«Всем бых вся» (1 Кор.9:22) . Богоносная душа отца Саввы трепетала от безграничной любви ко всем христианам. Каждый приходивший был человеком, за которого Христос, движимый безграничной любовью, пролил Кровь Свою. Любовь была силой, руководившей душой духовника. Он не жалел ничего, когда нужно было спасать заблудших, растерявшихся, израненных, ослабевших, больных овец Христовых от волков и разбойников. В сердце духовника пребывали напечатленными слова библейские: «Заблудившее обрящу, и сокрушенное обяжу и немощное укреплю» ( Иез.34:16 ). Быть может, самое трудное в мире – отвергнуть широкую, удобную дорогу греха и стать в смирении и покаянии на узкий путь добродетели. Нужно бороться с самим собой, с миром и с теми темными силами, которые мешают достичь света. Потому и труд духовника столь тяжелый, столь изматывающий. Отец Савва очень хорошо знал, сколь нелегко разрешать людей от грехов, открывать внутренние раны, вскрывать греховные нарывы и гнойники. Знал он также, что не может быть исцеления, покаяния и прощения вины без изобличения этих грехов. Чтобы это действительно произошло, он, движимый любовью и состраданием к своим больным братьям, прикладывал все усилия. Когда впервые встречал посетителя, то, независимо от времени и часа, встречал добротой, с радостным и теплым сердцем. Конечно, целителю душ мрачное и нахмуренное лицо не подходит. Выслушивая исповеди, он никого никогда не торопил, не считался с собственной усталостью. Все, о чем думал он на исповеди – это диагноз болезни и ее лечение, покаяние грешника и решимость исправиться. Слова евангельские «ктому не согрешай» ( Ин.5:14 ) были у него всегда главными. Часто из комнаты, где исповедывал, он выходил на улицу. Он знал, что кто-то, возможно, бродит по каливе, не в силах принять душеспасительного решения. Чтобы помочь человеку в такой критический момент, нужно подойти к нему с любовью, убедить и подбодрить его и привести в гавань спасения. Когда он видел, что кому-то трудно открыть свои грехи, применял всевозможные способы, чтобы вселить в него мужество. На следующих страницах мы опишем некоторые из них. Даже и те сердца, которые представлялись замкнутыми на замок, ему в конце концов удавалось отпирать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В высшей степени зараженные такою болезнию, они избегают, как зла, всякого труда рук и, предаваясь сну, грезы сновидений называют пророчествами. Вождями этой ереси были Дадой, Савва, Аделфий, Ерма, Симеон и другие. Они не удаляясь от церковного общения, говоря, что Божественная пища, о которой сказал Господь Христос: " ядый Мою плоть и пияй Мою кровь жив будет во веки " , - и не вредит и не приносит пользы (Ин.66,54). Стараясь скрывать свою болезнь, они и после обличения бесстыдно запираются и даже чуждаются тех, которые думают согласно с их внутренними убеждениями. Литой, владыка церкви мелетинской муж, украшенный Божественною ревностию, увидев, что этою болезнию заразились многие монастыри, или лучше сказать, вертепы разбойников, сжег их и изгнал волков из стада. Так же всехвальный Амфилохий, которому вверено было пасти митрополию Ликаонии и который управлял всей областью, узнав, что эта язва перешла и в его край, восстал против нее и пасомое им стадо освободил от сей заразы. Знаменитый же Флавиан сделавшись антиохийским архиереем и узнав, что в Эдессе живут люди, заражающие своим ядом и соседей, созвал в Антиохию множество монахов и, запиравшихся в своей болезни, обличил следующим образом: он сказал, что обвинители их - клеветники, а свидетели против них лжецы, и между тем, ласково подозвав к себе Аделфия, который был уже в глубокой старости, предложил ему сесть возле себя и сказал: " Мы, старик, пожив на свете довольно долго, лучше изучили и природу человека, лучше узнали и ухищрения наших противников, демонов, да и на самом опыте изведали помощь благодатную. А эти молодые люди, еще не зная хорошо ничего подобного, неохотно слушают речи духовные. Так скажи мне, как понимать ваши слова, что из человека удаляется враждебный дух и поселяется в нем благодать Духа Всесвятого? " Очарованный этими словами, старик извергнул весь скрытый свой яд. Он сказал, что сподобляющиеся Божественного крещения не получают от него никакой пользы, но что одна усердная молитва изгоняет живущего в человеке демона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Но секретарь здешней консистории, недавно возвратившийся из Петербурга, сообщил мне, со слов Его Превосходительства, Владимира Карловича, что он находит неудобоисполнимым желание православных христиан Полоцкой епархии, на том основании, что если разрешено будет перенести из Киева в Полоцк мощи преподобной Евфросинии, то, по примеру Полоцкой епархии, и другие епархии станут просить о перенесении из Киевских пещер разных святых мощей, и Киевские пещеры, вследствие удовлетворения этих прошений, должны будут остаться праздными, между тем как они с самых древних времен служат местом пребывания св. мощей Угодников Божиих, по распоряжению, конечно, Промысла Божия. Вашему Высокопреосвященству известно, что эти суждения не новые. Они предусмотрены были и Вашим Высокопреосвященством и даже великим святителем, в Бозе почившим митрополитом московским Филаретом. Дело в том, что заботятся о Киевских пещерах, но не желают подумать о Полоцкой епархии... Великую силу имеет голос Владимира Карловича в делах синодального Управления, но, с благословения Вашего Высокопреосвященства и в надежде на милосердие Господа Бога, я дерзну сделать представления в Святейший Синод. Из уездных отделений Епархиального Братства поступают самые усердные просьбы – ходатайствовать о перенесении мощей преподобной Евфросинии. Если не в январе, то уж непременно в феврале, будут они представлены в Святейший Синод с моею усерднейшею просьбою по содержанию их. Губернатор наш, вообще руководящийся петербургскими мнениями, не присоединится к общему желанию. Но мы обойдемся и без него. Все другие начальствующие лица губернии не будут на его стороне». Протоиерей Волков от 23-го числа писал: «По поводу наступления праздников, вменяю себе в непременную и приятнейшую обязанность поздравить, – и поздравляю Вас с праздниками, и желаю Вам – паче всего – душевного спокойствия и утешения от праздничных Богослужений, затем доброго здоровья, которое в наши года весьма много зависит от душевного мира, а наконец и благ земных, в коих Вы пожелаете иметь удовольствие и отраду.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В академии царствует монашество. Управление в Академии идет плохо». Харьковский протоиерей А. Г. Щелкунов, в письме сво­­ем от 28 сентября, после приветствия и разных благожеланий, пишет: „Вы, конечно, знаете, что у нас теперь – всероссийская сельскохозяйственная выставка. Расположена она в Университетском саду, где построено более 50­ павилионов различной величины и формы, из которых некоторые весьма изящной отделки. Выставка – под покровительством Великой Княгини Екатерины Михайловны, которая прибыла в Харьков 22 сентября с дочерью и сыном. По случаю переделок в соборе, встреча Высоких гостей была в Университетской церкви; встречал Владыка и городское духовенство. 23 числа, в одном из преукрашенных павилионов выставки, Владыка, в присутствии Высоких гостей, совершил водосвятие и потом сказал речь с обращением, в конце оной, к Великой Княгине. За сим В. Княгиня объявила выставку открытою. Кажется, того ­же дня у В. Княгини был обед, на который приглашен был и Владыка наш. Квартирует В. Княгиня на Сумской улице в доме городского головы. Знаете­ ли Вы, что наш прекрасный Николаевский храм (по имени которого у нас –Николаевская площадь) уже не существует. Почему-то признан он тесным и неудобным и вандальски разрушен, к сожалению множества харьковцев. Но ни тесным, ни неудобным он не был, простояв 123 года, а был так крепок, что при разрушении его искры сыпались из-под ломов. Мне кажется, что затейники этого дела подвигнулись на сие теми соображениями и чувствами, какие побудили известного грека Герострата сжечь знаменитый некогда храм Дианы: попасть на страницы истории... На месте разрушенного храма заложен уже новый – обширнейший. Постройка его, говорят, должна обойтись тысяч в двести, а в наличности едва ­ли есть двадцать: не очевидное ли безумие»! 5­ числа получено было мною письмо из Витебска. Писал от 3­ числа кафедральный протоиерей В. И. Волков, в ответ на мое письмо от 25 сентября, при котором приложено было 50 рублей: «Совершенно неожиданно 30­ сентября получил я благостыню от Вас, за которую чувствительнейше благодарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Поглядывая на сутулившегося Петра Ивановича, шагавшего с каким-то неподвижным, отрешенным лицом, я про себя думал: взял бы я в руки охотничье ружье, будь у меня с ним связано такое? Непривычно веселел Петр Иванович, когда к нему из уезда заезжал старинный его знакомец Всеволод Саввич Мамонтов. Когда мне довелось коротко с ним познакомиться, то и я полюбил общество этого легкого, милого и деликатного человека незаурядной судьбы. Отец его — известный железнодорожный деятель и меценат Савва Мамонтов — разорился, когда сын уже втянулся в беззаботную жизнь обеспеченного и независимого отпрыска батюшки-миллионера. Женился он на бесприданнице-аристократке, держал псовую охоту, исколесил Европу и знал всех знаменитых певиц и певцов мира… Был на «ты» с Серовым и Шаляпиным. Не стало миллионов, но сохранились замашки. И Всеволод Саввич, как Стива Облонский, ходил в рестораны, где всего больше был должен, ждал удачи на бегах, головоломно изыскивал средства. При таком разгоне на жалованье инспектора страхового общества не удавалось, естественно, сводить концы. И все же Всеволод Саввич продолжал жить весело, не утратил хлебосольных замашек, щедрых своих привычек. Оставался по-прежнему любимцем любой компании. В женином неразделенном имении содержал — уже на паях с более везучими родственниками — стаю гончих с доезжачим, водил русских борзых, приносивших хозяину на садках если не деньги, то славу своей злобностью. Заслуженно прослыл великим знатоком гончих, орловских рысаков и… итальянской музыки. Возле этого начиненного любопытными рассказами собеседника нельзя было соскучиться. После революции выручили как раз самые разорительные привычки. Прежние друзья коннозаводчики — сосед по имению Яков Иванович Бутович в первую очередь — сосватали заслуженного беговика в Наркомзем. И Всеволод Саввич сделался управляющим Тульской государственной конюшни. А репутация знатока охотничьих собак вознесла славного борзятника в ранг кинолога — вершителя судеб четвероногого племени на всероссийских выставках.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

Имея в виду сие правило Вселенского Собора, предлагаю Консистории рассудить, следует ли допускать на будущее время существование помянутого выше обычая, и если не следует, то какие принять меры к прекращению оного». Но предложение это оставлено было, кажется, без последствий, и Консистория не придумала никаких мер к прекращению антиканонического обычая. 13-го ч. писал я в СПб. Главному Священнику армии и флота Протоиерею Петру Евдокимовичу Покровскому 687 : «Приношу Вашему Высокопреподобию мое душевное поздравление с новым годом и пожелание Вам на новое лето жизни мира, здравия и благопоспешения от Господа в Вашем многотрудном служении. Затем позвольте изъяснить Вам мою усерднейшую просьбу. Один из преданных мне протоиереев моей прежней Полоцкой паствы обратился ко мне со слезною просьбою и умоляет меня исходатайствовать пред Вашим Высокопреподобием о зачислении его кандидатом на настоятельское место при каком-либо из военных крепостных соборов, и, если бы можно было, при Динабургском. Побуждением к этому служит для него с одной стороны его необеспеченность при многочисленном семействе и трудность воспитания и образования детей, а с другой – более значительная, чем на епархиальной службе, пенсия. Протоиерей этот – настоятель Витебского градского Успенского собора и член Консистории Василий Волков. Человек он средних лет (ок. 50), даровитый, из лучших студентов Черниговской Семинарии, энергический, трезвый и в высшей степени исполнительный. С успехом может исполнять всякие начальственные поручения. Он при мне был градским благочинным, а теперь, по новому распоряжению Св. Синода, он, состоя Членом Консистории, должен был оставить эту должность. Если бы Вашему Высокопреподобию благоугодно было принять под свое покровительство рекомендованного мною Протоиерея о. Волкова, то я надеюсь, что он оправдает пред Вами мою рекомендацию. Могу ли я ожидать исполнения моей покорнейшей просьбы? В ожидании от Вас благосклонного ответа, имею честь быть»... На это отвечал мне о. Протоиерей от 19-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II Министр обороны Российской Федерации И. Родионов 4 апреля 1997 г. Сопредседателями Координационного Совета назначены Председатель синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями епископ Красногорский Савва (Волков) и заместитель начальника Главного управления воспитательной работы МО России генерал-майор Александр Черкасов. 1997 г., 26 сентября. – Федеральный закон. – О свободе совести и о религиозных объединениях Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство , ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 39. Ст. 4465. 1997 г., 23 декабря. Закон Республики Бурятия 610–1. – О религиозной деятельности на территории Республика Бурятия (извлечения) Настоящий Закон направлен на защиту конституционных прав граждан на свободу совести и свободу вероисповеданий... Статья 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Религиозная деятельность на территории Республики Бурятия осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Бурятии, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Бурятия и настоящим законом. Статья 6. СВЯТЫЕ (СВЯЩЕННЫЕ) МЕСТА 1. В соответствии с федеральным законодательством об особо охраняемых территориях представительные органы местного самоуправления Республики Бурятия по согласованию с Экспертно-консультативным Советом по делам религии при Правительстве Республики Бурятия вправе по предложению религиозных организаций объявить особо охраняемыми территориями местного значения места, объекты природного или искусственного происхождения, расположенные на соответствующих территориях, признаваемые той или иной конфессией святыми (священными) местами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Оказывать социальную поддержку военнослужащим (служащим), членам их семей, гражданскому персоналу, ветеранам войны, труда, Вооруженных Сил, МВД и других министерств и ведомств; – проводить совместные благотворительные акции и ритуальные мероприятия с целью оказания помощи семьям погибших воинов; – оказывать попечение оставшимся без родителей несовершеннолетним детям военнослужащих и служащих, погибших при исполнении воинского (служебного) долга. Реализация религиозных потребностей – Координировать совместные усилия по защите прав военнослужащих, служащих и членов их семей на свободу совести и вероисповеданий; – оказывать содействие нуждающимся инвалидам и больным из числа православных военнослужащих и служащих в доставке духовенства по месту и жительства или по месту пребывания для совершения Священных Таинств и других священнодействий Православной Церкви. Сотрудничество между Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Общероссийским общественным движением «Россия Православная» будет служить обогащению духовной жизни личного состава Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел и других силовых структур, способствовать воспитанию их и членов семей в духе христолюбивого воинства, любви к Отечеству, готовности к его защите, достижению в обществе взаимного понимания, терпимости и уважения, развитию гражданской ответственности, послужит на благо России и ее народов. Председатель отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями епископ Красногорский Савва (Волков) Председатель центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» А. Буркин 1998 г. 1999 г., 1 июля. – Положение о Координационном совете по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви (приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 1 июля 1999 г. 58) 1. Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви является консультативным органом, осуществляющим анализ, обобщение и распространение накопленного опыта в области духовно-нравственного и религиозного просвещения и воспитания подрастающего поколения, взаимодействие в вопросах научно-методического обеспечения процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях, разработку рекомендаций по развитию духовно-нравственного потенциала гуманитарного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1133 И. К. Мартенс, после личных собеседований со мною, изложил, наконец, свои мысли о занимавшем его предмете на бумаге, и вот что было им написано 7-го февр. 1878 г: «Вопрос пасомого пастырю (с соизволения последнего). Безсеменное зачатие Спасителя совершилось с одной стороны воздействием божеского начала, в другой отсутствием всякого нечистого движения в Той, Которой суждено было сделаться Матерью Богочеловека. Но из этого не следует, чтобы святость жизни Иисуса была необходимым последствием его чудесного рождения. Эта святость была следствием его свободной воли. Иначе какой смысл могли иметь разные события земной жизни Христа, предполагавшие нравственную в нем борьбу, как, например, искушение Его диаволом? Чудесное рождение от Духа Святаго и Девы было только отрицательным условием безусловной святости Иисуса. Таким способом явления в мир Он был поставлен в первобытное положение первых двух человек, в возможность выполнить призвание, Им первоначально предоставленное, и которое из состояния невинности должно было привести их к святости. Спаситель был свободен от препятствия, которое, по способу нашего рождения, мешает нам достигать той же цели. Но для того, чтобы возможность превратить в действительность, Иисус должен был постоянно располагать свободною волею и всецело посвятить Себя исполнению закона добра и Своего предназначения «исполнению заповеди Своего Отца». Таким образом, возможность нравственной борьбы не исключалась чудесным рождением, которое дало Спасителю только возможность не грешить». 1136 Речь напечатана в книге: «Речи, говоренные в разное время Саввою, архиеп. Тверским и Кашинским. Тверь. 1892, стр. 76–77. 1178 Подробный перечень литературн. трудов Крылова см. Истории Казан. Д. Ак. Знаменского кн. 3, стр. 435–438. 1184 Тело умершего архипастыря перевезено было, для погребения, в имение его – село Любашково, Витебской губернии. Вот как описывает обстоятельства этого погребения Протоиерей Витебского Успенского Собора В. Волков в письме своем от 8 февр. к племяннику моему П. И. Успенскому:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вчера я удостоен был посещения от его преосвященства 514 ; а после завтра буду иметь утешение служить с ним на Пятницком кладбище, по случаю поминовения его матушки. Летом наши свидания с преосв. Леонидом были очень редки; то он в служении, то на Угреше. Теперь, по милости дурной погоды, надеюсь видеться с его преосвященством почаще. А я, несчастный, в продолжена всей вакации, ни одних суток не провел за городом, на чистом воздухе. Виною этою были частью канцелярские дела, а более всего постройки и поправки по семинарии. По крайней мере, я рассчитывал, в течение каникул, покончить свою палеографию: но и этого не успел сделать " … В первых числах октября проезжал чрез Москву к месту своего нового служения преосвящен. Евфимий 515 , бывший епископ Старорусский, викарий Новгородский, 29-го августа назначенный на Саратовскую кафедру. 5-го октября он писал мне записку следующ. содержания: «Оказалось, что вы были у меня в то время, когда я был у вас. Оставьте-ка счеты, – и пожалуйте ко мне сегодня к 6-ти часам». Из Новгорода преосвященного напутствовал некто Н. Городчанинов следующими стихами: citata " Призваньем Божиим, служения чредою, cimamaMoлumboй чудно здесь почиющих святых, cimamaTы, пастырь добрый наш, над паствою иною cimamaNocmabлeh для трудов и подвигов благих. cimamaCkopбuм, стократ скорбим, что более не с нами, cimamaOm Волхова вдали, над Волгою рекой, cimamaTы будешь умножать небесными плодами cimamaГocnoдehь виноград, воспринятый тобой; cimamaHe знаем, встретят ли твои там попеченья, cimamaЖeлahhый мир людей, сочувствие сердец, cimamaB различии их вер возможность съединенья cimamaCpeдь скимнов и волков спокойствие овец; cimamaHo веруем в одно: от Бога посвященный, cimamaTы шествуешь Его веления путем – cimamaU Он же даст тебе дух, свыше осененный, cimamaЧmoб верен пребыл ты всегда Ему во всем; cimamaUзбabum Он тебя от змия обольщенья, cimamaNonpeшь ты аспида, наступишь и на льва, cimamaO камень на пути избегнешь преткновенья, cimamaU дни твои продлит Господь – Иегова…

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010