1. Свидетельства о призвании к апостольству (1:18 – 1:24) 2. Второе посещение Иерусалима (Апостольский собор) (2:1 – 10) 3. Апостолы Петр. и Павел в Антиохии (2:11 – 21) II. Закон и обетование в истории спасения (3:1 – 25) 1. Верующие – семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа (3:1 – 14) 2. Закон, данный позднее, не отменяет обетования (3:15 – 22) 3. Закон – детоводитель ко Христу (3:23 – 25) III. Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила (3:26 – 4:31) IV. Свобода – основание нравственной жизни (5:1 – 6:18) Семинар 14. Автоапология ап. Павла. Закон и домостроительство спасения. Христианская свобода Домашнее задание 1. Сформулируйте две основных гипотезы об адресатах Послания к галатам. Какие, исходя из каждой теории, можно сделать выводы о времени и месте написания этого Послания? 2. Против кого ап. Павел отстаивает свое апостольское достоинство в Гал.? Каковы его аргументы? 3. Какие сведения сообщает в Гал. о себе ап. Павел? Сравните их с материалом Деян. 4. Объясните, почему ап. Павел называет закон детоводителем ко Христу. 5. Какой ветхозаветный прообраз приводит ап. Павел для иллюстрации отношений рабов закона и усыновленных Богу? План семинара I. Общие сведения 1. Авторство (написано собственноручно) и адресаты Послания а) «Северо – галатийская теория» б) «Южно – галатийская теория» 2. Время и место написания Послания. Выводы, согласно каждой из теорий 3. Повод к написанию Послания II. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства 1. Причины, вынудившие ап. Павла писать автоапологию к галатам 2. Доказательство апостольского достоинства а) божественное происхождение благовестия ап. Павла: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (1:10 – 11). Обстоятельства обращения и жизни ап. Павла (1:15 – 24) подтверждают это б) проповедь ап. Павла получила поддержку апостолов в Иерусалиме: «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам (идти к язычникам, а им к обрезанным» (2:9). В проповеди апостолу Павлу, как и прочим апостолам, содействует Бог: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (2:8). Сами Иерусалимские апостолы не принуждали язычников к обрезанию (см. 2:3)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого ( Суд. 9:8–15 ), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая ( Втор. 4:24 ), указывает на тяжесть страданий ( Втор. 4:20 , Иер. 11:4 , 3Цар. 8:51 ). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий ( Исх.2:23 ). Явившийся Моисею в терновом кусте Ангел Господень считается отцами Церкви Вторым Лицом Св. Троицы; отличается Он от самого Бога и первомученником Стефаном ( Деян.7:35 ), а все видение является, по отеческому толкованию, прообразом таинства воплощения ( Григорий Нисский , блаженный Феодорит ). Другие же отцы Церкви, напр. Кирилл Александрийский , разумеют, согласно с контекстом ( Исх.3:6–7 ) под Ангелом самого Бога. Он называется Ангелом по Своей деятельности среди избранного народа и по Своему видимому явлению людям. Исх.3:3 .  Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. По величию явившегося и самое видение называется великим. Исх.3:4 .  Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! Исх.3:5 .  И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15 ). Исх.3:6 .  И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх.3:7 .  И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его Исх.3:8 .  и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. Исх.3:9 .  И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову ( «Я Бог отца твоего», Исх.3:6 ), единственное «отца» вместо множественного «отцов» ( Исх. 15:2, 18:4 )) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые ( Мф. 22:32 , Лк. 20:37 , Мк. 12:26 ), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», – все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду ( Быт. 15:14 ). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, – принимает непосредственное участие в его освобождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И он проходил...». Точнее: «и он прошел по всей окрестности Иордана». См. комментарии к Мф.3:5 . «Проповедуя...». Повторение того, что сказано у Марка ( Мк.1:4 ). Лк.3:4 .  как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Лк.3:5 .  всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; Лк.3:6 .  и узрит всякая плоть спасение Божие. (См. Мф.3:3 ). Евангелист Лука, впрочем, приводит пророчество Исаии в более полном виде, чем Матфей и Марк ( Мк.1:3 ). Кроме 3-го стиха 40-й главы, он приводит 4-й и 5-й (по тексту Семидесяти, с небольшими собственными изменениями). «В книге слов...», т.е. в книге, содержащей слова или изречения пророка Исаии (ср. Ам.1:1 – «слова Амоса»). «Всякий дол», т.е. всякая долина, низина, овраг ( φραγξ). Это, а равно и следующие выражения: гора, холм, кривизна, неровные пути, – все образы, служащие для обозначения нравственных препятствий, которые должны быть удалены Иоанном с пути, по которому Мессия идет к Своему народу. Удалены эти препятствия могут быть только через искреннее раскаяние народа. «Спасение Божие» (см. комментарии к Лк.2:30 ). Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» – это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. Деян.2:17 ). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов. Лк.3:7 .  Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Лк.3:8 .  Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.3:16 .  Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его. Иехония – сын Иоакима и преемник его по престолу ( 2Пар.36:8 ). «Седекия сын его». Так как выражение «сын его " во всей предшествующей генеалогии указывает на известное лицо, как на сына ранее названного, а таковым является Иехония, то, очевидно, Седекия – сын Иехонии, внук Иоакима и правнук Иосии. Если Седекия 16 стиха – сын Иехонии, то его нужно отличать от Седекии стиха 15 – третьего сына Иосии, занимавшего престол после своего племянника Иехонии и получившего данное имя от Навуходоносора ( 4Цар.24:17 ). Как показывает сравнение стихов 16 и 17, Седекия исчисляется отдельно от своих братьев. Это обстоятельство имеет тот будто бы смысл, что он, может быть, первенец Иехонии, не был отведен вместе со своим отцом в плен ( 4Цар.24:15 ), а умер до этого события. 1Пар.3:17 .  Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его; 1Пар.3:18 .  Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия. 1Пар.3:19 .  И сыновья Федаии: Зоровавель и Шимей. Сыновья же Зоровавеля: Мешуллам и Ханания, и Шеломиф, сестра их, 1Пар.3:20 .  и еще пять: Хашува, Огел, Берехия, Хасадия и Иушав-Хесед. 1Пар.3:21 .  И сыновья Ханании: Фелатия и Исаия; его сын Рефаия, его сын Арнан, его сын Овадия, его сын Шехания. 1Пар.3:22 .  Сын Шехании: Шемаия; сыновья Шемаии: Хаттуш, Игеал, Бариах, Неария и Шафат, шестеро. 1Пар.3:23 .  Сыновья Неарии: Елиоенай, Езекия и Азрикам, трое. 1Пар.3:24 .  Сыновья Елиоеная: Годавьягу, Елеашив, Фелаия, Аккув, Иоханан, Делаия и Анани, семеро. Потомки Иехонии до седьмого сына Елиоеная. 1Пар.3:17 .  Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его; Принимая во внимание значение имени Ассир – «плененный», Лютер, Бертольд, Цоклер предлагают вместо принятого чтения: «сыновья Иехонии: Ассир, Салафиил сын его», другое: «сыновья Иехонии, отведенного в плен». В пользу достоверности такого перевода приводятся следующие соображения: отсутствие Асира, как посредствующего между Иехонией и Салафиилом лица в родословии ев. Матфея; отсутствие после имени Асир выражения «сын его " (Иехонии), каковое, однако, встречается после имени Салафиил; со своей стороны и это последнее, как стоящее в единственном числе, показывает, что Асира и Салафиила нельзя считать братьями – детьми Иехонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во Христе, добавляет апостол Павел, «все здание… возрастает в святый Храм… жилище Божие Духом» (2:21–22; ср. 1Кор.3:16–17). д. Павел служитель явленной ему тайны. 3:1–13 Через откровение апостолу Павлу была явлена тайна (3:1–4). Она «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:5–6). Благовествовать эту тайну, сокрытую в течении веков, было доверено Павлу, наименьшему из всех святых, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10). е. Молитва . 3:14–21 Первая богословская часть Послания начинается молитвой; молитвой же она завершается. Заключительная молитва имеет тринитарную структуру: ап. Павел преклоняет колени пред Отцом, прося Его, чтобы Он Своим Духом вооружил и укрепил верных, и чтобы Христос обитал в их сердцах, дабы они «могли постигнуть, что широта, и долгота, и глубина, и высота» (3:14–18), а также, чтобы верные могли «исполниться» (πληρωθ) всей полнотой Божией (3:19). Вторая часть. 4:1–6–24 Наставления верующим а. Призыв к единству. 4:1–16 Апостол просит христиан поступать «со смиренномудрием и кротостью и долготерпением (4:2); превыше всего он просит «сохранять единство духа» (4:3); потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (4:5–6). Церковь живет благодаря полученным дарам. Каждый член Церкви получил «благодать по мере дара Христова» (3:7). Как сказано: «Восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» (Пс. 67:19) (Мы полагаем, что стихи 9 и 10 добавлены комментатором). Дары Христовы перечислены: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (4:11), для того, чтобы устроять, возводить Тело Христово (4:12),чтобы все были едины в вере и знании Сына Божия, чтобы стать «мужем совершенным (Церковью), в меру полного возраста Христова» (4:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время и в настоящем месте, где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, т.е. считай себя достойной всякого попрания, и уничижения, и досаждения (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Говоришь: «Желанием желаю непрестанно чистым умом и сердцем славословить Господа». Другими словами, нечистый желал бы быть чистым. Все это очень высоко, а достигается то, чего ты желаешь, покаянием, и исполнением заповедей Божиих, и смирением. Если, по словам святого Лествичника, и взойдя на всю лествицу добродетелей, человек должен молиться о помиловании, то тем более мы, грешные и немощные, сознавая, что страсти и грехи тянут нас к земле, должны каяться и смиряться, а паче меры за высокое не браться, потому что с высоты падают, и возносящийся поневоле смирится (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Как бы ни получить милость Божию, трудно ли, легко ли, лишь бы получить, а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует о сем Сам Господь в святом Евангелии, глаголя: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11, 29–30 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать, и не укорять, и иметь одежду и обстановку в келье простую (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Пишешь о своих немощах душевных. Святой Исаак Сирин в 58-м Слове пишет, что Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И святой Иоанн Богослов пишет в 1-м Послании: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1, 8–9 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Песн.2:15 . Переловите нам маленьких лисиц, губящих виноградники: а виноградники наши цветут. Невеста. Песн.2:16 . Мой брат мой, а я его! Он пасет среди лилий. Песн.2:17 . Пока день дышет и лягут тени, возвратись, брат мой, подобно серне, или молодому оленю, по извилистым горам. Глава 3 Песн.3:1 . На ложе моем по ночам я искала того, кого возлюбила душа моя; искала его, и не нашла его. Так встану и кругом пойду по городу; на торжищах и улицах поищу того, кого возлюбила душа моя. Я искала его, и не нашла его. 3. Нашли меня стражи, обходящие по городу. Невеста сказала стражам: Не видали ли вы того, кого возлюбила душа моя? Нашедши жениха сказала: Песн.3:4 . Как не много отошла я от них, так и нашла того, кого возлюбила душа моя. Удержала его и не отпустила его, доколе не ввела в дом матери моей и в чертог родительницы моей. Невеста заклинает девиц во второй раз. Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: не будите и не тревожьте Любовь , пока захочет встать. Г. Жених невесте: Песн.3:6 . Кто сия восходящая от пустыни, как столп дыма, благоухающий смирною и ливаном и всеми порошками мироварца? Песн.3:7 . Вот ложе Соломона. Вокруг его – шестьдесят храбрых из храбрых Израиля, Песн.3:8 . Все носят меч, опытны в брани: у каждого мужа меч его при бедре его ради страха ночнаго. Песн.3:9 . Носило сделал себе царь Соломон из дерев ливанских. Песн.3:10 . Ножки его устроил из серебра, а спинку из золота, сидение его из пурпуровой ткани, внутренность его из мусии, изготовленной любовию дочерей Иерусалима. Песн.3:11 . Выдьте и посмотрите, дочери Сиона, на царя Соломона в том венце, в котором венчала его мать его в день брака его и в день веселия сердца его. Глава 4 Песн.4:1 . Вот ты прекрасна, ближняя моя, вот ты прекрасна. Очи твои голубиные не закрыты молчальником твоим [[Под молчальником разумей кусок материи, которым женщины в Египте и южной Палестине, на улицах, занавешивают рот свой в знак молчания, но так, что глаза и щеки их открыты. Этот кусок прикрепляется к металлическому цилиндрику, привязанному к голове.]]. Косицы твои, как стада козочек, кои видны на Галааде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 3-й гл. рассказывается о том, как репатрианты приступили к «самому важному событию жизни послепленного иудейства» ( Юнгеров. 2003. Кн. 2. С. 177) - восстановлению храма, к-рый находился до этого в запустении в течение неск. десятилетий. Под рук. Иисуса, сына Иоседекова, и Зоровавеля, сына Салафиилова, люди «соорудили... жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения» (1 Езд 3. 2), а затем «совершили праздник кущей, как предписано» (1 Езд 3. 4); здесь, по-видимому, речь идет об исполнении указаний о ежедневных жертвоприношениях во время праздника кущей (Числ 29. 12-39), а также о порядке жертв в др. праздники (Числ 28-29). Само празднование тоже символично, т. к. оно совершалось и при постройке храма Соломона (2 Пар 5. 3). Т. о., регулярные богослужения начались, еще когда «храму Господню... не было положено основание» (1 Езд 3. 6). Иисус, Кадмиил и др. организовали работы по заготовке строительных материалов, в первую очередь кедрового дерева и камня, так что через нек-рое время стало возможным провести церемонию основания храма, сопровождавшуюся антифонным пением и игрой на муз. инструментах «по уставу Давида, царя Израилева» (1 Езд 3. 10-11). Это напоминает описание приготовлений к постройке храма Соломоном (1 Пар 22. 2, 4, 15). Несмотря на ликование народа, мн. старики, «которые видели прежний храм, при основании этого храма... плакали громко» (1 Езд 3. 12); по-видимому, это было вызвано тем, что новый храм сильно уступал постройке Соломона по размеру и красоте. В пользу такого понимания можно привести свидетельство из Книги прор. Аггея о том, что храм Соломона был более величественным: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» (Агг 2. 3). Несмотря на это, для большинства церемония оказалась великой радостью - восстановлением религ. жизни народа и исполнением пророчеств. О предыдущей жизни Иисуса и Зоровавеля, впервые активно действующих в этой главе, не дается почти никаких дополнительных сведений - лишь имена их отцов. Можно сделать вывод, что Иисус был священником, т. к. говорится о «братьях его священниках» (1 Езд 3. 2), однако из этого текста непонятно, был ли он первосвященником; еще меньше сведений о Зоровавеле; в др. библейских текстах Зоровавель называется «правителем Иудеи» (Агг 1. 1, 14; 2. 2), а Иисус, сын Иоседеков,- «великим иереем», т. е., по-видимому, первосвященником (    - Агг 1. 1,14; 2. 2; Зах 3. 1).

http://pravenc.ru/text/189575.html

3Мак.3:16 . И городским капищам предоставив весьма многие доходы, мы достигли и Иерусалима, и взошли туда, чтобы почтить храм преступных и никогда не оставлявших безразсудства (иудеев). 3Мак.3:17 . Они же, приняв нас по прибытии велеречиво, а на деле коварно, когда мы пожелали войти в храм их, и почтить его пристойными и наилучшими вкладами, 3Мак.3:18 . Руководимые старинными изуверствами, воспретили нам вход, но были пощажены нашим могуществом по человеколюбию, какое мы имеем ко всем людям. 3Мак.3:19 . Вражду же свою к нам обнаружив явно, они только одни из всех народов, не склоняя выи пред царями и благодетелями своими, ничего законнаго не хотят делать. 3Мак.3:20 . Но мы, уступив их безразсудству, и возвратившись с победою, и в самом Египте человеколюбиво обошедшись со всеми племенами, поступили, как надлежало. 3Мак.3:21 . К тому же, объявляя всем о нашем непамятозлобии к единоплеменникам их, и за военное содействие и за тмочисленныя дела, издавна поручаемыя им по простоте, решившись ввести перемены, мы захотели удостоить их и прав гражданства александрийскаго, и сделать их сообщниками присносущих жрецов [Египетские жрецы составляли касту родовую, наследственную, непременную, присносущую]. 3Мак.3:22 . А они, приняв это за противное, и по сродному им злонравию отвергая хорошее, и склоняясь всегда к худому, 3Мак.3:23 . не только отринули неоценимое право гражданства, но и гласно и молча гнушаются тех немногих между ними, которые расположены к нам искренно, ежедневно надеясь, что мы по причине нестройной жизни скоро отменим наши постановления. 3Мак.3:24 . Посему мы, достаточно убедившись опытами, что они всячески злоумышляют против нас, и заботясь о том, чтобы в случае нечаяннаго возмущения против нас, не иметь позади себя предателей и жестоких врагов в лице этих нечестивцов, 3Мак.3:25 . мы повелели, как скоро дойдет это письмо, тотчас группами, с позорами и истязаниями, выслать их к нам с женами и детьми, окованных отвсюду железными путами, для убиения их безпощаднаго и позорнаго, пристойнаго таким ненавистникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Рубрики Коллекции Об изгнании из Рая 2 мин., 18.01.2018 Поделиться Известность этого эпизода Священной истории (Быт. 3), вспоминаемого особо в Прощеное воскресение , чрезвычайно велика. К сожалению, широко распространено и невнимательное его прочтение. Обратим внимание хотя бы на то, когда же произошло грехопадение? Не в тот момент, когда Ева вкусила от древа познания, а когда от него вкусил Адам: в его воле было отвергнуть плод, предложенный Евой, но он этого не сделал. В свое время митрополит Сурожский Антоний говорил о том, что, так сказать, формула отпадения исходит от Адама: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3 , 12). Другими словами, и Бог виноват, и Ева, но только не он сам! И в этом – вся суть грехопадения. Кстати, Ева была проще; в ее словах змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3 , 13), как представляется, уже можно увидеть предрасположение к сознанию своей вины.  Тем не менее, вина ее велика: созданная помощником мужу (Быт. 2 , 18), она вовлекла его в искушение, перед которым он не устоял. И Господь меняет ее статус, говоря, что отныне муж будет господствовать (Быт. 3 , 16). Однако изгнание из Эдема происходит именно из-за того, что Адам проявил склонность к лукавству и неверности (Быт. 3 , 22-24).Попытаемся хотя бы бегло рассмотреть тему проклятия в Быт. 3, тем более что обычно считается, что Ева была проклята Богом. Но в Библии этого нет. Проклят змей (Быт. 3 , 14), проклята земля за Адама (Быт. 3 , 17), а поскольку из земли произведены животные и растения, то пагубное последствие первородного человеческого греха распространяется и на них. Женщине же сказано: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3 , 16). Проклятие ли это? Вот что говорит Христос (Ин. 16 , 21): Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так не уместней ли предположить, что родовые муки – это путь спасения, путь искупления, который в падшем мире легким быть не может, но ведет к радости?

http://foma.ru/ob-izgnanii-iz-raya.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010