Бог, провозглашенный Ветхим и Новым Заветом, есть Тот, Кто воспевается и прославляется в Троице, ибо сказал Господь: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Ибо Он соделал наше спасение, ради чего открыл нам Писание и все Свои тайны поведал. И еще: «Исследуйте Писания, они свидетельствуют обо мне» ( Ин. 5:39 ). И Апостол то же говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1:1–2 ). Так, Духом Святым, вещали Закон и Пророки, евангелисты, апостолы, пастыри и учителя. Следовательно, «все Писание богодухновенно и полезно» ( 2Тим. 3:16 ), так что изучать Священное Писание прекрасно и более всего полезно для души. Ибо, «как дерево, посаженное при потоках вод» ( Пс. 1:3 ), так и душа, орошаемая Священным Писанием, возрастает, и в должное время приносит плод веры православной, и украшается вечнозелеными листьями – то есть, разумею я, деяниями, угодными Богу. Итак, Священные Писания располагают нас к праведным деяниям и ничем не возмущаемому созерцанию. В них находим мы призывы ко всем добродетелям и увещания против всех пороков. Итак, если мы жадны до знания, то, благодаря усердию, труду и благодати Божьей, всем делам дарующей успех, будем и богаты знанием. «Ибо всякий просящий получает, и ищущему дано будет, и стучащему отворится» ( Лк. 11:10 ). Так будем же стучать во врата прекраснейшего рая Писаний, благоуханного, сладкого и нежного рая, наполняющего уши наши различными песнями духовно вдохновленных птиц, трогающего сердце наше, утешающего нас в печали, умиряющего в гневе, наполняющего радостью нескончаемой, поднимающего ум наш на священной голубице, покрытой серебром и чистым золотом (ср. Пс. 67:14 ), которая возносит нас на своих блистающих крыльях к единородному Сыну и Наследнику Виноградаря виноградника духовного, а через Него – к Отцу светов. Будем стучать не изредка, от времени до времени, но упорно и настойчиво, и пусть не устрашится сердце наше, ибо однажды врата эти для нас откроются. Случится ли нам раз и другой прочесть и все же не понять прочитанного – не будем отчаиваться. Будем настойчивы, будем размышлять и искать ответ, ибо сказано: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ). Не все обладают знанием. Будем же пить из райского источника изобильные и чистейшие воды, текущие в жизнь вечную (ср. Ин. 4:14 ). Насладимся ими, будем пить их жадно, до насыщения, ибо содержащаяся в них благодать неистощима. Однако не запрещено нам получать благо и из иных источников. Будем разумными менялами, которые собирают истинное и чистое золото, а фальшивое золото отвергают. Будем принимать разумные изречения, но бросать псам смехотворных богов и вздорные басни, ибо из первых почерпнем мы намного большую силу, чем из последних...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится». (О.Э.Мандельштам. 1915 г.). Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей( Откр. 1:16 . Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский ). Нужны ли Богу обряды, посты и молитвы? иеромонах Иов (Гумеров) В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 . После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт.8:20–21 ). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Боже наш! Мы отвергаем любовь Твою, а Ты нас не перестаешь любить. Мы нередко принимаем сатанинские внушения более закона Твоего. Мы, не щадя себя и спасения своего, прилежно творим дела злобы. И несмотря на то, человек часто говорит: «Я люблю Бога». Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет. Какая же это любовь? Это одно лицемерие! Когда ты говоришь: «Люблю Христа Бога», то посмотри, что Он тебе заповедует: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15). Если любишь Христа Бога, терпи так же, как Он терпел, и твори все то, что Ему угодно, чему Он учил и что творил. Непременно и твоя любовь должна быть такой, чтобы творить добро, терпеть, не смущаться ни от чего находящего и во всем всегда благодарить Бога не словами и языком, но самыми делами. Ты должен возлюбить Его всем сердцем, всею душою, всею крепостью и умом твоим (Лк. 10, 27). И если так Его возлюбишь, то послушай пророка Исаию, устами которого говорит Господь: Забудет ли женщина младенца своего, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если и она забудет, Я не забуду тебя (Ис. 49, 15). 91 Не повинен ли ты в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния к тебе? «Не стыдно ли быть неблагодарным за полу-ченные благодеяния? Даже животные стыдятся неблагодарности. Они с благодарностью помнят о доставляемом им корме»,— говорит святитель Амвросий Медиоланский. Святитель Иоанн Златоуст, вспоминая безмерные благодеяния Господа к роду человеческому, говорит: «Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело, и душу, сотворил нас разумными, устроил всю тварь для рода человеческого, послал к нам Врача душ и телес, Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы». Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Можем ли мы не благодарить Бога, если припомним все эти и другие бесчисленные благодеяния, если вспомним, что после смерти человек может наследовать жизнь вечную с ее нескончаемым и неописанным блаженством? Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Благослови же, душа христианина, Господа, и не забывай всех безмерных и неисчислимых благодеяний Его тебе; возлюби своего Творца, Промыслителя и Спасителя, всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем помышлением твоим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Будем же трудиться и подвизаться, дабы увидеть наступление грядущего дня — восьмого нескончаемого дня Царствия Божия. И тогда для нас смерть уже не будет чем-то страшным, нежеланным, отвратительным, но мы станем относиться к своим телам подобно апостолам Петру и Павлу, называвшим их шатром и хижиной, будем стремиться к тому, чтобы, разлучившись с телом, соединиться окончательно со Христом. Таким было умонастроение, душевное расположение истинных христиан, вкусивших полноту богообщения. Мы должны следовать их примеру, насколько бы тяжким это ни казалось, насколько бы возвышенным и даже труднопостижимым это ни было. Другого пути у христианина нет. К этому и призывает нас святой апостол Петр, обнадеживая тем, что если мы будем делать всё, что он повелел, и станем с твердостью подвизаться в том, чтобы быть достойными своего избрания и призвания, то утренняя звезда, Господь наш Иисус Христос, обязательно взойдет в сердцах наших. Аминь. 19 августа 2007 года Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Флп. 240 зач. (2, 5–11) Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Прославляя воплощение Господа, мы прославляем Божию Матерь Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, как и в другие Богородичные праздники, читается зачало из Послания апостола Павла к филиппийцам. Зачало это всем нам хорошо знакомо, потому что в течение года повторяется многократно. И мы привыкли слышать его, конечно же, именно на церковнославянском языке. «Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Будем и мы прибегать под сень мощей преподобного Сергия, прося его молитв, заступления и покрова от всех враг, видимых и невидимых, а главное — вечного спасения. Будем, благоговейно почитая, поклоняться святым мощам Преподобного, поклоняясь вместе с тем Духу Святому, в них обитающему. И не лишит нас Преподобный скорой своей помощи, потребной для нашего телесного и душевного спасения. И мы тогда с еще большим дерзновением будем взывать к нему с любовью: Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Аминь. Немилостив Господь к тем, кто не прощает ближних Господь немилостив бывает к нам, если мы сами немилостивы; что Он не прощает и согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним нашим их согрешений против нас. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, — вразумляет нас и в другом слове Своем Спаситель наш, — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14-15 ). И как, братия, не быть нам милостивыми к ближним нашим и не прощать их согрешений против нас, когда Сам Отец наш Небесный любит всех нас? Он благ и к неблагодарным и злым. Он повелевает солнцу светить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Лк. 6:35 ; ср. Мф. 5:45 ). Ясно, что и мы должны любить тех, кого Сам Господь любит; и мы должны быть так же милосерды, как милосерд Отец наш Небесный. Такой-то именно любви, то есть любви к добрым и злым, и такого-то милосердия по Своему великому человеколюбию и требует от нас Спаситель. Любите врагов ваших, — говорит Он, — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). И кто из христиан этой любви и милосердия ко всем, в том числе и к врагам своим, не имеет и не проявляет, тот, по учению Спасителя, не вправе считать себя и истинным христианином — членом христианского Царства любви и мира. О воздержании языка Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово — серебро, а молчание — золото», — гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Будешь следовать заповеди «внемли себе» – и все это и еще большее найдешь вокруг себя. И насладишься настоящим, не будешь малодушествовать в скудости. Эта заповедь, всегда будучи пред твоими глазами, окажет тебе великую помощь. Например: гнев овладел твоим рассудком, раздражение ведет тебя к неприличным речам, жестоким и зверским поступкам? Если будешь внимать себе, то усмиришь раздражение, как упрямого и не терпящего узды молодого коня, поражая его, как бичом, ударом этого слова; удержишь язык; не поднимешь руки на огорчившего. Или: лукавые пожелания, распаляя твою душу, воспламеняют в ней неудержимые и нечистые стремления? Если будешь внимать себе и вспомнишь, что это, в настоящем для тебя приятное, приведет к горькому концу, что волнение удовольствия, происходящее ныне в нашем теле, породит ядовитого червя, который нескончаемо будет мучить нас в геенне, и что теперешнее разжжение плоти сделается матерью вечного огня, то плотские наслаждения тотчас исчезнут, обратятся в бегство и настанет какая-то чудная внутренняя тишина в душе и безмолвие. Итак, «внемли себе» и знай, что одно в душе – разумное и духовное, другое – страстное и неразумное и что первому по природе свойственно господствовать, а прочему – повиноваться и слушаться разума. Не попускай, чтобы дух когда-либо был порабощен и стал слугою страстей; не позволяй страстям восставать против разума и присвоять себе владычество над душою. «Внемли себе», чтобы внимать Богу, Которому слава и держава во веки веков! 625 О любви Вопрос. Есть ли какой-нибудь порядок или какая-либо последовательность в заповедях Божиих, так что одна из них – первая, другая – вторая и так далее; или же все заповеди равны между собою и каждый может, как в круге, положить начало, откуда хочет? Ответ. Этот вопрос разрешен уже в Евангелии. Когда законник приступил к Господу и спросил: «Какая первая из всех заповедей?» – Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая и наибольшая заповедь» ( Мф.22:35–38 ; Мк.12:28–30 ). Итак, Сам Господь положил порядок Своим заповедям, указав, что заповедь о любви к Богу есть первая и большая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Буквальный смысл апостольских слов позволяет полагать, что сатана обессилен Богом, что его злые действия в сем мире как будто парализованы Господом посредством заключения в вечные узы. – Между тем из бесчисленных примеров в св. Писании мы видим, что сатана в сем мире свободен совершенно. Значит давать буквальный смысл приведенным словам апостолов нельзя, а следует понимать их духовно. Буквальный смысл этих слов тождествен совершенно с текстом 2 стиха 20 гл. Откров. Иоанна, так, как и тут, и там говорится, что сатана связан, поэтому должен быть тождествен и их внутренний смысл». «Эти места старцы наши объясняют так: диавол действительно связан Богом от начала и до конца сего мира во святых Его над ними он власти не имеет, подтверждая это словами св. Иоанна: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). И еще: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ). «Духовное толкование нашими старцами прописанных текстов 20 гл. Откровения Иоанна сводится к тому, что, руководствуясь словами св. Петра: «одно не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ). и словами: «ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» ... ( Пс.89:5 ), они, старцы наши, признают, что время, исчисляемое и определяемое человеческою мерою, для Бога значения не имеет. Царствия Его нельзя ограничить никакою мерою, оно вечно и нескончаемо. Св. Псалмопевец восклицает: «Господь царствует, да радуется земля» ( Пс.96:7 ). «Господь царствует, да трепещут народы» ( Пс.98:1 ). «Господь будет царствовать во веки» ... ( Пс.145:10 ) и пр. и пр. Св. Давид доказывает этим, что царствие Господне было в его дни и будет продолжаться во веки». «Фарисеи спросили Господа, когда придет царствие Божие? Он отвечал им: «не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или вот там. Ибо вот царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Быт. 4 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; В еврейском языке слово вина (грех) и наказание за грех выражаются одним и тем же словом, и потому стих 13-й переводился и так: «вина моя больше, чем я могу снести», – так переводят новейшие комментаторы; но по переводу LXX, Онкелоса, Вульгаты и др. стих этот передаётся: «вина моя более, чем прощение», т. е. вина моя не может быть прощена. Мы уже указывали во введении на краткую сжатую речь Книги Бытия и в особенности первых глав её, написанных архаическим, или первобытным, языком еврейским. Быт. 4 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. Каин трепещет изгнания из земли, где Бог открыл себя человекам и дал им обетование. Не зная, куда он будет изгнан, не зная земли, он знает и чувствует, что преимущества племени обетованного отняты от него, что он предоставляется собственным силам, и трепещет своей слабости, впервые сознавая её. Притом в душе его пробуждается впервые и естественная мысль воздаяния за сделанное зло, за пролитую кровь, он сознаёт, что, показав первый путь убийства, он сам, лишённый помощи Божией и не имея права на неё, отдаёт себя в руки всякому и может быть убит каждым из потомков Адама. Так всякий, вносящий грех в мир, чувствует инстинктивно, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое внёс в общество. Быт. 4 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь ( Рим. 12:19 ). Богу не угодно было допустить, чтобы кровь Авеля, пролитая впервые на землю, вызвала целый ряд убийств. Карою за смерть Каина всемеро Он останавливает всякую попытку человека к возмездию за убийство, иначе человечество погибло бы в самом младенчестве своём и погибло бы не только физически, но и нравственно: душа человеческая в этом нескончаемом ряде убийств утратила бы всякое подобие Творца своего. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 60-80-х годах прошлого века Русская Православная Церковь желала быть услышанной и у себя в стране, и за ее пределами. Богословские диалоги были одним из самых естественных путей к этому. Более того: сегодня русский православный опыт этого времени оказывается удивительно актуален для современных европейских христиан. Они в нынешние время по-своему испытывают давление и тесноту, ущемление в правах и уменьшение численности, поругание и поношение со стороны радикальных атеистических слоев общества. Это открывает в современной истории богословских собеседований новую страницу нескончаемой летописи поисков Истины в лабиринтах земного мира. - Церковь систематически высказывает свою озабоченность обилием в средствах массовой информации рекламы услуг астрологов, гадалок, знахарей, экстрасенсов и прочих «целителей». Насколько эти явления вредны для белорусского общества, если говорить не только о верующих? Ведется ли Белорусской Православной Церковью деятельность по психологической реабилитации людей, пострадавших от таких лжеврачей? - Эти явления не просто вредны, они пагубны для любого общества вне зависимости от его государственной, национальной и исторической принадлежности. Вот что говорит Господь народу, которого Он избрал для проповеди о Едином Боге: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18. 10-12). Эта заповедь дана Творцом через Боговидца Моисея три с четвертью тысячелетия тому назад, за пять столетий до основания Рима! И это не просто юридическая норма и не только статья из Синайского законодательного кодекса. В этой заповеди сформулированы, говоря современным языком, основы духовной безопасности общества. Смотрите, к чему приводит ее нарушение: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее», - говорит Господь (Лев. 20. 6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В известной оградительной молитве «Да воскреснет Бог» есть весьма значимые слова: «тако да погибнут бесы от лица любящих Бога». Как ночные сумерки исчезают с явлением солнца, так исчезают все призраки диавольских наваждений с явлением в душе любви к Богу. Потому что воплотившийся Сын Божий обещал : Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Не темные силы подселятся, чтобы создать мрачное логово в душе человека, а Сам Бог Пресвятая Троица устроит светоносную обитель в душе человека, восполняя все его душевные недостатки и даруя вечное счастье. Господь дает нам эту главнейшую заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). Если же все сердце христианина, вся его душа и разум будут обращены к Богу, глубоко верны и преданы Ему, то кто причинит ему зло? Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ), — в этом сердцевина духовной жизни, и на это надо обращать основное внимание, чтобы чрез исполнение Божия слова нести Божий свет в жизнь окружающих нас людей и в жизнь свою собственную. Это наиболее трудноисполнимое, но зато и награда — вечная радость в нескончаемом Божием Царстве! Да сподобит всех нас Господь Своей милостью быть рядом с Ним и в этой жизни и в будущей! Валерий Духанин , преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия Примечания См.: Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. — М.: Благовест, 1999. С. 28–29. Беляев Николай , свящ. Галкин Димитрий, свящ. В помощь пастырям: Чин отречения от занятий оккультизмом/Что делать пострадавшему от колдунов, «целителей» и экстрасенсов. — М.: «Елеон», 1998. С. 90. Цит. по: Хондзинский Павел , свящ. Против Штайнера: о вальдорфской педагогике. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. С. 17. Варсануфий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. — М., 1995. Вопрос 381. С. 260. а не к лихорадочным поискам способа создать себе рай на земле.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010