Мне пришло на мысль провести предстоящий день моего ангела в обители, где почивают св. мощи моего небесного покровителя, преп. Саввы Вишерского. С соизволения Высокопреосвященнейшего Митрополита. я намерен выехать из Петербурга в пятницу, вечером, по железной дороге, и на другой день, в субботу в 8 часу утра, надеюсь выть в Новгороде. Если к этому времени Вы прикажете выслать для меня какой-нибудь экипаж на станцию, я буду очень благодарен. В случае, если какая-либо неожиданность расстроит план моей поездки, я извещу Вас телеграммой. В Новгороде я рассчитывал иметь пристанище под вашим, мне знакомым уже, кровом, но Владыке угодно, чтоб я имел помещение в его владычных покоях. Впрочем, это не помешает нам иметь взаимное общение и собеседование во всякое, свободное для Вас, время. Итак, до приятного свидания». 28-го ч., испросив соизволения у Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Новгородского, я отправился в 10 ½ ч. вечера по Николаевской железной дороге в Новгород, для празднования своих именин (1 октября) при мощах своего небесного покровителя, преподобного Саввы Вишерского, почивающего в Вишерском монастыре, в 7 верстах от Новгорода. В 4 часа утра с Чудовской станции пересел я на Новгородскую Старорусскую дорогу, и в 7 ч. утра 29-го числа прибыл в Новгород. Здесь на станции к удивлению моему, встретил меня сам Преосвященный Анастасий, с четверней цугом и каретой митрополичьей. Со станции подъехали к Софийскому собору, где я, при входе в собор, поражен был еще большей неожиданностью: все соборяне, в облачениях, ожидают меня с крестом, и иподиаконы подают мне митрополичью мантию. Это до того удивило, что я не знал, что делать. принять такую встречу в кафедральном соборе старейшего иерарха и первенствующего члена Святейшего Синода – я никак не мог себе позволить. Отстранивши от себя мантию, я вошел в алтарь и стал жаловаться преосвящ. Анастасию на сделанную мне неподлежащую встречу: но он говорит: «Так приказано Владыкой Митрополитом». Тогда я заметил Преосвященному, почему он не предупредил меня об этом? И так, вот какую, неожиданную для меня, почесть угодно было Его Высокопреосвященству приказать воздать мне в первопрестольном храме великого Новгорода! Да воздаст ему за сие сторицей великий Архиерей Господь Иисус Христос в пренебенсом царствии Своем!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

иеромонах Александр Краткая летопись о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего Новгородского Чудотворца Источник С присовокуплением Древних грамот царских и прочих даных сему монастырю. Собрана и в порядок приведена Новгородской семинарии учителем риторики, соборным иеромонахом (ныне Желтиковским архимандритом) Александром Глава первая. От основания обители Преподобного Саввы Вишерского до ее упразднения. Обитель Святого Саввы состоит в Новгородской Епархии от самого великого Нова-города расстоянием в 7 верстах (): имя себе получила от своего основателя, Преподобного отца Саввы, и от реки Вишеры, при которой она стоит, и ныне есть общежительная в числе заштатных монастырей. В прежние времена именовалась она по соборному своему храму и вместе по основателю своему монастырем Вознесения Господня Саввиной Пустыни. Впрочем, кто был сам преподобный Савва, о том можно видеть в особо напечатанном житии его. Сей Преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянной церковью по благословлению Преосвященного Симеона, архиепископа Новгородского в 1417г., во время Великого князя Василия Дмитриевича; имевшего во владении и Нов-город. Потом, спустя несколько времени, в некотором отдалении от церкви, создал для себя столп, на котором обычай имел чрез всю неделю пребывать в посте и молитве, а сходил с оного в монастырь к братии только в субботу и воскресенье, и с ними общую вкушал трапезу. В 1461 году Октября 1 дня, во дни великого княжения Василия Васильевича и Архиепископе Новгородском Ионе, он поручил братию свою, во-первых, Новгородскому архиепископу, а потом старейшим из самой братии Ефрему и Андрею, от рождения своего на восьмидесятом году скончался. Но в житии Преподобного Ефрема Перекомского повествуется, что Преподобный Савва благословил его еще при жизни своей отойти близ Ильмень озера к реке Веранде на безмолвное житие, а Андрей в великом воздержании и молитвах окончил блаженную свою жизнь в Саввином же монастыре. Святой Иона, архиепископ Новгородский, по некоем времени, ведая святое житие Преподобного Саввы и чудеса, бываемые от честных мощей его, повелел некоему выходцу из Афонской горы Логофету Пахомию, сочинить службу сему Преподобному, которая и доныне ему Октября 1 дня отправляется, и напечатана в служебных минеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сего времени никаких знаменитых присовокуплений по строению и для выгод монастырских в летописях не видно; однако же достоверно известно, что Настоятели и монашествующие продолжались и монастырь существовал даже до 1764 года. А с того времени по состоявшимся тогда духовным Штатам этот монастырь упразднён; монашествующие все выведены и определён был к церкви белый Священник с причётниками. От сего запустения строение монастырское приближалось к конечному разрушению, так что напоследок на церкви Вознесения Господня, где почивают мощи Преподобного Саввы, не было уже и креста. Потом некто дворянин, Новоторжский Помещик, Василий Павлович Глазатов, с юношеских лет имевший усердие к Преподобному Савве, в 1764 году по выходу в отставку из Гвардейской службы Измайловского полка с чином Поручика, просил Преосвященного Митрополита Новгородского Димитрия Сеченого о пострижении себя в монашеский чин, и о дозволении жить в обители Преподобного Саввы Вишерского. Но как этот монастырь был тогда уже упразднён; то Преосвященный, обещая ему по некоем времени удовлетворить сие желание, определил его в Новгородский Николаевский Вяжицкий монастырь, где он скоро после того пострижен и наречён Варлаамом, а потом был там Иеродиаконом, Иеромонахом и казначеем. С сим дворянином Глазатовым некогда служил в том же Измайловском полку дворянин же Иван Иванович Аничков, после разлучившийся от него по службе и перешедший в Преображенский полк, но в связи дружества всегда с ним пребывавший. Сей Аничков, приезжая часто в Новгород и беседуя с упомянутым товарищем своим Варлаамом, возымел сам желание постричься в монашество и стараться вместе с ним о восстановлении Саввина Вишерского монастыря. На сей конец в 1768 году получил он Аничков отставку и указом Святейшего Синода определён сперва в тот же Вяжицкий монастырь в число братства; к ним присовокупилось туда в товарищество и ещё несколько человек, усердствовавших также о возобновлении Саввина монастыря. А как известно из описания жития Преподобного Саввы, что он был от рода Бороздиных; то они согласились отнестись к бывшему Господину Генерал Аншефу Корнилию Богдановичу Бороздину с просьбой о помощи к восстановлению Саввиной обители и обще с ним просили Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преп. Ефрем родился в 6920/1412 году, Сентября 20, близ Кашинского Успенского девичьего монастыря, во время Княжения Великого Князя Василия Иоанновича при Митрополите Всероссийском Фотии 133 , при Архиепископе Новгородском Uoahhe II 134 , и при крещении наречён Евстафий; отец его был именем Стефан, а мать Анна, (но из какого звания – не известно). В отрочестве к учению книжному был он весьма не понятен, доколе не получил свыше естественные дары. Жизнь же провождал самую воздержную: пищи, пития, и сна принимал весьма мало; детских забав совсем убегал, а прилежал наипаче к монашескому житию, и чтобы беспрепятственней оное препровождать, удалился от родительского дома в Троицкий Колязин монастырь, и, получив благословение от Игумена, поселился в этой обители. Отец же его, будучи в великой скорби, проведав о месте пребывания его, пришёл для свидания с ним и убеждения его к возвращению в дом свой, но Преподобный склонил и его к восприятию монашества. Также и матерь его, подражая богоугодному житию супруга и сына, до кончины своей пребыла в молитвах и пощении. По кончине родителей и по прошествии трёх лет пребывания в Колязине монастыре Преп. Ефрем получил чудесное откровение удалиться к Новгороду в обитель Преп. Саввы Вишерского, куда с благословения Игумена и отправился в сопровождении и сопутствовании одного из иноков, странствовавшего и приходившего в Колязинский монастырь. Достиг он Саввино-Вишерского монастыря по вечеру и, приближаясь к оному вниз по реке Вишере, узрел обитель мало огражденну и кельи, в ней же церковь малую деревянную; войдя в монастырь, принял благословение от Преп. Саввы, а вскоре пострижен от него в монашество на 25 году от рождения (в 1437 году) 135 , и определён к различным монастырским послушаниям, которые исправлял со всем усердием и тщанием. Потом, по откровению же Божьему, а по его сердечному расположению к уединению, получив благословение от Пр. Саввы, отошёл на десну страну Ильмера (Ильменя) озера к устью реки Великой Веренды в 6958/1450 году, и на берегу речки Чёрной соорудил себе келью в месте уединённом и совершенно пустынном (безлюдном).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

10) Св. Кирилл Туровский , живший в одно время с Никитою Переяславским; но он не может быть назван столпником в том смысле, в каком называются остальные. Св. Кирилл имел обыкновение только по временам заключаться в узкую башню и стоять в ней по несколько дней. 11) Св. Савва Вишерский (1 окт.), сын боярина Ивана Васильевича Борозды (из Твери), родился в 1381 г. в г. Кашине. По сказанию краткой летописи монастырской 826 , он сам построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению Симеона, архиепископа Новгородского в 1417 г., «при великом князе Василии Димитриевиче. Толстой, основываясь на новгородской летописи, где над 6926 г. записано: «поставили четыре церкви древянных... Вознесения Христова в Савине пустыне у Саввы Вишерского», утверждает, что воздвигнут храм был в 1418 г.: он вероятно имеет в виду окончание храма – освящение его 827 . Св. Савва в некотором отдалении от церкви 828 создал для себя столп, на котором имел обыкновение стоять всю неделю, сходя с него в субботу к братии. Житие св. Саввы писано Пахомием Логофетом и не в 1460 – 1461 годах, когда Пахомий жил у архиепископа Ионы в Новгороде, а в 1464 году 829 . Год смерти св. Саввы Вишерского падает на 1460 г. 12) Св. Симеон, третий столпник (26 июля). По известию месяцеслова преосв. Сергия он упоминается в минеях XI в. и ему имеется канон с акростихом: « τος αταδλφους», т. е. и его брату Георгию. Преосвящ. Сергий полагает, что здесь имеется в виду киликийский столпник, убиенный молнией в VI веке, хотя некоторые желают видеть в воспоминании «св. Симеона в пещере, в ограде», 1-го столпника 830 . Имя этого столпника упоминается в песнопениях сырной субботы 831 . На Западе, сколько известно, «столпничество» не привилось. Григорий Турский в своей истории франков повествует: когда один отшельник, вероятно, Вульфляйх, по примеру восточных столпников, устроил себе столп близ Трира, в Арденских горах, то Галльские епископы взглянули на это не благосклонно и приказали столп разрушить 832 . На востоке же подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются еще ранее IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, в программе избранных сюжетов К. к. подчеркивались различные варианты царственной темы, напр. иконография «Предста Царица», известная в иконописи, но не имеющая отношения к темам праздничного ряда. Популярность этой темы связана с повторениями древней новгородской иконы из собора Св. Софии в Новгороде, на протяжении XVI в. приобретшей качества специфически локального сюжета для икон, писавшихся в архиерейской новгородской мастерской. Не все святые, изображения к-рых сопровождаются надписями, были верно идентифицированы исследователями. Так, считается, что на рельефах К. к. представлены прп. Ефрем Перекомский (Новгородский, по определению Т. В. Николаевой) и св. Савва Вишерский ( Николаева. 1968. С. 38; см. также: Федотова М. А. К вопросу о Житии Саввы Вишерского//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 545; Древнерус. искусство. 2008. С. 49; Игошев В. В. Поклонный крест прп. Саввы Вишерского//ДРВМ. 2012. Вып. 3(49). С. 39-40). Однако детали образа, подписанного именем «СТЫ САВА», напр. окладистая борода с разведенными в стороны концами, соответствуют иконографии прп. Саввы Освященного († 532), основателя лавры близ Иерусалима и автора первого монастырского устава. Тогда соседнее изображение с подписью «СТЫ ЕФРЕМ» может представлять не святого Русского Севера (Перекомского или Новоторжского), а прп. Ефрема Сирина († 373). К числу изображений рус. святых с большой долей уверенности могут быть отнесены образы праведных св. князей Бориса и Глеба († 1015), представленных в виде отдельных фигур без подписей на лицевой стороне К. к., на нижней косой перекладине креста, московских митрополитов Петра и Алексия, к-рые узнаваемы по одеждам и чертам ликов, помещены также на лицевой стороне; ярославских князей Феодора († 1299) и его сыновей, Давида и Константина, изображенных на оборотной стороне, с подписью (сохр. часть с упоминанием Феодора как Смоленского). Наличие их изображений может указывать на создание К. к. резчиками ростовского круга, поскольку в Ростовскую епархию входили Ярославль и Белозерье с Вологдой; появление образов св. равноапостольных царя Константина и царицы Елены («ЦРЬ KONCTANTI», «ЦРЦА ЕЛЕПА») скорее обусловлено темой прославления Креста, а не их патрональным характером.

http://pravenc.ru/text/1684610.html

Саввина (Сретенская) пустынь была основана преподобными Саввою и Варсонофием Тверскими, современниками Саввы Вишерского (память их празднуется 2 марта), в 1397 г. и находилась в 20 верстах от Твери, там, где ныне — село Саввино. жизни преп. Саввы на Афоне ничего неизвестно, равно как нельзя с точностью определить, долго ли он там пребывал, но, по некоторым историческим указаниям из раннейших и позднейших событий жизни преподобного, можно думать, что он ушел на Афон около 1411 г. и что пребывание его там продолжалось не более трех лет. Из дальнейшей жизни преподобного видно, что впечатления Афона надолго остались в его душе. Известно также, что он принес с собою с Афона в Россию список Кормчей книги, которым пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский. река Новгородской губернии, левый приток Волхова. — Как видно из настоящего местоположения Савво-Вишерского монастыря, преп. Савва поселился на левом берегу Вишеры, в 10 верстах к северо-востоку от Новгорода. Поселение Саввы на Вишере было не позже 1414 или 1415 г. этот и теперь стоит в часовне при монастыре. В настоящее время крест лишь обложен досками и с лицевой стороны литыми из алебастра изображениями святых. речка, рядом с Вишерой, протекавшая среди соснового бора, от которого получила свое название. Иоанн управлял Новгородскою святительскою кафедрою с 1387 по 1415 г. сем чуде воспоминается и в службе преподобному. Канон, песнь 6, тропарь 3. любимый ученик преподобного Саввы; по кончине его, удалился на берега озера Ильмень, где основал Перекомский монастырь († 1492 г). Память преп. Ефрема совершается 16 мая и 26 сентября. Великий делился на две стороны: Торговую и Софийскую, которые в свою очередь делились на так называемые концы. Славянский конец находился на юге Торговой стороны. Стороны и концы имели свое управление и заведовали ближайшими к Новгороду округами Новгородской области. Округа, где протекала в том месте Вишера и расположен был Лисичий монастырь, находилась в ведении Славянского конца. Известна печать с крестом в средине и с надписью вокруг: «печать Славянского конца», а на обороте с изображением святого в венце и с надписью: «Павел исповедник», откуда видно, что в Славянском конце было свое управление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

414. Рождество – Богородичный , женский, 2-го класса, в губернском гор. Гродно, на улице Подзамче, в смежности с военным госпиталем (Новый Замок). Учрежден в 1843 г. при церкви Рождества Богородицы в зданиях униатского женского монастыря базилианок, основанного около 1633 г. В 1874 г. для усиления средств монастыря передана часть суммы (2.500 р.) упраздненных классных м-рей в Литовской епархии. Бобровский, “Гроднен. губ.”, I, 678; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 18, ст. 222; “Гродн. губ. вед.”, 1865 г., 9–12, 16 (опис. древн. Пречистенской церкви базилиан. мон., что ныне мон. Рожд. Бог.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 84; “Памятн. кн. Гроднен. губ. на 1884 г.”, Отд. 2, 20 (сказано, что основан в 1720 г. митропол. Кишкою). 415. Рудянский , женский скит, Бессарабской губ., Кишиневского у. По ветхости зданий и недостатку средств в 1846 г. приписан к Варзарештскому монастырю. “Извлеч. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 8. 416. СаввоВишерский, прежде Вознесения Господня Саввина пустынь , мужской, заштатный, Новгородской губ. и уезда, в 10 вер. к сев.-вост. от Новгорода, близ Московской дороги, на лев. берегу Вишеры. Основан в начале XV ст. преп. Саввою, из рода бояр Бороздиных, что видно из межевой границы Новгор. посадников; в летописи под 6926 (1418) год. сказано, что поставлена дерев. церковь „Вознесение Христово в Саввине пустыни у Саввы Вишерского». Под 1552 г. записано: „был воевода Федор Троекуров Иванович в монастыре в Савине пустыни у чудотворцева гроба, и приложил преподобному немецкой золотой“. Это известие во 2-й новгородской летописи отнесено к 1558 г., причем сказано, что того же лета „в монастыри в Савини пустыни покрывали церковь Вознесение Христово новою кровлею». В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в приход, но в 1769 г. по просьбе генерал-аншефа Бороздина, снова восстановлен и оставлен на своем иждивении. Собор Вознесения Господня с приделами Покрова Богородицы и преп. Саввы Вишерского существует с 1661 г.; в нем под спудом почивают в раке, устроенной в 1670 г., мощи преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Использование для украшения больших процессионных (или запрестольных) крестов резных костяных пластин было в Др. Руси связано с заимствованием визант. традиций и следованием образцам. Весьма вероятно, что таким образцом были предметы богослужения центральных храмов Др. Руси. Древнейшие рус. запрестольные кресты с костяными резными рельефами были созданы уже в XV в.: крест Успенского собора Московского Кремля, обновленный в 1570 г., с использованием резных пластин греч. работы нач. XV в. (ГММК; см.: Стерлигова И. А. Неизвестные поздневизант. рельефы слоновой кости в Музеях Моск. Кремля//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 477, 483, 484; Она же. Работы греч. резчиков на Руси: К изучению стиля древнерус. мелкой пластики 1-й пол. XV в.//ДРИ. М., 2012. С. 251, 253), а также запрестольный крест сер.- 2-й пол. XV в. работы мастера Амвросия, художника, ювелира и резчика, обновленный в сер. XVII в.: древние пластины были перемещены на новую основу из кипариса, крест был украшен дорогим окладом (ныне в СПГИАХМЗ; подробнее см.: Николаева. 1968. С. 35-36. Ил. 84; об Амвросии см. также: Олсуфьев Ю. А., Флоренский П. А., свящ. Амвросий, троицкий резчик XV в. Серг. П., 1927. С. 39-41. Табл. 12-26; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. С. 311-314. Кат. 155). Похожий по типологии крест в XVI в. был в новгородской ц. Спаса на Ильине ул.- крест 1532 г. работы мастера Стефана Романовича с детьми (НГОМЗ; см.: Шляпкин И. А. Древние рус. кресты//ЗОРСА. 1907. Т. 7. Вып. 2. С. 59; Трифонова А. Н. Деревянная пластика Вел. Новгорода XIV-XVII вв. М., 2012. Кат. 5. С. 42-53). Повторение в деревянных крестах всех иконографических особенностей драгоценных резных крестов известно по кресту св. Саввы Вишерского ( Игошев В. В. Поклонный крест прп. Саввы Вишерского//ДРВМ. 2012. 3. С. 33-44). В XVI в. кремлевские Успенский и Благовещенский соборы имели по 2 процессионных креста, из них сохранились два 8-конечных креста в драгоценных оправах с литыми рельефными композициями и драгоценными камнями из Благовещенского собора (сер. XVI в., ГММК; см.: Моршакова Е. А. Золотая и серебряная утварь, княжеские и царские наперсные мощевики//Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. Кат. 40. С. 167-169; Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. Кат. 5, 6. С. 42-43) и один - из Успенского собора. К. к. воспроизводит композицию, сходную с др. памятниками той же типологии (напр., крест 1578 г. работы мастера Салмана из ярославского во имя Преображения Господня муж. мон-ря, ныне в ЯХМ; см.: Харламова. 2003), но не достигает роскоши и сложности столичных произведений, той стройности в следовании иконостасу в качестве образца (как, напр., в запрестольном кресте Благовещенского собора Московского Кремля).

http://pravenc.ru/text/1684610.html

Под руководством Саввы образовались люди высокой жизни. Ученик его Андрей, принимавший после него начальство над обителию, до того изнурил тело свое постом и бдением, что у него остались только кожа и кости; преп. Ефрем перекопский также был учеником его. На 80 году жизни приблизившись к кончине, препод. Савва приобщился св. таин и мирно предал дух свой Господу, 1 окт. 1460 (6969) года. Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его сгорели: но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое чудо, которым Господь указал в почившем Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария видел во сне старца, который говорил ему: если хочешь видеть Савву, иди за мною и увидишь. Захарию казалось, что он пошел за старцем, дошел до гробницы преподобного, увидел нескольких святителей и между ними преп. Савву, который сказал ему несколько слов в назидание. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы; в крайности своей обратился он с молитвою к пр. Савве; задремав потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося о церкви и пробудившись нашел себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах преподобного, приказал написать икону пр. Саввы, составить в честь его службу и описать житие, что и было исполнено просвещенным иноком Пахомием. 313 В летописи читаем, что осенью 1522 г. освящен был в Саввиной пустыни каменный храм покрова Богоматери над мощами преподобного: «тут и гроб преп. Саввы вышерского», замечает она. 314 От гроба его продолжали истекать исцеления 315 и пр. Савва известен был с именем новгородского чудотворца. 316 Грехи людей продолжали творить свое, – разрушение и гибель; благодать Божия, обитая в святом, вносила жизнь и благоустройство в самое общество людей грешных. В 1571 г. 7 июня, говорит летопись, в Саввиной пустыни на Вишере освятили церковь Покрова, где лежат мощи преп. отца нашего Саввы вишерского, новгородского чудотворца, и устроили новую раку; это – на другом году после того, как ратные люди государевы разрушили гроб чудотворца». 317

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010