Митр. Даниил поставляет Савву (Слепушкина) во епископа Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 13 об.) Д. приходилось активно заниматься гос. делами. Процесс формирования централизованного государства сопровождался осложнением отношений между удельными князьями и великокняжеским домом, в разрешении данных конфликтов существенную роль играл митрополит. В 1520 г. был арестован последний рязанский кн. Иван Иванович, который во время крымско-татар. набега 1521 г. бежал в Великое княжество Литовское. В 1626 г. в архиве Посольского приказа хранилась «свяска, а в ней рознь всякая… про князя Ивана Ивановича Резанского, как он отъехал в Литву, и грамота ево к Московскому митрополиту Данилу о печалованье, что был за него он государю печальник» (Опись архива Посольского приказа. С. 313; Гос. архив России. Ч. 1. С. 156). О реакции Д. на послание рязанского князя (по-видимому, его земляка) ничего не известно. В 1522 г. Д. послал «опасную грамоту» новгород-северскому кн. Василию Ивановичу Шемячичу, где ручался за его безопасность в случае требуемого Василием III приезда в Москву (СГГД. Ч. 1. 149. С. 414-415). Однако 11 мая 1523 г. прибывший в Москву Шемячич был арестован с женой и дочерью. Ходатайствовавший за удельного князя игум. Троице-Сергиева мон-ря Порфирий был вынужден в сент. 1524 г. оставить мон-рь. Осенью 1525 г. митрополит благословил Василия III развестись с бесплодной вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская), к-рая попала в опалу, была обвинена в колдовстве (АИ. Т. 1. 130) и в нояб. 1525 г. приняла постриг в московском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре (впосл. была переведена в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь ). В янв. 1526 г. (21, 26 или 28) Д. обвенчал Василия III с Еленой Васильевной Глинской , в 1530 г. родившей долгожданного сына и наследника - Иоанна (см. Иоанн IV Васильевич Грозный ). Офиц. т. зр. на развод и 2-й брак Василия III нашла отражение в повести, составленной из 2 частей: «О пострижении великиа княгини Соломониды» и «Совокупление втораго брака» ( Бегунов Ю.

http://pravenc.ru/text/171216.html

Это должно было остановить деятельность фальшивомонетчиков и дать средства для пополнения гос. казны. Правительство стремилось ограничить рост церковного землевладения. Сохранилась грамота, посланная в 1535 г. в Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , в к-рой братии запрещалось покупать или получать в качестве вкладов земли детей боярских; перечень земель, приобретенных обителью за последние 2 года, следовало выслать в Москву. Права и привилегии, к-рыми епископские кафедры и мон-ри обладали при вел. кн. Василии III, подтверждались, но к.-л. новых прав правительство Е. В. церковным корпорациям не давало. В годы регентства Е. В. велось активное городское строительство: в Москве, Вел. Новгороде и др. городах были сооружены новые укрепления, чтобы защитить разросшуюся городскую территорию. Средства на проведение работ взимались наряду с др. группами населения и с «церковного чина», не исключая митр. Даниила и Новгородского архиеп. св. Макария . Известно правительственное распоряжение, посланное в Вел. Новгород весной 1536 г., отписать у мон-рей и церквей «пожни» в городе и его округе, условием возвращения владений была уплата оброка. В годы правления Е. В. во главе Русской Церкви стояли выходцы из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (см. Иосифляне ). На освободившуюся Смоленскую кафедру 20 февр. 1536 г. митр. Даниил поставил Савву (Слепушкина) , старца Иосифова Волоколамского монастыря. Грамоты со щедрыми податными и с широкими судебными привилегиями, предоставленными Волоколамской обители покойным вел. кн. Василием III, были подтверждены в янв. 1534 г. Было освобождено от даней и повинностей с. Турово - заупокойный вклад в мон-рь по вел. кн. Василию III (май 1534). Неск. раз Е. В. ездила с детьми на богомолье в Троице-Сергиев монастырь (известен один ее вклад в эту обитель - покров с изображением креста и схимы с херувимами), в Можайск для молитвы перед чудотворным образом свт. Николая. По инициативе Е. В. ц. Св. Троицы была поставлена в Себеже после удачного отражения нападения литов.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) В качестве Предстоятеля Русской Церкви Д. возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского мон-ря,- во епископа Рязанского (23 марта 1522; еп. Иона сменил на кафедре Сергия, оставившего епархию 3 марта 1522, по предположению Зимина, из-за близости к нестяжателям); Акакия, архим. Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, постриженика Волоколамского мон-ря,- во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова), ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Д. (2 апр. 1525); Алексия, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апр. 1525). Наиболее известным иерархом, к-рого поставил Д., был Новгородский архиеп. св. Макарий, бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого мон-ря, хиротония была совершена 4 марта 1526 г. (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 г. Ростовским архиепископом стал архим. Спасского мон-ря в Суздале Кирилл III. 20 февр. 1536 г. Д. поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина), постриженика Иосифо-Волоцкого мон-ря. Исследователи отмечали, что большинство поставленных Д. архиереев принадлежали к его идейным сторонникам (иосифлянам). Среди ближайших сподвижников Д. следует назвать также Крутицкого еп. Досифея (Забеллу), чудовского архим. Иону (Собину), симоновского архим. Герасима (Замыцкого). При Д. совершились канонизации прп. Макария Калязинского - 9 окт. 1523 г. (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и прп. Пафнутия Боровского - в 1531 г. Отношения между государством и Церковью Митр. Даниил поставляет Савву (Слепушкина) во епископа Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 13 об.)

http://pravenc.ru/text/171216.html

Исследователь XIX в. В. Жмакин пишет, что первосвятитель «в свое семнадцатилетнее первосвятительство сумел сообщить всей русской церковной иерархии один общий дух и характер, в весьма многих своих чертах соответствующий направлению Иосифа Волоцкого » 288 . Рукоположив вскоре после своего возведения на митрополичью кафедру Волоколамского постриженика старца Акакия на Тверскую кафедру 289 , он затем посвятил в архиереи племянника преподобного Иосифа из семьи Топорковых: «Тое же весны, апреля 2, поставлен бысть на Коломну епископ Васьян Топорков; а на Вологду Алексей игумен Кирилова монастыря, апреля 9» 290 . На следующий год «лета 7031 марта 23 Данил поставил Иону епископа на Рязань из Новагорода Великого из Юрьева монастыря» 291 . Наиболее известным иерархом, которого поставил митрополит Даниил, был Новгородский архиепископ Макарий. «Тое же зимы, марта 4, пресвященный Данило митрополит постави Макарья архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новуграду и Пскову; а от Спаса из Суздаля архиманьдрита Кирила поставил архиепископом Ростову» 292 . Перед кончиной святитель Макарий писал в своей духовной грамоте об архиерейской хиротонии «рукоположением господина преосвяшеннаго Данила, митрополита всеа Руси, и всего освященного Собора, архиепископов и епископов Руския митрополии» 293 . 20 февраля 1536 г. митрополит Даниил поставил в Смоленск епископа Савву (Слепушкина), который был пострижеником Иосифо-Волоцкого монастыря 294 . В своей деятельности митрополит Даниил скреплял печатью духовные грамоты завещателей 295 . Об этом читаем в документе: «И господин Данил митрополит всея Руси выслушал сию духовную грамоту да к ней руку свою приложил, да и печать свою велел к ней приложить» 296 . Митрополит Даниил утверждал духовные грамоты других завещателей 297 . При митрополите Данииле дважды соборне был осужден преподобный Максим Грек , прибывший в Москву в 1518 г. В 1525 г. «бысть у великого князя Собор с митрополитом и с архиепископы и с епископы на Максима на Грека да на архимандрита на Спасского с Нового на Савву на Грека. И обыскал князь велики с отцем своим митрополитом з Данилом и с всем Собором их вину, и послаша Максима в Осифов монастырь в заточение, а Савву на Возмище» 298 . 24 мая 1525 г. митрополит Даниил послал грамоту Волоколамскому игумену Нифонту (1522–1543), в которой говорится о причинах осуждения преподобного Максима . Это были догматические неточности, а также осуждение им самостоятельности поставления Московских митрополитов. В митрополичьей грамоте даны указания о режиме содержания преподобного Максима в Волоколамском монастыре, определен круг духовной литературы, которая может ему быть доступна, и указаны меры для ограждения его от внешнего мира 299 . Б.И. Дунаев, проанализировавший дипломатические документы того времени, отмечал также элемент политики в осуждении Святогорца 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Даниил выработал в себе такт узнавать характер, дух и направление таких людей, которые, строго говоря, не принадлежали к Волоколамской общине, и вовсе не видали стен сей знаменитой обители. Его способность узнавать людей особенно обнаружилась в выборе знаменитого Макария, которого он в 1526 году сделал архиепископом Новгородским 336 . Просвещенный Макарий, в последствии столь известный митрополит, по своим воззрениям и по характеру полученного книжного образования вполне подходил под дух того направления, полным выразителем которого был пр. Иосиф Волоцкий 337 . Объяснение солидарности воззрений архиепископа Макария с воззрениями Волоколамской школы можно видеть отчасти в том, что он некоторое время подвизался в монастыре и под руководством, Пафнутия Боровского, где начал свои монашеские подвиги и пр. Иосиф 338 . Таким образом между Макарием и Иосифом было как бы духовное родство и нравственная связь. С другой стороны на характер воззрения Макария оказали свое соответствующее действие изучение и знакомство с сочинениями Иосифа Волоцкого 339 . Прощание м. Даниила с архиепископом Макарием пред отправлением последнего в Новгород может служить некоторым основанием к предположению, что Даниил уважал и высоко ценил Макария и, прежде чем отпустить его совсем в Новгород, он призвал его к себе «побеседовати к нему о спасении» и милостиво благословил его на высокое служение церкви, к которому он был призван 340 . Митрополит Даниил, насколько возможно, старался выдвигать на высокие иерархические должности людей, вышедших из одной с ним школы даже и тогда, когда его значение при дворе, именно по смерти в. к. Василия Иоанновича, сделалось слабее прежнего. Так, в 1536 году ему удалось назначить на кафедру Смоленского епископа одного из иеромонахов Иосифова монастыря, именно Савву Слепушкина 341 . Не только епископские кафедры м. Даниил старался замещать людьми своего направления. Она старался выдвигать по преимуществу так хорошо известных ему подвижников Волоколамского монастыря и на менее высокие должности. Так не без влияния митрополита, в. князь в 1531 году одного из иноков Волоколамского монастыря, по имени Феодосия, послал в Новгород к архиепископу Макарию с тем, чтобы архиепископ рукоположил его во игумена Хутынского монастыря. Этот самый Феодосий в последствии сделался архиепископом Новгородским 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Купчие и меновые грамоты в определенной степени позволяют проследить эти изменения. В период с 1515 по 1522 год в них упоминаются имена келарей Афанасия и Селивана, а также «чернецов» Гурия и Геласия, которые привлекались к заключению земельных сделок . Впоследствии (с 1517 г.) Геласий неоднократно упоминается как казначей монастыря . По-видимому, келарь Селиван (вместе с Геласием) был, по крайней мере до 1522 года, вторым лицом в обители после игумена. Среди других лиц, время от времени привлекавшихся к заключению сделок, следует отметить монахов Герасима (Ленкова), Иону Голову, Геронтия (Рокитина), Савву (Слепушкина), Касьяна Босого и некоторых других . Как видим, прежние «сподвижники» преподобного Иосифа (Иона Голова и Касьян Босой) стали играть меньшую роль в жизни монастыря. Однако, на наш взгляд, это не дает повода полагать, будто Даниил намеренно боролся с ними как со сторонниками прежнего игумена . Вполне вероятно, что возраст последних и большие объемы работ требовали назначения на ключевые должности молодых талантливых администраторов. Значительные пожалования монастырю делал и великий князь. В феврале 1515 года, еще до избрания Даниила игуменом, Василий III дал обители две жалованные грамоты, в которых освобождал ряд монастырских деревень от основных налогов и предоставлял им значительные судебные привилегии . 18 декабря 1517 года на имя Даниила была выдана очередная княжеская грамота с аналогичными пожалованиями на 17 монастырских сел и деревень в разных уездах . Жалованной грамотой от 10 сентября 1518 года Василий III предоставил монастырю право беспошлинно закупать в г. Русе 150 возов соли и беспошлинно продавать «на Волоце и во Ржеве и в Дегунине» ту ее часть, которая не будет использована на нужды монастыря . Отдельной грамотой оговаривалось, что при перевозке соли на продажу ее можно будет беспошлинно хранить в с. Дегунине . Еще одной великокняжеской грамотой игумену Даниилу было дано право на беспошлинный провоз 200 возов товара, беспошлинную продажу в Москве 200 возов хлеба и беспошлинную покупку на вырученные деньги необходимых для монастыря товаров .

http://pravoslavie.ru/49574.html

Яркой особенностью духовного человека является его недовольство самим собою. Вознесенный на высокое церковное положение против своей воли, он видит себя умаленным, почти наказанным. Святая Гора дала немало епископов, архиепископов, даже патриархов – и ни один из них, включая Савву, не оставлял Афон добровольно. Настаивая, чтобы первым сербским предстоятелем стал Савва, император Феодор и патриарх Мануил проявили большую мудрость и искреннее желание блага Сербской Церкви. Константинопольская Мать- Церковь не всегда бывала по-матерински щедра к церковным провинциям и неохотно отказывалась от своих прав и власти. Тем не менее, царь и патриарх в Никее сделали это охотно и с любовью, словно по вдохновению Духа Святого. Они осознали: для исполинских трудов нужен духовный исполин. Савва действительно искренне отказывался от этого сана. Тяжкой была для него даже мысль о расставании со Святою Горой, где он десятилетиями пестовал свою душу, обогащая ее всеми иноческими добродетелями. Когда он возвратился на Афон, душа его была подернута тенью скорби. На Святой Горе Савву встретили с великою радостью. Хилендар наполнился множеством черноризцев из всех монастырей, келий, пещер: все желали получить благословение святителя, и печалились, что расстаются с ним. Нигде в мире архиерея так не уважают и не почитают, как на Афоне. Прот и все игумены приглашали Савву служить Божественную литургию и рукополагать во священники и диаконы. Всюду святителя приветствовали как старого друга и благодетеля. Многие помнили его еще босоногим юношей, спешившим на подмогу всем и каждому. И все знали его как самого строгого аскета, самого практичного настоятели и самого щедрого собрата. И вот он, один из них, стал архиепископом. Савву соединяла глубокая любовь с каждым из этих людей, труждающихся, подобно ему самому, над стяжанием любви Божией: его голубые очи всегда были готовы к светлым слезам радости об их радости или скорби об их скорби. Сделав все, о чем его просили, святитель удалился в испосницу. Там внезапно нашла на него слабость: он чувствовал себя как Адам, изгнанный из рая. Но Господь не оставил Своего верного раба. Однажды вечером, когда Савва пробудился от тонкого сна, ему явилась Пресвятая Богородица и изрекла: «Вскую ты впал в отчаяние, если ведаешь, что Я предстательствую за тебя пред Царем всех – Сыном и Богом Моим? Восстань же и гряди на дело, на которое Он тебя избрал. Отвергни все сомнения, ибо Он всегда тебе поможет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Той же обители игумен Афанасий однажды впал в человекоугодие, осмелившись ради некоего князя в Великий пост рыбу свежую есть. И волею Божией отнялись у него рука, и нога, и язык. И привели его к гробу преподобного Саввы, и многие слезы из глаз изливал, прося прощения в своем согрешении. Милосердный же Бог ради Своего служителя даровал ему здоровье: заговорил, рука же и нога стали крепки, как и прежде. И прославил Бога и служителя Его преподобного Савву и обещался более так не делать. Об исцелении бесноватого Привели сына боярского, именем Василия, которого мучил бес: он страшно напрягался и на людей бросался, как зверь, или падал на землю и извергал пену. И пробыл несколько дней в обители, и благодатью Божией исцеление получил, и ушел в дом свой, радуясь и славя Бога и служителя Его Савву чудотворца во все дни жизни своей. Богу нашему слава теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь. 178 Преподобный Савва был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Более того, когда после смерти преподобного Сергия его ученик и преемник, преподобный Никон, оставил игуменство, братия единодушно избрала игуменом Троице-Сергиевого монастыря Савву. Позже, по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича, который избрал преподобного Савву своим духовником, он устроил обитель на его землях близ Звенигорода. Житие преподобного было создано значительно позднее его смерти, а умер он в 1406 г. Инок Маркелл – впоследствии Хутынский игумен, по повелению митрополита Макария создал житие преподобного Саввы не позднее 1552 г. Житие было включено в Успенский и Царский списки Великих Четьи-Миней. Поводом к написанию жития было обращение монахов Саввино-Сторожевского монастыря к митрополиту Макарию с просьбой о создании жития преподобного. Инок Маркелл указывал на скудость биографических данных – «мы же о рождении и воспитании его ничего не нашли, только о пребывании его в монашестве, что-то раскопав, вкратце описали». Образцом для написания жития послужило в первую очередь Житие преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В основании скалы, на которую опирается Лавра св. Саввы Освященного, бьет непрерывно ключом источник чистой воды. Эту святыню даровал Христос чудесным образом монастырю по молитве преп. Саввы, чтобы монахи не испытывали нужды ходить за водой многие километры по пустыне. И вправду, ведь этот источник является единственным в пустыне, который непрерывно источает воду и утоляет жажду, как отцов-савваитов, так и паломников.Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали св. Савву вернуться в мир и вступить в брак, юноша для себя открыл другой мир. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель прп. Евфимия Великого. Но прп. Евфимий (память 20 января/2 февраля) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере. Лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и св. Савва подвизался в пещере в течение 5 лет. Прп. Евфимий внимательно следил за жизнью инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Прп. Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. Когда прп. Евфимий отошел ко Господу (473г.), св. Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители прп. Герасима Иорданского. Через несколько лет к прп. Савве стали собираться ученики, желающие получить знания и повторить монашеский подвиг, все, кто хотел иноческой жизни. Так и возникла Великая Лавра. Первым их храмом была церковь, устроенная в пещере. Преподобный Савва отошел ко Господу в 532 году, в возрасте 93 лет. За свою жизнь св. Савва основал около семи обителей. В 1256 году его нетленные мощи были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, а 12 ноября 1965 года были возвращены обратно в основанную им Лавру. Они и по сей день находятся там и от них происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных.

http://pravicon.com/info-3312

Все лучшее стремись отдать другим, За подвиг это вовсе не считая! Его не удовлетворяла пастырская деятельность только во время исповеди. Он старался улучить момент, чтобы утешить людей в любое время: в храме, на улице, на молебне, на панихиде – всюду слышалось его наставление, слово участия и сострадания. Для всех он был доступен, всех приветствовал словом отеческой любви, для всех был любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом. Радовался старец – схиигумен Алексий, когда видел отца Савву окруженным толпой богомольцев и беседующим с ними. – Любите, берегите его, идите к нему! Отец Савва вас не бросит! – говорил старец. Исполненный чрезвычайного благоговения, страха Божия и иноческого смирения, иеромонах Савва совершенно посвятил себя Богу, восходя от силы в силу духовного совершенства. Он удостоился даров Святого Духа. Еще на заре своей монашеской жизни он достиг возраста «мужа совершенна». Зная об этом, старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему опыт своего высокого подвига. – Я уже стар, – сказал он однажды своему духовному сыну. – После меня ты будешь старцем. Перед своей кончиной он возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. Отец Савва страшился своего нового назначения, чувствовал, как тяжел ожидающий его крест. Неумолимая смерть отняла у отца Саввы последнего старца-наставника. Остался батюшка одинок в своем трудном деле. Пришлось ему одному с Божией помощью нести тяжелое бремя старчества – духовного водительства суетных, грешных людей. В памятные дни, и особенно на Пасху, отец Савва спешил к могиле схиигумена Алексия, чтобы отслужить панихиду о упокоении его души, и своих духовных чад просил всегда молиться о усопшем старце и по возможности навещать его могилу. Вскоре последовала кончина и его восприемника, епископа Саратовского Вениамина. Незадолго до своей смерти епископ Вениамин при посещении лавры вызвал к себе отца Савву. Долгой была их беседа. Владыка передавал свой благодатный опыт духовному сыну. Прощаясь с ним, владыка оставил четыре завета:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010