75. И ещё о страданиях Христа говорит тот же пророк: «Ты отринул и презрел нас, прогневался на помазанника Твоего; Ты разорил завет раба Моего; Ты поверг на Землю святыню его; Ты разрушил ограды его и привёл в трепет крепости его. Расхищают его все проходящие путём, он сделался посмешищем для соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его; Ты допустил его врагов радоваться о нём. Ты обратил назад помощь меча его и не укрепил его на брани. Ты положил конец чистоте его и престол его поверг на землю. Ты сократил дни времени его и покрыл его стыдом» ( Пс 88:39–46 ). И что Он претерпел всё это и что это должно было произойти по воле Отца, об этом Он возвестил открыто; ибо Он должен был, согласно с волею Отца, переносить страдания. 76. И Захария говорит так: «меч, поднимись на пастыря моего и на мужа, соучастника моего; порази пастыря, да рассеются овцы» ( Зах 13:7 ). И это произошло, когда Он был схвачен иудеями; ибо все ученики оставили Его из страха, чтобы не умереть. Ибо они ещё не веровали в Него твёрдо, пока не увидели Его воскресшим из мёртвых. 77. Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: «и они связали его и привели его в дар царю 43 ». Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос, связанный, был приведён к нему, Пилат послал его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом, как предлогом, чтобы примириться с царём (сравн. Лк 23:7 →). 78. И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Своё сошествие во ад следующим образом: «И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на Земле, и сошёл к ним, чтобы возвестить им спасение Своё, чтобы спасти их» 44 . Здесь Он объясняет и причины своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79. И опять о кресте Его Исаия говорит так: «целый день Я простирал руки Мои к неразумному и непокорному народу» ( Ис 65:2 ). Ибо это – знамение креста. И ещё яснее говорит Давид: «псы окружили меня, скопище злых обступило меня; пронзили мои руки и ноги» ( Пс 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

80 . Опять Давид говорит: «они смотрели на Меня, они разделили между собою Мои ризы и об одежде Моей бросали жребий» ( Пс. 21:19 ). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадет, и получил бы его (ср. Ин. 19сл.). 81 . И опять пророк Иеремия говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену оцененного, которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь» (Иерем. 32сл.; ср. Мф. 26:9–10 ). Ибо Иуда, который был из учеников Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (ср. Ин. 12сл., Мф. 26:8–16 ), он взял тогда тридцать сребренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил сребро начальникам иудеев, а сам повесился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников (Мф. 26сл., 27:3 сл.). 82 . И после того, как Его распяли, когда Он просил пить, Ему дали для питья уксус с желчью (ср. Мф. 27:34 ), и это именно сказано было Давидом: «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили Меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). 83 . А что Он, воскреснув из мертвых, вознесется на Небо, об этом Давид говорит так: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс. 67:18–19 ). Под плененными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от Земли на Небо. Ибо он говорил: «Господь восшел от Сиона». Ибо по Своем воскресении из мертвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и подтвердил им относящееся к Царству Небесному; и здесь они видели, как Он вознесся на Небо и как отверзлись Небеса и приняли Его (ср. Дн. 1:4–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

84 . То же самое опять говорит Давид: «поднимите, князья, врата ваша; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы» ( Пс. 23:7 ). Ибо вечные врата суть Небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь, Слово стало плотью и видимо взошло на Небо. И когда силы увидели Его, то нижние ангелы возвали к тем, которые были на тверди: «поднимите ваши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы». И когда они изумились и спросили: «кто же это?», то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: «Господь крепкий и сильный, Он – Царь славы» ( Пс. 23:8–10 ). 85 . Так, воскреснув и вознесясь, Он пребывает одесную Отца, доколе в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же суть все те, которые восстали – ангелы и архангелы и силы и престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит таким образом: «Так говорит Господь Господу моему: седа одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги твоя» ( Пс. 104:1 ). А что Он восшел туда, откуда и нисшел, об этом говорит Давид: «от края небес исход Его и возвращение Его до (другого) края небес» ( Пс. 18:7 ). Потом он указывает на Его Суд такими словами: «и ничто не остается сокрытым от жара Его» ( Пс. 18:7 ). 86 . Если пророки предрекли о Сыне Божием – что Он явится на Земле, также возвестили и где именно на Земле, и как, и в каком образе Он явится; и Господь принял на Себя все эти пророчества – то наша вера в Него твердо обоснована и истинно предание проповеди, то есть свидетельство Апостолов, которые посланы были во всем мире проповедовать Сына Божия: как Он, придя на страдания, пострадал для упразднения смерти и для оживотворения плоти, чтобы мы отложили вражду против Бога, которая преступна, и пришли к миру с Ним, творя богоугодное пред Ним. И это возвещено было пророками: «как блаженны ноги благовествующих мир и благовествующих благое» ( Ис. 52:7 ). И что они должны выйти из Иудеи и из Иерусалима, чтобы возвестить нам слово Божие, которое для нас также и Закон и слово Господне из Иерусалима» ( Ис. 2:3 ). И что они будут проповедовать во всем мире, об этом Давид говорит: «по всей Земле проходит вещание их и до пределов Вселенной слова их» ( Пс. 18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

84. Тоже самое опять говорит Давид: «поднимите, князья, врата ваша; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы» ( Пс 23:7 ). Ибо вечные врата суть Небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь, Слово стало плотью и видимо взошло на Небо. И когда силы увидели Его, то нижние ангелы возвали к тем, которые были на тверди: «поднимите ваши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы». И когда они изумились и спросили: «кто же это?», то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: «Господь крепкий и сильный, Он – Царь славы» ( Пс 23:8–10 ). 85. Так, воскреснув и вознесясь, Он пребывает одесную Отца, доколе в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же суть все те, которые восстали – ангелы и архангелы и силы и престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит таким образом: «Так говорит Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги твоя» ( Пс 104:1 ). А что Он восшёл туда, откуда и нисшел, об этом говорит Давид: «от края небес исход Его и возвращение Его до (другого) края небес» ( Пс 18:7 ). Потом он указывает на Его Суд такими словами: «и ничто не остаётся сокрытым от жара Его» ( Пс 18:7 ). 86. Если пророки предрекли о Сыне Божием – что Он явится на Земле, также возвестили и где именно на Земле, и как, и в каком образе Он явится; и Господь принял на Себя все эти пророчества – то наша вера в Него твёрдо обоснована и истинно предание проповеди, то есть свидетельство Апостолов, которые посланы были во всём мире проповедывать Сына Божия: как Он, придя на страдания, пострадал для упразднения смерти и для оживотворения плоти, чтобы мы отложили вражду против Бога, которая преступна, и пришли к миру с Ним, творя богоугодное пред Ним. И это возвещено было пророками: «как блаженны ноги благовествующих мир и благовествующих благое» ( Ис 52:7 ). И что они должны выйти из Иудеи и из Иерусалима, чтобы возвестить нам слово Божие, которое для нас также и Закон и слово Господне из Иерусалима» ( Ис 2:3 ). И что они будут проповедывать во всём мире, об этом Давид говорит: «по всей Земле проходит вещание их и до пределов Вселенной слова их» ( Пс 18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

87 . И что люда будут жить не в многоглаголании закона, а в краткости (простоте) веры и любви, об этом Исаия говорит так: «Краткое и точное слово в праведности; ибо Бог совершит краткое слово по всей Земле» ( Ис. 10:22–23 ). И поэтому апостол Павел говорит: «любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ); ибо кто любит Бога, тот исполнил закон. И Господь, когда Его спросили, какая главная заповедь, ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею крепостью твоею, и всею душой твоею; и вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мк. 12сл., Мф. 22сл.). Он посредством веры в Него развивает нашу любовь к Богу и ближнему, вследствие чего мы делаемся благочестивыми и праведными и добрыми; и поэтому (сказано): «краткое слово Он совершил на Земле, во Вселенной». 88 . И что Он после Своего Вознесения будет возвышен над всеми, и что никто не может сравниться с Ним, об этом Исаия говорит так: «кто есть судящийся? Пусть приступит! И кто оправданный? Пусть приблизится к Сыну Божию! Горе вам, так как все вы, как одежда обветшаете, и моль поест вас, и всякая плоть смирится, и Господь один вознесется между всеми возвышенными» ( Ис. 2:17; 50:8 ). И что в конце те, которые служат Богу, Его именем спасутся , об этом Исаия говорит: «и тем, которые Мне служат, будет дано новое имя, которое благословенно на Земле; и прославят Бога истинного» (Ис. 65сл.). И что Он Сам совершит это благословение и Сам спасет нас Своею кровию, об этом Исаия возвестил в следующих словах: «не ходатай, не ангел, но Сам Господь спас их; по Своей любви к ним и снисхождению Он искупил их» ( Ис. 63:9 ). 89 . Что Он не хочет возвращать искупленных к законодательству Моисея – ибо закон исполнен Христом – но что должно жить верою и любовью от Сына Божия, по новому существу этого слова, об этом Исаия возвещает следующим образом: «не вспоминайте прежнего и не помышляйте о том, что некогда произошло. Воистину я совершаю нечто новое, что уже является, и вы узнаете его. И я создам реки в пустыне и в безводной степи, чтобы поить избранный народ Мой, народ, который я приобрел для Себя, чтобы он возвещал славу Мою» ( Ис. 43:19–21 ). Пустыней же и степью прежде было призвание язычников, ибо ни Слово не проходило чрез него и не поил его Святой Дух, Который проложил новый путь благочестия и праведности и источил обильные потоки, то есть распространил на Земле Святого Духа, как Он обещал чрез пророков в последние дни излить Духа на всю Землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

87. И что люди будут жить не в многоглаголании закона, а в краткости (простоте) веры и любви, об этом Исаия говорит так: «Краткое и точное слово в праведности; ибо Бог совершит краткое слово по всей Земле» ( Ис 10:22–23 ). И поэтому апостол Павел говорит: «любовь есть исполнение закона» ( Рим 13:10 ); ибо кто любит Бога, тот исполнил закон. И Господь, когда Его спросили, какая главная заповедь, ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею крепостью твоею, и всею душею твоею; и вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мк 12:30 →, Мф 22:37→). Он посредством веры в Него развивает нашу любовь к Богу и ближнему, вследствие чего мы делаемся благочестивыми и праведными и добрыми; и поэтому (сказано): «краткое слово Он совершил на Земле, во Вселенной». 88. И что Он после Своего Вознесения будет возвышен над всеми, и что никто не может сравниться с Ним, об этом Исаия говорит так: «кто есть судящийся? Пусть приступит! И кто оправданный? Пусть приблизится к Сыну Божию! Горе вам, так как все вы, как одежда обветшает, и моль поест вас, и всякая плоть смирится, и Господь один вознесётся между всеми возвышенными» ( Ис 2:17; 50:8 ). И что в конце те, которые служат Богу, Его именем спасутся, об этом Исаия говорит: «и тем, которые Мне служат, будет дано новое имя, которое благословенно на Земле; и прославят Бога истинного» ( Ис 65:15 →). И что Он Сам совершит это благословение и Сам спасёт нас Своею кровью, об этом Исаия возвестил в следующих словах: «не ходатай, не ангел, но Сам Господь спас их; по Своей любви к ним и снисхождению Он искупил их» ( Ис 63:9 ). 89. Что Он не хочет возвращать искуплённых к законодательству Моисея – ибо Закон исполнен Христом – но что должно жить верою и любовью от Сына Божия, по новому существу этого слова, об этом Исаия возвещает следующим образом: «не вспоминайте прежнего и не помышляйте о том, что некогда произошло. Воистину я совершаю нечто новое, что уже является, и вы узнаете его. И я создам реки в пустыне и в безводной степи, чтобы поить избранный народ Мой, народ, который я приобрел для Себя, чтобы он возвещал славу Мою» ( Ис 43:19–21 ). Пустыней же и степью прежде было призвание язычников, ибо ни Слово не проходило чрез него и не поил его Святый Дух, Который проложил новый путь благочестия и праведности и источил обильные потоки, то есть распространил на Земле Святого Духа, как Он обещал чрез пророков в последние дни излить Духа на всю Землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

90 . Таким образом, наше призвание – чрез обновление духа и не в нашем ветхом (существе) 41 , как пророчествовал Иеремия: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я исполню для дома Израиля и для дома Иуды завет, который Я заключил с отцами их, в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из Египта; ибо они не пребыли твердо в завете, и Я пренебрег ими, – говорит Господь. – Но завет, который Я заключу с домом Израилевым в те дни, будет состоять в следующем: Я вложу закон Мой в мысли их и на сердце их напишу его. И  Я буду им Богом, и они будут Моим народом.   Впредь они не будут учить друг друга или брат брата: познай Господа, ибо все познают Меня от самого малого до самого большого.  Ибо Я прощу им беззакония и больше не помяну грехов их » ( Иер. 31:31–34 ). 91 . И что эти обетования должны наследовать через призвание и язычники, среди которых и открылся новый завет, об этом Исаия говорит таким образом: «так говорит Бог Израилев: в тот день обратит человек взор свой к Творцу, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и они не взглянут на храм идольский и на дело рук своих, которое создали персты их» ( Ис. 17:7–8 ). Эти слова, очевидно, сказаны о тех, которые оставили идолов и чрез Святого Израилева уверовали в Бога, нашего Владыку. А Святой Израилев – Христос, и к Нему, сделавшемуся видимым для людей, а не к идольским храмам и не к делу рук наших, мы обращаем свои взоры. 92 . И что Он сделается видимым среди нас – так как Сын Божий соделался Сыном Человеческим – и познан будет нами, не имевшими прежде познания (о Нем), об этом само Слово у Исаии говорит так: «Я открылся не вопрошающим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня. Я говорил: вот Я, к народу, который не призвал имени Моего» ( Ис. 65:1 ). 93 . И что этот народ будет святым, об этом в книге двенадцати пророков возвещено так: «и скажу не народу Моему: ты – Мой народ, и не возлюбленная будет возлюблена. И на месте, где говорили о них: вы не Мой народ, там назовут их сынами Бога живого» ( Ос. 2:23; 1:10 ). То же сказано и Иоанном Крестителем: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф. 3:9 ). Ибо после того, как наши сердца исторгнуты и освобождены от каменного служения, мы верою созерцаем Бога и делаемся чадами Авраама, который оправдан верою. И поэтому Бог говорит чрез пророка Иезекииля: «И дам им иное сердце и дух новый вложу в них; и исторгну из плоти их сердце каменное и удалю и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили в заповедях Моих и соблюдали оправдания Мои и выполняли их. И таким образом они будут Моим народом, и Я буду их Богом» ( Иез. 11:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

А это значит прежде сложения мира, потому что вместе с миром произошли также и звезды. И опять он говорит: «благословен Тот, Который был прежде происхождения человека». Ибо для Бога Сын имел начало прежде сложения мира, а для нас – теперь, когда явился. Прежде же этого Он не был для нас, так как мы не знали Его. Посему также, ученик Его Иоанн, намереваясь повествовать нам, кто есть Сын Божий, Который прежде происхождения мира был у Отца, и что все происшедшее получило свое бытие именно через Него, говорит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все через Него произошло, и без Него не произошло ничего» ( Ин. 1:1–3 ). Этим он твердо устанавливает, что Слово, (Которое) в начале (было) у Бога (и) чрез Которое все произошло, есть также Его Сын. 44 . И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом: «тогда явился ему Бог у дубравы Мамре в полдень, и когда он взглянул, вот, три мужа стояли перед ним, и он поклонился до земли и сказал: «о, Господи, если я обрел благоволение пред Тобою " » ( Быт. 18:1–3 ), и все, что затем еще следует, он говорил с Господом и Господь говорил с ним. Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с Которым Авраам и беседовал, когда ходатайствовал за Содомлян, чтобы они не были уничтожены, если там найдется даже только десять праведников. И когда они еще говорили, два ангела пошли в Содом, где взяли Лота. А потом Писание говорит: «И пролил Господь на Содом и на Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19:24 ). Беседовавший с Авраамом был Сын; так как Он был Господь, то от Господа Небес, от Отца, Который владычествует над всем, получил Он власть для наказания Содомлян. Таким образом, Авраам был пророком и видел будущее, которое должно было произойти человеческим образом, (видел) Сына Божия, как Он беседовал с людьми и ел с ними и потом должен был совершить над ними суд Отца, как Он получил власть для наказания Содомлян от Того, Кто владычествует над всеми. 45 . И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице, то есть на древе, которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него. Ибо Его страдания суть наше вознесение горе. И все подобные видения указывают на Сына Божия, как Он беседовал с людьми и жил с ними. Ибо с Авраамом беседовал, пребывая на малом месте, не Отец всего – Который не мог быть видим миром – и не Творец всего, Который говорит: «Небо – престол Мой и Земля – подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне и  какое место – покой Мой » ( Ис. 66:1 ; Деян. 7:49 )? и Который объемлет землю Своею горстью и простирает небо Своею рукою? – но Слово Божие , Которое всегда было с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В изъяснении указывается, что несозданное бесстрастно, не подлежит ранам, неосязаемо, а Христос после воскресения показывал ученикам знаки от гвоздей и прободения копья и предоставлял тело для осязания: если Он вошел к ним при запертых дверях, то для того, чтобы показать и действие Божества и истинность тела. Во второй главе анафематствуется тот, кто называет плоть Христа единосущной Божеству и не исповедует, что во образе Божием Сый Предвечный Бог уничижил Себя и принял образ раба. В изъяснении ставится вопрос, как можно называть единосущною бездетному Божеству плоть, явившуюся во времени, когда единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.В третьей главе провозглашается анафема тому, кто говорит, что Христос воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлееме, воспитан в Назарете, преуспевал возрастом, крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцем. В изъяснении то же утверждение повторяется в форме вопроса: как можно утверждать, что Господь воспринял совершенного человека, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы. Первый человек был из земли перстный; когда же он, как созданный из земли, отошел в землю, то второй, соделавшись человеком, восшел на небеса. Исповедуется, что первый от второго по плоти, – посему Христос и человек и Сын человеческий; но вместе с тем и засвидетельствовано, что второй -Спаситель первого и ради него сшел с неба. А так как Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то и сказано: второй Адам – с неба. В четвертой главе анафематствуется тот, кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все прочие люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святого и от святой Девы Марии, бывшей от семени Давидова. В изъяснении указывается на решительное противоречие такого утверждения с евангельским повествованием о том, что Дева сказала ангелу: «как это будет со Мною, когда я мужа не знаю», и что ангел сказал ей; «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя» ( Лyk. I, 34 ст.), а также Иосифу: «Не бойся принять Мариам, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого ( Mф. I, 20 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В предшествующем стихе поставлено πονηρς, и в данном случае нет никакой причины изменять его значение и предполагать τ πονηρν, тем более, что ν τ πονηρ противополагается κ το Θεο первой половины стиха и находит соответствие в κα σμεν ν τ ληϑιν 20-го ст. Кроме того, другие места послания ( 1Ин.4:4, 3:8, 10, 12, 2:13–14 ; ср. Ин.17:14, 16:33, 14:30 ) говорят за то, что ν τ πονηρ должно быть masculinum, а не neutrum. Нет сомнения, что в таком случае представляется довольно затруднительною связь κεται ν с личным именем, так как Новый Завет не представляет к нему ни одной параллели. Но ν τιν κεσϑαι – старинный греческий оборот и представляет сокращение еще более древнего и более полного выражения: ν γονασ τινος κεσϑαι: так у Гомера (Илиад. XVII, 514) читаем: λλ’ τοι μν τατα ϑεν ν γονασι κεται – «но, впрочем, это (т.е. на которой стороне будет победа) зависит от богов». Отсюда ν τιν κεσϑαι значит зависеть от кого, полагаться на кого, находиться в чьей-либо власти. Поэтому κσμος λος ν τ πονηρ κεται следует понимать в том смысле, что весь мир находится во власти диавола в полной зависимости от него 771 . Κεται, по сравнению с στν, сильнее выдвигает пассивность состояния мира в его отношении к диаволу 772 . Если прибавить, что λος (соответствует лат. totus) указывает на всецелостность: весь в полном объеме, – то выражение κα κσμος λος ν τ πονηρ κεται означает, что мир – это царство греха и смерти – всем существом покоится в диаволе, всецело объемлется последним; все его существо, именно как κσμος’у, определяется его отношением к диаволу (ср. Ин.12:31, 14:30 ). Но ν τ πονρ κεται определяет только действительное положение мира в отношении к диаволу, ничего не говоря о происхождении и об основании этого положения; тогда как κ το Θεο σμν указывает на Бога, как на источник нашего бытия по существу. Это выражение Апостола вызывает в памяти обстановку третьего искушения Господа, когда диавол возвел Иисуса Христа на высокую гору, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени и сказал Ему: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, «ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее»; и так, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое ( Лк.4:5–7 ; Мф.4:8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010