8:3–6. Конфискация земли. Обычно брошенная земля переходила в собственность короны до тех пор, пока на нее не предъявлялись права. Тот факт, что права предъявляет женщина, свидетельствует о том, что ее муж умер, поэтому она вправе требовать землю от имени своего сына, который является законным наследником собственности. 8:6. Доход с земли. Как правило, человек не мог рассчитывать на получение доходов с земли за период своего отсутствия. Считалось, что эти доходы должны идти на возмещение затрат тех людей, которые заботились о земле и работали на ней. 8:7–15 Азаил воцаряется в Араме 8:7. Дамаск. Расстояние от Самарии до Дамаска составляет около 125 миль, и, чтобы проделать этот путь пешком, необходимо чуть больше недели. Дамаск был столицей Арама (Сирии) и царской резиденцией. Дополнительную информацию см. в коммент. ко 2Цар. 8:5 . 8:7. Венадад. О трудностях, связанных с установлением личности того или иного царя по имени Венадад, см. в коммент. к 6:24. Известно, что Азаил взошел на престол в 842 г. до н. э. Салманасар отмечает, что Азаил убил Адраазара. 8:8. Азаил. Азаил упоминается в анналах своего современника, ассирийского царя Салманасара III, где он охарактеризован как узурпатор. Азаил царствовал с 842-го по 800 г. до н. э. Его имя упоминается в нескольких фрагментарных арамейских и ассирийских надписях. После того как западная коалиция, противостоявшая Салманасару III при Каркаре, распалась, Азаил сохранил антиассирийскую настроенность и в течение нескольких лет претерпел не только генеральное сражение, но и безуспешную осаду Дамаска (хотя он платил огромную дань). Начиная с 836 г. до н. э. Салманасар воевал в других местах (главным образом, в Урарту), а наследовавшие ему слабые правители предоставили Азаилу возможность сосредоточить внимание на Израиле. Информацию о предпринятых им военных действиях против Израиля см. в коммент. к 10:32. 8:8. Вопроси Господа. Хотя сирияне не поклонялись Яхве, они не отрицали Его существование или могущество. Политеизм Древнего мира был открытой системой, где почиталось божественное могущество, из какого бы источника оно ни исходило.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тиглатпаласар III известен из ассирийской истории и под другим именем. В 729 году могущественный монарх, реформировавший страну и раздвинувший ее границы до невиданных раньше пределов (на юге – до самой Газы, то есть до египетской границы), короновался в Вавилоне с именем Пулу . Носил ли он это имя до интронизации в Вавилоне, ассиро-вавилонские источники не сообщают. К действиям этого великого завоевателя в Израиле и Иудее обратимся ниже. На смену Тиглатпаласару III пришел Салманасар V (726–722 гг.), с именем которого связано падение Израиля. В 724 г. Салманасар V начал трехлетнюю осаду Самарии. Во время взятия израильской столицы он умер или был убит заговорщиками. Плодами победы над Израильским царством воспользовался уже Саргон II (722–725 гг.), основатель новой династии ассирийских царей. После падения Израиля Ассирийская империя просуществует еще больше столетия, ее цари завоюют Египет и покорят Элам, Ассирия станет первой в истории человечества «мировой сверхдержавой». Но все это будет уже после гибели Израильского царства. Обратимся теперь к истории самого Израиля последних десятилетий его политического существования.   Закат Израиля В долгое царствование Иеровоама II (787–747 гг.) Израиль достиг своего экономического и политического апогея. Израильское царство при этом последнем успешном царе простиралось от Хамата (Емафа) на севере до Мертвого моря на юге: «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4Цар 14:25). Ему удалось даже то, что до сих пор не удавалось ассирийской армии – захватить Дамаск, главный очаг антиассирийского сопротивления (4Цар 14:28). Отечественный историк Израиля Игорь Тантлевский предполагает, что Аммон и Моав в это время сделались вассалами Израильского царства . Эпоха Иеровоама II совпала с временным ослаблением Ассирии и Арама. Воспользовавшись этим, Израиль, как справедливо отмечает Тантлевский, занял «первенствующее место в регионе» . Основные торговые пути, ведущие из Египта в Месопотамию – «Приморский путь» по побережью Средиземного моря, через Финикию и «Царская дорога», проходившая через Моав, Аммон, Башан (Васан) и Дамаск – оказались на довольно значительной протяженности под контролем израильтян. Контроль за товарооборотом внутри Плодородного полумесяца обеспечил необычайный экономический подъем Израиля, что в свою очередь привело к глубокому имущественному расслоению внутри израильского общества и резко обострило социальные противоречия в нем: все пошлины оседали в руках аристократии, а основная часть населения оказалась у последних в ипотечной кабале. Амос, пророчествовавший в эпоху Иеровоама II, сурово обличал социальные язвы израильского общества .

http://bogoslov.ru/article/4241753

602 В летописи Тиглатпаласара III на этот счет сохранилось интересное свидетельство: «Факея, царя их, я умертвил; Аузи (Осию) я поставил над ними. 10 талантов золота... талантов серебра я получил в дар». Очевидно, здесь имел место заговор проассирийской партии в придворных кругах. Осия был в свите ассирийского царя во время похода против Дамаска. 603 Сын и наследник Тиглатпаласара III, Салманасар V (726—722 гг. до н.э.), в вавилонских летописях — Улулай. 604 Сой, Сох, по Библии (4Цар 17.4), Сигор, т.е. Шабака (греч. Сабакон) — кушитский царь, завоевал Египет и явился основателем XXV (кушитской) династии; правил в Египте в 726—718 гг. до н.э. 605 Действительно, Салманасар V в течение трех последних лет своего правления осаждал Самарию, но до конца жизни не успел ее взять. Это сделал, как следует из летописи его сына и наследника Саргона Ассирийского (722—705 гг. до н.э.), именно последний: «В начале моего царствования я осаждал и взял, с помощью бога Шамаша, даровавшего мне победу над моими врагами, город Самарию. 27 280 жителей я увел. Я взял 50 колесниц... Я взял и увел [пленных] в Ассирию. На их места поселил людей, моею дланью побежденных. Я поставил над ними моих чиновников и наместников и обложил их такой же данью, какая была при прежних [ассирийских] царях». 606 См. выше; это совершено уже в правление Саргона, хотя Мидия попала в сферу влияния ассирийцев еще в середине VIII в. до н.э. 607 Кроме мидян в их числе были представители кутийско-касситского населения. Еще арабские географы упоминали о реке Куга, ныне пересохшей, русло которой расположено к югу от Каспийского моря. (Перев.) 608 Из Четвертой книги Царств (4Цар 17.25) видно, что кара, постигшая их, была не чума, а что они стали добычей львов. (Перев.) 609 В основу рассказанного в этой главе положена Четвертая книга Царств (4Цар 18.9—12; 4Цар 17.24—41). 610 После падения Самарии и включения территории десяти израильских племен в ассирийские владения под властью Езекии остались земли племен Иуды и Вениамина с городом Иерусалимом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Осия Осия [евр. Хошеа, кр. ф-ма от «(Господь) – помощь, спасение» ]: 1) сын Навина, которого Моисей назвал ⇒ Иисусом ( Числ. 13:9.17 ); 2) сын Азазии, предводитель колена Ефрема во времена Давида ( 1Пар. 27:20 ); 3) сын Илы, последний царь Северного царства ( 4Цар. 15:30 ; 4Цар. 17:1–6 ; 4Цар. 18:9–12 ), правивший в 732–723 гг. до Р.Х. Организовав заговор против царя Факея, сына Ремалии, и убив его, О. захватил престол. Ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) пишет об этом так: «Пакаха, своего царя, они свергли; я посадил над ними Ауси». След., возвышение О. произошло с согласия ассир. царя. Завоеванные ассирийцами области в Галилее (⇒ Факей) и на вост. берегу Иордана ( 1Пар. 5:26 ) казались потерянными для израильтян, а их тер. ограничивалась Самарией и Ефремом. О. совершал неугодное в очах Господа, но все же не в такой степени, как его предшественники ( 4Цар. 17:2 ). Возможно, он прислушивался к словам пророков, напр. Осии (5). В 4Цар. 17 говорится о том, что против О. выступил Салманасар V, которому израил. царь покорился и платил дань. При смене власти в Ассирии после смерти Тиглатпаласара (в 727 г. до Р.Х.) О. предпринял попытку освободиться от дальнейшей выплаты дани и т.о. вернуть Израилю независимость. Но когда пришедший на смену Тиглатпаласару Салманасар напал на царя тирского и сидонского Лули, О. покорился. Однако вскоре после этого он вступил в переговоры с Египтом и перестал платить ежегодную дань Ассирии. Это привело к его пленению Салманасаром и к падению Самарии после трехлетней осады. Израильтянам пришлось отправиться в изгнание ( 4Цар. 17:4–6 ). О дальнейшей судьбе О. ничего не известно. Покорение Самарии произошло на девятом году его правления, т.е. как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара. Взятием Самарии похвалялся преемник Салманасара Саргон, однако эту информацию нельзя принять в качестве веского доказат-ва его причастности к назв. событию, тем более, что Библия не упоминает Саргона в этой связи; 4) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязательством соблюдать Закон ( Неем. 10:23 ); 5) сын Беерии, пророк (⇒ Книга пророка Осии ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Рамофе Ииуй был помазан быть следующим царём Израиля. Он не тратил времени зря и отправился из Галаада по долине Харод в Изреель (красная стрелка). Иорам и Охозия встретили его на поле Навуфея, что, должно быть, было на восток от города. Иорам был ранен в сердце и брошен там же на поле. Охозия, раненый возле Ивлеама, умер в Мегиддо. Иезавель в Изрееле была выброшена из окна. Когда Ииуй всё-таки решил похоронить её, от неё остались только череп, ноги и кисти рук. Пророчества Илии сбылись до единого слова. В 4Цар. 10 записано, как Ииуй истребил остаток дома Ахава и искоренил в Израиле поклонение Ваалу. Однако он следовал греху Иеровоама – извращённой форме поклонения Яхве с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. 10. Стела Тель-Дана Стела Тель-Дана – это обрывочная арамейская надпись на трёх кусках базальтового камня, найденная при раскопках ворот Железного века в Дане. Самый большой кусок (35 х 25 см) был найден в 1993 году, два меньших – в 1994. Эта надпись – выдающаяся параллель с повествованием Библии. Хотя имена царей Иуды и Израиля отрывочны, титулы их полные. Царь Сирии Азаил хвалится уничтожением Иорама... царя Израиля и Охозии... из дома Давида. Хотя на самом деле их убил Ииуй, можно понять, почему Азаил приписал это себе. Успешные набеги на Израиль ( 4Цар. 10:32–33 ) позволили ему, хвалясь успехами, установить эту стелу (зелёная стрелка от Сирии к Дану). Археологические доказательства, язык и содержание надписи помогают датировать текст периодом сразу после чистки Ииуя в 841 году до Р.Х. В это время царь Сирии мог заявить о победе и над царём Израиля, и над домом Давида. Как и Моавитский камень, надпись Тель-Дана имеет особое значение, поскольку в ней упоминается дом Давидов, что служит внебиблейским доказательством существования второго царя Израиля. 11. Салманасар III, царь Ассирии, нападение на Дамаск и дань с Ииуя, 841 год до Р.Х. Этот год был очень значимым в библейской истории. Во-первых, чистка Ииуя покончила с поклонением династии Амврия Ваалу. Во-вторых, царица Иудеи Гофо- лия попыталась уничтожить, хотя и безуспешно, дом Давидов. И, наконец, царь Ассирии Салманасар III провёл кампанию против Дамаска, Финикии, Голана и Галилеи (чёрно-жёлтые стрелки от Ассирии). Ииуй стал вассалом Ассирии в тот же год, как стал царём. На Чёрном обелиске Салманасара Ииуй изображён поклоняющимся с данью царю Ассирии (ANET 280–281).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Факей (ок. 740-732) изменил проассир. политику своих предшественников и вступил в антиассир. союз с дамасским царем Рецином II. Коалиция потерпела сокрушительное поражение: в 732 г. пал Дамаск, Сирия и захваченные ассирийцами территории Израильского царства - Галаад, Галилея и Саронская долина - были превращены в ассир. провинции и управлялись ассир. наместниками. Израильское население захваченных территорий переселялось в Месопотамию (4 Цар 15. 29). Т. о., территория Израильского царства сократилась практически до пределов удела Ефрема с центром в Самарии. Археологические раскопки, проводившиеся в Асоре и Мегиддо, выявили огромные разрушения, сопровождавшие ассир. завоевание. В 732 г. против Факея составился заговор во главе с Осией (  ): Факей был убит, а Осия стал последним царем Северного царства. Он платил огромную дань сначала Тиглатпаласару III, а затем его сыну Салманасару V (727-722) (4 Цар 17. 3). Осия решился на отчаянный шаг: вступил в союз со слабой 24-й егип. династией и прекратил платить дань ассирийцам. Салманасар заключил Осию в тюрьму в Ассирии (4 Цар 17. 4) и двинул войско на Самарию. Осада столицы Северного царства длилась 3 года (4 Цар 17. 5; 18. 10). Самария, по всей вероятности, пала в последний год царствования Салманасара V (723/2), незадолго до смерти последнего. О том, что именно Салманасар взял Самарию, свидетельствует и т. н. Вавилонская (Халдейская) хроника. Однако ассир. царь Саргон II (722-705), преемник Салманасара, в своих надписях, созданных неск. годами позже этих событий, утверждает, что именно он разрушил Самарию в первый год своего царствования (ANET. P. 284a - 285b). Возможно, Саргон был главным военачальником у Салманасара в то время, когда пала Самария. По смерти же Салманасара именно Саргон осуществил в 722 г. депортацию населения Самарии, согласно его анналам, 27 290 чел. Израильтяне были поселены в Месопотамии (в Халахе к северо-востоку от Ниневии, в Гозане в верхнем течении Хавора, притока Евфрата, в обл. Хавор, заселенной в основном арамеями) и Мидии (4 Цар 17. 6; 18. 11; 1 Пар 5. 26). Полагают, что на месте были оставлены мелкие крестьяне, между которыми были разделены угодья угнанных во внутренние области Ассирийской империи землевладельцев. Область Ефрема была обращена в ассир. провинцию, адм. центром которой стала отстроенная с этой целью Самария. Города же Израиля были заселены арамеями, а позже халдеями из Вавилона (4 Цар 17. 24; Ios. Flav. Antiq. X 184). Переселенцы в целом переняли религ. представления местного израильского населения, однако во многом сохранили свои языческие обряды и обычаи (4 Цар 17. 27-41). С течением времени эти народы частично смешались с остатком израильтян и образовалась новая, родственная еврейской народность - самаритяне.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Северное царство, Израиль, возникло благодаря пророческому возвещению ( 3Цар. 11:20–39 ), однако никакой гарантии династической преемственности там не было. Каждая значительная династия (Иеровоама, Ваасы, Амврия, Ииуя) возвышалась и гибла в соответствии со словами пророков. Иногда назначенный царь соглашался ждать подходящего момента (Иеровоам), но чаще, как и в данном случае, возвещение пророка приводило к государственному перевороту. На древнем Ближнем Востоке жрецы часто играли важную политическую роль, но нам неизвестно, чтобы какие-нибудь пророки на древнем Ближнем Востоке играли роль «создателя царя», как это было в Древнем Израиле. Тем не менее во всем Древнем мире считалось, что пророки не только возвещают послания богов, но и дают ход божественным деяниям. Например, ассирийский царь Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали обо всех недозволенных или негативных высказываниях, особенно со стороны пророков и толкователей снов. Поэтому неудивительно, что пророка, враждебно настроенного по отношению к царю, следовало держать под контролем, дабы он не причинил каких-либо неприятностей. Нетрудно догадаться, почему царь предпочитал держать в заключении пророка, чьего слова было достаточно, чтобы поднять восстание или накликать беду. 9:14. Битва при Рамофе Галаадском. Последовательность событий здесь очень сложна, поскольку это 841 г. до н. э. – тот самый год, когда ассирийский царь Салманасар III вторгся в Сирию (Арам) и участвовал в целом ряде военных столкновений с Азаилом. Согласно анналам Салманасара, Азаил сошелся с ним в генеральном сражении у горы Ермон и был побежден. Азаил невредимым бежал в Дамаск, который подвергся безрезультатной осаде. Раздосадованный неспособностью покорить Дамаск, Салманасар обрушил свою ярость на Авран, местность к востоку от Рамофа Галаадского, откуда он прошел маршем до горы Кармил, где получил дань от Ииуя. Путь от Аврана до Кармила, вероятно, проходил по Изреельской долине. Чтобы связать все эти события, следует исходить из того, что Арам выступил против Рамофа Галаадского ранней весной и был встречен объединенными силами Иудеи и Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Царь Иудеи обратился за помощью к Ассирии, послав Тиглатпаласару III дары из сокровищниц храма и дворца (4 Цар 16. 7-8; 2 Пар 28. 16; это подношение упом. и в ассир. надписи Тиглатпаласара). Ассир. царь, войска к-рого находились в Сирии, двинул их на Дамаск; после 2-летней осады город пал, а Арам был превращен в ассир. провинцию (732). Сокрушительный удар был нанесен ассирийцами и по Израильскому царству. После своего пребывания в Дамаске по случаю взятия столицы Арама Тиглатпаласаром Ахаз ввел в Иудее сир. (ассир.) культы. В 729 г. иудейский царь назначил соправителем своего сына Езекию, к-рый оказался одним из наиболее благочестивых царей в евр. истории (ср., напр.: Сир 49. 5). История Израиля со 2-й пол. IX в. до падения Самарии (723/2) Ввиду военной угрозы со стороны дамасского царя Азаила израильский царь Ииуй (ок. 841-814) в первый же год своего царствования вынужден был в поисках сильного союзника послать обильную дань ассир. царю Салманасару III. На т. н. Черном обелиске Ииуй изображен коленопреклоненным перед Салманасаром, а его слуги - несущими последнему дань. После того как Салманасар через неск. лет покинул пределы Юж. Сирии, Дамаск, достигший к этому времени необычайной военной мощи, добивается гегемонии над Центр. и Юж. Сирией, почти беспрепятственно вторгается в Израиль, захватывает Галаад и др. территории в Заиорданье, а также подчиняет себе Аммон, Моав и Эдом. В 814 г. Азаил совершил поход к берегу Средиземного м., нанес поражение Израилю и Иудее, взял дань с иудейского царя Иоаса и, вероятно, поработил Сев. Финикию. Подношение дани израильтянами. Рельеф «Черного обелиска» царя Салманасара III. Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Подношение дани израильтянами. Рельеф «Черного обелиска» царя Салманасара III. Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Сын и преемник Азаила Венадад III продолжил успешные войны против Израильского царства. При сыне Ииуя Иоахазе (   ок. 814-798) Израиль потерял большую часть своей территории и армии; теперь армия Северного царства насчитывала 10 колесниц, 50 всадников и 10 тыс. пеших воинов (4 Цар 13. 7). В 805-801 гг. ассир. царь Ададнерари III (810-783) нанес дамасскому царю Венададу III сокрушительное поражение, вступил в Дамаск и собрал с него большую дань. Поражение Дамаска оказалось спасительным для Израиля. Сын Иоахаза Иоас (ок. 798-782) упоминается в ассир. надписи среди др. данников Ададнерари III под именем Йа-а-су мат Са-ме-ри-на-а-а - это первая из обнаруженных до наст. времени ассир. надписей, в которой Израиль обозначается как Самерина, т. е. Самария (см., напр.: Page. 1969. P. 463). Однако Иоасу удалось трижды разбить сир. войска Венадада III - что предсказал в конце своего земного пути прор. Елисей - и возвратить Израилю территории, потерянные при его отце Иоахазе (4 Цар 13. 25). Иоас нанес также поражение иудейскому царю Амасии. Ок. 793 г. соправителем Иоаса становится его сын Иеровоам (  ).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Все эти события не могли не затронуть и еврейский народ. Палестина всеми завоевателями во все времена рассматривалась как ключ к Ближнему Востоку, и ассирийцы не были исключением. Интерес к Палестине и к палестинским делам проявлял уже Салманасар III, вассалом которого и стал правитель Северного Царства Ииуй, имя которого присутствует в списке покорённых правителей на одной из стел Салманасара. Однако всерьёз обратил внимание на Палестину преемник Салманасара III Тиглатпаласар III, нанесший полное поражение вначале Вавилонии, а затем Сирии, которые были главными соперниками Ассирии в Палестине. При Тиглатпаласаре III Северное Царство окончательно попадает под власть Ассирии, и на правившего тогда в Самарии Менаима ассирийцы накладывают тяжёлую дань ( 4Цар.15:19-20 ). Вассальные отношения сохранялись также между преемником Тиглатпаласара III Салманасаром V и правившим в это время в Северном Царстве Осией, которого, однако ассирийцы заподозрили в измене (по-видимому, не напрасно). Дело окончилось восстанием против ассирийцев и последовавшей со стороны последних карательной экспедицией, положившей конец существованию Самарии как независимого государства и приведшей к депортации еврейского населения ( 4Цар.17:1-6 ). Разумеется, Иудея не могла остаться в стороне от этих событий. Прежде всего, правители Иудеи рассматривали Ассирию как естественного союзника в борьбе с Сирией и с Самарийским Царством, и Ахаз, например, вступает не просто в союз, а в вассальные отношения с Ассирией, посылая дань её правителю Тиглатпаласару III и взывая о помощи против сирийцев и против Самарии ( 4Цар.16:5-9 ). Но такие отношения, как показал опыт правителей Северного Царства, не могли быть прочными: территория Палестины была слишком важна для ассирийцев, чтобы оставить её под контролем чужих правителей, хотя бы и вассальных. В значительной мере это было связано с тем, что на Палестину ассирийские правители смотрели прежде всего как на плацдарм для предстоявшей им войны с Египтом. По-видимому, понимая всё это, преемник Ахаза Езекия переориентировался на союз с Египтом ( 4Цар.18:7 ). Впрочем, покорение Египта выпало на долю не Тиглатпаласара III и не его ближайших преемников, а Асархаддона, который и завершил историю ассирийских завоеваний: именно во время его правления Ассирийская империя достигла своего наибольшего могущества и размеров.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ниневия Ниневия [ассир. Нинуа]. I 1) главный город и столица ⇒ Ассирии . Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма – Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) (см. ил. на стр. 859; 890 и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса – дворец Асархаддона; 2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца Саргона II, а южнее – развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена ( Быт. 10:12 ); юж. Нимруда лежал древний Калах ( Быт. 10:11–21 ) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Ададнерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III. II. Название «Н.» предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховоф-ир, который, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы «великим городом» ( Быт. 10:11–21 ). III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.;). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (⇒ Ассур , 2). Ашшурбанипал II (884–858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705–681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681– 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум ( Наум. 2:1–13 ) и Софония ( Соф. 2:13–15 ) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум. 2:6 ). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. ⇒ Книга пророка Ионы . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010