600 руб. Подобные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых. В подвальных помещениях ряда храмов (например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время — отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Афонское подворье и Новодевичий монастырь — архивы, Владимирскую церковь — филиал Публичной библиотеки и т. д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая это гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм. Расчет оказался правильным, за весь период блокады в собор не было прямого попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели. Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. Особенно большую роль при этом играла Александро-Невская лавра. С началом Великой Отечественной войны комплекс зданий лавры сразу стал использоваться для военных целей. Первоначально в конце лета — осенью 1941 г. на территории монастыря был устроен укрепленный район с девятью опорными боевыми точками . По воспоминаниям одной из бывших блокадниц, огневая точка была устроена даже в помещении ее квартиры в угловом здании Лавры, выходившем на набережную Невы. В Федоровском корпусе вблизи Троицкого собора разместилось бомбоубежище, а большая часть самого собора оказалась занята под воинский склад, причем одно время в нем хранили и боеприпасы. В конце 1941 г. в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь 1. Сюда в обязательном порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в какое-либо другое лечебное учреждение. В приемно-распределительном госпитале врачи оказывали первую медицинскую помощь, осуществляли диагностику и сортировку раненых и больных и направляли их затем в соответствующие лечебные учреждения. В функции врачей и медсестер также входило выявление «самострелов» и симулянтов, имелся в госпитале и штат политработников, которые изучали письма бойцов родным . Присутствие на территории лавры большого количества военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города.

http://bogoslov.ru/article/6171408

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010