Михаил Васильевич Родевич (р. 1839) — публицист 1860-х годов, воспитатель пасынка Достоевского П. А. Исаева. 400 Николай Петрович Сокальский (1834–1871) — публицист 1850-1860-х годов, сотрудник «Современника», а также «Времени» и, других изданий. 401 «Указанными статьями — прогрессивной и гуманной?» — Достоевский цитирует анонимный обзор «Текущая журналистика», напечатанный в воскресном 46 номере газеты «Сын отечества» за 1862 г (18 ноября. С. 1108) Этот обзор почти целиком был посвящен разбору октябрьской книжки «Времени». 402 Вообще в «Современнике» как будто начинается опять искусство для искусства. — Поборником «чистого искусства» выступал А. В. Дружинин, который сотрудничал в «Современнике» в эпоху «мрачного семилетия», после смерти Белинского и до прихода в 1855 г. в журнал Чернышевского. Смысл утверждения Достоевского в том, что Салтыкову-Щедрину, занявшему в «Современнике» после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского положение одного из ведущих критиков, по сути дела, ближе принципы теоретика искусства для искусства, нежели идеи вождей революционной демократии, боровшихся за реалистическое гоголевское направление в литературе. Достоевский здесь в известной мере предвосхитил обвинения против Щедрина Д. И. Писарева в полемической статье последнего «Цветы невинного юмора» (1864). 403 Еще у Кошанского сказано, что хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. — Достоевский, по-видимому, имеет в виду следующее рассуждение H. Ф. Кошанского: «Есть люди, кои полагают Красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым значит блистать Реторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем кажется им красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти Тропами и Фигурами. Они ошибаются» ( Кошанский H. Частная реторика. СПб., 1832. С. 11). 404 …вы бы тотчас же «впились» в нарушителя собственности. — Здесь и ниже Достоевский обращается к Щедрину, пользуясь его же словом из рецензии на «Литературную подпись» А. Скавронского. Сатирик писал там: «В заключение, мы просим извинения у г-на H. Скавронского, что привлекли его к этому нелепому делу. Он поймет, что предметом статьи нашей служил не он, а собственно А. Скавронский, который почему-то впился в H. Скавронского и требует, чтоб их разлучила публика» (Современник. 1863. Отд. II. С. 141–142). 405

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Наше общество молодо в литературном деле до степени невероятной, хотя оно в этом нисколько не виновато» (Отеч. зап. 1860. С. 38). Достоевский в «молодости» общества как раз и видит одно из главных его преимуществ и к тому же весьма сочувствует литературному «свисту», особенно когда он задевает руководителей «Отечественных записок» и «Русского вестника». 79 Известен факт, что грамотное простонародие — и не обрежутся. — Достоевский полемизирует со статьями В. И. Даля (1801–1872) «Письмо к издателю» (Рус. беседа. 1856. Кн. 3. «Смесь»), «О грамотности» (СПб. ведомости. 1857. И. С. Беллюстина (1820–1890) «Теория и опыт» (Журнал Мин-ва народного просвещения. 1860. Кн. 10), в которых говорилось о вреде грамотности для простонародья, а также — с органами печати, поддерживавшими такую ретроградную точку зрения («Выписка из письма по поводу статей В. И. Даля» — Сев. пчела. 1857 Достоевский отталкивается непосредственно от следующего сравнения Даля: «Нож и топор — вещи необходимые; а между тем сколько было зла от ножа и топора». Выступления Даля и Беллюстина против грамотности вызвали почти единодушную отрицательную реакцию общества и прессы. 80 Мы расскажем вам это так — над острожною жизнию. — Прямое указание Достоевского на личный каторжный опыт, дающий ему право не только «теоретически» не согласиться с мнением Даля. Достоевский возражает Далю и в «Записках из Мертвого дома». 81 Взгляните на так называемых начетчиков — своих единоверцев. — Эти (и ниже) суждения Достоевского о раскольниках также основаны на личных наблюдениях писателя, а также возможно, навеяны «Старцем» и «Матушкой Маврой Кузьмовной» Салтыкова-Щедрина. Раскол Достоевский оценивает как явление огромной, первостепенной значительности, свидетельствующее о неисчерпаемых силах, таящихся в народной массе. Точка зрения Достоевского одинаково далека от официальной антираскольничьей пропаганды и идеалистических воззрений на староверцев. «Время» уделяло расколу и религиозным сектам исключительное внимание; в журнале было напечатано несколько больших рецензий на литературу о старообрядчестве и радикальная по политическому смыслу статья А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

…до чудовищной статьи о Пушкине — русской литературы. — Со взглядом С. С. Дудышкина на творчество Пушкина писатель полемизирует в статье «Книжность и грамотность». 93 Таким образом разъединяются силы — вражды. — Достоевский, характеризуя положение дел в литературно-журнальном мире, опирается на суждения самих спорщиков, в частности И. Панаева, писавшего в «Петербургской жизни»: «Две партии бледно обрисовываются в петербургской литературе: несколько человек, считающих себя избранными, потому что они хранят чистоту искусства, как некогда господа Греч и Булгарин хранили чистоту языка. Это поклонники искусства для искусства. Другая, более многочисленная партия — это люди, убежденные, что искусство должно служить обществу, не усыпляя его одними сладкими звуками, а, напротив, пробуждая его к деятельности и самосознанию. Первые называют последних невеждами, ничего не смыслящими в искусстве и посматривают на них с презрением; последние смотрят на первых с ироническим сожалением и называют их людьми отжившими, отсталыми…» (Современник. 1860. С. 208). 94 Недавно г-ну Воскобойникову — «Перестаньте драться, г-да литераторы». — H. H. Воскобойников (1836–1882) — публицист, сотрудник «Библиотеки для чтения», «Московских ведомостей», его статьи публиковались и во «Времени». Речь идет здесь о его фельетоне «Перестаньте бить и драться, г-да литераторы» (СПб. ведомости. 1860. 30 ноября. Он вызвал бурную реакцию в печати. 95 …Аскоченские, Чернокнижниковы… — В. И. Аскоченский (1813–1879) — реакционный журналист, писатель, историк, редактор журнала «Домашняя беседа» (1858–1877). В русской журналистике 60-х годов «Домашняя беседа» по праву снискала себе геростратову славу, как представителя партии обскурантов и называет Достоевский здесь и в других статьях Аскоченского. Иван Александрович Чернокнижников и псевдоним беллетриста и критика А. В. Дружинина (1824 1864). Михаил Лонгинов рассказывает о рождении псевдонима «Чернокнижников» следующее: «Я помню, что кто-то предложил связать все наши «imbroglio» нитью длинного романа, на манер " Mémoires du diable " , или " Confession générale " Фредерика Сулье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Г. Чертковым. В работе издательства принимал деятельное участие Л. Н. Толстой. «Посредник» издавал также некоторые рассказы Лескова («Невидный Пруденций», «Пустоплясы» и др.). 225 Гумилевский, А. В. (1830–1869) — священник; был преподавателем Петербургской семинарии, потом священником; проповедовал идеи справедливости и равенства не в духе официальной церкви, за что в 1866 году был переведен в Нарву; известен как организатор воскресных школ; в 1867 году возвращен в Петербург. 226 Он начал проповедовать и… счел себя за Боссюэта…— Ж. Боссюэт (1627–1704) — французский проповедник, историк и богослов; блестящие по форме речи и проповеди ставят Боссюэта в один ряд с лучшими ораторами его времени. 227 …действовал в духе и силе нынешнего Мещерского. — Мещерский В. П. — см. прим. к рассказу «О квакереях», стр. 616. 228 Митрополит Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799–1892) — с 1860 года митрополит санктпетербургский и новгородский. 229 Архимандрит Федор Бухарев. — А. М. Бухарев (в монашестве Федор, 1824–1871), духовный писатель; его сочинение «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860) вызвало резкий протест со стороны крайних сторонников церковного догматизма (в частности, Аскоченского); другие сочинения Бухарева также подвергались нападкам, сам он был обвинен в ереси и, наконец, подал прошение о снятии с себя монашества и вышел из духовного звания в 1863 году. 230 Ктиторская касса — касса церковного старосты. 231 …располагал к себе сердца состраданием, как к герою из-под Плевны. — Плевна (или Плевен) — город в Болгарии; во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Плевна была освобождена русскими войсками после пятимесячной осады. 232 У кузнеца была вувермановская (белая) лошадь…— Вуверман, Филипп (1619–1668) — голландский художник, изображал военные сцены, игры, охоты, кавалькады. В его картинах видное место занимают лошади, особенно белые (по требованиям колорита). 233 …рассказывал о себе по секрету, что он через какое-то особенное дело стал вроде французской «Железной маски» или византийского «Вылезария»…— «Железная маска» — таинственный узник времен Людовика XIV, находившийся в парижской крепости Бастилии во второй половине XVII века (ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

200 До 1855 года подлинный текст «Пастыря» считался вовсе утраченным; в этом году он был открыт на Афонской горе греком Симонидом; но текст Симонида, известного по своим литературным подлогам, возбуждал справедливые подозрения к себе, – и хотя древность открытой им Афонской рукописи была потом доказана, но между учеными возник спор о том, греческий текст самой рукописи Афонской – не есть ли сделанный в средние века перевод с латинского? Открытие Синайского манускрипта и в нем книги «Пастырь», подтвердив оригинальность греческого текста Афонской рукописи, дало наконец возможность располагать этим важным сочинением не в переводах, а в подлинном греческом тексте (ср. «Памятники древней христ.письменности в русском переводе», Москва, 1860, Том II, стр. 217 – 222) 203 Prolegomena, pag. 16:... «codici Sinaitico in numero praestantissimornm codicum nostrorum deberi locum putem. Dignus videtur qui omnium principatum teneat». 204 Prolegomena, p. 11 – 14. Рассмотрение доказательств глубокой древности манускрипта Тишендорф заключает следующими словами: «Sed haec jam satis sunto. Satis enim erunt ad ostendendam mirificam textus istius indolem, qua maxima cum fide confirmatur, codicem Sinaiticum propius Vaticano ceterisque omnibus ad similitudinem eorum accedere codicum, quibas summa Christiana antiquitas utebatur». Cp. изд. 1865 г. Prolegom. p. LIII – LXX. 205 «Quod etsi non ita intellegi velim ac si ubique, exceptis vitiis manifestis, textum sacrum ad normam codicis Sinaitici edi jubeam, tamen nullus alius est quo tutiore fundamento textus constituendi uti possimus». (Prolegomena, p. 16). 206 См. отзывы: K. Wieseler’a in den Theolog. Stud, und Kritiken. 1864. S. 399 – 438; Phil. Buttmann " a – Zeitschrift fur wissenschafil. Theolugie. 1864. S. 367 ff; Scrivener " a: A full collation of the Codex Sinaiticus with the received text, to which is prefixed a critical introduction. Cambridge u. London, 1864. Zeitschrift fur Wissensch. Theol. 1864. Hef. 1 – 2. В нашей русской литературе Синайский манускрипт возбудил также на первых порах горячие прения относительно своей критической важности. Противником его выступил наш известный ученый и знаток христианского Востока преосвящ. Порфирий (он же первый видел и отчасти описал манускрипт), издавший брошюру: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе В. Завет неполный и весь Н. Завет, с посланием св. ап. Варнавы и книгою Эрмы». На эту брошюру отвечал пользовавшийся не меньшею известностью ученый автор «Путешествия по св. местам» – А. С. Норов : «Защита Синайской рукописи Библии от нападений о. архим. Порфирия Успенского ». Спб. 1863 г. Значение манускрипта отчасти обсуждалось и в нашей духовной периодической литературе. См. статьи в «Православном Обозрении», 1860 г. т. II, стр. 392 и д.; 1862 г. т. II, стр. 95 и др.; в «Христианск. Чтении«, 1861 г. ч. I. стр. 241 и др.; прибавления к «Твор. св.отцев», кн. 2, стр. 167 и д.; «Труды к. д. а.» 1865 г. т. III, стр. 429 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Бессмысленность зубрежки в бурсе и работы на каторге, мизерность содержания, получаемого «обитателями этих двух одинаково воспитательных и одинаково карательных заведений», воровство и ростовщичество, т. е. сходство условий существования, приводит и к сходству духовному. Питомцы бурсы систематически становятся обитателями «Мертвого дома». Критик пришел к выводу, что оба произведения являются суровым и правдивым приговором современной действительности, высоко оценил «Записки из Мертвого дома» за их гуманизм и демократизм. Свидетельством большого интереса демократического лагеря 1860-х годов, и в частности Н. Г. Чернышевского, к «Запискам из Мертвого дома» явилась попытка издать отрывки из книги значительным тиражом и по дешевой цене. Чернышевский принимал живое участие в организации этого издания, вел с Достоевским переговоры о его принципиальном согласии на издание, о выборе отрывков. Арест Чернышевского 7 июля 1862 г. и наступление реакции не позволили осуществить это намерение. В дальнейшем глава «Акулькин муж» с подзаголовком «Из рассказа каторжного в „Записках из Мертвого дома“ Ф. Достоевского» вошла в составленный землевольцем А. Д. Путятой и изданный при поддержке кружка Н. А. Серно-Соловьевича «Сборник рассказов в прозе и стихах» (СПб., Тип. О. И. Бакста. 1863. 124 с. Цена 8 коп. Тираж 10 000 экз.). Текст Достоевского был дан здесь в редакционной обработке: снято описание обстановки, отсутствует личность рассказчика. Заключают рассказ (что очень значительно) строчки из последней главы «Записок» о погибших даром народных силах с вопросом: «А кто виноват? То-то, кто виноват?». Проблематика «Записок» совпала с общими устремлениями демократической мысли 1860-х годов. Специфическая «почвенническая» окраска некоторых идей Достоевского, выраженных в «Записках», не привлекла пристального внимания критики этого периода. В 1870-1880-е годы были попытки сблизить идею «Записок из Мертвого дома» со взглядами и творчеством позднего Достоевского. О. Ф. Миллер и H. H. Страхов рассматривали книгу в свете христианского нравственного учения. Они писали об уроках «народной правды», которые получил Достоевский на каторге и которые способствовали его духовному обновлению. Д. С. Мережковский в книге «Л. Толстой и Достоевский» заметил, что Достоевский «старался возвысить и облагородить свои воспоминания о каторге», видя в ней «суровый, но счастливый урок судьбы, без которого не было ему выхода на новые пути жизни»; в аналогичном психолого-биографическом плане подошел к «Запискам» Л. Шестов, повторивший вывод Мережковского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

А. Мея («Сын отечества», 1856, 2 Рашель Элиза (1821–1858) — знаменитая французская трагическая актриса, возродила традиции классической школы сценического исполнения. Одна из ее лучших ролей — Федра в одноименной трагедии Расина. 3 Титания — персонаж из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», царица эльфов. 4 …сказочного леса Оберона… — Оберон, царь эльфов — персонаж из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». 5 Корвана — церковное казнохранилище. 6 «Уголино» (1838) — романтическая драма Н. А. Полевого, сюжет для которой Н. А. Полевой взял из эпохи борьбы гвельфов с гиббелинами в Италии XIII века в Пизанской республике. Уголино вместе с двумя сыновьями и двумя внуками был заперт в башне Гуаланди. Все пятеро умерли голодной смертью, но Уголино погиб последним, так как питался телами умерших. История Уголино приобрела известность благодаря поэме Данте «Божественная комедия». 7 …представляясь в виде Язона… — Язон — древнегреческий мифологический герой, явился на праздник в одной сандалии, потеряв другую при переправе через реку. 8 «Миньонная» — нежная (от франц. — mignonne). 9 Цебор — подъемное колодезное колесо с приводом. 10 …«оставь надежду навсегда»… — в «Божественной комедии» Данте («Ад») рассказывается, что над вратами ада была надпись: «Оставьте всякую надежду, входящие сюда». 11 Грандесса — здесь иронически обозначает знатную даму (от франц. — grandesse). 12 …Газе (Гаазе) Фридрих (1825–1911) — выдающийся немецкий актер. В 1860–1865 годах играл в Петербурге. 13 Раабе Гедвига (1884–1905) — известная немецкая актриса, выступала с большим успехом в Петербурге в 1864–1868 гг. в Немецком придворном театре. 14 Ауэрбах Бертольд (1812–1882) — немецкий писатель, автор повестей из крестьянской жизни и романов об интеллигенции. 15 Комильфотная — здесь — светская (от франц. — comme il faut). 16 …новое издание Пушкина… — по-видимому, речь идет об издании: Сочинения А. Пушкина. Новое издание Я. А. Исакова. СПб., 1859–1860, 6 томов. 17 Мацерированные — вымоченные (от немецк. — mazerieren). 18 Ранжевая — оранжевая. 19 Полисоны — стоячие воротнички мужских рубашек. 20 Фуляр — шелковая ткань особой мягкости, первоначально шла только на носовые платки. 21 Голбейновский портрет — имеются в виду портреты работы знаменитого немецкого художника Ганса Гольбейна (1497–1543). 22 …эффектная головка Греза. — Французский художник Ж.-Б. Грез (1725–1805), создатель многочисленных портретов — женских головок, отличающихся выразительностью и изяществом. 23 .. «покинул и на женщине женился»… — строка из «Русалки» А. С. Пушкина. 24 Птичка под кустами Встрепенулася во мгле. В такой редакции эти строки из «Русалки» А. С. Пушкина печатались во всех изданиях XIX века. 25 Между месяцем и нами… — строки из «Русалки» А. С. Пушкина. 26 Аугсбургское исповедание — символ веры лютеранской церкви, принятый в Аугсбурге (Германия) в 1530 году. 27 Кошут Людвиг (1802–1894) — вождь венгерского национально-освободительного движения и революции 1848–1849 гг. в Венгрии. 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Славянское «еже ведети» (II Вб, 10) передает греческое εδναι μν. До сих пор, мы имели три издания Хиландарских листков: Григоровича («Статьи, касающиеся древн. слав. языка». Каз. 1852 и I т. «Извест. II Отд. И. Акад. Наук». 1852 г.), Срезневского («Древние славянские памятники юсового письма». СПБ. 1868 г.) и акад. Ягича («Specimina linguae palaeoslovenicae». СПБ. 1882 г.), но ни одно, из указанных изданий, не дает возможности судить о палеографической стороне нашего памятника, так как не имеет снимков; два первых издания не дают надежного материала и для лингвистических занятий… 6 . В новейшем академическом издании, начинающим целую серию старославянских памятников, текст Хиландарск. Листков напечатан с возможной точностью и снабжен четырьмя прекрасными фототипическими снимками, а также – очень добросовестно составленным словоуказателем. Рядом с славянским текстом помещается греческий – по изданию Mignéя: Patr. curs. c. Ser. gr. XXXIII t., 440–454 cc. 18 дек. 98 г. Дм. Абрамович Донич. Календарь восточной церкви в старом и новом стиле 7 . В последнее время в Румынии весьма много толкуют о новом календаре, в связи с разными соображениями, более или менее научного, политического и экономического характера, и – отчасти – церковного, православного. В последние годы в Румынии, особенно, начиная с 1895 года появилось не менее 30 сочинений, относящихся к данному вопросу, более или менее, заслуживающих внимания и с церковной точки зрения. Правда, еще с 1862 года, со времени окончательного соединения бывших дунайских княжеств Валахии и Молдавии во единую Румынию, при владетельном князе Ал. Ив. Кузе (1859–1860) и еще более, с 14 (26) марта 1881 года, когда Румыния провозглашена королевством, люди науки все настойчивее, по соображениям, главным образом, политико-экономическим, стали требовать исправления календаря, находящегося в настоящее время в употреблении в Румынии, называемого «юлианским» или «старым стилем», не соглашаясь, в тоже время, на введение и нового календаря, употребляемого западными народами, называемого «григорианским» или «новым стилем», считая «новый» календарь ошибочным не меньше «старого»…

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Архим. Антонин (Капустин) Архим. Антонин (Капустин) В 1860-1865 гг. А. являлся настоятелем посольской церкви в К-поле. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей б-ки иерусалимского Святогробского подворья в К-поле (опубл.: Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. К., 1890. С. 119-148), в к-ром А. впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе . В апр. 1862 г. А. посетил г. Никею (Изник) и его окрестности (материалы о поездке в Вифинию и зарисовки опубл. в ХЧ в 1862-1863). Весной 1863 г. А., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же году по поручению Святейшего Синода А. исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в К-поле переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи рус. правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории (В Румелию. СПб., 1879; Из Румелии. СПб., 1886). В 1865 г. А. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме (5 июня 1869 утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. А. благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христ. Востоке, прекрасному знанию греч. и ряда вост. языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны рус. правительства и Святейшего Синода, А. удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему рус. паломничества в Св. землю.

http://pravenc.ru/text/114026.html

В этом убеждении сочинитель некоторые известия биографов проходил молчанием и дополнял старинные сказания такими известиями, о которых нет и намёка у древних, или размышлениями, которые вызывает позднее время. Сочинитель искренно благодарен будет за дельные указания на недостатки труда его; а за недельные только братски пожалеет об их авторе, так как они не служили бы к чести автора; за личные мнения вступать в спор, с кем бы то ни было, он не намерен. Пусть каждый поступает по своей совести, не забывая того, что все мы должны дать отчёт всемирному Судии Господу Иисусу. Возможное для усердия и сил одного – сделано. Все другие принадлежности полезного описания святых не считаем мы столько важными, сколько верность правде. Потому и не касаемся их здесь, хотя и старались, по мере сил, сохранять их в своём описании. «Аще ли в чём согрешихом, простите, а не кляните». К «Святым южных Славян» Набожный сочинитель житий святых Российской Церкви (СПб. 1852–1859 г.) включил в своё описание нескольких святых Славян южных, но весьма немногих, не более шести. В «Афонском патерике» (СПб. 1860 г.) описаны святые Славяне, подвизавшиеся на Афоне. Самое важное издание для истории святых Славян – «Сербляк», Белград 1861 г. Издатели говорят, что они пополнили прежнее издание «Сербляка» не только синаксарями и двумя акафистами, но и новыми службами. У них полные жития святых, известные в рукописных сербляках, заменены краткими. Для их цели это нужно; но по многим причинам надобно жалеть, что не напечатаны полные жития. О святых, живших прежде XI в., нет и помина, как и в тех двух изданиях. Итак, вот пока все печатные описания святых Славян южных. Между тем святые южных Славян рождены и воспитаны одной и той же благодатью Христовой, которая воспитала святых христиан Греческих. Потому естественно, что некоторые из них также велики и дивны, как и великие Греческой Церкви. Как величие характеров, так величие благодати Божией, явившейся в святых Славянских, вполне достойны изучения. Для Славян изучение жизни святых Славян особенно нужно: в жизни святых Славян Евангельское благочестие приложено к условиям Славянской жизни, к тем условиям, которые редко встречаются для Грека и неизбежны для Славянина; святые Славянские – преимущественно руководители в жизни для христиан Славянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010