Кроме переводов с Греческого языка, библиотека Лавры содержит в себе многие русские Церковные сочинения, как-то: жития русских Святых, похвальные им Слова и Каноны. В рукописных четьих-минеях и сборниках встречаются жития или исторические похвальные слова на дни памяти следующих Святителей, Преподобных и Мучеников Российской церкви: – Аврамиев Ростовского, Смоленского и Чухломского, – Александров Свирского , Ошевенского, Куштского и Невского, – Алексия Митрополита, – Князя Андрея Смоленского, – Антониев Печерского, Римлянина и Сийского, – Артемия Веркольского, – Князей Бориса и Глеба, – Варлаамов Хутынского и Пинежского, – Князей Василия и Константина Ярославских, – Василия Блаженного, – Владимира Равноапостольнаго, – Князя Всеволода-Гаврии­ла Псковского, – Геннадия Костромского, – Германа Соловецкого, – Григория и Кассиана Авнежских, – Григория Пельшемского, – Гурия и Варсонофия Казанских, – Даниила Переяславского, –Димитрия Прилуцкого, – Димитрия Царевича, – Дионисиев Глушицкого и Радонежского, – Князя Довмонта Псковского, – Евфросиний Полоцкой и Суздальской, – Евфросина Псковского, Евфимиев Суздальского и Ар­хиепископа Новгородского, – Зосимы и Савватия Соловецких, – Игнатия Еп. Ростовского, – Князя Игоря Киевского, – Исаии Еп. и Исидора Юродивого Ростовских, – Исидора Юрьевского (Дерптского), – Иакова Боровицкого, – Иоаннов Архиеп. Новгородского, Юро­дивого Устюжского и Мученика Казанского, – Иоасафа Каменского, Ионы Митрополита, – Иосифа Волоколамского, – Кириллов Белоезер­ского и Новоезерского, – Князя Константина Муромского и чад его, – Корнилия Комельского, – Леонтия Еп. Ростовского, – Лукиана Пере­яславского, – Макариев Калязинского и Желтоводского, – Мартиниана Ферапонтовского, – Меркурия Смоленского, – Князей Михаила и Феодора Черниговских, – Князя Михаила Тверского, – Михаила Клопского, – Никиты Архиеп. Новгородского и Никиты Столпника Переяслав­ского, – Николы Радонежского, – Нила Столобенского, – Княгини Ольги, – Павла Обнорского, – Пафнутия Боровского, – Князя Петра и Февронии Муромских, – Петра Царевича, – Петра Митрополита, – Прокопия Устюжского, – Саввы Звенигородского, – Саввы Вишерского, – Серапиона Архиеп. Новгородского, – Сергия Обнорского, – Стефана Махрищского, – Филиппа Митрополита, – Князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его, – Феодосия Печерского и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и жития некоторых Святых других Славянских церквей: Вячеслава Чешского, Иоанна Белогородского, Илариона Меглинского, Симеона и Саввы Сербских , Стефана Дечанского и, наконец, Апостолов Славянского мира: Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Это было первое чудо по преставлении святого. С того времени при гробе преподобного Саввы стали совершаться многоразличные чудотворения, коими Господь явил в нем верующим истинного Своего угодника и благодатного чудотворца. Следующее чудо особенно уверило всех в этом. Некто Захария, готовившийся принять иноческий постриг в обители преподобного, много слышал от тамошних иноков о святом житии и посмертных чудесах преподобного. Благоговейно изумляясь слышанному, Захария в продолжение многих дней размышлял о том и молил Бога, чтобы и ему сподобиться самому быть свидетелем какого-либо из таковых чудес. И вот, когда он однажды стоял на молитве и, присев для отдыха, задремал и уснул, вдруг увидел перед собою какого-то незнакомого старца, который сказал ему: «Если хочешь видеть Савву, иди за мною, – и тогда увидишь его». Захария, как казалось ему, пошел за тем старцем, дошел до гроба святого Саввы, увидал там нескольких святителей и среди них преподобного Савву, стоявшего на возвышенном месте. Он поклонился преподобному, и тот сказал ему несколько слов в назидание и утвердил его в его вере. Между тем, болящие и все с верою притекающие ко гробу преподобного продолжали получать духовные утешения в своих скорбях и чудодейственные исцеления от своих тяжких недугов. Слух о сих чудотворениях распространился по всей Новгородской области, особенно с того времени, когда настоятель Саввинской обители игумен Геласий, по молитвам к угоднику Божию, исцелел от приключившейся с ним отравы, причем при исцелении увидел во сне преподобного Савву, стоявшего на молитве в светлых ризах со взором, обращенным к храму. Проснувшись и почувствовав себя исцеленным, Геласий прославил Бога, творящего через святых Своих угодников дивные чудеса, и поспешил отправиться к Новгородскому архиепископу, которому и поведал о бывшем ему видении и о своем чудесном исцелении. Тогда Новгородский святитель Иона прибыл в Саввин Вишерский монастырь 6235 и, поспешив ко гробу преподобного, совершил перед ним молебное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все эти церкви приходили в ветхость, и потому в 1594 году от царя Феодора Иоанновича велено было исправить оные церкви казенными мастерами и на казенный счет. В 1607 году от царя Василия Иоанновича Шуйского, при старце Герасиме, велено сделать из дворцовых доходов гробницу (раку) новую и по сторонам написать чудеса, а на верхней дске написать добрым иконником чудотворца. В 1611 году монастырь был разорен; впрочем, в нем остались после шведского разорения: «храм Вознесение Христово да Савва преподобный» 1470 . В 1662 году, после осмотра ружных церквей, от царя Алексея Михайловича велено из дворцовых новгородских доходов построить вновь церковь Вознесения Господня и пр. Саввы Вишерского 1471 . В том же 1662 году каменная церковь Покрова пресвятой Богородицы, построенная над мощами преп. Саввы, разрушилась, при чем повреждена и рака над преподобным, кроме бывшего на ней изображения. Церковь сия вскоре опять возобновлена от щедрот царя Алексея Михайловича; а образ на раке в 1668 году возобновлен, и самая рака в 1670 году вновь сооружена иждивением государевым 1472 . Потом в 1670 же году грамотою государя и преосвященного митрополита Питирима 1473 дано позволение построить церковь деревянную теплую во имя св. Иоанна Предтечи на место прежней обветшавшей, которая вскоре и устроена на деньги из дворцового приказа. Между прочим, игумен Иосиф, при котором производилась сия постройка, когда заметил, что Покровская церковь , по причине болотистого места, начала несколько оседать и стати появляться на ней трещины; то писал о сем Государю и просил его приказать засоренные подземные трубы, проведенные из монастыря в реку Вишеру, вычистить и порыть колодези. Согласно прошению игумена, трубы немедленно вычищены и исправлены, расселины и трещины в церкви починены и написано в оную восемь образов местных и деисус вновь, также царские двери и проч. 1474 . Не смотря на все сии постройки и возобновления в Савво-вишерском монастыре, он с XVIII века начал приходить в бедность, и потому в 1761 году совсем упразднен; в нем вместо монашествующих определен один белый священник с причетниками 1475 . Но чрез 7 лет после учреждения штатов, монастырь возобновлен попечениями отставного гвардии Измайловского полка поручика Василья Павловича Глазатова, в иночестве Варлаама и близкого к нему дворянина Ивана Ивановича Аничкова, в иночестве Иоасафа 1476 . Оба они, постриженники Вяжицкого монастыря, преемствовали друг другу в управлении Савво-вишерским монастырем, испросив дозволение восстановить сию древнюю обитель. Вскоре иждивением их и вкладами доброхотных дателей монастырь отстроен, украшен и увеличен. В нем теперь каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня с выдавшимся на восток полукружием и с двумя теплыми по сторонам приделами: Покрова пресв. Богородицы и пр. Саввы Вишерскаго, коего мощи почивают под спудом в главной Вознесенской церкви. Окружность всего церковного здания 1477 простирается на 52 саж. 2 аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1589. Паремейник, харатейный, в полдесть. 1590. Книга Служебник, харатейный, в полдесть. 1591. Книга скорописная, Саввы Сербского , в полдесть, в затылке. 1592. Книга Пчела, письменная, в полдесть. С Костромы живоначальной Троицы Ипатского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 150 года. 1593. Книга Евангелие, напрестольное, Апракос, харатейное, поволочено бораном красным, застежки и жуки медные. 1594. Книга Псалтырь толковая, в десть. 1595–1597. Три книги Лествицы, в полдесть. 1598. Книга Синаксарь, в четверть. 1599. Книга Апостол толковый, в десть. 1600–1601. Две книги Уставов, письменных, в десть, один ветх. 1602. Книга Соборник, большой, в десть, на весь год. 1603. Книга Соборник, в полдесть, в начале житие Саввы Вишерского. 1604. Книга Соборник, в полдесть, в начале житие Ипатия. 1605–1606. Две книги Василия Великого, письменные, одна в десть, а другая в полдесть. 1607. Книга Григория Амиритского, в полдесть. 1608–1609. Две книги Измарагд, в десть. 1610. Книга Исак Сирин, в десть. 1611. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1612. Книга Златоуст, в десть. 1613. Книга Царств, в десть. 1614. Книга Соборник, на всю Пятдесятницу. 1615. Книга Иоасафа Царевича, в полдесть. 1616. Книга Саввы Сербского, в полдесть. 1617. Книга Палея, в десть, ветха. 1618–1619. Две книги Григория Богослова , обе в десть. 1620. Книга Летописец, в полдесть. 1621. Книга Петр Дамаскин, в полдесть. 1622. Книга Правила святых Отец, бумага Александрийская, писана в десть. 1623. Два Соборника, в полдесть жития многих святых Отец. С Костромы Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 151 года. 1624. Устав письменный, в полдесть. 1625. Обиходник письменный Кириловский, в четверть. 1626–1628. Три книги Евангелиев толковых, a в них четыре Евангелисты. 1629–1630. Две книги Апостолов толковых. 1631–1632. Две книги Правило Святых Апостолов, одна в десть, а другая в полдесть. 1633. Книга Никонское правило, в десть. 1634. Книга на Латынскую ересь, да в ней же Ияков Жидовин. 1635–1637. Три книги Торжественники письменные в десть, а из них одна Постная о Мытаре и Фарисее, а другая Пятдесятичная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Прежде мною было уже сказано 2079 , что я, по пути из Москвы к Петербургу, заезжал в Новгород и останавливался в квартире преосвящ. Серафима, тамошнего Викария – Из Новгорода отправился, в сопровождении Юрьевского архимандрита Германа, в Саввин Вишерский мо- —586— 1886 г. настырь где, увидевши древний образ преподобного основателя обители Саввы, я попросил своего доброго сопутника распорядиться написанием копии с этого образа и прислать мне в Витебск; о. архимандрит в точности исполнил мое поручение: в октябре он доставил мне икону, и при этом от 18-го числа писал мне: «Имею честь препроводить вам одновременно с сим письмом икону преп. Саввы Вишерского, снятую, по желанию вашему, с той, на которую вы обратили внимание в Вишерском монастыре.... На мне лежит еще неисполненный долг благодарности за тот дорогой для меня подарок, которым вы удостоили меня. Я разумею прекрасное издание ваше палеографических снимков. Книга эта, исполненная глубокой учености, послужит для меня не только памятником вашего милостивого ко мне внимания, но и обильным источником новых и весьма важных сведений. За подобный подарок нельзя не питать глубокой признательности». На это немедленно отвечал я о. архимандриту в следующих выражениях: «С чувством благоговения принял я присланную вами икону преп. Саввы, освященную прикосновением к раке Угодника Божия. Приношу вашему высокопреподобию мою искреннюю душевную благодарность. После Москвы и Новгорода Витебск произвел на меня не весьма приятное впечатление в церковном отношении. Здесь на каждом шагу вижу я следы унии и католичества. Потребно с моей стороны немало усилий, чтобы мало-помалу изглаждать эти печальные следы и водружать на место их знамения древнего восточного православия»… В след за сим писал я к преосвящ. Серафиму. Выразив его преосвященству искреннюю признательность за оказанное мне гостеприимство, я присовокупил: «Посещением Новгорода я чрезвычайно доволен: через это исполнил я и священный обет моего сердца, и удовлетворил моему любопытству видеть священные новгородские древности. Не могу без сердечного умиления представить св. Софии и прочих досточтимых древностей Великого Новаграда. – После Москвы и Новгорода, Петербург мало представил пищи для моего археологического вкуса,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жизнь уединенная влекла к себе Евстафия с молодых его лет 562 . Обученный грамоте, он любил и в доме родителей, Стефана и Анны, поститься и молиться и не любил забав юности. По влечению души своей он тайно ушел в Кашинский монастырь 563 . Родители, узнав о ме сте пребывания его, долго уговаривали его возвратиться в дом их; после разговоров с ним они уступили его желаниям, – сами посвятили себя уединенной жизни и скончались в иночестве. Пробыв три года в Кашинском монастыре, пришел он в обитель преподобного Саввы Вишерского, тогда еще «малоогражденную, в ней же церковь малая древяная». Здесь на 25 году жизни принял он пострижение с именем Ефрема и со всею ревностью проходил монастырские послушания. Под руководством великого подвижника блаженный Ефрем прожил 25 лет. Он столько приобрел у великого аввы духовной опытности, что преподобный Савва пред смертью своею (1462 г.) поручил обитель свою Андрею и Ефрему, как опытнейшим из учеников своих 564 . После кончины преподобного Саввы блаженный Ефрем недолго оставался в Вишерской обители; он удалился на западный берега озера Ильменя, к устью реки Веренды, и на берегу речки Черной поставил себе келлию. Место здесь было глухое, безмолвное, самое приятное для пустынника. Один из окрестных жителей нечаянно набрел на хижину Ефрема и изумился, что в такой глуши живет человек; беспомощному отшельнику принес он потом хлеба и муки. Отшельник благодарил Господа. Затем прибыл к Ефрему подвижник Фома с двумя учениками; они поставили себе келью вблизи келлии Ефремовой. За ними вслед пришли и другие. По просьбе новых спостников своих блаженный Ефрем принял на себя сан священства и игуменства. Любимый ученик дивного Саввы, столько лет подвизавшийся под его руководством, известен был многим по своей жизни. Ему скоро доставили средства построить сперва деревянный храм Богоявления, а потом и каменный, в честь святителя Николая. Гораздо более надобно было употребить трудов и времени, чтобы местность обители, болотистую и нездоровую, сделать удобною для пребывания на ней. Преподобный копал каналы для осушения места, а чтобы доставить в обитель чистую воду, провел он из Веренды в озеро проток. Оттого-то и пустынь его в свое время называлась Перекопскою, а по протоку Веренды – Верендовскою. Блаженный игумен являлся первым во всех работах и послушаниях. Ходил в пекарню готовить хлебы и просфоры, носил воду и рубил дрова, часто ходил в служебную палату и, во время отдыха братии, молол за других рожь. По его установлению каждый брат молол ночью назначенную часть ржи; после утрени братия также шли на работу в поле или огород, после Литургии и трапезы снова трудились. В подвигах труда и молитв преподобный Ефрем достиг осмидесятилетней старости и мирно преставился 26 сентября 1492 года 565 . Трудолюбивое тело его положено было близ построенного им храма святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бесплотных Сил – 8 нояб.: Собор архистратига Михаила Богородицы – 8 сент.: Рождество Пресвятой Богородицы; 1 окт.: Покров Пресвятой Богородицы; 22 окт.: Казанской иконы Пресвятой Богородицы; 24 окт.: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 27 нояб.: Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде; 25 марта (на вечерне) Благовещение Пресвятой Богородицы; 21 мая, 23 июня, 26 авг.: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; явления икон Пресвятой Богородицы: Тихвинской (26 июня), Казанской (8 июля), Смоленской (28 июля); 15 авг.: Успение Пресвятой Богородицы Мученика – 20 сент.: Свв. мчч. кн. Михаила и боярина его Феодора, Черниговских; 22 нояб.: св. блгв. кн. Михаила Тверского; 24 нояб.: св. мч. Меркурия Смоленского; 26 нояб.: Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве); 23 апр.: св. вмч. Георгия Победоносца; 15 мая: Убиение св. Димитрия царевича; 2 июня: св. вмч. Иоанна Нового; 8 июля: св. вмч. Прокопия; 24 июля: Свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба; 30 июля: св. Иоанна воина Мучеников – 13 дек.: Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 9 марта: Свв. 40 мчч. в Севастии; 4 фев.: св. блгв. вел. кн. Георгия Мучениц – 28 окт.: св. мц. Параскевы Предтечи – 24 фев.: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая: Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 29 авг.: Усекновение главы Иоанна Предтечи Преподобного – 9 сент.: прп. Иосифа Волоцкого ; 27 сент.: прп. Савватия Соловецкого; 28 сент.: прп. Харитона исповедника; прп. Григория, чудотворца Вологодского; 1 окт.: прп. Саввы Вишерского; 14 окт.: прп. Параскевы; 19 окт.: прп. Иоанна Рыльского; 23 окт.: прп. Иакова Боровицкого; 28 окт.: † прп. Иова Почаевского ; 29 окт.: † прп. Аврамия, Ростовского чудотворца; 6 нояб.: прп. Варлаама Хутынского; 17 нояб.: прп. Никона Радонежского чудотворца; 19 нояб.: прпп. Варлаама и Иоасафа; 23 нояб.: † св. блгв. вел. кн. Александра Невского; 3 дек.: прп. Саввы Звенигородского; 5 дек.: прп. Саввы Освященного; 7 дек.: Прпп. Антония Сийского и Нила Столобенского; 2 янв.: † прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В. Горский, П. С. Казанский и другие. „Между студентами, особенно часто посещавшими библиотеку, – писал бывший в то время также в числе наставников академии и состоявший помощником библиотекаря в ней бакалавр иеромонах Леонид (Краснопевков) , скончавшийся в 1876 году в сане архиепископа Ярославского, – приметен был молодой священник с светлыми волосами, чрезвычайной худобы в теле и с приятною смесью чего-то кроткого, серьезного и добродушного в лице. Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в память навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, где был иереем Муромского собора» 5 . В то же время этот иерей Иоанн, ближе всего опять в видах наиболее удобного занятия книжною премудростью, столь возлюбленною ему, стал все более и более приходить к мысли о приняты монашества. «О монашестве у меня никогда прежде не было и помысла, – писал он сам к одному из друзей своих, – а теперь этот путь для меня сделался совершенно неизбежным, если бы я даже не был в академии 6 . Но да будет надо мною воля Божия. Особенная выгода монашествующего в академии та, что можно беспрепятственно, чем светским студентами, заниматься науками» 7 . Так, в 1848 году, по переходу на старший курс, отец Иоанн подал прошение о пострижении в монашество, а 1 октября того же года было совершено самое пострижение в трапезной церкви Сергиевой лавры, при чем ново постриженному дано было имя Саввы в честь преподобного Саввы Вишерского, в тот день празднуемого. Пострижение совершал ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын) , впоследствии архиепископ Тверской († 1877), произнесший при этом приличествующую речь к новопостриженному 8 , а восприемником при пострижены был инспектор академии Иеромонах Сергий, ныне высокопреосвященнейший митрополит Московский и Коломенский. Митрополит Филарет прислал новопостриженному от себя в дар параманд и рясу. Новому иеромонаху Савве, как уже опытному в священнослужении и человеку аккуратному, поручено было заведовать церковными службами по академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

– так и Господь допускает Своим рабам терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». По смерти игуменьи, св. Евфросиния заняла ее место и в этом сане усилила свои подвиги. Предсказала разорение Суздаля Батыем. В 1238 г. татары сожгли все храмы и монастыри в Суздале, но, по молитвам св. Евфросинии, Ризположенский монастырь Господь чудесно сохранил. В 1250 г. она скончалась. В 1698 г. мощи ее были обретены нетленными и положены в соборном храм обители, где и почивают доселе. Преставление преподобного Сергие Радонежсного. Читать о нем под 5 июля. Преподобномуч. Пафнутий вел жизнь подвижническую в Египте, в IV веке. Когда Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то правитель Адриан схватил его в числе прочих и подверг жестоким мучениям. Святой переносил все мучения с необыкновенным мужеством, так что многие из мучителей приняли христианство и сами умерли мучениками. Он скончался распятый на дереве, и с ним убито около 546 христиан. 26-е число Преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Читать о нем 8 мая. Преподобный Ефрем Перекомский с детских лет чувствовал призвание к монашеству, и лишь достиг возраста, тайно от родителей ушел в Кашишский монастырь. Чрез три года он перешел отсюда в обитель св. Саввы Вишерского (память 1 окт.) и на 25 году принял пострижение. После смерти св. Саввы, когда поставили было его настоятелем обители, преподобный удалился на берег озера Ильменя, при устье реки Веренды. К нему стали собираться братия, и таким образом основался монастырь, где он сделался настоятелем. Так как место, где была устроена обитель, было болотистое, то пр. Ефрем для осушения проводил каналы, почему самая обитель получила название Перекопской. Св. Ефрем трудился в обители более всех: и носил воду, и рубил дрова, и пек хлебы и просфоры, и молол рожь. Скончался он 80-летним старцем в 1492 г. Впоследствии монастырь его был перенесен на другое место по причине наводнений. Сюда перенесены были и его мощи. 27-е число Мученик Каллистрат происходил из Карфагена и был воином в царствование Диоклетиана. Отец его служил воином при Пилате, был свидетелем чудес при крестных страданиях Иисуса Христа и уверовал в Него. Узнав, что Каллистрат исповедует веру Христову, начальник подверг его мучениям. Каллистрат переносил все мучения терпеливо, так что многие из его дружины, т. е. сотоварищи, уверовали во Христа. Их также начинали мучить, но мучения не вредили им. Тогда отсечены были головы Каллистрату и воинам. Это было в Константинополе в 304 г. Из дружины Каллистрата известен один Гимнасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010