Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы. 18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца . К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви. В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня. В 1830-е годы храм вновь ремонтировали. В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением " ...утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки " . В этом документе отмечалось, что церковь " ...отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения " . В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане. В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин. В 1908 - 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора . Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии . В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в " растреллиевском " стиле, на месте старой. В годы советской власти Часовня при Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.

http://drevo-info.ru/articles/19488.html

Санкт-Петербург. Собор Сампсона Странноприимца. Сампсониевский собор Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная часовня,находящаяся в северо-западной части нынешней соборной ограды,была построена на этом месте ещё в 1735 г., дабы обозначить местонахождение первой деревянной Сампсониевской церкви (построенной в 1709-1710 годах и разобранной в 1735 г.). Около 1908 г. она была разобрана, и в 1909 г. на её месте по проекту архитектора Андрея Петровича Аплаксина была выстроена в барочном стиле новая каменная часовня во имя Спаса Нерукотворного Образа,сохранившаяся доныне. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. Санктъ-Петербургская enapxiя. Выпускъ III. - СПб, 1908, с. 5; Романченко Н.Ф. Ucmopuчeckiй очеркъ Санктъ-Петербургскаго Caмncohiebckaro собора. - СПб, 1909, с. 52; Филиппова Н.С. Музей-памятник " Сампсониевский собор " . - СПб, 2002, сс. 2-3 Это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. В его облике наиболее проявились традиции древнерусского зодчества. Собор расположен недалеко от места, где Петр I заложил деревянную церковь в память победы под Полтавой 27 июня 1709 года (в день именин св. Сампсония Странноприимца). Здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией. В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт-Петербург иностранцы - странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца. При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост, фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены " враги Бирона " А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось. Церковь и колокольня, возведенные из дерева, постепенно ветшали, а приход расширялся, и поэтому уже во второй половине 1720-х гг. появилась необходимость в новом, более просторном здании.

http://sobory.ru/article/?object=01540

Исаакиевский собор и Спас на Крови перешли в собственность города Санкт-Петербург, 4 октября 2012 г. Исаакиевский собор и Спас на Крови перешли в собственность города Восемь объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к имуществу религиозного назначения, передано в собственность Санкт-Петербурга, сообщил комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), передает РИА-Новости. Спас на Крови перешел в собственность Санкт-Петербурга В соответствии с распоряжением правительства РФ от 10.09.2010 в собственность Петербурга переданы Сампсониевский собор с колокольней; церковь Воскресения Словущего с колокольней на Волковском православном кладбище; церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей, Лазаревское кладбище, церковь святого праведного Лазаря с усыпальницей в Александро-Невской Лавре; собор Воскресения Словущего и ограда Смольного монастыря; Церковь Святой Марии Магдалины с госпиталем и богадельней; Исаакиевский собор; церковный дом и Петропавловский собор в Петропавловской крепости; Собор Воскресения Христова – Спас на Крови. Сампсониевский собор Эти объекты являются визитной карточкой северной столицы, общепризнанными всероссийскими центрами культуры, осуществляющими свою деятельность как многофункциональные музейные учреждения XXI века, бремя содержания которых несет Петербург. церковь святого праведного Лазаря в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербургские учреждения культуры создавались в неразрывной связи с местоположением и назначением вышеупомянутых зданий. Именно музеи представляют храмы как выдающиеся памятники православной культуры, архитектуры и российской истории более чем двум миллионам посетителей в год. Оформление права собственности Санкт-Петербурга на эти объекты недвижимости означает возможность продолжить отлаженную деятельность музейных комплексов и позволит осуществлять научно-исследовательские и ремонтно-восстановительные работы на указанных объектах за счет доходов от деятельности музеев и средств бюджета Петербурга, говорится в сообщении КУГИ.

http://pravoslavie.ru/56498.html

302-ю годовщину Полтавской битвы отметили в Сампсониевском соборе северной столицы июля 2011 В День воинской славы России в северной столице почтили память защитников Отечества. Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, доставлена в Санкт-Петербург Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, и с редута исторической баталии доставлена в Санкт-Петербург по инициативе представителей украинской общины города. Реликвия передана 10 июля Сампсониевскому собору , возведенному в честь этой победы . В День воинской славы России и 302-ю годовщину Полтавской битвы в северной столице почтили память защитников Отечества. За Божественной литургией молились члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, казаки, гости из Свято-Троицкого храма Полтавы. После благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан полтавского храма и его священника Александра Сабко. Сампсониевский собор был заложен императором Петром Великим в 1709 году в память " Полтавской виктории " . Он получил это название потому, что победа над шведами была одержана 10 июля (27 июня по старому стилю) 1700 года в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Символично, что от храма на Выборгской стороне начиналась дорога во владения шведского короля. Сампсониевский собор - первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы. Ежегодно в храмовый праздник совершалось празднование знаменательного события истории Российской Империи. Епископом Феофилактом (Лопатинским) была составлена " Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день 27-й " . Собор чудом сохранил " родные " иконостасы. После его закрытия 1938 году иконы не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что большая редкость, были возвращены. В 200-летие Полтавской победы у собора открыли памятник императору-полководцу работы скульптора Марка Антокольского. В 1938 году его демонтировали. К 300-летию Санкт-Петербурга на средства музея " Исаакиевский собор " он был отлит заново по авторской модели и установлен на историческом постаменте.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=203...

Он поздравил молящихся с престольным праздником и напомнил, что после собора Петропавловской крепости Сампсониевский — второй собор, возведенный в Санкт-Петербурге. В ответном слове епископ Маркелл отметил, что, вспоминая погибших на поле сражения, мы пытаемся остановить духовную разруху в нашем сознании: «Необходимо восстанавливать памятники и память. Нет памяти — нет будущего». Владыка пожелал всем благодарить Господа, а не только просить у Него, и добавил, что важно не превращать христианство в абстракцию, не терять его сути. Для этого необходимо ходить в храм и участвовать в Таинствах. «Военные приносят присягу, клянутся быть верными Отечеству. Мы недавно праздновали День семьи, любви и верности. Верность мы ценим высоко, предательство же — высшая ступень греховности. Это так, но давайте задумаемся: ученики ходили три года за Спасителем, ничего не понимали, в минуту опасности разбежались. Господь пошел навстречу немощи человеческой, и в день Пятидесятницы люди, которые тогда разбежались, стали апостолами, то есть свидетелями, и несли это свидетельство Евангелия. И мы, каждый на своем месте, тоже свидетели, не будем забывать об этом. Христианин не просто добрый человек, он — проводник добра. В Святом Крещении мы приносим особую присягу, клятву верности, верности конституции Царствия Божия. И дай Бог нам помнить об этом и хранить эту верность. Мы только что слышали отрывок из Евангелия. Мы верим и доверяем, потому что говорит Господь: дана Мне всякая власть на Небе и на земле (Мф. 28: 18)», — сказал епископ Маркелл. В завершение праздника камерный ансамбль Смольного собора исполнил духовные песнопения. День Полтавской победы включен в федеральный закон «О днях воинской славы России». Сампсониевский собор был собственноручно заложен императором Петром I в память о знаменитой победе под Полтавой, одержанной в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца 10 июля 1709 года. В 1909 году по случаю 200-летия Полтавской битвы храм получил статус собора. В 1938 году он был закрыт. С 2002 года возобновлены богослужения. Является филиалом ГМП «Исаакиевский собор», музейная экспозиция посвящена истории храма и Полтавской битве.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, и с редута исторической баталии доставлена в Санкт-Петербург по инициативе представителей украинской общины города. Реликвия передана 10 июля Сампсониевскому собору, возведенному в честь этой победы. В День воинской славы России и302-ю годовщину Полтавской битвы в северной столице почтили память защитников Отечества. За Божественной литургией молились члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, казаки, гости из Свято-Троицкого храма Полтавы. После благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан полтавского храма и его священника Александра Сабко. Сампсониевский собор был заложен императором Петром Великим в 1709 году в память «Полтавской виктории». Он получил это название потому, что победа над шведами была одержана 10 июля (27 июня по старому стилю) 1700 года в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Символично, что от храма на Выборгской стороне начиналась дорога во владения шведского короля. Сампсониевский собор — первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы. Ежегодно в храмовый праздник совершалось празднование знаменательного события истории Российской Империи. Епископом Феофилактом (Лопатинским) была составлена «Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день27-й». Собор чудом сохранил «родные» иконостасы. После его закрытия 1938 году иконы не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что большая редкость, были возвращены. В200-летие Полтавской победы у собора открыли памятник императору-полководцу работы скульптора Марка Антокольского. В 1938 году его демонтировали. К300-летию Санкт-Петербурга на средства музея «Исаакиевский собор» он был отлит заново по авторской модели и установлен на историческом постаменте. Постоянная экспозиция, создававшася здесь несколько лет, рассказывает об истории строительства шедевра великим петровским зодчим Доменико Трезини. «Вода живая», 10.07.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-07-10/2...

Мониторинг СМИ Невиновные нарушители Решение УФАС не удовлетворило обе стороны конфликта 13.03.2018 11:47 Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) поставило точку в споре между депутатом регионального Законодательного собрания Максимом Резником и комитетом имущественных отношений (КИО) по поводу того, законно ли город передал церкви Сампсониевский собор. Антимонопольщики признали, что комитет в процессе передачи собора нарушил закон, но штрафовать его не стали, поскольку чиновники уже устранили нарушения в документах. Но ни одну, ни другую сторону это решение не удовлетворило: господин Резник считает нарушения в действиях КИО неустраненными, а комитет и вовсе не понимает, почему антимонопольная служба заинтересовалась вопросами реституции. С требованием проверить, законно ли петербургские власти передали Русской православной церкви (РПЦ) Сампсониевский собор, который раньше был музеем, депутат регионального ЗакСа Максим Резник (председатель комиссии по культуре, фракция Партии роста) на протяжении последнего года обращался в разные ведомства. Но до конца дело довели только в региональной антимонопольной службе, возглавляемой бывшим «яблочником» Вадимом Владимировым. В феврале УФАС, рассмотрев жалобу господина Резника, вынесло предварительное решение, согласившись с его доводами. Антимонопольщики установили, что КИО, согласно своему же распоряжению, мог передать собор санкт-петербургской епархии РПЦ только после того, как заключит с ней договор о сохранности музейных ценностей, расположенных в соборе. Комитет же этот договор заключил с другой организацией — приходом Сампсониевского собора (в пользовании которого собор фактически и находится). Чиновники комитета возражали, что приход является «каноническим подразделением» епархии, а значит, нет разницы, с кем именно заключать договор, однако УФАС этот аргумент не сочло приемлемым, указав, что две эти организации являются самостоятельными и не отвечают по обязательствам друг друга. Накануне УФАС вынесло окончательное решение: комитет имущественных отношений действительно нарушил закон «О защите конкуренции», регламентирующий процесс передачи государственного имущества без конкурса. Но наказывать комитет не за что, так как чиновники успели скорректировать свое распоряжение, регламентирующее процесс передачи собора. «Мы уточнили формулировку: теперь в распоряжении говорится, что передать собор можно после того, как договоры о передаче музейных предметов будут заключены в порядке, предусмотренном федеральным законом. А федеральное законодательство подразумевает, что такие договоры можно заключать только с фактическим пользователем собора, в данном случае это приход»,— сообщила «Ъ» пресс-секретарь комитета Оксана Шульга.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Открылись выставки, посвященные царю Петру I и святой царице Александре июня 2022 В эти же дни исполнилось 150 лет со дня рождения последней российской императрицы Александры Феодоровны, поэтому в библиотеке была открыта еще одна экспозиция - " Жизнь на крыльях жертвенной любви " . Большинство материалов предоставлены коллекционером и культурологом Вадимом Кустовым. Экспозиция дополнена материалами выставки о семье последнего российского императора, созданной в Петропавловском соборе Петергофа на средства президентского гранта. Выставку " Храм Победы " представил научный сотрудник ГМП " Исаакиевский собор " Дмитрий Медвинский. Сампсониевский собор в течение многих лет входил в музейный комплекс, после передачи в 2017 году храма епархии все иконы и предметы убранства остались на попечении музея. Сампсониевский собор - первый в Санкт-Петербурге храм-памятник, возведенный в честь победы русского оружия. Местом строительства храма не случайно была выбрана Выборгская сторона. Направляясь на поля сражений Северной войны, которая продолжалась еще 12 лет, русские войска шли по Выборгской дороге, ведущей в то время во владения шведского короля. Выставка включает материалы об императоре Петре I, о Полтавской баталии, исторические и современные фотографии, в том числе сделанные в дни празднования 200-летия Полтавской битвы в 1909 году. Уникальное убранство собора сохранилось чудом и многолетними усилиями сотрудников музея. Это и великолепные деревянные резные золоченые иконостасы 1730-х годов, и редчайшие иконы " Лицевые святцы " - церковный календарь на весь литургический год, и совсем не характерная для православного храма роспись исторического характера " Петр I объявляет войскам о Полтавской виктории " . В церемонии открытия приняли участие директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров, начальник экспозиционно-выставочного отдела Марина Хайретдинова, руководство библиотеки. В дар библиотеке были преподнесены многочисленные новые издания ГМП " Исаакиевский собор " , в их числе монография " Первая Исаакиевская церковь (1707-1727) в документах и свидетельствах петровской эпохи " , автором которой является научный сотрудник музея, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН и СПбДА Василий Яковлев. Несколько экземпляров книги были подарены библиотеке и некоторым из гостей.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. К 300-летию Сампсониевского собора Санкт-Петербурга в него вернутся 11 храмовых икон. Как сообщил 4 марта корреспонденту " Воды живой " заместитель директора Государственного музея-памятника " Исаакиевский собор " Виталий Пятигорский, к юбилею завершится реставрация ценнейших реликвий.   Реставрация двух только что возвращенных из фондов раритетов (Тихвинской иконы Божией Матери и " Коронование Богородицы " ), о которых уже сообщала " Вода живая " , по словам Виталия Пятигорского, длилась 8 лет. " У нас пока нет полной уверенности, что они находились в первом деревянном храме, построенном в 1709 году по указу императора Петра Великого. Но мы точно знаем, что это иконы Самсониевского собора, построенного на этом же месте в 1740 году. Их атрибуция продолжается " , - отметил сотрудник музея.      Всего, по его словам, на стенах собора уже можно увидеть четыре храмовых реликвии, вернувшихся из фондов. Ранее реставрацию прошли иконы святителя Николая Чудотворца и редкий образ святого Михаила Молеина-воина.  Иконы, как объяснил Виталий Пятигорский, размещены в помещении бывшей трапезной и не вовлечены в богослужения: замдиректора считает, что при каждении и возжегании свечей они могут повредиться.     В течение года в двух приделах собора - во имя святых Михаила Архангела и Иоанна Богослова - совершается 276 богослужений. Идя навстречу пожеланиям дирекции, его настоятель протоиерей Иоанн Малинин даже использует особый, самый " нежный " сорт ладана, -  рассказал наш собеседник.    " Вода живая " , 04.03.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-03-04/1...

Икону Каплуновской Божией Матери доставят в Санкт-Петербург к 300-летию Полтавской победы июня 2009 Первым местом пребывания святыни станет Александро-Невская лавра. В течение следующих трех дней она будет выставлена для поклонения поочередно в Казанском кафедральном, Измайловском и Сампсониевском соборах. Икона Каплуновской Казанской Божией Матери будет доставлена в Санкт-Петербург 7 июля - к 300-летию Полтавской победы . Чудотворный образ станет главной святыней международного крестного хода " Царский путь " . Первым местом пребывания святыни станет Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В течение следующих трех дней икона будет выставлена для поклонения поочередно в Казанском кафедральном, Измайловском и Сампсониевском соборах северной столицы. 11 июля Каплуновской образ будет торжественно внесен в собор Петропавловской крепости, у стен которой в этот день состоится военно-историческая реконструкция эпизодов Полтавской битвы. Крестоходцы начнут свой путь из Петропавловской крепости 12 июля. Маршрут пройдет через Кронштадт, Ораниенбаум, Петродворец, Красное Село к Царскому Селу. Молитвенное шествие увенчается Божественной литургией в Феодоровском Государевом соборе в ночь убиения святой царской семьи с 16 на 17 июля. Казанская икона Божией Матери Каплуновская духовно связана с Санкт-Петербургом и династией Романовых. Она была явлена в 1689 году в селе Каплунове Харьковской губернии. В 1709 году во время войны со шведами император Петр I две недели молился перед ней о небесной помощи, а накануне Полтавской битвы обнес ее по всем полками. После " русской виктории " государь в благодарность Царице Небесной изготовил для Ее иконы серебряные ризу и ковчег. " Вода живая " , 27.06.09 Поделиться 26 января 2018 17 июля 2016 12 июля 2016 30 декабря 2021 19 апреля 2020 30 декабря 2019 4 июля 2016 20 июля 2015 10 июля 2015 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 17 января 2019 27 декабря 2018 8 июля 2018 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=196...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010