После смерти Радослава святой Савва венчал королевским сербским венцом младшего племянника Владислава, признанного теперь всеми сербами. Владислав благоговейно относился к своему дяде, слушался его наставления и тщился в делах благочестия подражать отцу своему и деду. С благословения святого Саввы, он выстроил себе задушбину, величественный храм Вознесения Господня в Милешеве. Много и с любовью трудился Святой Савва для блага сербской церкви, много он сделал добра и принес пользы как владыка — архиепископ; но душа его все-таки стремилась к святым дальним местам и подвигам в отшельническом уединении. И вот отдаваясь своему внутреннему влечению, он решает сложить с себя бремя архиепископства и снова пуститься в странствие на восток. Мысль свою он сообщает прямо Владиславу, епископам и вельможам. Все горячо упрашивают его не покидать своей паствы, но Святой Савва остается непреклонным он говорит, что должен посетить такие святые места, в которых еще не был, а затем, возвратившись, он будет до конца дней пребывать с ними в безмолвном подвижничестве. Собрав церковный собор, он выбрал достойнейшего из своих учеников иеромонаха Арсения, и рукоположил его в сербские архиепископы на свое место, а сам, наставивши паству, снова пустился в дальнее странствование. И на сей раз он держал свой путь морем из Далмации. На морях тогда везде было много морских разбойников. Распространился слух, что Савва везет с собою великие богатства. Разбойники подстерегали корабль Саввы и готовы были напасть, но, по горячей молитве Саввы, корабельщики его удачно избежали подстерегавших разбойников и приплыли в безопасную пристань Бриндизи в Италии. Разбойники раскаялись и, прибывши в ту же пристань, просили прощения у святого Саввы. Отправившись в дальнейшее путешествие, Святой странник подвергся новой опасности. Поднялась страшная буря. Корабельщики отказались управлять кораблем и ждали только помощи свыше. Все единодушно они обратились к Савве, прося его молитв и заступничества. Савва горячо помолился Господу Богу, воздевая руки к небу против ветра, поддерживаемый корабельщиками. И Господь услышал его молитву: внезапно буря стала утихать, и все воздали благодарение Господу Богу и святому Савве. Когда прибыли в приморский город Палестины Акру, Святой Савва остановился здесь на подворье лавры Саввы Освященного, которое ранее он выкупил у франков. Слава о чуде укрощения молитвою Саввы бури на море от корабельщиков распространилась в народе, и многие стремились видеть чудного старца и получить от него благословение.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

По милости Божией имя преподобного Саввы Освященного мне, недостойному игумену Савве, наречено при постриге в великую схиму. День ангела 5 декабря ст. ст. (18 декабря). День пострига в великую схиму – 3 августа ст. ст. (16 августа). Преподобному и богоносному отцу нашему Савве Освященному Праздник 5 декабря ст. ст. Тропарь, гл. 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш: моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Подобен: Взбранной Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия: темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален. Темже зовем ти: радуйся, Савво пребогате. Молитва О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобие отче Савво, днесь во святем храме твоем благоговейно предстояще пред святой иконой твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя, заступника нашего. Почитающе же твое великое дерзновение пред Господом, смиренно молим тя, преблаженне, приими милостивно от нас хвалебное сие пение, от любве и усердия тебе приносимое, и яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися благоприятым твоим ходатайством у Царя царствующих и Господа господствующих, яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных, да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любви, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да ниспослет вся полезная ко спасению душ наших; православным христианам душевное спасение, на супостаты одоление и на вся благая начинания благословение, премногую милость Свою и благоволение; православным архиереом да ниспослет благодать Свою право правити слово Христовы истины; начальникам и судиям да подаст мудрость и нелицеприятие. Всем же нам да ниспослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей Его, изобилие плодов земных и да избавит всю Российскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

61. Тогда Иерусалимский архиепископ Иоанн убедил святого отца нашего Савву идти с некоторыми другими пустынными игуменами в Кесарию и Скифополь для объявления там императорского указа о силе четырех Соборов. По прибытии их в Кесарию, пришел к ним святой Иоанн Хозевит, который тогда в сем городе управлял церковью. Исполнивши здесь приказание патриарха, они отправились в Скифополь. Здесь все жители города вместе с святейшим митрополитом Феодосием вышли к ним навстречу к церкви святого Апостола Фомы. Вошедши с псалмопением в сию древнюю святую церковь , они совершили в ней богослужение, обнародовали императорский указ и внесли в священное постановление определения четырех Соборов. В Скифополе был некто схоластик Иоанн, сын Експеллевтов, человек честный, имевший просвещенную душу. Пришедши в епископский дом к святому Савве, он долго говорил с ним о некоем самарянине Сильване, который тогда, будучи силен по императорскому к нему благоволению, делал много зла христианам. Когда Иоанн рассказал о его злости и богоборстве, то святой Савва исполнился Святого Духа, и сказал епископу и прочим бывшим при нем: вот наступают дни, говорит Господь, когда исполнится на Сильване пятьдесят первый псалом Давидов, и Сильван сожжен будет посреди города. 62. В сем городе, в местах известных под именем св. Иоанна, есть монастырь, называемый Енфенаниф. В нем жил некоторый отшельник, по имени Иоанн, просвещенный свыше, имевший дар прозорливости, но лишившийся телесного зрения от всенощных бдений, многих слез и весьма глубокой старости. Говорят, что он жил более ста лет; восемьдесят лет он провел в сем монастыре, и в продолжение сего времени пятьдесят лет никуда не выходил из монастыря. К сему божественному мужу пошел святой Савва. Когда он шел посреди города и был при месте, называемом сводом св. Иоанна: то некоторая несчастная женщина, быв многие годы в жестокой болезни, и, наконец, сделавшись столь зловонною, что никто не мог к ней приблизиться, лежа на западной стороне церковной ограды в той же улице, услышавши о святом отце нашем Савве, и увидев, что он идет во множестве народа, громко закричала: «Помилуй меня, раб Христов, Савва, и освободи меня от несчастья». Савва, тронувшись ее воплями и сжалившись над нею, подошел к ней и сказал: «Я не могу ничего тебе дать; но даю то, что имею; даю тебе сию руку мою; положи ее на то место, которым ты больна, и я верю Богу, Которому служу, что ты выздоровеешь». Женщина, взявши руку святого, положила ее на больное место, и тотчас сделалась здоровою. Сие чудо, как сам ты знаешь, честный отец, и доныне еще у вас славится.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

– Заклинаем вас молитвами отца Саввы, уйдите с дороги, не встречайтесь нам! Услышав имя святого Саввы, львы отбежали, как будто их прогнал бичом. Разбойники же, удивившись сему чуду, возвратились к преподобному и рассказали о том, что случилось, раскаялись в своих злых делах, перестали заниматься разбоем и начали жить своими трудами. Когда разнеслась молва о сем происшествии, то многие начали приходить к Савве: ибо он в немногие дни построил себе и келлию. Но как скоро Савва увидел, что мирские люди начали его беспокоить, то, как птица, ищущая уединения и безмолвия, тайно удалился в другое пустынное место; братию же поручил Господу, поставив над нею игумена. Довольно долго пробыв в безмолвии, преподобный возвратился опять в Лавру, надеясь, что недовольные перестали роптать и злобствовать; но оказалось, что они не исправились, а продолжали пребывать в своей злобе, и стало их еще больше, всего человек до шестидесяти. Он оплакивал их, как погибших, и отечески увещевал их: дерзости их он противопоставил долготерпение, ненависти – любовь, и слова свои одушевлял духовною мудростью и искренностью; но потом, видя, что они еще более укрепляются во зле, поступают бесстыдно и не хотят идти путем смирения, оставил Лавру и удалился в страну Никопольскую 8119 ; там он поселился под так называемым Рожковым деревом 8120 . Савва питался плодами того дерева и укрывался под его ветвями. Владелец той местности, узнав о Савве, пришел к нему и построил ему на сем месте келлию, и через несколько дней, благодатью Христовою, собрались к преподобному братия; так образовалась на том месте киновия. Блаженный Савва жил там, а ненавистники его в Лавре распустили слух между братиею, что Савва съеден в пустыне зверями; они отправились к блаженному патриарху Илии и сказали: – Отец наш во время странствований по пустыне около Мёртвого моря растерзан львами; просим твою святыню дать нам игумена. Блаженный же Илия, зная жизнь Саввы с юности, сказал инокам: – Я не верю вам, ибо знаю, что Господь правосуден. Он не презрит стольких добрых дел отца вашего и не попустит ему быть съедену зверями; идите лучше, поищите отца вашего или посидите у себя в келлиях и помолчите, пока Бог не откроет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. занимался исследованиями грузинской гимнографии. В 1913 г. опубликовал сб. «Древнегрузинская духовная поэзия», куда вошел «Сацелицдо Иадгари» (Ежегодник Иадгари) Микаела Модрекили , содержащий сочинения гимнографов Модрекили, Иоанна Минчхи , Иоанна Мтбевари , Стефана Чкондидели (Сананоисдзе), Иоанна (Конкозисдзе) , Езры, Карданаи. К 1920 г. И. подготовил к изданию 2-й т., но не смог его напечатать. Обширная монография «Георгий Мерчуле» (1954, в 2 ч.) стала итогом более чем 20-летних трудов И. в области груз. гимнографии и истории. Первая часть посвящена биографии прп. Георгия Мерчуле (X в.), автора Жития прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), его гимнографическим сочинениям, культурно-политической обстановке эпохи, истории ГПЦ этого периода. И. составил хронологию появления отдельных груз. гос. образований вплоть до X в. (восточногруз. царство Картли, южногруз. Месхети (Земо-Картли), западногруз. Абхазское царство). Во 2-й ч. рассмотрены содержание песнопений и стихотворные формы древнегруз. поэзии; впервые собрано лит. наследие прп. Григория: «Похвала Кларджетской долине» (т. е. Кларджетской пуст. , где находились мн. груз. мон-ри), «Похвала Савве и Сабацминде» (прп. Савве Освященному и основанной им на Св. земле лавре (груз. Сабацминда), где подвизалась также груз. диаспора), «Похвала грузинам и грузинскому языку»; исследовано гимнографическое творчество Мерчуле. Основываясь на том, что в «Сацелицдо Иадгари» к церковным песнопениям есть приписки «Мерчулиулни» и «Мерчулиулни чужие», И. предположил, что во 2-м случае речь идет о песнопениях, написанных в поэтической форме, к-рую разработал Мерчуле ( Ингороква. Георгий Мерчуле. 1954. С. 549-550). В монографии также приведены тексты др. древнегруз. церковных песнопений, рукописи которых И. изучал в Сванети: это ежегодники «Иадгари» (Иельский, Цвирмский), манускрипты из Екатерины вмц. мон-ря на Синае (Sinait. Iber. 60, 977 г.; Sinait. Iber. 59, Sinait. Iber. 65, X в.), из мон-ря Голгофы (Гроба Господня) (НЦРГ. Н 2337, 1049 г.), из Эрушети (нач. XI в.; хранятся в Сванети), из монастыря Опиза (НЦРГ. А 93, 1093 г.). Выделено неск. пластов песнопений.

http://pravenc.ru/text/389545.html

Монастырь Савина впервые упоминается в источниках в 1648 году. В это время из Герцеговины сюда прибыли беженцы из монастыря Тврдош , которые и начали восстанавливать Малую Успенскую Церковь. Ее реконструкция закончилась только в 1831 году. Церковь Святого Саввы находится за пределами монастырских стен чуть выше по склону горы. По преданию храм был построен самим св. Саввой (1169-1236), поэтому его появление можно отнести к XIII веку. Сегодня этот храм используется в качестве приходской церкви. Современное состояние [ править править код ] В 2005 году в этом монастыре был крещен известный режиссер Эмир Кустурица. Сегодня монастырь Савина — действующий мужской монастырь Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Братия монастыря несут послушания в садах и виноградниках: выращивают оливки и производят оливковое масло, занимаются виноделием, а также пчеловодством. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] В иконостасе Большого Успенского храма находится главная святыня монастыря — чудотворная икона Савинской Богородицы. По преданию, она спасла монастырь от разрушения венецианскими католиками в XVIII веке. Когда вражеские корабли подошли к берегу с намерением обстрелять храм, монахи стали усердно молится перед этой иконой, после чего с неба ударила молния в один из венецианских кораблей и полностью сожгла его. В ризнице монастыря Савина хранится несколько ценных христианских святынь и реликвий. Среди них — священные предметы, некогда принадлежавшие монастырю Тврдош и Милешева . В Савину их привезли монахи во главе с епископом Савватием Любибратичем в 1693/4 году, которые после разрушения монастыря Тврдоша поселились здесь и восстановили Савинский монастырь. Со временем в ризнице были собраны и священные предметы, принадлежащие только Савинскому монастырю, поэтому в настоящее время ризница монастыря Савина представляет собой уникальное целое, объединяющее наследие этих трех известных сербских святынь. Главным сокровищем, хранящимся здесь, является хрустальный крест св. Саввы в серебряном окладе. Насколько известно, это единственный крест, принадлежавший св. Савве, который сохранился в Сербской Православной Церкви. Предполагается, что он был перенесен из Милешева в Тврдош , а затем в Савину, хотя не исключается, что святой Савва сам оставил его здесь, когда посещал эти места и освящал фундамент будущего монастырского храма Святого Саввы, который он посвятил своему небесному покровителю, святому Савве Освященному .

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Помимо полного круга богослужебных книг, почти непременной частью к-рого являлись в названное время «каноны новых чудотворцов», канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. (2 списка), в библиотеке К. числилось много четьих паралитургических сборников: Евангелие учительное («Евангелие в десть на бумаге воскресное») и толковое («вседневное толковое»), «Златоуст в десть на бумаге», «два Маргарита в полдесть», сборник житий «новых чудотворцев», сборник Слов свт. Григория Богослова. Торжественник представлен в описи 4 томами - один под самоназванием, а 3 как «книги Райские» (книга «Рай» - особая редакция Торжественника триодного, созданная не позднее рубежа XV и XVI вв.- СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 307-309). Относительно книги «Григорьева беседа в полдесть» неясно, идет ли речь о Беседах папы Григория Великого на Евангелие или же о Римском Патерике. Из набора аскетических сочинений, характерных для русских монастырских б-к XV-XVI вв., в описи К. м. не упомянуты лишь творения прп. Исаака Сирина. Из патериков были представлены помимо возможного Римского Скитский и Киево-Печерский (последний в 2 экз.). Показательно наличие в описи 80-х гг. XVI в. помимо Жития прп. Саввы Крыпецкого («Савино житие строителя Скрыпецкого (!) монастыря») книг о соименных ему святых - прп. Савве Освященном («житие старца Савы») и свт. Савве Сербском. Весьма необычно для довольно скромной монастырской б-ки присутствие кн. «Маноканон большой», т. е. Кормчей. Опись раскрывает содержание книг лишь частично, называя их по 1-й статье (так, «книга Ефрема Сирина житие в десть» скорее всего обозначает Паренесис, а «книга Максима Исповедника в полдесть» - приписывавшееся ему соч. «Кормчий, рекше правитель душевный»). Согласно описи, в б-ке К. м. имелись 1 пергаменная рукопись («Псалтырь… невелика, на харатье») и 4 печатные книги без указания на место издания: 2 Евангелия «в десть» (вероятно, московское анонимное или слободское издание), Апостол «тетр» (скорее всего одно из изданий Ивана Фёдорова , московское или львовское) и «Псалтыря в полдесть старая печати» (судя по формату и указанию на «старую печать», это могло быть пражское издание Франциска Скорины 1517 г.

http://pravenc.ru/text/2462089.html

В некоторых случаях по инициативе сербских иерархов в России предпринимались издания богослужебных текстов, посвященных сербским святым или же святыням, каким-то образом связанным с Сербией. В этой связи, в первую очередь, следует упомянуть деятельность митрополита Сербского Михаила (Йовановича), воспитанника Киевской духовной академии, активного политического деятеля, удаленного с кафедры сербским королем Миланом Обреновичем. Большую часть своей шестилетней эмиграции (1883–1889 гг.), после которой он вернулся на Белградскую кафедру, митрополит Михаил провел в России. Кроме всего прочего, митрополит Михаил был гимнографом и редактором богослужебных текстов. По его инициативе были подготовлены издания двух акафистов – богородичной иконе «Троеручица» и св. Савве Сербскому . Интерес епископа Михаила к иконе «Троеручица» был связан с тем, что по преданию Сербской Церкви эта икона была перенесена из обители Саввы Освященного в Сербию, а оттуда – на Афон в Хиландарский монастырь. Текст акафиста составил плодовитый российский гимнограф А.Ф. Ковалевский. Согласно документам Синодального архива, митрополит Михаил исправил текст акафиста и через митрополита Московского Иоанникия (Руднева) передал его в Московский духовно-цензурный комитет. Отзыв цензора, как и отзыв самого митрополита Иоанникия, были вполне благожелательными, и в марте 1884 г. Синод утвердил этот акафист к церковному употреблению и к печати 14 . Первое издание этого акафиста вышло в 1884 г., второе – в 1887, третье – в 1890, четвертое – в 1895. Далее, уже без указания на номер издания, этот акафист печатался в 1899, 1904, 1909, 1917 годах 15 . Несколько позже митрополит Михаил инициировал подготовку и издание акафиста святителю Савве Сербскому , автором которого также был А.Ф. Ковалевский. Летом 1886 г. текст акафиста был одобрен Московским духовно-цензурным комитетом, а осенью утвержден Синодом 16 . В 1887 г. вышло первое издание этого акафиста, а в 1892 г. – второе 17 . Любопытно, что в печатной версии автором акафиста назван сам митрополит Михаил. О том, что автором текста был Ковалевский, а митрополит Сербский только редактировал этот текст и способствовал его изданию, выясняется лишь из архивного дела. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

И с того времени Бог покорил Савве всякое ядовитое и хищное животное, так что находясь в пустынях с этими животными, он не терпел от них никакого вреда. В то же время он встретился с четырьмя Сарацынами, которые томились жаждой и изнемогали. Сжалившись над ними, Савва приказал им сесть; но, не имея у себя ничего, кроме диких кореньев и сердцевины из тростника, высыпал оные пред ними из своей небольшой милоти. Варвары, насытившись сею пищею, расспросили у него, в которой Рувийской пещере живет он. Потом, по прошествии нескольких дней, когда у них было довольно съестных припа- сов, принесли ему хлебы, сыр и финики. Отец наш Савва, удивившись сей признательности варваров, пришел в сердечное сокрушение и со слезами говорил: «горе мне, душа моя! какое великое старание употребили сии варвары для того, чтобы возблагодарить меня за ничтожную услугу! Что же должны делать мы бедные и неблагодарные, мы, которые ежедневно наслаждаемся столь многочисленными благодеяниями и дарами Божиими и несмотря на это проводим жизнь свою в беспечности и нерадении и не стараемся благоугождать подателю даров Богу исполнением заповедей Его и непрестанным приношением Ему плода устен, исповедающихся имени Его ( Евр.13:15 )»? Пребывая в сем сокрушении, Савва дни и ночи проводил в молитве Божией. В эту же Рувийскую пустыню пришел к Савве один достопамятный монах, по имени Анф, и начал жить вместе с ним. Сей монах несколько времени жил вместе и с преблаженным аввою Феодосием при церкви, так называемой Седалищной. Во время пребывания Саввы и Анфа в сей пустыне напали на них шесть Сарацын, которые были варвары и разбойники. Они, сговорившись между собою, послали к блаженным одного своего товарища испытать их, с тем намерением, что, если монахи будут сопротивляться одному, всем придти к ним и обоих взять в плен. Блаженные отцы, видя опасность, нимало не устрашились, но око души обративши к Богу, усердно молились об избавлении от нападения сих бесчеловечных разбойников. Тотчас разверзлась земля и поглотила того разбойника, который пришел испытать их. Остальные, увидев это страшное чудо, объяты были страхом и убежали. С сего времени отец наш Савва получил божественный дар не страшиться нападения разбойников. В то же время великий отец наш Савва, благодаря сожительству с блаженным Анфом, в первый раз сделался известен блаженному авве Феодосию, который тогда еще не основал своей священнейшей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Благочестивейщий наш император немедленно исполнил все, чего просил отец наш Савва. Равным образом и человеколюбивый Бог привел в исполнение все, что Савва предсказал императору. Во-первых, послано императорское повеление к архиепископу Петру и к палестинским начальникам, предписывающее Антонию епископу Аскалонскому и Захарии епископу Пеллы обозреть сожженные самарянами селения в первой и второй Палестине и для восстановления их взять 13 центенариев золота из государственной суммы, собранной в 9 и 10-й индиктион. Император приказал им также обозреть сожженные молитвенные дома и исчислить, сколько должно быть выдано денег для возобновления каждого священного места, и потом взять оные или из общественного казнохранилища, или из имущества Самарян, чрез знаменитейшего князя Стефана, которому также приказано было охранять упомянутых епископов и подавать им нужную помощь. Потом, соответственно и третьему прошению старца, император приказал построить посреди св. града больницу сперва для 100 человек и назначил 1850 монет на полное годовое содержание ее; но потом приказал построить больницу для 200 человек и прибавил на содержание ее еще столько же полного и постоянного оклада. С заботливостью он исполнил также и четвертое прошение старца и послал в Иерусалим некоего художника Феодора, дабы он выстроил там новую церковь во имя св. Богородицы и приснодевы Марии, и предписал собирателям палестинских податей доставлять для нее золото. Архиепископу Петру он поручил главное распоряжение этим делом, а Вакафскову епископу Вараху приказал смотреть за работами сего строения. Таким образом в течение 12-ти лет, при особливом усердии и множестве работников, выстроена новая церковь всехвальной Богородицы и весьма украшена. Впрочем, не нужно и говорить о величине и о великолепном украшении сего священного храма, так как он находится пред нашими глазами и превосходит все те древние памятники, которым удивляются люди и о которых сведения переданы нам в греческих историях. Таков-то плод четвертого прошения божественного Саввы! Наконец, благочестивейший наш император обратил внимание и на пятое прошение божественного Сасвы и послал к Сумму повеление, в котором приказал для построения крепости дать авве Савве из палестинских податей 1000 монет, также дать воинскую стражу, которая должна быть на казенном содержании и должна охранять его монастыри. Когда богохранимый наш император занимался этими делами с квестором Трибонианом в так называемой Магнавре; то блаженный, отошедши недалеко, тайно читал псалмы Давидовы и совершал божественное служение третьего часа. При этом случае один из его учеников, по имени Иеремия, диакон великой лавры, пришел к Савве и сказал: «честный отче! император так много заботится об исполнении твоих прошений, а ты для чего удалился от него и стоишь в стороне?» Старец сказал ему на это: «они, сын мой, делают свое дело, и мы также должны делать свое».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010