Так на территории единого прежде Израиля возникло два новых независимых льшая государства. Граница между ними проходила по территории Самарии, причём большая часть последней принадлежала северянам. Одно из этих двух государств, находившееся на Севере, историки называют обычно Израильским Царством, а второе, находившееся на Юге — Иудейским Царством или просто Иудеей. Иногда их называют также просто Северным Царством и Южным Царством. Впрочем, в древности Северное Царство называли обычно Самарийским Царством или просто Самарией. По-видимому, связано это было с тем, что административной столицей нового государства стал Шхем (Сихем) ( 3Цар.12:25 ), а религиозной — Бейт-Эль (Вефиль) ( 3Цар.12:32-33 ), из которых оба находились в Самарии, а Бейт-Эль был крупным религиозным центром уже во времена Патриархов. Между двумя государствами, прежде составлявшими единое целое, с самого начала их существования начались соперничество и вражда, не прекращавшиеся до самого конца истории Северного Царства. История эта оказалась довольно короткой. Образовалось Северное Царство после смерти Соломона, то есть в начале IX века, а прекратило свое существование в середине VIII века под ударами ассирийцев. За приблизительно 150 лет своей истории это государство пережило немало правителей и дворцовых переворотов, случавшихся здесь чаще, чем в любом другом государстве региона. С одной стороны, такая ситуация была в значительной мере обусловлена постоянным конфликтом правителей Самарии с пророческим движением, который начался уже во время правления Иеровоама ( 3Цар.13:1-3 ). С другой, нельзя не отметить и постоянных войн, которые изматывали страну. Воевать Самарийскому царству пришлось не только с Иудеей ( 3Цар.15:7 ), но также и с другими своими соседями — моавитянами ( 4Цар.3:6-7 ) и сирийцами ( 3Цар.20:1 ) — правителями небольших семитских государств, находившихся к северо-востоку от Северного Царства. К тому же, небольшое государство не могло сравниться с Израилем времён Соломона ни объёмом внутреннего рынка, ни масштабами внешнеторговых операций. Последние правители Самарийского царства, не имея сил противостоять сирийцам, обратились за помощью к правителям Ассирийской империи, которая как раз именно в это время активно вмешалась в палестинские дела ( 4Цар.16:7 ), что и привело в итоге к военно-политической катастрофе, в результате которой Северное Царство было разгромлено, а основная часть его населения депортирована ( 4Цар.17:1-6 ) (небольшая часть жителей Самарии, возможно, бежала во время этих событий на Юг, в Иудею). Победные стелы ассирийских императоров Тиглатпаласара III и Салманасара V упоминают среди побеждённых имена правителей Северного Царства, подтверждая свидетельства Книг Царей.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Вавилонский царь Мардук – аплу – иддин II вручает грамоту вавилонскому землевладельцу – аристократу (рельеф на межевом камне «кудурру») В Ассирии возникли две соперничавшие партии. Это были стихийно сложившиеся группировки, весьма неопределенные и текучие по своему составу, объединявшиеся общностью интересов. В науке эти партии получили условное название ассирийской и вавилонской. Ассирийская партия объединяла демократические слои общества. Ее опорой служила армия. Она стояла за завоевательную политику и поддерживала царскую власть в ее стремлении к деспотической диктатуре. Вавилонская партия представляла собой политическую группировку ассирийской аристократии, опиравшейся на Вавилон. Она ничего не имела против политики завоеваний и грабежа покоренных народов, но не желала для этой цели поступаться своими привилегиями. По этой же причине она боролась против установления царской деспотической диктатуры. Открытое столкновение между обеими партиями началось при ассирийском царе Салманасаре V (727–722 гг.), сыне Тиглатпаласара III. Салманасар V, носивший в качестве вавилонского царя имя Улулай, посягнул на привилегии аристократии и за это поплатился жизнью: он был убит заговорщиками. Ассирийский престол занял Саргон II (722–705 гг.). Вавилон тотчас же отделился от Ассирии, вступив в союз с халдеями и Эламом. На вавилонский престол вступил Мардук – аплу – иддин II (722–710 и 703–702 гг.), халдейский князь Бит – Якина. Саргон II только в 710 г. изгнал его из Вавилона, сумев привлечь на свою сторону симпатии аристократии восстановлением и расширением ее привилегий. Ассирийский царь Синаххериб (705–680 гг.), сын Саргона II, сделал новую попытку установить военно – деспотическую диктатуру, и борьба между ассирийской и вавилонской партиями при нем достигла наивысшего напряжения. Главным противником ассирийского царя опять стал Вавилон. B 703 г. он снова восстал и призвал Мардук – аплу – иддина II на свой престол. В течение 14 лет Синаххериб с переменным успехом вел тяжелую войну с Вавилоном и поддерживавшими его халдеями и Эламом. Наконец, в декабре 689 г. ассирийские войска штурмом взяли мятежный город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) сын Иосафата (6) и внук Намессии, царь Израиля, правивший ок. 845–818 гг. до Р.Х. ( 3Цар. 19:16.17 ; 4Цар. 9–10 ; 2Пар. 22:7–9 ). Пр. ⇒ Илия , которому Господь повелел помазать И. на царство в Израиле, поручил совершить это своему преемнику Елисею (согл. 4Цар. 9:25.26 , Илия и И. встретились лично, когда пророк сообщил израил. царю Ахаву Божий приговор, гласивший, что дом Ахава будет истреблен – в наказание за идолослужение; тогда помазание не состоялось). Спустя годы, когда другой израил. царь, Иорам, был ранен в битве с арамеями (сирийцами), ⇒ Елисей повелел одному из своих учеников помазать И. на царство. В то время И. находился с войском в Рамофе Галаадском. И. был провозглашен царем, после чего начал освобождать Израиль от идолопоклонства. Истребление дома Ахава И. провел с такой жестокостью, что позже пр. Осия говорил о «крови Изрееля», которую Господь взыщет с дома И. ( Ос. 1:4 ). Один за другим были убиты царь Израиля Иоарам ( 4Цар. 9:15–26 ), царь Иудеи Охозия ( 2Пар. 22:7–9 ), жена Ахава Иезавель ( 4Цар. 9:30–37 ) и 70 его сыновей (вероятно, имеются в виду также внуки и правнуки) ( 4Цар. 10:1–10 ), а также царские вельможи и священники. Были убиты 42 брата царя Охозии. Затем И. устроил ловушку для жрецов Ваала. Собрав жрецов со всего Ханаана, он заявил им, что по случаю коронования хочет принести жертву их богу. Когда жрецы заполнили храм, солдаты И. перебили их. Статуи Ваала были разбиты, а храм осквернен и превращен в отхожее место. Господь одобрил ревность И. против идолослужения и обещал, что его потомки до четвертого поколения будут править Израильским царством. Это обетование исполнилось в отношении Иоахаза, Иоаса, Иеровоама II и Захарии. Однако И. «не старался ходить в законе Господа ... от всего сердца». Он «не отступил от грехов» Иеровоама I (⇒ Идол ), сохранив культ золотого тельца, центрами которого были Вефиль и Дан. За это последовала Божья кара. Вскоре после вступления И. на трон ассир. царь ⇒ Салманасар III предпринял поход на Самарию. И. вынужден был платить ему дань. Эти события увековечены на черном обелиске, который ученые называют «обелиском Салманасара». Покорившись Салманасару, И. остался на троне, но при этом обрел непримиримого врага в лице царя Дамаска ⇒ Азаила , оказывавшего ассирийцам сопротивление. Азаил отвоевал у израильтян земли вост. Иордана «при потоке Арнон». И. царствовал 28 лет и после смерти был погребен в Самарии. Его преемником стал его сын Иоахаз;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1. Когда и при каких обстоятельствах произошло призвание Исайи? 2. Что означают образы видения Славы? 3. Что для человека означает святость Божия? 4. Найдите места в Кн. Исайи, где он называет Бога «Святым». 5. В чем проявляется власть Бога в истории? 6. Каким образом она побуждает человека к смирению? 7. Почему для Израиля нужно было пройти через катастрофы? 8. Отрицал ли пр. Исайя храмовый культ? 9. В чем, по учению пророка, заключено истинное благочестие? 10. В чем заключается измена вере? 11. Почему должен был сохраняться Иерусалим? 12. Какой смысл вкладывал пророк в слово «Остаток»? 13. Как идея Остатка связана с новозаветными понятиями? 14. В чем выразился религиозный универсализм пр. Исайи? 15. Какова отличительная черта его мессианизма? 16. При каких обстоятельствах было дано пророчество об Еммануиле? 17. Каковы два смысла этого пророчества? 18. О чем говорится во втором мессианском пророчестве? 19. Как осмыслен приход Мессии в третьем мессианском пророчестве? 20. Как повлиял пр. Исайя на последующую священную письменность? Приложение: Гибель Северного царства (4 Цар 17) и реформы Езекии Северяне привыкли называть себя Израилем. Иудея была для них лишь провинцией, которая пыталась незаконно узурпировать власть над народом Божиим. Земли Севера были обширней, там находились древнейшие святыни, связанные с патриархами и героической эпохой Судей: Сихем, Дан, Силом, Вефиль. Север гордился именами Иисуса Навина, Деворы, Гедеона и Самсона и пр., Самуила и Илии. Правда, соседство с финикийцами вело к постоянному проникновению язычества, да и в самой стране был довольно силен ханаанский элемент. Но, в противовес этому, в Северном царстве никогда не угасал дух «священной войны», непримиримости к иноверцам. Именно там было принято отстаивать религию силой оружия. Север был инициатором политического раскола, который ослабил Израиль внутренне и внешне. В результате Самарийское царство первым стало жертвой завоевателей. Сначала Тиглатпаласар III отторг от него Галилею и прилегающие к ней области (733). После его смерти царь Осия вступил в сговор с Египтом и стал задерживать посылку дани в Ассирию. Лазутчики донесли новому ассирийскому владыке Салманасару V о военных приготовлениях в Самарии. Осия как изменник был схвачен и брошен в тюрьму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

31:1–12. Мадианитяне. Мадиам занимал территорию, расположенную к востоку от залива Акаба в северо-западной Аравии, но в различные периоды мадианитяне продвигались на запад, в сторону Синайского полуострова, и на север, в Трансиорданию. Несмотря на то что в древнейший период своей истории они вели полукочевой образ жизни, археологические исследования обнаружили селения, укрепленные города и обширную оросительную систему, существовавшие уже в конце бронзового века (исход и начало периода судей). Но сведения о мадианитянах в древних источниках пока не найдены. 31:6. Священные предметы. Почти все армии древнего Ближнего Востока располагали жрецами и предсказателями (о чем свидетельствуют тексты из Мари), пророками ( 4Цар. 3 ) и переносными святынями (ассирийские анналы Салманасара III (858–824 гг. до н. э.)). Это давало возможность советоваться с богами на поле битвы или призывать богов вести воинов к победе. Так и священные сосуды, взятые на войну Финеесом, сыном первосвященника, вселяли в воинов уверенность в присутствии Бога. 31:6. Трубы. Когда большое войско разворачивается на обширной территории, пронзительные звуки труб не только устрашают неприятеля, символизируя Божий глас (см.: Суд. 7:17–22 ), но и подают сигналы различным воинским подразделениям (см.: 2Пар. 13:2 ). Обычно для подачи сигналов применяли shofar, или горн ( Суд. 3:27; 6:34 ; Неем. 4:18–20 ), однако здесь использовано древнееврейское слово, означающее металлическую трубу, сделанную из бронзы или серебра и способную издавать четыре или пять звуков. Трубы использовались в Древнем мире как в военной, так и в ритуальной обстановке. Об этом свидетельствуют египетские рельефы, а также музыкальные инструменты, найденные, например, в гробнице Тутанхамона (серебряная труба длиной около 2 футов). 31:17,18. Обоснование расправы. Критерии определения тех, кто подлежал истреблению, были таковы: 1) все дети мужского пола должны были умереть для предотвращения военной угрозы в будущем; 2) все женщины, утратившие девственность, должны были умереть, так как осквернились половыми отношениями с преступниками. Девственницы, будучи «нетронутыми», могли войти в израильское общество через замужество (см.: Суд. 21:11,12 ). Не исключено, что они были порабощены или использованы в качестве наложниц. Очевидно, эти молодые женщины не участвовали в совращении израильтян на поклонение Ваал-Фегору( Чис. 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:24. Адраазар Сувский. См. коммент. ко 2Цар. 8:3–8 и 10о борьбе Давида с арамейскими государствами в Северной Трансиордании и Западной Галилее. Сува была расположена к северу от Дамаска (см. коммент. ко 2Цар. 8:3 ). Это было одно из арамейских царств, господствовавших в некоторых районах Сирии и Северной Месопотамии до усиления влияния Израиля при Давиде и Соломоне. 11:24,25. Арам ( в русском переводе – «Сирия»). Название небольшого государства, расположенного вокруг Дамаска (см.: 2Цар. 8:5,6 ). Возрастание могущества Арама после разделения Израиля на два царства сделало его наиболее влиятельным государством в сиро-палестинском регионе. В ассирийских источниках времен Салманасара III Арам упоминается как серьезный противник и глава антиассирийской коалиции (битва при Каркаре в 853 г. до н. э., см. коммент. к 22:1). 11:26. Цареда. Родину Иеровоама можно идентифицировать как " Ain Seridah, примерно в 15 милях к юго-западу от Сихема на территории Ефремова колена. 11:27. Милло. О конструктивном назначении Милло см. в коммент. к 9:15. 11:28. Должность Иеровоама. Как член государственного аппарата Соломона Иеровоам был начальником общественных работ в округе «дома Иосифова» (Ефрем/Манассия). Поскольку понятие «трудовая повинность» не используется, можно предположить, что Иеровоам надзирал за работами, производимыми израильтянами, а не рабами. Его должность сопоставима с гаЫ Amurrim («начальник аморреев») в текстах из Мари, чьей обязанностью было не только военное командование, но и надсмотр за проведением таких работ, как строительство плотин или восстановление храмов. 11:29. Ахия. Хотя Силом (см.: коммент. к 1Цар. 1:3 ) был разрушен во времена Илия и его культовое значение было в значительной мере утрачено, он сохранил свои религиозные традиции благодаря древности их происхождения. Возможно, втом, что Ахия был родом с северной территории, нет ничего особенного, но он сыграл роль «создателя царя», каковая была характерна для раннего этапа института пророчествования. Саул и Давид были помазаны на царство пророком Самуилом, который также воспитывался в Силоме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:4, 5. Географическая область. Владения Ога простирались от Ермонского хребта и Васана на севере Трансиордании до реки Ярмук на юге. Ог царствовал в Астарофе (Телль-Аштара, в 25 милях к северо-востоку от моря Галилейского) и в Едрее (которая упоминается в анналах Тутмоса III и расположена на притоке реки Ярмук [Дера в совр. Сирии]). Пограничным городом на востоке владений Ога была Салха, возможно, современный Салкат (см. коммент. к Втор. 3:1–11 ). 12:7,8. Географическая область. Перечень завоеванных территорий к западу от Иордана является повторением Нав. 11:16,17 . Этот прием подкрепляет право израильтян на землю, основанное на завете в Быт. 15:19–21 , и подготавливает почву для распределения земли между коленами. Южная граница обозначена горой Халак, а северная – Ваал-Гадом у подножия Ермона на границе с Ливаном. 12:9–12. Перечень царей. Перечень поверженных царей приблизительно соответствует последовательности завоеваний, описанных в Нав. 6–11 . Так, Иерихон и Гай (кроме Вефиля, см.: Нав. 7:2 ) фигурируют в Нав. 6–8 . Цари южной коалиции перечислены в ст. 10–12, а описание их поражения – в Нав. 10:3,23 . В ассирийских надписях также перечисляются царства, покоренные тем или иным царем. Например, Тиглатпаласар I сообщает о сорока двух царствах, завоеванных им за пять лет, а Салманасар I утверждает, что разрушил пятьдесят один город. 12:13. Давир. См. коммент. к 10:38. 12:13. Гадер. Местоположение Гадера не установлено. Возможно, это название возникло вследствие ошибки переписчика вместо «Герар», хананейского города в западной части Негева. Впрочем, в 1Пар. 27один из «начальников» Соломона назван гедеритянином, что подтверждает существование города с таким названием. Один из вариантов его локализации – Хирбет-Джедур (Jedur), в 7 милях к северу от Хеврона. 12:14. Хорма. Поскольку это слово означает «истребление», такое название могли иметь различные места. По-видимому, Хорма находилась на юге Иудеи, в Негеве, но ее точные координаты являются пока предметом споров (среди прочих вариантов называют Телль-эль-Милх, в 7 милях к северо-востоку от Беэршивы, и Телль-Масос, в 7 милях к востоку от Беэршивы). Это географическое название ассоциируется с первым поражением израильтян ( Чис. 14:45 ) и с победой над Арадом ( Чис. 21:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:7. Хронология. Двенадцатый год царствования Ксеркса I приходится на 474 г. до н. э., таким образом, Эсфирь была царицей около четырех лет. Месяц нисан по современному календарю начинается в марте, а адар – в феврале. 3:7. Бросание жребия. «Пур» – вавилонское слово, означающее «жребий». Археологи нашли образцы подобных глиняных кубиков. Жребий визиря царя Салманасара III (IX в. до н. э.) представляет собой кубик со стороной в 1 дюйм. Несмотря на то что, по существу, это были кости (появившиеся, по меньшей мере, в 3-м тыс. до н. э.), на гранях кубика изображались не точки, а надписи с пожеланиями удачи. В данном случае жребий был брошен для того, чтобы определить благоприятный день для начала осуществления плана Амана. Предполагают, что «пур» бросали на разграфленной доске, каждое поле которой соответствовало определенному месяцу. Обычно для получения ответа требовалось получить одинаковые результаты в серии из трех последовательных бросаний. 3:8,9. Нетерпимость персов. Согласно свидетельству историков, отношение персов к покоренным народам отличалось известной терпимостью. Эта оценка в целом основывается на политике Кира, который позволил народам вернуться из плена и восстановить свои храмы. Однако не следует думать, что такое решение было продиктовано исключительно соображениями терпимости. Необходимо учитывать экономические, политические и религиозные факторы, которые лежали в основе такой политики. По прошествии шестидесяти лет со времени указа Кира стало очевидным, что терпимость не исключает мятежа. В целом, любые религиозные преследования, имевшие место в Древнем мире, были обусловлены политическими или экономическими причинами (возможно, сегодня картина не изменилась). Как представил дело Аман, искоренению подлежала не просто некая религия или ее приверженцы, а целая этническая группа, чье обостренное национальное самосознание представляло угрозу незыблемости Персидской империи. 3:9. Приношение Амана. Вес 10 тыс. талантов серебра (по стандарту, установленному Дарием) составлял около 333 тонн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Военные успехи О. сопровождались укреплением Иерусалима и перевооружением иудейской армии, численность к-рой, согласно 2 Пар 26. 9, 12-15, составляла 2600 глав поколений и 307500 воинов. Предполагается, что реальная численность армий иудейских царей могла отличаться от упоминаемых в исторических ветхозаветных книгах в меньшую сторону (напр., в самой большой из известных нам ассир. армий Салманасара III (ок. 859-824 гг. до Р. Х.) в походе против Дамаска она составляла 120 тыс. воинов; см.: ANET. P. 280а; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 267). Однако указанная внушительная численность иудейской армии времен О., вероятно, имела целью отразить суть выполненных им преобразований и свидетельствовала о военном влиянии Иудейского царства под его руководством (см., напр.: Fouts. 1993. P. 377-387; Wenham. 1967. P. 19-53). По мере освоения Негева, где проходили караванные пути, появляются селения, возводятся укрепленные пункты, обнесенные казематными стенами и частично укрепленными массивными башнями, что выявили проводившиеся здесь раскопки (см.: Cohen. 1979. P. 61-79; Cohen, Yisrael. 1995. P. 223-235; Lapp. 1976. P. 25-42). Исследования археологов свидетельствуют о возведении или обновлении подобных фортификационных сооружений в VIII в. до Р. Х. и на др. территориях (см., напр.: Ortiz. 2009. P. 261-281). Согласно 2 Пар 26. 10, при О. развиваются земледелие, садоводство и скотоводство, повсеместно создаются водоемы. Это, в частности, подтверждается результатами раскопок в Негеве. Высказывается мнение о том, что обнаруженные признаки оседлого земледелия - водосборы, ирригационные системы, открытые и закрытые искусственные водоемы и цистерны объемом до неск. сотен кубических метров, разделенные на террасы культивируемые земли - могли стать лишь результатом скоординированной гос. политики по обеспечению расположенных вдоль караванных путей селений и укрепленных пунктов, а значит - контроля над территорией, включающей земли от Беэр-Шевы до Эйлата. Датировка археологических находок позволяет предполагать, что они относятся к периоду правления О. ( Evenari, Aharoni, Shanan, Tadmor. 1958. P. 231-268).

http://pravenc.ru/text/2578233.html

С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассир. царя Салманасара III , в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала , в к-рой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урук). Э. Робинсон. Гравюра. 1889 г. В сер. XIX в. археология Др. Египта, М. Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842-1845 гг. работала прусская экспедиция (К. Р. Лепсиус ), опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (12 т.); в 1850 г. в Египет за копт. рукописями отправился О. Ф. Мариет; в М. Азии Британский музей начал раскопки Эфеса . Особенно важными для развития А. б. были исследования в Св. земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. амер. гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами ( Robinson E. , Smith E. Biblical Research of Palestine and Adjacent Regions. N. Y., 1841-1842, 1956. 3 vol.). Дело продолжил нем. исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Зап. Палестины в 1871-1878 гг. провели К. Р. Кондер и Г. Г. Китчинер; Хаурана и Сев. Иордании в 1896-1901 гг.- Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже Юж. Иордании и пустыни Негев - Н. Глюк. Н. Глюк Н. Глюк Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима . Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л. Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, брит. офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. до Р. Х.) приписывали царю Соломону , а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев ) была отнесена к эпохе крестовых походов . В 1872-1878 гг. для обследования Зап. Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под рук. Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили мн. поколениям исследователей и сохранили значение до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/76476.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010