Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНБИДЖ [Араб.  ; сир.   - Маббуг; греч. Ιερπολις - Иераполь], город в Сев. Сирии (в 80 км к северо-востоку от Халеба (Алеппо), в 30 км к западу от излучины Евфрата), значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века. Находится на плодородной равнине, в оазисе, с юга и запада окруженном пустыней. Местоположение города в одном дневном переходе от переправы через Евфрат и наличие водных запасов сделали М. с древности главным связующим звеном на пути между долинами Оронта и Евфрата, Средиземноморьем и Месопотамией. Древность Первые достоверные свидетельства существования М. (Маббуга) относятся к IX в. до Р. Х.; в 856 г. ассирийцами было завоевано небольшое арам. царство Бит-Адини, а М. входил в его состав. Вскоре Салманасар III построил здесь царскую резиденцию. В IX-VII вв. до Р. Х. город неоднократно переходил под власть Ассирии и вновь обретал независимость. В составе Персидской державы Ахеменидов (сер. VI-V в. до Р. Х.) М. сохранял нек-рую автономию; здесь правили местные цари, к-рые одновременно являлись верховными жрецами культа Ашторет-Атаргатис. После завоеваний Александра Великого и образования системы эллинистических гос-в на Ближ. Востоке М. в кон. IV в. до Р. Х. вошел в состав державы Селевкидов. В 53 г. до Р. Х. вместе со всей Сирией город почти на 700 лет перешел под власть Рима. В эллинистическую, рим. и визант. эпохи население М. было преимущественно сирийским, в обиходе преобладал сир. язык, хотя высшие классы часто использовали греческий в офиц. надписях и на надгробиях. Святилище Атаргатис в М. в античном мире на протяжении мн. столетий пользовалось большой славой. Его ранняя история малоизвестна из-за отсутствия источников. Особое значение святилище приобрело в эллинистическую эпоху, когда реконструкцию древних храмов в М. начали Селевкиды; с этого времени распространяется и название Иераполь (Священный город), к-рое широко употреблялось до средневековья.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тир Тир [греч. ф-ма евр. названия Цор, «скала» ], укрепл. город финикийцев (⇒ Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ливанского побережья ( Нав. 19:29 ; 2Цар. 24:7 ), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Т. имел две гавани – сидонскую на севере и егип. на юге; вблизи последней находился знаменитый храм Мелькарта, тирского Ваала. Недалеко от острова на материке лежало связ. с городом селение Старый Тир. С течением времени Т. стал более значим, чем ⇒ Сидон, вместе с которым он часто упоминается в Библии ( 1Езд. 3:7 ; Иоил. 3:4 ; Мф. 11:21 ; Мк. 3:8 ). В 27 главе Книги пр. Иезекииля замечательно изображен этот торг. город, богатый и красивый, влияние которого распространялось и на финик. колонии в Сев. Африке (Карфаген). Т. упоминается в док-тах из архива ⇒ Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.). Т. был расположен на границе с уделом Асира ( Нав. 19:29 ), на севере тер., которую Бог определил для Израиля (ср. 2Цар. 24:7 ), но никогда не принадлежал израильтянам. Помощь, которую ⇒ Хирам I оказывал Давиду и Соломону, скорее означала расширение влияния Т. То же самое относится и к женитьбе израил. царя Ахава на Иезавели, дочери ⇒ Ефваала ( 3Цар. 16:31 ). Иосиф Флавий воспроизводит восходящий к тирским летописям список царей – от Абиваала, отца Хирама I, жившего ок. 1000 г. до Р.Х, до Ефваала, царствовавшего во времена Амврия и Ахава, и далее до Пигмалиона, жившего ок. 800 г. до Р.Х., – с точными годами их жизни и царствования, а также список царей, относящийся к VI в. до Р.Х. кроме того, Т. многокр. упоминается в ассир. и вавил. текстах: Т. входил в союз с Сирией и Палестиной, войска союзников в 853 г. до Р.Х. сразились с ассирийцами при Каркаре, но в 841 г. до Р.Х. тирский царь Балеазар был вынужден выплачивать дань Салманасару III. Хирам II в 743 г. покорился власти ассир. царя Тиглатпаласара III. Тирский царь Лули сначала успешно сопротивлялся ассирийцам, но затем был изгнан Синаххерибом (⇒ Сеннахирим). Асархаддону также удалось вновь покорить Т. Навуходоносор безуспешно осаждал город в 585–573 гг. до Р.Х. (см. Иез. 29:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3) сын Иосафата (6) и внук Намессии, царь Израиля, правивший ок. 845–818 гг. до Р.Х. ( 3Цар. 19:16.17 ; 4Цар. 9–10 ; 2Пар. 22:7–9 ). Пр. ⇒ Илия , которому Господь повелел помазать И. на царство в Израиле, поручил совершить это своему преемнику Елисею (согл. 4Цар. 9:25.26 , Илия и И. встретились лично, когда пророк сообщил израил. царю Ахаву Божий приговор, гласивший, что дом Ахава будет истреблен – в наказание за идолослужение; тогда помазание не состоялось). Спустя годы, когда другой израил. царь, Иорам, был ранен в битве с арамеями (сирийцами), ⇒ Елисей повелел одному из своих учеников помазать И. на царство. В то время И. находился с войском в Рамофе Галаадском. И. был провозглашен царем, после чего начал освобождать Израиль от идолопоклонства. Истребление дома Ахава И. провел с такой жестокостью, что позже пр. Осия говорил о «крови Изрееля», которую Господь взыщет с дома И. ( Ос. 1:4 ). Один за другим были убиты царь Израиля Иоарам ( 4Цар. 9:15–26 ), царь Иудеи Охозия ( 2Пар. 22:7–9 ), жена Ахава Иезавель ( 4Цар. 9:30–37 ) и 70 его сыновей (вероятно, имеются в виду также внуки и правнуки) ( 4Цар. 10:1–10 ), а также царские вельможи и священники. Были убиты 42 брата царя Охозии. Затем И. устроил ловушку для жрецов Ваала. Собрав жрецов со всего Ханаана, он заявил им, что по случаю коронования хочет принести жертву их богу. Когда жрецы заполнили храм, солдаты И. перебили их. Статуи Ваала были разбиты, а храм осквернен и превращен в отхожее место. Господь одобрил ревность И. против идолослужения и обещал, что его потомки до четвертого поколения будут править Израильским царством. Это обетование исполнилось в отношении Иоахаза, Иоаса, Иеровоама II и Захарии. Однако И. «не старался ходить в законе Господа ... от всего сердца». Он «не отступил от грехов» Иеровоама I (⇒ Идол ), сохранив культ золотого тельца, центрами которого были Вефиль и Дан. За это последовала Божья кара. Вскоре после вступления И. на трон ассир. царь ⇒ Салманасар III предпринял поход на Самарию. И. вынужден был платить ему дань. Эти события увековечены на черном обелиске, который ученые называют «обелиском Салманасара». Покорившись Салманасару, И. остался на троне, но при этом обрел непримиримого врага в лице царя Дамаска ⇒ Азаила , оказывавшего ассирийцам сопротивление. Азаил отвоевал у израильтян земли вост. Иордана «при потоке Арнон». И. царствовал 28 лет и после смерти был погребен в Самарии. Его преемником стал его сын Иоахаз;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Венадад Венадад [евр. Бен-Хадад, «сын Хадада» ], сир. (арам.) цари, правившие в Дамаске и бывшие в IX и VIII в. до Р.Х. непримиримыми врагами Израильского (Северного) царства в борьбе за господство над Сирией и Палестиной: 1) В. I, сын Тавримона и внук Хезиона, был призван иуд. царем Асой на помощь в войне против израил. царя Ваасы. В. I решил воспользоваться возможностью для расширения своего царства, разорвал договор с Ваасой, вторгся в сев. области Израиля и захватил Аин, Дан, Авел-Беф-Мааху, а также весь Киннероф и землю Неффалима. Как следствие, Дамаск получил контроль над торговыми путями, ведшими через Тир и Изреельскую долину в филистимскую землю и в Египет. Асе тем самым перестала грозить опасность со стороны Ваасы, который хотел превратить отвоеванную у Иудеи Раму в мощную крепость. Но все же наиб. выгоды добилась для себя Сирия, ставшая противником как Иудеи, так и Израиля ( 3Цар. 15:18–22 ; 1Пар. 16:1–6 ). Найденная в сев. части Сирии надпись времен В. I подтверждает библ. сведения о его отце и деде. Неясно, однако, можно ли отождествлять личность Хезиона с Разоном ( 3Цар. 11:23–25 ), положившим начало возвышению Дамаска; 2) В. II, сир. царь, ставший впоследствии противником израил. царя Ахава. При осаде Самарии он был разбит, хотя был абсолютно уверен в своей победе. Год спустя он потерпел сокрушит. поражение при Афеке, но спас себе жизнь ценою заключения выгодного для Израиля договора ( 3Цар. 20:1–34 ). Затем три года между Израилем и Сирией царил мир ( 3Цар. 22:2 ), и даже был заключен временный союзнич. договор, т.к. обе страны опасались возможного нашествия ассир. царя Салманасара III. В битве при Каркаре они и несколько других союзников объединили силы в борьбе против ассирийцев: у Ахава, согл. ассир. источникам, было 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. человек войска, у царя Дамаска же – 1200 колесниц и 20 тыс. человек войска. Как только ассирийцы отступили, Ахав попытался захватить Рамоф Галаадский, но потерпел поражение и был убит ( 3Цар. 22:2–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССИРИЯ (Ассир. Мат-Ашшур - Страна Ашшура), одно из крупнейших гос-в Др. Ближ. Востока. Предки ассирийцев, восточносемит. племена, расселились в области среднего течения Тигра ок. 3 тыс. до Р. Х., где впосл. возникло неск. больших поселений, в т. ч. Ашшур. В XX-XIV вв. до Р. Х. Ашшур - торговый и политический центр, нередко попадавший в зависимость от иноземных царств, но почти всегда сохранявший собственных правителей. В XIV-XIII вв. до Р. Х. усилиями правителей Ашшурубаллита I (1353-1318) и Ададнерари I (1307-1275) Ашшур добился независимости, захватил окрестные области и превратился из города-гос-ва в царство, претендовавшее с кон. XIII в. до Р. Х. на первенство среди великих держав Ближ. Востока. В античной исторической традиции эта эпоха рассматривалась как время основания Ассирийской империи, просуществовавшей ок. 700 лет и характеризовавшейся следующими чертами: двойственным положением ассир. царей (ограниченная власть над самоуправляемыми старыми ассир. городами при полновластии над завоеванными территориями побуждала их переносить в последние центр империи и этим в конечном счете ослаблять само гос-во); непрерывной военной экспансией и борьбой с восстаниями покоренных народов (ограниченность ресурсов, особенно демографических, коренной А. не позволяла прочно освоить завоеванные области); особой жестокостью завоевателей, в частности, применялись массовые казни, полное разрушение городов и селений, а также депортация покоренного населения в отдаленные районы; наличием концепции, согласно к-рой войны ассир. царей предпринимались по приказу и во славу Ашшура , бога-покровителя города и царства, что отражало исключительную роль храма бога Ашшура в Ассирийском гос-ве (см. также ст. « Месопотамии религия »). Салманасар III принимает дань от израильского царя Ииуя. Рельеф " Чёрного обелиска " из Нимруда. Ок. 841 г. до Р. Х. Фрагмент Салманасар III принимает дань от израильского царя Ииуя. Рельеф " Чёрного обелиска " из Нимруда. Ок. 841 г. до Р. Х. Фрагмент

http://pravenc.ru/text/76692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНАДАД [евр.  ,   - сын (бога) Хадада], имена неск. правителей арам. царства Дамаска (Арам-Дамаска) IX-VII вв. до Р. Х., упоминающихся в Свящ. Писании. Венадад I (ок. 900-870 гг. до Р. Х.), сын Тавримона; его имя встречается в повествовании о приграничном конфликте между израильским царем Ваасой и иудейским царем Асой (3 Цар 15. 16-22; 2 Пар 16. 1-6). Оказал военную поддержку Асе, к-рый с помощью богатых даров уговорил его вторгнуться в Израильское царство с севера. Захватил «Аин и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь Киннероф, по всей земле Неффалима» (3 Цар 15. 20) и тем самым получил контроль над основной частью торговых путей с прибрежными городами Тиром, Сидоном, Акко и Ахзивом. Тем не менее Арам-Дамаск не смог сохранить контроль над сев. территориями Израиля, часть из захваченных городов были возвращены во время правления царя Ахава (ок. 874-853 гг. до Р. Х.). Венадад II (ок. 870-842 гг. до Р. Х.), сын и преемник предыдущего правителя; противник израильских царей Ахава и Иорама. Впервые В. упоминается при описании осады столицы израильского царства Самарии (3 Цар 20. 1-21). Несмотря на превосходство сил противника, Ахав, вдохновленный старейшинами и пророками, предпринял героическую вылазку, так что В. вынужден был снять осаду и бежать. Через год войска арамеев Дамаска опять вторглись в пределы израильского царя, но потерпели сокрушительное поражение близ г. Афека от заранее осведомленного о готовящемся нападении Ахава. В. попал в плен, но остался живым ценой заключения выгодного для Израиля в торговом отношении договора о возвращении Ахаву неск. ранее захваченных городов (3 Цар 20. 34). В течение 3 последующих лет между Израилем и Дамаском царил мир (3 Цар 22. 1). Результатом этого мирного соглашения стала военная коалиция против угрозы со стороны ассир. царя Салманасара III. В битве при Каркаре (ок. 853 г. до Р. Х.) В. возглавлял войска вместе с Ахавом, царем Хамата и др. правителями. Однако после окончания сражения мирное соглашение было нарушено: Ахав вместе с иудейским царем Иосафатом попытался отобрать у В. г. Рамоф Галаадский, но потерпел поражение и был убит (3 Цар 22. 2-36). Во время правления сына Ахава Иорама В. вновь почти захватил Самарию, но благодаря прор. Елисею войско В. чудесным образом было обращено в бегство (4 Цар 6. 24 - 7. 20). Вскоре после этого В. был убит своим главнокомандующим Азаилом , унаследовавшим его престол (4 Цар 8. 7-15).

http://pravenc.ru/text/150179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ [евр.  ,  ], ветхозаветный пророк (пам. 9 мая), согласно традиции, автор названной его именем книги (см. Исаии пророка книга ). Род. в Иерусалиме ок. 765 г. до Р. Х. Библейское и апокрифическое предания об И. Время служения Видение И. в храме, когда Господь призвал его на служение, по словам самого пророка, произошло в год смерти царя Озии (Ис 6. 1). И. проповедовал, как следует из свидетельства Книги прор. Исаии (Ис 6. 1; 7. 1-9; 14. 28; 20. 1; 36-39), во время правления иудейских царей Озии, Иоафама , Ахаза и Езекии (Ис 1. 1). При переводе указанного в Ис 6. 1 года смерти Озии (года призвания пророка) на современное летосчисление время служения пророка (по причине разногласий данных о правлении царей Израиля и Иудеи в 3-4-й книгах Царств) приходится на период с 747/6 до 735/4 г. до Р. Х. (более вероятно - между 740/39 и 735/4) ( Kaiser О. Jesaja/Jesajabuch//TRE. 1987. Bd. 16. S. 636-658). Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг. Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг. В 7-й гл. книги говорится, что пророк выступил на проповедь во время т. н. сирийско-эфраимитской войны. Ход и цели этой войны остаются во многом неизвестными, т. к. сообщения о ней в основном отражают богословское осмысление этих событий (4 Цар 15. 37; Ис 7; 4 Цар 16; 2 Пар 28; Ис 8; Ос 5. 8 - 7. 16). Ассир. держава стремилась в эти годы к мировому господству. Египет, пытаясь остановить ее продвижение, втягивал в борьбу с ней гос-ва Сирии и Палестины. И. был последовательным противником участия Иудеи в этой борьбе и призывал царей сосредоточиться на религиозно-общественных преобразованиях. Когда Дамаск и Самария пошли войной на Иерусалим, чтобы принудить его к вступлению в антиассир. коалицию, И. изрек перед царем Ахазом (735-715) 1-е мессианское пророчество (Ис 7; ок. 734 г.). Но Ахаз, вместо того чтобы положиться на помощь Божию, как советовал пророк, вступил в союз с ассирийцами, которые осадили Дамаск и вторглись в Галилею. После войны Иудейское царство попало под власть Ассирии, Северное царство потеряло значительную часть территории, сократилось до границ колена Ефрема , Дамаск также был разрушен. Война закончилась не ранее завоевания Дамаска Тиглатпаласаром III в 732 г. (см. также в ст. Израиль древний ). Приблизительно в это время И. записал 2-е мессианское пророчество - о чудесном Младенце, Который принесет мир на землю (Ис 9. 2-7). Т. к. в Ис 28. 1-4 предсказано завоевание Самарии, к-рая пала после 4-летней осады воинами Салманасара V (723/2), И. должен был продолжать служение с 732 по 722 г. В Ис 20. 1-6 говорится о слове Господа к И. в связи с антиассирийским восстанием в Ашдоде против Саргона II, пославшего на подавление бунта военачальника в 713-711 гг.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Салманассар Салманассар (в совр. литературе – Салманасар), [ассир. Шульману-ашаред, «(Бог) Шульману – первый (т.е. наивысший)» ]. Имя ряда ассир. царей, из которых к истории Израиля имели отношение прежде всего Салманасар III и Салманасар V: 1) Салманасар III был сыном и наследником ассир. царя Ашшур-нацирапала II и правил в 858–824 гг. до Р.Х. В Библии он не упоминается, но его воен. походы на запад имели решающее значение для истории Израиля. Уже в 858 г. до Р.Х. он, разгромив хеттов, вышел к Средиземному морю. Угроза ассир. владычества вынудила сир.-палест. царства оказать совместное сопротивление захватчикам. В 853 г. до Р.Х. Салманасар III при Каркаре вступил в сражение с войсками союзников, в рядах которых вместе с Ададири (царем Дамаска ⇒ Венададом) сражался и израил. царь ⇒ Ахав. Ассир. источник говорит о двенадцати царях, которых разбил Салманасар III. Но поскольку эта победа не имела последствий, то можно предположить, что исход битвы, скорее всего, остался неопредел. Последующие походы Салманасара III были направлены против коалиции сир. гос-в (849, 848 и 845 гг. до Р.Х.) и не затрагивали Израиль непосредственно. Когда в 841 г. до Р.Х. Салманасар III вновь предпринял поход на запад, в Дамаске уже пришел к власти ⇒ Азаил, а в Израиле – Ииуй. Азаил оказал ассирийцам сопротивление, а Ииуй, наряду с правителями Тира и Сидона, покорился и платил дань; 2) поход против Дамаска, предпринятый Салманасаром IV (781–772 гг. до Р.Х.) в 773 г. до Р.Х., способствовал тому, что Иеровоам II смог покорить Емаф (Хамат) и Дамаск (см. 4Цар. 14:25.28 ); 3) имя Салманасара V (727–722 гг. до Р.Х.), преемника Тиглатпаласара III, связано с падением Израильского царства. Израил. царь ⇒ Осия покорился Салманасару V, вероятно, вскоре после его воцарения ( 4Цар. 17:3 ). Согл. ассир. источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы воен. походами, но страна, против которой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии (см. 4Цар. 17:4–6 ; 4Цар. 18:9–12 ), которую ассир. царь начал в 724 г. до Р.Х., после того как Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до Р.Х., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V. Правда, в более поздних надписях его преемник Саргон II приписывает эту победу себе. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Осия Осия [евр. Хошеа, кр. ф-ма от «(Господь) – помощь, спасение» ]: 1) сын Навина, которого Моисей назвал ⇒ Иисусом ( Числ. 13:9.17 ); 2) сын Азазии, предводитель колена Ефрема во времена Давида ( 1Пар. 27:20 ); 3) сын Илы, последний царь Северного царства ( 4Цар. 15:30 ; 4Цар. 17:1–6 ; 4Цар. 18:9–12 ), правивший в 732–723 гг. до Р.Х. Организовав заговор против царя Факея, сына Ремалии, и убив его, О. захватил престол. Ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) пишет об этом так: «Пакаха, своего царя, они свергли; я посадил над ними Ауси». След., возвышение О. произошло с согласия ассир. царя. Завоеванные ассирийцами области в Галилее (⇒ Факей) и на вост. берегу Иордана ( 1Пар. 5:26 ) казались потерянными для израильтян, а их тер. ограничивалась Самарией и Ефремом. О. совершал неугодное в очах Господа, но все же не в такой степени, как его предшественники ( 4Цар. 17:2 ). Возможно, он прислушивался к словам пророков, напр. Осии (5). В 4Цар. 17 говорится о том, что против О. выступил Салманасар V, которому израил. царь покорился и платил дань. При смене власти в Ассирии после смерти Тиглатпаласара (в 727 г. до Р.Х.) О. предпринял попытку освободиться от дальнейшей выплаты дани и т.о. вернуть Израилю независимость. Но когда пришедший на смену Тиглатпаласару Салманасар напал на царя тирского и сидонского Лули, О. покорился. Однако вскоре после этого он вступил в переговоры с Египтом и перестал платить ежегодную дань Ассирии. Это привело к его пленению Салманасаром и к падению Самарии после трехлетней осады. Израильтянам пришлось отправиться в изгнание ( 4Цар. 17:4–6 ). О дальнейшей судьбе О. ничего не известно. Покорение Самарии произошло на девятом году его правления, т.е. как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара. Взятием Самарии похвалялся преемник Салманасара Саргон, однако эту информацию нельзя принять в качестве веского доказат-ва его причастности к назв. событию, тем более, что Библия не упоминает Саргона в этой связи; 4) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязательством соблюдать Закон ( Неем. 10:23 ); 5) сын Беерии, пророк (⇒ Книга пророка Осии ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ниневия Ниневия [ассир. Нинуа]. I 1) главный город и столица ⇒ Ассирии . Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма – Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) (см. ил. на стр. 859; 890 и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса – дворец Асархаддона; 2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца Саргона II, а южнее – развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена ( Быт. 10:12 ); юж. Нимруда лежал древний Калах ( Быт. 10:11–21 ) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Ададнерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III. II. Название «Н.» предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховоф-ир, который, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы «великим городом» ( Быт. 10:11–21 ). III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.;). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (⇒ Ассур , 2). Ашшурбанипал II (884–858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705–681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681– 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум ( Наум. 2:1–13 ) и Софония ( Соф. 2:13–15 ) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум. 2:6 ). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. ⇒ Книга пророка Ионы . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010