Санкт-Петербург. Собор Сампсона Странноприимца. Сампсониевский собор Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная часовня,находящаяся в северо-западной части нынешней соборной ограды,была построена на этом месте ещё в 1735 г., дабы обозначить местонахождение первой деревянной Сампсониевской церкви (построенной в 1709-1710 годах и разобранной в 1735 г.). Около 1908 г. она была разобрана, и в 1909 г. на её месте по проекту архитектора Андрея Петровича Аплаксина была выстроена в барочном стиле новая каменная часовня во имя Спаса Нерукотворного Образа,сохранившаяся доныне. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. Санктъ-Петербургская enapxiя. Выпускъ III. - СПб, 1908, с. 5; Романченко Н.Ф. Ucmopuчeckiй очеркъ Санктъ-Петербургскаго Caмncohiebckaro собора. - СПб, 1909, с. 52; Филиппова Н.С. Музей-памятник " Сампсониевский собор " . - СПб, 2002, сс. 2-3 Это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. В его облике наиболее проявились традиции древнерусского зодчества. Собор расположен недалеко от места, где Петр I заложил деревянную церковь в память победы под Полтавой 27 июня 1709 года (в день именин св. Сампсония Странноприимца). Здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией. В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт-Петербург иностранцы - странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца. При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост, фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены " враги Бирона " А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось. Церковь и колокольня, возведенные из дерева, постепенно ветшали, а приход расширялся, и поэтому уже во второй половине 1720-х гг. появилась необходимость в новом, более просторном здании.

http://sobory.ru/article/?object=01540

     Этот один из самых старых храмов Санкт-Петербурга вскоре должен быть окончательно передан Церкви. Пока же в его стенах уживаются вместе приход и музей. Оказывается, и в такой ситуации возможна хоть и не беспроблемная, но полноценная приходская жизнь. Красота и её назначение Первое, что замечаешь, войдя в собор, — билетную кассу и доску объявлений о предстоящих концертах в притворе. Но вход в собор свободный, платы не требуется, если вы, конечно, не собираетесь заказывать экскурсию. Приходя на воскресную Литургию, верующие вежливо здороваются со смотрительницами, и, открыв тяжелую дверь, отделяющую притвор от храма, проходят дальше. Никакой напряженности, косых взглядов и шепота недовольства. В самом храме немалое место занято музейной экспозицией: можно узнать об истории собора, увидеть макет деревянной церкви, некогда стоявшей на месте каменного храма, посмотреть на фотографии священников, служивших на приходе в разное время. Главный же экспонат постоянной экспозиции — «Малое Евангелие Сампсониевского собора», изданное в типографии Киево-Печерской лавры еще в 1703 году. После революции оно было утеряно, но несколько лет назад вернулось в стены храма. На балансе «Музея четырех соборов» храм находится уже долгие годы — с 1984 года. Ветшавший и разрушавшийся не одно десятилетие, Сампсониевский собор требовал долгой и кропотливой реставрации, которая была проведена сотрудниками музея. Внешнее убранство и интерьеры были восстановлены к 1999 году: всё это великолепие составляет, наверное, главную достопримечательность музея. Постепенно удалось добиться того, чтобы верующие смогли совершать под сводами храма богослужения. Сейчас всё идет к тому, что собор окончательно передадут Церкви. Церковный неуют Прихожанка Елена Рябцева посещает храм уже 3,5 года. Ее жизнь изменилась после знакомства с прежним настоятелем собора — протоиереем Иоанном Малининым, сейчас служащим в Тихвинской епархии. Елена говорит, что под руководством отца Иоанна ей удалось пересмотреть свои взгляды на жизнь:

http://pravoslavie.ru/95256.html

  разделы   рассылка  распечатать Кира Обухова Реституция добралась до Благовещенской. Следующий Исаакий? Источник:  Фонтанка. ру Передача недвижимого имущества православной церкви начинается в нашем городе полным ходом. РПЦ уже пообещали передать Благовещенскую церковь-усыпальницу, входящую в состав комплекса Александро-Невской лавры, на очереди Сампсониевский собор и церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Судьба Исаакиевского собора пока неизвестна, но слова представителей властей (пусть и с оговоркой – " это приватное мнение " ) о том, что уместно было бы тоже передать его епархии, уже прозвучали. Куда переведут музеи и музейные коллекции, занимающие сейчас церковные помещения, пока неясно. О том, что Благовещенская церковь-усыпальница будет передана Санкт-Петербургской епархии, стало 30-го ноября известно на заседании Совета по культурному наследию. " Было бы правильным вернуть ее в состав Александро-Невской лавры, – пояснил новый глава КГИОП Александр Макаров. – Тем более, что наступает двухсотлетие начала войны 1812 года, а в этом храме покоятся останки Милорадовича и многих других героев Отечественной войны " . " Кроме того, там находятся и останки великого Александра Суворова, в музЭе, – произнес он, налегая на " э " в слове музей. – Наверное, это не совсем хорошо " . Позднее выяснилось, что не совсем все хорошо и в Исаакиевском соборе. " Я считаю, что этот храм должен находиться под омофором (архиерейское одеяние. – Прим. редакции) Церкви, – высказал Макаров свою точку зрения журналистам. – Это было бы вполне правильно. Тем более, что там сейчас находится довольно много ларьков, торгующих сувенирами и какой-то непонятной атрибутикой, и общая обстановка не такая, какой она должна быть в храме " . " Но это – мое приватное мнение " , – подчеркнул он. В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) " Фонтанке " пояснили, что сейчас в комитете есть три обращения от Санкт-Петербургской епархии. Город просят передать в безвозмездное использование РПЦ Сампсониевский собор, церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище и Благовещенскую церковь-усыпальницу в Александро-Невской лавре.

http://religare.ru/2_90941.html

В подвальных помещениях ряда храмов (например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время — отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Старо-Афонское подворье и Новодевичий монастырь — архивы, Владимирскую церковь — филиал Публичной библиотекии т. д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая его гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм. Этот расчет оказался правильным, за весь период блокады в собор не было прямого попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели. Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. При этом особенно значительную роль играл собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте. Уже в 1938 г., к 125-летию со дня кончины погребенного в соборе фельдмаршала М. И. Кутузова, могила великого полководца была вновь украшена привезенными из Исторического музея в Москве трофейными французскими знаменами и ключами от взятых в ходе заграничного похода русской армии 1813 г. городов и крепостей. В первые месяцы после начала войны — в июле-августе антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 г. в здании устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре — на его колоннаде. С 1942 г. в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 г.», которую активно посещали делегации с фронта. На площади перед последним у памятников полководцам Отечественной войны 1812 г. Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М. И. Кутузова и возлагали на нее цветы. В архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию.

http://pravoslavie.ru/70589.html

Санкт-Петербург. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Спаса-на-Сенной /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалась по Садовой улице на Сенной площади (с 1952 по 1991 гг. Площадь Мира) и была одна из самых посещаемых храмов города. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной или Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот небольшой деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. 20 июля 1753 года рядом с деревянной была заложена каменная церковь, строившаяся в основном на средства купца Саввы Яковлевича Яковлева. Строительство длилось 12 лет. Деревянная церковь, находившаяся рядом с каменным собором, была разобрана еще до окончания его постройки, в 1761 году. В том же году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Рядом с пятикупольным каменным храмом была возведена высокая трехъярусная колокольня. 20 октября 1764 года был освящен придел прп. Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Иконостас центрального придела написал известный иконописец М.Л. Колокольников. Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (около 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

http://sobory.ru/article/?object=35608

Как бесы на ладан: либеральный плач по Исаакию января 2017 Всенародный плач по Исаакию - это не боль по судьбе культуры, а долгожданный повод обрушить весь накопленный гнев на губернатора Полтавченко и на Патриарха Кирилла. Нынешняя волна возмущения в связи с решением Смольного отдать, наконец, Исаакиевский собор в пользование Русской Православной Церкви, помимо профессиональных борцов с режимом увлекла массы людей, достаточно далеких от политики. Все-таки 156 тысяч человек, уже подписавших на американском сайте юридически ничтожную петицию против передачи храма Церкви, - это, безусловно, достаточно много. Очевидно, что практически вся петербургская интеллигенция, вероятнее всего, с той или иной степенью смелости также выступит против этого решения. Однако, на мой взгляд, эмоций, у большинства искренних, пока явно больше, чем спокойного анализа ситуации. Что такое государственный музей-памятник " Исаакиевский собор " ? В недавнем прошлом это объединенные под одной административной крышей четыре собора: Исаакиевский, Спас-на-крови, Смольный и Сампсониевский (два последних уже переданы РПЦ). Строго говоря, главными и основными экспонатами музейного учреждения являются сами здания культовых сооружений, т. е. архитектурные сооружения, а также их неотъемлемая часть в виде росписей стен и потолков, иконостасов и других произведений духовного искусства. Все остальные музейные фонды " Исаакия " , по большому счету, даже не гарнир, а веточки зелени на гарнире. Равно как и проводимые музеем концерты, выставки и другие культурные мероприятия. В них нет ничего настолько эксклюзивного, чтобы невозможно было бы провести их на другой площадке. Уже достаточно давно, с 90-х годов, в Исаакии проводятся многочисленные богослужения, в том числе и патриаршие, и митрополичьи. Особого возмущения публики этот факт не вызывал, а сайт музея сообщает об этом даже с некоторой гордостью. За чей счет реставрировались и содержались эти великолепные памятники, честно говоря, меня, как и, уверен, миллионы посетителей, не волновало и не волнует.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербургской епархии продолжат добиваться передачи Исаакиевского собора 03.09.2015 599 В Петербургской епархии считают, что отказ передавать ей Исаакиевский собор является пережитком советского прошлого. «Если мы говорим о необходимости патриотизма, о возвращении к истокам, о необходимости духовного, религиозного, патриотического воспитания, то данное решение не позволяет говорить о том, что мы изжили целиком те рудименты атеистического прошлого, которые господствовали в городе на Неве в течение советского времени», - заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в среду член Общественной палаты РФ, настоятель Сампсониевского собора Петербурга протоиерей Александр Пелин. По его мнению, если храм в советский период, во время атеистических гонений, был превращен в музей, то сейчас, «в новую эпоху отказа от идеологии атеизма, богоборчества, передача храма показала бы, что люди, власти города отказались от богоборческой идеологии». «Если же данная передача невозможна по каким-то соображениям, то мы остаемся пока в каком-то смысле в той же самой ситуации. Мы не перебороли свое прошлое, мы не вышли из него, а остались в тех старых, далеких, советских временах, к сожалению», - считает священник. Как отметил он, решение властей города не может удовлетворить общину верующих, сосредоточенных вокруг Исаакиевского собора, и «дает им возможность и право и далее продолжить обращение как к руководству города, так и в иные инстанции с просьбой исполнения федерального законодательства России». Собеседник агентства убежден, что трудности с финансированием - «это вторичные вещи, и они обсуждаемы». «Есть принципиальное решение, а есть формы и подходы. Если принципиальное решение принято, то далее обсуждается, каким образом это должно быть, в каких формах, кто и каким образом обеспечивает экономическое функционирование, кто обеспечивает хозяйство Исаакиевского собора, потому что это большое хозяйство. И тут можно пообсуждать, но пока, к сожалению, это не обсуждалось», - посетовал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/03/v_...

Процедура передачи длилась почти два года 6 февраля. ПРАВМИР. Сампсониевский собор в Петербурге перешел в ведение Русской православной церкви. 5 февраля состоялась торжественная церемония, в ходе которой директор музея передал Церкви символический ключ от здания. Сампсониевский собор ранее входил в состав музея «Исаакиевский собор». Музей объединял четыре храма, однако после передачи Церкви Смольного и Сапсониевского соборов у музея осталось два объекта. Если РПЦ получит еще и Исаакиевский собор, в ведении музея останется только Спас-на-Крови. Сампсониевский собор перешел к РПЦ на 49 лет, процедура передачи длилась почти 2 года, сообщает петербургская интернет газета «Фонтанка.ру» . «35 лет назад музей вошел в стены этого храма, чтобы вернуть ему былой облик и черты, которые он имел в 18-м веке. Это один из самых хорошо сохранившихся храмов 18-го века в Петербурге. Это великий памятник победе над врагом», – заявил директор музея Николай Буров в ходе церемонии передачи. По словам Бурова, музей до конца не уходит из собора – в нем остаются музейные объекты, за сохранностью которых нужно будет следить, в том числе это 250-летний старинный колокол весом 7,5 тонн. Кроме самого собора, РПЦ передается колокольня, часовня и юбилейный домик. Экспозиция, которая раньше размещалась в Смольном и Сапсониевском соборах, будет объединена в музее Северной войны, сообщил Буров журналистам. «Музей Полтавской виктории никуда не исчезал, он есть, сейчас он хранится в фондах, мы его обязательно разложим. Но когда он откроется на новом месте, я не скажу, у меня такого видения нет. Три года как минимум нужно, чтобы привести здание в порядок. Там будет экспозиция и Смольного собора, и Сампсониевского, и посмотрим еще, каких соборов», – цитирует Бурова ТАСС . Церковь в честь святого Сампсона Странноприимца была заложена императором Петром Великим на Выборгской стороне в 1709 году в честь победы над шведами под Полтавой. К 200-летию Полтавской победы церкви был присвоен статуса собора, а напротив колокольни открыли памятник императору Петру I. В 1929 году памятник был демонтирован, но к 300-летию Петербурга его восстановили.

http://pravmir.ru/sampsonievskiy-sobor-v...

Открылись выставки, посвященные царю Петру I и святой царице Александре июня 2022 В эти же дни исполнилось 150 лет со дня рождения последней российской императрицы Александры Феодоровны, поэтому в библиотеке была открыта еще одна экспозиция - " Жизнь на крыльях жертвенной любви " . Большинство материалов предоставлены коллекционером и культурологом Вадимом Кустовым. Экспозиция дополнена материалами выставки о семье последнего российского императора, созданной в Петропавловском соборе Петергофа на средства президентского гранта. Выставку " Храм Победы " представил научный сотрудник ГМП " Исаакиевский собор " Дмитрий Медвинский. Сампсониевский собор в течение многих лет входил в музейный комплекс, после передачи в 2017 году храма епархии все иконы и предметы убранства остались на попечении музея. Сампсониевский собор - первый в Санкт-Петербурге храм-памятник, возведенный в честь победы русского оружия. Местом строительства храма не случайно была выбрана Выборгская сторона. Направляясь на поля сражений Северной войны, которая продолжалась еще 12 лет, русские войска шли по Выборгской дороге, ведущей в то время во владения шведского короля. Выставка включает материалы об императоре Петре I, о Полтавской баталии, исторические и современные фотографии, в том числе сделанные в дни празднования 200-летия Полтавской битвы в 1909 году. Уникальное убранство собора сохранилось чудом и многолетними усилиями сотрудников музея. Это и великолепные деревянные резные золоченые иконостасы 1730-х годов, и редчайшие иконы " Лицевые святцы " - церковный календарь на весь литургический год, и совсем не характерная для православного храма роспись исторического характера " Петр I объявляет войскам о Полтавской виктории " . В церемонии открытия приняли участие директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров, начальник экспозиционно-выставочного отдела Марина Хайретдинова, руководство библиотеки. В дар библиотеке были преподнесены многочисленные новые издания ГМП " Исаакиевский собор " , в их числе монография " Первая Исаакиевская церковь (1707-1727) в документах и свидетельствах петровской эпохи " , автором которой является научный сотрудник музея, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН и СПбДА Василий Яковлев. Несколько экземпляров книги были подарены библиотеке и некоторым из гостей.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

302-ю годовщину Полтавской битвы отметили в Сампсониевском соборе северной столицы июля 2011 В День воинской славы России в северной столице почтили память защитников Отечества. Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, доставлена в Санкт-Петербург Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, и с редута исторической баталии доставлена в Санкт-Петербург по инициативе представителей украинской общины города. Реликвия передана 10 июля Сампсониевскому собору , возведенному в честь этой победы . В День воинской славы России и 302-ю годовщину Полтавской битвы в северной столице почтили память защитников Отечества. За Божественной литургией молились члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, казаки, гости из Свято-Троицкого храма Полтавы. После благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан полтавского храма и его священника Александра Сабко. Сампсониевский собор был заложен императором Петром Великим в 1709 году в память " Полтавской виктории " . Он получил это название потому, что победа над шведами была одержана 10 июля (27 июня по старому стилю) 1700 года в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Символично, что от храма на Выборгской стороне начиналась дорога во владения шведского короля. Сампсониевский собор - первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы. Ежегодно в храмовый праздник совершалось празднование знаменательного события истории Российской Империи. Епископом Феофилактом (Лопатинским) была составлена " Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день 27-й " . Собор чудом сохранил " родные " иконостасы. После его закрытия 1938 году иконы не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что большая редкость, были возвращены. В 200-летие Полтавской победы у собора открыли памятник императору-полководцу работы скульптора Марка Антокольского. В 1938 году его демонтировали. К 300-летию Санкт-Петербурга на средства музея " Исаакиевский собор " он был отлит заново по авторской модели и установлен на историческом постаменте.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=203...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010