Саввы Вишерского началось вскоре же после его смерти (1-го Октября 1460 г.), не позднее конца XV века. Ибо в числе житий, которые владыка Новгородский Иона поручил написать Пахомию, когда последний жил у него в Новгороде, мы находим житие и канон этого святого. Сам Пахомий при том замечает в конце жития, что написал его по поручению Ионы. Между посмертными чудесами преп. Саввы у Пахомия есть рассказ о приезде в Саввин монастырь Ионы, который повелел тогда написать образ преподобного, также составить канони и прочая в память его 329 . Церковное прославление св. Прокопия началось не позднее конца XV века, ибо в 1495 году Устюжане построили во имя его храм и, следовательно, в это время он уже официально был причтен к лику святых 330 . О церковном почитании преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мы находим ясные свидетельства из первой половины XVI века. Так, в третьей Новгородской Летописи под 7048 (1540) годом читаем, что в этом году посвящен был предел «святым и преподобным отцем Зосиме и Савватию» 331 и, значит, они были уже прославленными святыми. Наконец, находим ясные указания в начале XVI века на церковное почитание и св. Евфимия, архиепископа Новгородского. В Важицком монастыре, где хранятся мощи этого святителя, уже в 1500 году во имя его существовал храм 332 . Житие св. Евфимия написано по поручению Новгородского архиепископа Ионы Пахомием Логофетом около 1469 года 333 . Имя этого святителя встречается уже в Минее, писанной в 1491 году в Вологде 334 . Часть вторая Вторую часть этой главы мы посвятим тем общим выводам, какие можно сделать о канонизации святых в Русской Церкви за этот период на основании собранного нами материала. Приступая к изложению этих выводов, мы не можем не сказать о трудности придти к однообразным и точным выводам. Впрочем, последнее обстоятельство будет уже зависеть не от нас, а от количества и качества самого материала, при недостатке которого вывести что-нибудь общее является делом не только весьма трудным, но и едва ли возможным. Но при этом недостатке данных мы встречаемся еще с неясностью и неопределенностью в формулировке общих правил, которыми руководились тогда при совершении канонизации святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 октября, в день Покрова Пр. Богородицы, и на память преподобного отца нашего Саввы Вишерского, я сподобился принять на себя чин ангельский. Священный обряд пострижения совершен был надо мной о. ректором нашей академии, a восприемником был о. инспектор. Совершителю священного обряда угодно было наречь меня именем воспоминаемого в тот день Церковью препод. Саввы. Долго было бы описывать вам все подробности совершенного надо мной обряда; если угодно, можете прочитать сами в большом Требнике чин пострижения монашеского; скажу вам, сколько можно выразить словами, только то, чего там вы не найдете, именно – состояние моего духа в те священные минуты. Представление всех обстоятельств моей жизни, важность произносимых мной обетов, и страх предстоящих искушений – все это вместе глубоко потрясло мою душу, слезы невольно лились из глаз; и потом весь день я чувствовал себя в таком же непонятном и невыразимом состоянии, в каком бывал прежде при всех важнейших переменах жизни. Теперь же, благодарение Господу, начинаю мало-помалу прояснять себе настоящее мое звание и состояние; мысль, что это – дело особенного Божия попечения обо мне, утешает и успокаивает мой дух. С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних своих обстоятельствах. Смотрите, в самом деле, как постепенно, и вместе с тем очевидно Господь отрешал мена от мира и призывал на служение Себе: взял у меня родителя прежде, нежели я узрел свет; лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в ее попечении, определив испытать мне горький жребий сиротства, с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который, при своей жизни, естественно привязывал бы меня к миру во всяком случае; наконец, я лишаюсь того, что привлекло и всего более привязывало меня к миру: все это, не ясно ли, постепенные, более и более возвышающиеся, гласы Божественного воззвания меня из бурного мира к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и освятившая меня на служение себе, можно сказать, от чрева матерня!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Примечание. Когда постригают в монашество из священников: новопостриженный, при пении причастного стиха, входит в алтарь, снимает клобук, надевает епитрахиль и поручи, и приступает к св. тайнам после всех служащих по обычаю. Во всех же прочих случаях новоначальный не снимает клобука, пока не снимется с него мантия. 4-е число. Понедельник. В первый раз Господь сподобил меня отслужить иеромонахом всю церковную службу в трапезной церкви, где совершено было моё пострижение. В тот же день разрешено было мне снять мантию, и приступить к обычным занятиям. Через о. ректора получил я в благословение от высокопр. митрополита Филарета параманд и рясу“. При моём пострижении произнесена была о. ректором речь, которая напечатана в седьмой части Прибавлений к Творениям святых Отцов в русском переводе 2839 . —389— 1848 г. На другой день после своего пострижения. 2-го октября, писал я в Муром к своей тёще, П.С. Царевской: „По благодати Божией, я достиг наконец того, чего желал, или лучше, к чему ведён был вседержавной десницей премудрого Промысла. 1-го октября, в день Покрова Пр. Богородицы, и на память преподобного отца нашего Саввы Вишерского, я сподобился принять на себя чин ангельский. Священный обряд пострижения совершён был надо мной о. ректором нашей академии, а восприемником был о. инспектор. Совершителю священного обряда угодно было наречь меня именем воспоминаемого в тот день церковью препод. Саввы. Долго было бы описывать вам все подробности совершённого надо мной обряда; если угодно, можете прочитать сами в большом Требнике чин пострижения монашеского; скажу вам, сколько можно выразить словами, только то, чего там вы не найдёте, именно – состояние моего духа в те священные минуты. Представление всех обстоятельств моей жизни, важность произносимых мной обетов, и страх предстоящих искушений – всё это вместе глубоко потрясло мою душу, слёзы невольно лились из глаз; и потом весь день я чувствовал себя в таком же непонятном и невыразимом состоянии, в каком бывал прежде при всех важнейших переменах жизни. Теперь же, благодарение Господу, начинаю мало по малу прояснять себе настоящее моё звание и состояние; мысль, что это – дело особенного Божия попечения обо мне, утешает и успокаивает мой дух. С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних своих обстоятельствах. Смотрите, в самом деле, как постепенно, и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе: взял у меня родителя прежде, нежели я узрел свет; лишил матери в то время, когда я ещё имел крайнюю нужду в её попечении, определив испытать мне горький жребий сиротства, с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путём креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время даёт мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лише-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Варлаам скончался еще в 1193 г., потому устных известий о жизни его, вполне достоверных, Пахомий, конечно, не мог в свое время услышать ни от кого. Но существовало уже житие Варлаама, кем-то написанное, очень краткое и крайне скудное по содержанию, с описанием и чудес преподобного . Этим-то готовым житием, по обычаю своему, и воспользовался Пахомий, частию переписав его почти дословно, а частию изменив в нем только слог более витиеватыми оборотами речи. От себя же прибавил в начале жития предисловие, в котором говорит о поездке своей в Хутынь монастырь по поручению владыки Евфимия для собирания сведений о преподобном, а в конце жития свое сказание об упомянутом чуде — 1460 г., прежде написанное, и похвальное Слово преподобному Варлааму . Еще менее мог слышать Пахомий устных достоверных сказаний о равноапостольной княгине Ольге, скончавшейся в IX в., да и письменных мог найти весьма немного — только в древней летописи и у мниха Иакова. И какое бы из двух известных житий блаженной Ольги, встречающихся в рукописях XV–XVI вв., мы ни приписали нашему автору, оба эти жития очень кратки . А может быть, ни одно из них не принадлежит ему, и подлинное сочинение Пахомия об Ольге, если только оно действительно было им написано, до нас не дошло. Но нельзя не удивляться, что почти столько же скудным вышло у Пахомия житие преподобного Саввы Вишерского, его современника. Савва подвизался неподалеку от Новгорода и умер в 1460 г. или несколько прежде — о нем можно было собрать самые свежие и подробные сведения. А Пахомий ограничился лишь тем, что воспользовался готовым житием Саввы, написанным в 1464 г. одним из его преемников в обители, Геласием, прибавив от себя к житию только приступ и заключение, в котором упоминает, что писал по поручению архиепископа Ионы, и, вероятно, сделав некоторые изменения в слоге . Более усердия показал Пахомий при составлении жития Новгородского архиепископа Евфимия (1458). Житие это удачнее всех, написанных тем же автором в Новгороде. Под конец предисловия к житию, изложенного, впрочем, очень невразумительно, Пахомий замечает, что дерзнул описывать жизнь Евфимия не по своему мудрованию, но по повелению владыки Новгородского Ионы, бывшего искренним другом Евфимия, пока он был жив, и потом сделавшегося его преемником на кафедре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Сделаем предварительно общее замечание об источниках, которыми пользовался автор, и о приемах его исследования. Внимательно просмотрев его цитаты, находим, что источники его исключительно печатные. Можно удивиться этому, как неожиданности, узнав, что главный предмет первой части его труда-древнерусский монастырь, для истории которого важнейший материал – в рукописях. Автор цитирует массу житий русских святых без всяких дальнейших указаний на то, откуда он их заимствует. Сначала эти цитаты поражают, ибо в них среди русских житий встречаются такие, которые доселе даже в рукописях не попадались ни одному исследователю древнерусской литературы, например житие преп. Кирилла Челмского, Леонида Устьнедумского, Саввы Тверского и многих других. Дело объясняется просто: под именем житий автор разумеет и цитирует не древнерусские произведения, известные под этим именем, а статьи в книге преосвященного Филарета Черниговского «Русские святые». Строгий критик, может быть, усомнится, можно ли писать ученое исследование по этим кратким биографиям, предназначенным для читателя, который не претендует на звание специалиста по русской истории. В пользовании печатным материалом нам не удалось нигде заметить попытки отнестись к нему критически: автор с одинаковым доверием пользуется и древней новгородской летописью, и Татищевым, и даже Флетчером. Но главным источником у автора являются чужие исследования, с тем же критическим отношением к ним. Из всех способов пользования этим источником он предпочитает самый простой – дословное выписывание: в труде его встречаем целые страницы, целиком выписанные из какого-нибудь сочинения. Автор вообще тщательно избегает всяких намеков на свои познания в древ нерусской литературе, а где не сдерживается, там впадает в неточности: он говорит, например, что серб Пахомий переделал житие преподобного Сергия Радонежского и написал жития Варлаама Хутынского, княгини Ольги, Саввы Вишерского, Евфимия, архиепископа Новгородского, Кирилла Белозерского и митрополита Алексия (Киевск. унив. изв. N° 2, стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Пахомия Великого (15 мая). Ни юность лет, ни убеждения родителей и близких, никакие надежды на благополучие и радости земной жизни не отвлекли его от избранного пути. Его мать, узнав о месте нахождения сына, пришла было просить сына возвратиться домой, но «в добродетели неуклонный» Феодор отказался видеться с матерью, несмотря на ее слезы и просьбы. Тогда мать сама оставила мир и поселилась в обители, основанной сестрой св. Пахомия. Пребывая в послушании пр. Пахомию, пр. Феодор, после кончины своего наставника, был избран настоятелем обители, где, «благочестно проходя» «светлое и богоугодное житие», и скончался на 53 г. своей жизни, 27 апр. 368 г. «Освященным» он называется потому, что среди иноков обители пр. Пахомия, не имевших иерейского посвящения, был первым рукоположен в иерея. Кондак, гл. 2. В дому Божии яко финикс процвел еси, плоды же добродетелей Господеви принесл, пощением изрядным, отче преподобне: темже и ублажаешися, яко бесплотных равностоятелен. + Пр. отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. Он родился в г. Кашине (Твер. губ.) и с юности показывал собой пример кротости и строгого воздержания «Ангельскому житию поревновав и вся земная оставив», он «весь Богови поработился и Того ради любве отечество и род оставил» и постригся в обители св. Саввы Вишерского (см. Новгор. еп.). Родители, найдя пр. Ефрема в обители, решили уговорить его возвратиться домой, но юный подвижник убедил их самих поступить в монастырь. С благословения св. Саввы он удалился в пустыню около озера Ильменя, где, при устье реки Веренды, поставил себе келлию для безмолвных подвигов. Здесь, смиряя «плоти похотныя мудрование», изнуряя себя «постом и молитвами» и претерпевая «жестокое житие», пр. Ефрем пребыл «в пощениях многа лета», подражая «древним онем великим отцем, в посте провоссиявшим». Сюда явилось вскоре несколько других иноков, искавших пустынножительства. Пр. Ефрем устроил обитель и сделался ее настоятелем. Для удобнейшего доставления монастырю чистой воды пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Саввы (Саввинского) Антоний Краснохолмский Макарий, основатель Троицкого Колязинского монастыря Ефрем Перекопский Нектарий Бежецкий Паисий Угличский Вассьан, основатель Рябовой пустыни XVI b. Нектарий, основатель Нектарьевского монастыря Корнилий Комельский Нил, Столобенский чудотворец Гурий, архиепископ Казанский Максим грек Акакий, епископ Тверской Герман, архиепископ Казанский Филипп 2-й, Московский митрополит Арсений Новгородский Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Казанский чудотворец Трифон Печенгский, просветитель Лопарей Мартирий Зеленецкий Святейший патриарх Иов Феоктист, Тверской архиепископ Константин, Новоторжский игумен Антоний Леохновский Галактион Вологодский Арсений 3-й, архиепископ Тверской (Суздальский) Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий Серапион, митрополит Сарский и Подонский Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский Тихон 1-й, епископ Воронежский, Задонский чудотворец Неизвестного времени Параскева, игумения Ржевская Константин, блаженный Новоторжский Дни памяти святых и подвижников благочестия в Тверской Епархии Сентябрь Дата Память Крестный ход из Новоторжского монастыря в бывший Симеона столпника (в Семёновский) в воспоминание основания оного пр. Ефремом Убиение св. Глеба, Муромского князя (в Борисоглебской церкви г. Твери) Празднество св. Великому князю Михаилу Ярославичу (в воспоминание перенесения его мощей из Москвы в Тверь. Память пр. Иосифа Волоцкого Убиение в орде благоверного Великого князя Димитрия Михайловича День кончины 1-го Тверского князя Ярослава Ярославича (в иночестве Афанасия) Панихида (15 или 16) в кафедральном Тверском соборе по Тверским князьям. День кончины Московского митрополита Киприана Кончина благоверного князя Димитрия Красного Память пр. Галактиона Вологодского Пр. Ефрема Перекопского (кончина) Пр. Савватия Савватьевского. Панихида по нём в церкви с. Савватьева (в память его – крестный ход в первое воскресенье Апостольского поста к пещере (пр. Савватия) Празднество св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу в воспоминание спасения Твери от моровой язвы Октябрь Дата Память Пр. Саввы Вишерского Благоверной Великой княгини Анны (Кашинской) (день кончины её) Обретение мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Память блаженной Пелагеи, матери Патриарха Иова, ради её тезоименитства (панихида в Знаменской (Вознесенской) церкви г. Ржева) Пр. Вассиана, основателя Рябовой пустыни Пр. Параскевы, игуменьи Ржевской Пр. Антония Леохновского Панихида по благоверном князе Димитрие Юрьевиче Красном в Троицкой г. Бежецка церкви Мученическая кончина Тверского князя Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича, в орде Ноябрь Дата Память Святителя Германа, Казанского архиепископа Пр. Макария Колязинского, празднество в Троицком Колязинском и Троицком Клобукове в г. Кашине монастырях Празднество в гор. Кашине благоверной Великой княгине Анне (воспоминание перенесения её мощей из Успенского в Воскресенский собор)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Во время сего великого столпнического подвига в обитель к преподобному Савве пришел из Твери повидаться с ним родной брат его по плоти, давно не видевший его. Но старец совсем не хотел видеть его и беседовать с ним. И когда брат долгое время оставался при столпе, умоляя старца хотя бы только повидаться с ним, то старец, наконец, сошел со столпа и благословил брата, но, ничего не сказав ему, тотчас же снова взошел на столп. Брат же преподобного, увидев его, с радостию возвратился в Тверь, прославляя Бога за дивные знамения Его благодати, коих очевидцем он удостоился быть. Живя на столпе, по-видимому, удаленный от обители и забот о ней, преподобный Савва продолжал, однако, хранить ее своими молитвами. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы разграбить его. Преподобный, стоя на столпе на молитве, еще издали увидал их и, поняв злое намерение, с коим они пришли, стал стучать жезлом по стене. Разбойники, услыхав стук, объятые страхом, убежали: ибо их отгоняла от обители молитва преподобного 6233 . С того времени разбойники перестали подходить к монастырю. Между тем, к преподобному Савве продолжали отовсюду стекаться и иноки, и миряне, ради пользы духовной, которую от него получали; ибо он, по апостолу, для всех был всем ( 1Кор. 9:22 ), всех наставляя, обо всех соболезнуя и заботясь как бы о своих собственных членах, к старцам относясь как к своим братиям и сверстникам, к более юным как к своим детям. И не было никого в обители преподобного Саввы ни оскорбляемого, ни оскорбляющего, ибо все были утешаемы и примиряемы святым Саввою. Пребывая в сих подвигах и перенося столь суровые лишения и всякого рода скорби, преподобный Савва, на семидесятом году от рождения впал в телесный недуг. Готовясь разрешиться от тела и отдать последний долг природе, преподобный призвал к себе всю братию и обратился к ней с предсмертными душеполезными наставлениями, в особенности о том, чтобы они твердо и неизменно пребывали в православии и в соблюдении иноческих обетов, более же всего преуспевали в смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дубровка (Серговской СА). Ефремо-Перекомский монастырь. Собор Богоявления Господня. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:не позже 1806. Год утраты:1932 Адрес: Новгородская область, Новгородский район, дер. Дубровка Координаты: 58.32561, 31.052366 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Перекомский-Николаевский-Розважский монастырь мужской, заштатный — Новгородской губернии и уезда, в 20 вер. от Новгорода, на западном берегу озера Ильмень. Основан в 1450 г. св. Ефремом, прокопавшим к нему из озера канаву, почему и самый монастырь стал называться П. (правильнее — Перекопским). В 1611 г. монастырь разорен шведами; восстановлен в 1672 г.; в 1764 г. упразднен, но в 1796 г. вновь открыт и туда были переведены иноки из новгородского монастыря Николаевского-Розважского, после чего монастырь получил свое настоящее название. 2 церкви; мощи св. Ефрема. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В святом Крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве. Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его келлии. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия (+ 1458; память 11 марта) сан священнослужителя.

http://sobory.ru/article/?object=42428

Филарета к Высочайшим Особам и к разным другим лицам. Тверь, 1888 г. 359 Подробное описание Новг. Софийского собора см. в сочинении архим. Макария (Миролюбова , † 24 декабря 1894 г. в Нижнем Новгороде), Археологич. Описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях, ч. 1 стр. 39 и сл. М. 1860 г. 362 Деревяницкий Воскресенский монастырь, основ. в 1335 г. св. Моисеем, архиеп. Новгородским, до 80-х годов 19-го столетия был мужским монастырем. 363 Сведения о игумении Валентине помещены в Русск. Паломнике 1890 г. 6, и Церковном Вестнике 1888 г. 6. 364 На Евангелии сделана была мной следующая надпись: «Сие святое Евангелие смиренно приносит в дар в обитель преподобного Саввы Вишерского чудотворца, Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, октября 1 дня 1884 года». 365 О Хутынском Преображенском монастыре подробнее см. в Археологич. Опис. церк. ревностей в Новгороде и его окрестностях, архим. Макария, ч. 1, М. 1860 г. 392 Проект Синодальной грамоты составлен был Преосвященным Палладием, еп. Тамбовским, а мной предложено было Синоду ходатайствовать пред Государем, через Обер-Прокурора, о представлении юбиляру права употреблять в служении предносный крест, по примеру Киевского митрополита и покойного митрополита Московского Филарета. 397 К общему удивлению, не поздравил митрополита один лишь архиерей, именно Самарский епископ Серафим (Протопопов) †11 января 1891 г. 402 Все приезжие из епархий архиереи представлялись Государю в Гатчинском дворце в два приема: одни 15-го числа, другие 16-го. 412 В приписке говорится на конце письма: «понеже правая моя рука болезнует хирагрой». 1720 г. в Генваре. А челобитная была подана в конце 1719 г. 413 Соловьев, см. о нем Нижегородские Епархиальные Ведомости 1884 г., 24: А. А. Титова , Преосвященнейший Иеремия, в схимонашестве Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский. Биографический очерк в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1887 г. кн. III, и отдельно. Москва, 1887 г., и книгу Прот. Виноградова, Преосв. Иеремия. Н-Новгород, 1885 г. 428 Игумения Вознесенского монастыря Сергия, урожденная кн. Урусова, по замужеству –– княгиня Волконская. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : († 13 окт. 1896 г.) - в 9 томах. - Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1898-1911./Т. 7: (1883-1885 г/г.). – 1907. - 592, XXVI с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010