Ильинская церковь XVIII — начала XX веков представляла собой 4-срубный деревянный храм крестово-центричной композиции. В отличие от православных четырёхсрубных церквей конца XVII — первой половины XVIII веков, имевших форму равноконечного греческого креста, Ильинский храм имел продолговатую форму (19х16 м), что являлось следствием католического влияния. Срубы (3 пятигранных и прямоугольный в плане бабинец-притвор) завершали высокие, крытые гонтом, шатры с многогранными главками на гранёных световых шейках. Над средокрестием располагалась конструкция из двух шеек и главок, что подчёркивало центричность здания храма. Для достижения барочных оптических эффектов световой барабан-шейка нижнего яруса центрального купола был повёрнут на 22,5 градуса относительно граней сомкнутого свода, что перекрывало средикрестие внутри. Сруб-бабинец с трёх сторон был опоясан галереей, куда попасть можно было с одного из трёх крылец. Крыльца завершались шатрами с главками. Снаружи церковь была облицована вертикальными досками с наличниками, завершёнными резным подзором в виде арочек. Склоны крыши повторяли ромбовидные окошки галереи. Алтарём храм был ориентирован на восток. К востоку от Ильинской церкви находилась невысокая трёхъярусная срубо-каркасная колокольня, накрытая покатым шатром с главкой. При этом верхний ярус звонницы нависал над нижним. Входные двери церкви имели диагональную облицовку с декоративным узором, сделанным коваными гвоздями. Внутри над входом нависал небольшой балкон-хоры. Все части храмового здания, за исключением средикрестия, перекрытого шатром на парусах со световым барабаном над ним, имели плоские подшивные потолки. Полы церкви были покрыты мозаичной прямоугольной плиткой. В подвале находилась каменная крипта с захоронениями. Сведений о росписях в церкви не сохранилось, внутри стены были окрашены масляной краской. Храм имел высокий трёхъярусный иконостас и шесть отдельно стоящих униатских барочных киотов. http://www.evitebsk.com/wiki/Церковь_Ильи_Пророка Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=40009

На гравюре 1699 г., выполненной худож. Д. Синкевичем, изображен монастырский комплекс, состоящий из четырех церквей (Преображенской, Николаевской, Троицкой, Покровской), двух колоколен, здания келий и хозяйственных построек, огражденных с четырех сторон высокой каменной стеной с воротами и угловыми башнями. Главной была Преображенская трехсрубная, трехглавая церковь — характерный образец народной деревянной архитектуры галицкой школы, построенная в 1658 г. львовскими мастерами Андреем и Адамом. Стенопись для нее выполнил художник Н. Петрахнович. В 1775 г. перенесена в с. Добросин Нестеровского района, где простояла до 1876 г. Николаевская церковь, 1721-1737 гг. Расположена у восточной оборонной стены. Построена на месте разобранной деревянной Троицкой церкви. Отделочные работы продолжались до начала 1750-х годов. В 1779 г. реставрирована, для улучшения пропорций главы была понижена крыша, перестроены фронтоны на фасадах. В 1854 г. реставрирована. Каменная, двуглавая, крестовая в плане с укороченным трансептом. Притвор и трансепт — прямоугольные в плане, апснда — пятигранная, к ней с двух сторон примыкают помещения. Центральный объем завершен шлемовидной главой на восьмигранном барабане, глава — световым фонарем с маковкой. Аналогичным по форме куполом без барабана перекрыта апсидная часть. Боковые ветви и бабинец накрыты двускатными кровлями. Кровлю бабинца завершает ложный купол с ажурным фонарем. Северный и южный фронтоны декорированы тремя нишами. Углы здания оформлены спаренными пилястрами, главный вход акцентирован скромным порталом со скульптурным рельефом. Бабинец перекрыт коробовым сводом с распалубками, центральный и восточный объемы — сферическими куполами, приделы — цилиндрическими сводами. На стенах — фресковая роспись 1776 г. В оформлении интерьера принимали участие художники Е. Белявский, П. Витаницкий, В. Петранович, скульпторы М. Полеевский, И. Щуровский. Колокольня, XVII-XVIII вв. Замыкает северовосточный угол оборонной стены монастыря. Здание коридорной системы с крестовыми и цилиндрическими сводами на первом этаже. В результате перестроек и реставраций памятник утратил первоначальный вид. Стены с воротами и башнями XVII—XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=20927

Главная задача, которую ставил перед собой мастер Рождество-Богородицкой церкви в Хмелеве – построить церковь, которая бы поражала могуществом форм, высотой, устремлением масс верхов вверх. Снаружи граненые срубы стен - высокие, стройные, а вместе с тем они весомые. Верхи памятника также высоки, но массы их легче, стройнее сруб стен; они легко выносят объемы верхов участков. Заломы верхов - высокие, стремительные. Крыши на первых заломах (их грани) – плоские, прямолинейные в контурах. Объемы восьмериков, особенно алтаря и Бабинца - стройные; выпуклые перекрытия высоких верхних заломов напряженным движением резко уменьшают объемы верхов и переводят их в глухие фонари. Особенно ярко попытка мастера придать массам здания напряженного порывания вверх проявляется в интерьере церкви. Сплошность внутреннего облика Бабинца нарушают хоры (на чертежиках они не показаны) с уделом на них, пересекающие пополам по вертикали объем Бабинца и тем лишающие возможности воспринять в натуре объем Бабинца в целом. Лестница на хоры – в клетке – в углу Бабинца. Сруб Бабинца от центрального участка отделяют довольно широкие заплечики. В Южной и Северной гранях сруба стен Бабинца по двое окон, расположенных в два яруса; притом лежат они не на уровне окон центрального участка и алтаря. Ригелей в бабинке нет. А переход четырехугольного сруба стен в залом проведен так: над углами сруба стен вверху между соседними гранями врублен брус, над ним заложен второй, что и начинает короткую угловую грань залома. Над этими двумя брусьями идут брусья наклонной части угловой грани залома. Первый залом Бабинца - стремительный и высокий. Грани его, преломленные в пределах 70-65°, переходят в высокий стройный восьмерик, прорезанный четырьмя окнами. Завершает Бабинец верхний залом. Его грани застеклены в пределах тех же углов, что и грани первого залома; но из-за недостаточного освещения (лишь рефлексами снизу) верхний залом Бабинца выглядит немного банястым и не таким стремительным, как первый. С центром Бабинец соединяет высокий (около 8 м высотой) просвет. Форма его контура вверху в углах напоминает обломы карниза в разрезе и состоит из полочек, гуська и четвертьвалка.

http://sobory.ru/article/?object=58840

Книги храма: служебник Московской печати 1717 года, апостол Киевской печати 1738 года, служебник Черниговской печати 1747 года. По переписи 1732 года при Преображенском храме школа и шпиталь. Филарет (Гумилевский) «Из историко-статистического описания Харьковской епархии». В Преображенском деревянном храме очень оригинально решена композиция масс и для большего акцента центричности средний огромный восьмигранный сруб сделан сплющенным, будто его сжимают граненый алтарь и квадратный бабинец. их вертикальные оси заметно наклонены в сторону средней бани. Боковые небольшие верхом – с одним заломом и на тоненьких шеях, а средний, наоборот - с тремя заломами и очень широкий. В интерьере баня имеет вид огромной ротонды, открытой в боковые срубы высокими фигурными двухярусными вырезами. Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г. Церковь Преображения построена в 1760 г. По типу плана (центр – четырехугольник с отсеченными углами, алтарь – четырехугольник с отсеченными внешними углами, бабинец – квадрат) церковь принадлежит к распространенной на Левобережье группе трёхверхих памятников. В 1828 р. церкву ремонтировали (Гумилевский Ф. « Историко-статистическое описание Харьковской епархии » , т. III, стр. 502) . Видимо, тогда построили ампировую деревянную колокольню и соединили ее притвором с бабинцем; возможно, тогда же гонт заменили железом. Исключительно прочный, отборный материал (дуб), из которого построена церковь, свидетельствует, что строение (срубы ее стен, заломов, восьмериков и фонарей) не претерпело существенных изменений. Преображенская церковь - одна из выдающихся достопримечательностей монументальной народной деревянной архитектуры Левобережья. Творческое лицо ее строителя обозначено выразительными чертами яркой индивидуальности. Трудно назвать другого мастера, который в таких широких размерах нарушал геометрическую правильность форм и вместе с тем создал такое выразительное, органично целостное и предельно завершенное по форме строение. Свойственной Преображенской церкви чертой является то, что в алтаре, и особенно в центральном участке, в плане ширина участков значительно превосходит их длину.

http://sobory.ru/article/?object=59224

В композиции объема памятки обнаружились характерные черты таланта мастера. Его творчество характеризуется выявлением ярких эмоций, опирающихся на точные и тонкие расчеты и базирующихся на совершенной осведомленности мастера с законами архитектоники, на использовании опыта и достижений монументального творчества своих предшественников. Еще ярче выявлена центричность композиции масс во внешнем виде памятника. При осмотре церкви со всех сторон она выглядит совершенной, завершенной. При замене Гонта железом церковь потеряла много привлекательности. Формы крыш срубов стен и заломов огрубели. Бесспорно, изменена и форма фонаря, очень уж он не вяжется даже с современными формами верха. Относительно невысокие срубы стен алтаря и Бабинца и южного и северного рукавов плотно увязаны со срубом стен центрального участка и образуют монолитную массу, над которой в центре возвышается верх строения. Если в интерьере в организации объема верха активную роль играли заломы, то во внешнем виде доминирующего значения приобретают восьмерики. Именно они определяют ритм композиции верха. Внешний вид строения, как и внутренний, характеризуется такими же величавыми, спокойными ритмами развертывания масс в пространстве. Косяки церкви с главенствующей стороны резные. На лутках внизу вырезано изображение миски, из которой вырастает виноградная лоза с гроздьями и листьями; в центре стихотворения помещена резная коронка. Исходный размер в построении плана - длина центрального участка. Схема плана во время разбивки в натуре немного деформирована; в частности, выпнулся юго-восточный угол плана центра. Центр строения задуман как квадрат с отсеченными углами, Бабинец и алтарь – как квадраты с отсеченными внешними углами. Длина алтаря вместе с половиной длины центра равна диагонали половины квадрата, в который вписывается восьмиугольник центра. Бабинец больше алтаря; его длина и ширина равны половине диагонали квадрата, в который вписывается план центрального участка. Южный и Северный рукава в плане-четырехугольники с отсеченными внешними углами, их ширина равна ширине алтаря, а длина – половине ширины центра.

http://sobory.ru/article/?object=59181

Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: Искусство, 1973 г. Деревянная Николаевская церковь в плане трехчастная, с квадратными бабинцем (4,5х4,5 м), нефом (7х7 м) и граненым пятистенным алтарем (4х4,5 м). Бабинец перекрыт четырехгранным пирамидальным очень низким верхом, неф – восьмигранным верхом с одним заломом, алтарь – восьмигранным верхом, также очень низеньким, переход к которому в прямоугольной части алтаря осуществлен при помощи парусов. Все три верха покрыты одной высокой скатной крышей. Срубы алтаря и бабинца соединяются с нефом фигурными арками-вырезами. Высота среднего верха 6 м. В XIX в. бабинец был расширен. Внешний облик церкви производит монументальное впечатление неподвижностью нерасчлененного массива, но интерьер отличается гармонией и уютом. Церковь является древнейшим произведением буковинской школы деревянной архитектуры. Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г. Согласно литературным источникам, церковь возведена в 1607 г. она является одной из самых ранних памятников деревянной архитектуры на территории Буковины. Среди позднейших перестроек храма самым значительным было расширение в XIX в. первоначального бабинца, вследствие чего это помещение приобрело несколько нетрадиционную граненную, вытянутую в продольном направлении форму. Несмотря на это, а также на потерю первоначального рубленого перекрытия над бабинцем, начальная объемно-пространственная схема сооружения и все определяющие элементы ее архитектурного решения остались неизменными. Композиционную основу Николаевской церкви составляют три последовательно расположенные по оси запад – восток сруба: граненого, вытянутого в продольном направлении бабинца с главным входом в южной стене, чуть большей по размерам квадратной в плане нефа и граненого алтаря. Согласно традициям Буковинской архитектурно-строительной школы, эти срубы объединены высокой Гонтовой крышей, выносы которой удерживаются на тесаных фигурных кронштейнах и равны почти 1 м. Помещение бабинца перекрыт плоским потолком на балках, нава – небольшим двозаломним, а алтарь – однозаломним восьмигранными куполами (аналогичная сводчатая конструкция существовало первоначальное и над бабинцем). Особый интерес вызывает перекрытие нефа, нижний ярус которого является четырехгранным, а верхний – восьмигранным, причем переход между ними выполнено с помощью четырех плоских пандатив. Этот способ устройства рубленого перекрытия присущ большинству деревянных храмов Буковины независимо от их объемно-пространственного решения и времени возведения.

http://sobory.ru/article/?object=05297

Нижанковичи. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно не ранее 1550. Адрес: Украина, Львовская область, Старосамборский район, пгт. Нижанковичи Координаты: 49.677263, 22.809425 Проезд:Поселок расположен на обеих берегах речки Выгоря, в 36 км от районного центра. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицы Живоначальной, церковь Сооружение кирпичное, трехчастное, трехглавое. Состоит из квадратного в плане нефа, с небольшими клиросами по обеим его сторонам, полуциркульной апсиды с боковым помещением у северной стены, квадратного бабинца с опасением на первом ярусе и деревянной аркадой-галереей — на втором. Неф и бабинец накрыты шатровыми кровлями с двумя заломами, увенчанными барочными главами на низких восьмериках; восточная часть — скатной кровлей, завершенной луковичной главой без восьмерика. Шатры и главы покрыты гонтом. Небольшой бабинец, окруженный аркадой-галереей, по размерам приближается к нефу, а выступ апсиды с рисунком карниза в виде двух ярусов сухариков контрастирует с ними пластикой и объемом. В интерьере перекрытие центрального пространства состоит из расположенного перпендикулярно к продольной оси сооружения полуциркульного свода с двумя парами распалубок, создающих иллюзию вспарушенного свода. Притвор перекрыт полуциркульным сводом, апсида — куполом. Памятник является произведением галицкой школы зодчества XVI в. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 211, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Церковь в городе впервые упомянутая в документе 1473 года. О священнике и церкви указано в люстрации 1565 года. Таким образом, церковь в Нижанковичах существовала уже в XV-XVI вв. Новейшие исследования историка архитектуры Юрия Дыбы убеждают, что каменная церковь-ротонда в Нижанковичах появилась еще в начале XIV в. как часовня при дворе боярском. С XVII - первой половины XVIII в. не удалось найти письменных источников. В начале XIX в. пригородную деревянную церковь Св. Иоанна Евангелиста неизвестного года постройки разобрали по распоряжению австрийской власти и церковь Св. Троицы осталась единственной городской церковью.

http://sobory.ru/article/?object=38931

Ахтырка. Храмовый комплекс кафедрального собора. /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1753 и 1784. Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, г. Ахтырка, Октябрьская пл. Координаты: 50.299417, 34.889935 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ансамбль Покровского собора закрывают густые деревья, и только верхи церкви и колокольни являются ориентиром их местонахождения. Покровская церковь (1753) не имеет аналогий в украинской архитектуре, хотя тот, кто строил ее, исходил из традиций родного искусства. Он придерживался классической трехдольности и трехстанности в композиции, уделял большое внимание высотному раскрытию внутреннего пространства, но решал эти проблемы по-своему. Прежде всего, центральное помещение размерами намного превышает алтарь и Бабинец, его конфигурация совершенно необычна. Представьте себе две геометрические фигуры в плане – прямоугольник и удлиненный восьмигранник, а тогда более длинными осями наложите их накрест – и вы получите план среднего помещения, у которого с востока и запада немного выступают части прямоугольника. Но это еще не всё. В них врезаны квадратные в плане Бабинец и алтарь. В центральном помещении достаточно широко поставлены четыре массивные пилоны, которые несут за помощью подпружных арок центральную баню и систему сводчатых перекрытий. Итак, здесь оригинально истолкованы архитектурно-конструктивный прием, впервые примененный в ахтырский Успенской церкви. В объемах массив, таким образом, сильно расчленен, вертикальные грани четко обнаружены. Для смягчения сухости их применены очень широкие краеугольные крепированные пилястры с деликатным горизонтальным рустом добрых пропорций, на уровне хоров проходит профилированный карниз. В композиции четко разделено основной объем, одинаковой высоты во всех компартиментах, и трибанное венчание, которое кажется легким и не так органично связано с нижней частью храма, как, скажем, в Сумском храме. В связи с такой композицией масс фасады храма получились неравноценными. Предпочтение отдано главному западному фасаду, где в тело храма врезана огромная арка, поделенная балконом на два яруса. В нижнем содержится портал, а в верхнем – выход из хоров на балкон. Внешняя архитектура носит на себе следы влияния архитектуры Козелецкого собора, что дало повод ошибочно приписывать проект Ахтырского собора Растрелли.

http://sobory.ru/article/?object=53370

Шумляны. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1711 и 1772. Колокольня - 1872. Адрес: Украина, Тернопольская область, Тернопольский район, село Шумляны Координаты: 49.28536, 24.87501 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Западная часть сооружения перестроена, на южном фасаде - более поздние пристройки. Сооружение деревянное, трехсрубное, с двумя верхами над нефом и апсидой. Неф и апсида квадратные в плане, бабинец - прямоугольный, его длинная сторона ориентирована поперек продольной оси здания. Перекрытия нефа и апсиды - сомкнутый свод на восьмерике, переход к нему стен срубов осуществлен врубкой плоских парусов. Перекрытие бабинца снаружи оформлено декоративным верхом. Здание окружено опасением на фигурных кронштейнах. В интерьере низкий бабинец, имеющий на втором ярусе хоры, открывается в центральное пространство низкой аркой-вырезом. Освещенный верхним (окна восьмерика) и нижним (окна сруба) светом неф высотно раскрыт до основания главки. Памятник является произведением мастеров галицкой школы деревянного зодчества. Колокольня расположена юго-восточнее церкви, каркасная, двухъярусная, построена в 1872 г. мастером С. Загурским. В плане правильный восьмигранник, накрыта шатровой крышей. Горизонтально расчленена широким выносом опасания. Источник: " Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР " (Иллюстрированный справочник-каталог) Некоторая информация, которую помнит история о небольшой деревянной церкви в селе Шумляны. Ее строили 15 лет (1696-1711 гг. - согласно цифрам, вырезанным на балке в интерьере здания). Другая цифра более правдива – строительство закончили в 1701 году. Дерево (в данном случае дуб) для будущего храма увозили из окрестных лесов. Средствами помогли представители аристократической семьи Шумлянских, особенно пожертвовал львовский епископ Иосиф Шумлянский. Церковь счастливо пережила неспокойные военные годы. К 1939 году была перестроена. В советский период церковь занесли в список памятников архитектуры национального значения.

http://sobory.ru/article/?object=49946

Грунь. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1782. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Грунь Координаты: 50.706493, 34.263269 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Грунь или в Грунь, выходить на остановке " Грунь " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Груня, Николаевская церк. постр. в 1782 г. старан. бригадира Коробовского; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 175 в. От ближ. почт. станц. в г. Лебедине в 20 в. Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 33 дес. Прихож. м. п. 965, ж. п. 993. Причта по штату полож.: свящ. и псалом. Жалов. свящ. 105 р. 84 к. и псалом. 29 р. Помещ. для свящ. и псалом. церк. Шк. грам. и зем. народ. учил. Приход. попечит. нет. Хут. Катериновка в 3 в. Свящ. Григорий Любинский 41 г. Из 4 кл. дух. семин. Псалом. с 1883 г., диак. с 1885 г., свящ. с 1894 г. Послед. нагр. набедр. в 1901 г. И. д. псалом. Николай Кораблев 23 л. Оконч. курс в народ. учил. Псалом. и на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. Марк Муха с 1900 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Церковь построена в 1782 г. Эту дату постройки отмечают также «Описания» церковного имущества. В 1864 г. была достроена современная колокольня и репарована (восстановлена) сама церковь. Тогда же, надо думать, Бабинец перекрыли внутри деревянным «коробом» из колотых толстых пластин, а снаружи – двуспадистой крышей. Верх же, ранее перекрывавший Бабинец, перенесли на достроенную колокольню. Таким образом, церковь осталась снаружи трехверхой. По свидетельствам местных старожилов, в 1889 г. строение подвесили, подвели кирпичный подмурок (фундамент) и заменили старый деревянный потрохший (трухлявый) стержень, на который был насажен железный кованый крест, на новый. Церковь заложена на дубовых устоях. Нижний венец сруба стен также дубовый; выше - сосновые (колотые) пластины толщиной в 16 см.

http://sobory.ru/article/?object=59228

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010