12 июня возвратился, а 13-го получил предложение: не хочу ли я быть Управляющим Синодальною С.-Петербургскою типографией, на это предложение я изъявил свое согласие». В ответ на это письмо преосвященный Савва писал Александру Васильевичу: «Спешу поздравить Вас с новою должностью более выгодною по содержанию, но более ли приятною для сердца и ума по существу. Во всяком, впрочем, случае сердечно желаю, чтобы Господь помог Вам проходить новую должность с такою же честью и с таким же достоинством, с какими Вы проходили прежнюю. Состоится ли Ваша поездка в Москву и могу ли я надеяться на приятное свидание с Вами? О себе на сей раз не могу сказать ничего особенно утешительного. Лишенный помощи своего сотрудника 550 на два слишком месяца, и притом самые горячие, я изнемогаю под бременем трудов, и в особенности затрудняет меня в совершении церковных служб приключившаяся в ногах болезнь. Со мною поступлено не филантропично. Не знаю, кому собственно обязан я любезностью отъятия у меня, хотя и временно, Викария. К моему удовольствию мой помощник спешит и, кажется, веселыми стопами из отдаленного Оренбурга в Тверь». 31-го июля преосвященный Савва получил из Тифлиса от председателя Общества восстановления православного христианства на Кавказе архиепископа Владимира, экзарха Грузии 551 , отношение, от 10-го июля за 715, следующего содержания: «Имею честь препроводить при сем к Вашему Высокопреосвященству экземпляр отчета председательствуемого мною Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1893 год. Поручая себя святым молитвам Вашим, с глубочайшим почтением и преданностью имею честь быть». В ответ на это отношение преосвященный Савва, от 31-го июля, писал Высокопреосвященному Владимиру, экзарху Грузии: «Препровожденный ко мне, при отношении Вашего Высокопреосвященства, от 10-го июля, за 715, экземпляр Отчета Общества восстановления христианства на Кавказе за 1893 год, я имел честь получить. Уведомляя о чем Ваше Высокопреосвященство, с истинным почтением и преданностью имею честь быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 46-48 Павел Тихомиров   Велимир Иванович   02:00 30.04.2022 581 Время на чтение 23 минут Главы 1 – 4 Главы 5 – 10 Позабытый сподвижник Петра Великого Савва Владиславич граф Рагузинский Главы 11 – 18 Главы 19-30 Главы 31-39 Главы 40-45   46. Французы и француженки Царьграда Вернувшись в Царьград, Савва предпринял несколько шагов, направленных на то, чтобы установить неофициальные контакты между П.А.Толстым и представителями Франции. Прощупывалась почва возможности использования французской дипломатии в качестве посредников на чаемых Петром мирных переговорах с Карлом XII. И когда Савва получил от мадам де Ферриоль любовную записку, он воспринял это как сигнал к тому, что очередные приключения могут быть отнесены к тем средствам, которые якобы оправдывают цель.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/30/...

Вот что изъяснено на этих страницах: «Быть в Твери и не посетить высокопреосвященного архиепископа Савву невозможно. 15 мая мы присутствовали на торжественном его богослужении в городском соборе, – богослужении, сопровождавшемся превосходным пением, а затем раза три имели истинное удовольствие быть у архипастыря. Известна биография этого достойного иерарха. Родом из Вязниковского уезда, Владимирской губ., преосвящ. Савва (в свете Иван Тихомиров) родился в 1819 году и был сын пономаря. Еще до рождения своего он лишился отца и детство его было обставлено всем горем нужды и всевозможных лишений, – довольно сказать, что мать не имела даже свежего молока, чтобы кормить своих детей; на одиннадцатом году Иван Тихомиров потерял мать свою и вот начинается для него путь непрестанного и тяжелого труда. Превосходно пройдя курсы духовного училища и семинарии, молодой человек поступает в 1842 году священником в г. Муроме, но на третьем году брачной жизни лишается жены и поступает в духовную академию, в которой прекрасно окончил курс со званием магистра, и 1­ октября 1848 г. постригся в монахи. Вскоре мы видим молодого ученого монаха на посту, по-видимому, весьма скромном, но каковой пост он своим просвещенным трудом, своею обходительностию и вниманием ко всем, в особенности к подвижникам науки, сумел поднять высоко: мы говорим о службе его в звании ризничего Патриаршей, что ныне Синодальной, в Москве ризницы. Кто из занимавшихся в 1850 годах в этом хранилище наидрагоценнейших памятников древнего русского благочестия или из посетителей ризницы не помнит ее просвещенного, приветливого Саввы 569 . Из дальнейшего его служения особенно замечательны его сподвижничество в трудах величайшего русского святителя XIX века – Митрополита Филарета, на посту второго викария кафедры московской, епископа можайского (1862–1866 гг.), и в особенности служение в сане самостоятельного епископа полоцкой епархии, которое продолжалось семь лет (1866–1874 гг.) и было в высшей степени благотворно для этой епархии, изведавшей до назначения Саввы тяжкие лишения и бедствия в церковном отношении, при влиянии господствовавшего в ней класса населения, исповедующего католическую веру... Весьма интересны подробности епископской деятельности в Полоцкой епархии преосвященного Саввы, найденные нами в книге почтенного археолога и историка Твери, протоиерея В. Владиславлева ... 570 . Но передача их ­далеко бы нас отвлекла... С 23 апреля 1879 г. мы ви­дим высокопреосвященнейшего Савву в Твери...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

27. Re: Как митрополит Савва споткнулся о кочетковцев Духовный фаст-фуд. 26. Ответ на 24., электрик: рцем вси от всея души и от всего помышления нашего pцeм?Lem us say with all our so-o-ul .Скажем все от всей души и от всего помышления нашего.Мне кажется, нужно не пустословно ругать обновленцев, а просто приводить примеры плодов их деятельности. Авось, кого-то иллюстрации печальных и жалких плодов и убедит в том, чтобы не увлекаться опошлением богослужебных текстов.Если не режет слух человека на Литургии,не трогает сердце,не смущает душу " скажем " и пр. - какой же он прихожанин? А о плодах их деятельности вы нам и расскажете,нет? Электрик, Вы меня не поняли. Мне тоже не по душе обновленчество. Плоды - очень жалкие. Сталкивался с людьми из одного подобного прихода на Украине. Начиналось в 90-е очень здорово, творческая атмосфера, сам Аверинцев приезжал (помимо деятелей культуры калибром поменьше). А уже в 2000-е пошло кувырком. В 2014 сын протоиерея стал открытым " " . Там же - именно там, а вовсе не в среде таких-сяких галычан - проповедовалась тема с Константинополем ещё много-много лет назад. Но, не в этом дело. Дело в искажении правильного устроения духовной жизни. Плоды которого печальны. А иллюстрацией искажений и были в числе прочего переводы текстов. 25. Re: Как митрополит Савва споткнулся о кочетковцев И разве " скажем " - перевод слова " рцем " ? Тогда уж " говорим " ,или..... " кажемо " ,на мове) 24. Ответ на 23., Павел Тихомиров: рцем вси от всея души и от всего помышления нашего pцeм?Lem us say with all our so-o-ul .Скажем все от всей души и от всего помышления нашего.Мне кажется, нужно не пустословно ругать обновленцев, а просто приводить примеры плодов их деятельности. Авось, кого-то иллюстрации печальных и жалких плодов и убедит в том, чтобы не увлекаться опошлением богослужебных текстов. Если не режет слух человека на Литургии,не трогает сердце,не смущает душу " скажем " и пр. - какой же он прихожанин? А о плодах их деятельности вы нам и расскажете,нет?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/10/ka...

Девять лет проходил о. Савва эту должность с честью и великой пользой дли церкви и для науки, с величайшей готовностью и просвещенным вниманием всегда отзываясь на желание кого бы то ни было осмотреть Синодальную ризницу и библиотеку и воспользоваться их сокровищами для научных целей. Его услугами (не редко прямо учеными) 16 и готовностью с глубокой благодарностью пользовались многие отечественные ученые, как, например, покойный ректор и профессор Московской духовной академии протоиерей А. В. Горский (†1875) в своих трудах по «Описанию рукописей Синодальной библиотеки» и другие профессоры той же академии в трудах по переводу святоотеческих творений (о чем ясно свидетельствует остающаяся в рукописи оживленная переписка между А. В. Горским и преосвященным Саввой), профессоры Московского университета: С. П. Шевыров, О. М. Бодянский, С. М. Соловьев , Ф. И. Буслаев и др. (особенно много работавшие в Синодальной библиотеке во время приготовления материалов для сочинений к 100-летному юбилей Университета, совершившемуся в начале 1855 года). Пользовались его услугами и иностранные ученые, как, например, Пьюзей, и также оставались весьма благодарными обязательному ризничему. Высокие и Высочайшие посетители и посетительницы ризницы также всегда были довольны о. Саввой, неоднократно получавшим знаки их благоволения за это в том или другом виде. Но этим одним не ограничивалась деятельность ризничего по своей должности. Еще в самом начале своей деятельности по этой должности иеромонах Савва получил от Митрополита Филарета поручение составить, и к 1855 году составил и издал Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. Это издание, повторенное в более обширном и исправленном виде в 1858 году, доставило автору известность в церковно-археологической науке и удостоено было от Императорской Академии Наук Демидовской премии в 1859 году на основании отзыва академика И. И. Срезневского (который, в числе других ученых, также нередко пользовался учеными услугами ризничего Саввы).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В тот же день 31-го ч. преосвященный Савва получил письмо из Новгорода от инспектора семинарии иеромонаха Арсения, который, от 30-го числа, писал: «Почитаю для себя приятнейшим долгом, Святый Владыко, принести Вам и письменно благодарность за то чисто отеческое расположение, которое Вы оказывали мне всякий раз, когда я гостил у Вас, особенно же в последний раз. В Вашем Трехсвятском всегда я находил тихое пристанище; Ваши отеческие беседы назидали меня; воспоминания из Вашей многотрудной, многоплодной и долголетней жизни, которыми Вы щедро делились со мною, были и останутся поучительными для меня, по слову Псалмопевца: помянух дни древние и поучихся. У Вас я всегда чувствовал душевное облегчение от различных тревог; от Вас я уезжал всегда с облегченным сердцем, с желанием больше и больше трудиться. Мало того, и по разлуке с Вами, я поучался у Вас, читая Ваши многочисленные ученые труды и издания. Теперь, например, я всецело нахожусь под влиянием прекрасной книги Вашей «Воспоминания о преосвященном Леониде». Я ее читал и раньше, но, видно, без должного внимания, потому она и не произвела на меня особенного впечатления. Теперь же.. откровенно скажу, что она мне нравится лучше всех Ваших трудов. Здесь я встречаю любящие сердца, здесь веет чистая, святая атмосфера. Боже, как это важно! О, если бы в отношениях людей друг к другу было больше любви, отсутствие формализма, тогда настало бы царствие Божие! По прочтении этой книги Вашей, я подумал о Вас: счастливы Вы! Вы имели мудрого и попечительного отца в лице приснопамятного святителя Филарета! Вы же имели истинного друга и брата в лице преосвященного Леонида! Он был для Вас утешением и поддержкою в трудные моменты Вашего служения, особенно на первых порах... К сожалению, пока не могу похвалиться имением подобных друзей. Может быть, впредь Господь сподобит обрести такое сокровище. Как Ваше здоровье? Да укрепит Вас Бог ! На помощь Божию надейтесь, но и от людской не бегайте!» В тот же день (31-го числа) преосвященный Савва получил письмо из Оренбурга от Гавриила, епископа Старицкого, который, от 27-го числа, писал: «Приближается конец моей епархиальной деятельности в отдаленном крае. Мое пребывание в городе Оренбурге продолжится до 8-го августа. Тогда в 11-ть часов вечера отправлюсь в Тверь к месту прежней моей службы по железной дороге и на пути заеду к Самарскому преосвященному Гурию».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В ответ на это Преосвященный Савва 13-го числа писал отцу инспектору: «Нечаянное письмо Ваше из Петербурга, от 6-го сего января, приятно удивило и порадовало меня. Сердечно приветствую Вас, любезнейший о. Арсений, с вступлением на новый, впрочем, не неожиданный, путь жизни. Да хранит Вас на сем пути Всесильная десница Верховного Строителя судеб жизни человеческой! Для меня очень приятно и то, что Вы приняли, для новой иноческой жизни, имя святителя Тверского Арсения. Да будет же Он благим споспешником Вам в подвигах иноческого жития и в трудах священного служения Православной Церкви и духовному просвещению. В знамение и залог сего споспешествования препровождаю Вам при сем икону Святителя, освященную возложением на его нетленные мощи. В молитве пред сею святою иконою не забывайте и меня, искренно Вас любящего и душевно уважающего». 23-го числа Преосвященный Савва получил письмо из С.-Петербурга от начальника Архива Св. Синода А. Н. Львова 522 , который, от 21-го января, писал: «Пользуясь всегда благосклонным вниманием Вашего Высокопреосвященства, позволяю себе обратиться к Вам, Владыка, по следующему обстоятельству. В бумагах покойного митрополита Филарета, находящихся в синодальном архиве, есть весьма много писем к почившему Владыке от разных высокопоставленных духовных и светских лиц. Письма эти по своему содержанию представляют весьма богатый и интересный материал как в смысле биографическом, так и историческом, потому что они касаются большею частью известных исторических событий. Думается, что издание этих писем и принесло бы немалую историческую пользу, так как пролило бы верный и доселе неизвестный свет на многие лица и события. Само собою разумеется, что письма должны быть снабжены примечаниями, разъясняющими те таинственные намеки и неопределенные выражения, которые в них часто встречаются. Для этого есть богатый материал как уже в печатных изданиях, касающихся фактов и лиц, затрагиваемых этими письмами, так и в делах архива Св. Синода. Но прежде, чем приступить к этому делу, мне бы хотелось узнать мнение по этому вопросу Вашего Высокопреосвященства, как человека, который слишком много потрудился над изданием бумаг и писем митр. Филарета, и который, несомненно, видел и знает и те письма, об издании которых я хочу начать хлопотать. Если Ваше Высокопреосвященство найдете предмет, мною возбужденный, заслуживающим Вашего внимания, и если у Вас найдется свободная минутка, то не откажите, Владыко, сообщить мне свой взгляд на это дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Между тем один экземпляр списка отобранных книг и рукописей, предназначенный, собственно, для Вас (согласно изъявленному Вами желанию), на этой же неделе отошлется к Вам (другой экземпляр того же списка останется в Академии). Простите великодушно, Ваше Высокопреосвященство, если во всем этом что-либо сделано не по Вашей мысли; но верьте, что все делалось по искреннейшим чувствам сыновней любви и глубочайшей благодарности; к Вам». В ответ на письмо Ив. Ник. Корсунского, преосвященный Савва писал от 20 декабря: «Не преждевременно ли благодарить меня за книги, которые я еще не передал и которые, неизвестно, скоро ли будут переданы в академическую библиотеку? Я желал бы, чтобы Вы предварительно одни побывали у меня для окончательных переговоров по настоящему предмету. Поэтому прошу, известите меня, когда Вы найдете удобным прибыть ко мне. С своей стороны я готов принять Вас во всякое время. Итак, до приятного свидания. Список отобранных для академической библиотеки книг мною получен». 18-го числа преосвященный Савва получил из Сергиева посада письмо от редактора «Богословского Вестника» профессора Вас. Ал. Соколова: «В редакции «Богословского Вестника» имеется статья одного из семинарских преподавателей Гомилетики, подвергающая серьезному критическому разбору «Опыт полного курса гомилетики» г. Чепика и высказывающая по этому поводу некоторые дельные соображения о постановке преподавания этого предмета в дух. семинариях. Близко принимая к сердцу интересы духовно-учебного дела вообще и в частности вопрос о постановке преподавания в семинариях такого важного предмета, как гомилетика, редакция находила бы желательным дать место упомянутой критической статье на страницах академического журнала, но, зная, что книга г. Чепика напечатана «иждивением» Вашего Высокопреосвященства, поставляет для себя долгом предварительно сообщить о сем Вашему Высокопреосвященству, вполне предоставляя решение этого дела на Ваше милостивое Архипастырское усмотрение». В ответ на это письмо профессора В.А. Соколова Преосвященный отвечал: «На Ваше письмо спешу ответить от 15-го сего декабря, что с моей стороны к помещению в редактируемом Вами журнале критической статьи сочинения г. Чепика, напечатанной моим иждивением, препятствия не имеется, лишь бы статья была беспристрастная и благонамеренная».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А и то верно: не перестроишь мира, как он уставился, и обличениями явных уклонений от закона наживешь разве себе врагов и недругов! Не заключился я за крепкими стенами и железными затворами: там, думается, все-таки я меньше видел бы неправды людской! PS. Родительница моя еще не расстается с жизнью; она-то, не имеющая крова и пристанища, как никому ненужная, и задерживает меня между миром и иночеством». В ответ на это письмо (от 1-го апреля) преосвященный Савва писал протоиерею В.И. Соловьеву: «На Ваше радостное: Христос воскресе! ответствую утвердительным словом: воистину воскресе! Искренно благодарю Вас, возлюбленный о Господе, за Вашу добрую память о мне. Но простите, что не всякий раз ответствую на Ваши праздничные приветствия. Между прочим, виною сего было постепенное ослабление зрения, не позволявшее глазам много читать и писать. Теперь, после удачно сделанной на левом глазе моем операции, писать немного в состоянии, но читать еще остерегаюсь. Неутешительные вести сообщаете мне о действиях вашей Епархиальной власти; но где же нет злоупотреблений, не исключая и высших административных сфер? Мзда и корысть ослепляют нередко очи и мудрых. В последних словах своего письма Вы как будто даете понять, что, если бы не болящая Ваша родительница, Вы не прочь расстаться с миром; так ли я понял Вашу мысль? И если так, то не могу не сочувствовать ей. Впрочем, во всем да будет над Вами всеблагая и премудрая воля Божия». 4-го числа преосвященный Савва получил письмо из Вильны, от попечителя Виленского Округа Н.А. Сергиевского , который, от 31-го марта, писал: «Спешу предстать пред Вашим Высокопреосвященством с радостным пасхальным приветствием: Христос воскресе и с горячим пасхальным лобызанием, принося Вам усерднейшее поздравление со светлым праздником Воскресения Христова. В жизни моей готовится небольшая перемена. Из Петербурга имею известие, что в день Святые Пасхи будет объявлено о назначении меня в Сенаторы, но с оставлением в должности Попечителя. Это собственно юбилейная награда, которая своевременно не могла состояться с одной стороны по случаю траурных дней, а с другой – по причине трудности самой награды, ибо доселе не бывало, чтобы Попечитель делался Сенатором, не покидая своей должности. А последнего настойчиво хотели, находя, что сил у меня еще довольно для тяжелого служения в Западном Крае. Покорился я сему желанию и должен буду нести здешнюю тяготу. Не знаю только, на долго ли меня хватит. Вот все, что могу сообщить о себе Вам, дорогой Владыка, зная, с каким интересом Вы относитесь к моей судьбе. Хочется узнать, как Ваше здоровье, как идет Ваше время и труды? Надеюсь, что Вы не откажетесь мне в свободную минуту написать несколько строк. Они доставят мне великое утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В ответ на это письмо преосвященный Савва писал Н.А. Сергиевскому : «На Ваше любезное поздравление с Светлым праздником спешу ответить взаимным сердечным приветствием. Весть о назначении Вашего Превосходительства Сенатором с оставлением Вас в должности Попечителя учебного Округа приятнейшим образом удивила меня. Действительно, необычайная награда, но Ваши необыкновенные двадцатипятилетние труды и подвиги на многотрудном поприще служения необычайной и награды заслуживают. От всей души поздравляю Вас с такою Монаршею наградою. Мне памятна подобная награда, только не по учебному, а по юридическому ведомству в Харькове. Званием Сенатора почтен был председатель тамошней Судебной Палаты (фамилии его не помню) и также с оставлением на той же должности, – чего однако же он сам пожелал из-за экономического расчета, чтоб не тратиться на устройство дорогого сенаторского мундира. Вам угодно знать и о состоянии моего здоровья. Благодарю Вас: мое здоровье, по милости Божией, вообще довольно удовлетворительно; только боль в ногах по временам дает себя чувствовать довольно сильно, особенно по ночам. Глаза, с помощью очков, глядят порядочно, но заниматься ученостью по-прежнему уже не могу, хотя писать мне легче, нежели читать. И читаю уже мало, больше· слушаю читающих мне и книги и деловые бумаги. Во время последнего пребывания Вашего в Северной столице я был в постоянном ожидании Вашего посещения, хотя бы на несколько часов, но ожидания мои остались тщетными. А как бы хотелось с Вами побеседовать по-старому, по-Витебски». 11-го числа преосвященный Савва писал в Харьков преосвященному архиепископу Амвросию: «Получив присланный мне от имени Вашего Высокопреосвященства массивный том Ваших проповеднических трудов на Харьковской пастве долгом поставляю принести Вам, досточтимый архипастырь, искреннюю благодарность за такой дорогой и приятный для меня дар; я медлил исполнением этого долга, желая предварительно ближе ознакомиться с содержанием Вашего проповеднического труда, чтобы затем вернее оценить этот труд и достойнее возблагодарить Вас за Ваш дар. Читая Ваши проповеди, нельзя не дивиться разнообразию их содержания и искусному, при основательности, разрешению весьма многих и верных современных вопросов, касающихся церковной и общественной жизни. Велия Вам за сие да будет честь и слава как у современников, так и у потомков. Остается только при сем желать, чтобы Вашему обильному сеянию Слова Божия соответствовали на Харьковской духовной ниве благие плоды. Повторяя сердечную благодарность за присланный мне книжный дар, с истинным почтением и братскою о Христе любовью имею честь быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010