Досифей (Забелла), епископ рукоположен с 23.01.1508 02.02.1544 Савва (Чёрный), епископ рукоположен с 24.02.1544 февраль 1554 Нифонт (Кормилицын), епископ рукоположен с 11.03.1554 1558 (1561) Матфей, епископ рукоположен с января 1559 по 1564 неизвестно Галактион епископ рукоположен с 08.04.1565 30.08.1568 (1569) Герман, епископ управлял с 1568 по 1572 неизвестно Тарасий, епископ управлял с 1572 по 1579 неизвестно Феодорит, епископ упоминается 15.01.1580 неизвестно Симеон, епископ рукоположен 22.09.1582 Варлаам, епископ упоминается с января 1583 по сентябрь 1586 заточён; неизвестно Геласий, епископ рукоположен с ноября 1586 митрополит с мая 1589 26.09.1601 Пафнутий, митрополит рукоположен Павел, митрополит упоминается в 1612, 1613 неизвестно Иона (Архангельский) митрополит рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещён в священно-служении; 29.03.1627 Исайя, митрополит упоминается после 1612 неизвестно Киприан (Старорусенков), митрополит бывший архиепископ Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митрополит Новгородский Павел, митрополит бывший архиеп, Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион, митрополит, свт. рукоположен с 01.01.1637 по 1651 на покое; 02.05.1653 Сильвестр, митрополит рукоположен с 10.07.1653 20.08.1654 Питирим, митрополит рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 05.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митрополит Новгородский и Великолуцкий Павел, митрополит рукоположен с 22.08.1664 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит рукоположен бывший архиепископ Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 06.09.1681 митрополит Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митрополит Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов), митрополит рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митрополит Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов), митрополит бывший митр Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Особое место в исторической хронике Черного Яра занимает жизнь отрока Бориса, нареченного в схиме Боголепом и прославленном в лике преподобных. Как повествует агиографическое жизнеописание святого, Борис родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. Имя при крещении получил в честь благоверного князя Бориса Владимировича. В 1651 г. Яков Лукич, будучи назначенным воеводой, переезжает в крепость Черный Острог. С младенческих лет душа ребенка тянулась к Богу. Борис рос тихим и смиренным ребенком, старался избегать детских забав и игр со своими сверстниками, во всем слушаться родителей. Он строго соблюдал посты в среду и пятницу, стремился при первой же возможности пойти в храм, чтобы в благодатной атмосфере с горячей детской и внимательной молитвой в сердце с благодарением обратиться к Господу. Состояние здоровья семилетнего мальчика было сильно подорвано из-за образовавшейся язвы, плавно перетекшей впоследствии в язвы на лице. Отрок безропотно нес свой жизненный крест с благодарением и молитвенным воздаянием к Богу. Вскоре он встретил праведного монаха-отшельника и после удивительного богодухновенного знакомства с ним Борис преобразился необычайной радостью и попросил у своего батюшки с матушкой благословения для принятия пострига, уверенно утверждая, что по принятии оного обязательно выздоровеет. Святой угодник успокаивал свою горячо переживающую родительницу и отца, утешая их словами: «Пошлет Вам Господь еще детей, дорогие мои». После напряженных колебаний, сомнений и безуспешных отговорок родители согласились дать добро. Борис был пострижен в схиму с именем Феопрепий, которое в русском переводе звучало как Боголеп. Как и предсказывал отрок, на следующий день проказа отступила, и налицо были видны признаки наискорейшего выздоровления. Но на следующий день после этого славного чуда Борис вновь заболевает лихорадкой «огневицей» и вскоре отходит к Господу 1 августа 1654 г. Похоронили его около Вознесенской церкви. Через некоторое время над могилкой преподобного жители соорудили деревянную часовню. Известны неоднократные свидетельства о явлении преподобного Боголепа Черноярского и его заступнической помощи во время обороны укрепленного поселения от вражеских агарянских полчищ, пытавшихся захватить форпост. В апреле 1731 г. Савва Татарников составил подробное жизнеописание Бориса Боголепа.

http://sobory.ru/article/?object=15407

епископ Савва Одно из агиографических сочинений, посвященных прп. Иосифу Волоцкому. В 1546 г. Савва (Чёрный), еп. Коломенский, по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария написал Житие прп. Иосифа. Как свидетельствует агиограф, он взялся за труд, видя, что никто из сродников и учеников преподобного ничего не написал о нем. Из предисловия к Житию следует, что еп. Савва, будучи пострижеником Волоколамского монастыря, лично знал св. Иосифа и участвовал в его погребении. Он также использовал биографические сведения из других источников, в числе которых — «Надгробное слово» и Иосифо-Волоколамский патерик. По-видимому, еп. Савва написал Житие к церковному Собору 1547 г., на котором предполагалась канонизация прп. Иосифа. В заключительной части Жития еп. Савва поместил описание 4 посмертных чудес преподобного: о явлении князю-иноку Арсению (Андрею Голенину); о наказании инока Арсения (Андрея Квашнина Невежи) за хуление порядков в Иосифовом монастыре; о наказании инока Исихия за нарушение монастырского устава; об исцелении сына боярского Дмитрия Выповского.  Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Житие преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким. С предисловием и примечаниями К. Невоструева//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения (Приложения). 1865. Кн. 2. С. I-IV, 1–76. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Что имеешь, то береги, большого проси у Бога, да всегда честно работай – не ленись, нажитое понапрасну и на пустое не трать, о роскоши не думай, и пусть она тебе не снится. Штундист . Да какая там роскошь, если у меня кусочек поля, кусочек огорода, хата – вот и всё! Миссионер. Совсем не всё. Почему не считаешь: здоровые руки, здоровые ноги, здоровый весь, умная, а не идиотская голова... Смотри, какой ты богач, и ты всем этим недоволен? В тебе, братец, самом нет правды, а не в людях или в Боге. Господь говорит: «если имеем пищу и одежду, должны быть всем довольны», а ты, сколько благ насчитал и ещё не доволен! Ведь есть такие, которые не имеют ни поля, ни огорода, ни собственного угла и так не ропщут, как ты. Есть калеки разного рода и вида, а ты кругом такой здоровый, цветущий и жалуешься хуже калеки, хуже нищего. Скажи: ты бы отдал на отсечение за сто рублей свою руку или нет? Штундист . Какое за сто? Я не отдал бы и мизинца за тысячу рублей! Миссионер . Видишь, какой капитал имеется у тебя в одной лишь руке. А сочти что стоят твои ноги, что уши, что глаза. Думаю, на сто тысяч ты не позволил бы выколоть глаза, выбить зубы, отрезать уши, губы? Штундист . Да зачем мне тогда все эти деньги, когда из меня тогда был бы чурбан, а не человек, когда мне тогда была бы жизнь не в жизнь! Миссионер. А видишь... а, между тем, есть такие люди, которые имеют громадные капиталы, а с ними вместе и громадное горе: болезни, калечество, идиотство; а есть и такие, ещё более жалкие, что кругом безприютные, от роду сироты и от роду калеки, о богатстве и понятия не имеют – нагота их богатство, чёрный сухарь – роскошь. И не плачутся же, как ты. А если всё, что ты имеешь, кажется малым и незначительным, то проси же у Бога, и тебе будет дано. Ведь Господь Сам велел просить себе всяких благ и Сам же обещает исполнять наши прошения. Штундист . А разве вы думаете, что я не прошу, не молюсь? я думаю, что я больше, чем вы, молюсь, а не имею того, чего прошу. Миссионер. «Зане зле просишь», или просишь «да в сластех поживешь» ( Иак. 4:3 ), а на этакие прошения Господь не обращает Своего милостивого взора. Или просишь с превозношением, с досадой, без смирения, не тепло, не сокрушённо, не настойчиво, без веры в могущество и милость Божию, не преданно Богу; или не того просишь, что прежде всего нужно иметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Ст. 4 ср. Ин.8:48 ; Мф.12:24 ; Лк.23:21 ; Мф.27:25, 40 . Ст. 5–11 . Иудейский народ, в течение всей своей истории, являлся вероломным относительно Господа, нарушал завет с Ним, увлекаясь срамными культами соседних народов, таким образом, был подобен жене прелюбодейце, изменяющей своему мужу. Во всей этой речи народ иудейский изображается под видом жены, так что глагольные и прич. формы, при которых подлежащим мыслится эта олицетворяющая иудейский народ жена, в евр.-м. т. и у 70 стоят в женском роде, а не в мужском, как это в славянском. под частымъ, закалающе чада сво въ дебрехъ посред 5. разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? 6. В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? Ст. 6. Хотя, согласно завету Господа с народом израильским, он должен был иметь своей частью Господа (ср. Пс.15:5; 118:57 ; Плач.3:24 ), но, вследствие увлечения культами соседних народов, он имел своею частью не Господа, Бога Личного и Живого, а бездушные камни, находимые в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимают довольно причудливую форму, приближавшуюся к форме того или иного идола, почему иудеи относились к ним с суеверным почтением. Подобный культ камней был довольно распространён на востоке, преимущественно среди семитов. У евреев и финикиян священные камни были известны под именем вефилей ( , у Санхониатона: βαιτλια λϑοι μψυχοι, у карфагенян abbadires= (славный камень). У древних арабов идолы (ацвâм) по большей части были грубыми каменьями. Свида под словом Θες ρς говорит, что идолом Ариса в Петре был чёрный четырёхугольный камень. Религиозное почитание таковых камней состояло в возлиянии на них елея и возложении жертв. Геродот (III, 8) повествует о семи камнях, чрез помазание которых арабы призывали Бога Оротала. Чёрный камень Каба, почитаемый магометанами, по преданию, был идолом Сатурна. Начальные сл. ст. по евр.-м. т.: =в р.-с. в гладких камнях ручьёв, в ват. т. и ал. код. оставлены без пер., а посему не им. с. соотв. и в слав. т., но в некоторых греч. рук. они переведены: ν τος μερσιν φραγγος – въ частехъ дебри.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

128 Помещение числительного после слова, к которому оно относится, создаёт впечатление реестра, списка приданого. Раздача имущества это и знак отречения от мира, и знак покаяния и отвержения язычества. Мотив в агиографии, разумеется, топический, однако перечисление женских украшений, которые отдаются нищим, имеет исключительно близкую параллель в ветхозаветном апокрифе «Иосиф и Асенет», где обращённая героиня первым делом выбрасывает драгоценные изваяния, украшения и одежды на улицу для нищих (9, 10–11: «И тотчас сбросила Асенет свою ризу царскую из виссона златотканого, и надела чёрный хитон плача, и распустила пояс свой золотой, и препоясалась верёвкой, и сняла с головы высокий убор свой, и венец, и браслеты с рук и ног своих, и на пол всё положила. И взяла она свою ризу прекрасную, и пояс золотой, и убор высокий, и венец, бросила из окна, выходящего на север, для бедных»). В свою очередь, этот топос и в «Иосиф и Асенет», и в христианской литературе восходит к Ис. 3:17–24 : «оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звёздочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет верёвка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо». Характерно, что приводится реестр имущества Эпистимы, а не Галактиона, этому есть основания и в реальности: Эпистима могла раздать только своё приданое (στολισμς), состоящее из одежды и украшений, а Галактиону принадлежала «недвижимость», и раздача такого имущества требовала специального описания, замедляющего ход событий. 129 В романе «Левкиппа и Клитофонт» Левкиппа хочет покинуть родной дом, чтобы соединиться со своим возлюбленным, поскольку родители этому препятствуют (Ach. Tat. 2, 26–31). Бегству влюблённых содействует слуга Сатир, который бежит вместе с ними, как и Евтолмий. Несомненно, автор ГиЭ сознательно выстраивает параллель с эпизодом из жизни родителей Галактиона, чтобы таким образом подчеркнуть сходство и контраст в судьбе старшего и младшего поколений: младшие бегут, чтобы стать не любовниками, но монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Все пчёлы, все муравьи одинаково собирают для себя корм, все скорпионы готовы жалить, хотя на них и не нападают. Все животные сохраняют свои собственные законы: питающиеся мясом не будут есть траву, а питающиеся травой не станут есть мяса. Что касается людей, то в делах плоти они держатся законов природы, но в делах разума они могут поступать, как хотят, действуя, как если бы они были свободны. Ибо некоторые из них едят мясо, а не хлеб, некоторые различают между разнообразными родами пищи и другие не едят ничего, имеющего в себе дыхание жизни. Есть и такие, которые имеют сношения со своими матерьми, сёстрами, дочерьми, другие совершенно воздерживаются от женщин. Некоторые свирепы, как львы и леопарды, другие вредят тем, кто им не сделал зла, подобно скорпиону, есть и такие, которых гонят, как овец и они не делают вреда тем, кто их тащит. Некоторые действуют с добротой, некоторые справедливо, некоторые с хитростью и если кто-нибудь скажет, что он действует только согласно своей природе, небольшое рассуждение покажет, что это неверно. Ибо есть такие, которые обыкновенно пьют и прелюбодействуют, но, если им подают хороший совет, они делаются скромными и воздержанными и пренебрегают желаниями плоти; другие же, которые обыкновенно жили скромно и умеренно, лишь только начинают пренебрегать хорошими правилами, противятся повелениям Бога и своих учителей, сходят с истинного пути и делаются прелюбодеями и расточителями. Некоторые из этих снова раскаялись и в страхе возвратились к истине, в которой они пребывали. Какая же тогда природа человека? Все они отличаются друг от друга в своём жизненном пути и желаниях, и те, которые придерживаются одного и того же рода мыслей, отличаются друг от друга в своём образе жизни. Нравственный закон не принадлежит к тому, что есть природа. Никого не порицают за то, что он большого или малого роста, или белый или чёрный, или за какой-либо телесный недостаток, но человек заслуживает порицания за воровство и ложь или поношение и тому подобное. Отсюда можно видеть, что в том, что не в нашей воле, но дано нам природой, мы не виновны и не можем управлять этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Другое афонское предание, опубликованное Иоанном Комниным в 1701 г., гласит, что не Архангел научил безмолвника петь перед иконою Богоматери «Достойно есть…», а сама икона возгласила: «Пусть поют “Достойно есть…”». Надо заметить, что в «Истории Афона» еп. Порфирий указывает: песня «Достойно есть» была известна в IX b. и употреблялась во время церковных служб в Константинополе «На колокольне были размещены 20 колоколов, самый большой из которых (333 пуда и 33 фунта) был преподнесён в дар обители императрицей Марией Александровной. Колокол был отлит в г. Слободском Вятской губ. — в том самом городе, где впервые явила чудотворения главная скитская икона Божией Матери. По убеждению многих, равного этому колоколу по чистоте и силе звука не было на всей Святой Горе. Андреевский колокол был пожертвован обители в 1888 г., а уже в 1894 г. на Афон в русский Пантелеймонов монастырь прибыл святогорский Царь-колокол в 818 пудов» (из книги П. Троицкого «Свято-Андреевский скит и русские келии на Афоне») Автор не совсем прав. Собор, построенный по проекту акад. архитектуры М.А. Шурупова, вмещает 5 тыс. человек и является самым большим на Афоне и втором по величине в Греции (после собора в Патрах). Правильный текст в поэме С. Есенина «Чёрный человек»: Я один у окошка. Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой извёсткой, И деревья, как всадники. Съехались в нашем саду. Кацея — кадило в виде открытой или закрытой продолговатой чашки, укреплённой на деревянной рукоятке. Видимо, автор отсылает читателя к Евангелию от Матфея (12: 43–45). «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит: тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришел, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Действительно, избавившись от духа коммунизма, мы впустили в себя духов куда более злейших. Отец (греч.).

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

«Интересно, — подумал Никонов, — а чтобы бы было, если бы я отдал Пантелея Садальскому?» Мысль ещё не успела зависнуть, а ответ пришёл в образе Понтия Пилата, умывающего руки. Думать во время боя можно, но лучше быстро и чтобы мысль продолжалась правильным движением. Но Олег не стрелял по людям, поэтому позволил себе расслабиться. Он стал реже перебегать от одного окна к другому, а с того момента, как замолчал автомат Макара, он перестал прислушиваться, потому что автомат Старого молотил так, будто у него с собой было ведро патронов или один нескончаемый магазин. Он не видел, как к больнице подрулил, став в проулке, чёрный джип, из которого появился Садальский. Не видел, как тот что-то говорил собранным Эдиком бойцам, а потом выбросил руку в сторону больницы и с кисти его сорвался огненный шар и полетел в направлении окна, где отстреливался Старый. После этого бойцы, как зомби, не побежали, а пошли в полный рост в атаку, почти не стреляя. Этого Никонов не видел, как не видел срикошетившую пулю, которая вошла в его сердце даже не остриём, а плашмя, уже и не пулей в полном понимании этого слова, а куском гнутого металла, отчего в груди стало нестерпимо больно. Так больно, что и подумать напоследок ни о чём не получилось. Если бы кто-то заглянул в задумчивые и даже не казавшиеся мёртвыми глаза Никонова, то увидел бы, как Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного ( Отк. 16:12 ). Он замер, как в ту ночь перед телевизором, наблюдая, как танки пересекают пересохшее русло Евфрата, поднимая клубы пыли, и над ними парят, зависая в этих клубах, вертолёты, похожие на огромную чёрную железную саранчу. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Отк. 16:13-16 ).

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Мы можем, например, сказать таким образом: «Об этом я написал ему в письме от такого-то числа, например, хоть в письме от 10 сентября», хотя письмо написано не в один, а в несколько дней, или мы говорим «Береги денежку на чёрный день», или: «Все други, все приятели до чёрного лишь дня», разумея под днём отнюдь не один день, а весьма многие дни. Но так же точно говорят и священные писатели Ветхого Завета, в том числе и сам Моисей, так точно говорит и сам Бог их устами. В доказательство этого берём первый, и притом самый поразительный, пример, который находим ещё в самом повествовании Моисея о творении. Описав шестидневное творение, Моисей говорит в заключение: «И совершены небо и земля и все принадлежности их. И совершил Бог в день седьмой дела Свои, которые сделал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в оный перестал делать все дела Свои, которые Бог сотворил. Вот происхождение неба и земли при сотворении их в то время, когда создал Господь Бог землю и небо», буквально: в день делания, или устроения Господом Богом земли и неба 14 . Что же это значит? – спросит читатель с изумлением. Неужели Моисей забыл, что небо и земля сотворены не в день, а в дни, то есть в шесть дней творения, предшествовавших седьмому дню покоя? Как же он говорит, что Бог закончил свои дела в седьмой день, когда всё было сделано Им в шесть дней? Очевидно, что здесь должна снова повториться история постройки вашего дома, читатель, и разрешением загадки будет служить такой же точно ответ, какой дали вы своим собеседникам, – что Моисей указывает здесь, как на конец концов, на день успокоения Творца от всех дел творения и этот один день берёт вместо всех дней творения, как часть вместо своего целого, по свойству метонимии. Берём второй пример, которым будут служить нам слова Самого Бога, сказанные Адаму. Давая человеку первую заповедь, Бог говорил Адаму, что в тот самый день, когда он вкусит от древа познания добра и зла, он непременно умрёт 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010