И надобно вам доложить, что в западном крае отношения епархиального начальства к гражданскому несравненно многосложнее и запутаннее, нежели во внутренних губерниях. Нужно ли созидать и исправлять храм Божий: без гражданского начальства ни начать, ни совершить этого дела нельзя, потому что денежные средства, отпускаемые на этот предмет от казны, в его руках. Строить ли нужно вновь или исправлять разрушающиеся постройки того или другого сельского причта: без гражданского начальства обойтись никак нельзя. Требуется ли взыскать с прихожан в пользу священника, так называемые, обработочные за землю деньги: надобно кланяться мировому посреднику, или, в случае неудовлетворения с его стороны, губернатору. – Раскольничьи ли наставники вторгаются в православную паству, или ксендзы – хищницы прелазят во двор овчий и нет иной защиты от этих лютых волков, кроме власти полицейской. Хорошо, если эта власть сколько-нибудь сочувствует делу православия: но, большей частью, случается видеть противное». Во втором письме от 14 апреля, после приветствия преосвященного со светлым праздником Воскресения Христова и со днем его ангела (16-го числа), я писал ему: «На сих днях получены мною из вашей канцелярии некоторые приношения в пользу церквей, вверенной мне епархии, как то: священные сосуды и две перемены воздухов, из коих одна, с вышитыми надписями, очень кстати употреблена была мною при литургии в Вел. четверток. К сожалению, мне неизвестно было имя жертвователя, или жертвовательницы этих вещей, дабы оное могло быть молитвенно вознесено пред престолом Божиим. Если вашему преосвященству известно имя жертвователя, прошу вас покорнейше передать ему мою искреннюю благодарность за приношение. Высоко-Петровский о. казначей пишет мне, что ваша сестрица Олимпиада Васильевна доставила ему, для пересылки ко мне, шелковую материю для напрестольной одежды и 10 руб. деньгами на покупку принадлежностей к этой одежде. Приношу Олимпиаде Васильевне мою душевную благодарность за ее благое дело благотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь 20 августа 2019 г. 16:10 20 августа 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . В поездке Святейшего Владыку сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, глава Кемского муниципального района В.М. Беляков, а также наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) и братия обители. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Поклонившись честным мощам основателей Соловецкой обители, Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец наместник! Дорогие братья! Дорогие братья и сестры! Всегда вхожу с особым чувством под своды храмов сей святой обители, которая прославлена подвигом иночествующих, подвигом человеческого духа и великой силой, которую Господь дает тем, кто с верой обращает к Нему свою молитву. В этих очень сложных для проживания условиях, в полном уединении, лицом к лицу с бурями, штормами, снегопадами, во времена, когда еще не было налаженных связей с окружающим миром, здесь трудились иноки Божии. Они созидали свой внутренний мир, однако красота, которую Господь дарует каждому живущему с верой в сердце, не может оставаться только внутренней красотой, но изливается вовне.

http://patriarchia.ru/db/text/5487620.ht...

II. Григорий Угринович, 15. Виктор Дерманский. Михаил Тодорцев. Иван Павловский. Федор Харжевский. Егор Морозов. 20. Михаил Мочульский 1-й. Михаил Беззабава. Василий Заводовский. Алексей Бычковский. Феодор Гуковский. 25.Иван Любинский. Андрей Пасхалов. Николай Пухальский. Григорий Артасевич. Николай Кокошинский. 30. Владимир Жуковский. Иван Матковский. Прохор Левитский. Михаил Сорокин. ИванВоскресенский. 35. Михаил Мочульскийи 2-й. Николай Ивченко. Андрей Лосиевский. Агафангел Луговенко. Евфимий Березов. 40. Василий Слотвинский. Василий Васютинский. Филарет Синьковский. III. Василий Иващенко. Михаил Шарков. Петр Загоруйченко. Констан. Матковский (не причилен к разряду, не был на экзамене). Василий Гавеля (не причилен к разряду, не был на экзамене). Терентий Россиков (не причилен к разряду, не был на экзамене). Иностранцы: I. Петр Генчев. Христо Меленкович. Иван Гузелев. II. Димитрий Богитевич. Стефан Златьев. Христо Заховский. 1868/9 I. Илья Савинский. Мочульский Порфирий. Попельницкий Димитрий. Русаневич Василий. 5. Чехович Савва. Клопотов Николай. Афанасьев Иван. Белинский Димитрий. Добровольский Егор. 10. Мочульский Димитрий. II. Утулов Феодор. Волков Иларион. Пирожный Александр. Бабура Иван. 15. Брадучан Александр. Лфвнцкий Федот. Шеларь Феофан. Жадановский Лев. Карабинович Николай. 20.Смирнов Григорий. Жежеленко Николай. Карабинович Александр. Балдинский Василий. Жадановский Александр. 25. ВасютинскийВиктор. Загоруйченко Петр. Добровольский Николай. Диковский Константин. Говедарица Стефан. III. Шеларь Александр. Сербин Николай. 1870 I. Зубачевский Василий. Ханичковский Павел. Добрицкий Лев. Григорович Димитрий. 5. Здоров Георгий. Диаковский Иван. Луговенко Агафангел. Стратонов Владимир. Пивоваров Леонтий. 10. Кокошинский Николай. Ульяницкий Григорий. Петрушевский Василий. 13. Намичей-Швили Николай. 1871 I. Евгений Шпаковский. Михаил Зиоров. Василий Радионов. Иван Таранец. 5. Феодот Таранец. Михаил Вержбицкий. Симеон Грушевой. II. Евгевий Дуброва. Феодор Тимковский. 10. Игнатий Вергелесов. Яков Булгаков. Димитрий Коцюбинский. Исаак Похвалитов. Василий Михайловский . 15. Димитрий Петрушевский. Иван Синицкий. Яков Волошенко. Михаил Франкевич. Иларион Звелиндовский. 20. Василий Клопотовский. Юлиан Корчинский. Даниил Беликов. Яков Фомицкий. Петр Боцаренко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братья написали свой ответ на греческом языке, который на Печатном дворе, под редакцией Евфимия, был переведен на славянский  . «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым» — так озаглавили авторы свое сочинение  и подчеркнули, что написано оно по приказу обоих царей, царевны Софьи и по благословению патриарха. Из этого видно, что в ноябре 1688 г. в богословском споре принял участие и глава Русской Церкви. Но Медведев не был одиночкой. Например, священник по имени Савва Долгий с большим рвением распространял в Москве выдержки из «Манны» и списки с нее. Был еще некий диакон Афанасий, который в келье Медведева приготовлял эти списки и делал извлечения, а чтобы ускорить распространение сочинения, привлек себе на помощь еще нескольких переписчиков. На допросе певчий из Заиконоспасского монастыря показал, что зимой 1687/88 г. «к нему–де, Селиверстку, приезживали многие знатные люди (вероятно, какие–нибудь бояре. — И. С.) и гостинныя сотни… а разговоры–де у них бывали о словах Христовых» (то есть о времени преложения)  . Из этих кругов, либо разделявших воззрения Медведева, либо проявлявших к ним определенный интерес, вышло еще одно сочинение, под названием «Обличение на новопотаенных волков», автор которого яростно полемизирует с «темнообразными иноземцами» (то есть Лихудами), используя бранные слова, вроде «бешеные собаки», «скверные нетопыри», «слепые совы», «неукротимые на Христовы овчата волки». После достаточно пространного вступления автор излагает римо–католическую доктрину, опираясь в основном на южнорусские сочинения  . Хотя братья Лихуды автором «Обличения» считали Медведева, это едва ли так. Язык сочинения, множество ругательств, цитаты из южнорусских писателей — все это говорит против авторства Медведева, это не соответствует ни его характеру, ни стилю его работ. Даже монах Евфимий назвал автора этого сочинения «безымянником». Медведев в ту пору занят был работой над своим собственным полемическим трудом, предназначенным для опровержения утверждений «Акоса», очень ясно и отчетливо излагавшего православное учение о времени преложения, с широким использованием богословской литературы, ибо братьям–грекам нельзя отказать в богословской образованности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

После обеда, который был приготовлен в доме благочинного Щербова, я отправился в 5 часов по полудни, по железной дороге, в г. Режицу. В одном поезде со мной ехал в Петербург священник Брюссельской посольской церкви Белороссов, родом из Новгородской епархии. Он чрез кондуктора испросил дозволение войти ко мне в вагон, чтоб принять от меня благословение. Я, разумеется, очень охотно принял его и провел с ним несколько минут в беседе. Оказалось, что он ехал в Россию для сбора подаяний на построение в Брюсселе новой православной церкви, вместо тесной домовой; особенно значительные требовались средства на приобретение для церкви земли, которая в Бельгии непомерно дорога 644 . В 7 ч. 20 м. прибыл я в г. Режицу и остановился в доме Градского Головы и соборного старосты, купца Луки Иван. Масленникова, в марте 1870 г. присоединившегося из раскола к православнию. Вечер проведен был в беседе с хозяином и некоторыми лицами из посторонних. На следующий день, 3-го числа, выслушавши утром в своей квартире вечернее и утреннее богослужение, в 10 часов отправился я в собор для совершения литургии. В числе служащих со мною был священник и благочинный единоверческих церквей Псковской губернии Константин Голубев, известный издатель журнала, «Истина». Голубев, ученик и последователь Павла Прусского , уроженец Режицкого уезда, и потому он пользуется известностию и уважением у здешних – как раскольников, так и воссоединившихся с церковию. Некоторые из последних имеют его даже своим духовником, в том числе и семейство купца Масленникова. Мать последнего, незадолго до моего прибытия в Режицу присоединившаяся к православию, пожелала при архиерейском священнослужении причаститься св. Таин, и для ее исповеди нарочито приглашен был из Пскова священник Голубев. После литургии в доме купца Масленникова был обед, к которому были приглашены некоторые из режицких раскольников; были за столом даже и евреи. После обеда подана была мне из Витебска от Протоиерея Волкова телеграмма весьма неприятного содержания. «В Витебске, – извещал меня О. Волков, – сильный пожар; сгорел подвинский квартал до Успенского Собора. Грозила великая опасность Рынковой (Воскресенской) церкви, но миновала».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Николай Семенович Волков, бывший совоспитанник мой по академии 963 , а теперь помещик Симбирской губернии. Он очень близок был к покойному преосвященному Леониду; поэтому я счел нужным подарить ему свою книгу: «Воспоминания о преосвященном Леониде», в уверенности, что это будет для него приятный дар; он же в свою очередь обещал доставить мне свои воспоминания о преосвящ. Леониде, но обещания своего не исполнил. Вл. Павл. Мордвинов, вице-директор канцелярии Св. Синода. Он рассказывал, между прочим, о своих впечатлениях вынесенных им из посещения Рима в 1873 г. Плодом этого путешествия в Рим была изданная в 1875 г. книга, под заглавием: «Путеводитель православных поклонников по городу Риму и его окрестностям». 19 ч. В 3-м часу пополуночи я разбужен был синодским курьером, привезшим от Обер-Прокурора повестку с извещением о приглашении к Высочайшему обеденному столу в Грановитой Палате, к 6½ часам пополудни. В 9-м часу приехал ко мне преосвященный Владимирский Феогност и просидел до половины 12-го. Много беседовали мы с ним о разных церковных делах; между прочим, он рассказывал о причине перемещения в Тверь Экзарха Грузии, архиепископа Евсевия (похищение у него известною особою 30,000 рублей); и о епископе Иоанне Алеутском. О последнем сказывал, что он, во время пребывания в Сан-Франциско, просил у Синода разрешения иметь в своем доме женскую прислугу, по причине крайней дорговизны прислуги мужской. От преосвященного Феогноста в первый раз узнал я о главном виновнике моего назначения на Полоцкую Епархию в 1866 г.: это – бывший Обер-Прокурор Св. Синода А. П. Ахматов. Он указал на меня Высокопреосвященному Митрополиту Исидору, как на кандидата наиболе-де пригодного для этой кафедры, и это сделал он, конечно, с дрбрым намерением. В 5 часов был я у К. П. Побдоносцева: поднес ему экземпляр вновь изданного мною Указателя Моск. Патриаршей Ризницы и вручил ему еще два экземпляра для поднесения Государю и Государыне. Затем был у Новгородского Владыки Исидора и поднес ему икону Тверских Чудотворцев, и экземпляр Указателя: тот и другой дар приняты благосклонно. При этом высокопреосвященный повторил мне свое намерение мимоездом из Москвы остановиться в Вышневолоцком женском монастыре и совершить там литургию, для чего он испрашивал у меня, на основании Церковных Канонов разрешения. Я не только изъявил на это согласие, но и просил у Его Высокопреосвященства соизволения сопутствовать ему туда; он не соизволил на это, сказав, что игумения будет затруднена в приеме гостя в присутствии своего епархиального архиерея. Резонно…

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Синода выбираются очень молодые? Если с тем, чтобы неусыпно работали для блага Церкви, то это хорошо; а если с целью робкого молчания и усердного подписывания протоколов и журналов синодских, то это, кажется, небезопасно для Церкви. Молодость хороша и умом гибка, речь ее цветиста и складна, но опытность и дело полезнее красивого слова. Невольно вспомнишь слова приснопамятного митрополита Филарета, взятые им из Сретенского канона и написанные в письме к митрополиту Серафиму 364 : «утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею Кровию!» Мы, здесь, на восточной дали, следим, наблюдаем и дожидаемся, что будет с серией иноков, поступивших в различные академии с кораблей, с разных военных позиций, с университетских скамей и с представлением аттестатов гимназической зрелости? Из речи Ректора Академии, при пострижении моряков, не видно, чтобы они готовились разделять с нами кусок братского – наставнического хлеба, а указывается им путь начальственный, многотрудный, но славный и сытный. Эта серия иноков, лет через десять и даже менее, очевидно, вооружась жезлами правления, воссядет на кафедрах архиерейских, на всем протяжении Востока и Запада. Веруем, впрочем, что Великий и Божественный Кормчий, Вечный Глава Церкви, не допустит крушения». 25-е число. Праздник Рождества Христова. Служил в кафедральном соборе и затем по обычаю принимал поздравления. Из множества поздравительных писем, присланных с разных сторон, помещаю здесь немногие. А именно: писали из Витебска преосвященный Антонин и кафедральный протоиерей В.И. Волков. Вот что писал от 22-го числа преосвященный Антонин: «С чувствами глубокого уважения и совершенной преданности приношу Вашему Высокопреосвященству поздравление с приближающимся праздником Рождества Христова, усердно моля Христа Спасителя, да сподобит Он Ваше Высокопреосвященство встретить и провести дни сего великого праздника в совершенном здравии и в полной радости. Владимир Карлович Саблер и до сего времени не отвечает на мое письмо, в котором я изъяснил ему общее желание православных христиан Полоцкой епархии, чтобы святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, – прося вместе с сим внимания Его Превосходительства к сему желанию и возможного содействия исполнению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Долго мне будет памятен прошлый 1888 год – високосный. Дочь выдал замуж, трех племянниц за священников, в Иерусалим съездил, серебряную свадьбу довольно светло, семейно отпраздновал и XX­V-лemhuй юбилей священства совершил прилично не без больших денежных расходов: всюду требовался карман, а он у меня не бездонный и не особенно поповский». В ответ на это писал я от 11 числа: «За ваш оригинальный дар – символико-идиллическую картину (изображение пастыря со стадом овец, угрожаемых нападением волков) приношу Вам искреннюю благодарность, а от меня за поэтически­ художественное произведение прошу принять в воздаяние прозаический плод моих посильных трудов (письма М. Филарета). Простите, что я не приветствовал Вас с совершившимся двадцатипятилетием вашего пресвитерского служения: это произошло от моего неведения о таком знаменательном в вашей жизни событии. Позвольте теперь восполнить это опущение моим сердечным поздравлением, с искренним желанием Вам от Господа благодатной помощи на дальнейше плодотворное служение церкви Божией. «Русский Паломник» я получаю, и с интересом буду следить за появлением в нем ваших статей о путешествии вашем в Палестину. Призывая на Вас и на семейство ваше Божие благословение, с искреннею к Вам любовию и душевным уважением остаюсь»... 12 ч. послан мною экземпляр изданной мною книги: «Письма Митрополита Филарета к Высочайшим Особам и пр.» преосв. Вениамину, архиепископу Иркутскому 680 , с Старицким помещиком Поздняковым, отправлявшимся в Восточную Сибирь на службу. 15 ч. Воскресенье. Служил в своей Крестовой церкви и возвел в сан игумена строителя Успенской Могилевской пустыни, иеромонаха Арсения, назначенного настоятелем Троицкого Селижарова монастыря. При вручении ему игуменского жезла сказана была мною следующая краткая речь: «Всечестный о. Игумен Арсений! Врученный тебе жезл сей да будет для тебя сколько знамением начальственной власти, столько же и символом вышней благодатной силы, по реченному: «жезл силы послет ти Господь от Сиона». Под осенением этой благодатной силы вступи на новое поприще твоего служения и пользуйся своею начальственною властию ко благу новой, вверенной тебе духовной паствы. Заблуждающих вразумляй, согрешающих исправляй и всех руководи и направляй на пути спасения добро­рассудными советами, кроткими, отеческими наставлениями, а наипаче примером своей неукоризненной, доброй и благочестивой жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Литургию на родине св. равноап. Константина Великого Ниш, 6 октября 2013 г. 6 октября 2013 года, в день Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, состоялось основное событие общеправославного празднования 1700-летия Миланского эдикта. Божественная литургия была совершена на площади перед храмом святых царей Константина и Елены в сербском городе Ниш, где родился святой равноапостольный Константин, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Богослужение совершили Предстоятели Поместных Православных Церквей: Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, а также Местоблюститель Митрополичьего престола Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон. Предстоятелям сослужили многочисленные сербские иерархи, а также члены официальных делегаций Поместных Православных Церквей, в том числе делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков. За богослужением молились Президент Республики Сербия Томислав Николич, представители сербского правительства, Президент Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Милорад Додик, посол Российской Федерации в Республике Сербии А.В. Чепурин, посол Украины В.Ю. Недопас, посол Белоруссии В.Н. Чушев, другие члены дипломатического корпуса и общественные деятели.

http://pravoslavie.ru/64705.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском храме Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря 29 мая 2016 г. 14:13 29 мая 2016 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, завершающий паломничество на Святую Гору Афон, возглавил служение Божественной литургии в Покровском храме Пантелеимонова монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Милетский Апостол, представитель Вселенского Патриарха на Афоне; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ; епископ Богородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий (Макиенко), духовник братии Пантелеимонова монастыря; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; насельники Пантелеимонова монастыря в священном сане. Предстоятелю Русской Православной Церкви также сослужили: великий архимандрит Константинопольской Церкви отец Виссарион (Комзиас); игумены и представители ряда Афонских монастырей: игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем; игумен монастыря Дионисиат архимандрит Петр; игумен монастыря Пантократор архимандрит Гавриил; игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей; игумен монастыря Григориат архимандрит Христофор; представитель монастыря Ставроникита иеромонах Филимон; представитель монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф; представитель монастыря Хиландар иеромонах Досифей; представитель монастыря Зограф иеромонах Пимен.

http://patriarchia.ru/db/text/4482564.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010