Его грани преломлены значительно стремительнее, чем в первом заломе (71-66°) и плоскости граней отчетливее приближаются к сферической вогнутости. А поскольку в срубе восьмерика ригели выделяются слабо, то верх бабинца, начиная с первого залома, включая восьмерик и кончая вторым заломом, воспринимается как объем, лишен резкой дифференциации компонентов. Фонарь имеет вытянутые кверху пропорции. Поверх сруба фонаря врублен в направлении Юг-Север сволок, на который и наслан плафон. Освещенный Бабинец снизу в пределах сруба стен щедро. Выше прорезаны три окна в восьмерике; грань, повернутая к центральному верху, глухая. Над восьмериком верх участка утопает в полумраке. И чем выше, тем верх темнее. Это в свою очередь способствует увеличению иллюзорной высоты верха и целого участка. Таким образом, при оформлении бабинца мастер ставил перед собой цель, создать впечатление высокой, легкой, стройной архитектурной формы. Ригели в притворе находим только на пределы узких граней стен сруба и первого залома; они обозначают таким образом, где кончаются стены и начинается залом. Пазухи за ригелями при восточной грани закрыты наклонными фальшивыми клиньями (подшитыми досками). Мастер трактует Бабинец главным образом, как «вводное слово» в центральное помещение, но одновременно ряд задач Бабинец решает до определенной степени самостоятельно. С Бабинца зритель может охватить взглядом сразу три верха: Бабинца, центрального участка и южного или Северного рукавов. При этом перед глазами зрителя части этих верхов – объемы разной формы и величины – будто проецируются на воображаемую плоскость. Когда зритель перемещается в пределах Бабинца, то разные части здания и компоненты их воспринимаются под разными углами, в разных комбинациях. Они создают эффектный сложный стереовизерунок, заполненный богатыми, то ритмичными, то аритмичными соединениями или пересечением различных архитектурных форм, плоскостей, линий. Этим Смелянская достопримечательность напоминает пакуль-скую. Иначе оформил мастер трансепт.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Бабинец подобен алтарю. В срубе стен центрального участка изначально окна были в каждой наружной грани; после пристройки притворов окна в Южной и Северной гранях зашили. Верх сруба стен центра внутри стягивает сплошное кольцо ригелей. Первый залом и здесь низкий (8 венцов); он переходит в широкий и высокий восьмерик, имеющий лишь два окна (на юг и север); вверху он упрочнен кольцом ригелей. Второй залом высок, грани его резко сужают объем верха. Завершает участок фонарь, прорезанный 4 окнами. В интерьере верх центра воспринимается высоким, но восьмерик, как для строений XVIII века, выглядит затяжным. Внешне формы верха выглядят чересчур массивными. На крышах сохранились деревянные долбанные остатки-водосливы. Толщина брусьев сруба стен внизу стен 21, а выше 15 см. Исходный размер в построении плана - ширина центра. Центр - восьмигранник; длина его - апофема треугольника со стороной равной полной ширине плана участка. Западная и Восточная грани равны половине диагонали четырехгранника, у которого длина равна длине центра, а ширина равняется полной ширине центра, в который вписывается восьмигранник плана центра; Южная и Северная грани равны половине полной длины центра. Алтарь и Бабинец – шестигранники; ширина их обоих равна половине ширины плана центра, а длина равна ½ расстояния между восточным углом южной грани и западным углом северной грани центра (берутся внешние точки углов). Обращает на себя внимание одна особенность в конструкции верхов церкви: очень низкие срубы первого залома и восьмерика. Первый залом в алтаре состоит из 4 венцов, а восьмерик даже лишь из двух. Над восьмериком алтаря возвышается уже «нормальный» для Левобережья по высоте и форме второй залом. В центральном участке первый залом тоже очень низкий (8 венцов), хоть и выше, чем в алтаре. Таких низких первых заломов и такого низкого восьмерика, как в алтаре Шиловской церкви, ни в одной из исследованных нами на Левобережье встречать не приходилось. Зато в бойковском типе церквей Западной Украины чередование низеньких заломов и таких же восьмериков – одна из самых характерных черт. Мы не имеем данных замеченные черты Шиловской и бойковских церквей ставит в прямую связь или зависимеет, но обратить внимание на это свойство Шиловской церкви считаем нужным.

http://sobory.ru/article/?object=58843

Высокий в целом залом возведен в очень энергичном темпе. С запада грань преломлена стремительно (60°), а с Востока, наоборот, очень наклонно (40°) с расчетом, чтобы просвет между фонарем бабинца и восьмериком центрального верха сделать как можно большим. В связи с этим формы каждой грани залома отличны и по размеру, и по контурам. В проекции на воображаемую плоскость грани залома образуют сложный звездчатый узор. В начальной стадии грани залома сужаются медленно. На середине высоты процесс сужения резко активизируется. В заключительном верхнем этапе грани приобретают тенденцию к как можно более активному сужению внутреннего объема верха. Более широкие плоскости посередине распространяются, а узкие, наоборот, сужаются, но в каждой грани это проведено в разной степени и не на одной высоте. Более крупные по размеру грани посередине немного провисают внутрь строения, а узкие – дают легкую изогнутость снаружи. Восточная грань залома посередине распространена и очень слабо провисает. Бока соседних узких граней имеют вид сегментов; одной стороной они будто обнимают Восточную грань, второй – врезаются в соседние Северную и Южную грани. В более слабой степени та же картина повторяется и в западной половине залома с той разницей, что западная грань, резко изогнута наружу. Завершает бабинец фонарь. Его легкая форма выглядит стройной в пропорциях срезанной пирамидой. Освещен фонарь четырьмя окнами, высокими и очень узкими. С центральным участком бабинец соединяет невысокий относительно к срубу стен просвет. В нижней половине он прямоугольный; выше, над стяжкой из трех брусьев, просвет уже, завершается он плавно, дугой в полукруг. Со стороны бабинца к брусьям стяжки пристроена часть хоров. Лестница на хоры – при северной грани. Перила лестницы украшены сочно резным геометрическим орнаментом, а перила хоров – балясинками. Мастер церкви мыслил и компоновал в строении каждый участок в определенной степени изолированно. Сруб центра от алтаря отделяют короткие заплечики. На границе с бабинцем заплечики длиннее. Просветы между участками невысокие, а глухая стена сруба между участками составляет половину, или и больше высоты грани.

http://sobory.ru/article/?object=53379

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена. В объёмах сохранилась, в основном, в первоначальном виде (широкие прирубы с юга, севера и запада – позднего происхождения). В интерьере имеются некоторые перемены: зашит световой фонарь центрального сруба, в бабинце возведены хоры, зашита значительная часть проема между бабинцем и центральным срубом. Сооружение в формах, традиционных для народной деревянной архитектуры Левобережья Украины XVII-XVIII вв. периода барокко. Срублено из сосновых брусьев, трехверхое, ошалевано. Бабинец в плане прямоугольный, центральный сруб восьмигранный, восточный – шестиугольный. Продольные оси срубов, идущие в направлении запад-восток, не совмещаются, что свидетельствует о разновременной разбивке их планов. Доминирующее место в композиции сооружения занимает центральный сруб. Его восьмерик имеет своеобразные пропорции (поперечная ось относится к продольной как 3:2), перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, верхний залом зашит плоским плафоном. Для придания жесткости конструкции применены ригели, украшенные резьбой, а также специальная конструкция: западная и восточная грань центрального объема в уровне верхних венцов соединяются параллельно расположенными двумя врубленными брусьями, которые, наращиваясь в высоту, врубываются в грани первого залома и образуют с юга и севера пазухи с трапециевидными проемами. Бабинец перекрыт верхом с одним заломом, световой фонарь – плоским плафоном, наверху сруба стен, по углам, заложено четыре резных ригеля. Сохранились западные двери с резными наличниками. Восточный сруб перекрыт верхом с одним заломом, завершается световым фонарем. Формы главок – барочные. Значительную роль в композиции сооружения играют оконные проемы разнообразной формы. Памятник относится к редким примерам построек из дерева начала XVIII в., сохранившихся в первоначальном виде и имеющих отличительные конструктивные особенности. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – М.: «Строитель», 1986 г., т. 4.

http://sobory.ru/article/?object=49029

Бабинец от центра отделяют довольно широкие заплечики (в алтаре заплечики значительно короче). В западной грани сруба центрального участка прорезаны два просвета – больший внизу, меньший - над первым. Через эти просветы зритель, переступив порог Бабинца, сразу " втягивается " в пространство центрального участка. Через нижний просвет он видит нижнюю половину иконостаса, а через верхний – Восточную грань первого восьмерика. Просторное (почти вчетверо больше площади Бабинца) помещение центра поражает ярким освещением, «вытянутостью», напряженным устремлением форм вверх. Стены сруба центрального участка на треть выше сруба Бабинца, а значительный наклон их внутрь усиливает их иллюзорную высоту. Сруб стен центра вверху на 50 см короче длины плана, следовательно, на каждом 1 м высоты сруб сокращался на 7 см. Наклоненные (45°) грани первого залома переводят пространство участка в стройный на вид, с заметным наклоном стенок внутрь первый восьмерик. Грани второго залома, преломленные стремительнее (53-55°), чем в первом заломе. Центральный участок иллюзорно производит впечатление помещения, значительно выше действительной высоты (15 м). Заметную роль в создании иллюзорной высоты играют ригели. Первый (нижний) ряд ригелей связывает сплошным венком верхом всех граней сруба стен, отграничивая сруб стен от верха. Ригели четкой резьбой придают срубу стен солидности. В первом восьмерике заложено только четыре ригеля, вяжущие грани, ориентированные по сторонам света. Они, в отличие от нижних, выглядят как хрупкая мережка, не отграничивающая одну часть верха от второй, а только помогающая восприятию перспективы. Исходный размер в построении плана - ширина центрального участка. План центрального участка-квадрат со срезанными углами. Южная и Северная грани равны 1/2 диагонали, а восточная и западная – 3/4 стороны квадрата. Бабинец в плане - квадрат; его длина вместе с 1/2 длины центра равны диагонали западной половины центрального квадрата. Алтарь в плане - квадрат со срезанными внешними углами. У алтаря и Бабинца ширина одинакова, а внутренняя длина Бабинца дает длину алтаря вместе с толщиной восточной грани, или длина алтаря равна апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной полной ширине плана алтаря. Высота сруба стен алтаря определяется длиной его плана.

http://sobory.ru/article/?object=59228

В основе построения плана деревянной церкви лежит схема из трех четырехугольников: удлиненный по оси Юг – Север – центральный участок, квадрат – Бабинец и равновеликий бабинцу квадрат – алтарь. Исходный размер в построении плана - длина центрального участка; ширина центра равна 3/2 длины. Ширина, полная длина бабинца и алтаря равны половине диагонали центрального четырехугольника, в который вписывается восьмигранный сруб центральной части. Бабинец – квадрат; центр – четырехугольник со срезанными углами. Ширина опаса составляет треть ширины Бабинца. Высота сруба стен алтаря равна половине длины плана строения, а высота стен сруба бабинца на толщину двух брусьев меньше. Внутренняя высота Бабинца и алтаря больше высоты сруба стен только на толщину двух брусьев. Коротенькие заломы алтаря и бабинца перекрыты в интерьере восьмигранными плафонами; их размеры приближаются к половине ширины плана центра. Высота сруба стен центрального участка равна сумме длины плана центра и алтаря минус толщина бруса. Длина основания первого залома центра равна длине плана бабинца, ширина – половине длины плана строения, а высота – половине длины плана бабинца. Восточная и западная грани первого залома сделаны под разными углами. У восьмерика полная длина равна половине ширины плана участка, а ширина – на толщину двух брусьев меньше длины. Высота восьмерика равна половине диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана бабинца, а высота восьмерика и первого залома вместе – в половину высоты сруба стен участка; высота же участка до начала второго залома – длине плана строения. Высота второго залома и восьмерика вместе равна длине восьмерика; длина и ширина полная фонаря – половина длины восьмерика, а высота равна полной длине фонаря. Высоту верха определяет ширина той же части плюс толщина бруса, или отдалению в плане между серединой восточной грани алтаря и серединой южной (или северной) грани центра. Внутренняя высота центрального участка равна 5/4 длины плана строения. Ширина опасение составляет треть длины плана бабинца; высота сруба стен его – половину длины плана бабинца, а внутренняя высота до гребня крыши – треть высоты сруба стен центральной части. Южное окно в срубе стен бабинца заложено на высоте четверти длины плана строения. Южное (двойное) окно в срубе стен центра заложено на высоте, равной половине суммы длины плана центра и бабинца. Окно в восьмерике заложено над верхним венцом сруба стен центра на высоте половины длины плана центра. Окно в фонаре над верхним венцом сруба восьмерика заложено на высоте, равной половине длины этого сруба (вверху). Круглое окошко в срубе стен центра заложено на высоте, равной ширине плана центра.

http://sobory.ru/article/?object=40045

К западу на продольной оси церкви возвышается двухъярусная колокольня XIX в., четверик на четверике, на каменном основании. Территория памятника ограждена штакетником. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будивельник», 1986 г., т. 4. Одноверхая, сосновая, толщина бруса - 16 см. По плану относится к группе крещатых (южный и северный рукава меньше площадью западного и восточного), с выделенным центральным срубом, выше срубов рукавов. Сруб центра отвесным заломом переходит в небольшой световой восьмерик. В интерьере над восьмериком видно начало второго залома; сейчас верх перекрыт широким (более поздним) плафоном. Снаружи второй залом перекрывает стройную грушевидную крышу, переходящую в глухой фонарь, завершенный главкой. Срубы стен алтаря, бабинца и боковых рукавов снаружи перекрыты двуспадистими крышами. В интерьере алтарь перекрыт потолком, а Бабинец и рукава – «коробом». В плане центр - квадрат. Бабинец – четырехугольник; ширина равна ½ диагонали центра, а длина – апофема равностороннего треугольника со стороной равной ширине бабинца. Алтарь – четырехугольник, его ширина равняется полной ширине бабинца, а длина равна ½ диагонали центра. Южный рукав в плане квадрат со стороной равной половине полной длины центра. Высота сруба стен центра равна полной диагонали его плана; сруб имеет наклон кнутри; длина его со стенами вверху равняется внутренней длине плана внизу. Первый залом заготавливался с помощью шаблона-трапеции, у которой основание – длина сруба стен (вверху), верхняя грань равна ½ основания и высота равняется ½ длины алтаря. Итак, у восьмерика длина равна ½ длины сруба стен (вверху), а высота равняется длине. Верх переделан. У второго залома верхняя грань вероятно равнялась ½ длины восьмерика, а высота определялась тем, что внутренняя высота центрального участка равнялась вероятно длине плана строения (сейчас она меньше). Окна в срубе стен центра заложены на высоте равной длине плана центра, а завершен на высоте равной ½ полной длины плана строения. Окна в восьмерике заложены над верхним брусом сруба стен на высоте равной ½ длины сруба (вверху), а над полом на высоте равной удвоенной длине плана центра. Внутренняя высота алтаря равняется ширине плана участка, а боковых рукавов равных длине плана центра. Внутренняя высота бабинца равна ½ полной ширины плана центра. Внутренняя высота бабинца равняется ½ полной ширины плана строения.

http://sobory.ru/article/?object=47249

Село Чернещина было «экономическое», то есть крепостное. Проект церкви заказал и за воплощением его в жизнь надзирал господин. Поэтому инициатива мастера при строительстве церкви в Чернещине в значительной мере была ограничена волей и вкусом этого господина. Все это и сказалось на виде памятника. Начать надо с того, что архитектор в основу запроектированного им плана церкви положил схему, совпадавшую с традиционной, широко распространенной типовой народной, состоящей из трёх четырехугольников: двух меньших и одного (центрального) большего. П. Ярославский центральный участок плана запроектировал в виде точного квадрата, а алтарь и Бабинец – как равные между собой прямоугольники, имеющие длину равную половине длины центра, а ширина их равна 5/4 собственной длины (по Палладио). Теперь посмотрим, как этот проект реализовал народный мастер. Центральный участок он, как показано на проекте, заложил точно: по форме (квадрат) и по размеру (сторона равна 8,53 м или 12 арш.). Форму Бабинца и алтаря – прямоугольник, вытянутый в направлении Юг–Север, – и длину их (4,26 м, что равно 6 арш.) наш мастер также сохраняет в проекте. Но ширину алтаря и Бабинца он дает не 5,33 м, равную 7,5 арш., как требовал проект, а 5,2 м, равную 7 арш. 5 верш. Такая замена размера ширины алтаря и Бабинца была продиктована привычкой мастера к прямоугольникам, у которых ширина равна апофеме треугольника со стороной, равной длине этого же прямоугольника. Надо еще добавить, что мастер Чернещанской церкви построил Бабинец шире и длиннее алтаря на толщину одного венца, что не предусматривалось проектом. Вне плана П. Ярославский свой проект выполнил во всем вполне в духе, формах и пропорциях псевдоклассики. Мастер-строитель по проекту кое-что сохраняет, кое-что отбрасывает, кое-что меняет. Он не хочет быть «старомодным» и вводит в свое строение свои, принесенные псевдоклассической архитектурой - преимущественно внешние, декоративно-архитектурные элементы: портики с колоннами, фронтоны, полурозеточную форму окон и т.п., поскольку введение их в строение требовал заказчик-господин.

http://sobory.ru/article/?object=59165

С центром Бабинец соединяется невысоким просветом. Над ним вырезана небольшая оттулина – «голосник». Верхний брусок ее снизу резной совсем так, как ригели. Деревянные колонны вставлены в просвет, очевидно, в 1837 г., когда пристроены приделы с такими же колоннами. Центральная часть в интерьере – просторное помещение с граненым срубом, вытянуто в направлении север–юг (тогда как в притворе длина плана больше ширины). Высота сруба стен центра такая же, как и в бабинке; поэтому он выглядит менее тянутым кверху, чем Бабинец. Впечатление умеренной стройности сруба стен центра создает сужение кверху всех граней. При коротких гранях в сруб центра заложено резные ригели: одни на уровне низа окон верхнего яруса, другие – на грани перехода сруба стен в сруб первого залома. Окна в срубе стен центрального участка размещены в два яруса. Нижний ярус прорезан на том же уровне, что в бабинце и алтаре, во всех внешних гранях, при том же в Южной и Северной гранях окна-тройчатки, у которых среднее полотнище выше боковых. В 1837 г., когда пристроили боковые притворы, крыша их закрыл просвет этих окон, поэтому их зашили. Над этими зашитыми окнами в южной и северной гранях, есть еще по одному окну. Таким образом, графическая схема размещения окон создавала два вписанных один в другой треугольника. В Южной и Северной гранях центрального участка прорезаны в 1837 г. невысокие, но широкие проходы к притворам. Решающая роль в организации объема центрального участка приходится на судьбу первого залома. Это – узел композиции, наиболее активный ее фактор. Именно он после уравновешенно спокойного сруба стен обнаруживает могучий порыв объема кверху. Он стремительный, высокий. Сруб стен, как мы уже упоминали, вытянуто поперек продольной оси строения, поэтому грани первого залома заломлено по-разному: восточная и западная – под углом 65-67 град., а южная и северная – 54-57 град. Восточная и западная грани сужаются кверху значительно активнее, чем южная и северная. Благодаря этому восьмерик, несмотря на небольшую по сравнению с шириной и длиной высоту, кажется легким и стройным. Его форму, а также низ и верх четко выделяют резные ригели, заложенные парами при узких гранях, одни в основе сруба восьмерика, вторые – при вершине его.

http://sobory.ru/article/?object=38832

Другие узкие одинарные окна состоят из 12 (6×2) оконных стекол. Такие окна размещены в среднем поясе срубов стен и восьмерике центрального верха. В верхнем ярусе срубов стен помещены над большими маленькие круглые окна, в Южной и Северной гранях всех участков маленькие окна имеют снаружи квадратную форму (внутри им соответствует более сложная форма: равноконечный крест с закругленными концами, в который вписан квадрат). Срубы стен всех участков одной высоты. Все они выглядят высокими, особенно срубы алтаря и Бабинца; их высота кажется вдвое больше длины плана. Конечно, и воспринимаются они стройнее сруба центра. Однако массы всех срубов стен настолько весомы, что на зрителя влияет больше и в первую очередь их высота и объемность, а ощущение их стройности появляется потом. Четче ощущаются элементы стройности в верхах, хоть формы их также характеризуются значительными, весомыми массами. Ни формы фонарей, ни пропорции восьмерика назвать стройными нельзя. Крыши на заломах подчеркивают резкое уменьшение объемов верхов, они проявляют энергичную динамику форм, но ни легкими, ни стройными считать также их нельзя. Однако и формы срубов стен, и формы верхов не несут в себе и намека на приземистость, на задержку движения масс вверх. Срубы стен и верха вызывают ощущение спокойно уверенного, медленного, но безудержного движения, с большими запасами скрытых потенциальных возможностей. Первое впечатление, при внутреннем осмотре церкви, если зайти с кладбища в бабинец, – подчеркнутая стройность очень высокого граненого сруба стен. Стройность эта достигается с помощью затемнения верхних частей строения. Напротив, в притворе до самого далекого уголка все ясно освещено: посредине высоты сруба стен прорезано в трех гранях три тройных окна, верх сруба освещают три малых окна, на залом падает свет и снизу, и сверху из четырех окон фонаря. Срубы стен бабинца подчеркнуто наклонены внутрь. Верх Южной и Северной граней сруба стен связан с западной гранью ригелями, скромно украшенными снизу фестонами. Восточные углы сруба с помощью рубленых клиньев переводят шестигранник в восьмигранный сруб залома. Грани сруба стен, ориентированные по сторонам света, мягко переходят в сруб залома.

http://sobory.ru/article/?object=53379

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010