28-го числа Преосвященный Савва получил письмо из Вильны от преподавателя Виленской духовной семинарии Григория Яковлевича Киприановича: «В приготовленный мною к печати исторический очерк православия в Северо-Западном крае желательно внести краткие сведения о деятельности Вашего Высокопреосвященства в период управления Полоцкой кафедрой и состоянии Полоцкой паствы за время 1866–1874 г. В виду этого осмеливаюсь обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою, не найдете ли возможным сделать распоряжение о высылке мне на короткое время книги: 25-летие Вашего святительства, в которой я надеюсь найти нужные мне данные». 1-го марта Преосвященный Савва писал в С.-Петербург А.В. Гаврилову: «Одно ходатайство мое, после долгих колебаний, наконец, слава Богу удовлетворено. Не могу за это не поблагодарить Вас от души. Другое недавно посланное мною представление об утверждении в звании Члена Консистории священника Дубакина, надеюсь не встретит, подобно первому, прекословий. Позвольте мне обратиться к Вам с следующим вопросом. Я удостоен, как Вам небезызвестно, звания почетного члена Императорской Академии Наук. Об этом извещен я был дорогим, но частным письмом Августейшего Президента Академии; таким же письмом и я благодарил его Высочество. Между тем, я ожидаю официального уведомления об избрании меня Членом, чтобы выразить затем мою благодарность за оказанную мне честь более реальным образом, то есть представлением в Академическую библиотеку моих изданий. Прошу Вас, любезнейший, поразведать, через кого знаете, последует ли ко мне ожидаемое мною уведомление и полагается ли в Академии Наук, по примеру других ученых Обществ, для членов оной какой-либо диплом, и о последующем не помедлите уведомить меня». 4-го числа Преосвященным Саввою получено из Хабаровска от Приамурского генерал-губернатора С. Духовского отношение, от 10 января за следующего содержания: «От лица Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества приношу Вашему Высокопреосвященству глубочайшую признательность за ценный дар Ваш в учреждаемую в Хабаровске публичную библиотеку. Благодаря пожертвованиям, причем в главе жертвователей изволил стать Его Императорское Величество, еще в сане Наследника Цесаревича, библиотека отдела в первый же год своего существования насчитывает уже свыше 18000 томов. С Высочайшего соизволения она удостоилась наименования «Николаевскою» в честь Державного Жертвователя».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

29-го числа преосвященный Савва писал в С.-Петербург Ал. Вас. Гаврилову: «После продолжительного молчания, чувствую потребность побеседовать с Вами. Если Вы спросите, чем я занимаюсь теперь, по возвращении из Москвы после удачно совершившейся над моим глазом операции, отвечаю: учусь смотреть в оба, то есть занимаюсь постепенным приспособленьем своих очей к новым очкам. Большие предметы и крупную печать вижу и разбираю, по милости Божией, ясно и без затруднения, но для чтения печати мелкой требуется еще некоторая осторожность в употреблении глаз. Впрочем, канцелярская работа идет у меня неостановочно. Во время пребывания моего в Москве я немало был удивлен известием о нечаянном нашествии из северной столицы разных властей и чинов на мой стольный град. Почему, подумал я, сим властям и чинам заблагорассудилось воспользоваться моим отсутствием для осмотра Тверских монастырей и учебных заведений, а также для ревизии Консистории? Разве они опасались чего-либо с моей стороны, исполняя все это в моем присутствии? Владимир Карлович, накануне своего выезда из Петербурга, писал мне в Москву, что он посетит меня там и однако же не исполнил своего обещания, хотя на обратном пути из своего странствования и провел в первопрестольном граде трое суток, а между тем мне крайне хотелось видеть его и о многом побеседовать с ним. Желал бы я знать, что обрел в делопроизводстве канцелярии моей Консистории нежданный ревизор. Консисторский секретарь уверяет меня, что у него по канцелярии все найдено в отличном порядке, и потому он неотступно просит меня о представлении его к награде. Но мне думается, не преждевременно ли будет мое ходатайство о нем и не следует ли подождать объяснения результата произведенной ревизии». 9-го Декабря преосвященный Савва получил из С.-Петербурга письмо от А.В. Гаврилова, который, от 8-го декабря, писал: «Письмо Вашего Высокопреосвященства привело меня в умиление. Стиль и почерк те же, какие я так привык видеть. Честь и хвала Московским эскулапам, так хорошо умеющим подправлять глаза. Великое благодарение Господу за дарование Вам сил перенести еще операцию».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Михайлова 2010 – Михайлова И. Б. И здесь сошлись все царства… Очерки по истории государева двора в России XVI в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности. СПб., 2010. [Mikhailova I. B. I zdes’ soshlis’ vse tsarstva… Ocherki po istorii gosudareva dvora v Rossii XVI v.: povsednevnaia i prazdnichnaia kul’tura, semantika etiketa i obriadnosti (And here came together all the kingdoms… Essays on the history of the royal estate in Russia in XVI century: everyday and festive culture, etiquette and ritual semantics). Saint Petersburg, 2010.] Невярович 2004 – Невярович В. К. Благословенно царство… Церковные основы монархической идеи в России. СПб., 2004. [Neviarovich V. K. Blagoslovenno tsarstvo… Tserkovnye osnovy monarkhicheskoi idei v Rossii. (Blessed is the kingdom… Ecclesiastical foundations for monarchical ideas in Russia). Saint Petersburg, 2004.] Попов 2004 – Попов И. Н. Василий II Болгаробойца//ПЭ. 2004. т. 7. с. 102–105. [Popov I. N. Vasilii II Bolgaroboitsa (Basil II Bulgaroctonus)//Pravoslavnaia entsiklopediia (Orthodox Encyclopedia). Moscow, 2004. T. 7. P. 102–105.] Савва 1901 – Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901. [Savva V. I. Moskovskie tsari i vizantiiskie vasilevsy. K voprosu o vliianii Vizantii na obrazovanie idei tsarskoi vlasti moskovskikh gosudarei (Moscow tsars and Byzantine Basileis. On the problem of the influence of the Byzantine Empire in the emergence of the ideas of royal power Muscovite princes). Kharkov, 1901.] Сквирская 1993 – Сквирская Т. З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях. СПб, 1993. [Skvirskaia T. Z. Plach i pokaianie v drevnerusskikh pesnopeniiakh (Lament and repentance in Ancient Russian chants). Saint Petersburg, 1993.] Тихомиров 1894 – Царь как помазанник божий (Коронация русских царей)//Вера, царь, отечество/ред. К. Тихомиров. М., 1894. [Tsar’ kak pomazannik Bozhii (Koronatsiia russkikh tsarei) (The king as the anointed one of God (The Coronation of Russian tsars))//Vera, tsar’, otechestvo (Faith, Tsar, Fatherland)/Red. K. Tikhomirov. Moscow, 1894.]

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

15 мая 1855 года был возведен в сан архимандрита , звание, которого не имел ни один из прежде бывших ризничих. Митрополит Филарет, строгий и разборчивый ценитель людей, отозвался о нем: " Он порядочно проходит свою должность " и назвал его хорошим человеком, а преосвященный Леонид (Краснопевков) свидетельствовал: " Должность ризничего проходил девять лет и проходил превосходно; ученые обращались к нему, как к специалисту. Готовность всякому служить своими знаниями, своим временем, своими учеными связями, делала библиотеку и ризницу общедоступной сокровищницею старины; а лицо Синодального ризничего поставляли в общем мнении так высоко, как оно никогда возвышалось. И русские не могли довольно похвалиться им и ученные иностранцы, особенно которые моли говорить с ним по-латыни, делали о нем великолепные отзывы в " журналах " . " Порядочное " прохождение ризничего помешало архимандриту Савве занять место ректора Вифанской семинарии. Когда митрополит Филарет возымел мысль определить Савву на означенную должность, известный ревнитель православия А.Н. Муравьев, узнав о сем, доложил владыке: " Архимандрит Савва - ризничий примерный, а ректор будет может быть посредственный; а где вы можете такого человека на должность ризничего? " Митрополит переменил свое намерение и ректором был определен архимандрит Игнатий. После этого случая архимандрит Савва еще около двух лет оставался в должности ризничего. 18 мая 1859 года был назначен ректором Московской духовной семинарии . " Иным казалось, - говорит преосвященный Леонид (Краснопевков) , что уклонившись в специальность археологии, он не подымет бремени ректорства: оказалось противное. Умом преосвященным, характером открытым и твердым, без жестокости, он совершенно овладел своей должностью Он был тяжел только для врагов порядка. В семинарии завелись было преподаватели с либеральными тенденциями; он смело ограничивал их; был, конечно, непопулярен в семинарии, но поддержал порядок " . Редакция текста от: 04.08.2015 17:02:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671981.h...

На память прежних дней, О друг любезнейший! Прими Приветом дружеской души. В конце главного стихотворения приложено еще несколько строф, под заглавием: «Думы о смерти». Под стихотворением рукой поэта написано: «Владимир, апреля 27 дня, 1851 года». Стихотворение это прислано было мне от автора при следующем письме от 15 мая: «Я получил ваше письмо, и приношу благодарность. Приятное и для меня известие, что многосложные обязанности ваши поубавятся; лучше, спокойнее, если менее дела. Что теперь как себя имеют ваши обстоятельства? Не началось ли движение в вашей стародавней ризнице и библиотеке? Где вы теперь живете? Вот что о. Савва! К вам придет человек, имеющий до вас небольшую нужду – Дмитрий Иванович Сумароков, Тамбовский помещик. Я предваряю вас о его личности, потому что вид его весьма обманчив; я и другие, здесь видевшие его, обманулись. Я принял его за человека, глубоко падшего нравственно. Но не тут то было. Если узнать его поближе, нельзя не переменить первого неблагоприятного впечатления; человек достоуважаемый, по высокому образованию ума и сердца. Человек религиозный в высшей степени, путешествует по святым местам, но ни копейки за душой. Надежда Степановна дала ему 2 р. сер. на дорогу: он рубль сер. отдал нищим, как это узнали после. Она предложила ему крепкие сапоги, не принял, дала было рубашку, ее скинул, и надел на дорогу свою, изношенную, ветхую. Человек многоумный, о чем ни заговори с ним, обо всем рассуждает. Он собирает сведения – материалы для биографии Мисаила, архиепископа Рязанского – мученика 173 , по поручению Рязанского архиерея 174 . Ему хочется узнать, нет ли источника среди рукописей Патриаршей библиотеки. Знаете ли что о. Савва! Ведь я пускаюсь в литературу, уже не письменную только, а и печатную: сие стихотворение: «Страдания Спасителя в саду Гефсиманском» послал при письме к о. инспектору нашей академии с просьбой рассмотреть, и, если можно, поместить в журнал академии. Не знаю, какой прием встретит там мое сочинение; а здесь оно понравилось. Я слышал самый лестный отзыв от лиц, которым я прочитал его. И вот что еще: сочинение то я посвящаю вам, самое посвящение написано также стихами. Просил о. инспектора, чтобы стихи отпечатаны были и с посвящением.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2) 71 письмо (б. ч. автографы) разных духовных лиц XVIII века к тому же архиепископу Арсению, и 3) Печатный экземпляр тех же мною изданных писем, покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство все это принять от меня в дар для Императорской Публичной Библиотеки». 19-го числа преосвященный Савва получил письмо из Ораниенбаума от вдовы тайного советника Варвары Андреевны Иордан, которая, от 18-го числа, писала: «От всей души порадовалась, когда увидела Ваш почерк. Так давно я не имела этого утешения. Жизнь моя, Владыко, сложилась согласно моему желанию: никого не знаю, никого не вижу, живу, как в Скиту. Оно и лучше. Все суета-сует. Преосвященный Феофан 382 советовал мне даже не скучать по монастырским церковным службам и пишет так: «мне думается, что, когда уединитесь в себя, даст Вам Бог ощутить сладость и силу своей сердечной молитвы, тогда Вы спиною обратитесь к монастырским службам, – и лучшей такой молитвы не пожелаете». Еще пишет: «Редкая служба церковная – большое лишение, но Бог даст, домашняя молитва установится так, что Вы перестанете замечать это лишение. Навыкайте так поступать, чтобы, коль скоро нет занятия, тотчас браться за Иисусову молитву, и начинать творить ее со вниманием, – ходя, сидя – и всего лучше стоя перед иконами и т. д.» В Петербурге бываю очень редко. С нетерпением жду переезда в Ораниенбаум А. В. Гаврилова, – вот благородный человек». В тот же день преосвященный Савва получил из С.-Петербурга от Директора Публичной Библиотеки А.Ф. Бычкова отношение следующего содержания: «При письме Вашего Высокопреосвященства от 11-го сего мая Императорская Публичная Библиотека имела честь получить от Вас в дар: 1) Дневник (Эпистолярий) Преосвященного Арсения Верещагина, с сентября 1797 по декабрь 1799 года; 2) собрание 71-го подлинного письма раз-ных духовных лиц к этому иерарху и 3) изданный Вами печатный экземпляр сборника этих писем. Отечественное книгохранилище высоко ценит Ваше просвещенное к нему внимание, и я вменяю себе в особоприятный долг принести Вашему Высокопреосвященству, от имени Императорской Публичной Библиотеки, глубокую благодарность за сделанное Вами ее рукописному отделению пожертвование, содержащее в себе важные и интересные материалы для биографии Преосвященного архиепископа Арсения и послужившее дополнением к тем; рукописям этого иерарха, которые уже имелись в Библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Недавно нашел мнение митрополита Филарета по делу о жалобах на Синод. Оно хранилось в делах нашего Юрисконсульта. Когда прочитаю, поделюсь с Вами, но, говорят, что не особенно сильно и интересно. 31-го мая переехал в Ораниенбаум на дачу. Буду наслаждаться летним отдыхом не ежедневно, а через день». В ответ на это письмо, от 2-го числа, преосвященный Савва (19 ч.) писал в Ораниенбаум А.В. Гаврилову: «Искренно благодарю Вас за интересную книгу «Переписка Филарета Митр. моек, с С. Д. Нечаевым». Я прочитал уже ее от начала до конца. Много в ней для нас епархиальных архиереев наставительного и руководственного. Читая их, я думал: давно бы пора открыть для занимающихся Русскою Церковною Историей архивные сокровища Св. Синода, составив и напечатав такие или иные краткие указатели к ним. «Дело «о жалобах на Синод» мне было известно из уст самого покойного Владыки Филарета. С его мнением по сему делу я имел смелость не соглашаться. Желал бы, однако ж, слышать от Вас подробности этого дела. В последнем нумере (24-м) Церковных Ведомостей вижу проект положения о Контроле при Св. Синоде: не замедлю прочитать его. Но в том же нумере, не без удивления, я прочитал статью «о наречении и хиротонии во епископа Михайловского (викария Рязанской епархии) 77-ми летнего старца – архимандрита Полиевкта 508 бывшего некогда у меня в Витебске 509 членом Консистории. Не слишком ли уже поздно оказана сему старцу такая честь, о которой он денно и нощно мечтал в Витебске более 20-ти лет тому назад... Дивны судьбы жизни человеческой». 12-го числа преосвященный Савва писал в Витебск преосвященному Александру 510 епископу Полоцкому и Витебскому: «С душевным прискорбием узнав из ведомостей о бедствии, еще раз постигшем город Невель, и о повреждении пожаром Соборного в оном храма, где не раз приходилось мне приносить бескровную Богу жертву, спешу принесть на восстановление сего храма посильную денежную помощь. Прилагаемый при сем кредитный билет на 100 рублей прикажите, Преосвященнейший, передать, кому следует, для употребления согласно помянутому выше назначению».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Не прошло ещё и полугода, как преосвящ. Савва прибыл на Харьковскую кафедру, а Василий Михайлович расположил известных ему по своей благотворительности людей гор. Москвы к новым пожертвованиям на подарок любимому архипастырю. В мае 1876 года прислано было его преосвященству в личную его собственность дорогое полное архиерейское облачение и полные же облачения для всех служащих при торжественном архиерейском священнодействии. Это великолепное облачение мы имели удовольствие видеть на всех служащих в первый раз 11-го мая прошлого 1875 года в монастырской Покровской церкви. И когда владыка, выражая свою искреннюю сердечную благодарность за это пожертвование, вопрошал: «скажите же, Бога ради, чем я заслужил такую любовь Москвы и чем могу воздать ей за её ко мне недостойному внимание и благорасположение?» Василий М-ч, от лица всех жертвователей, отвечал: «служите в нем (облачении) Преосвященнейший Владыко пред престолом Всевышнего и молитесь за жертвователей, вот всё, что они могут просить от Вас. Между тем, будьте уверены, что все, участвующие в этом деле, приняли это участие самым сочувственным образом; мы помним Вас, уважаем Вас за Ваши редкие качества, любим и почитаем от чистого сердца, и что делаем, делаем по побуждению душевному и с полным искренним желанием. Не Витебск и не Харьков тут имеют значение, а Преосвященный Савва, всеми москвичами любимый и уважаемый. На какой бы кафедре Вы ни были, отношения наши к Вам останутся теми же, без малейшей перемены» 645 . Любя так много Владыку, Василий М-ч постоянно собирался в Харьков для свидания с ним, но тяжкая болезнь не позволила ему исполнить это сердечное желание, и он, вместо Харькова, должен был, по предписанию врачей, отправиться в августе прошлого года в Ниццу, где скорбел о том, что далек от своей родины и что лишился возможности быть ей полезным. Не прекращались письменные сношения В. М-ча с нашим Архипастырем и из Ниццы, и потому не трудно представить, какою глубокой скорбью поражено было его сердце от потери столь любимого и уважаемого им человека!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Одиннадцати лет Тихомиров стал круглым сиротой, лишившись 14 марта 1830 года матери, умершей от простуды. Господь не оставил сироты: начальство училищное, во внимание к успехам и добронравию мальчика, назначило ему казенное содержание по 60 рублей в год. Вакационное время он проводил у родных и, ”чтобы не быть им в тягость, старался зарабатывать себе хлеб трудами рук своих. В Горицах помогал двоюродным сестрам, занимавшимся тканьем простой пестряди, на Пустынке разделял с зятем их земледельческие труды: жал хлеб, возил с поля снопы, молотил и проч.» В такой же обстановке будущий иерарх жил и трудился в духовной семинарии, в которую перешел в числе лучших учеников. Жить пришлось в бурсе и притом в такой бедности, что юноша, вместо суконного, имел нанковый сюртук, который носил и в будничные дни и в праздники. Родных в каникулярное время посещал не иначе, как пешком. “Однажды, – говорит он, – хотелось мне побывать на празднике Пасхи у зятя и сестры, я с некоторыми товарищами пошел пешком. Пасха была ранняя, 26 марта. В полях было множество снега, который начал уже таять по дороге: в долинах, между гор, образовались почти целые реки, обойти их было невозможно, и мы должны были идти в одном месте не менее версты водой выше колен, но пришедши на ночлег, высушили мокрую обувь и платье, и на другой день пошли домой, как ни в чем не бывало. Так была крепка еще молодая натура!” При окончании семинарского курса Тихомиров опасно заболел, и это обстоятельство помешало ему сряду же поступить в духовную академию. Поприще среднего образования пройдено· “Что же мне, горькому сироте, с единственными десятью рублями, оставалось делать? Двери бурсы для меня тоже затворены, я должен был оставаться на наемной квартире, иметь свой стол и прочее содержание. До сих пор, пользуясь всегда казенным содержанием, я не испытывал ни в чем особенной нужды, а теперь я должен был встретиться с нищетой лицом к лицу“. Поиски уроков и священнических вакансий были безуспешны. Пришлось пристроиться, ради куска хлеба, на должность смотрителя семинарской больницы за два рубля в месяц, с правом жить при больнице и пользоваться столом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вторая часть книги Свита состоит из комментария, подробно отмечающего мнения, которых держались в разные времена разные лица касательно смысла слов, положений и символических картин апокалипсиса. Свит добавляет к их перечню и свои взгляды, носящие характер нерешительности и неуверенности, о чём мы уже сказали. Масса догадок и беднота выводов – вот впечатление от чтения комментария Свита. Всё ему кажется в смутной и условной форме. – Число зверя осталось для него неразрешимым. Равным образом этимология халколивана ( Апок.1:15 ) неопределима, хотя вообще говоря это металл. Свит потратил много труда на свою работу (говорят около двадцати лет), собрал и распределил огромный материал, с которым всякий работающий над Апокалипсисом должен считаться, – не только всякий специалист, но и просто образованный человек, желающий составить себе понятие о тех усилиях, которые делала человеческая мысль на протяжении целых веков для того, чтобы разгадать таинственную книгу. Читающие по-гречески и по —156— английски должны обзавестись изданием Свита с тем, чтобы иметь в сжатой форме все сведения нужные для изучения Апокалипсиса. В работе Свита везде видна строгая научность, широкая начитанность, решимость и настойчивость добираться до истины во что бы то ни стало и правдивое и беспристрастное изложение взглядов, с которыми он не согласен. Хотя, по мнению Свита, Апокалипсис должен быть каноническою книгою по праву, и, вероятно, написан ап. Иоанном Богословом, однако это не мешает профессору приветствовать изыскания тех, которые считают Апокалипсис только историческим документом, кидающим эпизодический свет на историю пророчества и апокалипсической литературы. Свящ. Н. Преображенский Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни: Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 8 (1886–1890 гг.) Год: 1888]//Богословский вестник 1908. Т. 3. 9. С. 497–544 (4-я пагин.). (Продолжение.) —497— Смиреннейше испрашивая ваших святых молитв и святительского благословения для себя и семьи своей, имею счастье быть»…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010