121 Сходное рассуждение мы встречаем в другом труде свт. Григория: «накожной раной вытягивается вредный сок из внутренности и выходит вон». Св. Григорий Двоеслов Беседы на Евангелия в 2-х книгах СПб 1860. С. 314–315. 125 Ср. Синод.: «И зарастут дворцы ее колючими растениями крапивою и репейником твердыни ее и будет она жилищем шакалов пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» ( Ис. 34:13,14 ). 126 Ср. Синод.: «И пристрастилась к любовникам своим у которых плоть плоть ослиная и похоть как у жеребцов». 129 Ср. Синод.: «Но Иисус сказал ему иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». 130 Ср. Синод.: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери и жены и детей и братьев и сестер а притом и самой жизни своей тот не может быть Моим учеником». 131 Подобная мысль встречается у блаженного Августина « сама Истина заповедует нам противоборствовать плотским привычкам уча нас что никто не достигнет царствия Божия если не возненавидит плотских уз» Блаж. Августин еп. Иппонииский Творения М. 1997. С. 75. 132 B другом труде свт. Григория мы находим подобное рассуждение «Итак нам заповедуется ненависть к ближним и к душе своей Следовательно тот любя должен ненавидеть ближнего кто ненавидит его так как самого себя Ибо мы ненавидим свою душу тогда когда не последуем ее желаниям Именно так мы должны мы выражать свою ненависть к ближним чтоб и любить в них то, чем они суть, и ненавидеть в них-то чем они суть и ненавидеть то чем они препятствуют нам на пути Божием» Св. Григории Двоеслов Беседы на Евангелия в 2-х книгах СПб 1860. С. 250–251. 133 Ср. Синод.: «Который говорит об отце своем и матери своей я на них не смотрю и братьев своих не признает и сыновей своих не знает ибо они [левиты] слова Твои хранят и завет Твой соблюдают». 134 Ср. Синод.: «И сказал наг я вышел из чрева матери моей наг и возвращусь Господь дал Господь и взял да будет имя Господне благословенно!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

6 - Спасский И.Н. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 118-119. 7 - Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//ТОДРЛ т. 26; М.; Л., 1971. С. 7-76. 8 - Мартынов И. Ф. Три редакции " Службы благодарственной о великой победе под Полтавой "http://XVIII век. Л., 1974. Сб. 9. 9 - О его жизни и творчестве см. Смирнов И. Московская академия. М., 1855; Чистович И. А.: Исправление текста славянской Библии перед изданием. 1751 г.//Православное обозр. 1860. 4; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский//Православное обозрение. 1872. 12; Архангельский А. Духовное. образование и духовная литература при Петре Великом. Казань, 1883; Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской//Русская старина. 1886. 1-2; Титлинов В. Феофилакт Лопатинский//Русский биографический словарь. Т. " Яблоновский - ?омин " (1913); Лавровский А. Н. Библиотека Феофилакта Лопатинского//Труды БАН СССР и ФБОН АН СССР. Л., 1961. Т. 4; Успенский Б. А., Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты//Символ. Париж, 1990. Т. 23. 10 - О нем см. Чистович И.А. " Решиловское дело " . СПб., 1861. 11 - См. Сын отечества. 1842. Ч. 1. 1. С. 14. 12 - См. 6 песнь первого канона. 1 тропарь. " Испытуете, языцы откуду нам сила на сильнаго? Не слышите ли наперсника Господня, глаголюща: сия есть победа - побеждшая мир вера наша " . Минея. Июнь 2 часть. С. 401. 13 - См. Рункевич С.Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Спб. 1905. С. 223. 14 - Характерная историческая параллель: во время кампании 1805-1806 года Священный Синод в особом послании объявил Наполеона врагом православной веры. Тем труднее было объяснять впоследствии простому народу факт Тильзитского мира. 15 - См. Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961. С. 34. 16 - Минея. Июнь. С. 393. 17 - Стихира на литии. Минея. Июнь. С. 392. Ср. Откровение: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12, 7-10).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

Св. Василий Великий Если Бог есть праведный Судия, не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой - червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной - геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, а другой - тьмы кромешной, где один доведен до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в притчах во глубине преисподней (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во глубине преисподней, терпят легчайшее мучение Св. Иоанн Златоуст Не за все грехи одинаково наказывает Бог; но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинству, по разуму и по многим другим обстоятельствам. Тяжесть греха увеличивается от того, совершен ли он сознательно, или бессознательно; и от места, на что Сам Христос указывает: между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35); и от качества самих преступлений, и от лиц. Подобным образом, если кто превосходит своею беспечностью самых плохих людей, что Бог порицает у Иезекииля в следующих словах: даже не поступаете и по постановлениям язычников (5, 7); когда кто-либо не исправляется даже примерами других; когда кто не пользуется особенным промышлением: если бы в Тире и Сидоне явлены бъии силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11, 21, 22). Видишь ли совершенную точность, и то, что не все за одни и те же грехи получают равное наказание? И мы, если не воспользуемся долготерпением Божиим, подвергнемся большему наказанию. Это подтверждает ап. Павел: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев (Рим. 2, 5) Примечания 1 беседа на Евр. СПб., 1861, с. 21-25. 9 беседа на 1 Кор., ч. 1. СПб., 1860, с. 149-163. Творения, т. V. М., 1872. Краткие правила, 267 вопр., с. 346-347/

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2. Святоотеческие изречения о преданности в волю Божию I. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как глина принимает всякий вид, какой только дают ей руки обделывающего ее; так и человеку должно сообразоваться с тем, что повелевает Бог, и что Бог посылает, то и принимать с благодарностью, нисколько не противореча и не делая никаких исследований; потому что судьбы Божии непостижимы не для одних нас, но и для людей святых и чудных, которые жили прежде нас» (Св. Иоанна Злат. слова, т. 3, стр. 276 и 277. Спб. 1860 г.). II. Он же в другом месте говорит: «Господь наш Иисус Христос молился, чтобы научить нас молиться и всегда просить об избавлении от бедствий; но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф.26:39 ), не потому, чтобы иная воля Его и иная Отца; но чтобы научить людей, хотя бы они бедствовали, хотя бы угрожала им опасность, хотя бы не хотелось им расставаться с настоящей жизнью, несмотря на это предпочитать собственной воле волю Божию. Так и Павел (апост.), научившись этому, исполнил то и другое на самом деле. Он и просил избавить его от искушений: “О сем, – говорит, – трикраты Господа молих” ( 2Кор.12:8 ); и, так как это не угодно было Богу, говорил: “Темже благоволю в немощах, в досаждениях... во изгнаниях” ( 2Кор.12:10 ). Эти слова, может быть, не ясны; посему и поясню их. Павел подвергался многим опасностям и молил Бога, чтобы избавиться от опасностей. Но, услышав от Христа: “довлет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается” ( 2Кор.12:9 )... он подчинил волю свою воле Божией. Итак, этой молитвой Христос научил нас тому и другому, чтобы мы не стремились к опасностям и даже молились, чтобы не впасть в них, но если они постигнут нас, то переносили бы их мужественно и предпочитали собственной воле волю Божию. Посему, зная это, будем молиться, чтобы нам никогда не впадать в искушение, а если впадем, то будем просить Бога, чтобы Он дал нам терпение и мужество, и станем предпочитать волю Его всякому нашему желанию. Таким образом, мы и настоящую жизнь проведем безопасно, и достигнем будущих благ» (Из Бес. на сл.: «Отче, аще возможно» и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

40.  Ibid, p. 13 41.   Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 42.   И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 43.  Frere «The Anaphora», p. 6 44.  F. Prat. «Les places d " honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515. 45.  Lagrange «L,Evangile de Jesus Christ». Paris, 1939, pp. 506-507. 46.  M. Meschler, S. J. «Das Leben des Неггп Christi». Freiburg i/Br., 1894 II Band, S. 252 47.  «La Vie de notre Seigneur Jesus Christ». T. III Paris, 1901, p. 188. 48.  «La Vie humaine de N. S. Jesus Christ». T. II. Paris, 1924, p. 231. 49.  «The Life and Times of Jesus the Messiah». T II. 1901, p. 493-495. 50.  «Leben Jesu Christi». Ratisbonnae, 1860, t. VI. Ss. 65-66. 51.  Карабинов «Евхаристическая молитва». СПб, 1908, стр 12. 52.   Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. 53.   Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 54.  Op. cit., pp. 13-14. 55.   Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 56.  «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. 57.  «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. 58.  Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwärtigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. 59.   Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 60.  E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

95 Сходное толкование: «Ибо этот дух злобы, потерявши небо, позавидовал человеку, созданному для неба, и, погибши сам, усугубил еще свое осуждение погублением человека». Правило пастырское или о пастырском служении. (Святаго Григория Великаго – Двоеслова). Пер. с лат. Даеида Подгурского. Киев. 1872. С. 112. 96 «Так, если бы Каин не позавидовал Авелю, котораго жертва была принята Богом, а его отвергнута; то он не решился бы убить брата своего, ... Значит, зависть была зародышем братоубийства; и Каин, видя Авеля превознесенным, а себя униженным, старался каким бы то ни было образом избавиться от него. Не мешает завистливым указать и на то, что эта внутренняя зараза, которой они снедаются, убивает и уничтожает в них все то, что есть у них добраго, как это подтверждают следующия слова Писания: «Жизнь плоти, здоровье сердца; завистъ – гниение костей». Там же. C. 112–113. 97 «Что же означает здесь плоть, если не слабость и малодушие? И что разумеется под костями, как не дела, в которых есть твердость и сила?», и далее до конца главы. Там же. С. 113–114. 98 Ср. Синодальный перевод «О если бы верно взвешены были вопли мои и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» 101 Ср. Синод.: «И положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам в Фарсис к Пулу и Луду к натягиваюшим лук к Тубалу и Явану на дальние острова которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей и они возвестят народам славу Мою». 102 Ср. Синод.: «и сказал отвори окно на восток. И он отворил. И сказал. Елисеи выстрели. И он выстрелил. И сказал эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии и ты поразишь Сириян в Афеке в конец». 109 Ср. Синод.: «Ибо сказываю вам что многие пророки и цари желали видеть что вы видите и не видели и слышать что вы слышите и не слышали». 114 Подобную мысль мы находим в другом произведении свт. Григория: «тот гордый народ с презрением отвергал всякого язычника от познания Закона». Св. Григории Двоеслов Беседы на Евангелия в2-х книгах СПб 1860. С 315.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

    Текст дополнений помещен в следующих изданиях: Fritzche. σθρ. Zьrich. 1848. и: Libri Apocryphi. 1871 г. De-Lagarde. Libr. Vet. Testamenti canonicorum pars prior. 1883. Scholz. Com. ьв. d. B. Esther mit seinen Zusдmzen. 1892 г.     Объяснения на обозреваемые дополнения в западной новой литературе, кроме общих на все неканонические книги, следующие: Langen. Die beiden griech. Texte d. B. Esther. Theol. Quartalschrift. Tьbing. 1860, II. Derselb. Die devterokanonischen Smьcke d. B. Esther. Freib. 1862. Scholz. Com. ьв. d. B. Esther. 1892. Iahn. Das Buch Esther nach d. Septuaginta hergestellt, ьbersemzm und kritisch erklдrm. Leid. 1901.    В русской литературе есть лишь общее текстуальное обозрение книги Есфирь: Рождественский. Книга Есфирь в текстах еврейском-масоретском, греческом, древнем латинском и славянском. Спб. 1885 г. Дополнение во 2Пар.: молитва царя Манассии    Во 2Пар.33:12—13 читаем: «привел Господь военачальников царя Ассирийского и заковали они Манассию… и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа… и помолился Ему и Бог преклонился к нему, и услышал моление его.» В той же главе далее в 18—19 стт. читаем: «прочил дела Манассии и молитва его к Богу своему… находятся в записях царей Израилевых. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему… описаны в записях Хозая» (т. е. провидцев). Из этих указаний несомненно, что Манассия в плену составил «молитву (евр. ),» которая сохранилась до времени писателя Паралипоменон в двух исторических памятниках: Записях царей Израилевых и Записях провидцев. В ныне известном еврейском священном ветхозаветном тексте эта молитва не сохранилась. Но в переводе LXX толковников, по александрийскому кодексу, в латинском (отличном по языку от древне-италийского и от Иеронимовского переводов), в сирском, эфиопском и арабском переводах сохранился гимн с надписанием «Молитва Манассии, царя иудейского.» Судя по тесному взаимному сходству этого гимна во всех вышеуказанных переводах, исследователи признают единство оригинала во всех переводах и таким оригиналом признают греческий текст перевода LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Божественный Наставник кротко выслушал этот вопрос и не отвечал на него упреком и даже прямым отрицанием. Он только с любовью заметил: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примите сшу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян.1:7–8 ). То есть, как бы так говорил Спаситель мира: «Не о царстве и о наградах вам должно думать теперь, а о подвигах и терпении даже до смерти; предоставьте будущее Тому, в Деснице Коего оно находится, и сосредоточьте все внимание свое на том, что предстоит вам и над чем вы должны потрудиться». Среди такой беседы они достигли вершины Елеона, отстоявшей от Иерусалима на расстоянии субботнего пути 95 (см.: Деян.1:12 ). Здесь Господь остановился, воззрел на учеников Своих, потом воздвиг руки Свои и благословил их тем благословением, которое простирает свою силу навеки и передается от одного поколения к другому, почивая на всех верующих. И благословляя, Он поднялся в глазах учеников и стал отдаляться от них и возноситься на небо «не при помощи кого-нибудь ведшего Его», но, по замечанию святого Иоанна Златоуста , «Сам шел этим путем» (Беседа на Псалмы, СПб., 1860 г., т. 1, стр. 381). Восхождение это совершалось столь неспешно, что ученики могли вполне насладиться величественным зрелищем. Когда же Возносящийся был уже на такой высоте, что зрению было трудно следовать за Ним, явился светлый облак и сокрыл Его от лица земли. Так, пред глазами апостолов совершилось явление, подобное виданному Елисеем при отшествии на небо пророка Илии, но только в несравненно славнейшем виде. «Илия, – рассуждает по этому поводу святой Григорий Двоеслов , – вознесся на небо на колеснице, в доказательство того, что он, как человек, не мог обойтись без внешних пособий. Это пособие и сделали ему Ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам собою не мог вознестись туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли. Между тем Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо; Он возвратился туда, откуда сошел, вошел туда, где от века имел пребывание; ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею» (беседа на праздник Вознесения).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы знаем, что все так назыв. очищения в рощах соединены были с самыми безнравственными деяниями 1856 . Пиршества с запрещенными законом Иудеев яствами 1857 были прямым непослушанием Богу; но мы обратим еще внимание на то, что тайные пиршества, с нарушением всех обычаев народа и допущением мяс, считавшихся вообще нечистыми, указывают на самый характер собраний адептов тайных и безнравственных учений, против которых считали нужным бороться и языческие государства 1858 . „Все погибнут“ говорит ст. 17-й об участниках в этих пиршествах; а в ст. 18-м Господь говорит, что „Он знает и деяния и мысли всех и соберет все народы и они увидят славу Его“. В этом стихе мы читаем пророчество не о суде, а о милости, о собрании в едино стадо Христово: дабы все увидели славу Божию и спаслись. 19 . И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу, и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою Стих 19-й есть продолжение стиха 18-го. Всем спасенным обещается, что на них положено будет знамение Господне. Пророк говорит о спасении всего мира; он вещает о всех проповедниках Евангелия не только из Иудеев, но и из среды обращенных язычников. Апостолам повелел Господь проповедывать всем народам:-„кто будет веровать и крестится, спасен будет“ ( Мк. 16:16 ); и спасенный хотя из язычников, делаясь Христианином, становится светочем и, получая благодатные дары рукоположения, посылается Господом к другим народам на проповедь. Страны, упоминаемые в ст. 19-м, как указывают толкование Спб. Дух. Акад. стр. 934, расположены по берегам Средиземного моря и греческого архипелага. О Фарсисе и юго-западной части Пиринейского полуострова мы имели случай говорить в примеч. на Ис. 23:6 1859 . „Пул и Луд“, или может быть правильнее „Фут и Луд“, следуя чтению Греческой и Славянской Библии, суть народы, занимавшие в Африке весь берег от Кирены к западу, а также от этого берега в глубь страны 1860 . Народ Луд или Лудим были известны как меткие стрелки (Ср. Иер. 46:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010