Одежда же Его, равно как и одеяние Его суть те, которые веруют в Него, которых Он и очистил, искупив нас Своею кровию. Кровь же Его названа кровию гроздьев. Ибо как кровь гроздьев не человек делает, а создает Бог и веселить пьющих его, так и воплощение Его и кровь Его производит не человек, а Бог . Господь Сам дал знамение Деве: то есть Еммануила, Который (должен родиться) от Девы, Который также веселить пьющих Его, то есть тех, которые получают Его Духа в вечную радость. Поэтому Он есть также надежда народов, то есть тех, которые надеются на Него, ибо мы надеемся, что Он восстановит царство. 58 . И опять Моисей говорит: «взойдет звезда от Иакова и восстанет вождь от Израиля» ( Числ. 24:17 ). Этим он ясно возвещает, что домостроительство Его относительно воплощения должно произойти среди иудеев. И этот, Который сошел с небес, родился и принял на Себя такое домостроительство, был из рода Иакова и Иуды. Ибо звезда является на небе, а вождь подобен царю, ибо Он есть царь всех спасенных. Когда же Он родился, звезда явилась волхвам, которые жили на востоке, почему они и узнали, что родился Христос – и пришли в Иудею, приведенные звездою, пока звезда в Вифлееме, где родился Христос, воссияв в доме, в котором лежал Младенец, повитый пеленками, стала над Его главою и показала волхвам Сына Божия, Христа (ср. Мф. 2:1–9 ). 59 . И к этому Исаия говорит еще таким образом: «и произойдет отрасль от корня Иесеева, и цвет произрастет от корня его. И почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. Дух страха Божия исполнит его. Не на основании мнений он будет судить и не на основании слов будет обличать, но даст смиренному правый суд и умилосердится над страдальцами Земли. И словом уст своих поразит Землю и духом уст своих убьет нечестивых. И будет препоясанием чресл Его правда и препоясанием бедр Его – истина. И волк будет есть (траву) вместе с агнцем, и пантера рядом с козленком, и вол со львом вместе будут пастись. И младенец возложит руку на норы аспидов и на гнездо порождений аспида, и они не причинят ему никакого вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Они почитают отца и мать, любят ближних своих и судят праведно. Божествам в человеческом образе они не поклоняются, и чего они не хотят, чтобы случилось с ними, того они не сделают, и жертвенного мяса они не едят. Своих обидчиков они увещавают и делают их своими друзьями; и своим врагам они стараются благодетельствовать. Их жены, государь, чисты, как девы, их дочери скромны (стыдливы), их мужи воздерживаются от всяких незаконных связей и от всякой нечистоты в надежде на воздаяние в ином мире. Но рабов, служанок или детей, если кто из них имеет, их, они наставляют, чтобы они сделались христианами, из любви к ним. И если они сделались христианами, то называют их братьями без различия. Они живут во всяком смирении и кротости, а лжи у них нельзя найти. И они любят друг друга, принимают участие в вдовах и защищают сирот, и кто имеет, дает без зависти тому, кто не имеет. Если они видят пришельца, то вводят его под свой кров и радуются о нем, как об истинном брате, ибо они называют себя братьями не по плоти, но по духу. Но если кто из их братьев отходит из этого мира и кто-нибудь из них видит это, то он по своим силам несет заботы об его погребении. И если они слышат, что кто-нибудь из них пленен или преследуем за имя их Христа, то все они принимают участие в его нуждах и если возможно, освобождают его. И если между ними оказывается нуждающийся или бедный и они сами не имеют избытка, то они постятся два или три дня, чтобы можно было дать бедному, сколько нужно. Они следуют заповедям Своего Христа с большим усердием и живут честно и праведно, как Господь Бог их повелел им. Во всякий час они славят и величают Бога за Его благодеяния и благодарят Его за пищу и питие. И если праведный среди них отходит от мира, то они радуются и благодарят Бога и провожают тело его, как если бы он переселялся из одного места в другое. И если у кого из них родится дитя, то они славят Бога; но если случится, что оно умирает в детстве, то они еще более прославляют Бога, потому что оно без греха прошло чрез мир. Но если они видят, что кто-нибудь из них умирает в нечестии или в своих грехах, то они плачут о нем горько и жалеют его, как такого, который идет на мучение (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Опасное влияние лжеучения на нравственную жизнь его последователей, а также и малоазийских христиан, засвидетельствованное посланиями Апостола Павла к Тимофею, особенно яркими чертами изображено во втором послании Апостола Петра, написанном около того же времени к пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет.1:1 ; ср. 2Пет.3:1 ). Апостол Петр изображает врагов чистого христианства такими чертами: среди христиан появятся лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель; многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. Из любостяжания они будут уловлять льстивыми словами. Они идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших; они подобны бессловесным животным, водимым природою; они полагают удовольствие во вседневной роскоши, срамники и сквернители, наслаждаются обманами своими, пиршествуя с верными. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души. Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Они обещают свободу, будучи сами рабы тления ( 2Пет.2:1–3, 10, 12–14, 18–19 ). Это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет.3:3–4 ). Апостол Петр начинает речь о лжеучителях, как будущем явлении ( 2Пет.2:1–2, 3:3 ); но в то же время речи хулителей он приводит в прямой форме, в высшей степени характерной ( 2Пет.3:4 ), – очевидно, они взяты из современной жизни; на это указывает также и praesens в дальнейших словах: «думающие так не знают» ( 2Пет.3:5 ). Таким образом, Апостол видит пророчество по крайней мере отчасти исполненным в определенных лицах и явлениях настоящего. Настойчивые предостережения читателей против обольщающей силы речей лжеучителей показывают, что Апостол Петр ожидает и даже отчасти видит не проникновение в общество верующих только различных вредных идей, но выступление определенного рода лжеучителей, которые с безнравственной теорией (хитросплетенные басни – 2Пет.1:16 ) и практикой соединяют пренебрежение и издевательства над пророчествами о втором пришествии Господним и суде. Несомненно, в мнимом неисполнении обетований Божиих они искали оправдания для своей безнравственной жизни. Это извращение теоретического и нравственного христианского учения было тем опаснее, что оно пыталось прикрыться авторитетом Апостола Павла ( 2Пет.3:15–16 ). Таким образом, должно признать за несомненное, что к концу жизни Апостола Павла и к началу деятельности Апостола Иоанна в Малой Азии, именно здесь, к искажению христианства со стороны иудействующих присоединилось и языческое извращение Евангелия 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Отсюда, из устной традиции, ближе всего, из бесед с Апостолом Петром, черпал и Апостол языков, обратившийся ко Христу, вероятно, в 37-м году, во всяком случае, через несколько лет после смерти и воскресения Господа. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, т.е. что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день по Писанию» ( I Kop. XV,1–4 ). Сила этих свидетельств Св. Павла о жизни Христа,– почерпнутых из устной традиции, такова, что если бы даже не было никаких других свидетельств о Нем, то мы все-таки знали бы о Христе с большей точностью, чем о многих других исторических лицах, не только то, что Христос был, но и то, как жил, что говорил, делал и за что умер. Все, что записано в Евангелиях о Христе, можно прочесть в течение всего лишь немногих часов, а учил Он свыше трех лет. Ясно, поэтому, что много, много слов Господних не вошло в Канон. «Многое еще другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю миру не вместить бы написанных книг» (Иоанн. XXI, 26). Но устная традиция в дополнение к Евангелиям, сохранила ряд изречений Господа и понесла их дальше. Так возникли Аурасра, т.е. «незаписанные» в Евангелии, но сохраненные в позднейшей древнехристианской письменности слова Господни. Первый такой благоуханный цветок из божественного Галилейского луга сохранил Дееписатель: «Надобно памятовать слова Господа Иисуса ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. Ал, 65), а последний – Св. Ефрем Сирин : «Мир на милости созиждется». Одно из многочисленных усвояемых Христу изречений: «Будьте испытанными менялами»,–упоминается в послании Климента Римского , несколько раз в «Строматах» Климента Александрийского и у Оригена , в Постановлениях Апостольских, в творениях Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Кирилла Александрийского , Иоанна олатоустого, бл. Иеронима, Иоанна Дамаскина , Феодора Студита . По подсчету ученого Resch’a, в его прекрасной книге Аурасра (Leipzig, 1900), ссылок на эти слова Христа можно перечислить не менее 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Послание к Филиппийцам 23 состоит из 14 небольших глав. Все оно написано необычайно простым, евангельским языком, согрето теплотой искренней любви к верующим и проникнуто глубоким сочувствием к людям, особенно к бедным и несчастным. После обычного приветствия: «Поликарп и с ним пресвитеры Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножатся», св. Поликарп продолжает: «Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви и, как прилично было вам, проводили связанных узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому, что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и до-ныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог , расторгнув узы ада. Вы, не видев Его, веруете, и, веруя, радуетесь радостью неизреченною и преславною, каковой многие желают достигнуть, зная, что вы спасены благодатию, не делами, но по воле Божией чрез Иисуса Христа» (I гл.). «Это пишу вам, братья, о праведности не по собственному притязанию, но потому, что вы сами вызвали меня на это. Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который, находясь у вас, пред лицом живщих тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины, и после, удалившись от вас, писал вам послания. Вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере, которая есть матерь всех нас, за которою следует надежда и которой предшествует любовь к Богу, ко Христу и ближнему. Кто в них пребывает, тот исполнил заповедь правды. Ибо имеющий любовь далек от всякого греха» (III гл.). Св. Поликарп указывает Филиппийцам на учение апостола Павла, преподанное им словесно и письменно, как на чистейший источник познание истины. На свое же послание он смотрит только лишь как на напоминание этого учения. И, действительно, его послание представляет собой ряд кратких наставлений лицам разных званий, состояний и возрастов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

(После этого его потомки оставались в не принадлежавшей им земле в качестве пришельцев и подвергались там бедствиям, в течении 400 лет терпя скорбь и порабощение. И в четвертом веке они возвратились в обетованную Аврааму страну; Бог же осудил народ, который принуждал его потомство к рабству) 24 . И чтобы Авраам узнал как многочисленность, так и славу своего потомства, Бог вывел его (из шатра) ночью и сказал ему: «взгляни на небо и посмотри на звезды в небе, можешь ли ты сосчитать их; таковы будут твои потомки» ( Быт. 15:5 ). Так как Бог видел непоколебимость и твердость его духа, то Он свидетельствовал о нем чрез Святого Духа, говоря в Писании: «и веровал Авраам, и это вменено было ему в правду» ( Быт. 15:6 ). Но он был не обрезан, когда это засвидетельствовано было о нем. А чтобы превосходство его веры было познано посредством знака, Он дал ему обрезание как печать веры необрезанности того, кто был в необрезании. Потом от Сарры, от неплодной, согласно обетованию Божию, у него родился сын Исаак, которого он обрезал, как Бог повелел ему. И от Исаака родился Иаков; и таким образом, первоначальное благословение Сима дошло до Авраама, и от Авраама до Исаака, и от Исаака до Иакова; чрез это наследие Духа разделилось в них; ибо Он называется Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. И Иаков родил двенадцать сыновей, по которым названы двенадцать колен Израиля. 25 . Когда же во всем мире распространился голод, случилось, что только в Египте были средства для пропитания. Тогда Иаков со всеми своими сыновьями переселился в Египет. Число же всех выселившихся простиралось до семидесяти пяти душ, и в течении 400-т лет, как в обетовании наперед было сказано, их стало шестьсот шестьдесят тысяч (?). Но так как их сильно угнетали и истязали, и они воздыхали и плакали пред Богом, то Бог Авраама и Исаака и Иакова вывел их из Египта при помощи Моисея и Аарона, после того как поразил Египтян десятью казнями, и при последней казни послал губительного ангела, чтобы истребить первенцев их от человека до животных; от этого Он спас сыновей Израиля, символически показав страдания Христа чрез убиение непорочного агнца, кровь которого дана была как предохранительное знамение для спасения посредством окрашивания домов евреев. И это таинство называется Пасхой – основанием спасения. И разделив Красное море, Он со всякою заботою привел сыновей Израиля в пустыню, а преследовавшие Египтяне, вступившие за ними в море, все совершенно погибли. Так постиг суд Божий тех, которые несправедливо мучили потомков Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поэтому Он есть также надежда народов, то есть тех, которые надеются на Него, ибо мы надеемся, что Он восстановит царство. 58. И опять Моисей говорит: «взойдёт звезда от Иакова и восстанет вождь от Израиля» ( Числ 24:17 ). Этим он ясно возвещает, что домостроительство Его относительно воплощения должно произойти среди иудеев. И этот, Который сошёл с Небес, родился и принял на Себя такое домостроительство, был из рода Иакова и Иуды. Ибо звезда является на небе, а вождь подобен царю, ибо Он есть царь всех спасённых. Когда же Он родился, звезда явилась волхвам, которые жили на Востоке, почему они и узнали, что родился Христос – и пришли в Иудею, приведённые звездою, пока звезда в Вифлееме, где родился Христос, воссияв в дом, в котором лежал Младенец, повитый пелёнками, стала над Его главою и показала волхвам Сына Божия, Христа (сравн. Мф 2:1–9). 59. И к этому Исаия говорит ещё таким образом: «и произойдёт отрасль от корня Иесеева, и цвет произрастёт от корня его. И почиёт на нём Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. Дух страха Божия исполним его. Не на основании мнений он будет судить и не на основании слов будет обличать, но даст смиренному правый суд и умилосердится над страдальцами Земли. И словом уст своих поразит Землю и духом уст своих убьёт нечестивых. И будет препоясанием чресл Его правда и препоясанием бёдр Его – истина. И волк будет есть (траву) вместе с агнцем, и пантера рядом с козлёнком, и вол со львом вместе будут пастись. И младенец возложит руку на норы аспидов и на гнездо порождений аспида, и они не причинят ему никакого вреда. И будет в тот день отпрыск корня Иессея и восстающий господствовать над народами – народы будут надеяться на Него; и восстание 39 Его будет славно» (11:1–10). Этими (словами) он обозначает Его, как рождённого от тех, которые происходят от Давида и Авраама. Ибо Иессей был потомок Авраама и отец Давида. Принадлежащая же к его потомству Дева, Которая сделалась матерью Христа, есть (вышеназванный) отпрыск (жезл). Поэтому также и Моисей жезлом показывает фараону чудесные знамения. Также и в других случаях у людей жезл является знаком господства. А цветом он называет Его тело, ибо Он От Духа произрос, как мы прежде сказали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поэтому только верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден; только верующий, что Иисус есть Сын Божий, побеждает мир. Что касается нравственной стороны учения антихристов, то многие места послания (особенно 1Ин.1:6, 8, 2:4, 6, 9, 3:4, 6, 4:20, 5:17 и др.) ясно показывают, что ненормальности в нравственном поведении тех, о ком говорит Апостол, имеют свое основание не в общей всему человечеству слабости и испорченности и вытекают не из нравственного индифферентизма, но покоятся на определенных теоретических основаниях, хотя Апостол и не выставляет их решительно и определенно. Еретики хвалятся, что они обладают богопознанием высшим, чем обычные христиане, что они находятся в теснейшем с Ним общении, проникли в чистый мир света и истины, благодаря чему возвысились даже над возможностью иметь грехи. С высоты своего рассудочного обладания истиной, они думали, что обладают и нравственным совершенством, для которого уже нет надобности в постоянном очищении кровию Иисуса Христа Сына Божия: мы не согрешили и не имеем греха; если же в нашем поведении и замечаются некоторые неправедные поступки, якобы противоречащие божественному закону, то это только по-видимому, так как но всякая неправда есть грех и не всякая μαρτα есть νομα: посему можно быть праведным, не осуществляя праведности в своей деятельности и не избегая греха. Такое учение, конечно, в корне подрывало всякие нравственные устои, и это доказывали своим поведением сами же лжеучители: жизнь их совершенно противоположна этим высокомерным заявлениям. Если они гордятся совершенным знанием Бога, то их поведение обнаруживает, что они слишком далеки от того, чтобы иметь Его идеалом своей нравственной жизни; они не хотят знать и соблюдать Его заповедей и главной из них заповеди о любви к братьям, – братьев они ненавидят; а это, очевидно, ниспровергает всю их хитросплетенную аргументацию и доказывает, что в них ложь, а не истина, что они доселе пребывают во тьме и Бога не видели, не познали и не любят. В противоположность утверждению еретиков, что они одни обладают высшим знанием Бога, Апостол Иоанн настойчиво говорит, что всякий, кто верует, от Бога рожден, и что все христиане обладают истинным знанием и ни в каком ином научении не нуждаются. Если лжеучители утверждали, что они, как рожденные от Бога имеют божественное семя, в них пребывающее, и потому не могут согрешать, что «во свете» они так совершенны, что различие добра и зла более не касается их, и никакое дело не имеет для них значения греха; то Апостол Иоанн учит, что всякий делающий правду и любящий Бога от Бога рожден, но только такой; напротив, согрешающий или не любящий именно этим дает доказательство того, что он не рожден от Бога, не ходит во свете, не познал Бога и не имеет общения с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Противоположность истине образует не призрачное бытие, но ложь (ψεδος: Ин.8:44 ; 1Ин.1:6, 2:4, 21 ) и грех (μαρτα: Ин.8:45–46 ); истина освобождает от рабства греха ( Ин.8:32, 34 ). Таким образом ясно, что λϑεια несомненно этическое понятие. Но с другой стороны нельзя оставлять без внимания и таких изречений, как Ин.18:37, 8:40 . Спаситель говорит в своей молитве к Богу Отцу: «Аз прославил Тя на земли, дело совершил, иже дал еси Мне, да сотворю... Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира... Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: Яко глаголы, их же дал еси Мне, дах им: и тии прияша и разумеша во истину, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси» ( Ин.17:4, 6–8 ). Если сопоставить эти слова Спасителя со словами Его, обращенными к Пилату ( Ин.18:37 : «Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину, и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего») и к иудеям ( Ин.8:40 : «Ныне ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Отца»; cp. Ин.1:14, 17–18 ), то понятие λϑεια получает в высшей степени широкий объем. Спаситель на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Слова сказаны в такой торжественной форме, что λϑεια должно служить обозначением всего дела Христова; а дело это заключалось в том, чтобы открыть людям имя Божие, дать им уразуметь, что Сам Он изшел от Бога, и привести к вере, что Отец послал Его в мир. Посему λϑεια должно быть общим понятием, в котором заключаются и религиозный, и этический элементы: истина может быть «познана» и «сделана» и в тоже время иметь такое важное значение, чтобы этим термином могло быть обозначено все дело Спасителя. На основании этого содержание λϑεια можно определить так: λϑεια есть обозначение всего того, что открыто и совершено Сыном Божиим, воплотившимся Словом; сюда относится и то, что единородный Сын, сый в лоне Отца, открыл миру неведомое существо Бога, и то, что Бог возлюбил мир и послал Сына Своего в умилостивление за грехи паши, дабы всякий верующий в него не погиб но имел жизнь вечную, и то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и вообще все дело спасения человека, со всеми подробностями учения о нем, со всеми требованиями и выводами относительно духовной жизни спасенного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Пятая часть. 1Ин.5:1–17 : Основание богообщения – вера в Иисуса Христа Сына Божия. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, отсюда также вытекает любовь к братьям, потому что всякий любящий родившего любит и рожденного от него. Посему мы не можем не любить детей Божиих, когда любим Бога и соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.5:1–2 ). Заповеди Его вовсе не тяжелы, так как у рожденных от Бога есть сила, побеждающая мир со всеми его искушениями: это – вера в Сына Божия ( 1Ин.5:3–5 ). Таким образом, и начало и совершенство христианской жизни возведено к одному основанию – вере; на ней-то теперь и останавливается Апостол. В виду современных колебаний он приводит несомненные свидетельства ее истинности, утверждающие, что Иисус есть действительно Сын Божий, дарующий Своим последователям жизнь вечную. Свидетельство истинности этой веры то, что Он пришел водою и кровию. Свидетельствует о Нем и Дух, Который есть истина. Свидетельство это тем тверже, что оно есть свидетельство трех – Духа, воды и крови: «и сии три об одном» ( 1Ин.5:6–8 ). Если при таких условиях принимается свидетельство человеческое, то тем больше должно быть принято свидетельство Божие. А здесь речь идет действительно о свидетельстве Божием. Верующий имеет и внутреннее свидетельство в пользу несомненной достоверности возвещенной истины; свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его: «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:7–12 ). Таково значение веры. Посему в послании, написанном верующим во имя Сына Божия, Апостол утверждает читателей в той уверенности, что, веруя в Сына Божия, они имеют жизнь вечную. В этой же вере христиане убеждены и в том, что молитвы их, которые они возносят к Богу, будут во всем услышаны. Пользуясь таким дерзновением, они должны направлять его, по заповеди о любви к ближним, на молитву о согрешающем брате, да даст Бог и ему жизнь. Впрочем, здесь нужно различать грех к смерти и грех не к смерти, хотя и всякая неправда есть грех ( 1Ин.5:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010