Удивившись этому, я прославил Бога, который прославил раба своего и почтил его нетлением прежде общего и всемирного воскресения. Вот что я должен был сказать о его остатках! Что касается его духа, то он получил великий доступ к Богу. Особенность сего доступа я теперь постараюсь показать в немногих словах. Во св. граде есть один серебряных дел мастер, родом из Дамаска, по имени Ромул, первый из диаконов, служащих при св. Гефсимании. Этот Ромул рассказал мне следующее. «Во время кончины блаженного Саввы обокрадена была моя мастерская, и пропало почти 100 литр серебра. Я тотчас пошел во храм св. мученика Феодора, в продолжении 5 дней освещал сей храм и день и ночь пребывал в слезах при решетке алтаря. Около полуночи 5 го дня я заснул и увидел св. мученика Христова Феодора. Он сказал мне: какую нужду имеешь ты во мне? Что ты так печалишься и плачешь? Я ему отвечал, что я лишился и своего и чужого серебра, молился, но не получил никакой пользы. Святой отвечал мне: меня здесь не было. Нам повелено было идти и встретить св. душу аввы Саввы и отвести ее в место упокоения. Теперь ты поди в такое-то место и найдешь там укравших твое серебро! В самом деле, мы нашли серебро точно так, как сказано было в видении». Два брата по плоти, родом из той страны, которая обиловала плодоносными полями, из селения Вурии, имея веру к св. Савве, усердно принимали и угощали всех, приходившйх из его монастырей в их страну по каким-либо делам. Притом они и жили богоугодно. Но по некоторому действию сатаны, во время собирания винограда они оба впали в столь сильную болезнь, что домашние отчаялись в выздоровлении их. Беспокоясь о потере винограда, эти два брата вспомнили о Савве и молились ему о помощи. Святой явился каждому из них особо и сказал: «я молил Бога о вашем здравии, и Бог услышал мою молитву. Во имя Иисуса Христа, истинного Бога, встаньте и идите на свою работу!» Они тотчас укрепились, возвестили домашним об этом чуде и пошли на свою работу. С того времени ежегодно в самый день этого чуда они делают всему своему селению всенародный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

А сомневающийся, по словам апостола Иакова, подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак.1:6 ). Сомневающийся, если и делает что-то, по-видимому, доброе, то — не столько по сознательному и свободному выбору, сколько — под напором внешних сил, или с элементом корысти. Господу же угодна жертва чистая и непорочная. Так что богатому надо почаще размышлять о бренности всего земного, вспоминая слова апостола Иакова: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни ( Иак.5:1–3 ). Сомневающемуся надо почаще спрашивать свою совесть: что же я делаю? Если доброе, то почему я сомневаюсь? А если злое, то почему делаю?.. Однажды преподобному Савве Освященному в пустыне явился диавол в виде льва, который то наскакивал, то пятился от него. Савва спросил: если Бог укрепил тебя на меня, то что пятишься? А если нет, то что понапрасну наскакиваешь?.. И посрамлённый враг исчез. А ропотному и унылому терпеливцу, может быть, иногда полезно воспротивиться обстоятельствам и, «ополчась на них, сломить противоборством» — всё-таки будет труд, победа над своей инертностью и трусостью, и не будет лицемерного обмана других, да и в первую очередь — самого себя. Достоин ли зависти богатый святой праведный Иоанн Кронштадтский Был я в сёлах и видел крестьянское житьё: какая бедность везде! Какие рубища с бесчисленными заплатками! Какие измождённые тела от недостатка питания! Какие скорбные лица! Что пасынки, а не чада Божий? Богачи и смотреть на них не хотят, не хотят их одеть, напитать, утешить! Какова душа богатого! Как она противна Богу человеколюбивому! Не ублажай богатого, не льсти, не завидуй ему, а плачь о нём как о самом жалком человеке. Сравниваю мысленно город (особенно столицы) и деревни и дивлюсь контрасту между ними. В городах — роскошь безумная, миллионы, потраченные на ненужное великолепие, блеск и изящество.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Сомневающийся, если и делает что-то, по-видимому, доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. Господу же угодна жертва чистая и непорочная. Так что богатому надо почаще размышлять о бренности всего земного, вспоминая слова апостола Иакова: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» ( Иак.5:1–3 ). Сомневающемуся надо почаще спрашивать свою совесть: что же я делаю? Если доброе, то почему я сомневаюсь? А если злое, то почему делаю?.. Однажды преподобному Савве, Освященному в пустыне, явился диавол в виде льва, который то наскакивал, то пятился от него. Савва спросил: если Бог укрепил тебя на меня, то что пятишься? а если нет, то что понапрасну наскакиваешь?.. И посрамлённый враг исчез. А ропотному и унылому терпеливцу, может быть, иногда полезно воспротивиться обстоятельствам и, «ополчась на них, сломить противоборством» – всё-таки будет труд, победа над своей инертностью и трусостью, и не будет лицемерного обмана других, да и в первую очередь – самого себя. О искании своего и угодного Иисусу Христу Вторник Лк. 6:37–45 Флп. 2:17–23 Сообщив Филиппийцам о намерении послать к ним Тимофея, апостол Павел так мотивирует это решение: «Ибо я не имею никакого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Однако же, хотя Апостол и говорит «все», но ведь есть же у него и иные сотрудники, о которых он порой с любовью вспоминает и которых приветствует… Очевидно, искать «своего» и искать «того, что угодно Иисусу Христу», – не исключает друг друга. ведь Господь сотворил нас, чтобы мы разделяли с Ним радость вечного блаженного бытия. Так что желать себе блага, искать «своего», – естественно для человека и угодно Творцу. Другое дело, что грех, извратив понятие об истинном благе, расколол сознание человека надвое. И одно почему-то стало называться «моё», а другое «не моё». Господь же и тут не отрицает права искать «своего». Он не ускоряет за то, что не хотим быть судимыми, хотим, чтобы нам всё прощалось, и чтобы нам в изобилии подавалось необходимое для жизни. Господь просто подсказывает, как этого достичь: «Не судите, и не будите судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам; мерою, утрясённую, нагнетённую и переполненную отсыплют вам в лоно ваше: ибо какой мерой мерите, такою же отмерится и вам». То есть, когда нить моей воли начинает искать «моё», Господь заводит её через «не моё», через моего ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Так что богатому надо чаще размышлять о бренности всего земного, вспоминая слова Апостола Иакова: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» ( Иак.5:1–3 ). Сомневающемуся надо чаще спрашивать свою совесть: что же я делаю? Если доброе, то почему сомневаюсь? А если злое, то почему делаю?.. Однажды преподобному Савве Освященному в пустыне явился диавол в виде льва, который то наскакивал, то пятился от него. Савва спросил: если Бог укрепил тебя на меня, то что пятишься? А если нет, то что понапрасну наскакиваешь? А ропотному и унылому терпеливцу, может быть, надо воспротивиться обстоятельствам и «ополчась на них, сломить противоборством». Все-таки будет труд, победа над трусостью, и не будет лицемерного обмана других, да и в первую очередь самого себя. Вторник. О искании своего и угодного Иисусу Христу Лк.6:37–45 Флп.2:17–23 Сообщив Филиппийцам о намерении послать к ним Тимофея, Апостол Павел так мотивирует это решение: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Однако же, хотя Апостол и говорит «все», но ведь есть же у него и иные сотрудники, о которых он с любовью вспоминает, и которых приветствует… Очевидно, искать «своего» и искать «того, что угодно Иисусу Христу» – не исключает друг друга. Господь сотворил нас, чтобы мы разделяли с Ним радость вечного блаженства. Так что желать себе блага, искать «своего» – естественно для человека и угодно Творцу. Другое дело, что грех, извратив понятие о истинном благе, расколол сознание человека надвое. И одно почему-то стало называться «мое», а другое «не мое». Господь же и тут не отрицает права искать «своего». Он не укоряет за то, что не хотим быть судимыми, хотим, чтобы нам все прощалось, и чтобы нам в изобилии давалось нужное для жизни. Он подсказывает, как этого достичь: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам». «Ибо какой мерою мерите, такою же отмерится и вам». Иными словами, когда нить моей воли начинает искать «мое», Господь заводит ее через «не мое», через моего ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Чтобы отвратить несправедливый гнев императора, патриарх Петр, с прочими палестинскими епископами, убедил Савву Освященного отправиться в Константинополь, разъяснить там действительные причины возмущения и просить императора о даровании первой и второй Палестине свободы от податей, вследствие произведенных самарянами убийств и опустошений. 249 О миссии Св. Саввы император Юстиниан был уведомлен заранее патриаршей грамотою. На встречу великому подвижнику были высланы суда, на которых встретили его патриарх Епифаний, папа Евсевий 250 и Ефесский епископ Ипатий; они приняли Св. Савву и ввели его в императорский дворец. Император Юстиниан приблизился к Савве Освященному, поклонился и с радостью облобызал его божественную главу; затем, приняв от него палестинские просьбы, просил его посетить и благословить императрицу Феодору, которая встретила подвижника с не меньшей честью, хотя последний и отказал её просьбе – молиться о даровании ей сына. Савве и отцам позволено было поместиться в императорском дворце. Юститан, узнав из просьб палестинских церквей о тех насилиях, какие совершали над христианами самаряне, обратил на них свой гнев и дал предписание, чтобы синагоги самарян были разрушены, они сами удалены от государственных должностей и лишены различных гражданских прав. Особому преследованию законов должны были подвергнуться начальники и мятежники бунта, а в числе их и вышеупомянутый Арсений. Последний скрылся на время и затем был, со многими другими самарянами, крещен Св. Саввою. 251 Когда представленные императору палестинские просьбы были рассмотрены и удовлетворены, тогда император Юстиниан пожелал ближе узнать личность пустынного отца, которому поручена была столь важная миссия. Он призвал Св. Савву в императорский дворец и сказал ему: «я слышал, отче, что ты основал весьма много монастырей в пустыне. Если хочешь, проси выгод для живущих в сих монастырях, где бы они ни были; мы дадим тебе их; только пусть монахи молятся о нас и о вверенном нам государстве». Великий подвижник ответил: «монахи, молящиеся о вашем благочестии, не имеют нужды в мирских выгодах, ибо их приобретение Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В повествованиях о юношеских его подвигах находится и следующее. Монастырский хлебник в ненастное время, когда не было солнца, разостлавши мокрые одежды свои в теплой печи, чтоб они там просохли, забыл о них. Через день, когда вышли хлебы, некоторые из братий, в числе коих был и чудный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Сделалось беспокойство, и никто не смел войти в печь, так как она была велика и весьма разгорелась. Юный Савва, будучи старцем по несомненной вере, укрепившись оною и вооружившись знамением креста, вскочил в печь и, взявши одежды, вышел из нее невредимым. Бог, сотворивший чудо в Вавилоне и сохранивший невредимыми от огня трех отроков с их одеждами и головными покрывалами, сохранил в печи и одежду невредимой от огня, а чрез нее возвестил всем о божественной благодати, которая имела воссиять в рабе Его, отроке Савве. Отцы, увидевши сие необыкновенное чудо, прославляли Бога и говорили: «каков будет сей юноша, который в молодых летах удостоился такой благодати!» Сие известие я написал точно так, как слышал оное от Григория пресвитера и его двоюродного брата по отцу, – написал с тем намерением, чтобы читающим это показать, какова была в юном Савве вера, каков разум и сколь велики были его преимущества пред другими. Стараясь возрастать от славы в славу и восхождения в сердце своем полагая ( Пс.83:6 ), Савва провел 10 лет в сем монастыре и возымел богоугодное желание посетить святой град и остаться в пустыне, лежащей близ онаго; ибо надлежало сей пустыне быть созданной от него и таким образом исполниться словам, сказанным о ней красноречивым Исаиею ( Ис.58:12 ). Посему, пришедши к архимандриту, просил его, чтобы он отпустил его с молитвою. Когда архимандрит не хотел отпустить его; то открылось ему божественное видение, в котором сказано ему: «отпусти Савву послужить Мне в пустыне!» После сего, архимандрит призвал его к себе и тайно сказал ему: «будучи побуждаем божественным видением, я отпускаю тебя, сын мой, иди в мире, но так, чтобы никто из братий не знал о сем; Господь да будет с тобою!» Таким образом Савва, будучи путеводим Богом, пришел в Иерусалим на 18-м году жизни, в конце царствования благочестивого Маркиана, во время Ювеналиева патриаршества в Иерусалиме. Здесь принял его один Каппадокийский старец в монастыре аввы Пассариона, находившимся тогда под управлением архимандрита Елпидия. Раб Божий Савва, проведши в сем монастыре зиму, не согласился долее оставаться в нем, хотя старец и убеждал его к тому. Равным образом и другие многие приглашали его в различные места монашеских общежительных монастырей, но он ни к одному из иих не присоединился, потому что с детства любил спокойствие и посвятил себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Как скоро Савва произнес сии слова, то зверь стал невидим. И с того времени, Бог покорил Савве всякое ядовитое и плотоядное животное, так что, обращаясь в пустынях с сими животными, он не терпел от них никакого вреда.    13. В тоже время он встретился с четырьмя сарацинами, которые томились жаждою и изнемогали. Сжалившись над ними, Савва приказал им сесть; но не имея у себя ничего, кроме диких кореньев и сердцевины из тростника, высыпал оные пред ними из своей небольшой милоти. Варвары, насытившись сею пищею, расспросили у него, в которой Рувийской пещере живет он. Потом по прошествии нескольких дней, когда у них было довольно съестных припасов, они принесли ему хлебы, сыр и финики. Отец наш Савва, удивясь сей признательности варваров, пришел в сердечное сокрушение, и со слезами говорил: «Горе мне, душа моя! Сколь великое старание употребили сии варвары к тому, чтобы возблагодарить меня за ничтожную услугу! Что же должны делать мы бедные и неблагодарные, мы, которые ежедневно издаемся столь многими благодеяниями и дарами Божьими, и не смотря на сие проводим жизнь свою в беспечности и нерадении, и не стараемся благоугождать подателю даров Богу исполнением заповедей Его и непрестанным приношением Ему плода уст прославляющих имя Его?» (Евр.13:15). Пребывая в сем сокрушении, Савва дни и ночи проводил в молитве Божьей.    14. В сию же Рувийскую пустыню пришел к Савве некоторый достопамятный монах, по имени Анф, и начал жить, вместе с ним. Сей монах несколько времени жил вместе и с преблаженным аввою Феодосием при церкви, так называемой Седалищной. Во время пребывания Саввы и Анфа в сей пустыне напали на них шесть сарацин, которые были варвары и разбойники. Они, сговорившись между собою, послали к блаженным одного своего товарища испытать их, с тем намерением, чтобы, если монахи будут сопротивляться одному, всем придти к ним и обоих взять в плен. Блаженные отцы, видя опасность, ни мало не устрашились, но око души обративши к Богу, усердно молились об избавлении от нападения сих бесчеловечных разбойников!.. Тотчас разверзлась земля, и поглотила того разбойника, который пришел испытать их. Прочие, увидевши сие страшное чудо, объяты были страхом и убежали. С сего времени отец наш Савва получил божественный дар не страшиться нападения разбойников. В тоже время великий отец наш Савва, чрез обращение с блаженным Анфом, в первый раз сделался известен блаженному авве Феодосию, который тогда еще не основал своей священнейшей обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

   6. В повествованиях о его юношеских подвигах находится и сие. Монастырский хлебник в зимнее время, когда не было солнца, разославши мокрые одежды свои в теплой печи, чтоб они там высохли, забыл о них. Чрез день, когда недостало хлебов, некоторые из братьев, в числе которых был и чудный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Сделалось беспокойство, и никто не смел войти в печь, поелику она была велика и уже весьма разгоралась. Юный Савва, будучи старцем по несомненной вере, укрепившись оною и вооружившись знамением креста, вскочил в печь, и взявши одежды, вышел из нее невредим. Бог, сотворивший чудо в Вавилоне и сохранивший невредимыми от огня трех Отроков с их одеждами и головными покрывалами, сохранил в печи и одежду невредимою от огня, а чрез нее возвестил всем о Божественной благодати, которая имела воссиять в рабе Его, отроке Савве. Отцы, увидевши сие необыкновенное чудо, прославляли Бога и говорили: каков будет сей юноша, который в молодых летах удостоился такой благодати! Сие известие я написал точно так, как слышал оное от Григория Пресвитера и его двоюродного брата по отцу; написал с тем намерением, чтобы имеющим читать сие показать, какова была в юном Савве вера, каков разум, и сколь велики были его преимущества пред другими. Савва, стараясь возрастать от славы в славу и восхождения в сердце своем полагал (Пс.83; 6), провел десять лет в семь монастыре, и возымел богоугодное желание посетить святой град, и остаться в пустыне, лежащей близ оного, ибо надлежало сей пустыне быть созданной от него, и таким образом исполниться словам, сказанным о ней красноречивым Исаиею (Ис.58; 12). Почему пришедши к архимандриту, просил его, чтобы он отпустил его с молитвою. Когда архимандрит не хотел отпустить его, то открылось ему божественное видение, в котором сказано ему: «Отпусти Савву послужить Мне в пустыне». После сего архимандрит призвал его к себе, и тайно сказал ему: «По побуждению от божественного видения отпущаю тебя, сын мой; иди в мире, но так, чтобы никто из братий не знал о сем; Господь да будет с тобою». Таким образом, Савва, будучи путеводим Богом, пришел в Иерусалим на осьмнадцатом году жизни, в конце царствования благочестивого Маркиана, во время Ювеналиева патриаршества в Иерусалиме. Здесь принял его некоторый каппадокийский старец в монастыре аввы Пассариона, находившемся тогда под управлением архимандрита Елпидия. Раб божий Савва, проведши в сем монастыре зиму, не согласился долее оставаться в нем, хотя старец и убеждал его к тому. Подобным образом и другие многие приглашали его в различные места монашеских общежительных сословий, но он ни к одному из них не присоединился, потому что с детства любил спокойствие и посвятил себя Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, побудивший Ваше преподобие приказать моему недостоинству описать и послать к Вашему преподобию богоугодную жизнь совершивших на земле путь свой святых отцов наших Евфимия и Саввы. Бог, по неизреченному своему милосердию, источил чрез них мне бедному каплю слова и отверз уста мои для исполнения столь полезного вашего приказания: и я уже написал нечто о честном отце нашем Евфимии, написал весьма немногое и несоответствующее величию его духа. Ибо я не мог найти много сведений о нем; ибо уже 80 лет прошло, как отошел он к Богу. По сей причине и немногие сказания о нем с трудом мог я собрать воедино. Я ходил по разным местам, чтобы найти и собрать сии душеспасительные сказания, и таким образом извлекал оные из глубины долговременного забвения, дабы время не истребило их для нас совершенно. Теперь время побуждает меня привесть в исполнение и остальное из ваших приказаний и написать нечто о славном отце нашем Савве. Сведения о нем я тщательно и с трудом собрал от достоверных святых мужей, которые были его учениками и сподвижниками, и которые доныне подражают его жизни и освещают нам пути к Богу. Сделать сие я обещался еще в описании жизни св. Евфимия. Впрочем, я знаю собственное свое неведение и недостоинство. Но, не смотря на сие, приступая к исполнению предприятия, превышающего мои силы, я делаю сие не по гордости, но потому, что знаю худое последствие непослушания и страшную угрозу, содержащуюся в сих словах: лукавый рабе и ленивый! подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником ( Мф.25:26–27 ). Итак, я умоляю всех вообще, кому случится читать эти мои сочинения, особливо же умоляю твое Преподобие, честнейший и чадолюбивейший отец Георгий, во-первых, молить Владыку Бога, чтобы Он простил меня бедного в моей порочной жизни и во многих грехах моих; потом умоляю верить всему, что мною уже сказано или будет говорено теперь. Для сего я с точностию упоминал о времени, местах, лицах и именах, дабы удобно было проверить истину моего повествования. Будучи уверен, что Бог помогает и содействует мне, я начну повествование о Савве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Для нас, собственно, относительно этих прений важно выяснить вопрос, есть ли вышеупомянутый нами «апокрисиарий Отцов» Леонтий – одна и та же личность с Леонтием Византийским ? Мы монагаем, что это – разные личности, и вот почему. Прения в Константинополе происходили в 533 г. Леонтий же Византийский, тот, который сопровождал св. Савву Освященного при его поездке в Константинополь с просьбой к императору о даровании первой и второй Палестине свободы от податей по причине произведенных в них самарянами убийств и опустошений 177 , присутствовал в Константинополе во дворце на спорах с апосхистами, то есть отступниками от правоверия 178 в 531 г. 179 . В это время Леонтий был обличен и оригенизме и в противлении Халкидонскому собору, за что был исключен Саввой из его свиты 180 . Правда, Леонтий Византийский с этого времени остается в Константинополе, но разве возможно предположить, чтобы через год этот же Леонтий не только заставил забыть о его отвержении великим и уважаемым старцем, каким был св. Савва, о его еретичестве, публично доказанном, и даже сделаться старшиной апокрисиариев? В это время еще не было при дворе всесильного епископа Кесарийского, и ему никто не мог проложить такой дороги к быстрому возвышению. Император Юстиниан, столь милостиво относившийся к Савве Освященному и по внушению последнего «восставший против ересей Несториевой и Оригеновой» 181 , несомненно, слышал доклад Саввы о Леонтии и других его сообщниках, державшихся еретических мнений и распространявших эти мнения среди православных. Иначе на чем бы основывался император в своих последующих репрессиях по искоренению последователей этих ересей! Итак, все говорит о том, что указанная теория Лоофса принята быть не может, если не хочет быть самопротиворечивой и беспочвенной. Может быть, указанный Леонтий-апокрисиарий и есть наш Леонтий Византийский , автор известных нам сочинений с его именем, но только совсем особая личность, не тождественная с тем Леонтием, о котором повествует биограф Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010