Итак, поскольку и у нас почти вся жизнь проходит в грехах, долженствует нам, братие, стяжать эту спасительную печаль и всем проводить жизнь в покаянии. Потому что если мы этого не сделаем, то, как сказал Господь, осудят нас Ниневитяне в воскресении, ибо он и в ответ на проповедь Ионы покаялись, а мы не покаялись в ответ на проповедь Христа, Который есть Бог и Ионы. И то — Иона не покаяние проповедывал, но, как мы сказали, возвещал приговор осуждения и лишения жизни и катастрофу и смерть и полное уничтожение. Христос же пришел для того, чтобы мы имели жизнь, и — более того, — божественное усыновление и небесное царство. Иона, вот, возвещая гибель, не предлагал покаяния и не обещал царство небесное; Христос же, проповедая покаяние и обещая царство, предсказал и общую и неминуемую гибель. Ибо как, — говорит Он, — во дни Ноевы люди без страха и сдержанности предавались плотским (страстям), и внезапно пришел потоп и всех погубил, так будет и в кончине века сего; ибо проходит образ сего мира. И Иона, вот, угрожал Ниневитянам гибелью только видимых здесь вещей, но не и страшным судом, не — и неподкупным судилищем, не — и огнем неугасимым, не — и червем неусыпающим, не — и мраком кромешным, не — и горестным скрежетом зубов, не — и плачем неутешным; Господь же и гибелью предъугрозил, и открыл, что и то и другое уготовано для бесчувственно погрязающих в страсти, имеющее быть после конца мира; но это время наступит не по истечении трех дней, как Иона возвещал (Ниневитянам), но по прошествии многого времени, что также происходит по Владычнему долготерпению. Итак, Божие долготерпение ведет тебя к покаянию, ты же смотри, чтобы, вследствие упорства твоего и бесчувствия и несокрушенного и нераскаянного сердца, не собрать себе гнев на день праведного суда и откровения Божияго; ибо воздаст Господь каждому по делам его; и тем, которые в постоянстве, чрез дела покаяния, сокрушенным сердцем ищут отпущения согрешений, — даст отпущение и радость, и вечную жизнь и неизреченное царство; для тех же, которые бесчувственно и нераскаянно предаются грехам, будет скорбь и теснота и мучение невыносимое и нескончаемое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

   Но не словом точию, а и самым делом проповедовал Иоанн покаяние, будучи сам совершенным образцом строгой, воздержанной и святой жизни.    Не тщетен был глас Божественного проповедника. На проповедь его, облеченную силою Духа Святого, стеклось бесчисленное множество иудеев. По гласу его все крестились во Иордане и исповедовали грехи свои.    Так, первый глас провозвестника Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, был: покайтеся! Сим гласом и Сам Спаситель начал Свою проповедь, глаголя: Покайтеся и веруйте во Евангелие. Сей же глас беспрерывно повторяли Его апостолы, призывая вся языки из области тьмы и смерти в Царство жизни и света. Сим же гласом сердобольная матерь наша Церковь всегда возбуждала чад своих к преуспеянию во всякой добродетели и святости. И ныне Святая Церковь... возвещая нам будущий последний Суд и блаженную вечную жизнь праведным, а вечное мучение нераскаянным грешникам, глаголет: Покайтеся!».     Что же унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?    Посмотри, как преподобный Андрей указывает тебе на путь спасения, предписанный Евангелием: «В пустыне поселился Предтеча благодати, и вся Иудея и Самария, услышав о нем, приходили и исповедали свои грехи, с усердием прибегая к крещению покаяния».. Смотри, говорит, как, по Предтечеву призыву, прошли этот путь не только жители Иудеи, но и самаритяне, которых сами иудеи не считали последователями религии истинного Бога.     «Ты же, душа, не подражала им» — ни иудеям, ни самарянам. Ты шла вослед своего ума, ты не слушала заповедей Господних, ты работала для временного мipa сего, не для Бога и жизни нескончаемой.    Но это — еще не причина для уныния.    Послушай богоотца Давида, говорящего: «Уповай на Бога, ибо я буду... славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6, 12, 42:5).    Послушай Господня пророка, призывающего: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос. 12:6).    Исповедай Господа твоего Владыкой Небес и земли, Богом и Отцом твоим, Царем и единым Святым и подателем святости и спасения человекам по святой воле Своей: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли!» (Мф. 6:9—10; Лк. 11:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Но посмотрим на эти вопросы несколько иначе. На первой странице Библии говорится: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31). Итак, вначале было единство, все творение в полной мере было причастно истине, добру и красоте Творца. Так можем ли мы утверждать, что в конце будет не единство, а разделение (dualism)? Остается ли противостояние добра и зла, рая и ада, радости и муки? Если мы исходим из того, что Бог сотворил мир «хорошим весьма», но при этом соглашаемся с тем, что значительная часть Его разумных созданий будет на веки вечные отделена от Него и кончит невыносимыми муками, не предполагаем ли мы, что творение «не получилось» и Бог побежден силами зла? Устраивает ли нас такой вывод? Или мы, хотя бы призрачно, смеем видеть за разделенностью окончательное восстановление единства, когда снова «все будет хорошо»?    К. С. Льюис во всеобщее спасение не верил: «Не все будут искуплены, – писал он. – Это утверждение, как никакое другое во всем христианстве, я, будь моя воля, с большой радостью бы оттуда вычеркнул. Но оно находит полное подтверждение в Писании, особенно в словах Самого Господа; его всегда почитал за истину весь христианский мир, и оно согласуется с разумом». Так ли прав Льюис? Действительно ли «универсализм» столь вопиюще противоречит Писанию, преданию и разуму? Два «вектора» Писания    В Новом Завете, как мне кажется, несложно отыскать тексты, недвусмысленно предупреждающие нас о перспективе нескончаемых мучений в аду. Взять хотя бы три речения, которые приписывают непосредственно Христу.    Мк 9:43; 47—48: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый. »... И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (ср. Мф 18:8-9; Ис 66:24).    Мф 25:41 (из притчи об овцах и козлищах): «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

   Но скажи мне, прошу тебя, Дух Святой что есть? Известно, что Он есть Бог истинный, от Бога истинного исходящий. Итак, ты, последуя догматам Церкви, говоришь, что Дух Святой есть Бог, как видишь написанным в Писаниях Святых; почему утверждаешь, что те, которые имеют Духа Святого, имеют в себе Бога, всегда с ними пребывающего, как сказал Христос Апостолам: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Ин.14:15-16). Знаешь теперь, что Дух Святой и пребывает, и обитает (во святых) в век века, ибо Господь наш, говоря: да будет с вами в век, показывает, что Дух Святой всегда, непрестающе и нескончаемо, есть и будет с ними неразлучно и в настоящей жизни, и в будущей. А что Духа Святого видели божественные Апостолы и все другие, сподобившиеся приять Его, послушай, что вслед за приведенными словами говорит Христос: Дух истины, его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его; вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин.14:17). А что и Христа видят те, которые любят Его и заповеди Его соблюдают, послушай о сем опять Самого Христа, Который говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:21).    6. Да ведают же все христиане, что Христос есть неложнейший и истинный Бог, и воистину, по обетованию Своему, является любящим Его и исполняющим заповеди Его, и вместе с явлением Своим дарует им Духа Святого, — и что, опять, чрез Духа Святого пребывают с ними и Отец, и Сын. Такие мужи — духоносцы, когда говорят, не сами от себя говорят, и кто говорит, что они сами от себя говорят, явно подает мысль, будто человек может знать, что в другом человеке, и не только это знать, но и то, яже суть Божия. Если же и не говорят они этого, то всячески лжецами и баснословцами почитают тех, кои говорят от Духа Святого, полагая, что они сами от себя учат тому, чего не видели и о чем не слышали. Но да ведают они, что хотя те — духоносцы — говорят словами, сходными с словами древних богоносных отцов, но несомненно говорят от Духа, собственно в них пребывающего, почему те, которые не верят им и хулят их, грешат против Духа Святого, говорящего в них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Себя их Богом (Евр. 11:16). Не стыдится, говорит, Господь называться по имени своих рабов. Объясни, почему не стыдится? Для того, чтобы и мы подражали. Но они, говорит, странники и пришельцы (Евр. 11:13). Этого-то, кажется, и нужно было стыдиться, потому что странник представляется человеком незначительным и презренным. Но святые были странниками не в том смысле, какой имеет это слово само по себе, а в другом, особенном. Мы называем странниками людей, оставивших свое отечество и пришедших в чужую землю. А святые были не такие странники; нет, презрев всю вселенную и признав землю ничтожною, они обращали взор к небесному граду, не по гордости, но по великодушию, не по надменности, но по любви к мудрости. Рассмотрев все земное, они увидели, что оно скоро проходит и гибнет и что здесь ничто не твердо и непостоянно, — ни богатство, ни власть, ни слава, ни самая жизнь, но все имеет конец и стремится к своему пределу, — небесное же, напротив, не таково, но нескончаемо и вечно. Тогда-то они пожелали быть странниками по отношению к скоротечному и преходящему, чтобы получить блага постоянные. Итак, они были    странниками не потому, что не имели отечества, но потому, что стремились к отечеству вечному. Объясняя это, Павел говорил: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества (Евр. 11:14). Какого, скажи, отечества? Не прежнего ли, которое они оставили? Нет, говорит: Если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; они стремились к лучшему, то есть к небесному. …которого художник и строитель Бог. Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (Евр. 11:10, 15, 16) (1). Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее Он и страшен им. Святые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают (3). души святых: любвеобильны, попечительны, превышают любовью отеческую расположенность, побеждают естест-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“ Расточил, - сказано, - роздал нищим ”; а послушай, что далее: “ правда его пребывает во веки ” (Пс.111:9). Вот удивительное расточение? Роздал в короткое время и правда его пребывает в нескончаемые веки. Может ли быть что-нибудь блаженнее этого? Итак, умоляю, будем приобретать себе праведность милостынею, чтобы и о нас достойно могло быть сказано: они расточили, дали убогим - и правда их пребывает во век века. Поелику сказано: “ Расточил, роздал ”, - то, чтобы ты не подумал, будто расточенное погибает, тотчас и прибавлено: “ правда его пребывает во веки ”, - то есть, после расточения временных сокровищ, остается правда нерасточимая, простирающаяся на всю вечность и никогда не оканчивающаяся. А вместе с милосердием, приложим усердное попечение и о других добродетелях, - укротим страсти плотские, изгоним из души своей всякое пожелание непотребное, всякое злое помышление, гнев, ярость, зависть и украсим всем благообразие души, чтобы, приобретши светлую и блистающую душевную красоту, привлечь к себе Владыку небесного, и Он благоволил сотворить в нас обитель Себе: а Он, где только узрит душу благообразную, немедленно туда приходит. Он сам сказал: “ На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ” (Ис.66:2) . Видишь, что Он сам указывает нам все духовные украшения, могущие сделать светлым душевное благообразие! На “ сокрушенного духом, - говорит, - на смиренного ”, а затем присовокупляет и то, отчего все другие добродетели происходят: “ и на трепещущего пред словом Моим ”. Что это значит: “ Трепещущего пред словом Моим ”? Значит - такого человека, который в самых делах своих показывает повиновение заповедям Божиим, как и в другом месте сказано: “ Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ” (Притч.28:14). И мы, когда видим, что слуга наш исполняет наши приказания с великим тщанием, со страхом и трепетом, оказываем ему более благоволения и благорасположения; а гораздо более окажет нам милости благий Господь наш. Поэтому Он и сказал: “ Призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

“Братья, богач оный, имея Моисея и пророков, из которых никто не восстал из мертвых, полагал, конечно, что имеет некое извинение; а мы вместе с ними слышим и Восставшего ради нас из мертвых, Который говорит: “ Не собирайте себе сокровищ на земле, … а собирайте себе сокровища на небе ”/ Мф. 6:19–20 /. “ Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся ”/ Мф. 5:42 /. “ Подавайте милостыню из того, что у вас есть, и все будет у вас чисто ”/ Лк. 11:41 /. А если кто начнет есть и пить с пьяницами, будет жесток к бедным и скуп, то придет, говорится, Господь в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными/ Мф. 24:49–51 /. И так как не останется нам никакого извинения, то поелику жизнь человека не зависит от изобилия его имения/ Лк. 12:15 /, пусть имеющий нечто излишне подает неимущим, через это включив себя в сонм спасаемых отца Авраама; а нуждающиеся пусть подражают мужеству Лазаря, терпением своим спасая души свои/ Лк. 21:19 / и в смирении напоминая себе о тех недрах Авраамовых, от которых удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание/ Апок. 21:4 /, а пребывают в них радость и веселие и мир божественный и нескончаемый/ Апок. 21:7 /. Ибо для того Христос открыл нам через эту притчу о тамошнем состоянии, чтобы нас, улучшенных покаянием, избавить от уготованных наказаний и удостоить вечных радостей. Если же мы не соделаем себя лучшими чрез покаяние, то весьма нужно опасаться, не умножим ли себе и мучений. Ибо, говорит “раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много”/ Лк. 12:47 /.” Образ действия, как таковой, может быть осознанным и намеренным в различной степени. Степень свободы и осознанности действия при выборе образа действия определяет ответственность деятеля. XI. Цель и средство Средство – технический прием (например: радикальные средства), или инструмент, при помощи которого действие осуществляется (например: транспортные средства).

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

“Я вас избрал, — говорил Господь, — и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал” ( Ин.15:3 ). Путь епископа — путь трудный, путь постоянных скорбей и болезней, путь горестных переживаний. Господь послал народу нашему, а значит, и пастве твоей епархии тяжелые испытания. Бремя экономического неустройства и других проблем легло на плечи чад нашей Церкви. Более того, нам приходится сохранять нашу православную веру в условиях существования расколов и межцерковных противоречий. Сегодня, пользуясь нашими бедами, нескончаемым потоком ринулись на украинскую землю всякие “прорицатели” и “проповедники”, “гадатели” и “врачеватели” — завоевывать души наших соотечественников. Эти инославные “проповедники” считают, что здесь у нас духовная пустыня, и с помощью крупных капиталовложений превращают традиционно православные территории в свою вотчину. Но помни, что ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе — так говорит Господь ( Ин.15:3 ). Не допускай, чтобы кто-нибудь обольстил тебя пустыми словами ( Еф.5:3 ) и отторгнул от паствы твоей хотя и единого от малых сих. От юности твоей ты отдал себя на служение Церкви Христовой. В Московских духовных школах ты познал мудрость Божию. Ты старался честно нести послушание везде, куда направляла тебя Церковь. Долгое время ты трудился в Одесских духовных школах, последовательно занимая должности секретаря Правления, помощника инспектора, преподавателя и проректора семинарии. Ты давал ответ каждому вопрошающему и приличный совет ищущему его. Но нива поспела к жатве ( Ин.4:3 ). Теперь Господь призывает тебя на высшее служение в архиерейском звании. Сколько же потребуется тебе духовной мудрости, чтобы знать, как отвечать каждому ( Кол.4:3 ). Для этого помни одно, быть может, главное: все делай с любовью, ибо без нее всякое дело теряет смысл и обесценивается. Словами апостола Павла выверяй дела свои: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” ( 1 Кор.13:3-3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

     Время войне, и время миру, время разбрасывать камни, и время собирать, время насаждать, и время вырывать посаженное – всему свое время, сказано мудрецом. Сегодня настало время испытаний нашей любви. Митрополит Антоний (Паканич) предлагает каждому проверить себя. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Бог нам известен в достаточной мере, чтобы мы могли найти Его, и в то же время Он настолько нами еще не изведан, настолько далек и грандиозен, что наша жажда познать Божью любовь, Его неизреченное Величие обречена быть вовеки нескончаемой, неминуемо возрастающей с каждым днем. Мы жаждем знать Бога, потому что познавая Истину, обретаем блаженство. А блаженство и есть наша жизнь в Боге – жизнь между Небом и землей. Глубокому и настоящему чувству всегда необходимо время, чтобы созреть. Оно вдруг робко возникает из ниоткуда и постепенно растет в нашем сердце, распрямляясь и укрепляясь, пока, наконец, не станет центром, лейтмотивом всей нашей жизни, главным стимулом и вдохновляющей силой. Именно так созревает чувство любви в браке. Люди, настигнутые влюбленностью, соединяются вместе, создают семьи и в процессе совместной жизни преображают это пылкое чувство в настоящую любовь. Оно с годами становится зрелым и глубоким, как океан, чистым, как утренняя роса, способным покрывать все немощи и бесконечно милосердствовать и прощать. Но нужно приложить огромные усилия, чтобы преобразить себя и свои чувства, выкристаллизовать их. Важно научиться понимать другого, с любовью уступать ему, считаться с его желаниями. Так же выстраиваются наши отношения с Богом. Соприкоснувшись с Господом один раз, мы будем стремиться к дальнейшим встречам, станем познавать Его, искать всюду, реагировать на Его желания, ориентироваться на Его волю, пытаясь угадать, чего желает Он. Так зарождается любовь, побеждающая смерть, окрыляющая, дарующая свет преображения и открывающая дверь в вечность.

http://pravoslavie.ru/117846.html

     «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), – писал Екклесиаст. Близость Великого поста, от которого нас отделяют уже даже не дни, но часы, заставляет сегодня сказать: пришло время спасаться. Спасаться по-настоящему, без всяких «я забыл» или «я не знал», без наших обычных «завтра» и «в другой раз». Пришло время спасаться явно, реально, изо всех сил. Именно это помогает понять нам Церковь, предлагая в нынешнее воскресенье такие апостольские слова: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11–14). Почему «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»? Потому что Великий пост есть само спасение в действии. В это время Церковь дает возможность всякому постящемуся почувствовать запах святости. Посещение уникальных великопостных богослужений, частое причащение, глубокая исповедь, чтение Писания, по-монашески скудная трапеза, внимательность к каждому своему слову и мысли, покаянный настрой души... Эти подаренные Богом средства отверзают перед нами двери спасения, и сквозь приоткрывшуюся щель мы угадываем очертания мира иного, так мало знакомого нам. В эти дни небо опускается на землю. «Ныне ближе к нам спасение» также и потому, что каждая минута земной жизни приближает нас к ее окончанию. А мысль о смерти для христианина должна вмещать в себя не только страх Суда Божьего, но и надежду на спасение. Смерть – это встреча с Иисусом Христом, а значит со спасением. Именно так переводится с еврейского языка имя нашего Господа. Вот почему спасение для всякого христианина становится все ближе и ближе по мере приближения к смерти. И еще потому «ныне ближе к нам спасение», что каждый день должен быть для нас ступенькой духовного роста. Мы пришли в мир, чтобы возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Христианство есть явление не статичное, но динамичное. Христианство – это вечное движение вверх, движение ежедневное и нескончаемое.

http://pravoslavie.ru/110802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010