15. Все святые и праведные шли по земле путем узким и прискорбным, путем креста и скорбей и не иначе вошли в вечную славу, как узкими и тесными вратами. И Сам Христос, как бы забыв Божественную славу, каким путем шествовал? «Сделавшись для нас образцом, в поругание носил Он на главе терновый венец, претерпел оплевания, заушения и крест». Если Христос, безвинный, за наши грехи изволил перенести скорбь и тугу смертную, ты ли не покоришься, чтобы перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения, за некие вины твои перед Богом, хотя бы, может быть, и безвинно перед людьми? «Если Богочеловек на земле шествовал таким (скорбным) путем, то и ты должен стать Его подражателем. Так шествовали и апостолы, и пророки. И мы должны стать их подражателями. Никому не дозволено без страданий, помимо пути неровного, тесного и узкого, войти в град святых, упокоеваться и царствовать с Царем (Христом) нескончаемые веки». 16. Мы ублажаем святых и желаем себе их венцов, но не хотим подражать их подвигам. Или думаешь, что так удостоились они венцов, без труда и скорбей, как тебе бы хотелось? Угодно ли тебе слышать, какое упокоение имели в этой жизни святые? Одни «замучены были, не приявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби и озлобления, те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:35—38). Вот ты слышал одну часть из многого о наслаждении и покое святых в этой жизни и о том, с каким веселием терпели они это, потому что прозирали в те блага, которые на небесах: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). 17. Как из Нового, так и из Ветхого Завета можно заимствовать достаточное утешение в скорбях. Так, когда слышишь о терпении праведного Иова, который после потери имущества, после гибели стад скота потерял не одного, не двух, а одновременно всех своих детей в самом цветущем возрасте, при таких душевных добродетелях, то хотя бы ты был слабее всех, можешь легко ободриться и сделаться терпеливым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Комментарий Откр. 6 . Агнец Божий, Который является перед престолом небесным, снимает печати с книги таинств, с книги, в которой записаны будущие судьбы Церкви мира, полные борьбы, катастроф, испытаний и страданий, изображаемых в видении снятия семи печатей. Надо сказать, что апостол Иоанн употребляет число семь в тексте всего Апокалипсиса. Мы уже встречали послания к семи церквам, далее пойдут семь печатей, семь трубных звуков, семь гласов с неба, семь видений. Апокалипсис можно разделить условно на семь больших семерок, потому что он говорит об исполнении времен, о полноте, о том, что будет, когда завершится история мира. Откр.6:1-8 . Первые четыре печати, четыре всадника. Уже в книге пророка Исайи мы видим образы всадников-носителей бича Божия, грозы Божией. Всадники-посланники судеб Божиих изображались также в книге пророка Захарии. Кто же эти четыре всадника в Апокалипсисе? Это изображение тех катастроф, которые постигнут мир, самых трудных, переходных, критических эпох. Первый конь — это Империя. В данном случае — это Римская империя, потому что это конь белый, торжествующий, всадник победоносный, с луком; он впереди. Во времена апостола Иоанна Римская империя объединяла мир. И каждый раз, когда появлялись империи, для церкви наступало тяжелое и трудное время. Второй всадник — рыжий конь — это война. Попытка насильственно объединить людей вместе приводит к нескончаемым войнам и взаимным убийствам. Третья печать, третий всадник — это голод. Конь вороной, всадник, имеющий меру, то есть весы. “И слышал я голос… — хиникс пшеницы за динарий”. В те времена, когда жил апостол Иоанн, повсюду начался массовый голод, больше того — за динарий можно было купить лишь горсточку пшеницы или ячменя.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

18. Что касается сотворения человека, то изобразить его - выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания. Словами: " сотворим человека по образу и подобно Нашему " Бог во-первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека безсмертного почитает делом достойным Своих рук. Далее как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: " сотворим человека по образу и подобию " . Ни кому другому сказал Он: " сотворим " , как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу отплодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных. 19. Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог " почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил " . Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: " Это - книга превосхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю " (Быт. 2,4-5). Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом. Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: " сотворим человека " , а не показано Его сотворение, - Писание научает нас в следующих словах: " источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой " (Быт. 2,6-7). Поэтому весьма многими душа названа безсмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/541/...

18 . Что касается сотворения человека, то изобразить его – выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания . Словами: «сотворим человека по образу и подобно Нашему», – Бог, во–первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека бессмертного почитает делом достойным Своих рук. Далее, как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: «сотворим человека по образу и подобию». Никому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу от плодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных. 19 . Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил». Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: «Это – книга происхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю» 68 . Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом. Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: «сотворим человека», а не показано Его сотворение, – Писание научает нас в следующих словах: «источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой» 69 . Поэтому весьма многими душа названа бессмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

1, 17). Но закон готов был на гнев и на преступающих его тотчас и без сожаления налагал тяжелые наказания; он всегда обвинял во зле и производил вменение греха: ибо, сказано, грех не вменяшеся, не сущу закону (Рим. 5, 13). И опять: грех не вменяется, когда нет закона. Христос же освобождает нас от грехов; ибо Он оправдывает благодатию и освящает тех, которые уверовали и приводит в исполнение то, что древле обетовано было отцам. А что то и другое истинно, это объясняет опять Павел, написавший так: буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Буквой же называет он тень закона, а духом — служение в духе и истине, то есть евангельское, которое Христос распространил по всей вселенной; ибо если первое служение не было безукоризненным, то необходимо нужно было дать место второму; и сам Бог объявлял его ветхим, обещавши новое. Итак, как бы устранивши Моисея и удаливши от среды, некоторым образом произошел и прославился и вождь наш Христос. Чрез Него и в Нем введенные в Небесное Царство мы получим продолжающееся нескончаемые веки счастье, проводя жизнь чистую, святую и свободную от всякого порока. К тем же мыслям и чувствам руководят нас данные древним чрез Моисея установления. Ибо написано так: И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся (Втор. 31, 7–8). Когда доблестный Моисей был близок к удалению от дел и переселению в вышние обители, тогда некоторым образом противопоставляется ему и принимает начальство боговдохновенный Иисус. Ибо когда прекратилась ветхая и древняя буква и служение по закону, как я уже сказал, было в упадке, тогда сошел к нам с небес Единородный и явился в образе нашем. Будучи владычествующим над вселенной Богом и обладая самым старейшим и несомненным достоинством в этом отношении, Он чрез уподобление нам так смиряется, что как будто впервые призывается к Царской власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

1. Скука, нестерпимое однообразие (все – едино), безразличие. 2. Смерть, неизбежный конец жизни. 3. Время, нескончаемый круговорот. 4. Неразрешимая загадка зла. 5. Непостижимая тайна Бога. 1. Безразличие Все мы делаем ценностными суждения – что-то лучше для нас, что-то хуже. Мы выбираем жизнь, а не смерть; красоту, а не уродство; благо, а не зло. Мы – но не природа. Она равнодушна, безразлична. Стивен Крейн пишет: « Человек сказал мирозданью: «Знаешь, я существую». «Ну и что? – отвечало оно, –  Мне-то какое дело? Существуешь – и ладно ». Попросите вселенную ответить на вашу анкету. Узнайте у нее, сколько живых существ она породила. Пусть ответом будет некое число « х ». Теперь осведомитесь, сколько из них умерло, умирает или умрет. Ответ тот же самый, « х » – не « х – 1», а именно « х », полностью. Главная наша беда не в том, что бывают беды, а в том, что они бывают у всех, у кого угодно. Беда вот в чем: «На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их – в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что пред ним. Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы» ( Еккл. 9:1-2 ). «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» ( Еккл. 9:11 ). Мироздание – прямо как Ретт Батлер из «Унесенных ветром». Оно говорит нам: «Честное слово, мне на это наплевать». 2. Смерть Смерть – самая неприятная вещь на свете, но и самая очевидная. её не скроешь, как не спрячешь на кухне слона. Мало того: она не «будет», она «есть». Как только мы родимся, мы начинаем умирать. Все мы – банкроты, но не все заявили о своем банкротстве. Мы – олигархия живых в неисчислимой демократии мертвых. Что такое смерть? Человеческий разум, исходя из опыта, ответит:

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

22:10-11). И «Люди клянутся высшим» (Евр.6:16), как сказал нам мудрый Павел. Большим же человека, рассуждая правильно, мы называем не то, что превосходит нас величиною или разумом и мудростью и славою, но то, что таково по существу.     П. Не понимаю, что говоришь.     К. А между тем, Палладий, сказанное, как мне кажется, ясно и очевидно. Разве не утверждаем мы, что многое из сотворенного, и, между прочим, небо, несравненно превосходнее по своей величине, нежели человеческие тела?     П. Конечно.     К. Разумом же и мудростью и тонкостью тел не превосходят ли (человека) Ангелы?     П. Превосходят, но также и честью.     К. По светлости же и славе, разумеется, в отношении к телу, не несравненно ли лучше естество солнца?     П. Лучше.     К. Итак, несомненно, что каждое из поименованных существ по справедливости имеет пред нами преимущество в том, в чем ему естественно превосходить нас. Но неужели поэтому мы станем делать их свидетелями клятвы, минуя, как излишнее, призывание Бога?     П. Никаким образом.     К. Итак, стало быть, и большим человека следует назвать существо, превосходнейшее по природе и всем бытием своим отличное от сотворенного, то есть Бога.     П. Ты хорошо говоришь.     К. Поэтому для решившихся вести совершенную жизнь пусть слова: «да» и «нет» — заменят употребление и силу клятвы и пусть получают они надлежащую твердость: тогда последует за ними и доверие. А если бы кто не уважил слов: «да» и «нет», тогда при употреблении клятвы уже должно обратиться к существу большему, нежели мы и даже вся тварь. — Что же теперь сказать о злословии (богохульстве), в чем оно состоит и до какого несчастия доводит употребляющих его? За него и древний закон положил наказание горькою смертью, и Сам Христос присудил неизбежные и нескончаемые страдания: ибо «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32), — говорит Христос, Духом называя естество высшее тела, то есть Бога, на Которого дерзающий направить необузданный язык пожнет плоды своей несдержанности в слове. Ибо «Уста глупого идут в ссору, — как написано, — уста же его дерзостная призывают смерть» (Притч. 18:6). Поэтому и божественный Псалмопевец говорит: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым» (Пс.140:3-4). Под этими словесами, по-видимому, разумеется нечестивейшее порицание Бога, неизреченного и чистого естества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

26 . И положу на мори руку Его, и на реках десницу Его. «Все это, – говорит бл. Феод., – не пришло в исполнение ни при Давиде, ни при Соломоне, потому что ни Соломон, ни Давид не возобладал морем, не именовался первенцем Божиим и не приял власти над всеми царями. Посему на Христе исполнилось пророческое слово; ибо Он имеет державу над землею и морем и превыше всех царей, Он есть Сын, поскольку рожден от Отца; первенец, поскольку человек, и поколику человек, имеет уверовавших братиями; Отцом называет Бога, поскольку Бог; Богом же Своим именует, поскольку человек». 27 . С Евр.: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего». 28 . С Евр.: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». 29 . В век сохраню Ему милость Мою, и завет Мой верен Ему. «Ему, т.е. людям чрез Него (Спасителя), уверовавшим, – говорит св. Афанасий. – Милостию же называет отпущение грехов по вере; а завет разумеет новый, который именует верным, т.е. надежным, твердым и пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и бесполезности, так как закон ничего не привел в совершенство» (Св. Афан.). 30 . И положу в век века семя Его. С Евр.: «И продолжу во век семя Его», т.е. – христиан. «Ибо не прекратится и имя христиан и сила евангельского служения, а паче будут продолжаться непрерывно и нескончаемо» (Св. Афан.). «Во Владыке Христе, – говорит бл. Феод., – семя Давидово пребывает во век и престол его продолжается. Ис. 9:6–7 ». И престол Его яко дние неба – престол Его будет стоять, доколе будет стоять небо, т.е. вечно, поскольку новое небо, имеющее явиться по кончине мира, конца иметь не будет. Под. ст. 37 и 38 Ис. 9:6–7 . 31 . С Евр.: «Если сыновья его оставят закон Мой, и не будут ходить по заповедям Моим». 32 . С Евр.: «Если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят». 33 . С Евр.: «Посещу жезлом беззаконие их, и ударами неправду их». 34 . Милость же Мою не разорю от него 512 (т.е. от Давида), ни преврежду во истине Моей. С Евр.: «По милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей». Вместо: не поврежду – Симмах перевел: «не преступлю», а Акила: «не солгу». Т.е. «обетование, данное Давиду (о Мессии), сохраню твердым» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2,1 Итак, души, подвизающиеся с таким сознанием, пребывшие в такой надежде, всякие скорби по надежде на Господа 5860 крепко держащиеся, не постыдятся, 5861 : они обретены испытанными в искушениях, по реченному: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» и следующее 5862 ; и еще: «От скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, 5863 » 5864 ; и Господь [говорит]: «Терпением вашим спасайте души ваши» 5865 . И еще: «Претерпевший до конца спасется» 5866 . Таким образом, скорби, наносимые людям лукавым 5867 , если они их доблестно переносят с надеждой [на Бога] и великодушием 5868 , служат им в опору и утверждение и делают их еще более испытанными. 2,2 Ты только подумай: если бы тебя поставили единственным царем всей земли, и тебе единому принесли сокровища всей вселенной, и если ты единый воцарился и возобладал над вселенной с тех пор как был создан человеческий род и до скончания века, но, вот, за это тебе пришлось бы обменять Царство Небесное, то есть царство не имеющее ни конца, ни преемства, на жизнь не истинную, не вечную и не нескончаемую? 2,3 Несомненно, что если ты правильно обсудишь [дело], ты скажешь: «Да не будет, чтобы я обменял нетленное и нескончаемое Царство на тленное царство». Как и Господь сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 5869 . И, таким образом, единая душа драгоценнее и славнее всего и царства его, и денег, и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее [всего этого], но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, чрез 5870 Духа, соединить Свое естество и истощить 5871 [его]: ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, – как только с человеком, любящим Его сверх всего. 2,4 Итак, если великие вещи сего как богатство и самое все земное царство, здраво рассудив, мы не выбираем в обмен на вечное и небесное Царство, то почему же многие из нас обменивают его на жалкие и ничтожные вещи, как например – на стремление к чему-то в или на пустую славу, или на бесчестную наживу?! Потому что любимое человеком в веке сем и то и тленное, к чему он как-то привязывается, это и есть то, на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом, как сказано: «Кто кем побежден, тот тому и раб» 5872 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2). Существенно, что двери собора были открыты день и ночь, предполагая нескончаемую раздачу благо­дати (Ганс Датский, 1868, с. 11–12). Имя храма (=иконы) как од­на из двух главных категорий священного образа не только сак­рально для верующего сознания, но и убедительно. Находясь в ре­жиме оппозиции «священный – священнейший», сознание наблю­дало за именем «Новый Иерусалим» «подлинную», более реальную реальность, в частности ту, которая некогда открылась автору Апо­калипсиса: «И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, схо­дящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, ски­ния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» ( Откр. 21:2,3 ). Когда Никон задумал создать свое «священное царство» в царстве Мос­ковском (или «икону в иконе»), ограничив его тремя монастыря­ми – Иверским близ Валдая, Вокресенским и Крестным на ост­рове Белого моря, ему также потребовалось для первых двух за­имствовать сакральную топику и имя «Новый Иерусалим» в опоре на универсальную оппозицию «священный – священнейший». За стенами Московского Кремля – множество церквей и монастырей, удивлявших иностранных путешественников; слева – собор Покрова на Рву, который называли «Иерусалим», «Новый Иерусалим». 2 . «Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья». Гравюра из книги: Voyages du Adam Olearius. Paris, 1727. Так как в количестве церквей и монастырей видели сосредо­точение святости, то уже в XVI в. о Москве ходили слухи, будто в ней 5300 церквей, монастырей и часовен (Ганс Датский, 1868, с. 11–12). По другим версиям – 15 00 церквей и мона­стырей и до 10 тыс. монахов (Варкоч, 1875, с. 33). «В Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2000» (Олеарий, 1906, с. 324). Отсюда не случайно, что количество церквей не­изменно составляло предмет гордости в народных рассказах еще в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010