543 Zahn Th. Der Evangelien kommentar des Theophilus von Antiochien//Idem. Forschungen 3. Erlangen, 1883.   545 Новейшую литературу см. в CPGS 1112 и в СДХА. С. 764 (также по именному указателю). TLG 1350. Новый перевод А. С. Десницкого : «Послание к Диогниту» [sic]//Раннехристианские апологеты II– IV веков. С. 122–132. – Изд.   547 Последняя фраза не является цитатой; автор сочинения «К Диогнету» ни разу не употребляет слово «философия», тем более – применительно к христианству (cf. 8.2). – Ред.   549 Kihn Η. Der Ursprung des Briefes an Diognet. Freiburg, 1882; Idem. Patrologie Paderborn, 1904.   553 Tillemont L. Memoires pour servir ä l " histoire ecclesiastique. Vol. 2. Ed. 2. Paris, 1701. P. 372.   555 Donaldson J. A Critical History of the Christian Literature and Doctrine from the Death of the Apostles to the Nicene Council. Vol. 2. London, 1866. P. 126–142.   557 Новейшую литературу см. в CPGS 1113 и в СДХА. С. 761 (также по именному указателю). Важнейшие разночтения трактата Ермия в SC 388 по сравнению с изданием, использованным прот. П. Преображенским , указаны в СДХА на с. 202а-202Ь. – Изд.   560 Так этот стих цитируется автором «Осмеяния»; в Новом Завете обращение «возлюбленные» в данном месте отсутствует. – Ред.   561 Согласно критическому изданию (SC 388), все имена философов и названия философских школ, фигурирующие в вышеприведенном отрывке, являются позднейшими глоссами, перенесенными переписчиками с полей в текст. – Ред.   564 В тексте: «Папиносская» (очевидно, неправильная расшифровка рукописного текста наборщиком). – Ред.   569 Новейшие издания диалога «Октавий» и научная литература указаны в CPL 37 и в СДХА. С. 762–763 (и по именному указателю). См. также: Axelson В. Das Prioritätsproblem Tertullian– Minucius Felix. Lund, 1941. 124 S.; Vermander J.-M. Celse, source et adversaire de Minucius Felix//Revue des Etudes Augustiniennes 17 (1971). P. 13–25; Fürst Α. Der philosophiegeschichtliche Ort von Minucius Felix» Dialog «Octavius»//Jahrbuch für Antike und Christentum 42 (1999). S. 42–49; Heck E. Minucius Felix, der erste christliche Ciceronianer//Hyperboreus. Studia Classica 5 ([St. Petersburg], 1999). S. 306–325; Ingremeau Ch . Minucius Feilx et ses «sources»: le travail de Pecrivain//Revue des Etudes Augustiniennes 45 (1999). Ρ 3–20; Price S. Latin Christian apologetics: Minucius Felix, Tertullian, and Cyprian//Apologetics in the Roman empire. Pagans, Jews, and Christians/Edd. Mark Edwards, Martin Goodman, and Simon Price in association with Christopher Rowland. Oxford, 1999. P. 105–129; Freund S. Philosophorum supercilia contemnimus. Überlegungen zur Bewertung der Philosophie im «Octavius» des Minucius Felix//Gymnasium. Zeitschrift für Kultur der Antike und Humanistische Bildung, Bd. 107 (2000). Heft 5. S. 425–434. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сагарда Н.И. Вера и жизнь христианская по учению св.отцов и учителей Церкви. Вып. 1–4. Петрограде, 1915. Сагарда Н.И. Святый Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения, богословие. Пг., 1916. Григорий, еп.Неокесарийский. Творения/Перевод Н.Сагарда . Пг., 1916. Сагарда Н.И. Фрагменты творений святого Григория Чудотворца и надписываемые его именем заклинательные молитвы//Христианское Чтение. 1916. 5–6. Сагарда Н.И. Взгляд на чтеца в древней Церкви//Прибавление к «Церковным Ведомостям. 1918. 15–16. С. 510–515. Сагарда Микола. Ochobhi проблеми Украинського бiблiorpaфiчharo репертуару//Бiблiomeчhый Збiphuk. Ч. 3. К., 1927. Ст. 43–59. Сагарда Микола. Организация бiблiorpaфuu на Ykpaihi//Журнал Бiблiomeko-зhabcmba та Бiблiorpaфiu. К., 1927. Ст. 1–13. Сагарда Микола. Обсяг поняття «nepioдuka». К., 1928. Сагарда Микола. Каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмiu наук за 1930 г. К., 1931. Сагарда Микола. Каталог ahmukbaphoi книжки//Bceykpaihcьka akaдeмiя наук. К., 1932. Сагарда Микола. Систематичний каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмiu наук за 1931 р.к. К., 1932. Сагарда Микола. Систематичний каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмui наук за 1932 р.к. К., 1933. Рукописи: Письмо Н.И. Сагарда - Д.И. Абрамовичу . 18 Июля 1926 г.//ОР РНБ. Ф. 4, 79. Письма (26) Н.И. Сагарда- Н.Н. Глубоковскому . 1897–1913 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 771. Письма (15) Н.И. Сагарда - Н.Н. Глубоковскому . 1919–1921 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 772. Письмо Л. Сагарда – А.В. Лебедевой и Н.Н. Глубоковскому . 9 Апреля 1921 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 770. Список основных латинских сокращений: Adv. Eunom. – Василий Вел., св. Adversus Eunomium. Против Евноипя. Adv. haer. – Ириней Лионский , св. Adversus haereses. Против ересей. Adv. Herm. – Тертуллиан . Adversus Hermogenum. Против Гермогена. Adv. Iovin. – Иероним, блж. Против Иовиана. Adv. Iudaeos – Тертуллиан . Adversus Iudeos. Против иудеев. Adv. Iudaeos – Киприан. Adversus Iudeos. Против иудеев. Adv. Marc. – Тертуллиан . Adversus Marcionem. Против Маркиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

105-й Билет: Древне-Сирийский перевод Ветхого Завета, известный под именем Пешитты. 106-й Билет: Древне-Сирийское переводы Нового Завета. 107-й Билет: Сирийское апокрифы Ветхого и Нового Завета. 108-й Билет: Деяния Ап. Фомы и «Гимн души». 109-й Билет: Мученические акты Сирийских Христиан. 110-й Билет: Симеон Бар-Саббаэ. Миллес. Иаков Нисивинский. 111-й Билет: Древне-Сирийский церковный писатель Афраат. 112-й Билет: Состояние Сиро-Персидской Церкви ко времени жизни и деятельности Афраата. 113-й Билет: Творения Афраата. 114-й Билет: Источники учения Афраата. Его догматическое и нравственное учение. 115-й Билет: Древне-Сирийская теология (Афраат. Его понятие веры. Афраат и тринитарное учение. Его учение о Святом Духе. Христология. Раббула). 116-й Билет: Св. Ефрем Сирин . Cormina Nisibena. Поэзия св. Ефрема. Его Сетто de Nonaino Nostro. 117-й Билет: «Сыны завета» Сирийской церкви. 118-й Билет: Вардесан (Бар Дайсан) и его ученики. Библиография Сагарда А.И. Памяти свящ. о.Гермогена Лубянского//Полтавские епархиальные ведомости. 1911. 20. Сагарда А.И. Лекции по Патрологии, читанные студентам С-ПбДА в 1910–1911 уч. году. Литография. СПб, 1911 (в состав литографии входят главы: Антиохийская Богословская Школа; Три очерка из истории Сирской литературы). РНБ. 83–8/168. Сагарда А.И. Климент Александрийский – «Извлечения из Феодота» – «Избранные места из пророческих книг»//Христианское Чтение. 1912. 11. С. 1286–1302. Сагарда А.И. «Ипотиксы» Климента Александрийского . СПб, 1913. (см. также: Христианское Чтение. 1913. 9. С. 1105). Сагарда А.И. Миланский эдикт и его значение//Церковные Ведомости. 1913. Сагарда А.И. По вопросам церковно-общественной жизни. СПб, 1913. Сагарда А.И. Т.Т. Якимец. СПб., 1913. Сагарда А.И. Таинство Евхаристии и древние христиане//Приходское Чтение. 1913. 46. С. 1372–1379. Сагарда А.И. Св. Евстафий Антиохийский //Приходское Чтение. 1914. 48. С. 1438– 1443; 49. С. 1476–1482. Очерки по истории Христианства в Сирии. Лекции, читанные в Лондоне, в церкви св. Маргариты, в 1904 году проф. Кембриджского университета Ф.К. Бёркиттом. Перевод А.И. Сагарда Н Христианское Чтение. 1914. 3, 5, 6, 7–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Никольский П. Краткий очерк истории хилиазма в Древней Церкви//Вера и разум, 1911 г. (август) и т. III, 1911 г. С. 453. Алфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства//Православный собеседник 1875 г., ч. II. С. 221-222. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.): Учебное пособие по патрологии. - СТСЛ, МДА. 2005. С. 81. Сагарда Н.И. Сагарда А.И., проф. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 378. Епифанович С.Л. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков). СПб.: Воскресение, 2010. С. 295. Сагарда Н.И. Сагарда А.И., проф. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 511. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 414.          Сагарда Н.И. Сагарда А.И., проф. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 492. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди/Перевод прот. Петра Преображенского, Н.И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). Книга V, гл. XXVIII, 3. С. 515. Smith Chr. Chiliasm and Recapitulation in the Theology of Irineus//VigiliaeChristianae, 48 (1994). P. 318. Bietenhard H. The Millenial Hope of the Early Church//Scottish Journal of Theology. Vol. 6. 1953. P. 14. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди/Перевод прот. Петра Преображенского, Н.И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – (Серия «Библиотека христианской мысли.Источники»). Гл. XXXII, 3. C. 526-527. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди/Перевод прот. Петра Преображенского, Н.И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – (Серия «Библиотека христианской мысли.Источники»). Глава XXXII, 1. C. 523. The Book of Enoch or I Enoch. A new English Edition with commentary and textual notes by Mathew Black. Leiden, 1985.P. 30-31.

http://bogoslov.ru/article/3273647

В те же годы Н. И. Сагарда приступает к написанию фундаментального патологического исследования «Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокеса–рийский. Его жизнь, творения и богословие», которое было опубликовано в 1916 г. 6 мая 1917 г. за эту работу он был удостоен степени доктора истории, а в июле 1918 г. утвержден в звании штатного ординарного профессора академии. За время своей преподавательской деятельности в Полтавской духовной семинарии, а затем в Санкт–Петербургской духовной академии Н. И. Сагарда был награжден орденами св. Станислава 3–й степени (1904 г.), св. Анны 3–й степени (1907 г.), св. Станислава 2–й степени (1910 г.), св. Анны 2–й степени (1913 г), св. Владимира 4–й степени (1916 г.). После закрытия духовной академии в 1918 г. Н. И. Сагарда возвратился вместе с семьей в Полтаву. Однако в Полтаве он пробыл недолго. В октябре 1918 г. он выехал в Киев со старшим сыном Василием, который поступил в Политехнический институт на электромеханическое отделение. До января Н. И. Сагарда не мог найти постоянного жилья в Киеве. Зная его бедственное положение, семья известных музыковедов Ревуцких предложила ему свой кров . И только перед приходом большевиков, когда Киев вместе с Центральной Радой и правительством покинули много горожан, Николай Иванович поселился в одной из пустующих квартир на Андреевском спуске, 34. Благодаря содействию Ревуцких, Николай Иванович начинает активно сотрудничать с журналом «Книгарь», в котором печатает ряд статей, посвященных переводу Евангелия на украинский язык. Эти статьи были откликом на работу коллектива ученых, куда входил и Сагарда, по переводу Священного Писания. Еще в 1905 г. с разрешения Кабинета министров Академия наук передала Св. Синоду перевод Евангелия на украинский язык, выполненный Ф. С. Мо–рачевским. Для окончательного исправления и редактирования издания под руководством преосв. Парфения (Левицкого) была создана группа высококвалифицированных специалистов, которые не только в совершенстве знали украинский язык, но и трактовали Священное Писание с учетом современной библеистики. В Каменце–Подольском редактированием занимались протоиереи Е. Сицинский и К. Старинкевич, магистр богословия А. 3. Ниселовский, М. П. Совкевич, Н. И. Бычковский, в Киеве — П. И. Житецкий и О. И. Левицкий, в Санкт–Петербурге — Н. И. Сагарда, в Москве — В. И. Комарницкий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Значительно более резкое отношение к Ефрему Сирину и его творениям высказывает проф. А. И. Сагарда. Сначала мы находим у него оценку стиля творений святого: «Святой Ефрем необычайно многословен, он повторяется без конца и из всей массы материала, кажется, можно выбрать очень немногое. Стиль его настолько иносказательный, что мысль производит впечатление глубокой и утонченной, но когда смысл разобран, она оказывается обычно банальной» (Сагарда А. И., с. 1168). Далее следует оценка взглядов святого Ефрема Сирина : «Действительно, очень трудно извлечь из творений святого Ефрема ясное понятие о его взглядах. Он переходит от символа к символу, и пункты, которые он считает особенно важными, иногда довольно спорны» (Сагарда А. И., с. 1172). И наконец, завершая обзор богословия святого Ефрема Сирина , А. И. Сагарда выносит следующий вердикт: «Точно также обстоит дело и с теологией св. Ефрема. Она не соприкасается с действительностью, она не дает нам ни исторического облика Христа, ни Христианства первой Церкви, ни даже ясно определенных учений посленикейских времен. Одним словом, св. Ефрем отразил переходное время, к которому он принадлежал. Роковой недостаток духовной серьезности в его учении отчасти объясняет нам, почему Церковь , сделавшись строго православной при Раббуле, сто лет спустя постоянно впадала в неправославие и раскол» (Сагарда А. И., с. 1174)). Думаю, вопрос об адекватности итогового заявления профессора вполне риторический. О том, как понимал святой Ефрем наше Искупление, А. И. Сагарда не говорит. Протоиерей Г. В. Флоровский в своей оценке творений святого Ефрема Сирина тоже достаточно критичен: «У преп. Ефрема много смелых образов, но мало оригинальных и смелых мыслей. В передаче общецерковного учения он достигает большой яркости, достигает художественного синтеза, и в этом вероучительное достоинство его творений» (Флоровский Г. В., протоиерей, с. 233). Как и архиепископ Филарет (Гумилевский) , протоиерей Г. Флоровский отмечает, что «из творений преп. Ефрема, можно извлечь богатый догматический материал» (Флоровский Г. В., протоиерей, с. 230). Однако при этом, по мнению автора, «о смысле искупления он (святой Ефрем. – И. Р.) говорит мало. Основная идея ясна: “Он сделался нам подобным, чтобы нас сделать себе подобными. И бессмертный сошел к смертным, соделал их бессмертными, и восшел опять к Отцу…”» (Флоровский Г. В., протоиерей, с. 231).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

«Пастырь» Ерма//Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – (Творения святых отцов и учителей Церквей). С. 266. См., напр., Никольский П. Краткий очерк истории хилиазма в Древней Церкви//Вера и разум, 1911 г. (август) и т. III, 1911 г. С. 347 и Алфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства//Православный собеседник 1875 г., ч. II. С. 215-216. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди/Перевод прот. Петра Преображенского, Н.И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). Книга V, глава 33, 4. C. 527. См., напр., Никольский П. Краткий очерк истории хилиазма в Древней Церкви//Вера и разум, 1911 г. (август) и т. III, 1911 г. С. 347 и Алфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства//Православный собеседник 1875 г., ч. II. С. 215-216. Епифанович С.Л. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков). СПб.: Воскресение, 2010. С. 211-212. Сагарда Н.И. Сагарда А.И., проф. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 265. Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – (Творения святых отцов и учителей Церквей). С. 434. Сагарда Н.И. Сагарда А.И., проф. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 266. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди/Перевод прот. Петра Преображенского, Н.И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – Спб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). Книга V, глава 33, 3-4. С. 526-527. Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – (Творения святых отцов и учителей Церквей). С. 437. Сагарда Н.И. Сагарда А.И., проф. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 261. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 148.

http://bogoslov.ru/article/3273647

121. Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. Вып. I–IV. М., 1996. IX + 630 с. [Репринт 72–74, 76 в одном томе.] 122. Слов " янофшьство i його щеали/Переклад В. В. Сагарди . Ужгород, 2000. 44 с. [Перевод йа укр. 18.] 123. Древнецерковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV—V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности//Творения блаж. Феодорита, епископа Кирского. М., 2003 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 12). С. 640–716. [Переиздание 45.] 124. Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. 1216 с. R К Сагарды: Лекции по патрологии. С. 17–796; Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 797—852 [переиздание 33]; Древнецерковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV—V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности. С. 853—904 [переиздание 45]; Учение Св. Иоанна Златоустого [sic!] о Церкви. С. 1067–1082 [переиздание 39]. 125. До питания про оргашзацш вцщшу украинка//Архив ИР НБУВ, ф. 52, ед. хр. 130. 126. До плану об " еднання фощцв ВБУ. Вцщш перюдика//Архив ИР НБУВ, ф. 52, ед. хр. 76. 127. Б1блюграф1чна комю1я УАН. Перший пленум комюй//Архив ИР НБУВ, φ. X, ед. хр. 31515. 128. Минула робота ВБУ над проблемою украшського б1блюграф1чного репертуару. Критичний та самокритичний анал13//Архив ИР НБУВ, ф. 33, ед. хр. 2861. 129. Систематичний каталог видань Всеукрашсько! " Академй наук за 1933 р.//Архив ИР НБУВ, φ. X, ед. хр. 31607. Письма (опубликованные и неопубликованные) 130. Сагарда Н. И. — Глубоковскому Η. Н., 28 августа 1898 г.//Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви. СПб.: Борей, 1994. [Далее: Сосуд избранный.] С. 59. 131. Сагарда Н. И. — Глубоковскому Η. Н:, 8 декабря 1899 г.//Сосуд избранный. С. 60–61. 132. Сагарда Н. И. — Глубоковскому Η. Н., 15 сентября 1904 г.//Сосуд избранный. С. 64–65. 133. Сагарда Н. И. — Глубоковскому Η. Н., 4 мая 1905 г.//Сосуд избранный. С. 76.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Учение Католической Церкви о благодати: Оправдание не ограничивается отпущением грехов: ХВ 557, 562–564, 566, 576–577, 593; начинается новая жизнь: ХВ 557–558, 562, 564–565, 593. Дух Святой пребывает в душе: ХВ 563, 565, 653; новым рождением человек становится соучастником Божественного естества: ХВ и живым членом мистического Тела Христова: ХВ 566; чадом Божиим и наследником неба: ХВ 556, 558, 562, 579, Благодать Божия умножается посредством соблюдения заповедей и добрых дел: ХВ 569, 571–572, 601–603, 606–608; которые придают заслуги для вечной жизни: ХВ 539, 579–581, 608, 613–614, Вместе с оправданием сообщаются излитые добродетели – вера, надежда и любовь: ХВ 566, 593. Благодать – это бескорыстный и сверхъестественный дар: ХВ 555, 559, 567–568, 653, 654. Благодать теряется через каждый смертный грех: ХВ 576, 578, 609, 697. Действительно существуют естественно добрые дела: ХВ 589, но только благодать делает способным к совершению действий, обладающих сверхъестественной ценностью: ХВ 529, 532–533, 537539, 543–547, 555, 583–585, На пути оправдания человека благодать предпринимает первоначальную инициативу: ХВ 528, 533, 537–538, 541–546, 559, 583–584. Но зависит от человека, принимает ли он ее действенным образом: ХВ 92, 539, 540/1, 540/10, 559, 586; ибо она не лишает его свободы: ХВ 540/2, 559, 586, С ее помощью человеку надлежит готовиться к оправданию: ХВ 539, 540/1, 559–561, 586–591; особенно верой, необходимой для оправдания: ХВ 90, 94, 544, 560–561, 567; самой по себе недостаточной, чтобы произвети такое оправдание: ХВ 567–568, 571, 591, 594–596. Действующая благодать необходима, чтобы постоянно избегать смертного греха: ХВ 521–523, 530–531, 534. Последовательность до конца – это особая благодать: ХВ 540/10, 574–575, 598, 604. Каждый человек получает благодать, необходимую и достаточную для соблюдения заповедей: ХВ 547, 570, 600, но не для избежания всякого повседневного греха: ХВ 524–526, 570, 605. Бог хочет, чтобы все люди спаслись: ХВ 540/3, 547/1, 547/3–547/4,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

80 . Дворкин, 2003. – Дворкин, А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. – Нижний Новгород: Изд. Братства во имя Св. кн. Александра Невского, 2003. 81 . Дворкин, 2005. – Дворкин, А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. – Изд. 2-е испр. и доп.– Нижний Новгород: Изд. Братства во имя Св. кн. Александра Невского, 2005. 82 . Карсавин, 1994. – Карсавин, Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). – М.: Изд-во МГУ, 1994. 83 . Керн, 2003. – Киприан (Керн) , архим. Патрология [I – III]. – Киев, 2003. 84 . Куломзина, 2000. – Куломзина, С.С. История Православной христианской Церкви. – М., 2000. 85 . Мансуров, 2002. – Мансуров, С.,свящ. Очерки по истории Церкви. – Клин: Христианская жизнь, 2002. 86 . Мейендорф, 2001. – Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Клин: Христианская жизнь, 2001. 87 . Сагарда, 2004а. – Сагарда, Н.И.,проф., Сагарда, А.И.,проф. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение,2004. 88 . Сагарда, 2004b. – Сагарда, Н.И. Лекции по патрологии. I – IV в. – М.: Издатсовет РПЦ, 2004. 89 . Сидоров, 1996. – Сидоров, А.И. Курс патрологии [вып.1]. Возникновение церковной письменности. – М., 1996. 90 . Скурат, 2005. – Святые отцы и церковные писатели доникейского преиода (I – III в.): Учеб. пособие по патрологии. – М.: СТСЛ; МДА, 2005. 91 . Спасский, 1997а. – Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока: в 3-т. Т.1. – М.: Паломник, 1997. 92 . Спасский, 1997b. – Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока: в 3-т. Т.3. – М.: Паломник, 1997. 93 . Столяров, 2004. – Столяров, А.А. Патрология и патристика: краткое введение. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ГЛК, 2004. 94 . Тиссен, 1994. – Тиссен, Г.К. Лекции по систематическому богословию. – СПб.: Логос; Библия для всех, 1994. 95 . Флоровский, 2003. – Флоровский, Г., прот. Отцы первых веков//Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2003. – (PHILOSOPHY). 96 . Шмеман, 2001. – Шмеман, А., протопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010