Осудил блудницу? Получи плотскую брань! Старец Паисий Святогорец – о собственных ошибках в духовной жизни 11 ноября, 2017 Старец Паисий Святогорец – о собственных ошибках в духовной жизни «Поздравляю, – сказал я себе, – в тот раз ты осудил бедную женщину, теперь собственного брата. Всё, хватит! В другой раз не суди вообще». Фрагмент из книги «Записки старца Паисия», вышедшей недавно в издательстве «Никея» . О маслинах и Страшном Суде – Геронда, сегодня во время сбора маслин я осудила некоторых сестер, потому что они относились к делу невнимательно. – Знаешь, оставь суд и осуждение, а иначе Бог тебя тоже осудит. Разве ты никогда не кладешь чуть порченую маслину вместе с хорошими? – Нет, стараюсь не класть. – Если Христос будет нас так же внимательно сортировать на Страшном Суде, мы пропали! Но если мы будем снисходительно относиться к ошибкам других людей и не будем их осуждать, то потом сможем сказать Христу: «Боже, помести и меня в рай, в какой-нибудь уголок!» Помнишь, что написано в Отечнике о нерадивом монахе, который спасся, потому что не осуждал. Когда ему пришло время умирать, он был весел и спокоен. Тогда старец ради духовной пользы отцов, собравшихся из других келий, спросил его: «Брат, почему ты не боишься смерти, ведь ты же жил нерадиво?» Брат ему ответил: «Это правда, что я жил нерадиво, но с того времени, как я стал монахом, я старался никого не осуждать, поэтому теперь я скажу Христу: “Христе, я несчастный человек, но, по крайней мере, Твою заповедь Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1) я соблюл”». «Блажен ты, брат, – сказал ему старец, – потому что получил спасение без труда». Благочестивый диакон Мы никогда не можем знать истинного положения вещей. Много лет назад в монастыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир, на родину. Тогда отцы говорили о нем разное. Но что произошло? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь, как бы они не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. Нашел работу на одном из заводов и жил еще аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестер, оставил работу и снова пошел в монастырь.

http://pravmir.ru/osudil-bludnitsu-poluc...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас 7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии на сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим c архипастырским словом: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Чем грозит нам Страшный суд, и почему за неделю до начала Великого поста Церковь вспоминает о Страшном суде ? Существует такое понятие, как правосудие. В нашей земной реальности это означает, что если человек совершил преступление, то он должен понести за это соответствующее наказание. Чем тяжелее преступление, тем серьезнее наказание. Весь Уголовный кодекс, вся система уголовного права построена на этом принципе. Конечно, в земной жизни правосудие совершается далеко не всегда. Иной раз преступление остается нераскрытым, и человек, который должен сидеть в тюрьме, находится на свободе. Или же в преступлении обвиняют невиновного, и он отбывает тюремный срок, в то время как реальный преступник  находится на свободе. Когда мы говорим о Божественном правосудии, то, прежде всего, мы говорим и о человеческих грехах. Грехи – это преступления против правды Божией, которые отдаляют нас от Господа и лишают Царствия Небесного. Каждый из нас совершает грехи бессчётное количество раз. Грехи бывают самые разные – тяжкие и менее тяжкие, кажущиеся нам повседневными и обыденными. Есть грехи, которые мы совершаем у других на виду, а есть, напротив, наши грехи, которые не видят люди, но видит Бог.

http://mospat.ru/ru/news/86666/

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о неводе Притчу о закинутом в море неводе мы находим в 13-ой главе Евангелия от Матфея: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13: 47–50 ). «Невод» – символ евангельского учения, проповеди апостолов, этих «ловцов человеков». «Море» – вселенная. «Рыбы» – всякого рода человеческий род. Эта притча показывает, что невод – евангельская проповедь – соберёт воедино всех без различия людей: добрых и злых, праведников и грешников. «Когда невод наполнится»(образ конца времен), тогда находящиеся в нем будут разделены. Хорошие будут «собраны в сосуды», то есть будут приняты в Царство Небесное, а худые будут «выброшены вон», то есть останутся вне пределов Царства Христова. Между неводом и будущим судом Божиим такое сходство. Пока в море рыбы плавают вместе, трудно различить их качество, но как только невод наполняется и его вытаскивают на берег, рыбак без труда различает хороших от худых. Так и Церковь Христова на земле (Церковь воинствующая) состоит из самых разных людей: как из ревностных, живущих по заповедям Божиим христиан, так и из нерадивых и просто теплохладных людей, то есть христиан по имени только, а не по жизни. Пока они вместе, нелегко различить их по качеству их духовной жизни. Но последний нелицеприятный суд Божий в конце времен непременно откроет различие между праведниками и грешниками. О том, как это произойдёт, Господь Иисус Христос говорит с предельной ясностью в Своей беседе о Страшном Суде( Мф. 25: 31–46 ). В этой беседе Христос говорит, что Он праведников и грешников отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. В притче о неводе Христос также говорит об отделении добрых от худых. Но в отличие от притчи о неводе, в беседе о Страшном Суде Христос ясно указывает на то, что именно прежде всего на этом Суде с каждого спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему, то есть насколько мы были милосердны друг к другу. Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25: 35–36 ). Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи Спаситель ставит превыше всего. «Я милости хочу, а не жертвы», – говорит Бог устами пророка Осии ( Ос.6: 6 ; см. также Мф. 9: 13 и 12: 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Псалом 49 Псалом Асафу. «Асаф воспевает, – говорит св. Афан., – псалом сей, вводя лице законодателя, и как отменяя ветхозаветные жертвы, так вводя жертвы нового завета – дароношения хвалы». «Настоящий псалом, – говорит бл. Феод., – согласен с псалмом, ему предшествующим, потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога Спасителя нашего, предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу неугодно». 1 . Бог богов Господь глагола. Т.е. Бог есть Господь всех властителей, начальников, судей, кои называются в Св. Писании богами ( Пс. 81:1–3 ; Исх. 22:28 и др.). Но «здесь, – по мнению св. Златоуста, – пророк говорит о языческих богах, дабы показать Иудеям, склонным к идолослужению, что Бог есть Господь и тех богов». Призва землю, т.е. Господь всех людей призвал к слушанию или во свидетели Своего суда над Иудеями (ст. 4) «от восхода солнца до запада». 2 . От Сиона благолепие красоты Его. С Евр.: «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог». По Златоусту: Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты, т.е. из Иерусалима все благодеяния роду человеческому, «ибо благолепие и красота Божия, – говорит св. Злат., – есть благость, человеколюбие и благотворение всем». На Сионе или в Церкви Господь проявил все благолепие любви Своей в спасении рода человеческого. Но так как далее говорится о втором пришествии Господнем, о суде Его: то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты – «владычество и царское достоинство небесного Судии» (Бл. Феодорит). 3 . Яве приидет, т.е. во второе и страшное Свое пришествие. Тогда Он не премолчит, не будет более молчать или терпеть, а грозно обличит грешников, тогда и огнь пред Ним возгорится – огнь суда и гнева Божия, огнь геенны и огнь, имеющий сожечь и очистить земные стихии ( Мф. 25:41 ; 1Кор. 15:52 . 2Пет. 3:10 ), тогда и буря зельна будет, страшное смятение земли, все ужасы (Злат., Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Его сильная буря».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! У меня есть несколько вопросов по поводу воплощения Иисуса Христа. 1. С момента вознесения Иисуса Христа и в настоящее время Он пребывает в своем человеческом воскресшем теле или нет? 2. Если Христос — совершенный Бог и совершенный Человек, значит, у Него была человеческая душа? Но если душа бессмертна, что будет с ней после Страшного Суда? Или же эта душа навечно соединена с Богом Сыном? 3. Если Христос “обожил” природу человека, избавил ее от первородного греха (так или нет?), то почему мы по-прежнему ощущаем на себе “болезнь” греха от Адама и Евы? Спасибо вам большое за ваш труд! Вопрос закрыт для новых ответов. 4 Ответа Божественная и человеческая сущности соединены в Ипостаси Господа Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно (о том, что такое ипостась и сущность, см. подробнее здесь: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция». ). Это значит, что Он — Совершенный Бог и Совершенный Человек. К вопросу 1. Как Совершенный Человек Господь Иисус Христос, разумеется, обладает и человеческим телом, и человеческой душой. Когда мы говорим о Вознесении Спасителя, мы имеем в виду Его Вознесение по человеческому естеству (как Человека) — как Бог Он не ограничен условиями пространства, Он вездеущ. Таким образом, Господь пребывает “на Небесах” не только как Бог, но и как Человек (и Телом и Душой). Тело Христа — то самое Тело, кторое было пригвождено ко Кресту, лежало во Гробе, то самое, но уже “прославленное”, в котором Он являлся апостолам после Своего Воскресения. К вопросу 2. После Страшного Суда Господь Иисус Христос не перестанет быть Совершенным Человеком (обладающим и Телом, и Душой). Попутно добавим, что на Страшном Суде Он предстанет не как судимый, а как Совершающий Суд. К вопросу 3. Тело, и Душа Спасителя обожены. Однако из того, что Он единосущен нам по человеческому естеству, не следует, что когда Он обожил заключенное в Его Ипостаси человеческое естество, обожились все обладатели этого естества, и что всякий ныне живущий человек обожен уже только потому, что он — человек (см. по этому поводу: Разъяснение отличия понятия “обожение человеческого естества” от понятия “обожение человеческих ипостасей” ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-voplotilsja-...

Слово о загробной жизни 1956 г. «Христианская кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном судищи Христове просим». Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Недавно мы говорили о смерти, как о неотвратимом возмездии за прародительский грех, возмездии, ожидающем всякого человека, и притом – неизвестно когда. Мы приводили примеры, убеждавшие в том, что даже величайшие подвижники благочестия, такие как преп. Иларион Великий или преп. Симеон Столпник, страшились при приближении к ним смертного часа. Такие примеры невольно приводят нам на память грозные слова предостережения, сказанные первоверховным апостолом Петром: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет. 4:18 ). Продолжим ныне нашу беседу о переходе человеческой души через грань смерти, из настоящей привременной жизни – в век будущий, непреходящий. Постараемся при свете Божественного Откровения заглянуть, насколько это возможно и полезно для нас, по ту сторону завесы, отделяющей нас от загробного мира. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 ) – говорит св. апостол Павел. По объяснению свв. Отцов и Учителей Церкви речь идет здесь не о последнем Страшном всеобщем Суде, а о так называемом «частном суде», определяющем временную участь души до второго пришествия Христова и общего воскресения мертвых. Св. Макарию Александрийскому было открыто в видении, что душа умершего странствует по мытарствам в продолжении сорока дней. За это время три раза, а именно в третий, девятый и сороковой дни по смерти, она возносится на поклонение Небесному Судии, Который, наконец, в сороковой день и определяет ей ту или иную участь до времени последнего Суда в соответствии с тем, как человек проводил свою жизнь на земле. Но что же такое те мытарства, по которым должна странствовать человеческая душа тотчас после смерти? Сущность учения о мытарствах изложена в поучении св. Кирилла Александрийского , носящем название «Слово об исходе души». В нем сказано, что «при разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесныя, а с другой – власти тьмы, духи злобы, воздушные истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе станет искать себе защиты у Ангелов Божиих. Но и будучи принята св. Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства, как бы некие заставы или таможни, кои будут преграждать ей путь к Царствию Небесному». На каждом из этих мытарств будет истребован отчет в тех или иных грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXIV. СТРАШНЫЙ СУД ХРИСТОВ      Убежден, нет среди нас никого, кто ничего не знал бы о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Спаситель наш, предоставив всем людям свободу для вхождения в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в известное Ему время явится очам всех уже не как Искупитель, а как грозный и нелицеприятный Судия. Священное Писание свидетельствует, что к концу бытия мира немного на земле будет истинно верующих христиан. Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. " ...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам " . Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное.       " И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/024.htm

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXVI — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности в нем содержатся биографии деятелей церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И. В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами РПЦ. Она несомненно будет полезна для учащихся ВУЗов и школ. В материале о И. Е. Старове, рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма, тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском. Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70 Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей РПЦ с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести Временных лет» и Житию преп. Феодосия Печерского. Широко почитается 1-й пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря.

http://pravenc.ru/shop/2693027/

18. 1660 г., февраля 27. Соборное определение о проверке сказок, поданных разными лицами духовного звания, по поводу оставления Никоном патриаршего престола; о разрешении выписки из Номоканона и соборных правил об архиереях, самовольно оставляющих свои престолы. Из сего собор извлёк заключение: «что правила Св. Отец согласно все невозбранно повелевают на отрёкшегося своей епископии, или отшедшего без богословной вины вящше 6 месяцев, епископа вместо его иного поставлять» В лето от создания мира 7168, от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1660-е, повелением благочестивейшего великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собрались преосвященные митрополиты и архиепископы, и епископы, архимандриты и игумены и весь освященный собор. Собрались же по той причине: поскольку пред сим летом вышеуказанной восьмой тысячи во 166-е случилось святейшему Никону, патриарху Московскому и всея Росии, свой патриаршеский престол оставить, и в нынешнее вышеуказанное лето, Февраля в 16 день предстал весь преосвященный собор пред лицом великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и слыша от святых уст его велико попечение, зане святая соборная церковь пастыря и жениха не имеет, да преосвященный собор о сем крепко и единодушно праведно, не имея кто ненависти и тщетной любви, по правилам святых апостол и святых отец, рассуждают, памятуя каждый страшный суд и воздаяние каждому по делам его. Они же преосвященный собор, слыша премудрейшее его великого государя повеление, пришли в крестовую патриаршую палату, и на утро, Февраля в 17 день, по его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца указу, боярин Пётр Михайлович Салтыков принёс на собор сказки письменные. И преосвященный собор, приняв сказки и свидетелей, против сказок на соборе допрашивали священного чина по священству, а прочих по святой Христовой евангельской заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010