О сем ясно свидетельствует св. ап. Павел так: «не весте-ли, яко святии мирови имут судити; не весте ли, яко ангелов судити имамы, а не точию житейская» ( 1Кор.6:2–3 ). И тайновидец в откровении видел много престолов, на которых сидели судии, имущий судить мир вместе со Иисусом Христом. Свидетели Иисуса Христа будут судить своих врагов, как об этом ясно сказано в Апокалипсисе: “И увидех я престолы, и сидящия на них, и суд дан бысть им, и души растесаных (обезглавленыхъ) за свидетельство Иисусово и за Слово Божие, иже не поклонились зверю, ни образу его» ( Откр.20:4 ). Есть и другие места в Слове Божием, из которых видно, что святые будут судить нечестивый мир на страшном суде Христовом. Мужие Ниневийстии востанут на суд с родом сим, и осудят ею: яко покаашася проповедию Иониною: и се боле Ионы зде. Царица южская востанет на суд с родом сим, и осудит и: яко прииде от конец земли слышати премудрость Соломонову: и се боле Соломона зде ( Мф.12:41–42 ; Лк.11:31–32 ). Если же мужи ниневийские с царицей Савской будут судиями иудеев за их неверие во Христа, то не будут ли судиями всех отступнических обществ все святые, особенно же св. пастыри церкви; они будут обличать тех нечестивых людей, которых они поучали в храмах, призывая к покаянию, которым они возвещали слово Божие и обличали их заблуждения и греховную жизнь. Мужие Ниневийские покаялись чрез одного проповедника, а именуемые старообрядцы более 200 лет слышат проповедь и беседы православных пастырей и миссионеров, но не каются в своем упорстве, за что сугубейшее осуждение примут, по слову Спасителя: «горше содомских и гоморских жителей они осудятся» ( Мф.10:15 ). Царица Савская из дальных мест приходила послушать поучений Соломона и называла блаженными тех, которые предстояли пред Соломоном и слушали Божественное учение ( 3Цар.10:1–10 ). Именуемые же старообрядцы не токмо идти не хотят к проповедникам Евангелия, но и от приходящих к ним пастырей и миссионеров затворяют свои двери и не хотят слышать Божественное учение о церкви и слух свой отвращают от него.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

В южно-аравийских государствах, где арабы жили оседло, существовали некоторые производства из глины, дере­ва и металла; но те принадлежности их домашнего быта, которые отличались некоторым изяществом и роскошью, были обыкновенно иноземного происхождения. Древние писате­ли вообще свидетельствуют, что арабы, не только кочевые, но и оседлые, не стремились к развитию у себя ремесел и промыслов, а предпочитали доставать все необходимое в готовом виде, выменивая это на предметы туземного происхождения. Лучшим доказательством этого может служить посещение Соломона Савской царицей: она прибыла в Иерусалим с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней, и когда увидала дворец Соломона, то сказала царю: «я не верила словам, пока не пришла сама и не увидали глаза мои; мне и полови­ны не сказано, –мудрости и благ у тебя больше, нежели как я слышала ( 3Цар. 10:1–10 ; 2Пар. 9:1–9 ). Очевидно, царица Савская рассчитывала произвести на Соломона впечатление своим богатством, но была поражена царской обста­новкой еврейского царя, какой южно-аравийская царица, доволь­ствуясь естественными дарами своей страны, никогда не видела и не воображала. Что касается сабейской надписи на бронзо­вой плите, то по ней трудно судить о степени культуры Сабеев. Плита и надписи могли быть приготовлены в другой стране с более развитой техникой. (См. рисунок). Упоми­наемый в надписи Альмак Хирранский, по нашей догадке, должен быть царь (Альмалик) Герраев, упоминаемых у Страбона. (См. выше. стр.). Если верно, что Герраи были выходцы из Халдеи, тогда относительно Сабейской надписи излишне говорить: она была привозная… Сабейская надпись на бронзовой плите из Амрана в Южной Аравии Перевод надписи: «Рийаб и его братья, сыновья Мартада, и племя Амрана посвятили своему покровителю Альмаку Хирранскому эту надпись, потому что он услышал их просьбы и оказал милость урожаем, который он послал им после того, как зерно стояло в цене пшеницы во время посева… В год Амму-Кариба, сына Сумху-Кариба, сына Газфира татварского». (См. История человечества, сост. под редакцией д-ра Гельмольта. Том третий (СПБ. 1903), стр. 209–210).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

    12:36,37. Многие притчи подчеркивают важность разумного слова и преимущество молчания перед праздными речами (напр.: Прит. 10:11; 15:4; 17:27,28). Но если иудаизм признавал за какими-то словами нравственное содержание и судьбоносное значение больше чем за другими, то это были слова молитвы «Шема», иудаистского символа веры в единого Бога («Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть», Втор. 6:4; ср.: Мк. 12:29); из всех неразумных речей, которые могли разоблачить противников Иисуса, они выбрали худшие, отвергнув свидетельство столь же важное, как и «Шема» (12:32).     12:38—45 Род лукавый    Иисус выдвигает встречное обвинение: это они, а не Он, являются пособниками «сатаны.     12:38—41. В раввинских диспутах о «последних днях» обсуждались верные бедняки, свидетельствующие против тех, кто оправдывал свое неверие бедностью; верные богачи, свидетельствующие против нечестивых богатых, обращенные язычники, свидетельствующие против своих упорствующих соплеменников, и т. д. Здесь Иисус взывает к обращенным из язычников. Некоторые еврейские учителя порицали Иону за проявленное имвначале непослушание Богу «от лица Израиля» (по их мнению, он испугался, что покаяние Ниневии приведет к осуждению нераскаявшегося Израиля). В «Ветхом Завете Ниневия, которая постоянно нападала наСеверное Израильское царство, была олицетворением зла (напр.: Наум. 2:8; 3:1,7). Но покаяние Ниневии в Ион. 3также учило, что Бог может не только покарать Своих непослушных рабов (Ион. 1:14,15), но и пощадить обратившихся к Нему язычников (1:15,16; 4:10,11). (Некоторые «раввины считали, что Иона был раздражен покаянием язычников потому, что оно обличало нераскаявшийся Израиль.)    «Три дня и три ночи» (Ион. 2:1) не составляют полных трех суток, с точки зрения западного исчисления; у евреев часть суток принималась за целые сутки. По иудейскому закону только по прошествии трех сутокудостоверялась смерть человека.     12:42. В некоторых преданиях «царица Южная», «царица Савская» (3 Цар. 10:1) отождествляется с «царицей Ефиопской» (ср.: Деян. 8:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    11:29,30. Проповедь Ионы была простой вестью о суде, но для Ниневии этого оказалось достаточно.     11:31,32. В диспутах раввинов о «последних днях» обсуждались верные бедняки, свидетельствующие против тех, кто оправдывал свое неверие бедностью; верные богачи, свидетельствующие против нечестивых богатых; обращенные язычники, свидетельствующие против своих упорствующих соплеменников, и т. д. Здесь Иисус говорит об обращенных язычниках. Евреи, вероятно, полагали, что «царица Южная», или Савская, — это царица Эфиопии, страны, которая представлялась им южной окраиной мира (ср.: Деян. 8:27).     11:33. В большинстве палестинских домов не было «подвалов («сокровенного места»), но Лука использует этот образ, обращаясь к своей аудитории, поскольку во многих греческих домах такие подвалы были. В греческих домах светильники ставили в прихожей, а в палестинских обычно была только одна комната, но, независимо от типа дома, всякий входящий в него сразу же видел светильник.     11:34—36. Иисус говорит в буквальном смысле слова об «одном» глазе в противоположность «худому» глазу. Идиома «один глаз» обычно означает прямоту и великодушие, тогда как «худой глаз» символизирует    в этой культуре либо болезнь, либо жадность. Многие в то время считали, что свет исходит из глаз, а не воспринимается ими; очевидно, Иисус имеет в виду, что больные глаза не способны воспринимать свет.     11:37—54 Порицание фарисеев и книжников    Как и в 7:36—50, трапеза создает благоприятную возможность для произнесения нравоучительных речей (эта практика была в древности распространена настолько широко, что привела к созданию особого жанрафилософской литературы, получившего название symposium [•? от греч. symposion, «пиршество " ]). Здесь Иисус выступает против предписаний ритуального закона, за которые так ратовали фарисеи, даже более резко, чем в 7:36—50.     11:37. Поступок фарисея, пригласившего к себе в дом учителя, выглядел в глазах окружающих достойным уважения; см. коммент. к 7:36. Известных учителей часто приглашали на подобные трапезы, чтобы послушать их мудрые речи и проявить собственную ученость в последующей дискуссии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В литературе различных народностей – египтян, вавилонян – мы находим описания, которые подтверждают то, что происходило в то время в Иудее и Израиле. Каждый царь в отдельности оценивается по своему отношению к Богу и к закону. Говорится о его делах и затем делается вывод: «и делал он неугодное перед очами Господа» или, наоборот, «он делал угодное перед очами Господа». Назначение этих книг – показать изгнанному с родины народу, знающему о том, что его родина разорена, как бы его изображение в зеркале, чтобы он осознал свою вину и смирился перед Богом. Книги имеют и символическое значение. Мирное царство Соломона было плодом побед Давида, таким образом царство Соломона – прообраз мирного царствования Христа Спасителя. Следующий образ – царица Савская. Сам Христос указывает на разницу между царицей Савской, пришедшей из далекой страны, чтобы увидеть Соломона, и людьми его времени, оставшимся равнодушными, хотя между ними находится Тот, кто больше Соломона. Чтобы легче было запомнить царей, нужно противопоставление обоих царств. Царство Иудейское (Южное) включает в себя два колена: Иудино и Вениаминово, столица – Иерусалим. Всего 19 царей и одна царица, одна единственная династия. Из этой династии мы выделяем 4 хороших царя, 4 относительно хороших и 12 плохих. Последняя дата – 586 год – взятие Иерусалима Навуходоносором, отведение жителей в Вавилон, где они пробыли около 70 лет. Царство Израильское находится на севере, входит в него 10 колен, по-другому он называется Ефраим, столица Самария. Также 19 царей, но 9 династий. Как только приходил новый царь, какое-то время династия была, но был заговор и потом всех из предыдущей династии уничтожали. Если говорить о царях, то там только плохие цари. Окончание Северного Израильского царства в 722 году – падение Самарии, выселение в Ассирию навсегда, никто обратно не возвращался. Кто же там жил? Там жили самаряне, это то население, которое осталось там, часть евреев и часть новых народностей, которые пришли туда и приняли культуру Ефраима, часть его обычаев, часть его верований и которые остались верны идее, что нет благочестия в Иерусалиме, а оно только здесь, на горе Гаризим, где находится колодец Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

82 В восточной мифологии и символике, оказывающейся иногда так близкой к Библии, колесо часто служит образом мира. В частности, в Вавилоне колесом (шар в перспективе) означали солнце. Шар, подвешенный над алтарем в Сипаре, представлял бога солнца. Если пр. Иезекииль знал и имел в виду это представление, то в его видении солнце оказывается под ногами Иеговы (Пти). «Достойно замечания, что древние персы представляли всю совокупность вещей, управляемую и направляемую верховным богом, везомою священной колесницей, по свидетельству Диона Хрисостома в Orat 35,1: τν θεν τοτου μνουσι ς τλειυ τε κα πρτον νοχον το τελειοττου ρματος» (Роз.). 83 Ezel сопоставляют (Вник. 62) с араб. asilat «общество», «собрание», или (Barth Amer. journ. o Semit. lang. 18, 267 и д. у Кр.) aslan «совершенно», «непременно». Но оно стоит здесь в обычном своем значении предлога. 85 Пешито имеет ст. 17 в следующем «распространенном явно по 10, 11» (Кор.) виде: «на 4 стороны свои шли и не оборачивались: к какому месту была обращена передняя их часть для ходьбы, к тому шли и не оборачивались». 86 Нельзя согласиться с мнением некоторых старых (Прад. Corn. Lap., Кальмет) и новейших (Вигуру, Кнаб.) толкователей, по которому здесь разумеется не глаз в собственном смысле, а пятна на блестящей поверхности колеса в форме глаза, подобные глазкам на хвосте павлина. Напрасно ссылаются в подтверждение этого мнения на то, что не всегда употребляется о глазах в собственном смысле. Оно может значить еще только «вид» ( Иез. 1:5, 16 и мн. др.), но нигде ему не усвояется значение лат. ocellus или рус. «глазок». 87 Но нельзя сказать, что «Иезекииль, как показывает контекст, представляет себе твердь не в виде шара, а в виде прямой, твердой поверхности, удобоподвижного каменного пола, на котором стоял престол Иеговы» (Кр.). Для помещения престола Божия не требовалось всех вещественных условий, при которых на известной поверхности может стоять обыкновенный трон. 88 Кристаллом или стеклом покрывались полы в самых богатых дворцах древнего Востока. В Коране (Sur. 25 v. 44) хрустальный помост под престолом Соломона царица Савская принимает за воду (Роз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Царица Савская – дочь пустыни стояла, как завороженная невиданной славой, и потом с неудержимым восторгом выразила свое восхищение и похвалу. Эти льстивые восторги одурманили царя Соломона и горделиво вползли в его душу, с этого момента Соломон сделался неузнаваемым. Из мудрого царя-философа, равнодушного к суетным радостям жизни, он сделался гордым и тщеславным. Однажды, утомленный и пресытившийся удовольствиями, весельем, музыкой и пением разгульных сотрапезников, царь вышел в сад, цветущий и роскошный. Гордо подняв голову, шел Соломон по прекрасным аллеям сада, упиваясь своим могуществом, славой и богатством, чувствуя себя сильнейшим владыкой Вселенной. Остановившись у хрустального фонтана, Соломон наклонился над бассейном и увидел отражение своего блеска в зеркальной воде. Он еще раз уверил себя в непревзойденной славе, и в этот момент его рука машинально протянулась к цветущей лилии и сорвала белоснежный ароматный цветок. Лилия, на которую взглянул Соломон, мгновенно поразила его своим нарядом и ароматом. «О, как прекрасен этот цветок, – прошептал он про себя. – Как строен твой стебель! Какая гармония во всех частях! И что пред этим дивным созданием вся моя роскошь? Что мои златотканые одежды пред этими нежными лепестками? Что блеск моего золота пред блеском этих капель росы, искрящихся под лучами солнца». И задумался великий царь, поникнув гордою главою. Он думал о том; для чего все то, что он имеет, его слава, богатство и мудрость, для чего все это, если подобно лилии и всему живущему на земле, умрет. Смерть – общий удел всех и всего. Но нужно жить так, чтобы душа, бессмертная и богоподобная, сохранила свою первозданную чистоту и красоту, как эта чистейшая и прекрасная лилия, повергшая мудрейшего из мудрых в размышление. Душа не умирает, но живет вечно, и если она чиста от природы или очищена покаянием, после смерти нашего бренного тела она возносится к своему Создателю. И вот за эту-то Богоподобную душу должны мы молиться, дабы сохранил ее Господь в чистоте духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Если человек не задавал себе этих вопросов, будьте уверены, он еще не вышел из животной стадии развития, еще не стал человеком, ведь только животные и скотоподобные люди не задают себе этих вопросов. Если кто-то считает себя выше животных, потому что роскошно одевается и питается, то покажите ему животных и травы. Разве лилия в поле не более красиво одета, чем преславный Соломон ( Мф. 6, 28–29 )? Разве оно не более роскошно украшена, чем царица Савская? Разве пчела не питается лучше всякого Креза, кормясь цветочной пыльцой? А если по-святосаввски серьезно рассмотреть некоторых представителей нашей интеллигенции, то можно будет увидеть, что они еще не вышли даже из неорганического состояния, так как живут телом и ради тела, ради этой временной, бренной оболочки своей души. Кто хоть однажды, подобно Растко, серьезно подумал о таинственном существе, что зовется человеком, тот должен или, как Растко, поверить в Господа Христа, или совершить самоубийство, неизбежное самоубийство духовное, а может быть, и физическое. Живя на судьбоносном водоразделе двух культур, наш человек, охваченный вопросами, которые задавал себе Растко, не может успокоиться до тех пор, пока не пойдет или путем европейского человека, или путем святосаввского Богочеловека. Что ждет его на одном и что на другом пути? Чем заканчивается один путь и чем – другой? На чем основана культура европейского человека и на чем – культура Богочеловека святого Саввы? Европейская культура своим основанием имеет человека. Человеком исчерпывается ее программа и цель, ее средства и содержание. Гуманизм – ее главный архитектор. Вся она выстроена на софистическом принципе и критерии: человек есть мера всех вещей, видимых и невидимых, и этот человек – европейский человек. Он верховный созидатель и распределитель ценностей. Истина – это то, что он провозгласит истиной; смысл жизни – то, что он провозгласит смыслом жизни, добро и зло – то, что он провозгласит добром и злом. Кратко и откровенно: европейский человек провозгласил себя богом. Неужели не видно, как он неизмеримо любит жить, как бог, пусть и мечом и огнем, пусть и троглодитством и людоедством? Языком своей гуманистическо-позитивистской науки он объявил, что Бога нет. И из этого сделал смелый вывод: раз Бога нет, тогда бог – это я!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Итак, почитающие себя за древле-православных христиан обдали меня грязью, а магометанин ободрил и утешил. Исполняются слова Спасителя: царица Савская восстанет на суд с народом сим... Свящ. В. Вишневский Тифлов М., свящ. К характеристике современной хлыстовщины//Миссионерское обозрение. 1902 г. 1. С. 123–128 Голодная степь, тянущаяся от левого берега Сыр Дарьи и до г. Джизака, в настоящее время оживляется, благодаря арыку, проведённому по ней Его Императорским Высочеством Великим Князем Николаем Константиновичем. Здесь нашли себе пристанище много переселенцев из Европейской России и образовали ряд посёлков. На ряду с доброй пшеницей в этих посёлках оказались и плевелы – штундо-баптисты и особенно хлысты, во главе которых стоит почитаемый сектантами – „бог-слово“, Увар Ермоленко. Закинутый судьбой в этот край, хотя и не в качестве миссионера, я, однако же, по давнему обычаю миссионера, не мог не войти в сношения с сектантами и лицами, близко к ним стоящими. Благодаря этим последним и явилась у меня настоящая возможность познакомить читателей „Миссионерского Обозрения“ с письмами хлыстовских деятелей. Письма эти довольно интересны для характеристики современной хлыстовщины и способов пропаганды секты, и вообще они многим могут открыть глаза на многое. 1) Письмо хлыстовских миссионеров к Увару Ермоленко 87 . 6 ноября 1899 года. – Благослови, родимый батюшка, мне написать сие письмо дорогому и неоценённому моему сердцу брату Увару Феодоровичу! Описываю о своём путешествии. 24 октября я отправился из гор. Елизаветполя на Кавказ, куда прибыл 26 октября прямо к Кондратию Леонтьевичу в гор. Баталпашинск, где вот уже провожу около 8 дней. Но я нахожусь у него не один, а со мной ещё один брат из гор. Елизаветполя, который пожелал поехать послужить благовествованию Христову. Имя сего брата Иван Петрович Шипилов, о котором я вам писал в прежнем письме из Елизаветполя, посланном 23 октября. И так вот мы теперь вдвоём путешествуем. Когда прибыли к Кондратию Леонтьевичу в Баталпашинск, то он нас принял с радостью, и мы передали ему, что нужно и что было угодно Господу, ничего не прибавили и не убавили, и притом прочли все письма и откровения, которые я списал у вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но однакож можно с благолепного изображения лица Еленина познать, что она превосходною красотою от натуры была обдарена: так и мы, когда тень едину небесной славы видя чудимся, нетрудно приметить можем, какова самая вещь есть. Прочее когоб мы еще вопросили? кто бы яснее и совершеннее нам о Небесном Царствии объявил? Исаия свидетельствует, что радость и веселие в нем будет непрестающее: приидут, говорить о праведниках, в Сионе с радостью, и радость вечная будет над главою их: отбежит же от них болезнь и воздыхание 251 . Иессеев сын поет, что там банкет некоторый будет знатный: упиются, рече, от тука дому Твоего, и потоком сладости напоиши я 252 . Муж желаний, Даниил сказует, что особенное некое просвещение Святым тогда соделается: просветятся, рече, аки светлость тверди, и аки звезды во веки 253 . Вышепомянутый неизреченных откровений зритель говорит, что пения там непрестанные и лики: слышах, рече, глас с небесе, яко глас вод многих и яко глас грома велика, и глас слышах гудец гудущих в гусли своя, и поющих яко песнь нову пред престолом 254 . Мы когда сие слышим, что думаем, слышатели? мыслим ли, что уже совершенно познали величие блаженства и славы небесной? Нет, нет: помнить нам надобно Апостольское слово: что от части только ныне разумеваем, совершенно же разве уразумеем, когда сами тех благ учинимся причастниками. Внушим прилежио, что о семь негде Августин говорит: никтоже, рече, в сей жизни измерить может, колико есть благополучие, Бога лицем к лицу видеть, колика сладость пение Ангельское слышать, колика приятность со всеми Святыми купно жительствовать. Но аще никто измерить сие не Может в настоящей жизни, то кто словом объяснить силен? Я признаю и исповедую, что сколько мы ни слышим от Писания о блаженстве вечном, сколько нам к объяснению славы Его ни дают Учители церковные примеров, тое только доказует блаженство быть, а не колико оно есть в себе, разве несколько: а имянно так, как от назноктей познается лев, или как следы на песке изображенные изъявляют и представляют мне во ум некоторое животное. Впрочем повторяю я паки Павлову речь: что око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготовал Бог благая любящим Его. Царица Савская, как видим в книгах Царственных, очень много в своем отечестве слышала о Соломоне: но что слышала, ни половины противу истины не было, как сама исповедала Соломону: несть, рече, ни поле того, якоже ми поведаша; но ты приложил еси премудрость и благая к сим паче всякого слуха, егоже слышах в земли моей сущи 255 . Много и мы, слышатели, здесь слышим о царствии Божии, но когда вещию самою удостоит нас Господь внити в него, и видеть трисиянный Божества Своего зрак; то равно с Савскою оною царицею сказать тогда принудимся, что и половины не слыхали мы того, что видим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010