Однако все это, сказанное нами здесь кратко, если Бог дарует благополучный путь, полнее поведает тебе устно по нашему наказу податель этого письма. Кроме того, мы послали малые дары, которые просим принять Вас с той же любовью, с которой мы их отправили. Да сохранит Господь Вашу любовь, ходатайствующую о прощении наших прегрешений! Книгу pyrpyri metri 354 я не послал потому, что епископ Гудберт замедлил с ее возвращением. Эммануил. Библиография Источники 1. Aenigmata Bonifatii/Ed. R Glorie 11 Corpus christianorum: Series Latina 133. Turnhout, 1968. 2. Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum (Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов). СПб., 2001. 3. Bedae opera de temporibus/Ed. C. W. Jones. Cambridge – Massachusetts, 1943. 4. Bonifatii ars grammatica I Hrgb. von G. J. Gebauer und B. Lof- stedt 11 Corpus christianorum: Series Latina 133 B. Turnhout, 1980. 5. Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonifatius). Unter Benutzung der Obersetzungen von M. Tangl und P. H. Kiilb neu bearbeitet von R. Rau. Darmstadt, 1994. 6. Candidas B. Vita Aegilis metrica/Hrsg. von W. Waitz//Monumen- ta Germaniae Historica. Poetae Latini aevi Carolin. T. XV. Berolini, 1884. 7. Carmina Bonifatii I Ed. E. Diimmler 11 Monumenta Germaniae Historica. Poetae Latini aevi Carolin. T. I. Berolini, 1881. 8. Vita S. Bonifatii I Ed. E. Diimmler//Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Hannover, 1905. 9. Sancti Bonifatii et Lulli epistolae. (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus)/Hrsg. von M. Tangl//Monumenta Germaniae Historica. Epistolae selectae. T. I. Berlin, 1916. (2. Ausgabe Berlin, 1955). 10. Hrabanus M. Martyrologium.//Corpus christianorum: Series Latina. Bd. 44. Turnhout, 1979. 11. Patrologia cursus completes. Series Latina I Ed. J.-P. Migne. Patro- logia cursus completes. T. 89. Paris, 1863. 12. Samtliche Schriften des Heiligen Bonifacius I Hrsg. und ubersetzt von P. H. Kiilb. Regensburg – Mainz, 1859. 13. Vitae sancti Bonifatii archiepiscopi Moguntini I Hrsg. von W. Le- vison//Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Hannover – Leipzig, 1905. (2. Ausgabe 1977). 14. Vita Wigberti abbatis Friteslariensis auctore Lupo I Ed. O. Holder-Egger 11 Monumenta Germaniae Historica. Scriptorum. T. XV. P. II. Hannover, 1887. Литература на русском языке 1. Асмус Валентину прот. Седьмой Вселенский Собор 787 года и власть императора в Церкви И Regnum Aeternum. Μ. – Париж, 1996. 2. Болдырева И. И. Англосаксонское женское монашество VIII века в свете переписки миссии святого Уинфреда Бонифация//Проблемы истории, филологии, культуры. Москва – Магнитогорск – Новосибирск, 2017. 4. 3. Бонифаций И Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь/под ред. проф. А. П. Лопухина . Т. 2. СПб., 1901. 4. Бонифаций И Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. IV. СПб., 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указатель статей, помещенных в «прибавлениях» к «Творениям святых отцов» за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 годы, м.: Тип. м. г. Волчанинова, 1887. 36 с. Указатель к журналу «Богословский вестник»: первое десятилетие, 1892–1901 гг./Сост. К. м. Попов. Издание Московской Духовной Академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1903. 80 с. Указатель к журналу «Богословский вестник»: второе десятилетие, 1902–1911 гг./Сост. К. м. Попов; Издание Московской Духовной Академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1912. Указатель к журналу «Богословский вестник», издаваемый Московской Духовной Академией 1912–1918 гг. л., 1951. 34 с. (Машинопись). Философское содержание русских журналов начала XX в.: статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг.: библиогр. указ, в 2 вып./Отв. ред. А. А. Ермичев. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 2001. 480 с. Флоренский П., свящ. Библиография по агиологии/Публ., предисл., примеч. иером. Леонтия (Козлова), с. ю. Акишина//БВ 5–6. 2005–2006. С. 628–641. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Фонд 229. [М,] б. г. (Машинопись из ЦИАМ). Опись части архива Московской духовной академии и семинарии, большую часть занимают личные дела преподавателей, студентов и служащих Академии Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет, м., 2004. II. Хроники, уставные материалы, отчеты Журналы заседаний совета православного богословского института и Богословско-пастырских курсов за 1944–1945 гг.//БВ 13 (н. с.). 1. 1945–1946. 2013. с. 261–324. Отчетный доклад о жизни Богословского института за 1944–1946 гг.//БВ 13 (н. с.). 1.1945–1946. 2013. с. 245–260. Проект Устава духовных академий. СПб.: Медиц. тип., 1810. 35 с. Проект устава православных духовных академий/Ведомство православного исповедания Санкт-Петербургского духовно-учебного округа. Конференция СПбДА, 1869. 140 с. Проект Устава Православных Духовных Академий, выработанный Советом Московской Духовной Академии. СП: Тип. тел, 1906. 41 с. Проект Устава Православной Духовной Академии, составленный комиссией профессоров С.-Петербургской Духовной Академии, рассмотренный и измененный Советом Академии, и объяснительные записки к нему. СПб., 1907. 37 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

190 Castrén, М. А. Nordische Reisen und Forschungen. Teil 3: Vorlesungen über die finnische Mythologie. Sankt-Petersburg, 1853. S. 275. – См. Гизебрехт, там же, стр. 87. 191 Freiherr v. Andrian über Wortaberglauben, IV; Justi, F. Iranisches Namenbuch, Marburg, 1885. Einleitung, S. V etc. – Гизебрехт, там же, стр. 81. 193 Гейки , там же. Вып. III. М., 1894. Стр. 154–156. – Цитаты заимствую оттуда же. См. также примечания на стр. 382 и след. 195 Шварц . Лекции «О трех познаниях», сохраняющиеся в рукописи в Румянцевской Библиотеке; стр. 42. 196 Глубоковский. Благовестие Св. Ап. Павла. Кн. I. Стр. 767, прим. 297 со ссылкой на F. Weber . Jüdische Theologie, S. 173 и A. Edersheim . The Life and Times of Jesus the Messiah, II. P. 754. 197 В данном месте на полях вклеен лист с текстом: Дневник Марии Башкирцевой. Перевод под ред. Л. Я. Гуревич. Изд. Вольф, СПб и М. «Знаете, – рассказывает Башкирцева про своего жениха Пистро графа А., – когда Пистро почти умирал, мать заставляла его есть бумажные полосы, на которых было написано без счету: Мария, Мария, Мария. Это для то­го, чтобы Богородица исцелила его...». Этот Пистро – племянник карди­нала Антонелли. 198 Оскар Пешель . Народоведение, пер. под ред. Э. Ю. Петрис, 6-ое изд., дополн. Кирхгофером. СПб, 1890, гл. XIII. Стр. 293. 199 Доист. быт человека и нач. цивилизации, Тайлора , стр. 164 со ссылкой на Lane, Mod. Eg., vol. I. P. 361. 200 См. Prof. Max Müller . Религия как предмет сравнительного изучения, пер. А. М. Гилевич. Харьков, 1887. Стр. 83–87. Baethgen, F., Baal//Handwörterbuch des Biblschen Alterthums für gebildete Bibelleser. Hg. v. Riehm, E. C. Aug. Bd. I. Bielefeld-Leipzig, 1893. S. 126 etc.; Giesebrecht, Fr. Die alttestamentarische Schätzung des Gottesnamens und ihre religionsgeschichtliche Grundlage. Konigsberg, 1901. S. 113–116. 201 Составлена на основании Макса Мюллера, там же, стр. 83 etc. – Сравн. также на стр. 96 замечания о юноне как женском роде гения . 208 Dillmann, Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1889, 16 Jun. Ссылка у Гизебрехта, там же, стр. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

332 . Gouma-Peterson Th. The Parecclesion of St. Euthymios in Thessalonicä art and monastic policy under Andronicos II//Art Bulletin. 1976. 58:2. 168–183. 333 . Gouma-Peterson Th. The frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessalonikï patrons, workshops and style//The Twilight of Byzantium: Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Papers from the Colloquium held at Princeton University, 8–9 May 1989/Ed. Mouriki D. [et al.] Princeton, N.J. 1991. 111–159. 334 . Lake K.//Id. The early days of monasticism on Mount Athos 8 .231). 40–52. 335 . Menthon B. L’Olympe de Bithynie. P. 1935. 163–170. 336 . Papachryssanthou D. La vie de saint Euthyme le Jeune et la métropole de Thessalonique à la fin du IX е et au début du X е siècle//REB 1974. 32. 225–245. Василий Солунский IX в., ученик св. Евфимия Младшего Соч.: см. 8 .330 (сост Василием Житие Евфимия). 337 . АП 8 .314). 1. 227. Афанасий Афонский BHG 187–191f; CSGL 03509; RF II, 415–416; TLG 3265, 5061; DHGE 4, 1376–1379; ThEE 1, 509–515 Хв. Жития, составленные Афанасием Лавриотом (CSGL 03509; RF) и Анонимом, и служба 338 . АП 8 .314). 2. 5–50. 339 . Житие преп. и богоносного отца нашего Афанасия Афонского , основателя общежития на Афоне. 1 СПб. 1866. ? М. 1879. 48. 5 М. 1887. 51. 6 1894. 7 1901. 8 М. 1908. 63. 340 . Св. Афанасий Афонский , основатель общежития. СПб. 1867. 341 . Житие преп. отца нашего Афанасия Афонского . Изложено на русском языке по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского . М. 1909. 31. 342 . Помяловский И. В. Житие преп. Афанасия Афонского . По рукописи Московской Синодальной библиотеки 398=242/CCXIX. [Греч. текст]. СПб. 1895. 137. [BHG 187]. Соколов И.//ВВ 1896. 3. 644–662. 343 . Vitae duae antiquae sancti Athanasii Athonitae/Ed. Noret J.//CCSG Turnhout 1982. 9. CLIII, 249. Текст: 3–124 [TLG 3265/1]; Vita anonyma sancti Athanasii Athonitaë 127–213 [=TLG 5061/1.] [Лучшее критич. изд.] Irigoin//REG 1984. 97. 586; Coulie//Scriptorium. 1984. 38. 173–175; Rosenqvist J. O.//BZ 1983. 76. 341–343.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Пятидесятилетие служебной деятельности К. П. Победоносцева//Ист. в. 1896. 7. Р. С. П. Нечто о Русской Церкви в обер-прокурорство К. П. Победоносцева. Лейпциг, 1887. Списки обер-прокуроров до 1865 г.//Рус. арх. 1866. 4. Фирсов Н. Победоносцев//Былое. 1924. Т. 25. Rodzjanko M. W. Erinnerungen. B., 1926. Shoob L. Konstantin Petrovic Pobedonoscev: A Study in Redaction. Berkeley, California, 1947. Slavic J. Z houbny obrañce samodeøaví//Slovanský pøehled. 1932. T. 4–5. Steinmann F., Hurtwicz E. Konstantin Petrowitsch Pobedonoszew, der Staatsmann der Reaktion unter Alexander III. Königsberg i. Pr.; B., 1933 (Quellen und Forschungen zur russische Geschichte. 2). Журнал Яковлева, бывшего в Синоде обер-прокурором с 1-го января по 7 октября 1803 года//Памятники новой русской литературы. СПб., 1873. Т. 3. Стеллецкий Н. Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901; то же в: ТКДА. 1900–1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви (см. библиогр. к Введению Б). Goetze P. v. Fürst A. N. Gallitzin und seine Zeit. Leipzig, 1882. § 8. Святейший Синод и церковная политика правительства (1725–1817 гг.) Барсов Т. В. Св. Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Беликов В. Отношение государственной власти к Церкви и духовенству в царствование Екатерины II//Чтения в ОЛДП. 1874–1875. Благовидов Ф. Обер-прокуроры Св. Синода (см. библиогр. к § 7). Веденяпин П. Законодательство имп. Елизаветы Петровны относительно православного духовенства//Прав. об. 1865. 5–7. Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские: Сравнительная характеристика//БВ. 1913. Т. 1. Внутренний быт русского государства с 17 октября 1740 года по 25 октября 1741. М., 1880–1886. 2 т. Голубев А. А. Св. Синод//Там же. Т. 2. Горожанский И. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский//ТКДА. 1893. 11–12; 1894, 1–7; то же. К., 1894. Грибовский А. М. Записки о Екатерине II. М., 1847; 2-е изд. 1862. Дианин В. Малороссийское духовенство во второй половине XVIII в., по пунктам его, представленным в Екатерининскую комиссию для составления нового уложения//ТКДА. 1908. 8–9.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Γεδεν. Σ. 560. 514 Ibid. Σ. 582. 515 Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316. 516 Там же. С. 291. 517 Κομνηνο Υψηλντου. Τ μετ τν λωσιν. Σ. 365-366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208 518 Κομνηνο Υψηλντος. Σ. 367-369. 519 По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 520 Κομνηνο Υψηλντον. Σ. 369-370; Μακραος. Σ. 210. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 522 Βενδτς. Σ. 88. 523 Μακραος. Σ. 223. 524 Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник - Σ. 142- 143). 525 Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111-112. 526 Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485-486; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник - Σ. 140-141). 528 Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник - Σ. 132). 529 Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577. 530 Βενδτς. Σ. 7; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 791. 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774-1780); Гавриил IV (1780-1785); Прокопий (1785-1789); Неофит VII (1789-1794); Герасим III (1794-1797); Григорий V (1797-1798); Неофит VII, вторично (1798-1801); Каллиник V (1801-1806); Григорий V, вторично (1806-1808); Каллиник V, вторично (1808-1809); Иеремия IV (1809-1813); Кирилл VI (1813-1818); Григорий V, в третий раз (1818-1821); Евгений II (1821-1822); Анфим III (1822-1824); Хрисанф (1824-1826); Агафангел (1826-1830); Константий I (1830-1834); Константин II (1834-1835); Григорий VI (1834-1840); Анфим IV (1840-1841); Анфим V (1841-1842); Герман IV (1842-1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845-1848); Анфим V, вторично (1848-1852); Герман IV, вторично (1852-1853); Анфим VI, вторично (1853-1855); Кирилл VII (1855-1860); Иоаким II (1860-1863); Софроний III (1863-1866); Григорий VI, вторично (1867-1871); Анфим VI, в третий раз (1871-1873); Иоаким II, вторично (1873-1878); Иоаким III (1878-1884); Иоаким IV (1884-1886); Дионисий V (1887-1891); Неофит VIII (1891-1894); Анфим VII (1895-1897); Константин V (1897-1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов. 532

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

    Γεδεν. Σ. 560.    Ibid. Σ. 582.    Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316.    Там же. С. 291.     Κομνηνο Yψηλαντου. Τα μετα τν αλωσιν. Σ. 365—366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208     Κομνηνο Yψηλαντος. Σ. 367—369.    По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены.     Κομνηνο Yψηλαντον. Σ. 369—370; Μακραος. Σ. 210.     Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35.     Βενδτς. Σ. 88.     Μακραος. Σ. 223.     Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник — Σ. 142— 143).    Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111—112.    Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709.     Μελετου. Т. III. Σ. 485—486; Мата « Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник — Σ. 140—141).    Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник — Σ. 132).     Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577.     Βενδτς. Σ. 7; Мата » Христ. Чтение. Т. I. С. 791.    Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774—1780); Гавриил IV (1780—1785); Прокопий (1785—1789); Неофит VII (1789—1794); Герасим III (1794—1797); Григорий V (1797—1798); Неофит VII, вторично (1798—1801); Каллиник V (1801—1806); Григорий V, вторично (1806—1808); Каллиник V, вторично (1808—1809); Иеремия IV (1809—1813); Кирилл VI (1813—1818); Григорий V, в третий раз (1818—1821); Евгений II (1821—1822); Анфим III (1822—1824); Хрисанф (1824—1826); Агафангел (1826—1830); Константий I (1830—1834); Константин II (1834—1835); Григорий VI (1834—1840); Анфим IV (1840—1841); Анфим V (1841—1842); Герман IV (1842—1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845—1848); Анфим V, вторично (1848—1852); Герман IV, вторично (1852—1853); Анфим VI, вторично (1853—1855); Кирилл VII (1855—1860); Иоаким II (1860—1863); Софроний III (1863—1866); Григорий VI, вторично (1867—1871); Анфим VI, в третий раз (1871—1873); Иоаким II, вторично (1873—1878); Иоаким III (1878—1884); Иоаким IV (1884—1886); Дионисий V (1887—1891); Неофит VIII (1891—1894); Анфим VII (1895—1897); Константин V (1897—1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

=brectestor, употребляется вместо , а поталь рус.=сусальное, накладное золото. О петал первосвященика св . Епифания, Patrol. ed. Migne, т. 43, стр. 301. Накладка листового золота была повсюду примитивным способом золочения, и первый вид мастерства всегда состоял в листовании золота, серебра и меди и облицовки их листами менее ценных материалов. Древнейшая орнаментика связана с накладкою, с листовым золотом и серебром. 180 Мы не решаемся, однако. указатъ, естъ ли какая нибудь связъ между поталом и боталом – по Далю – побрякушка для скота, деревянный звонок , ботить – гудеть, ботъ – шестъ с поперечным бруском и пр. Сравним впрочем у Du Cange, Gloss. Ist,v. bracteola=campanula aurea. 181 См. De officiis, III, 13. Da Cange, из Никифора Anmirrhemica: . Ср. изд. проф. Стрыговским филактерий музея Константинополя в Byz. Denkmaler, I. Du Cange v. 184 Древности Мерян, графа А. С. Уварова в Трудах I Арх. Съезда, таб. 32, 34 (рис. 4, 5, 10, 11), 28 (рис. 24), текстъ, том II, стр. 698, 721, 739. 185 Из Царскосельского Арсенала часть сокровищницы, туда сданная, поступила в Средневековое Отделение Имп. Эрмитажа. См. мой Указатель Отделения. Спб. 1891, стр. 73–6. 186 Арабское hamail=амулет, подвеска вообще. Emele, Uber Amuleme, 1827, указ. у Виснег Вгипо, 1. с., pag. 290. 187 Не происходит ли неизвестное ворворка от beriberi – названия жемчуга, быть может, мелкого, или просто варварийского, т. е. африканского? См. Du Cange v. Древнейший тип в изд. Cosme ет Perse апс. pl. 33. 188 Снимки в доступных изданиях с предметов личного убора крайне скудны: кроме известного of the агт, мы можем указать на Тне arts of 1880, таб. 44 – 57, снимки эти повторены в изд. Le Воп, Les civilisations de l’Inde, Р. 1887,fig.323 – 832. Мы лично пользовались фотографическими снимками (Инд. Отдела) Кенсингтонского Музея, ныне пущенными в продажу. 190 В Венском Музее Художественной Промышленности, 3803 – 10, в зале древностей и уборов из металла. Для подтверждения своего анализа, укажем также в том же Музее под 6244 – 6279 боснийские народные уборы из золота и серебра, серьги, пояса, чрезвычайно близкие по формам именно к эпохе VI – IX веков, с их кораллами, бирюзою, сканью, жемчужными шариками, и пр. Серьги напр. имеют здесь опять форму вотолки – лолускорлупки, украшенной сканью, привешенной к ушному кольцу на золотой ажурной пальметке и снабженной подвесными ажурными бусинками из золотой проволоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ч. I. Миросозерцание блаж. Августина». Москва 1892 г.); в иностранной: Reinkens, Gesehichtsphilosophie des h. Augustinus, I860; G. Seyrich, Die Deschichtsphilosophie Augustinus, Chemnitz 1891; лекция приват-доц. Лаухерта в Deutscher Merkur, 1892 г 5 и сл.; ряд статей Boissier в Bevue des Deux Mondes за 1890 год, вошедших в его сочинение Fin de Paganisme (2-е изд. 1894 г Paris) и др. 9 Мы имели пред собою полное собрание творений Боссюэта Париж, изд. Didot, 1858; Discours sur l’histoire universelle помещ. в 1 томе. 10 Мысль Канта в его «Идее всемирной истории с космополитической точки зрения» 1784 г. См. Laurent, La Philosophie de l’Histoire, Paris. 1880, стр. 96. 11 Haug, Allgem. Geschichte, стр 43. Несколько страниц тому же предмету посвящено в сочинении проф. Н. И. Кареева, Основные вопросы философии истории, т. I. стр. 198–211. 12 См. его Essai sur les Moeurs, II, гл. LIV, стр 263 (XVIII, том общего собрания его сочинений 1829 и сл. год.). 15 С особенною настойчивостью на этих фактах останавливался Бокль в своей «Истории цивилизации в Англии». 16 Обстоятельное изложение этой теории сделано в сочинении Кареева, «Основные вопросы философии истории» и в его же «Сущность исторического процесса» (Спб 1890 г.), в разных местах 19 McCosh, The Method of Divine Government, 13-е изд. 1887 года, – Правда, и сторонники эволюции, как Спенсер и проф. Кареев, не хотят вполне оставить этого вопроса без ответа, и указывают цель прогресса в достижении высшего счастья, понимая под ним полное совпадение стремлений с целями, и даже рисуют идеальную картину вполне осуществимого на земле счастья. Но в этом они лишь повторяют зады древних «идеальных» республик или «утопий», отнюдь не внося большей основательности в свою расплывающуюся до слащавости аргументацию, не говоря уже о том, что вполне оставляют в стороне, капитальную проблему о зле, как принципе, противодействующем всякому добру. См. изложение и критику этого воззрения в лекциях П.С. Астафьева, Смысл истории (2 лекции). 20 Fr. Rougement, Les deux cités, t.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/promys...

M. Ma лицкий . Собствен. имена у древн. евреев. (см. сноску 36) и т.д. 50 См. G. Kerber , Die religionsgeschichtliche Bedeutung der hebräischen Eigennamen. 1897. Nö l deke , id., стр. 103–106: «Zu den theophoren Namen». Nestle , Die israelitischen Eigennamen, 1876. Matthaei H illeri . Onomasticum sacrum. MDCCVI. M. Ma лицкий . Собствен. имена у древн. евреев. (см. сноску 36) и т.д. 57 При составлении настоящего отдела о магическом, мистическом значении имени я пользовался следующими книгами: • Die Alttestamentliche Schätzung des Gottesnamens und ihre religionsgeschichtliche Grundlage. Von Fr. Giesebrecht. Königsberg, 1901. – Гизебрехт дает в извлечении (оставшиеся мне неизвестными в полном виде) статьи: • Kristoffer Nyrop, Navnets magt. Opuscula philologica, Mindre Afhandlinger, – heraus – gegeben von det Philologisk-Historiske Samfund Kjöbenhavn Verlag von Rudolph Klein, 1887. P. l18–209. • Freiherrn v. Andrian. Über Wortaberglauben im dem Correspondenzblatt der deutschen Gesellschaft für Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte XXVII. Jahrgang October, 1896. P. 109 bis 129. • Kroll. Uebersicht über verschiedene Formen des Namensglaubens im Rhein. Museum 1898. P. 345, и др. • [М(ихаил) Ч(улков)]. Словарь русских суеверий. В Санкт-Петербурге. 1782. • Обрядовое правительство. (Ceremonial Government). Г. Спенсера. Отечествен Записки. Т. 235. 1877 (Ноябрь, Декабрь). • Первобытная культура. Эд. Б. Тэйлора. Перев. с англ, под ред. Д. А. Коропчевского. СПб. 1872. ТТ. I и II. • Сэр Джон Леббок. Доисторические времена. Перев. под ред. Д. И. Анучина. М., 1876., гл. XV. • Антпопология. Э. Ю. Петрис. Т. I. СПб., 1890. • Оскар Пешель. Народоведение. Пер. под ред. Э. Ю. Петрис. 2-е изд., доп. Кирхгофером. СПб, 1890. • Das biblische «Im Namen» von. Julius Boehmer. Giessen., 1898. • Доисторический быт человечества и начало цивилизации. Соч. Е. Б. Тайлора. Перевел с английск. под ред. проф. имп. Моск. унив. Ф. Мильгаузена Е. Валицкий. Москва, 1868. Гл. VI. «Образы и имена». Стр. 152–196.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010