26:3. Хронология. Длительное правление царя Озии, по данным Тиля, продолжалось с 792-го по 740 г. до н. э. Многие исследователи полагают, что он долгое время был соправителем своего отца Амасии, в конце его царствования, а также своего сына Иофама. Озия был современником израильских царей Иеровоама II (в течение сорока из сорока двух лет своего правления), Захарии, Селлума, Менаима, Факия и Факея. В Ассирии в это время сменились цари Адад-Нирари III, Салманасар IV, Ашшур-Дан, Аш-шур-Нирари V и Тиглатпаласар III. В период правления Озии Ассирия уже не была могущественной империей, что способствовало территориальному расширению и процветанию Израиля и Иудеи. Имя Озии найдено на печати из Tell Beit Mirsim. Тиглатпаласар упоминает царя по имени Azriau из Yaudi, но большинство исследователей не связывают его с Озией. 26:6–8. Военные успехи. Хотя в других литературных источниках не описываются победы Озии над филистимлянами, аравийскими племенами и «Меунитянами», археологические раскопки обнаруживают разрушения в филистимском городе Азоте, которые могли быть произведены во времена Озии. Есть также свидетельства того, что Озия построил крепости на завоеванных им землях. Геф (Tell es-Safi; см. коммент. к 1Цар. 5:9 ), Азот и Иавнея образуют в плане равносторонний треугольник со стороной 10–15 миль, который господствует над северной частью Филистимской равнины, непосредственно к западу от Иерусалима. Tell Мог близ филистимского города Азота может служить примером такой крепости. Поскольку могущество Израиля при Иеровоаме II не позволяло Озии продвинуться на север, он обратил свой взор на запад и юг, подавляя сопротивление отдельных групп, которые ранее пользовались преимуществом нестабильной обстановки в Иудее. Более подробная информация о «Меунитянах» приводится в коммент. к 20:1. Местоположение Гур-Ваала не установлено. 26:9. Башни Иерусалима. Хотя башни, построенные Озией, не были идентифицированы, они, вероятно, походили на ассирийские башни в таких крупных городах, как Ниневия, Калах, Ассур и Дур-Шаррукин. В Дур-Шаррукине, укрепленном городе, построенном Саргоном II (721–705 гг. до н. э.), башни стратегического назначения стояли в четырех углах окружавших город стен. См. в 25описание ворот, над которыми Озия построил башни. Возможно, массивная башня, остатки которой были обнаружены недавно близ источника Тихон, была частью этих укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:21. Военные трофеи. Указанное количество захваченного скота и людей неимоверно велико. Для сравнения, в ходе всей, весьма успешной военной кампании Салманасара III, продолжавшейся около двадцати лет, было захвачено в плен 110 610 пленных, около 10 тыс. лошадей и мулов, свыше 35 тыс. скота, почти 20 тыс. ослов и около 185 тыс. овец. Сеннахирим захватил в Вавилоне 20 тыс. военнопленных, 11 тыс. ослов, 5 тыс. верблюдов и 800 тыс. овец. 5:26. Переселение жителей Трансиордании ассирийцами. Тиглатпаласар III захватил в 733 г. до н. э. Верхнюю и Нижнюю Галилею и, по его утверждению, выселил оттуда 13 520 человек (см. коммент. к 4Цар. 15:29 ). Во время этой кампании территория Северного царства Израиль сократилась до Самарии и ее окрестностей и сохраняла независимость в течение двенадцати лет после вражеского нашествия. Новые места поселения израильтян были сосредоточены в среднем течении Евфрата, в районе Гозана (Guzanu ­­ Tel Halaf, примерно в 100 милях к востоку от Кархемиша), расположенного у реки Хавор. Халах, который отождествляют с Halahhu на ассирийских надписях, находился в 8 милях к северо-востоку от Ниневии. 6:31–46. Левитские музыканты. Все главные музыканты Давида – Еман, Асаф и Ефан – прослеживают свое родословие от Левия, по разным линиям. В Древнем мире существовали музыкальные гильдии, которые служили при храмах и святилищах. В Египте уже в 3-м тыс. до н. э. существовали жрецы, которые осуществляли надзор за музыкантами, участвовавшими в богослужении. Хетты и вавилоняне держали музыкантов среди персонала храма. Многие религиозные индивидуальные обряды и гражданские церемонии, а также праздники сопровождались музыкальными представлениями (вокальными и инструментальными). Более подробная информация об этом приводится в коммент. к Ам. 5:23 . 6:48,49. Обязанности левитов и священников из рода Аарона. Священники из рода Аарона были непосредственно заняты в обряде жертвоприношения и совершали другие действа в святом отделении святилища. В обязанность левитов входили всякие службы при доме Божьем. Они контролировали доступ к священной территории, охраняли ее и занимались обеспечением нужд и хозяйственными работами, ремонтом и поддержанием в порядке святилища (см. более подробно в 9:22–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мрамор. В некоторых переводах – алебастр. Мрамор вывозили из Греции, и в Древнем мире он появился впервые в Финикии в персидскую эпоху. Мраморные капители (декоративные украшения в верхней части колонн) археологи обнаружили на Ближнем Востоке лишь в виде фрагментов, относящихся к I или II в. н. э., хотя «мраморные столбы» упоминаются в Есф. 1:6 , при этом известно, что в то время мрамор использовался для мощения полов. Восточный алебастр по составу был близок к мрамору (карбонат кальция), в отличие от европейского, который представляет собой гипс. Алебастр на Ближнем Востоке повсеместно использовался для изготовления сосудов в библейский период, а также для архитектурных колонн. Во дворце Сеннахирима, который не имел себе равных по красоте, в основном использовался известняк, хотя алебастр и был доступен в то время. 29:4. Драгоценные металлы. Указанные количества соответствуют более 100 тоннам золота и 250 тоннам серебра. В Египте самое крупное из известных приношений золота и серебра принадлежало фараону Сусакиму (Шишаку), который даровал своим богам 200 тонн этих металлов (частично захватив их в Иерусалиме). В ассирийских надписях Тиглатпаласар III, Саргон II и Салманасар III редко приводят количества золота и серебра, полученного ими в качестве дани или награбленного, а когда называют их, то эти цифры обычно невелики: от 10 до 50 талантов. Более впечатляющими являются цифры в 9 тыс.талантов золота и 40 тыс. талантов серебра, которые, как считают, Александр Македонский вывез из столицы Персии, города Сузы. 29:4. Золото офирское. Офирское золото упоминается в надписи VIII в. до н. э. из Телль-Касиле. Точное местонахождение Офира неизвестно. Тот факт, что золото было привезено в Ецион-Гавер морским путем, позволяет полагать, что он находился на Аравийском полуострове, хотя рассматриваются также варианты Индии и Восточной Африки. 29:7. Пожертвования старейшин и начальников. Пять тысяч талантов золота составляют около 200 тонн, а серебра – вдвое больше. Иногда количество золота измерялось в дариках – персидских золотых монетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Время служения Исаии – это быстро растущая экспансия Ассирии, что неизбежно испытали лежащие к западу государства, в том числе Израиль и Иудея. С началом деятельности пророка совпадает завоевание власти Салманасара III царя Ассирии (годы правления 745–727 гг.). Едва взойдя на свой престол, он предпринял серию военных походов и наступлений на могущественное государство Урарту, затем захватил Сирию, Дамаск, и, возможно, что уже где-то с 738 года этот владыка уже мог собирать дань с большей части Ассирии и Северной Палестины, включая Дамаск и Израиль. По всей видимости, Иудея не входила в число его данников. В этот период Израиль переживает период полного насилия, жестокости и политической анархии ( 4Цар.15, 8–28 ). Формируется так называемое антисирийское движение, которое возглавляет военноначальник Факей, который убивает Факию и захватывает его трон. Внутренний распад Израиля может быть понят из слов пророка Осии, который является современником Исаии (заговоры, беспорядки, мятежи, внутренние распри, коррупция). Завет, заключенный с Ягве и скрепленный Божественной властью, забыт, израильтяне между собой подобны каннибалам. «И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей» ( Ис. 9:20 ) – ср. ( 4Цар. 15:16 ). В то время иудейский царь Иоафам (740–735 гг. – годы правления) не дал вовлечь себя в союз против Ассирии. За Иоафамом следует Ахаз, и ему приходится противостоять мощным нападкам едомитян, филистимлян и отражать вторжение царей Дамаска, которые намереваются упразднить в Иерусалиме династию Давида. Именно в этот момент, когда Иудея одновременно должна была отражать нападения с различных сторон, особую значимость получает пророчество Исаии и так называемая «политика веры», к которой он призывал. Ахаз не верит пророчествам Исаии, он предпочитает опираться не на веру, а на свои военные приготовления и отправляет огромные посольства с богатыми дарами Тиглатпаласару III со словами: «Раб твой и сын твой я, прииди и защити меня» ( 4Цар. 16:17 ) Ассирийский царь не заставляет себя долго ждать. С помощью ловкого политического маневра он проходит вдоль побережья Средиземного моря, занимает Газу, ряд других городов и затем нападает на Израиль, переселяет часть населения Галилеи, Галаада и земли Неффалимской. Значит часть Израиля уже переселяется. После ассирийских походов у Израиля остается только одна его центральная часть – Эфраим, Самария, все остальные области были переселены, а на Иудею ложится тяжкое время дани.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Основные даты жизни и деятельности пр. Исайи и современных ему событий Ок. 765 Рождение пророка В Израиле правит Иеро­воам II; в Иудее Озия (Азария) Основание Рима Призвание Исайи Смерть Озии Воцарение Тиг­латпаласара III в Ассирии Воцарение Азаха в Иудее Пророчество об Еммануиле Война Ахаза с ефремо-сирийской коалицией 733–732 2-е мессианское пророчество Вторжение Тиг­латпаласара III в Галилею. Ахаз в ставке Тиглат­паласара. Язы­ческие культы в Иудее Покорение Сирии и Вавилона Тиг­латпаласаром Смерть Тиглат­паласара. Воцарение Салманасара V 725–724 Пророчества о Самарии Взятие царя Осии под стражу. Осада Самарии 722–721 Падение Самарии Воцарение Саргона II Смерть Ахаза Воцарение Езекии Начало эфиоп­ской династии в Египте. Фараон Шабако 713–711 Выступление пророка про­тив военных союзов Войска Сар­гона II в Палестине 2-я анти­ассирийская коалиция. Послы Смерть Саргона. Воцарение Синахериба Мардук-аплуиддина у Езекии Синахериб раз­бивает войско Мардук-аплуиддина Обличение народа пророком 1-й поход Синахериба на Иудею Начало династии Ахменидов в Иране Пророчество о спасении Иерусалима. 2-й поход Синахериба 3-е мессианское пророчество Ок. 687 Смерть Исайи Воцарение Манассии. Го­нение на пророков 3. Писания пр. Исайи тличаются высокими литературными достоинствами. В его речах и гимнах соединились монументальная мощь сурового Амоса и лиризм Осии. Мы находим у него разнообразие жанров – от гневного обличения до торжественного славословия и притчи. Исайя был поэтом, язык которого признан классическим. Он образен, богат метафорами и сравнениями. Данное ему божественное Откровение пророк воплощал в совершенной форме, ставшей образцом для многих поколений наследников Исайи. Произведения Исайи – яркий пример сочетания гениальности писателя с воздействием Духа Божия. Пророчества, заключенные в первой части книги, расположены учениками Исайи не в хронологическом, а в тематическом порядке: 1) Обличительные речи, ставшие введением в книгу (гл. 1). Между 733 и 701 годами. 2) Призвание Иерусалима и его грехи (гл. 2–4). Около 740 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В 1840-е гг. начались системные раскопки и в Месопотамии. Проводились они главным образом усилиями английских и французских консулов в Османской империи – О. Лэйярда, П.-Э. Ботта, Э. де Сарзека, а также Дж. Смита и X. Рассама. Как и большинство первых археологов-дилетантов, они не столько исследовали древние памятники, сколько уничтожали их в поисках статуй, надписей и каменных рельефов. П.-Э. Ботта раскопал в 1842-м и 1845 гг. телли, лежавшие на берегах Тигра, в селениях Куюнджик и Хорсабад. Последний оказался древним Дур-Шаррукином (совр. Хорсабад), столицей Саргона II, опустошившего Израиль и разрушившего Самарию. Свои раскопки Ботта описал в вышедшем в 1849–1850 гг. пятитомном труде. Еще более результативными были раскопки Лэйярда. В Нимруде (библ. Калахе [см.: Быт. 10, 11 ]) им было открыто пять дворцов: северо-западный дворец Ашшур-нацир-апала II, восстановленный потом Саргоном II; в центре – дворец Салманасара III, отстроенный Тиглатпаласаром III (библ. Феглаффелласаром/Фулом), и в юго-западном углу – дворец Асархаддона. Там же были открыты развалины зиккурата – ступенчатой башни. В Куюнджике, древней Ниневии, в самом существовании которой сомневались некоторые наиболее рьяные критики Библии, О. Лэйярдом был открыт большой дворец Синаххериба (библ. Сеннахирима), скрывавший библиотеку Ашшурбанапала, внука Синаххериба, ставшую ключом ко всей культуре Древней Месопотамии. Вторая часть этой библиотеки была найдена X. Рассамом, открывшим также остатки третьего дворца Навуходоносора II, со знаменитыми «висячими садами». Однако главнейшим открытием тех лет необходимо считать упомянутую библиотеку, хранившуюся некогда во дворце Ашшурбанапала. Когда дворец сгорел, полки с глиняными табличками рухнули с большой высоты, и таблички разбились на мелкие кусочки. Впоследствии оказалось, что в библиотеке, помимо документов царского архива, хранились также религиозные, литературные, магические и учебные тексты, восходившие к вавилонской традиции II тысячелетия до Р.Х. Еще в первой половине XIX в. были достигнуты большие успехи в дешифровке древнеперсидской клинописи VI-IV вв. до Р.Х., разновидности письма, которое внешне, но не по своей структуре и принципам было сходно с письменностью Древней Месопотамии. Надписи древнеперсидских царей обычно состояли из трех параллельных текстов, написанных тремя клинописными системами письма, различными по количеству и степени сложности применяемых знаков. С начала XIX в. в Южном Ираке (Вавилонии) стали находить кирпичи с клинописью, сходной со знаками «третьего рода» в надписях древнеперсидских царей. Знаки «второго рода», как позже оказалось, скрывали текст на эламском языке. Во многом похожими оказались и надписи на каменных плитах и тексты глиняных табличек, найденные в городах Ассирии О. Лэйярдом и П.-Э. Ботта. Поскольку количество надписей и клинописных табличек, обнаруженных в Ираке, намного превосходило количество древнеперсидских надписей, внимание ученых было теперь привлечено к клинописи Древней Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4) после того как арам. государства вост. Евфрата были завоеваны ассирийцами, Салманасар III, в результате многочисл. воен. походов в середине IX в. до Р.Х., продвинулся к Сирии, но не смог надолго покорить ее сев. область. Вскоре после 800 г. до Р.Х. и в ⇒ Емафе пришел к власти арам. властитель (Закир), прежние же цари (Фой во времена Давида ( 2Цар. 8:9 ), Ирхулени около 850 г. до Р.Х.) были хеттами. Тиглатпаласар III завершил завоевание Сирии (733–732 гг. до Р.Х.); он, Саргон II и Сеннахирим покорили и восточновавил. арамеев. Хотя С. т.о. потеряли самостоятельность и этнически смешались с народами Месопотамии – ассирийцами, вавилонянами и др., их язык стал международным средством общения (⇒ Арамейский язык). Возможно, в этом сыграло свою роль то обстоятельство, что в арам. письме применялись финик. буквы (⇒ Алфавит ), в то время как ассир.-вавил. яз. использовал клинопись, которая являлась более сложной; 5) мы не располагаем к.-л. сведениями об арам. божествах, известны лишь их имена: ⇒ Адрамелех, ⇒ Анамелех, ⇒ Ашима, ⇒ Ваал, Адад (I,1), ⇒ Нивхаз, ⇒ Риммон, ⇒ Тартак и ⇒ Таммуз; 6) Сирия, как и Палестина, долгое время была составной частью великих империй, она оказывалась под властью ассирийцев, вавилонян, персов и греков. Лишь после смерти Александра Македонского (323 г. до Р.Х.) С., где в это время правила эллинист. династия Селевкидов, вернула себе самостоятельность. В это время Палестина превратилась в объект спора между Селевкидами и егип. правителями Птолемеями. Это противоборство проходило с переменным успехом, пока ⇒ Маккавеям не удалось, в результате жестоких сражений, освободиться от сир. господства. В 64 г. по Р.Х. Помпей положил конец царству Селевкидов и присоединил Сирию к Римской империи, после чего С., вместе с покоренной через год Палестиной и Киликией была объединена в провинцию Cilicia et Syria (Сирия и Киликия; см. Деян. 15:23.41 ; Гал. 1:21 ), которая подчинялась легату Сирии (ср. Лк. 2:2 ). II. С. как физико-геогр. регион объединяет три области:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

22:28. Ложные видения и ложные предсказания. Как и в предыдущем осуждении лжепророков ( Иез. 13:6–9 ), Иезекииль обвиняет их за сфабрикованные ими самими видения и выдуманные откровения. Иеремия также обвиняет пророков, которые ложно пророчествуют именем Яхве ( Иер. 29:8,9 ). См. коммент. к Иез. 13о пророках другого типа, которые стараются «выбелить» истину своими ложными утверждениями. Вавилонские жрецы baru истолковывали знамения, но их могли осрамить или отвергнуть за ложные предсказания. Кроме того, их могли обвинить в несоблюдении надлежащих ритуалов. 23:1–49 Блудодеяния сестер 23:3. Проституция в древности на Ближнем Востоке. См. коммент. к Иез. 16:15 , где обсуждается проституция в Древнем мире. Культовая проституция более подробно рассматривается в коммент. ко Втор. 23:17,18 . Однако здесь Иезекииль подразумевает идолопоклонничество Израиля и Иудеи, которые находили себе «любовников» (т. е. других богов) среди египтян и ассирийцев (ср. метафору женитьбы Осии на Гомери в Ос. 1–3 ). 23:3–5. Исторические ссылки на Египет и Ассирию. Политика маневрирования между двумя мировыми державами – Египтом и Ассирией – привела к тому, что и Израиль, и Иудея должны были поддерживать контакты с этими империями. Политические связи, которые осуждает здесь Иезекииль, были отражением давления, которое оказывалось на более слабые государства. Существовали обширные контакты между Израилем, Иудеей и фараонами 25-й династии в Египте, в том числе обмен дипломатами и заключение соглашений (в результате одного из них египетские войска были посланы на помощь осажденному Иерусалиму в 597 г. до н. э.). Наличие связей Израиля с Ассирией засвидетельствовано на Черном обелиске, где изображен Ииуй, преклонивший колени перед Салманасаром III, а также в надписи Тиглатпаласара III, в которой говорится, что Менаим платит ему дань. Иудея также была вынуждена подчиниться Ассирии, о чем свидетельствует отчаянная мольба Ахаза о помощи во время сирийско-израильской войны против Иудеи ( 4Цар. 16:7–9 ) и тот факт, что Езекия спас Иерусалим, откупившись от Сеннахирима ( 4Цар. 18:13–16 ). Помимо того, большую часть продолжавшегося более полувека правления Манассии Иудея находилась под гнетом Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:13. Аравия. Аравию, на территории которой сосуществовали различные бедуинские племена, ассирийские цари включали в состав своей империи, но так полностью и не покорили. Арабские племена заселяли область между южной частью пустыни Негев и севером центральной части Аравийского полуострова. В данном тексте предпочтительнее было бы передать этот термин словом «пустынная область», а не Аравия, в свете параллелизма с понятием «пустыня приморская» (точнее – «заболоченная местность») в 21:1. Некоторые арабские племена занимались перевозкой товаров по караванному пути, по которому транспортировали рабов, благовония и красители в Египет и Месопотамию. Впервые арабы упоминаются в анналах Салманасара III в связи с битвой при Каркаре в 853 г. до н. э., где арабы сражались против него. Саргон II перечисляет арабов среди народов, насильно переселенных в Палестину после падения Самарии в 722 г. до н. э. 21:13. Караваны Деданские. Потомки Дедана ( Быт. 10:7 ) жили в районе Khuraybah (совр. al- " Ula) в северо-западной Аравии. Раскопками обнаружены многочисленные древние поселения в долине вади al-Qura. Деданиты занимались караванной торговлей с Сирией, Финикией и Палестиной. В VII в. до н. э. они, возможно, находились в сфере влияния Эдома и контроля со стороны Ассирии. 21:14. Земля Фемайская. Фема долгое время, на основании упоминания в ассирийских и арамейских надписях, ассоциировалась с городом-оазисом Тайма на западной окраине Северо-Аравийской пустыни. Он лежит на пересечении трех крупных торговых магистралей «благовонного пути» из Южной Аравии в Сирию, Месопотамию и Восточную Аравию. Ассирийский царьТиглатпаласар III упоминает этот город среди тех, которые платили ему дань в 734 г. до н. э. Как и Дедан, Фема была крупным городским центром этого региона в VII и VI вв. до н. э. Халдейский царь Набонид избрал ее в качестве своей резиденции, когда пытался взять в свои руки торговлю благовониями (553–543 гг. до н.э.). 21:16. Кидар. Ассирийские и нововавилонские источники называют эти северо-аравийские племена Qidr и Qadr. Это потомки измаильтян ( Быт. 25:13 ), которые занимались разведением овец и обслуживанием караванного пути вплоть до эллинистического периода. Упоминание их в данном стихе совместно с Фемой, вероятно, можно связать с завоевательной кампанией Набонида в этом регионе в 553 г. до н. э. В вавилонских административных документах Кидар и Фема тесно связаны между собой. 22:1–25 Пророчество об Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:15. Молоко и мед. Слово, переведенное как «молоко», в ассирийских и вавилонских текстах обозначает перетопленное жидкое масло, которое имеет более мягкий вкус и хранится лучше других молочных продуктов. Оно образуется в результате перетапливания, кипячения и процеживания коровьего масла. В сочетании с медом этот молочный продукт упоминается в ритуальных, медицинских и хозяйственных месопотамских текстах. Жидкое масло было одним из многочисленных ингредиентов приносимых богам возлияний. Медом обычно называли сироп из фиников или инжира. Дикий пчелиный мед тоже использовался, но пчеловодство еще не было развито. 7:16. Судьба обоих царей. Землей Факея было Северное израильское царство. В 733 г. до н. э. в результате ассирийского нашествия Израиль лишился большей части территории, сохранив за собой только столицу Самарию с окрестностями. Остальная территория была аннексирована и более 13 тыс. человек уведены в плен. Сам Факей был убит в результате заговора, который возглавил Осия, подстрекаемый ассирийцами (как явствует из надписей Тиглатпаласара) и ставший его преемником. Сторонник Ассирии, Осия платил дань Тиглатпаласару и принял статус его вассала. Он, вероятно, правил до окончательного падения Северного царства в 721 г. до н. э. – время, рассчитанное с учетом того, что различать добро и зло этот младенец начнет в возрасте лет тринадцати. Землей Рецина была Сирия со столицей в Дамаске. Арамейское царство было присоединено к Ассирии в 732 г., Дамаск пал, а Рецин был казнен. 7:17. Новоассирийское царство. Новоассирийское царство возникло вскоре после восшествия на престол Тиглатпаласара III в 745 г. до н. э.. Оно просуществовало до 612 г. до н. э., когда его столица, Ниневия, пала под натиском мидян и вавилонян. Несмотря на то что признаки упадка начали проявляться уже в 630 г., это означает, что господство Ассирии на Ближнем Востоке продолжалось более ста лет, причем какое-то время ей подчинялся даже Египет. Важнейшие ассирийские цари – Тиглатпаласар III, Салманасар V, Саргон II, Сеннахирим, Асархаддон и Ашшурбанипал – известны не только из библейского повествования, но и из многих других источников этого периода, в том числе из царских анналов, оставленных некоторыми из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010