П.В. Долгоруков Бороздины Юрий Лозынич приехал из волынской земли в Тверь, в первой половине четырнадцатого века. Сын его Гавриил Юрьевич находился боярином у тверского великого князя Василия Михайловича 332 . У него были: сын Василий Гаврилович, и внуки: Иван Васильевич Борозда и Микула Васильевич; от сего последнего происходит Шишковы. отцовский ОТ ЮРИЯ ЛОЗЫНИЧА КОЛЕНО IV: Иван Васильевич Борозда КОЛЕНО V: Андрей Иванович Бороздин-ек Фёдор Иванович Бороздин-челей Михайло Иванович Бороздин-ошурок Сергий Иванович Бороздин, во иноках Савва, святый преподобный Вишерский, рождение 1381 † 1 октября 1461 Пётр Иванович Бороздин-трясовица Захарий Иванович Бороздин Никита Иванович Бороздин Яков Иванович Бороздин-слепый КОЛЕНО VI: Иван Андреевич Василий Андреевич Суровец Андреевич Иван Михайлович Григорий Михайлович Захарий Петрович Борис Захарьевич, боярин тверской Семён Захарьевич Григорий Никитич, боярин † 1480 Иван Никитич Жито, боярин † 1506, родоначальник Житовых-Бороздиных КОЛЕНО VII: Григорий Иванович Андрей Иванович Степан Иванович Михайло Васильевич Фёдор Григорьевич Михайло Захарьевич Василий Захарьевич Борис Захарьевич Пётр Борисович, боярин † 1504 Василий Борисович, боярин † 1503 Фёдор Григорьевич, боярин † 1494 Василий Григорьевич Никита Григорьевич Михайло Григорьевич Иван Григорьевич жемчужный Иван Григорьевич кашинец, родоначальник Кашинцовых КОЛЕНО VIII: Иван Григорьевич Колединский, родоначальник Колединских Фёдор Михайлович пусторосль, родоначальник Пусторослевых Иван Фёдорович Фёдор Борисович Карп Борисович Михайло Иванович машутка Иван Иванович дитя Андрей Иванович Василий Иванович чёрный Никита Иванович Василий Петрович, окольничий † 1560; женат на княжне NN Фёдоровне Палецкой NN, за князем Андреем Фёдоровичем Хованским Иван Васильевич Меркурий Васильевич микула Никита Васильевич Тимофей Васильевич Андрей Фёдорович Андрей Васильевич Григорий Васильевич Фёдор Никитич Михайло Никитич Игнатий Никитич КОЛЕНО IX: Григорий Иванович Василий Михайлович медведица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ Прп. Иосиф Волоцкий. Роспись крыльца ц. Богоявления Иосифова Волоцкого мон-ря. Ок. 1904 г. Прп. Иосиф Волоцкий. Роспись крыльца ц. Богоявления Иосифова Волоцкого мон-ря. Ок. 1904 г. Сцены жития прп. Иосифа Волоцкого. Роспись ц. Богоявления в с. Павловская Слобода Московской обл. Мастер О. Аннушкина. 2005–2006 гг. Сцены жития прп. Иосифа Волоцкого. Роспись ц. Богоявления в с. Павловская Слобода Московской обл. Мастер О. Аннушкина. 2005–2006 гг. (Санин Иван; 12.11. 1439 - 9.09.1515), прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Волоцкий, основатель и игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , церковный деятель, богослов, писатель. Агиография В первые годы после преставления И. в Волоколамском мон-ре были составлены краткие биографические заметки о святом (ГИМ. Епарх. 381. Л. 92-94; РГБ. Вол. 515. Л. 421 об.- 422 об.; РГБ. Муз. 1257. Л. 28-29; Плигузов. Летописчик Иосифа Санина. 1984). Вскоре после кончины И. его племянник мон. Досифей (Топорков) написал «Надгробное слово», к-рое, по мнению К. И. Невоструева, стало первым агиографическим сочинением о преподобном. «Надгробное слово» содержит редкие биографические сведения, которые, однако, иногда неточны. В 1546 г. Савва (Чёрный) , еп. Коломенский, по благословению митр. Московского и всея Руси Макария написал Житие И. Как свидетельствует агиограф, он взялся за труд, видя, что никто из сродников и учеников преподобного ничего не написал о нем (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 453). Из предисловия к Житию следует, что еп. Савва, будучи пострижеником Волоколамского мон-ря, лично знал И. и участвовал в его погребении. Он также использовал биографические сведения из др. источников, в числе к-рых - «Надгробное слово» и Иосифо-Волоколамский патерик . По-видимому, еп. Савва написал Житие к церковному Собору 1547 г., на к-ром предполагалась канонизация И. В заключительной части Жития еп. Савва поместил описание 4 посмертных чудес преподобного: о явлении кн.-иноку Арсению (Андрею Голенину); о наказании инока Арсения (Андрея Квашнина Невежи) за хуление порядков в Иосифовом мон-ре; о наказании инока Исихия за нарушение монастырского устава; об исцелении сына боярского Дмитрия Выповского. Митр. Макарий включил в сентябрьский том ВМЧ Духовную грамоту И. (Там же. Стб. 499-615) и Житие, написанное еп. Саввою (Там же. Стб. 453-499).

http://pravenc.ru/text/578410.html

Об особых симпатиях вел. кн. Василия III к И. свидетельствуют частые поездки правителя в Волоколамский монастырь, выбор в 1530 г. волоцкого старца Кассиана Босого восприемником новорожденного наследника Иоанна, а также обстоятельства смерти и похорон вел. князя. Именно митр. Даниил вопреки возражениям бояр настоял на предсмертном пострижении Василия III. Церемонией погребения руководили старцы Волоколамского мон-ря: «Начаша его наряжати старцы осифовскые, а великого князя стряпчих отослаша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 275). В период регентства Елены Васильевны Глинской (дек. 1533 - 3 апр. 1538) митр. Даниил активно поддерживал политику правительства. Митрополит привел к присяге малолетнему Иоанну IV и Елене Глинской братьев Василия III и бояр. По благословению митрополита был предпринят поход на Литву (нояб. 1534), осуществлено строительство Китай-города в Москве. В 1537 г., во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого, митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февр. 1539 г. митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском мон-ре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия , настоятеля Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря , не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева мон-ря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542). Наибольшее влияние И. имели в 1542-1563 гг., когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий, почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня 1542 г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского мон-ря Феодосий. В 40-х гг. XVI в. бывш. насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в 1542 г. Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в 1543 г. Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февр. 1544 г. Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова мон-ря. В кон. 1549 г. архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова мон-ря Трифон (Ступишин) (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 157, 159). 10 марта 1549 г. Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин). В Полоцком походе 1563 г. царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид (ПСРЛ. Т. 13. С. 347).

http://pravenc.ru/text/673717.html

Адриан , с 1784. Исаия 1796 перев. в Небин. Архимандриты Венедикт Постников 1800 перев. в Печерский. Иаков , 1800–5; † ... Арсений , 1806–18. Пётр , 1818–25. Афанасий , 1826–30. Спиридон , 1830–33. Афанасий , 1834–37. Митрофан , 1838–45, перев. в Спасо-Елиазаров. Нифонт , 1846–51. Виталий , с 1854–1865, 10 янв. хирот. в еписк. Томского. 4 Снетогорский Рождества Богородицы, от Пскова в 5 верстах, основан в исх. XIII века; в 1804 г. обращён в архиерейский дом. [VI. 167.] Игумены Иоасаф убит 1299. Иов , 1310–12. Тарасий , 1483. Иона , в мар. 1547. Корнилий бывший 12 сент. 1562. Савва в 1570 перев. в Печерский. Сильвестр 15 июня 1571 перев. туда-же. Геннадий , 1587 и 88. Игнатий , 1598–1605. Елевферий , в июле 1612. Архимандриты Иоасаф , 1613 и 14. Антоний , 1617. Феодосий , 1623–26. Вассиан , 1630–36, дек. Макарий , 1641–43, перев. в Печерский. Арсений , 1643–47. Герасим , 1651. Дионисий , в июле (sic) 1657, в июне 1664, 1667. Афанасий , из Спасомирожского?, в мае, сент. 1672, 1673, 74, 77, 1679 и 80. Иоиль , 1684–90. Герасим , 1691–98. Пётр , 1719–21. Судья Псковского дома; † в июне 1724. Он-ли? Вениамин Сахновский определён 19 июля 1726–30, перев. в Печерский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. в Ипатиевский. Савватий , 1739–47. Сильвестр , 1755–57. Феодосий Голосницкий в 1758 перев. из Колязина, а 11 нояб. 1761 хирот. в епископа Устюжской епархии. Дорофей , 1762–1768, 19 мар. перев. в Новгородский Антониев. Иринарх в 1768 перев. из Спасо-Мирожского, а 1775 – в Александровский Свирский. Варлаам Головин 1775 перев. из Мирожского, а 1785 – в Печерский. Афанасий , с 1785, а 1804 перев. в Спасо-Елиазаров и мнтрь упразднён. 5 Крыпецкий Иоаннобогословский, от Пскова в 20 верстах, основан св. Саввой в исх. XV века. Ныне третьеклассный. [IV, 877.] Игумены Св. Савва Крыпецкий † 27 авг. 1495. Кассиан , ученик его. Серапион 15 апр. 1511, 1520. Феоктист , 1547–54. Иосиф Руслов , 1555–59. Макарий , 1559. Герасим , 1587–90. Иона , чёрный поп, 1595. Герман , строитель, 1596. Феодосий , 1598.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Исидор Никольский 5 июня 1837 перев. из викариев Минских, а 19 апр. 1840 перев. в Могилев. 17 апр. 1840 велено именоваться «епископ Полоцкий и Витебский». 3. Василий Лужинский , бывший униатский епископ Оршинский, приобщён 7 июля 1840; с 5 апр. 1841 архиепископ, а 27 мар. 1866 уволен, с назначением членом св. синода. 4. Савва Тихомиров 16 июня 1866 перев. из викариев Московских; 7 дек. 1874 перев. в Харьков. 5. Викторин Любимов 7 дек. 1874 перев. из викариев Казанских. Униаты Архиеписк. Нафанаил Селецкий , 1595. Григорий Хребтович , 1596–1600. Гедеон Брольницкий , 1601–1618. Иоасаф Кунцевич , 1618–23. Антоний Селява , 1624–42. Гавриил Коленда , 1655–64. Киприан Жоховский , 1674–93. Марциал Белозор , 1697–1707. Сильвестр Пешкевич ,1709–1719. Флориан Гребницкий , 1719–62. Иассон Смогоржевский , 1762–83. Ираклий Лисянский … Монастыри 1 Братский Богоявленский, в Могилеве, основан в 1602 г. 3-го класса. [III, 440.] Возведён во 2-й класс 14 окт. 1828. Ныне 1-го класса. Игумены Севастиан , чёрный поп, в февр. 1656. Гедеон Савицкий , в июле 1686. Иосиф Блажевский , 1775–83. Евфимий , 1783–88. Ефрем , 1792. Иоасаф , 1792–95; архим. до 1815. Архимандриты Венедикт Григорович (вместе и Оршанский), до 1821. Созонт , 1823–26. Арсений Москвин 30 нояб. 1827 перев. в Мценский Петропавловский. Гавриил 30 нояб. 1827 перев. из Мценского Петропавловского; до 1829. Поликарп Радкевич определён 1829–36, перев. в Смоленский Авраамиев. Леонид Зарецкий 1836 перев. из Смоленского Авраамиева, а 10 янв. 1843 хирот. в викария Новгородского. Василий , 1843–1847. Софоний , 1848 и 49. Серафим , 1850–52. Иоасаф , 1853–58. Павел Доброхотов определён 29 янв. 1859 138 ; 26 апр. 1863 перемещён в ректоры Вятской семинарии, а 21 авг. 1866 хирот. в епископа Вологодского. Палладий Ганкевич , с 1863; 22 авг. 1871 хирот. в епископа Выборгского. 2 Братский Богоявленский, в Полоцке, возобновлён в XVII веке. [III, 441.] Ныне (с 1832) второклассный. Игумены Елиссей , 3 мар. 1655. Игнатий Иевлевич , 1656–1659, 10 дек. перев. в Полоцкий Борисоглебский. (С оставлением за ним и сего). Упом. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После молитвы К. «начя пламянь вихром витися вверх, инаго ничего не повреди и тако паки и погасе от собе» (Древнерус. патерики. 1999. С. 216-217). В Житии прп. Иосифа, написанном еп. Саввой (Чёрным), рассказывается и о др. духовных дарах К.: «Не лишен же сий мужь и любве, яко приходящую братию усретатати лобызати: имеаше же сий дар и разсужениа помыслом, яко светилник сиаше в обители» ( Савва Чёрный, еп. Житие прп. Иосифа, игум. Волоцкого//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. С. 31). У К. в волоколамский период было по меньшей мере 2 ученика: помимо Ионы Головы учеником К. являлся известный волоцкий книгописец Фотий, родившийся в Киеве и принявший постриг в Волоколамской обители в 1509 г. (запись о кончине К. с указанием дня и времени содержится в переписанной Фотием и принадлежавшей ему Следованной Псалтири ГИМ. Епарх. 114(177). Л. 587 об.; см.: КЦДР. 1991. С. 203). В нач. XVI в. К. и Иона Голова являлись самыми близкими к прп. Иосифу лицами, выполнявшими важнейшие его поручения (вероятно, вслед. того что др. первые волоцкие насельники, пришедшие с Иосифом из Пафнутиева мон-ря, к тому времени покинули Волоколамскую обитель). Согласно анонимной редакции Жития прп. Иосифа, написанной, возможно, серб. агиографом Львом Аникитой Филологом в 10-20-х гг. XVI в., во время конфликта прп. Иосифа с волоцким удельным кн. Федором Борисовичем в 1507 г. К. вместе с Ионой Головой был направлен к вел. князю Василию III Иоанновичу с просьбой установить великокняжеский патронат над обителью. Просьба была удовлетворена. Удельный дмитровский кн. Юрий Иванович во время конфликта с Василием III в 1510 г. прибыл в Иосифов мон-рь за советом. Прп. Иосиф вместе с кн. Юрием отправился в Москву, но из-за болезни не смог продолжить путь и послал вместе с дмитровским князем К. и Иону Голову. Возможно, выбор был обусловлен происхождением иноков - оба они в миру являлись служилыми людьми великого и удельного князей (в Житии прп. Иосифа сообщается о том, что Иона Голова до пострижения был воспитателем Федора и Ивана - сыновей волоцкого кн.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Симонов мон-рь. Гравюра П. Пикара. Между 1707 и 1715 гг. Симонов мон-рь. Гравюра П. Пикара. Между 1707 и 1715 гг. В 1-й трети XVI в. монастырь не оказался в стороне от полемики иосифлян и нестяжателей . Среди его настоятелей были как родственники и/или ученики прп. Иосифа Волоцкого ( Вассиан II (Санин) , Кассиан, Герасим (Замыцкий) ), так и «нейтральные» архимандриты (Варлаам). В монастыре проживали и представители нестяжателей (мон. Вассиан (Патрикеев) , прп. Максим Грек ). В источниках не сохранились сведения об активном участии монастырских настоятелей в церковной полемике. Возможно, такую позицию настоятелей М. С. м. следует рассматривать как сознательный нейтралитет. Он отвечал интересам вел. князей, желавших заручиться духовной и идеологической поддержкой Церкви (в этом их могли поддержать иосифляне) и в то же время сконцентрировать в своих руках большой земельный фонд, в чем им была близка позиция нестяжателей, критиковавших монастырское землевладение. М. С. м. сохранял связь с Иосифовым Волоколамским монастырем и в сер. XVI в.; нек-рые волоколамские насельники получали должности симоновских архимандритов ( Савва (Чёрный) , Трифон (Ступишин) и Алексий (Ступишин)). Первые двое после настоятельства в М. С. м. стали архиереями. В сер. XVI в. настоятели мон-ря принимали участие в соборных заседаниях (о войне с Польшей, 1566), в торжественных богослужениях (венчание вел. кн. Иоанна IV Васильевича на царство, 1547; поставление св. Гурия на Казанскую кафедру, 1555; венчание на царство Феодора Иоанновича , 1584). Настоятели М. С. м. поддерживали центральную власть, проявлением чего было их участие в делегации к кн. Андрею Ивановичу Старицкому с предложением подчиниться Москве, а также вступление «со всею вотчиною» в опричнину в 1569 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 94, 117; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 94-103; АФЗХ. 1983. С. 225. 176; С. 227. 178). Архим. Иов сопровождал царя Иоанна IV в поездке в Новгород в нач. 70-х гг. XVI в. В свою очередь царь жертвовал в монастырь имущество опальных; в частности, 11 окт. 1569 г. «государевы бояре из опришнины… прислали… ковш серебрян Ивановской Хабарова» (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 22-23; Веселовский. 1969. С. 322 и др.). В нач. 80-х гг. XVI в. государь делал в мон-рь денежные и вещевые вклады по царевичу Иоанну Иоанновичу , а также по опальным с предписанием их поминания (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

11 марта 1554 г. Н. был поставлен епископом Сарским и Подонским (Крутицким). Крутицкий владыка, формально занимая относительно невысокое место в церковной иерархии, по сути являлся викарным архиереем, помогавшим митрополиту в управлении Митрополичьей областью . Это, в частности, закрепляла 68-я ст. Стоглава (см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; см. также: Крутицкая кафедра ). Т. о., свт. Макарий вновь пожелал видеть на Крутицкой кафедре волоколамского постриженика (выходцем из этой обители был и предшественник Н. Савва (Чёрный); см.: Усачёв А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Рус. Церкви XVI в.?//ИЗ. М., 2014. Вып. 15(133). С. 157-158). 3 февр. 1555 г. Н. участвовал в хиротонии первого Казанского архиеп. свт. Гурия (ПСРЛ. Т. 13. С. 250), а 26 мая - в торжественных проводах новопоставленного владыки в Казань (ААЭ. Т. 1. С. 257-259. 241). В окт. того же года вместе с митр. Макарием Крутицкий епископ принял участие в освящении храма прп. Сергия на Троицком подворье в Кремле ( Бычков А. Краткий летописец Св.-Троицкой Сергиевой Лавры//ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. Прил. С. 22). Преемник Н. на Крутицкой кафедре Матфей II был хиротонисан в янв. 1559 г. Н., по всей видимости, ушел на покой и до кончины жил в обители, где принял постриг; там же погребен, как и бывш. еп. Савва. В 1560/61 г. Н., «бывшей владыка крутицкий», сделал вклад книгами в Волоколамский мон-рь (Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР. 1991. [Вып.:]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 39). В Кормовой монастырской книге говорится: «...по епископех и владыках Крутицких, сиречь Сарьских и Подоньских, по Саве да по Нифонте бывшем преже игумене, а дачи владыкы Нифонта образов и книг и денег и всего 110 рублев... А гробы их в новом приделе в угле по ряду» (Das Speisungsbuch von Volokolamsk=Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh/Hrsg., Übers. L. Steindorff. Köln; Weimar; W., 1998. S. 121-122; См. также: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. М., 1906. С. 57. 246). Книжная и литературная деятельность

http://pravenc.ru/text/2577727.html

Особое место в исторической хронике Черного Яра занимает жизнь отрока Бориса, нареченного в схиме Боголепом и прославленном в лике преподобных. Как повествует агиографическое жизнеописание святого, Борис родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. Имя при крещении получил в честь благоверного князя Бориса Владимировича. В 1651 г. Яков Лукич, будучи назначенным воеводой, переезжает в крепость Черный Острог. С младенческих лет душа ребенка тянулась к Богу. Борис рос тихим и смиренным ребенком, старался избегать детских забав и игр со своими сверстниками, во всем слушаться родителей. Он строго соблюдал посты в среду и пятницу, стремился при первой же возможности пойти в храм, чтобы в благодатной атмосфере с горячей детской и внимательной молитвой в сердце с благодарением обратиться к Господу. Состояние здоровья семилетнего мальчика было сильно подорвано из-за образовавшейся язвы, плавно перетекшей впоследствии в язвы на лице. Отрок безропотно нес свой жизненный крест с благодарением и молитвенным воздаянием к Богу. Вскоре он встретил праведного монаха-отшельника и после удивительного богодухновенного знакомства с ним Борис преобразился необычайной радостью и попросил у своего батюшки с матушкой благословения для принятия пострига, уверенно утверждая, что по принятии оного обязательно выздоровеет. Святой угодник успокаивал свою горячо переживающую родительницу и отца, утешая их словами: «Пошлет Вам Господь еще детей, дорогие мои». После напряженных колебаний, сомнений и безуспешных отговорок родители согласились дать добро. Борис был пострижен в схиму с именем Феопрепий, которое в русском переводе звучало как Боголеп. Как и предсказывал отрок, на следующий день проказа отступила, и налицо были видны признаки наискорейшего выздоровления. Но на следующий день после этого славного чуда Борис вновь заболевает лихорадкой «огневицей» и вскоре отходит к Господу 1 августа 1654 г. Похоронили его около Вознесенской церкви. Через некоторое время над могилкой преподобного жители соорудили деревянную часовню. Известны неоднократные свидетельства о явлении преподобного Боголепа Черноярского и его заступнической помощи во время обороны укрепленного поселения от вражеских агарянских полчищ, пытавшихся захватить форпост. В апреле 1731 г. Савва Татарников составил подробное жизнеописание Бориса Боголепа.

http://sobory.ru/article/?object=15407

Преподобный утешал огорчённого, говоря, что Бог может " единым словом написать икону Своей Матери " . Опечаленный человек ушёл, и тотчас после его ухода в келлию преподобного вошёл некий юноша и начал писать икону. Болящий старец принял пришедшего за человека и подумал, что заказчик, обидевшись на него, прислал нового иконописца. Однако быстрота работы и искусность показывали другое. Накладывая золото, растирая на камне краски и живописуя ими, неизвестный написал икону в продолжение трёх часов, потом спросил: " Отче, может быть, чего недостаёт или в чём-либо я погрешил? " " Ты сделал всё прекрасно, - сказал старец, - Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя " . С наступлением вечера иконописец вместе с иконой стал невидим. Наутро, к великой радости заказчика, икона оказалась в храме, на назначенном для неё месте. А когда после богослужения все пришли благодарить болящего и спрашивали его, кем и как была написана икона, преподобный Алипий ответил: " Эту икону написал Ангел, который и сейчас предстоит здесь, намереваясь взять мою душу " . У преподобного Алипия был ученик и спостник - преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России. В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском. В XIII веке историей отмечается как искусный иконописец святитель Пётр, Митрополит Московский. В XIV - XV веках многие великие мастера создали выдающиеся иконы. Хотя имена иконописцев не сохранились, их иконы время не уничтожило. В завещании преподобного Иосифа Волоколамского сказано, что Андрей Рублёв, Савва, Александр и Даниил Чёрный " зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, чко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божесттвенныя и честныя и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся.

http://pravicon.com/text-21

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010