1212. Стромынский – Успенский – Троицкий – Дубенский, мужской, ныне часовня и старое кладбище близ села Стромыни, Московской губ., Богородского у., в 27 вер. к сев. от Богородска, при рч. Дубенке. Основан в XIV ст. преп. Сергием Радонежским по просьбе Вел. кн. Дмитрия Донского, обещавшего построить монастырь в честь Успения Богоматери, если он одержит победу над татарами. С 1381 г. по 1392 г. в монастыре был игуменом преп. Савва, но не Сторожевский, а совершенно другой из Троицкой братии, и он даже погребен здесь на Стромыни. В 1616 г. м-рь пришел в запустение, почему приписан к Троице – Сергиевой лавре, в 1682 г. назначен к содержанию Славяно-греко-латинской Академии, а в 1764 г. упразднен. В Успенском соборе Троицкой лавры, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение преп. Саввы Стромынского, память коего чтится 20 июля. Смирнов, “Нечто о древнем Стромын. м-ре» в “Архиве ист. и практич. свед. относящ. до России», 1860–1861 г., кн. III; “Ист. Росс. Иер.», VI, 333; Ратшин, 286; “Ист. опис. Св. Троице-Серг. лавры», 151; “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 5, III, примеч. 10 и 12; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 84, 208 (преп. Савва); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 238, 50 (назван Троицким); Ключевский, “Жит. свят.», 109, 248; “Акты юридич.», 3 (Правая гр. 1485 – 1505 г. по спорному делу между Ферапонтов. м-рем и крестьян. Южской волости; упомин. игум. Афанасий); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 96 (Духовн. 1472 г. кн. Юрья Васильев.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 191; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 264 (влад. в Шеренском стане Москов. у.), 275 (тоже в Объезжем стане); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 552, 82 (Духовн. 1460 г. старца Андриана Ярлыка; «на Стромыню в м-рь»); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., I, Отд. 1, 45 (Несколько слов об Успен. Дубен. м-ре); 1865 г., IV, смесь, 124 (приписан к Тр.-Серг. лавре по грамот. 1614, 1617, 1625, 1657, 1680 и 1690 год.), 126, 127 (вотчины м-ря); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 184 двор. крест., в 1752 г. 810 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 68 (здесь подвизался Серапион, игумен лавры с 1495 – 1505 г.); 1879 г., II, прилож. к ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 2, 114 (основ. в 1379 г.; игум. Леонтий); “Полн. собр. лет.», VIII, 34 (основ. м-ря в 1379 г.; перв. игум. Леонтий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 257 (прошение иером. Иоасафа о дозволении ему поступить в Троицкий-Данилов м-рь Владим. губ.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», IV, грам. и акты XIV и XV ст., 119, 1 (меновая 1444 г. келаря Тр.-Серг. м-ря Илариона с игумен. этого м-ря Афанасием); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содерж. Академии); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., III, 173 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас.; а на Стромыню даю свое село Олексино).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вопросоответы к Фалассию. 65: PG 90, 760: 65.549-552 (ed. Laga/Steel). См. Max., qu. Thal . 53. 26-28. См. Max., qu. Thal . 64. 238-239. См. Max., qu. Thal . 63. 414-470. См. Ibid., 55. 224-231. См., напр., Max., qu. dub. 75. 5-6. Max., qu . Thal . 28. 83-90. Пер. А.И. Сидорова цит. по: Максим Исповедник 1993 , Кн. II. Ч. 1, с. 84-85. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 532-533. См. Dion. Ar., d . n . 4.33ff. Ср. Коцюба В.И. «Христианский и неоплатонический провиденциализм: понятие о промысле у Иоанна Златоуста, Саллюстия и Прокла», Альфа и Омега, 3(44), 2005, с. 155-160. Dion. Ar., d. n. 4.33 (Suchla 178, 6); Proclus. De Mal. Subst. 1960, l.42. Plot., enn . 3.2.5.26. Dion. Ar., d. n. 4.354; ср. Proclus. De Mal. Subst. 1960, l.42.9. См. Dion. Ar., d. n. 4.33, p. 178.13-17. См. Dion. Ar., d . n . 11.5. рус. пер. под редакцией Г.М. Прохорова по: Дионисий Ареопагит 2002 , c. 537. В переводе мы изменили написание слова «Дух», полагая, что речь идет о Св. Духе, а не о человеческом. См. Dion. Ar., e . h . 3.11 (ed. G. Heil and A.M. Ritter). См. Dion. Ar., c. h. 2.5. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 2, Гл. 29/Пер. с греч. и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сарагды, Н.И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Изд-во Индрик, 2002. С. 230. Феодорит Кирский, блаж . Псалтирь с объяснением каждого стиха. М. Изд-во храма во имя Преображения Господня. 1997. С. 164. Иоанн Тобольский, свт . Илиотропион/Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 52. Василий Великий, свт . Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1. Беседа на 32 Псалом. Издательский отдел МП, М. 1991. С. 272-273. Феофан Затворник, свт . Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам. (Главы 9-16). Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь. М. 2006. С. 251-253. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты Том 2.

http://bogoslov.ru/article/6166589

На второй ярус со стороны монастырской территории был устроен «взвоз» для подъёма оружия и боеприпасов: следы примыкания кирпичных конструкций, в виде пят сводов, хорошо просматривались на фасаде башни и сохранившихся фрагментах стен. В процессе исследования нижних частей прясел стен, южной и восточной, вблизи башни обнаружены остатки двух «вылазных» воротец-калиток с гнёздами для установки опускных решёток-герс. Таким образом, нашлось подтверждение справедливости старого наименования башни - Вылазная. Внутри башня разделялась тремя перекрытиями с настилом по круглым балкам. С яруса на ярус вели деревянные лестницы. Такие конструкции башен были традиционны, их и теперь ещё можно видеть в русских монастырях, окружённых мощными крепостными стенами. Следовательно, первоначальный облик Солевой башни был близок аналогичным башням Кирилло-Белозерского и Спасо-Прилуцкого (под Вологдой), Борисоглебского (под Ростовом), Макарьевского (под Нижним Новгородом), Саввино-Сторожевского (под Звенигородом) и других монастырей, близких по времени строительства и не надстроенных впоследствии шатрами. Предположительно, в 1680-х годах, когда строились вновь и перестраивались многие другие сооружения монастыря, Солевая башня, как и все другие, была надстроена каменным шатром, покрытым красной черепицей. С устройством шатра Солевая башня получила те архитектурные формы, в которых существует до сих пор. Исследователи считают, что, «возможно, уже к концу XVII в. боевая башня была превращена в соляной амбар (отсюда ее название)...». Как и по другим башням, точных данных о ветхостях, требующих починки, по Солевой баше нет ни в описи 1731-1733 годов, ни в описи 1741 года. В ноябре 1858 года архитектором С.Н. Шестаковым, в числе других смет, была составлена смета для покрытия черепицей «вылазной восьмигранной башни в Симоновом монастыре» (имеется в виду восьмигранный шатёр и его основание). В марте 1859 года Шестаков изложил необходимые указания по замене черепицы, заметив при этом, что старая черепица «не может быть употреблена в соединении с новою».

http://sobory.ru/article/?object=03108

Святой Савва долгое время был духовником Троицкой обители. Как гласит его Житие, «инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми». Основанная им обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы на реке Стороже была построена при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына князя Московского Дмитрия Донского. Преподобный Савва предрек князю Юрию победу над войском волжских булгар. Царь Алексей Михайлович Романов избрал Саввино-Сто-рожевский монастырь своей резиденцией. В годы его правления, в 1652 году, на территории обители были обретены мощи преподобного Саввы. По велению царя монастырь стал именоваться Лаврой, к нему было приписано 19 других монастырей. В 1919 году Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт большевиками. На его территории размещались воинская часть, санаторий, музей. В 1995 году началось поэтапное возвращение монастырского комплекса Церкви. В 2007 году в восстановленной обители торжественно отмечали 600-летие со дня преставления преподобного Саввы. В ысоцкий мужской монастырь на берегу реки Нары под Серпуховом был построен по благословению Сергия Радонежского знаменитым князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Серпуховской князь Владимир был двоюродным братом и сподвижником Дмитрия Донского, во время Куликовской битвы он командовал засадным полком, от которого зависел исход сражения. Князь Владимир обратился за помощью в устройстве монастыря к Преподобному Сергию. Сергий откликнулся на его просьбу и пришел в Серпухов. Место, выбранное под новую обитель, называлось Высоким, отсюда произошло и название монастыря — Высоцкий. Здесь был построен главный храм обители, освященный в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем Высоцкого монастыря стал ученик Преподобного Сергия Афанасий Старший. Преподобный Афанасий, как и Сергий, родом был из ростовских земель. Юношей он покинул родительский дом и пешком отправился в Троицкую обитель, где и принял иноческий подвиг. Афанасий имел талант к иконописи и книгописанию. В Высоцком монастыре под его началом возникли самобытные каллиграфическая и иконописная школы. Иконы так называемого высоцкого чина оказали большое влияние на русское религиозное искусство, предположительно и на творчество Андрея Рублева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

“Полн. собр. лет.”, III, 110, 139, 237; VIII, 190; “Ист. Росс. Иер.”, III, 406; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 82, в примеч.; Макарий, “Археолог. опис. церков. древн. Новгр.”, I, 127, 652; “Новгр. Сборн.”, IV, Отд. 6, 7; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 81; “Книга степенная”, II, 124; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 128; “Новгород. писцов. кн.”, I, 98; II, 637; III, 45, 46, 70, 693; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 20 (писцов кн. Воцкой пят. 1582 г.), 115, 122 (писц. кн. Обонеж. пят. 1583 г.). 76. Богоявленский за Торгом или за Ветошным рядом , мужской, 2-го класса, в гор. Москве, в Китай-городе, где ныне Красная площадь, между улицами Никольскою и Ильинскою, в старину за Ветошнымъ рядом. Основан в 1296 г. при Вел. кн. Данииле Александровиче. Здесь в 1312 г. принял иночество на 19 году жизни св. Алексей, в мире Елевферий, сын боярина Федора Баконта, погребенного в этом же монастыре. В 1764 г. положен во 2-м классе; в 1788 г. назначен для пребывания викарных епископов Москов. епархии и тогда же возведен на степень 1-го класса вместо упраздненного Симонова мон.; в 1795 г. при восстановлении Симонова мон. снова обращен во 2-ой класс; в 1799 г. викарные епископы переведены в СаввиноСторожевский мон., и монастырь оставлен по-прежнему во 2 классе. Снегирев, “Богоявл. м-рь в Москве, на Николь. ул.”, М., 1864 г.; Еписк. Никодим, “Опис. Богоявл. Москов. м-ря”, изд. И. Общ. ист. и древ., М. 1877 г.; Е. Н., “Из истории Богоявл. м-ря в Москве”, Моск., 1877 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 402; Ратшин, 222; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 94; Проценко, “М-ри в России”, 12; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 34, 176, 181; VI, 311; “Опис. монаст.”, 1817 г., 15; “Словарь ист. о свят.”, 18; “Москов. губ. вед”. 1847 г., 4–34; 1854 г., 4; “Полн. собр. Закон.”, 1788 г., XXII, 16658; 1795 г., XXIII, 17322; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.”, 1787 г., прибавл., 42, “Книга степенная”, I, 448, 449; “Москов. губ. вед.”, 1841 г., 31 (статист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Балашиха. Церковь Спаса Преображения в Саввино. Саввинская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь Преображения в Саввино построена в 1873 г. в стиле эклектики. Основной объем завершен купольной ротондой. Существующая колокольня построена в 1882-1884 гг., трапезная - в 1885 г. Здание было капитально перестроено в 1905 г. по проекту Н. Потапова на средства фабриканта Полякова, зятя Саввы Морозова. При этом были пристроены два придела. Главный фарфоровый иконостас выполнен на заводе М.С. Кузнецова и установлен в 1902 г. История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными... Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было...» Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения местных прихожан, но исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно, по той же причине сама вотчина нередко меняла владельцев. В 1637 г. по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля на погосте на реке Черной была отдана «на оброк дьяку Василию Пустынникову». Деревня Саввино, расположенная близ Спасского погоста, принадлежала тогда Алексею Угримову, а позднее князю Ивану Кашину. Позднее деревней владел стольник царя Алексея Михайловича Василий Нагово. После его смерти жена, согласно завещанию супруга, продала имение боярину Федору Стрешневу. Было это в 1641 г.

http://sobory.ru/article/?object=01691

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря. В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы. В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области). Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов. Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. - М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007; Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII–XXI век. Автор текста Яшина О.Н., М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003; Кондрашина В.А. Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998; Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978; Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря. Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007; Тютюнникова И.В., Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007; http://www.savvastor.ru/?page_id=75

http://sobory.ru/article/?object=00385

Возрождение местной церкви относится к 1665 г. Событие это даже попало в историю: в деревне Саввино «почелась Божественная служба быть». По челобитью сына нового владельца имения, Ивана Федоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение. В 1681 г. Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю - влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну. Последний владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 г. братом Петром I привело к опале ее фаворита. Князь Василий Голицын был лишен боярства, всего имущества, в том числе Саввино, и сослан с семьей в Каргополь. Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано в пожизненное владение жене Ивана Стрешнева - боярыне Настасье Ивановне. Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 г. его очередным владельцем стал родной сын опального князя Василия - Алексей Голицын. И в дальнейшем оно долго переходило к его потомкам. Построенная Стрешневым вторая деревянная церковь простояла около ста лет. О жизни прихода в те времена нам почти ничего не известно, если не считать сохранившихся в истории имен давно почивших священников: Федора Иванова (1686-1690 гг.), Григория Федорова (1704 г.), Федора Федорова (1709-1715 гг.), Якова Григорьева (1716-1722 гг.), Петра Иванова (1773 г.). В 1777 г. «иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан» была возведена новая, третья по счету, деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан; снаружи обит тесом и окрашен. Богослужения здесь совершались до 1880 г., когда и эта церковь пришла в ветхость. В 1892 г. была разобрана колокольня, а сам храм стоял вплоть до второй четверти XX в., пока не погиб от пожара. Но в середине XIX века ветшающую деревянную церковь было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

http://sobory.ru/article/?object=01691

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1678 г. показано: «в селе Савине церковь Преображения Господня, у церкви двор попа пуст, во дворе дьячок Мишка Сергеев, двор вотчинников с 7 чел. кабальных людей, двор скотный с 2 чел. деловых людей и 8 дворов крестьянских с 56 чел.». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа под 1680 г. у церкви находились: «во дворе поп Федор Исаев, во дворе дьячок Дмитрий Сергеев, церковною землею владеют вотчины Ивана Федоровича Стрешнева села Савина крестьяне». 20 ноября 1681 г., по указу патриарха и по переписным книгам Образца Боровитинова и подьячего Протопопова, на церковь Преображения Господня, которая ныне в вотчине князя Василия Васильевича Голицына, в селе Савине, что преж сего было в вотчине боярина Ивана Федоровича Стрешнева, дани положено к прежнему окладу, в прибавку, с приходских – с 2 дворов вотчинниковых и с 30 дворов крестьянских, 6 алтын 2 деньги, заезда гривна и с прежним окладом имеется дани 26 алтын 2 деньги, заезда гривна». В 1722 г. в селе Спасском, Савино тож, церковь Преображения Господня деревянная. Боярин Иван Федорович Стрешнев в 1681 г. отдал село Савино в приданое за своею дочерью Авдотьею зятю князю Василию Голицыну, у которого оно было отписано на великого государя и в 1690 г., по именному указу, отдано в пожизненное владение жене Ивана Федоровича Стрешнева вдове боярыне Настасье Ивановне. После ее смерти селом владели: Иван Родионович Стрешнев (1704 – 15 гг.), князь Алексей Васильевич Голицын (1722 – 30 гг.), Михаил Васильевич Голицын (1732 – 34 гг.) и Андрей Андреевич Голицын (1810 г.). Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. По поводу названия села Саввино существует легенда, которая гласит так: своё название село Саввино получило по имени инока московского Симонова монастыря Саввы, который обменял вотчину в Переславском уезде на землю у реки Чернавки (Чёрная) для создания небольшой обители. Здесь в XIV веке чернец Савва основал небольшой деревянный храм, после чего монахи Симононова монастыря создали здесь скит, от которого, однако, не сохранилось никаких следов. Не осталось упоминаний о пустыни и в исторических документах. В исторических материалах о церквях и селах России XVI-XVIII веков упоминается о трёх деревянных храмах вблизи села Саввино постройки XVI века, 1670-х и 1780-х годов. Есть предположение, Саввино может быть связано с личностью преподобного Сергия Радонежского, ведь Симонов монастырь в Москве был основан при жизни и по благословению Троицкого игумена его племянником святителем Феодором - будущим архиепископом Ростовским. Закономерно, что один из пяти приделов нынешнего Спасо-Преображенского храма в Саввино освящён во имя Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=01691

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010