Бог прославляющий прославляющих Его, восхотевши открыть благодать, сопутствующую рабу Его Савве, устроил, чтобы при сем случае произошло следующее: когда все отцы пришли ко дворцу и входили в приемную, то служители, находившиеся при дверях сей комнаты, пустивши всех в оную, не пустили сего великого светильника, почитая его за какого-нибудь нищего; потому что Савва, по смирению своему, всегда казался всех ничтожнее и одевался в одежду ветхую со многими заплатами. Император Анастасий, благосклонно принявши отцов, спросил о святом Савве, потому что он был выхвален в письме. Отцы начали осматриваться вокруг себя, и не знали, как он отстал от них. Император тотчас приказал найти его; придворные служители долго суетились, и, наконец, бегая по разным комнатам, нашли его в некоей особой сборной комнате, стоящим в углу и читающим тихо Давидовы псалмы, схватили его и повели к императору. Когда он переступил порог, то император увидел некий ангельский образ, предшествовавший ему; встал, принял его с надлежащею честью, и повелел всем сесть. Он любил монахов, хотя некоторые неблагонамеренные люди и расположили его вооружиться против православной веры. Потом, как начались некоторые разговоры, каждый из прочих игуменов заботился о своем монастыре. Иной из них просил себе полей, окружающих его монастырь; другой желал, чтобы издан был какой-нибудь другой императорский указ. Император, удовлетворивши каждому, спросил св. Савву: «А ты, старче, что ж ничего не просишь? Для чего ты предпринимал столь дальний путь?» Старец в ответ на сие сказал ему: «Я пришел сюда, во-первых, для того, чтобы пасть к стопам вашего благочестия, пока я еще нахожусь в сем теле, и просить вас о Святом Граде Божьем, Иерусалиме, и о святейшем его архиепископе, и испросить у вас мир святым нашим церквам, чтобы священнический чин оставался при оных в покое. Живя в покое, проистекающем от церковного мира, и споспешествующем преуспеянию в добродетелях, мы и днем и ночью будем молиться о вашем благоденствии, будучи довольны вашими благочестивыми законами».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

И так поскольку сей имел обыкновение в четырнадцатый день месяца января удаляться в совершенную пустыню, и там проводить Четыредесятницы, то и Савва, изменивши немного сие обыкновение, выходил из лавры по прошествии того дня, в который совершается память святого Антония совершал память великого Евфимия, которая празднуется в двадцатый день, и после сего уходил в совершенную пустыню. Там до праздника Ваий он удален был от всякого обращения с людьми. И сие делал почти каждый год. Таким образом, вышедши некогда в пустыню и ходя около Мертвого моря на месте называемом Зоора, увидел он на море некоторый дикий и весьма малый остров; и захотел взойти на него и провести на нем дни поста. Когда он шел на него, то по коварству и зависти злых духов упал в некоторую рыхлую яму, при море лежащую. Из нее поднялся некоторый горящий пепел, который обжег Савве лицо, бороду и другие части тела, так что он многие дни лежал без голоса, доколе некоторая божественная сила не пришла к нему, и не исцелила его, и не укрепила против нечистых духов. Впрочем, поскольку борода его сгорела, как мы сказали, и более не росла, то с того времени он остался без бороды. Посему, когда по прошествии известных дней, возвратился он в Лавру, отцы узнали его только по голосу и по образу жизни. Впрочем, он благодарил Бога за потерю бороды, ибо он почитал это делом Промысла Божия, который сделал сие для того, чтобы он смирился и не тщеславился большою бородою. 24. Божественный подвижник Иоанн рассказал мне о Савве и следующее. Савва, намереваясь некогда удалиться в совершенную пустыню, дал Агапиту небольшую милоть, в которой было десять кусков сушеного хлеба; в них веса было около десяти унций. Вышедши из Лавры, они пошли к Иордану. Ходя при береге его к западу и к северной стороне, они пришли к некоторому утесистому месту, на верху которого была пещера, Савва, будучи побуждаем любопытством, или лучше, бывшим ему откровением, с трудом взошел на утес. Вошедши в пещеру, они нашли в ней прозорливого отшельника. Когда они оба сотворили молитву, то отшельник с некоторым удивлением спросил: «Кто тебе, раб Божий Савва, указал на сие место? Вот уже тридцать восемь лет прожил я в сей пещере с Богом, и ни с каким человеком не видался, и теперь ты пришел сюда».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Савве Крыпецкому, Псковскому, глас 8 Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/и, вся красная мира сего презрев,/от чуждых стран пришел еси/во обители Богоспасаемаго града Пскова,/и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/таже простираяся умом еще к вящшему,/вселился еси в пустыню,/в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/и множество инок собрал еси,/и их наставил еси на путь истинный./Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/видев твоя благия труды,/яко пресветла тя светильника,/и по преставлении чудесы обогати, Савво , отче наш./Молися убо присно Ему о стране нашей,/еже дароватися ей на враги победам,/стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,//и всем нам спастися. Перевод: Ты стал прекрасным ростком пустыни, преподобный, ибо с юности и в мире предпочитал чистую жизнь, заботясь же о большем, и дом отеческий оставил ты, и всеми благами этого мира пренебрег, из другой страны ты пришел в обитель Богоспасаемого города Пскова и вверил себя в послушание преподобному Евфросину, потом, устремляясь разумом к лучшему, поселился ты в пустыни, в которой воздвиг почитаемую обитель, и собрал множество монахов, и наставил их на путь истинный. Потому и Христос, Которому ты принес себя в жертву, увидев твои прекрасные труды, как преяркого светильника, и после успения твоего обогатил тебя чудесами, Савва, отче наш. Молись же всегда Ему о стране нашей, о даровании ей победы над врагами, о том, чтобы стаду твоему пребывать защищенным от покушений врагов и всем нам спастись. Савве Освященному, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво , отче наш,//моли Христа Бога, спастися душам нашим. Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Савва, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

А. Забытые русские святогорцы - Каллиник и «филадельф» (страничка истории рус. книгописания на Афоне в конце XIV - начале XV в.)//MOCXOBIA. М., 2001. Т. 1: (К 60-летию Б. Л. Фонкича). С. 431-442; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и священные реликвии христианского Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 70-97. А. и Сербия Свт. Савва Сербский. Роспись ц. Вознесения Господня в Милешеве. Ок. 1228 г. Свт. Савва Сербский. Роспись ц. Вознесения Господня в Милешеве. Ок. 1228 г. История серб. монашества на А. является наиболее ясной и хорошо документированной почти на всем протяжении. Вероятно, монахи серб. происхождения жили в различных мон-рях на Св. Горе задолго до создания здесь национальной обители. Однако наиболее значимым моментом в истории серб. общины на А. было появление здесь в 1191 г. серб. княжича Растка (3-го сына вел. жупана Стефана Немани). В качестве послушника он поселился в Русском Пантелеимоновом мон-ре, где вскоре принял постриг с именем в честь прп. Саввы Освященного, а через нек-рое время перешел в Ватопедский мон-рь (впосл. архиеп. Сербский прп. Савва I ). В 1197 г. к Савве присоединился отец, отрекшийся от престола в пользу 2-го сына - Стефана Первовенчанного и принявший постриг с именем Симеон (прп. Симеон Мироточивый ). На их средства в Ватопеде был воздвигнут ряд построек, возобновлена разрушенная пиратами церковь в местности Просфора, приобретено неск. запустевших метохий, заселенных после этого выходцами из Сербии. За это святые Савва и Симеон были внесены благодарными насельниками Ватопеда в число ктиторов обители. Мон-рь Хиландар. Собор и фиал Мон-рь Хиландар. Собор и фиал Во время паломничеств по А. св. отец и сын обратили внимание на развалины небольшого мон-ря в сев.-вост. части полуострова, между Зографом и Эсфигменом, заброшенного после пиратского разорения. Основанный не позднее 1076 г., этот мон-рь был посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, носил название Хиландар (Χελανδαρου; болг. Хилендар) и в кон. XII в. принадлежал Ватопеду. Прп. Симеон испросил разрешение у своего свата имп. Алексея III Ангела (на дочери к-рого был женат Стефан Первовенчанный) возобновить этот мон-рь как сербский («своему отьчьству утврьдите срьбскыи монастырь звати се»). Просьба была поддержана всем святогорским собором (за исключением Ватопеда) во главе с протом, и во 2-й пол. 1198 г. император издал хрисовул, к-рому предшествовал златопечатный сигиллий, о передаче Хиландара Симеону и Савве с возведением мон-ря в ранг царской обители, об освобождении мон-ря от всякой власти, включая власть прота, и возвращении возрожденной обители всех ранее принадлежавших ей владений и угодий. Учреждение серб. национального мон-ря на Св. Горе явилось важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью автокефалии, предпосылки этого были заложены в правление Стефана Немани, окончательно эта задача была решена его детьми святыми Саввой и Стефаном уже после смерти отца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

иноческий образ. А на его место св. Савва венчал младшего брата его Владислава и избрал ему в супругу дочь Асана, царя болгарского. Сей новый государь также жил с ним в мире и любви, и все их старания и труды получали успех. Св. Савва, видя, что в Сербии законы утвердились, благочестие водворено, и она наслаждается миром, помыслил оставить престол святительский. Объявил свою волю епископам своей страны, посвятил на место себя в архиепископы иеромонаха Арсения, мужа праведного, незлобивого и богобоязненного, и преподав всем мир и благословение отправился снова в святую землю. В Диоклитии он нашел корабль, плывущий в Акру и сел на него. Плавание их сначала было благополучно, но в один день поднялас буря, подул противный ветр, наступил мрак; находящиеся на корабле лишились всякой надежды на спасение, и ожидали смерти. Но св. Савва усердною молитвою утишил бурю, и корабль благополучно приплыл к городу Акре. Святый остановился в городе в монастыре св. Георгия, приписанном к Лавре св. Саввы Освященного, который он в первое пребывание свое выкупил у латинян и возвратил Лавре. Из Акры он отправился в Кесарию, оттуда в Иоппию, и отсюда в другой раз прибыл в город Иерусалим, посетил монастырь св. Иоанна Богослова, который он прежде выкупил у Срацын; и приняв благословение от патриарха Афанасия, отправился в Александрию. Там молился с умилением в церкви Апостола и Евангелиста Марка, в церкви безсребренников Кира и Иоанна и великомученика Мины. Патриарх Александрийский дал св. Савве проводников, хорошо знающих пустыню, чтобы он мог видеть всех там живущих отшельников. Савва посетил отцев, живших в Мареоте и на границе Ливии, вступал с ними в духовные беседы. Был в Фиваиде и других святых местах, предпринял путь на синайскую гору. Поклонился на том месте, где явился Бог Моисею в купине; восходил на самый верх горы, где Господь дал Моисею Закон. В синайском монастыре он пробыл целую четыредесятницу; всякую субботу восходил на верх горы, и в песнях и молитвах совершал там с вечера на день воскресения всенощное стояние, а на утро божественную литургию, и опять сходил в монастырь к братии. По окончании сего странствования снова возвратился в Иерусалим. Отсюда отправился в Антиохию. Там с любовию принят был патриархом и имел с ним поучительную беседу ; отсюда он ходил в монастырь святого Симеона Дивногорца, потом отправился в Армению, ища мощей святых. Прошедши Армению и Турецкие владения, сел на корабль, идущий в Константинополь. Из Константинополя отправился в Болгарию, желая видеться с своим родственником Асаном, царем болгарским, который выслал вельмож на встречу св. Савве, и когда св. Савва прибыл в Тернов, сделал великое торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

43. На память пр. Саввы Освященного «Христиане! Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:18 ). Мы сегодня творим память о преподобном Савве Освященном и видим на нем исполнение слов, нами сказанных выше, слов св. Апостола Петра. Из жизни преподобного Саввы видно: сколько трудов употребил сей святитель для своего спасения, сколько подвигов, сколько злостраданий и слез! Да мир этого и представить не может себе. Денно и нощно на молитве, постоянные коленопреклонения, глад, долулежание, странствование по пустыням, по дебрям, по жгучим пескам: ежедневно в страхе от злых людей и от лютых зверей, – в опасности от воды, от огня, от бурь и непогод, от хлада и жары, день и ночь – горе, беда, нужда, бедность, алчба, жажда – вот какая жизнь подвижников и святых. Такую жизнь провождал и ныне поминаемый преподобный Савва Освященный; такову жизнь проводят и ныне те иноки, которые подвизаются и теперь в его пустынном монастыре, стоящем на высокой и грозной скале, на которой взгроможден монастырь преподобного. Посетители старого Иерусалима бывают и в этом уединенном, тихом и мирном уголке святой земли. Печальна там жизнь, горька там жизнь, по-видимому; но спросите монахов там живущих: «какова ваша тут жизнь»? Они всегда вам скажут с улыбкой: «благодарение Богу»! Присмотритесь ближе к этим труженикам, взгляните на их походку, бледность лица, на блеск очей, на легкость движений, – это пустынные орлы, это те же легкокрылые горлицы, это ангелы Божии, готовые взлететь на небо, так как оттуда лествица ведет прямо к небесам. Все это для миролюбца кажется дико, странно, неудобоисполнимо, многоболезненно, трудно. Но если святые столько предпринимают трудов для спасения: то сколько трудов и подвигов для спасения своего должны предпринимать грешники? Вот почему св. Апостол сказал: «если праведник едва спасется (т.е. с величайшим трудом, при таких великих и тяжких подвигах), то нечестивый и грешный где явится»? Не спрашивает Апостол «как спасется грешник», а «где явится, как явится, с какой совестью явится на суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Сербская Церковь подарит России список иконы Божией Матери «Млекопитательница» 19 сентября 2008 г. 10:35 Специально выполненная копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» будет передана в дар русскому народу, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви . Сербская Церковь решила подарить в знак любви братского сербского народа православному русскому народу копию очень почитаемой сербами чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Список был специально сделан с оригинала, который хранится в Карее, главном городе монашеской республики Афон. 18 декабря 2007 года предназначенный в дар России список был принесен в Белград и выставлен для поклонения верующих в старой церкви Саввы Сербского на Врачаре. Торжественные проводы иконы в Москву начнутся вечером в пятницу 19 сентября. В 17 часов перед ней будет отслужен акафист Пресвятой Богородице. На следующий день, в 7.30, начнется Божественная литургия, которую возглавит викарий Сербского Патриарха епископ Хвостанский Афанасий. От имени Сербской Церкви и сербского народа митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Бачский Ириней передадут икону Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» является единственной православной иконой, которая изображает Пречистую Матерь кормящей Младенца, напоминает Радио и телевидение Сербии. Согласно преданию, во время первого посещения св. Саввой Сербским монастыря своего небесного покровителя прп. Саввы Освященного близ Иерусалима, икона Пресвятой Богородицы несколько раз наклонилась, а игуменский жезл, прислоненный к гробу прп. Саввы, упал. Монахи расценили это как знак исполнения пророчества прп. Саввы Освященного, который предрек, что однажды в монастырь придет монах благородного рода по имени Савва. Поэтому монахи подарили икону и жезл Савве Сербскому, а он перенес святыни на Афон. Считается, что эта икона имеет особую благодать защищать детей и матерей. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/461711.htm...

4 Хотя это утверждение и могло быть только агиографическим шаблоном, можно с уверенностью сказать, что Доментиан пишет правду. Двор Неманей отличался просвещенностью. Сам Неманя был высокообразованным человеком (см. Первую Хиландарскую хартию), как и его брат Мирослав (для него было написано Мирославово евангелие), сын Стефан был писателем (написал биографию Неманей), содействовал развитию грамотности (для него было написано так называемое Вуканово евангелие). 6 Согласно церковному порядку принять монашество может только тот, кому исполнилось 17 лет. Поэтому Доментиан приводит возраст Саввы, хотя далее по тексту хронология отсутствует. 7 Святая Гора – гора Афон находится на восточный полуострове Халкидики, из-за своей неприступности и хорошего климата служила убежищем аскетов с начала IX в. Богородица – защитница Святой Горы, ей посвящено большинство монастырей. 9 Рушский монастырь – русский монастырь св. Пантелеймона, где, начиная с XII века, также жили сербские монахи. 10 Исаак Ангел – византийский царь (1185–1195). Святая Гора находилась на территории Византийского государства, в районе Солуна, поэтому Неманя должен был просить разрешение, чтобы его солдаты вошли на Святую Гору. Год отъезда Саввы на Святую Гору точно не установлен. Стефан Первовенчанный говорит, что это произошло во время строительства Студеници. Год рождения Саввы также не установлен, однако с уверенность можно сказать, что это событие произошло в период с 1170 г. по 1175 г. 12 Савва уговорил игумена начать ночную службу раньше обычного, до полуночи, чтобы уставшие солдаты заснули. 14 Монастырь Ватопед – один из самых больших и второй по значимости монастырь на Святой Горе находится на северо-восточном берегу острова и посвящен Богородице. Монастырь основан в 972–980 гг. Обладал богатой ризницей и обширной библиотекой, здесь Савва познакомился с богатой византийской литературой. 15 Молодой Расто принял монашеское имя по святому Савве Освещенному (439–531), основателю палестинского монашества. Жизнеописание св. Саввы Освященного было с ранних пор известно в славянской литературе. Этот святой будет примером для Саввы Неманича всю его жизнь, он посвящает ему Карейскую келью, а во время паломничества по святым местам в Палестине особое внимание уделяет Лавре св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Тромсё, 2003. 6. C. 27-32). Редакция прп. Нила Сорского издана по рукописи РГБ. Троиц. 684 ( Лённгрен. 2002. С. 359-483). Житие вошло в состав Великих Миней-Четьих митр. Макария (ВМЧ. Дек. 5. Стб. 444-451) в редакции древнерусских списков XIV-XV вв., несколько отличных от редакции прп. Нила. 3. «Похвала Кирилла монаха святых и преподобных отец наших Евфимия Великого и отца нашего Саввы Освященного» (нач.: «Светла и просвещенна нам всечестных наших отец в сея память»; изд: ВМЧ. Дек. 5. Стб. 552-578 с учетом неопубликованного Успенского списка: ВМЧ. Янв. 20//ГИМ. Син. 986-997. Л. 715-725), памятник, сохранившийся только на церковнослав. языке, греч. прототип пока не обнаружен. Вопрос о принадлежности «Похвалы...» К. С. остается нерешенным. Помимо надписания на авторство К. С. указывают многочисленные отсылки к подлинным сочинениям К. С. Нек-рые намеки в «Похвале...» говорят о том, что автор располагал более широкой информацией, по крайней мере о прп. Савве, чем та, к-рую можно почерпнуть из греческого Жития прп. Саввы. Афиногенов предположил, что «Похвала...» была приурочена к забытому впосл. местному празднованию общего дня памяти прп. Евфимия Великого и прп. Саввы Освященного. Этот праздник мог появиться не раньше 557 г., когда К. С. закончил те сочинения, к-рые сохранились в греч. оригинале и которые не упоминают о существовании общей памяти подвижников. Тот факт, что о празднике молчат более поздние источники, свидетельствует о раннем исчезновении этой памятной даты. Прекращение совместного празднования могло быть связано с разорением лавры прп. Саввы в 614 г. арабами-бедуинами. Ряд косвенных признаков указывает на правление имп. Маврикия (582-602) как на возможное время написания «Похвалы...»: упоминание о царствующих императорах в двойственном числе (в 590 имп. Маврикий объявил соправителем своего сына Феодосия), намеки на некое родство между преподобными Евфимием и Саввой, с одной стороны, и царствующей династией - с другой (прп. Савва и Маврикий принадлежали к высшей каппадокийской знати). Если К. С. действительно был автором «Похвалы...», следует признать, что это сочинение было написано значительно позднее остальных произведений К. С. (в 90-х гг. VI в., когда К. С. было ок. 70 лет).

http://pravenc.ru/text/1840445.html

5-е Преподобного Саввы Освященного Преп. Савва родился в царствование Феодосия младшего в Каппадокии, в селении Муталаске (ныне Таласи, в восьми верстах от Кесарии); в молодых летах, именно 8 лет, удалился от худого житья у дядей во Флавианову обитель (ныне монастырь Предтечи, в деревне Зиндзидере, в верстах трёх от Таласи, на краю скалы) и жил в ней десять лет; тут он изучал св. Писание и навыкал монашеской жизни. Получив благословение от настоятеля, восемнадцатилетний Савва отправился на Богомолье в Иерусалим. Придя в Палестину и обойдя святые места, он пришёл к преп. Евфимию Великому (20 января) и просил его принять в свой монастырь; а Евоимий отослал его в дальний монастырь к преп. Феоктисту (3 сентября), где Савва и исполнял разные послушания в продолжение десяти лет. По кончине Феоктиста, подвизался один в пустынной пещере, занимаясь рукоделием (плёл кошницы), и только в субботу приходил в лавру на Богомолье. Оттуда вызвал его через пять лет Евфимий. По кончине Евфимия, имея тридцать пять лет от роду, Савва снова начал жить в пустыне, близ Иордана. Вскоре к нему начали приходить монахи и желающие монашества; таких собралось до семидесяти. Он принимал всех с радостью и на пожертвования благочестивых людей выстроил церковь и лавру, известную под его именем. Особенно благотворил ему патриарх Иерусалимский Мартирий (478–486). Несмотря на то, что число братии лаврской возросло, Савва не принимал священства по смирению, и из братии никого не возводил на степень священства, для совершения же Богослужения (раз в неделю) просил священника со стороны. Когда же возник ропот, и некоторые из братий с лукавством просили патриарха Саллюстия, преемника Мартириева, дать им игумена (желая тем устранить Савву), то патриарх, вразумив недовольных, не объявляя о том Савве, против воли рукоположил его в пресвитера и, посетив лавру, представил его всем, как Богодарованного игумена. Посему и называется Савва Освящённым, то есть по нынешнему словоупотреблению иеромонахом; ибо в те времена монахи и игумены вообще в редких случаях священство принимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010