«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых.» «Помышляю день оный и час, егда имамы вси нази и яко осуждени неумытному Суд и предстати»... (Стихира в неделю мясопустную). Внушив нам необходимость мытарева смирения и сердечного сокрушения о своих грехах и вспомнив умилительную притчу о покаянии блудного сына, Святая Церковь , готовя нас к Великому посту, приводить нам на память то «последнее», что неизбежно ожидает нас, – хотим ли мы того или не хотим – кончину мира, Второе Пришествие Христово и Страшный Суд. И хотя в наше время лукаво и лицемерно так хлопочут о всеобщем единении – как-будто «единение», само по себе, может являться самоцелью, – после Страшного Суда в нашем человеческом роде произойдет решительное и окончательное разделение, и притом на целую вечность: каждого из нас ожидает что-нибудь одно – или приобщение к вечному несказанному блаженству праведников или горькая-прегорькая участь вечного нескончаемого мучения грешников. В том, что это несомненно будет уверяет нас Сам Господь Иисус Христос, собственные слова Которого и читаются для вящего нашего убеждения в Евангельском чтении, положенном на неделю мясопустную, как именуется третья подготовительная неделя к Великому посту: И идут сии , то есть, стоящие по левую сторону Судии грешники, в муку вечную: праведницы же в живот вечный  ( Мф.25,46 ) . Как не думать об этом, не помышлять непрестанно в течении всей нашей, столь кратковременной –семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет  ( Пс.89,10 ) : редко-редко кто доживает больше! – земной жизни? Вот почему Святая Церковь и заповедует нам постоянно обращаться мыслью к этому дню Господню, великому и славному  ( Деян.2,20 ) , чтобы день тот не постиг нас внезапно  ( Лк.21,34 ) . Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!  (Седален нед. мясопустной). Из этих слов церковного песнопения ясно видно, каким должно быть это непрестанное помышление о кончине мира, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде: отнюдь не каким-то паническим ужасом, не очевидно-зловредной «апокалиптической паникой», которую именно и осуждает св. Апостол Павел в своем Послании к Солунянам  ( 2Фес.2,2–3;11–12 ) , а  спасительным  для души,  покаянным приготовлением  себя к этому великому и славному дню Господню .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Протоиерей Алексий Уминский: Евангелие — непосильно для человека Можно совершать сколько угодно благотворительных акций по отношению к бедным и несчастным людям, но при этом с совершенным ужасом и неприязнью отворачиваться от конкретного человека, которого ты встречаешь на своем пути. 27 февраля, 2014 Можно совершать сколько угодно благотворительных акций по отношению к бедным и несчастным людям, но при этом с совершенным ужасом и неприязнью отворачиваться от конкретного человека, которого ты встречаешь на своем пути. Что значит простить? Как научиться любить? Почему Христос требует от нас, по сути, невыполнимого и невозможного? Отвечает протоиерей Алексий Уминский. —  Масленичная неделя в церковном календаре имеет свои богослужебные особенности. На этой неделе в среду и в пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни уже читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Есть еще одна особенность подготовки к посту: эта неделя, хоть и сплошная, но уже постная — мясо мы уже не вкушаем и не совершается таинство венчания. Масленичная неделя предваряет Великий пост таким вот мягким постепенным вступлением в подвиг. Традиционно христиане проводят эту неделю в неком гостевом режиме, все стараются до поста сходить друг к другу в гости, посидеть и пообщаться. — Но эта неделя называется еще и Неделей о Страшном суде. В воскресенье в храмах читалась соответствующая притча. И вот опять становится неловко… Идешь на работу, у метро видишь нищих, бомжей, и проходишь мимо, потому что в жизни так много проблем, забот, обязанностей… — Эти слова Христа не вчера сказаны, они звучат постоянно. Евангельские слова о  Страшном суде предваряют Великий пост , наверное, для того, чтобы мы осознали его глубинный смысл. Знаете, есть икона Страшного суда, написанная b XVII веке: такая большая доска, на которой изображен суд, мир разделен на две части — на праведников и грешников, одни восходят в Царствие Небесное, другие — ниспадают в ад. И прямо по рангам написано, кто за кем отправляется на страшный суд: убийцы, прелюбодеи, еретики, агаряне, воры, мздоимцы и так далее.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Разделы портала «Азбука веры» протопресвитер Михаил Помазанский Православное Догматическое Богословие " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  5.0 из  5) Писания преподобных христианских подвижников показывают, что чем выше поднимается нравственное сознание, тем острее становится чувство нравственной ответственности, страх оскорбить Бога и сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. Но столь же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа каждому из нас должно и утешительно. О Боге Завершителе судеб мира Грядущие судьбы мира и человечества (Христианская эсхатология) Никео-Цареградский символ веры содержат православное учение о Втором пришествии Сына Божия на землю, всеобщем страшном суде и о будущей вечной жизни. 7 член: И паки (снова) грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же (Которого) царствию не будет конца… 11 член: Чаю (ожидаю) воскресение мертвых, 12 челн: и жизни будущего века. Аминь. В Божием домостроительстве начертаны планы будущего до конца веков. И в христианском учении его неотъемлемую часть составляет то, что слово Божие говорит нам о событиях последнего времени; втором пришествии Господа, воскресении мертвых и кончине мира, — и затем о начале царства Славы и вечной жизни. Последняя часть догматического богословия и говорит о завершении того великого процесса, начало коего изложено на первой странице книги Бытия. Посмертная участь человека Смерть есть общий удел людей. Но она есть для человека не уничтожение, а только отрешение души от тела. Истина бессмертия души человека одна из основных истин христианства. “Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.” В новозаветном Священном Писании смерть называется “исходом души” (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память — 2Петр.1:15 ), освобождением души из темницы ( 2Кор.5:1 ), отложением тела (зная, что скоро должен оставить храмину мою — 2Петр.1:14 ), отрешением (имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше — Фил.1:23 ), отшествием (время моего отшествия настало — 2Тим.4:6 ), успением (Давид почил — Деян.13:36 ). Состояние души по смерти, по ясному свидетельству слова Божия, не бессознательно, а сознательно (напр. в притче о богатом и Лазаре). По смерти человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от всеобщего последнего суда. “Удобно есть перед Богом, в день смерти воздать человеку по делам его,” говорит премудрый сын Сирахов (11:26). Ту же мысль выражает апостол Павел: “человекам положено однажды умереть, а потом суд” ( Евр.9:27 ). Апостол представляет суд следующим непосредственно за кончиной человека, очевидно, разумея не всеобщий суд, а частный, как это истолковывали св. Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

Разделы портала «Азбука веры» священномученик Фаддей (Успенский) Слово в неделю мясопустную (о Страшном Суде) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.6 из  5) Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь  же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни. Почему же так человек нерадит о гибнущей душе своей? Очевидно, оттого что не верит всему, что святая Церковь устами Самого Христа и апостолов возвещает о Страшном Суде и геенне. Человеку думается, что будет как-нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Подлинно, ничем в данном своем рассуждении не отличается человек от глупой овцы стада, которая следует за всем стадом, идет туда, куда все, и почувствует ужас, когда сама увидит воочию приблизившуюся гибель. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность — плод неверия в вечные муки. Если бы жива была вера в муки вечные, если бы человек знал, что муки неизбежны, как неизбежно сгореть человеку, не отходящему от близкого огня, то неужели не стал бы он остерегаться? «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь»  — на нем сбывались бы эти слова Премудрого.

http://azbyka.ru/apokalipsis/slovo-v-ned...

Религиозность в безрелигиозную эпоху Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 24, 2000 7 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 24, 2000 Статья первая. Гражданская религия США По справедливому замечанию протопресвитера Иоанна Мейендорфа, вера в нескончаемый прогресс, основанная на оптимистической оценке человеческих достижений в истории, есть явление “постхристи­анское”, ставшее возможным в контексте утвердившегося в рамках христианской культуры линейного понимания истории, провозгласившего наличие у последней смысла и цели 1 . Подобная вольная трактовка новозаветной эсхатологии, безусловно, далека от христианского видения перспектив развития человечества, которое в финале истории ожидает, согласно Библии, временное установление царства антихриста и Страшный суд, а не окончательная победа Царства Божиего на земле 2 . Идея прогресса, появившаяся в Новое время и ставшая одним из основополагающих мифов нашей эпохи, есть в таком случае не что иное, как античная утопия “идеального государства”, коренным образом расходящаяся с собственно христианским видением перспектив человечества. Эта новая вера лишь заимствует оболочку христианских идей. Формально такой подход не отрицает христианства, оставляя Церкви попечение о душах и занимаясь исключительно делами мира сего. Однако мистификация новой веры приводит к порождению новых идолов (в наше время это “гражданское общество”, “демократия”, “свобода”, “государство всеобщего благосостояния” и т. д.) и сначала незаметно, а потом все более очевидно и настойчиво уводит человека от Христа, подчиняя его “детерминизму истории, социологии, фрейдовской психологии или утопическому прогрессизму” 3 . В ряду открывшихся “новых ценностей” четко просматривается стремление к некой универсальной религии, которая смогла бы примирить все противоречия различных религиозных систем и установить “мир во всем мире”. Попыткой установить такую религию и является, на наш взгляд, американская гражданская религия , материал о которой мы представляем на читательский суд.

http://pravmir.ru/religioznost-v-bezreli...

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она Священное Писание и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

http://pravoslavie.ru/74312.html

Священники Русской Православной Церкви: «Мы призываем к немедленному прекращению огня» Ненасильственный призыв к миру не должен рассматриваться как нарушение закона 1 марта, 2022 Ненасильственный призыв к миру не должен рассматриваться как нарушение закона Обращение священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению Мы, священники и диаконы Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, обращаемся ко всем , от кого зависит прекращение братоубийственной в Украине, с призывом к примирению и немедленному прекращению огня. Мы направляем это обращение после воскресенья о Страшном Суде и в преддверии Прощеного воскресенья.  Страшный суд ожидает каждого человека. Никакая земная власть, никакие врачи, никакая охрана не обезопасит от этого суда. Заботясь о спасении каждого человека, считающего себя чадом Русской Православной Церкви, мы не желаем, чтобы он явился на этот суд, неся на себе тяжелый груз материнских проклятий. Мы напоминаем, что Кровь Христова, пролитая Спасителем за жизнь мира, будет принята в таинстве Причащения теми людьми, кто отдает убийственные приказы, не в жизнь, а в муку вечную.  Мы скорбим о том испытании, которому были незаслуженно подвергнуты наши братья и сестры в Украине. Мы напоминаем о том, что жизнь каждого человека является бесценным и неповторимым даром Божьим, а потому желаем возвращения всех воинов — и российских, и украинских — в свои родные дома и семьи целыми и невредимыми.  Мы с горечью думаем о той пропасти, которую придется преодолевать нашим детям и внукам в России и в Украине, чтобы снова начать дружить друг с другом, уважать и любить друг друга. Мы уважаем богоданную свободу человека и считаем, что народ Украины должен делать свой выбор самостоятельно, не под прицелом автоматов, без давления с Запада или Востока. В ожидании Прощеного воскресенья мы напоминаем о том, что врата райские отверзаются всякому, даже тяжело согрешившему человеку, если он попросит прощения у тех, кого он унизил, оскорбил, презрел, или же у тех, кто был убит его руками или по его приказу. Нет другого пути, кроме прощения и взаимного примирения.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Неделя 1-я, Всех Святых Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30 В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых. Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»? Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна. Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» ( 1Кор.6:2 ). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf 5. Неделя мясопустная. О страшном суде. Суд совести и суд Божий (начало) (Мф. 24:31–46) «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор. 11:31 ). Остаётся одна неделя, благочестивые слушатели, до дней святой четыредесятницы. Предыдущие недели: о мытаре и фарисее и о блудном сыне уже приблизили нас к Великому посту, показав нам и пример смиренного покаяния, и пример благоразумного возвращения блудного сына к Отцу Небесному. В наступающую неделю Страшного Суда святая Церковь Евангельским чтением приоткрывает пред нами завесу будущего суда Божия, чтобы расположить нас к великопостному покаянию и исправлению. Братия и сестры! Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дав ему разум, сердце и свободную мысль. Разум Он дал ему, чтобы освещать им путь своей жизни: различить доброе и злое, лукавое и соблазнительное, хорошее и плохое, полезное и вредное. Сердце дал ему, чтобы возлюбил им Бога и ближнего своего. Свободную волю дал, чтобы засевал в душе своей семена добра и напряжением этой воли осуществлял в своей жизни всё спасительное и всё полезное. Если человек поступает в своей жизни согласно голосу разума, чувства любви и требований совести, то он поступает как разумно волящее, свободное существо. И чем больше так поступает, тем больше эту свободную волю укрепляет и развивает. И, наоборот, если человек предпочитает в жизни плохое, вредное, греховное, то со дня на день он теряет свободу воли, превращаясь в раба греха и порока. Раб же греха теряет человеческое достоинство и звание чада Божия. Братия и сестры! Нет на земле человека совсем духовно-мёртвого и уже совсем погибшего, ибо нет человека без проблесков разумности, сердечности, совестливости. Как бы плохо и греховно ни поступал человек, всё равно в глубине своей души и не совсем попранной совести он сознаёт, что поступает неправильно и от этого в той или иной степени страдает и мучается. И все мы время от времени чувствуем уколы и укоры совести. Это происходит и тогда, когда мы кого-либо обидели, или осудили, или соблазнили, или сказали лишнее слово. Это происходит и тогда, когда нужно было что-то мужественно сказать, а мы по боязни неприятностей не оказали, и наоборот, когда нужно было смолчать, а мы по своей вспыльчивости не смолчали. Голос совести, освещённый и усиленный светом разума, и есть наш первый и основной судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 1. Повод к написанию Послания Поводом к написанию второго послания к Фессалоникийцам послужило то, что они неправильно поняли некоторые места из первого Послания к ним, а также и то, что появилось подложное, под именем Павла, послание ( 2Сол.2:2, 3:17 ). Число праздных людей, ожидавших скорого второго пришествия Иисуса Христа, умножалось, и это вызвало беспокойство Апостола. Некоторые среди солунских христиан, пользуясь щедрой благотворительностью христиан, предпочитали жить за чужой счет вместо того, чтобы самим трудиться. Во втором послании ап. Павел раскрыл признаки второго Пришествия Христова и дал нужные советы относительно поведения и жизни, направленные, преимущественно против тунеядства, так как второе послание к Фессалоникийцам, как и первое, является эсхатологическим по главной теме. Оно отличается простотой, задушевностью и является откликом горячо любящего, попечительного сердца Апостола на конкретные вопросы его пасомых. Второе Послание написано в тем же году, что и первое, т. е. в 53 году; в Коринфе вскоре после написания Первого. Содержание послания 1. Похвала терпения солунян (гл. 1) Апостол благодарит солунян за их веру и терпение в перенесении гонений. Эти гонения доказывают, что будет праведный суд Божий для наказания гонителей и для награды страдающих за имя Христово ( 2Сол.1:5–7 ). Апостол относит этот суд к будущему славному явлению Господа. Однако неизвестность этого дня, с одной стороны, и его неминуемость – с другой, при неправильном расположении духа порождают у человека томление и тревогу. В 1Сол. Апостол как раз и показал, что человек должен заботиться не о том, что ведомо только одному Богу (время парусии), а о том, чтобы бодрствовать и трезвится и всегда быть готовым встретить страшный час суда Божия. Но так как фессалоникийцы уже были введены в различные заблуждения, то Апостол специально раскрывает ряд признаков приближения этого дня. 2. Признаки второго пришествия Господни (гл. 2, 1–14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010