«Его Преосвященство, Епископ Тверский, бывший Полоцкий, Савва, состоя Епископом Полоцкой Епархии, с 1866 по 1874 г., был для духовенства Епархии действительно отцом – благодетелем: 1) Земных поклонений от духовенства он никогда себе не требовал: Священнику Викентию Забелину он приказывал, чтобы тот в ноги ему не кланялся, и при том священнике он вменял в обязанность покойному Кафедральному Протоиерею Копаевичу известить о таковом его требовании духовенство епархии. 2) Судебничества в епархии он никогда не заводил; а если предавал многие доносы на духовенство законному суждению, то именно с целью законно оправдать оклеветанных от несправедливых обвинений. Это можно доказать многими очевидными фактами. 3) Неудачный выбор Кафедрального Протоиерея 219 был замечен самим Епископом Саввою и он назначил таковым одного из уездных Епархиальных протоиереев, который вполне соответствует своему высокому посту, и доныне 220 оправдывает свое избрание доверием к нему настоящего Преосвященнейшего Епископа Викторина и всего Епархиального духовенства. 4) Преосвященнейший Савва, особенно в последнее время когда он вполне ознакомился с Епархиальным духовенством, настолько сроднился с ним духовно, что даже в Харькове с любовью вспоминал о нем, и прислал оттуда для бедных вдов и сирот нашей Епархии 300 р. с. Посему постановлено: выразить от всего Епархиального духовенства, настоящим нашим постановлением, искреннейшую и глубочайшую благодарность Преосвященнейшему Савве, Епископу Тверскому и Кашинскому, и сожаление о гнусном оскорблении его, которое сделано в означенной статье Церковно-Обществен. Вестника. Преосвященнейшего Епископа нашего Викторина смиреннейше просим довести до сведения Преосвященнейшего Саввы о настоящем, нашем постановлении». Подлинный подписали: Председатель Съезда Священник Георгий Смирнов, и другие (22) члены съезда. На официальное письмо преосвященного Полоцкого дан был мною официальный ответ от 23-го сего же февраля за 1507. Вот что я писал Его Преосвященству: «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

10-го августа преосвященный получил письмо из Сергиева Посада от профессора духовной Академии Ив. Ник. Корсунского, который от 8 числа писал: «Теперь Вы изволили, полагаю, и получить самый диплом на звание доктора Церковной истории. Еще раз с сыновнею искренностью приношу Вашему Высокопреосвященству задушевное приветствие с таким событием в Вашей жизни, которое достойно увенчало Ваши многолетние и многоплодные труды во благо церкви, отечества и науки. Владыка наш митрополит здесь, в тишине Гефсиманского Скита, провел один из юбилейных своих дней (6 августа 1844 года он рукоположен в иеромонаха), не принимая никаких поздравлений. Нужда мне надлежит сказать и о том, что приветствие Вам вышеозначенное я шлю не от одного лишь своего имени, а и от лица академической братии, некоторые члены коей (в том числе и нижеподписавшийся) вместе с тем интересуются узнать не надумали ли Вы, Высокопреосвященнейший Владыка, чего-либо и относительно Ваших автобиографических записок». В ответ на письмо профессора Ив. Ник. Корсунского, преосвященный отвечал: «Диплом на звание доктора мною получен 11-го сего августа, а докторский крест выслан был мне 25-го минувшего июля. Искренно благодарю Вас и прочих собратий ваших за поздравление меня с докторством. Об автобиографических записках не пришел еще к окончательному решению. Простите, пишу немного, потому что вижу мало. Для восстановления зрения я намерен в первых числах сентября ехать в Москву, а оттуда не премину быть в Лавре, если это угодно будет Богу и преподобному Сергию». 11-го числа преосвященный Савва получил из Московской Духовной Академии отношение от 5-го августа за 515-м следующего содержания: «Совет Московской Духовной. Академии честь имеет почтительнейше препроводить при сем Вашему Высокопреосвященству диплом на степень доктора церковной истории». Приложенный при отношении диплом изложен был в следующих выражениях: «Высокопреосвященный Савва, Архиепископ Тверский и Кашинский, магистр богословия, на основании отзыва комиссии из профессоров Московской Духовной Академии о достоинствах его ученых трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

По поводу этого прошения жителей села Гориц преосвященный Савва, от 24 мая, писал священнику села Гориц о. Александру: «Я получил от Горицкого Волостного Правления, от 15-го сего мая за 820 бумагу с приложением прошения крестьян села о помощи к устройству, близ места моего рождения, народной школы. Но в прошении не изъяснено, какая на этот предмет требуется сумма. Поэтому прошу Вас написать мне, сколько, приблизительно, требуется денег на устройство предполагаемой школы». 24-го числа преосвященным Саввою получено было письмо из Харькова от протоиерея Тимофее Буткевича , который от 17-го мая писал: «Почтительнейше представляя при сем благосклонному вниманию Вашего Высокопреосвященства составленную мною книгу «Историко-статистическое описание Харьковского Кафедрального Успенского Собора», осмеливаюсь просить Вас, Милостивейший Архипастырь, принять ее от меня в знак моего глубочайшего благоговения к особе Вашего Высокопреосвященства. Милостивого Архипастыря и Отца – нижайший послушник». В тот же день получено преосвященным письмо из Ярославля от преосвященного Ионафана: «Приношу Вашему Высокопреосвященству сердечную благодарность за поздравление меня с Высочайшею наградою и благожелания. Не забудьте меня, – помолитесь обо мне особенно тогда, когда поставят деревянный крест над моей могилой. Строки сии я пишу в Ростове по получении Вашего письма. Из Ростова предполагаю побывать в Москве и на родине Орловской губернии». 25-го числа преосвященный Савва получил письмо из Сергиева Посада от профессора Академии Ив. Ник. Корсунского, который, от 22-го мая, писал: «Теперь только могу исполнить одно из выраженных Вами на Пасхе желаний, – касательно отзыва о Вашей учено-литературной деятельности. По возвращении из Твери, я исправил отзыв по Вашим указаниям и дополнил его подстрочными примечаниями по местам, а затем отдал в переписку. В переписанном виде отзыв мною же послан был Членам Комиссии и ими подписан, для представления в Совет. Владыка 456 еще до заседания Совета спрашивал о. ректора 457 : «что же дело о докторстве преосвященного Саввы?» О. ректор сказал, что сегодня (это было именно 19-ое мая) оно будет обсуждаться. На совете мне же, как автору, и предложено было читать отзыв. Отзыв нашли составленным очень хорошо, и только маленькие в нем предложены были поправки. В этом виде отзыв теперь переписывается и вносится в журнал Совета, который на днях препровожден будет ко Владыке-Митрополиту, а затем и пойдет ходатайством в Св. Синод. Вместо копии, согласно желанию Вашего Высокопреосвященства, долг имею препроводить к Вам под бандеролью самый подлинник отзыва, мною составленного, в котором только подписи в конце не собственноручные».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

80. стр. LV+108+XIII). Интересные исторические справки, обстоятельные примечания, биографические очерки лиц, и проч., принадлежащие перу редактора и издателя, т. е. преосвященного Саввы, всюду сопровождают эти его издания, представляя собой необходимый учёно-критический аппарат к изданиям и весьма большую важность для читателя их и исследователя, ими пользующегося, причем нередко открываются совсем новые виды в области исторической и археологической, проливается новый свет на многие исторические лица и события, исправляются и изменяются взгляды, дотоле существовавшие и уже утвердившиеся в науке, даются новые точки отправления в научных исследованиях. Такие высокие личные достоинства почившего и многочисленные архипастырские подвиги, а равно весьма важные учёно-литературные труды его не могли не обратить на себя внимание и Высшего Начальства и общества, особенно разных учёных учреждений. Сверх помянутых нами выше знаков такового внимания, мы еще из многого укажем на следующее немногое в этом отношении. В 1878 году 8 марта за поднесение Её Величеству, в Боге почившей Государыне Императрице Марии Александровне экземпляра Воспоминаний о высокопреосв. Леониде объявлена была преосвященному Савве Высочайшая благодарность. То же было и в 1883 году – за поднесение Его Величеству, в Боге почившему Государю Императору Александру Александровичу, Указателя для обозрения патриаршей ризницы, в 1886 г. – за поднесение Его Величеству Писем Митр. Филарета к архиепископу Алексию, и т. д. Между тем еще 20 апреля 1880 года преосвященнейший Савва, во внимание к долговременному, отлично-усердному служению и попечительному управлению вверяемыми ему паствами, возведен был в сан архиепископа. В 1883 году, по случаю коронации, в совершении которой преосвященный Савва участвовал по особому назначению и к которой он собственно и приготовил помянутые выше свои Воспомиания о коронации 1856 года, он Всемилостивейше пожалован был орденом св. Александра Невского, а в 1887 году, «За долговременное архипастырское служение и за особый труд главного руководства собранием и изданием в свет письменных творений приснопамятного святителя Московского Филарета», Высочайше пожалован бриллиантовыми знаками сего ордена; в 1892 году, по случаю исполнившегося тогда 50-летия его служения в священном сане он пожалован был орденом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Пользуясь сравнительным спокойствием и досугом среди занятий на Харьковской кафедре, преосвященный Савва, издавна усматривавший, как мы знаем, особенно ясные следы попечения о себе промысла Божия, записывавший более замечательные случаи и события своей жизни и бережно хранивший все письма и бумаги какие получал из разных мест и от разных лиц и учреждений, задумал привести все свои воспоминания о пережитом и все эти бумаги и письма в строгий хронологический порядок, составить автобиографические записки; а когда в конце 1876 года неожиданно скончался давний и испытанный друг его архиепископ Ярославский Леонид, он решил, с помощью этих автобиографических записок своих и на основании многочисленных писем к нему преосвященного Леонида, восстановить нравственный образ последнего в своих о нем Воспоминаниях, и так как, наконец, в жизни как его собственной, так и особенно преосвященного Леонида большое значение имел святитель Филарет Митрополит Московский, то это же самое навело его и на мысль о собрании, по возможности, всего, относящегося к многолетней жизни и многообразной деятельности сего святителя. Так задуманы были те капитальные труды и издания преосвященного Саввы, которые увидели свет в печати уже в бытность его на Тверской архиерейской кафедре. Назначенный на Тверскую епархию 23 апреля 1879 года, преосвященный Савва прибыл в Тверь 8 июня того же года. Тверичи уже были предупреждены о своем будущем архипастыре отзывом святителя-подвижника, высокопреосвященнийшего Митрополита Киевского Филофея († 1882), 19 лет управлявшего Тверской паствой, его чтившей и любившей. „Слава Богу! – заметил владыка Филофей при вести о назначении преосвященного Саввы Тверским архипастырем. – Я рад за Тверскую паству; ей Господь дает пастыря доброго-доброго; я его хорошо знаю“ 43 . И действительно, все время свыше семнадцатилетнего управления преосвященного Саввы Тверской паствой, как и прежде, ясно показывало, что в лице его являлся „добрый-добрый» человек, благостнейший архипастырь, всегда готовый от благаго сокровища своего износить благое, в обилии в нем заключавшееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– И сам владыка познал сиротство. – Отец его умер рано. Рано умерла и мать. Владыка Савва писал об этом: «Ее болезнь была последствием ее чрезмерной материнской любви ко мне. Матушка почти каждую неделю… посещала меня в Шуе (в училище). И как-то, когда она возвращалась домой из Шуи со своей теткой, среди пути застигает их грозная туча с градом, на несколько верст покрывшим землю; и они, бедные, промокшие до костей, должны были, босые, идти по земле, покрытой градом. Моя мать, не отличавшаяся крепким телосложением, не вынесла такого путешествия, от чего и умерла вскорости». Одиннадцатилетний Иван остался круглым сиротой. «Пока тело усопшей находилось еще в доме, мне не верилось, что мать моя умерла; но когда вынесли ее из дому, совершали над нею отпевание и опускали гроб в могилу, я почувствовал тяжесть лишения столь дорогого для меня сокровища и предался неутешному плачу». В энциклопедии таких подробностей не встретишь, их можно узнать только из архивных материалов. И прочувствовать переживания человека. Когда, овдовев, отец Иоанн Тихомиров поступал в академию, он познакомился со священником, тоже рано овдовевшим. Он пишет: «Вчера был у меня саратовский священник (по семинарии старше меня курсом), который приезжал тоже в Лавру и с такими же видами, как и я, оставив притом трехлетнего сына на попечение тещи; чего, впрочем, не сделал бы я, если бы у меня жив был Миша ». Тут его позиция, его отношение. Он своего сына никому бы не доверил. О ректорах и ревизорах – Какие еще черты характера вы бы отметили у владыки? Владыка Савва смело защищал обижаемых, не боясь гнева вышестоящих. В «Хронике» описывается такая история. В Тверскую семинарию с ревизией приехал инспектор из Петербурга и составил нелестный отзыв. Владыка Савва получил следующее письмо: «Новый ревизор пронес Вашу семинарию не скажу как зло, а как учреждение, не имеющее твердого руководства, в котором свои выгоды преобладают над выгодами образования и воспитания. Сообщено, что Ваши воспитанники грубы, невоспитанны, спят на грязных постелях и никто будто бы этого не видит. Как известно Вам, теперь у нас школолюбие. А в Вашей семинарии эта статья будто бы очень хромает; думаю, что Вашему ректору не поздоровится».

http://pravoslavie.ru/102844.html

В ответ на это письмо, преосвященный Савва писал Георгию Пасхалиичу: «В последнем письме своем от 25-го минувшего мая Вы просите прощения в долгом молчании своем: тем охотнее прощаю Вам эту вину, что я сам много виноват в том же, как пред Вами, так и пред многими другими моими знакомыми. И в этой вине не обещаю даже и исправления. Мои лета, мое слабеющее зрение, а между тем умножающиеся со дня на день служебные дела и заботы лишают меня всякой возможности поддерживать частую корреспонденцию; в настоящую же пору я лишен даже помощи моего Викария. Он командирован, по распоряжению Св. Синода, в Оренбург для управления епархией, по случаю болезни тамошнего епископа, и не знаю, возвратится ли оттуда? Если Вы не исполнили и не можете исполнить своего обещания относительно описания Вашего маршрута в прошедшем году от Твери до Бухареста и доставления мне списка Ваших печатных трудов, то и не озабочивайте себя этим. Требовать сего от Вас я не имею никакого права. В конце сего месяца я ожидаю к себе доброго гостя – ново начального инока, о. Арсения. Он телеграфирует мне из Ярославля, где гостит у своего брата – военного врача Стадницкого. При собеседовании с ним вспомним и Вас». 1 июня преосвященный Савва получил письмо из Витебской губернии от священника Владимира Сорочинского следующего содержания: «Осмеливаюсь смиреннейше просить Ваше Высокопреосвященство простить меня и благосклонно призреть на мое слезное прошение. Я взыскан милостью Вашего Высокопреосвященства и принял от святительских молитв и руковозложения благодать Священства в 1873 г. в Витебском Кафедральном соборе и с тех пор беспорочно стараюсь нести благое иго Священства до сего дня. Много в моей земной жизни произошло перемен: я осиротел и овдовел, и теперь все старание свое направляю к тому, чтобы соблюсти себя чисто и непорочно в доброй жизни. Но силы мои духовные немощны, слабы, а путь опасен и тернист. Припадаю к стопам Вашим и умиленно прошу Ваше Высокопреосвященство помогите мне Вашими святительскими молитвами в моем христианском намерении, вспомните меня молитвенно при священнодействии святой литургии, и в знамение благословения пришлите или св. крест или икону, дабы я ежедневно, взирая на знамение Вашего ко мне благословения, вспоминал святые заветы Вашего Высокопреосвященства и оберегал бы себя от действий лукавого».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Не слишком ли дерзостны мы в своих притязаниях и расчетах на Вату благосклонность? Будьте милостивы, скажите о сем Ваше слово, которое для меня будет законом, и я, пока переписывается один экземпляр выбираемого, еще мог бы поправить дело исключением из выбранного некоторых названий. Мое заявление о результатах выборки в заседании Совета 13-го сего октября вызвало неописуемый восторг и глубочайшую благодарность Вам за сей щедрый дар“. В ответ на письмо Ив. Ник. Корсунского, Преосвященный Савва писал: «Извините, что нескоро отвечаю на Ваше письмо от 16-го числа. Причина тому праздник и особые торжественные случаи у нас. Имеющиеся у меня издания Общества любителей древней письменности и Палестинского Общества, без сомнения, должны принадлежать академической библиотеке. Вообще, все, что найдено будет для академической ученой корпорации нужным и полезным из моей библиотеки, – все это заносите в свой список. Но я не понимаю, или не помню, какие в моей библиотеке имеются рукописи, которые Вы называете редкими или дорогими. Назовите мне их. Оставленных Вам для семинарской библиотеки 2500 названий книг, думаю, весьма достаточно. Семинария и за это количество должна быть признательна». Преосвященный Савва получил 1-го Ноября письмо из Сергиева Посада от И.Н. Корсунского , который от 30-го 1893 г. Октября писал: «Ваше милостивое писание от 25-го сего октября, разрешив мои и моих сослуживцев по Академии недоумения касательно книг Вашей библиотеки, исполнило радостью сердца наши. Да ущедрит Господь Вас своею милостью за Вашу любовь и милость к чтущей и любящей Вас Академии! Неизгладимую память оставляете Вы в Вашей и нашей alma mater и всегдашнею глубокою благодарностью будет к Вам исполнена Академия за Ваш щедрый дар; ибо каждая книга Вашей библиотеки будет напоминать пользующимся ею Ваше имя. Мне уже поручено к следующему заседанию Совета приготовить как форменный доклад об изъявлении Вашей воли, так и проект выражения Вам благодарности от имени всего Совета. Ваше Высокопреосвященство изволите спрашивать, какие рукописи Вашей библиотеки я называю редкими и дорогими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Испрашивая себе Вашего Архипастырского благословения, с отличным почтением и совершенною преданностью имею честь быть». 30-го числа Преосвященный Савва из Константинополя от настоятеля посольской церкви архимандрита Арсения получил письмо следующего содержания: «Приношу мою искреннюю благодарность за подарок Ваш – Сборник писем духовных лиц XVIII века к Преосвященнейшему Арсению. О своем житье скажу, что отдыхаю и благодушествую, наслаждаясь прекрасною природою на даче, куда мы на днях только переехали. Весна и у нас стояла довольно холодная, но зато в настоящее время погода восхитительная, и я наслаждаюсь ею, прогуливаясь в роскошной зелени нашего обширного сада среди цветов и слушая пение соловьев, которые поют даже ночью под моими окнами. Благодарю Вас за приглашение на лето в Тверь; для меня было весьма приятно провести прошедшее лето в Твери, и нет сомнения, что с таким же удовольствием провел бы и нынешнее, если бы поехал; но я решился нынче остаться здесь, чтобы не злоупотреблять благосклонностью тех, которые ко мне здесь так расположены. В здешней патриархии особенного ничего не слышно, разве сказать только, ех – патриарх здешний И...., проживающий на Афоне, затевает с эллинским лукавством ажитировать против русских Афонцев, конечно, не без сочувствия здешней патриархии, подтверждая непреложную истину, что греки не любят ничего русского кроме русских денег, и что русские крупные подачки здешним сребролюбцам только раздражают и увеличивают алчные аппетиты эллинские». 23-го июня Преосвященный Савва получил письмо от профессора университета Алексее Степановича Павлова 383 , который от 22-го июня писал: «В присланном мне Вами новом труде Вашем – «Сборник писем к Преосвященному Арсению» вижу знак Вашего неизменно-доброго расположения к моему недостоинству и вместе доказательства неоскудевающей бодрости Ваших духовных сил, несмотря на удручающие Вас телесные немощи, о которых с прискорбием слышу с разных сторон. Высшему начальству угодно было нынешнею весною послать меня в Киев председателем юридической испытательной комиссии. Там провел я полтора месяца (с 15 апреля по 1-й июня). Виделся с Владыкою митрополитом 384 : он очень постарел, и известный органический недостаток его речи сделался теперь еще заметнее. На другой день по приезде из Киева должен был ехать в Петербург к Министру с докладом об экзаменах, происходивших под моим наблюдением. Разные домашние дела, от которых имею немало скорбей и которые побуждали меня спешить возвращением, не дозволили мне на возвратном пути заехать к Вам, чтобы лично поблагодарить за упомянутый Ваш дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Недавно вышло из печати курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , о котором я говорил вам во время вакации. Чем с большим нетерпением ожидали все этого творения, тем менее, кажется, удовлетворило оно общему ожиданию. Биография святителя написана, правда, довольно интересно; но разбор его сочинения уже чересчур учен, чтобы не сказать – сух, так что ни у кого почти не достает терпения прочитать до конца все сочинение. Впрочем, это в духе нашей академии, которая всегда отличалась ученостью и утомительной сухостью, хотя этого и нельзя поставить ей в укор. Киевская академия – совсем иное дело; там господствует противоположное направление. Да! Прочитали ли вы гомилетику Амфитеатрова? Вот самый лучший образец всего направления Киевской академии. Ну, что, как она вам нравится? Прошу высказать о ней ваше суждение». 30 ноября получено было мной в ответ на это письмо от о. Михаила Граменицкого от 12/26 числа послание следующего содержания: «Господь Бог да подкрепляет вас Своею благодатью на поприще подвигов иноческих и на стези просвещения умственного! После отправления вашего доселе я и семейство мое здоровы. Проводив вас, ужасную почувствовал тоску и скуку, как будто чего-то я лишился, или что-то потерял; даже и теперь как только войду в светелку, тотчас воображаю видеть вас: но вместо того на самом деле вижу гвоздики, где висели ваша камилавка и шляпа. На целую жизнь вы обязали меня благодарной памятью за ваше посещение. Вполне чувствую, что вы это сделали по искреннему ко мне расположению, и уверен, что это ваше расположение не изменится. Дети мои часто вас поминают, особенно Дмитрий каждый день толкует: мы летом-то купались с отцом Саввой, лето придет, отец Савва приедет, опять пойдем купаться, а девчонок не возьмем; и часто опрашивает: куда уехал отец Савва? Далеко ли? К кому? Когда приедет к нам? Московские родные приглашают меня осенью к себе побывать: может быть, не соберусь ли. Дела мои теперь все закончены: нажатый хлеб перемолоть, только разъезжаю каждый день по деревням с крестиками, с молитвою и св. дарами, а вечерами кое-что читаю, пишу и шалю с ребятишками. Елизавета читает. Подаренную вами книгу выпросил для прочтения отец благочинный, который ко мне в прежних отношениях. Не наскучил ли я вам, друг мой, своего болтовней? Извините меня, от избытка сердца уста глаголют. Но оставив это, скажу вот что:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010