Страшный Суд Церковь учит, что Христос как приходил первый раз спасти род человеческий, так и придет второй раз судить. Христос поруганный, уязвленный придет во славе, и ужаснутся враги Его. Христос приидет во славе на Суд Страшный. Время Второго пришествия неизвестно. День Суда приидет неожиданно. В чем застанет, с тем христианин и на Суд явится. Суд Страшный – при Втором пришествии. Суд Страшный отличается от суда человеческого. Суд человеческий без правосудия не может быть истинным. Суд Страшный будет нелицеприятный и неподкупный. Перед Судьей небесным все равны, у Него нет ЛИЦЕПРИЯТИЯ. Суд Страшный есть время воздаяния. Суд Страшный есть время жатвы. На Страшном Суде каждый будет пожинать, что сеял. На Суде Страшном каждый человек должен будет дать ответ за прожитую жизнь. На Страшном Суде Господь более всего спросит О ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ. Необходимо иметь признаки христианина – жизнь христианскую. На Суде Страшном те, кто имеют подобие Христа, будут прославлены. На Суде Страшном не признает нас Христос и святые, если не будем подобны им. Кто стыдится Христа и Его добродетелей, того и Он постыдится на СТРАШНОМ СУДЕ. Кому много дано, от того много и спросится на Страшном Суде. На Страшном Суде все предстанут и дадут ответ за все дела и слова. На Суде Страшном каждому человеку предстанут все его дела, слова и помышления. Все, что говорится, делается или помышляется, все откроется. На Страшном Суде Бог обличит все тайные дела. Судья на этом Суде – сердцеведец и знает не только дела, но и ПОМЫШЛЕНИЯ. На Суде будет открыто все, что в этом веке делается. На Страшном Суде откроются ГРЕХИ, и грешник ужаснется. На Суд Страшный каждый явится со своими делами. Что в ДУШЕ отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд. Что любила ДУША, к чему стремилась, то с ней на Суд и предстанет. Во Втором пришествии Христос будет судить за грехи. На Страшном Суде грешник обличается за каждый свой ГРЕХ. Правда Божия каждому воздаст по делам на Суде Божием. После всеобщего воскресения каждый даст ответ за дела и получит определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

I. Учение о частном суде в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека. Учение об этом суде было известно еще в Ветхом Завете. У сына Сирахова читаем: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его... В скончание человека открытие дел его 1 . Если в самый же день смерти бывает человеку воздаяние: значит тогда же, а не в отдаленном каком времени, и совершается над ним суд. С другой стороны, открытие дел его вслед за смертью не может для себя иметь иной цели, как только рассудить эти дела и по ним-то определить ему или награду, или наказание. Решительную проповедь о суде тотчас после смерти находим у апостола Павла: лежит человеком единою умрети, потом же суд 2 . В этих словах не допускается никакого промежутка между смертью и судом. Следовательно, надобно понимать здесь суд тотчас после смерти, а не тот, который будет во второе пришествие Христово. В святоотеческом учении суд этот признается со всею ясностью. Григорий Богослов говорить о праведниках, что их души «тотчас же начинают ощущать то блаженство, которое ожидает их после всеобщего суда. Также без сомнения и грешные души (прибавляет он) предъиспытывают ожидающие их муки». Но могло ли бы быть такое разделение душ на добрые и злые и такое им воздаяние, если б предварительно не совершался над ними суд Божий? Блаженный Августин признает справедливым и спасительным такое верование, что «души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших 3 ». Св. Лествичник рассуждает: «суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего 4 » Св. Димитрий Ростовский учит: «нам страшный суд комуждо свой прежде общего всем суда страшного 5 . Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек умирая имеет, потому что тогда увидит все дела свои 6 ». За тем тот же учитель Церкви убеждает христиан во всякое время ожидать пришествия Христова и, понимая под этим пришествием час смерти для каждого, говорить: «в он же (т. е. вслед за часом смертным) суд Божий приидет пояти душу от тела, и комуждо свое особое бывает о содеянных истязание 7 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 88. Страшный суд относительно времени и места, в котором будет происходить Нам предстоит подробно изучить вопрос о Страшном Суде относительно времени и места, в котором будет все происходить. Относительно этого исследуется четыре положения: 1) будет ли Страшный Суд; 2) будет ли он проводиться на словах/в устной форме; 3) состоится ли Страшный Суд в неизвестное время; 4) состоится ли Страшный Суд в юдоли Иосафатовой. Раздел 1. Будет ли Страшный суд? Возражение 1 . Представляется, что не будет Страшного Суда. Так, согласно книге пророка Наума, следуя версии Септуагинты, «Бог не будет судить то же самое во второй раз» ( Наум.1,9 ). Но Бог судит теперь каждое деяния человека, назначая наказания и вознаграждения каждому после смерти, и также вознаграждая и наказывая избранных в этой жизни за их хорошие или злые дела. Следовательно, не будет никакого другого суда. Возражение 2 . Далее, ни в каком судебном разбирательстве приговор не исполняется до того, как решение будет объявлено. Но приговор Божьего Суда над человеком связан либо с приобретением Царства Небесного, либо изгнанием из него ( Мф. 25,34, 41 ). Следовательно, поскольку некоторые наследуют Царство Небесное уже сейчас, и некоторые изгонются из него навечно, не будет другого Суда. Возражение 3 . Кроме того, причина, почему определенные вещи подлежат Суду состоит в том, что мы можем прийти к решению о них. Сейчас перед концом света каждый из проклятых осужден на муки вечные и каждый блаженный на блаженство. Следовательно, и т.д. Этому противоречит , сказанное: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его» ( Мф. 12,41 ). Следовательно, Суд будет после Воскресения. Далее написано: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5,29 ). Следовательно, после Воскресения будет Суд. Отвечаю: Так же как действие указывает на начало, откуда вещи получили свое существование, так и Суд относится к термину, когда все приходит к своем концу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Поговорим о Страшном суде. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов в студии священник Александр Березовский. 07.04.2014 06:42:35 Кульков Сергей Андреевич -Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром вновь начинает нашу программу. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.  -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю также, что вы можете присылать свои вопросы к нам в студию по смс. Поговорим сегодня о Страшном суде. Страшный суд - очень важный момент. Это фундамент нашего благочестия. Поэтому каждый христианин должен глубоко понять и прочувствовать этот евангельский текст. Потому что Страшный суд - это не то, что будет для человечества в отдаленном будущем. Нет. Страшный суд -он происходит с каждым из нас ежедневно и ежечасно. Потому что мы находимся все время перед очами божьими. И как только мы об этом забываем, мы сразу погружаемся в грех. А человек, христианин должен нести полную личную ответственность за свои чувства, за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. Поэтому не случайно наша церковь размышляет об этом. О предстоянии перед Богом, которое для человека есть Страшный суд.  -То -есть суд уже совершается, а приговор отложен?  -Нет, приговор тоже совершается. Потому что мы своими поступками, и своим отношением к Богу и ближним, часто вызываем всякие прещения на себя. Просто отложен окончательный приговор. Да. Окончательный приговор скажем, будет у нас после нашей смерти. Потому что когда человек умирает, он переходит в пространство, где нет времени. Поэтому для любого умершего окончательный страшный суд происходит практически в то же самое мгновение, когда душа оставляет тело. Это здесь на земле мы можем говорить: ну вот, время тянется, душа там где-то пребывает, но это все равно мгновение, потому что душа не может наблюдать течение времени. Его вообще там нет. Поэтому и Второе пришествие, и самый окончательный Суд осуществляется практически сразу. Поэтому у нас возникает иллюзорная ситуация со временем. Она разворачивается перед нашими глазами, но только в течение нашей жизни.

http://radonezh.ru/text/pogovorim-o-stra...

Беседа в неделю мясопустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Егда же приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы. Мф.25:31,32 . Радость праведникам! А у грешника цепенеет ум, сжимается сердце, едва разверзаются уста, когда надобно говорить о сем, как надобно сегодня, по воспоминанию Св. Церковью будущего страшного суда! Св. Церковь возвещает сегодня из Евангелия, как Сам Господь, предсказывая о суде Своем, раскрыл некогда один только край поразительного того позорища, и, для примера, выставив только самые малые дела человеческие в жизни, едва считающиеся обязанностями, каковы: насытили ль мы алчущего или жаждущего, посетили ль больного и в темнице находящегося, приняли ли в дом свой странного, – по одним сим делам произнес неимевшим их осуждение на огнь вечный. Что же будет, если потребуется там отчет (а как не потребоваться?) в делах нашего звания, в неисполнении нарочитых наших обязанностей, в употреблении всех даров счастья, в принятии всех средств благодати, с чем само собой сопряжены участи не того или иного человека из случайных бедных, но у многих сопряжены участи целых обществ человеческих, целых областей, званий, родов дел? Что будет с нами, когда должны явиться там, на суде, и беспрерывное неправосудие наше, и сладострастие, и мздоимство, и обиды, и злоба, и гордость, и зависть, словом – все до слова праздного, до тайных помышлений, как говорит Апостол, и мыслей сердечных? Не станем говорить о славе суда; она изображена резкими чертами в песнопениях Церкви на день сей; довольно упомянуть теперь кратко по Евангелию, что судить будет Царь славы, в присутствии всех Своих небесных Сил. Размыслим ныне о том одном, что касается нас собственно. Там будет для нас суд внезапный, будет суд всемирный, будет суд справедливый, будет суд решительный на всю вечность. Страшный суд Божий будет суд внезапный. У Бога, конечно, и время его предопределено от самой вечности: суд внезапен будет для нас, по неизвестности дня его, сколь впрочем ни известно то, что он будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия. Евангелие от Иоанна 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Крест Христов — это суд над судом. И Страшный последний Суд, перед которым предстанет весь род человеческий, — это крестный суд, это суд Креста и Евангелия, перед которыми мы всегда предстоим на исповеди. Суд Страстей Христовых — все, что совершается в них, — является нашим судом. И сегодня мы обратим внимание на то, как совершается суд над Христом. Вначале церковной властью — первосвященниками Анной и Каиафой, а затем властью гражданской — прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Мы все знаем слово Писания о том, что удерживающим — ставящим преграду беспрепятственному действию силам зла — является благодать Духа Святого и законная государственная власть (2 Фес, 2, 7). Речь идет о Церкви и о государстве. И тот суд, который совершается над Христом в лице Синедриона и в лице гражданской — римской власти, показывает нам, во что может превратиться эта власть, когда она совершает разрыв с тем высшим началом, от которого она имеет свое существование: она становится, она станет властью антихриста. И вот мы видим, прежде всего, как судит Христа церковная власть. Когда первосвященник — человек, которому вверены тайны Божии, кто ответственен за них на земле, — начинает допрос Христа, один из слуг архиерея, которому кажется, что Христос недостаточно почтительно говорит с архиереем, ударяет Спасителя по щеке: «Так Ты отвечаешь архиерею!» (Ин. 18, 22). И в это время другой человек, которому уже по-настоящему вверены тайны Божии — первоверховный апостол, ученик Христов Петр, — ударяет Христа по другой Его щеке. Именно в это самое время он говорит: «Не знаю этого Человека» (Мф. 26, 72). Чтобы не допускать обрядового осквернения, первосвященники и книжники, собираясь предать Христа Пилату, не входят в его дворец, но остаются вне, потому что приближается Пасха, и они хотят вкусить эту пасху. Нельзя им входить во двор языческий, чтобы не оскверниться. Нельзя им прикасаться к язычникам, чтобы сохранить свою чистоту. Перед нами — величайший пример самого гнусного лицемерия, внешнего «благочестия», о котором святитель Феофан Затворник говорит как о тайне беззакония внутри Церкви. Когда тщательно исполняются все предписания Закона — Божественного Закона — и когда Самого Бога предают поруганию и смерти.

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-иоан...

Страшный суд — и ход процесса описывает Сам Судья Но как необычно работает закон любви 11 февраля, 2018 Но как необычно работает закон любви Христос не спросит нас о национальности, взглядах и образовании, не потребует зачитать Символ веры — Он просто огласит завещание. Как будет работать закон любви на Страшном суде — размышляет архимандрит Савва (Мажуко). Как прост закон, по которому Он судит Когда до начала Великого поста остаётся всего одна неделя, христиане собираются в церковь, чтобы «вспомнить» грядущий Страшный суд. Неделя о Страшном суде. Это значит, что в третье пред-постное воскресенье читается и мыслится отрывок из Евангелия от Матфея, который описывает последний и неизбежный суд над каждым человеком. Уникальность этого библейского сюжета в том, что ход судебного процесса описывает Сам Судья. В этом и ценность рассказа. Христос – Тот, Кто будет судить все народы и каждого человека в отдельности, поэтому Его версия суда – самая точная, а, значит, и самая важная. Это не домыслы, догадки или смутные откровения взволнованных провидцев, а отчёт Того, Кто Судья по праву рождения и достоинству победителя. На последний суд Христос придёт во славе. Он не будет скрывать Своего Божества, и мы увидим Его не нищим пророком и бездомным странником, а тем, кто Он есть на самом деле. И все народы предстанут перед взором Творца и Судьи. Это наш первый страхсуда нельзя избежать. Никому. Суд нельзя отсрочить, перенести, пересидеть или отложить «по знакомству». Каждый должен пройти этим путём. Пожалуй, это самое неизбежное в биографии человека. Второй страхстрах разделения. Ещё до того, как опросить обвиняемого и свидетеля, выслушать адвокатов и присяжных, Судья отделит «овец» от «козлов». Сразу. Без слов. Без объяснений. А зачем Ему говорить? Тому, Кто смотрит прямо в сердце. Третий страх – услышать от Судьи, что ты, на самом деле, в числе праведников. И когда успел попасть? Как угодил в овцы? Господь сразу выносит приговор. Но, как же удивительно прост закон, по которому Он судит! Перед престолом Судьи стоят все народы, от начала времён до последних часов жизни человечества, все расы, все племена, со всех частей света. О чём спрашивает Христос? Разве Он сказал: «евреи, выйдите вперёд, мы ведь свои»; или: «пропустите православных, ибо у них вся полнота откровения»; или так: «мужчины пусть подойдут первыми, проявите уважение»; а может Он скажет: «монархисты, узрите подлинное Царство»; или мы услышим: «приидите, служители муз и наук, утешьтесь, отдохните, вам первым принадлежит Царство Логоса, потому что вы поняли слишком много»?

http://pravmir.ru/strashnyiy-sud-i-hod-p...

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» Страшный Суд: дела любви Страшный Суд для христианина — самое радостное событие из всех что можно представить. Наконец истина явится, справедливость восторжествует, мертвые воскреснут; грех, ад и смерть будут навсегда побеждены.   Христианство — глубоко оптимистическая религия. Апокалипсис для христианина — величайший хэппи-энд в истории. Симптоматично, что страх перед Антихристом часто вытесняет радостное ожидание Христа. Пожалуй, это мера «христиансткости» — насколько радостно человек или общество ждут конца света.     Справедлив ли Бог? Идея посмертного воздаяния и всемирного Суда существовала задолго до Евангелия. Христос уничтожил эту идею, совершив «суд над судом». Ведь основная идея христианства — смерть безгрешного за грехи людей — с точки зрения «нормального правосудия» абсурдна, она противоположна человеческой справедливости.   Но если Бог справедлив в человеческом смысле, то мы все обречены, ибо все грешники. Писание учит другому: «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3, 17–19)   Преступление и наказание – это не про христианство. Наш «долг» аннулирован. Мы, грешники, искуплены смертью Христа – единственного Невинного. Искупление – противоположность правосудия. Этот мир стоит на отношениях купли-продажи, кармы, взаимообмена, воздаяния. Но Господь безрассуден и несправедлив, одним Своим присутствиием Он ломает системы мира, и мы узнаем Его любовь как всепрощение — обратную сторону Его бесконечной вечной радости.   Что сделал Христос «в себе» то делает Церковь, Его Тело, в истории для всего человечества. И Страшный Суд — крайняя точка этого процесса, конечное выражение любви.   Григорий Двоеслов: кончина мира — радость и веселье Те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда преходит (уходит) тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он скончавается. Но написано: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.5:4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее

http://predanie.ru/tema/strachnii-sud/

Как мы видим, Церковный суд постановил извергнуть из священного сана о.Алексия Уминского. Однако пока нет официальных сообщений о том, что Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение Церковного суда. Но судя по логике, решение об извержении из сана должно состояться, поскольку сам Уминский горделиво отверг предложенную ему возможность оправдаться в Церковном суде. И понятно почему. Эта песенка в исполнении бывшего священника Уминского позволяет понять, почему он не пошёл на церковный суд. На видео сам бывший протоиерей весело распевает глумливую песенку про Страшный суд. Суд не для него, он заведомо чист. На суд пусть идут сопливые, картавые, хромые, убогие… А он, похоже, изначально определил, что может быть только судьёй. И вот Господь посрамил горделивого. Тем временем весьма своеобразно на запрещение протоиерея Алексия Уминского отреагировал иноагент, беглый бывший протодиакон Андрей Кураев. В интервью «Собеседнику» он заявил, что это – «большая боль для тысяч людей. Был большой приход, и приход своеобразный, приход интеллигентский, много было там людей и с еврейскими корнями. Когда-то подобные личности были бриллиантами русской словесности: Пастернак, Мандельштам. Теперь у такого склада людей будет закрепляться негативное отношение к РПЦ». Забавно. Интересно, а какое отношение к уже извергнутому из сана за игнорирование церковного суда Уминскому имеют Пастернак и Мандельштам?! Вот кто имеет, так это беглый олигарх Ходорковский, иноагент Архангельский. Только этих евреев, полагаем, назвать бриллиантами русской словесности вряд ли кто-то решится, даже Кураев. Да и непонятно из этого фрагмента интервью бывшего протодиакона то ли сочувствует Кураев евреям из общины Уминского, то ли упражняется в антисемитизме? Ведь он фактически утверждает, что православные евреи после запрещения Уминского в служении станут негативно относиться к Русской Православной Церкви. То есть они не ради Христа в Церковь пришли, а ради Уминского? Возникает смутное подозрение, а не провоцирует ли неистовый беглый бывший протодиакон подозрительное отношение к православным евреям?..

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/go...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010