В РГБ (собр. Ундольского) находится список 40-х годов XVII в. Лествицы патриарха Филарета (1619–1633). Ее полное название: «Сказание о властех Россиискаго государъства митрополитом и архиепископом, и епископом, архимаритом и игуменом, которые живут у святеишаго Филарета патриарха Московъскаго и всея Росии на соборе и кто под которым стоит на соборе» 503 . Список датируется до 1649 г., так как назван «игумен Кириловъскои». Известно, что Кириллов Белозерский монастырь получил архимандрию в июле 1649 г. 504 . Временем составления Лествицы следует считать 20-е годы XVII в., поскольку упомянут архиепископ Тобольский – архиепи- скопия в Тобольске учреждена с сентября 1620 г. 505 Сопоставление Лествицы патриарха Филарета с соответствующей патриарха Иова показывает их близость – названо одинаковое число монастырей W7), хотя в Филаретовской отсутствует Корнилиев Введенский монастырь под Вологдой, а в Лествице патриарха Иова – Богоявленский в Костроме. Существенные различия касаются персонального состава соборных властей, а стало быть неоднозначной роли иерархического принципа. Лествица патриарха Иова после архимандритов и игуменов приводит поименный список 26 соборных старцев от девяти известных монастырей, среди них Троицкого Сергиева – келарь, казначей p Шесть старцев; Ипатиевского Троицкого – строитель; Чудова – ке- ЛаРь, казначей и два старца; Кириллова Белозерского – строитель, три старца; Пафнутиева Боровского – келарь, казначей; Иосифова Волоколамского – четыре старца; ярославского Спасского – строи, тель; Соловецкого – старец; Болдина Троицкого монастыря – старец 506 . В Лествицах патриархов Филарета и Иоасафа I соборные старцы не упоминаются. К семнадцатому веку относятся опыты систематического учета и краткого описания монастырей как церковными, так и правительственными учреждениями – приказами. Духовные и светские власти придерживались разных принципов их классификации. Действовали и общепринятые признаки характеристики монастырей: деление на мужские и женские, или девичьи; городские и загородные; вотчинные и безвотчинные; большие и мелкие; «приписные» и «пустые» 507 . ружные, т. е. состоявшие на государственном денежном и хлебном обеспечении. Ряд монастырей относились к ставропигиальным: московские Чудов, Симонов, Новоспасский, Саввин Сторожевский, Воскресенский Новоиерусалимский, Спасский в Ярославле, Ипати- евский Троицкий в Костроме, Соловецкий на Белом море и другие. Дворцовыми в разное время числились разные обители, среди них Саввин Сторожевский монастырь в царствование Алексея Михайловича, Воскресенский Новоиерусалимский при царе Федоре Алексеевиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-820-3382.     13 .       Заявитель: ООО «Новое небо». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Подвиг древности. Святые отцы Добротолюбия (Серия " Духовный азбуковник " )/авт.-сост: Д. С. Чунтонов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Подвиг древности. Святые отцы Добротолюбия (Серия " Духовный азбуковник " )/авт.-сост: Д. С. Чунтонов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-820-3383.     14 .       Заявитель: ООО «Новое небо». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Схимонах Иосиф Ватопедский. Улыбка из вечности (Серия " Духовный азбуковник " )/авт.-сост: Д. С. Чунтонов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Схимонах Иосиф Ватопедский. Улыбка из вечности (Серия " Духовный азбуковник " )/авт.-сост: Д. С. Чунтонов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-820-3384.     15 .       Заявитель: Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Житие и чудеса преподобного Саввы Сторожевского звенигородского чудотворца/сост. архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид (Краснопевков)» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Житие и чудеса преподобного Саввы Сторожевского звенигородского чудотворца/сост. архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид (Краснопевков)». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-820-3385.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вы к этому относитесь? Вот вы уже произнесли слово «безвкусные» … АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Как? Раньше можно было спокойно бегать по лесу и видеть лосей и кабанов. А теперь там встречаешь людей, которые идут на лыжах в сопровождении автоматчиков. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Александр, а вы понимаете, почему Рублевка и люди, которые живут на Рублевке, вызывают раздражение у огромного числа россиян? АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Меня лично раздражает концентрация власти и денег на одной отдельно взятой дороге. На самом деле, я бы поспорил насчет «государевых дорог». Ими были практически все дороги. Каждую венчали монастыри, всюду были мощи великих русских подвижников, и на этом фоне наша дорога никогда не выделялась. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин, вы согласны? КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: О, это разговор на много часов! Дело в том, что это действительно была «государева дорога», потому что при царе Алексее Михайловиче Саввино-Сторожевский монастырь был одним их главных центров русской православной жизни. Это было собственное государево богомолье. Редчайший случай: на территории монастыря был построен царский дворец, мужская и женская половины отдельно. Государь Алексей Михайлович даже называл себя наместником или настоятелем монастыря и сам иногда руководил службой. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А что ее отличало? Эти места какие-то необыкновенные? КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Звенигород и это направление всегда были местом, где селилось огромное количество мыслящих людей. Понять этот феномен до сих пор никто не может. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Давайте, определимся, кого мы в данной ситуации называем элитой. Аня, для вас элита – это кто? АННА СУББОТИНА: Для меня элита - это люди, как здесь хорошо сформулировали, обладающие большими возможностями. Это не в первую очередь, просто мне понравилась формулировка. Это великий писатель, великий композитор, великие актеры… Эти люди смогли заработать много денег. Каким образом это произошло, я обсуждать не буду: я свечку над ними не держала. Если человек проявил какие-то способности, он, на мой взгляд, достоин называться элитой.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-rublyovka...

М. А. стремилась не только соблюдать внешнюю обрядность, но и постигнуть суть христианского учения, поэтому много читала и общалась с представителями православного духовенства. Каждый раз, приезжая в Москву, Александр II и М. А. уделяли время беседе с митр. Филаретом (Дроздовым). М. А. часто посещала церкви и монастыри. Так, у фрейлины А. Ф. Тютчевой сохранились записи о поездке в июне 1858 г. на Валаам, а в сент. того же года - в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь ( Тютчева. 2004. С. 414). В июне 1861 г. имп. чета побывала в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Благодаря покровительству М. А. немецкий теолог К. фон Тишендорф смог соединить разрозненные части Синайского кодекса и привезти его в С.-Петербург (изд. в 1862 г., к 1000-летнему юбилею Российского гос-ва). М. А., почитавшая архим. Порфирия (Успенского) , поручила ему высказать свое мнение о Четвероевангелии 1272 г., подаренном ее величеству патриархом Александрийским Иаковом II (Панкостасом). На основе этой рукописи архим. Порфирий подготовил русское изд. «Священное Писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны» (СПб., 1864). М. А. оказывала поддержку и др. деятелям, напр. педагогу К. Д. Ушинскому, чем, по мнению революционера кн. П. А. Кропоткина, спасла его «от участи многих талантливых людей того времени, то есть от ссылки» ( Кропоткин П. А. Записки революционера. СПб., 1907. С. 108). М. А. серьезно относилась к вопросу христианского воспитания своих детей и потому с особой тщательностью подошла к выбору законоучителя для них. Она писала вел. кнг. Ольге Николаевне: «Я очень озабочена приисканием хорошего законоучителя своим детям; я бы хотела, чтобы он посвятил себя совершенно детям, чтобы он был им духовник, наставник, друг, товарищ и, мало того,- руководитель и советник самих воспитателей. Словом, чтобы он не был слишком мягок, не был бы снисходителен, но сердечность мне необходима для детей, прежде всего; чтобы он был тверд, но не фанатик, чтобы он так слился с жизнью детей, что сделался бы необходимым ее элементом, имея в виду лишь пользу церкви и их спасенье, а не мнение света, но я не хочу, чтобы в душу его запала бы хотя малейшая капля протестантизма, и очень тоже я дорожу учебною частью Закона Божьего» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 329 об.). Вскоре такой человек нашелся в лице свящ. Иоанна Васильевича Рождественского, через неск. лет ставшего протоиереем Малой ц. Зимнего дворца.

http://pravenc.ru/text/2562128.html

Видят: храм горит! Пламя как-то крестообразно рвется… А как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет! Крыша у церкви еще со времен, когда там зернодробилка и зернохранилище при советской власти были, покрыта рубероидом, ничего не полыхало. Это такое видение явлено было. Поняли: знак от Бога – нужно храм открывать. Я, когда эту историю впервые услышал, подумал: наверное, старица Феодосия молилась о том, чтобы в тех местах, где она родилась, был открыт храм или монастырь. Так по молитвам матушки ее родственнице, полагаю, и пришла мысль о том, чтобы местных жителей обойти, поднять на восстановление храма. Из Москвы был прислан священник, а со временем здесь монастырь образовался. Сначала хотели подворье мужского монастыря организовать, но потом женскую обитель открыли (хотя в итоге все равно к подворью мужского монастыря вернулись). А тогда сразу же удивительным образом в течение полугода 30 сестер в обитель собрались. До этого мы на клиросе вдвоем с братом Трофимом как могли пели, а тут сестры вдруг подпевать стали да перепевать нас… Схимонахиня Феодосия Помню, как раз на праздник Архангела Михаила я разболелся и не смог утром даже на службу встать. А именно на этот престольный праздник и приехал наш московский настоятель отец Феоктист… – Пусть сестры уже сами поют… – благословил тогда уж он. Братии тогда предложено было взять на восстановление Саввино-Сторожевский монастырь, и мы все свои силы сосредоточили там. А храм в Князеве – удивительное место. До сих пор его забыть не могу. Одна женщина там рассказала, что она шла как-то на уборку храма в субботу перед всенощной и внезапно под окнами услышала невероятно красивое пение. Недоумевает: «Как так батюшка позвал убирать, если служба уже началась?..» Отчетливо слышала много красивых голосов – целый хор. А как подошла к двери храма, смотрит: замок висит… Только к замку, говорит, прикоснулась, пение прекратилось. У преподобного Варсонофия Оптинского об ангельском пении есть такой рассказ: «Это было в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел, и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудесное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.

http://pravoslavie.ru/125722.html

К планам развития курорта под Москвой вернулись после войны, в 1956 году. Предполагалось, что будущий курорт расположится первоначально в основном на высоком берегу Нижнего поречья, а позднее займет и Верхнее поречье. Бывшая усадьба Введенское должна была оказаться в центре. Существовал грандиозный план развития звенигородского курорта, разработанный тогда в институте генерального плана Москвы. Предполагалось, что курорт займет площадь вдоль Москвы-реки протяженностью более 50 км и шириной 15 км. Помимо санаториев согласно этому плану намечалось создание 14 туристских и 7 спортивных баз (летом – велосипедных, зимой – лыжных), пансионатов, павильонов для автотуристов, детских городков, уголков тихого отдыха. Такой курорт мог бы одновременно принять до 200 тысяч отдыхающих. Этим грандиозным планам не суждено было претвориться в жизнь. Их реализация могла бы стать шагом к дальнейшему развитию туристической привлекательности Звенигорода. Ныне в Звенигороде работает одиннадцать санаториев и пансионатов. К услугам гостей открыты кафе, бары, сауны, бассейны и бильярдные залы. Кроме природных красот Звенигород привлекает многочисленных путешественников и своими достопримечательностями. Большинство туристов начинают знакомство с городом с его исторического центра – места, где в XII веке на высоком холме, на левом берегу реки Москвы был заложен кремль. Сейчас эта территория называется Городок. До сих пор здесь сохранились насыпные земляные валы высотой от 2 до 8 метров. В центре древнего кремля был выстроен белокаменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней под названием " собор на Городке " . Его стены украшают фрески, автором которых считают величайшего русского иконописца Андрея Рублева. Три из семи уцелевших икон Звенигородского чина работы Андрея Рублева – " Спас " , " Михаил Архангел " , " Апостол Павел " ныне находятся в Третьяковской галерее. Монастыри Саввино-Сторожевский монастырь (мужской) Храмы Александра Невского Введения во храм Пресвятой Богородицы Вознесения Господня, собор Елисаветы Феодоровны Иоакима и Анны Казанской иконы Божией Матери Николая Чудотворца , домовый храм Рождества Пресвятой Богородицы, собор на территории монастыря Преображения Господня, на территории монастыря Рождества Христова, на Верхнем Посаде Саввы Сторожевского , на территории скита Троицы Живоначальной, надвратный храм на территории монастыря Успения Пресвятой Богородицы (на Городке)

http://drevo-info.ru/articles/18157.html

Особенно благоволил обители царь Алексей Михайлович, давший ей статус лавры и выстроивший новый архитектурный ансамбль, возрождаемый в наши дни. Дом Романовых и впоследствии оказывал монастырю особое покровительство, чтили преподобного Савву великий князь Сергей Александрович и преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1995 году Звенигородская обитель была возвращена Церкви. Во время празднования ее 600-летнего юбилея в 1998 году Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в монастырь святыню — честную главу и часть мощей преподобного Саввы, сохраненные на протяжении полувека семьей художника М.М. Успенского. В этот день, 23 августа, по благословению Святейшего Патриарха было установлено празднование второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского. В преддверии юбилейных дат корреспонденты «Монастырского вестника» встретились с наместником Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандритом Павлом (Кривоноговым). Беседа сосредоточилась на вопросах монашеского делания, духовной преемственности и проблемах, стоящих перед новым поколением наследников преподобного Саввы. — Отец Павел, сколько лет Вы уже являетесь наместником Саввино-Сторожевского монастыря? — Милостью Божией, Святейшим Патриархом и Священным Синодом назначен наместником Саввино-Сторожевского монастыря 30 августа 2019 года. — А до этого сколько Вы прожили как монах, затем благочинный в Троице-Сергиевой лавре? — В 1990 году начал учиться в Московской духовной семинарии , в 1994 поступил в монастырь, в 2001 году поставили благочинным. — В Ваших интервью Вы уже не раз рассказывали о том периоде, вспоминали, как окормлялись у архимандрита Кирилла (Павлова). Как бы Вы определили главное, что Вам дала Лавра, и помогает ли опыт, полученный там, при Вашем сегодняшнем послушании? — Отцы говорили: чтобы стать монахом, нужно увидеть истинного монаха. Лавра позволяла видеть таких подвижников. В плане ревности к монашескому деланию мы не смогли в полной мере последовать им, но общение с ними, конечно, очень повлияло на наш собственный монашеский путь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051261...

Особое покровительство монастырю оказывали великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная ныне к лику святых. В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря. В 1918 г. часть собственности монастыря была реквизирована. В 1919 г. были конфискованы мощи прп. Саввы, монастырь закрыли. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. Часть мощей прп. Саввы была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в московский Данилов монастырь . В 1995 г. Саввино-Сторожевский монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно перевез в нее мощи преподобного Саввы из Данилова монастыря. 22 августа 2007 г. Патриарх Алексий II освятил памятник Звенигородскому чудотворцу у северных ворот обители. В настоящее время при Саввино-Сторожевском монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов. Подворья монастыря храм Успения Божией Матери на Городке (г. Звенигород Московской обл.); храм Живоначальной Троицы (с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл.); храм Тихвинской иконы Божией Матери при Никольской больнице (с. Никольское Одинцовского р-на Московской обл.); храм свт. Николая Мирликийского (с. Саввинская Слобода Одинцовского р-на Московской обл.); храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (с.п. Ямкинское Ногинского р-на Московской обл.); Саввинское архиерейское подворье (г. Москва). Приписные храмы и часовни храм-часовня прп. Серафима Саровского (д. Тимохово Одинцовского р-на Московской обл.); храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Кубинка Одинцовского р-на Московской обл.); храм-часовня Воскресения Христова (г. Звенигород); часовня свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба (д. Бузаево Одинцовского района Московской обл.); часовня блгв. кн. Димитрия Донского (г. Кубинка).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4195414...

1. УЧРЕДИТЕЛИ, ОРГАНИЗАТОРЫ, ЖЮРИ 1.1. Конкурс учрежден в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 1.2. Учредителем конкурса являются Московская Патриархия и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. 1.3. Состав жюри  утверждает Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Состав жюри по номинациям формируют председатели жюри по номинациям. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА 2.1. Восстановление и сохранение исторической памяти о Святителе Алексии, Митрополите Московском и всея Руси Чудотворце. 2.2. Сохранение и развитие традиций служения Родине и Православию на примере жизни Митрополита Алексия. 2.3. Привлечение внимания подрастающего поколения к истории Русской Православной Церкви, ее духовным ценностям и подвижникам. 2.4. Выявление и поддержка художественно и литературно-одаренных детей. 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА 3.1. Конкурс проводится с апреля по июнь 2009 года. 3.2. Заключительные мероприятия конкурса состоятся  в декабре 2009 года. 3.3. В конкурсе могут принимать участие детские и молодежные творческие студии, центры, школы, православные гимназии, средние учебные заведения и отдельные участники (граждане РФ) до 16 лет. 3.4. Конкурс проводится по двум номинациям:      - " Изобразительное искусство " - художественное произведение, выполненное в  технике: карандаш, цветной карандаш, пастель, уголь, сангина, тушь, акварель, акрил, гуашь, темпера, масло. Работы, выполненные в другой технике, рассматриваться не будут. Оригиналы представленных работ должны быть не меньше формата А4(210×297) и не больше формата А3(297×420).      -  " Литературное творчество " - литературное произведение в прозе (рассказ, сочинение, эссе). Работы принимаются  в электронном виде,  межстрочный полуторный промежуток,  объем не более 15 листов. 3.5 Конкурс проводится в три этапа:  первый - творческий (апрель-июнь 2009 г.): создание работ участниками конкурса и размещение их электронных версий на сайте конкурса;  второй - конкурсный (июль-октябрь 2009 г.): отбор электронных версий  работ компетентным жюри и  выявление финалистов конкурса;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=195...

Ил.: Карта с обозначением 22-х святынь Подмосковья//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.18-25. – (рубрика « Святыни Подмосковья »). Представлены: Успенский Колоцкий монастырь , женский. Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Деревня Колоцкое, Можайский район. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911. – С.19; Спасо-Бородинский монастырь, женский. Основан в 1830-х гг. Село Семеновское, Можайский район. Фото Владимира Ештокина. – С.19; Черниговский скит Сергиева Посада , мужской. Основан в 1840-х гг. Город Сергиев-Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1. Фото www.ru . - C.20; Богоявленский Старо-Голутвин монастырь , мужской. Обитель возникла 1370-х-1380-х гг. Город Коломна, улица Голутвинская , д. 11. Фото конца XIX века. – С.20; Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь , женский. Обитель основана во второй половине XV века. Город Ступино, улица Белопесоцкая. Гравюра второй половины XIX в.; Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь , мужской. Возник в 1370-х – 1380-х годах. Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911. – С.21; Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI – XIX века. Город Коломна, Кремль. Фото www.lori.ru . – С.21; Серпуховской Владычный монастырь , женский. Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40. – С.21; Серпуховской Высоцкий монастырь , мужской. Обитель основана в 1370-х годах. Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3. - Фото www.lori.ru . – С.21; Николо-Угрешский монастыр , мужской. Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1. Фото www.lori.ru . – С.22; Саввино-Сторожевский монастырь , мужской. Обитель основана в 1390-х годах. Город Звенигород, Городок, дом 5. Фото www.lori.ru . – С.22; Покровский Хотьков монастырь , женский. Точное время основания неизвестно. Предположительно в начале XIV века. Но обитель может быть и древнее. Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010