К числу первоисточников обычно, – и в известной мере справедливо – относятся и появившиеся в 1860–1870 годах официальная издания, как-то: «Сборник постановлений и распоряжений по цензуре, (СПБ., 1862 г.); Исторические сведения о цензуре в России (1862 г., в двух редакциях: 1) тип. морского м-ва и 2) тип. Персона); Материалы, собранные особой комиссией, высочайше учрежденной 2 ноября 1869 года для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати», СПБ., 1870 г., ч. I–V «Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре (СПБ. 1870 г.)» 4 . Назначенный первоначально для небольшого круга лиц, эти издания, в общем, не извращали описания событий во имя какой-либо тенденции. Но с точки зрения пользы для исследователя относительно этих сборников приходится сделать одно замечание. При всей значительности сгруппированного в них материала выступает, однако, и общая их особенность: они составлены для практических надобностей, имели прежде всего в виду дать возможность многочисленным комитетам о печати разобраться в опыте прежнего времени. Правда, составители их не всегда ограничивались механическою выпискою постановлений, распоряжений и законоположений. В их изданиях заметно стремление связать хотя бы внесшим образом эти действия правительства с предыдущими и последующими фактами. Тем не менее, цели прагматизма стояли здесь далеко на заднем плане, и потому, представляя собою более или менее удобные справочные указатели, эти сборники лишь в весьма слабой степени облегчают установление генезиса событий гражданской и духовной цензуры. Разумеется, в настоящей работе, при изучении и изложении «законоположений и распоряжений по духовной цензуре», первоисточниками служили почти исключительно подлинный дела, а не приведенные в сборниках отрывки. Заканчивая речь об архивных данных, необходимо указать на то, что последовательное изучение именно этого материала служит главным средством и для его систематизации. Именно этим путем, как бы из разрозненных костей, воссоздается основной облик-скелет духовно-цензурного режима. Сверх того, приложенный к канцелярским делам частные записки, черновики и варианты цензорских отзывов, так живо иногда отражающие душевное настроение их составителей, – позволяют нередко среди самых официальных данных ощутить уже некоторое движение своеобразной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

50 В предисловии к Essai de Chronographie Byzantine par E Maralt (Спб. 1855, стр. XXI–XXIII) исчисляются следующие славянские списки Амартола 1) болгарские а) уваровский на бумаге XIV–XV в. б) – моск. дух. академии 100 XIII в. в) ibid. 148 г) погодинский 1371 г. 2) сербские а) синодальный московский 1386 г. 148 б) шафариков 1389 г. в) Румянцевского музея 42 XVI в. г) супрасльский. Над приведением в известность списков Амартола трудились кн. Оболенский (Чтения общ. истор. и др. 1846 г.) и Ундольский в своих «вопросах об Амартоле», к сожалению неизданных. 51 Академику П. М. Строеву принадлежит честь первого обстоятельного указания на Амартола, как на византийский источник Нестора, – в приложении к 1-й части Софийского временника (М. 1820. 459–465) и потом подробнее в записке о византийском источнике Нестора (Труды общ. ист. И др. р. М. 1828 стр. 167–183). В настоящее время, когда академию наук издан греч. текст Амартола, сличение между Нестором и Амартолом доступно для каждого. 56 В речи Полоцкого игумена царю 30 окт. 1656 г. (Вивлиоф. Новикова III, 322, в патр. грамоте на учреждение Белгородской митрополии. ibid. – 421 в грамате собора 1682. ibid. XVIII. 113, и в известном сочинении Крыжанича (Прил. к р. Бес. 1860 г. 4. 4. 5. 119). 59 В гербовом клейноде кн. Константина Острожского, помещенном на заглавном листе Библии , изданной в Остроге 1581 г., есть след, стихи И ты крестное знамение не туне носиши Великому Константину им ся подобиши. Он бо на небеси видев победил супостаты Тыже побеждай еретики и бесов тристаты. Крест бо похвала царем, Бесом же незносный ярем. 60 Ив. Грозный обращает внимание на то, что Константин в. убил своего сына и во святых причитается. Сказания кн. Курбского Спб. 1833. II, 29–30. Другие обращали внимание на то, что царь Константин, Елена и другие цари, живя в браке, Богу угодили. Вивлиоф. Новикова XIV. 236 62 О существовании верования в целебную силу теплой младенческой крови см. также Пролог, под 28 октября. 64 Лавр. лет. Спб. 1873, стр. 108–9. Достойно замечания, что и Амартол и Нестор сочли нужным вступать в полемику по вопросу об обстоятельствах крещения равноапостольных государей. Амартол, полагающий крещение Константина в. в Риме в 312 г., говорит следующее «суесловят облыгающие в. Константина и утверждающие, что он крестился пред смертью, а дотоле пребывал некрещенным. Как мог такой богобоязненный и христолюбивый, и теплейший к вере муже оставаться так долго отлученным от божеств. общения в таинствах, особенно пребывая с такими св. отцами, и радостно и сознательно следуя их учению и законоположению? «и пр. Αμαρτ. 429. – Нестор, полагающий крещение св. Владимира в Корсуне, счел нужным высказаться против утверждающих иное. «Сеже не сведуще право глаголют. яко крестился есть в Киеве; инииже реша в Василеве, друзии же инако скажют». Лавр. л. 109.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/63204.html

Наиболее ярко идеи мифологической школы отразились в трудах Б., посвященных рус. фольклору и вошедших в сборники «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (статьи 50-х гг. и 1860 г.: 1-й том - работы по древнерус. лит-ре и народной словесности, 2-й - по истории древнерус. искусства) и «Народная поэзия: Ист. очерки» (М., 1887 - статьи, вышедшие после 1860). В работах по литературоведению и фольклористике Б. исходил из теории, что слово первоначально являлось конкретным образом, вызванным непосредственным впечатлением, и лишь потом стало понятием - орудием для передачи мысли. Ученый утверждал, что народная словесность с ее системой образов-символов, особыми художественными средствами, отсутствием личного начала является наилучшим источником для изучения народной жизни. Б. принадлежит периодизация народной эпической поэзии (считал, что история каждого христ. народа имеет 3 периода: мифологический, двоеверный и христ.). В 70-х гг. Б., вопреки представлениям мифологической школы, признал наличие заимствований в мифах (миграционная теория). В работе «Странствующие повести и рассказы» (РВ. 1874. 4, 5) он, развивая идеи нем. филолога Т. Бенфея, обнаружил параллели в лит-ре европ. и азиат. народов и пришел к выводу, что родиной европ. фольклора является Восток. В кн. «Мои досуги» (М., 1886. 2 ч.) Б. опубликовал свои работы о лит-ре XIX в.: о М. П. Погодине, баснях И. А. Крылова, «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина , критические очерки, письма из-за границы, заметки. Ученый издал значительное число древнерус. памятников письменности. В 1855 г. он опубликовал «Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV-mu рукописей Московской Синодальной библиотеки» с палеографическим и лингвистическим описанием рукописей. Б. составил «Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языка» (М., 1861), в к-рой (полностью или частично) представлены 135 наиболее известных памятников древнерус. книжности XI-XVII вв., 69 опубликованы впервые. Материалы в хрестоматии расположены в хронологическом порядке рукописей, в приложении помещены фольклорные тексты XVIII в. и образцы совр. народной словесности, тексты сопровождаются историко-филологическими комментариями. Б. первым исследовал Буслаевскую Псалтирь ; во введении к кн. «Образцы письма и украшений из Псалтыри с восследованием из ркп. XV в., хранящейся в б-ке ТСЛ под 308/481» (СПб., 1881. (Изд. ОЛДП; Вып. 52-74)) он охарактеризовал рус. орнамент XIII-XV вв.

http://pravenc.ru/text/153689.html

Вот что пишет по этому поводу журнал «Христианское чтение», издаваемое при СПБ духовной академии, Часть первая, 1861 г.: «Начальник калужской губернии, в письме своём господину обер-прокурору Святейшего Синода, графу Александру Петровичу Толстому, от 12-го октября 1860 года сообщил следующее: в г. Козельск, дьякон тамошней благовещенской церкви Фёдор Васильевич Вырский с 1833 года занимается обучением. Всеобщее доверие, которое он снискал себе своими усердными и достойными трудами в деле воспитания, постепенно увеличивало число его учеников и учениц, так что в нынешнем году, несмотря на скудные средства свои, он открыл у себя в доме, без обязательной платы, для приходящих обоего пола детей, преимущественно бедных родителей всех слоёв, училище. Исполняя обязанности преподавателя наук, он миру начал обучение девочек дочери своей Александры, в которой он имел весьма хорошую помощницу, пользующуюся всеобщим расположением, как учениц, так и их родителей. В настоящее время, в этой школе учатся 80 мальчиков и 95 девочек. Столь благородное заведование делом своего участка к пользе общества и к успеху народного образования нельзя не признать вполне заслуживающим поощрения и о такой безкорыстной предприимчивости и деятельности дьякона Вырского, как принадлежащего к духовному состоянию, он, начальник губернии, счёл долгом довести до сведения господина обер-прокурора Святейшего Синода. По этому же предмету подучено господином обер-прокурором и отношение преосвящённого епископа калужского Григория, в котором он изъяснил, что дьякон козельской Благовещенской церкви Фёдор Васильевич Вырский, как открылось по дознании, действительно с самого поступления своего в г. Козельск, именно с 1833 года, начал заниматься обучением мещанских и частью купеческих детей, и обучал их чтению, письму и арифметике. В 1850 году начала помогать Вырскому в обучении детей дочь его Александра, обладающая особенною способностью заниматься с детьми, почему увеличилось количество учеников, и явились ученицы, а вместе с сим стало возрастать и доверие граждан к нему, так что в 1860 году, когда дьякону Вырскому формально разрешено завести у себя школу для мальчиков и девочек, явилось и тех и других по 100 человек, в числе коих оказались и дети крестьян подгородных. Он обучает с дочерью детей чтению, письму, закону Божию, арифметике и грамматике, не делая, впрочем никакого принуждения ученикам своим в изучении сих предметов; а девочки, сверх того, обучаются нужным и приличным для них рукоделиям. Школа состоит в собственном доме дьякона Вырского; в ученики принимает он и бедных, и небедных граждан и крестьян, кто пожелает отдать ему; а посему многих обучал и обучает безвозмездно; за некоторых же получает от родителей посильную небольшую плату».

http://sobory.ru/article/?object=07222

263 Ныне магометанство сильно в Боснии, как и папизм. Первыми магометанами были то остававшиеся богомилы, то обращенные из богомилов паписты. Русск. бес. 1860 г. 11, 16. Харьк. Вест. 1863 г. стр. 327–330. 264 В письме Конрада епископа Портуенского 1223 г. говорится, что «начальник Албигенсов, которого называют они папою, живет в оконечностях Болгарии, Хорватии и Кроации, около Венгерского народа». Gieseler Kircheng. 2. 615. По письму кор. Премысла (1260 г.) к папе в войске Венгерского короля Белы были «Болгары и Босняцкие еретики» – богомилы. 265 «Живот св. Симеона од кор. Стефана». Завонник Душана еще преследует волшебство, выкапывавшее и сожигавшее мертвые тела, и участвовавших в том священников. Зак. 43. 266 Стефан: «истовую дедину свою, населену бывшу от рода Грьчьскаго и созидави гради унеи (отнял) от рукь ихь, яко (не) проглаголет се Грьчьская область... Прочее же грады испроверже –Грьчьское име истребивь, да не именуеть се име ихь отнюдь в области тои, а люди свое, еже в вих, невредимо сьхрани». – Выше: «приложи к земли отьчьствия своего область Нишьвьскую до конца, Липлянь же и Мораву и глаголемы Врани, Призреяску область и Полога оба до коньца». – Последние места некоторое время принадлежали Болгарским князьям, и коренные обыватели их – Славяне. Неманя разрушил Греческие крепости и потом построил новые, чтобы Греки не имели более предлога говорить: это – ваши города. 267 Вильгельм Тирский о 1167 г. говорит: «император находился тогда в Сербии. Страна та гористая и покрытая лесами, расположена между Далматиею, Венгриею и Иллириком. Восставшие Сербы полагались на ущелья недоступные и. местности неудобопроходимые... За обиды нетерпимые для соседей государь вступил в их землю. Мы встретились с возвращавшимся императором, когда он покорил их». – По этому описанию, Неманя хотел покорить себе Кроатию: но интриги Римского духовенства, уже тогда сильного в Кроатии, вызвали оружие императора против Сербии и завистливые Греки не допускали Неманю достигнуть дели полезной и для чистой веры и для народности Славянской. Киннам хвастливо описывает эту победу Греков над Сербами (стр. 318–320. Спб. 1860 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Похороны его, по случаю неприезда из Казани Софьи Мариановны, были в четверг 27 июня в 6 часов вечера по лютеранскому обряду. Софья Мариановна заболела в дороге и вернулась домой из Нижнего» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 8, л. 9 об.–10). 134 «Два Аякса» – по аналогии с двумя героями «Илиады» Гомера, которые были неразлучными друзьями. 135 По уставу от 18 июня 1863 года Казанский университет имел четыре факультета: физико-математический, юридический, медицинский и историко-филологический, выбранный Смоленским при поступлении в 1867 году. 136 «Учебник уголовного права» В.Д. Спасовича (СПб., 1863) был первым общим руководством по уголовному праву, вышедшим после реформ 1860-х годов. «Курс русского уголовного права» профессора Петербургского университета Н.С. Таганцева публиковался в 1874–1880 годах. Позднее был переработан автором: в 1887–1892 годах издан под заглавием «Лекции по русскому уголовному праву» и в 1902 году в двух частях под заглавием «Русское уголовное право». 138 Так называемая «Тюбингенская историческая школа», или «Новая Тюбингенская школа» – направление в немецкой протестантской теологии, основанное профессором богословия Тюбингенского университета Фердинандом Бауром (у Смоленского – Бауэром). Исходным пунктом послужила книга ученика Баура Давида Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835–1836, русский перевод – 1907). В изучении истории христианства и его памятников Тюбингенская школа применяла методы исторической критики, в результате чего появился ряд гипотез – в частности, о Евангелии от Марка как первоначальном, о позднейшем происхождении ряда посланий Павла, истолкование раннего христианства как синтеза стоицизма и эллинизированного иудаизма и др. Тюбингенская школа распалась в 1860-е годы. 139 Вероятно, Смоленский имеет в виду знаменитого немецкого историка Бартольда Нибура (1776–1831). 140 К этому времени на русский язык были переведены следующие работы английского историка и философа Томаса Карлейля: «История французской революции» (т. 1), «Исторические и критические опыты», «Герои и героическое в истории» («Современник», 1856), «Нибелунги» («Библиотека для чтения», 1857). В русском переводе вышел главный труд английского историка Генри Бокля – двухтомная «История цивилизации в Англии» («Отечественные записки», 1861; отд. изд. 1863–1864). Дважды издавался двухтомник сочинений Тимофея Николаевича Грановского (М., 1856; М., 1866).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Извлечения из писем Вольфа в статьях Н. Булича : «Философ Вольф и Петербургская академия наук, во 2 -й четверти XVІІІ в», в «Моск. Ведомостях » 1860, 253 и 256 221 Briefei w. Chr. Wolff..109.115. 117. 126 – 127.У Булича, в «Моск.Вед. » 1860, 256. стр. 2032 – 2033.Здесь же о постепенных успехах Ломоносова в науках,под руководством Вольфа. 222 Вот подлинное свидетельство Вольфа : Vir juvenis Парнас другой лира Аполлона praestant is ingenii Michael Lomonossow, ex qvo studiorum grtia Marburgum accessit, freqvenfer lectionibus meis mathematicis et philosophicis, physici spraeserlim interfuit ac solidiori doctrina mirifice delectatus. Qvodsi igitur eadem industria pergat, nullus dubito fore, ut a l iquando in patriam redux utilem Reip operam praestet : id qvod maxime in votis habeo. Dabam Marburgi Cattorum d. 20 Iui. 1739. Christianus Wollfius, acad. marburg. p. t. prorector ( Briefe, 38 ;Сухомлинов, 140). 223 Куно Фишер, История новой философии, перев. Н.Страхова, т. II, Спб. 1863, стр. 459. « Так как, читаем здесь, логический разсудок не в силах объяснить и доказать непосредственного коренного единства души тела, принципа индивидуальности, основной идеи монодологии, то он поэтому разрушает эту идею. Мировая гармония у Вольфа уже не внутренний естественный мировой порядок, а внешнее нравственное творение; предуставленная гармония уже не только творение, а вместе и прямое механическое средство связи между душою и телом. Вольф вместе с сим покидает принцип монады, индивидуальности, миерокосма, развития, т.е. эсотерическое и истинно спекулятивное содержание лейбинцевского учения» В предисловии ( cmp.XV ) : «если что затемнило истинный дух лейбницевской философии, то это были именно Вольф и его школа, понимавшие предуставленнную гармонию так односторонне и внешне, как это потом осталось в употреблении в изложениях лебницевского учения.» 224 Noack, L. Philosophie -geschichtliches Lexicon. Hismorischbiogmaphisches Handworterbuch zur Geschichte der philosophie.Leipzig, 1879, 547. 928.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Не меньше оснований говорить о моментах, сближающих позицию Достоевского с позицией Белинского и Герцена. Достоевский развивает, усиливая его, тезис Белинского из статьи «Взгляд на русскую литературу 1846 года» о способности русского человека перенимать и воспринимать с необыкновенной чуткостью все европейское: «Известно, что французы, англичане, немцы так национальны каждый по-своему, что не в состоянии понимать друг друга, — тогда как русскому равно доступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца. Одни видят в этом наше превосходство перед всеми другими народами; другие выводят из этого весьма печальные заключения насчет бесхарактерности, которую воспитала в нас реформа Петра мы не утверждаем за непреложное, что русскому народу предназначено выразить в своей национальности наиболее богатое и многостороннее содержание и что в этом заключается причина его удивительной способности воспринимать и усваивать себе все чуждое ему; но смеем думать, что подобная мысль, как предположение, высказываемое без самохвальства и фанатизма, не лишена основания…». Даже небольшие рецензии Белинского остаются в поле внимания Достоевского 1860-х годов. Запомнился писателю, в частности, язвительный отзыв критика о романе Ипполита Оже «Петруша» ( Auger Hippolyte. Petroucha: Moeurs russe. СПб., 1845), разрекламированном «Северной пчелой». Белинский писал здесь: «… нельзя изображать нравов народа, о котором мы имеем только легкое и поверхностное понятие. В романе г-на Оже так же нет русских нравов, как нет характеров и лиц; а если что в нем есть, так что разве общие места, бледные описания, реторика и скука, да еще русские имена…». Иронические слова Достоевского о французе, создателе «истинной» повести «Petroucha» «из русских нравов», восходят к этой оценке Белинского. К произведениям Герцена Достоевский обращается еще чаще. По свидетельству Страхова, Достоевский в начале 1860-х годов относился к творчеству Герцена «очень мягко». Таким же, видимо, было и отношение к Герцену M.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В. И. Мельник Иконография И. Я. Корейша, юродивый. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей) И. Я. Корейша, юродивый. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей) Сохранились изображения К. в разных видах искусства, свидетельствующие о популярности и почитании юродивого. Живописный портрет 3-й четв. XIX в. (ЕИХМ), судя по острой портретной характеристике, воспроизводит достоверный облик подвижника. Художник запечатлел осунувшееся лицо К.: высокий лоб с большими залысинами, впалые щеки, относительно крупные и немного асимметричные глаза, мясистый нос с толстой переносицей, дугообразные вскинутые брови, легкую улыбку на губах. Редкая борода и усы едва намечены, волосы русые и совсем короткие, немного вьющиеся на макушке. К. написан погрудно, вполоборота влево, одетым в темный больничный халат, из-под к-рого видна светлая рубашка, на шее висят крест и иконка Спаса Нерукотворного, руки сложены на груди, в левой - большая просфора; фон красноватого и желтого цветов. К этому же времени относится небольшой скульптурный образ К., вырезанный из дерева и раскрашенный (высота - 18,5 см; ЕИХМ): блаженный, в коричневом халате с красным поясом, изображен сидящим, подперев щеку левой рукой, за спиной котомка. У него непропорционально большая голова; задумчивый взгляд устремлен вдаль; борода и волосы гуще и длиннее, чем на живописном полотне. Оба произведения, очевидно, происходят из коллекции М. Н. Бардыгина. На прижизненном гравированном резцом портрете с московским цензорским разрешением Д. Наумова от 30 сент. 1859 г. (РГБ) К. представлен фронтально, по пояс, в небрежно распахнутой на груди рубахе с отложным воротничком и в халате, с нательным крестом. Широкое лицо с крупными чертами, глубокими морщинами и щетинистой бородой имеет яркую индивидуальность, глаза полуприкрыты. Изображение заключено в овал, вписанный в прямоугольник и окруженный орнаментом, имитирующим кирпичную кладку. Согласно подписи, К. запечатлен «в Преображанской больнице в Москве». К такому же иконографическому типу принадлежит литография ок. 1860 г. (помещена в кн.: Прыжов И. Г. Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве. СПб., 1860. Вкл.) и погрудная гравюра пунктиром Е. Н. Тевяшева ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1155-1156; Он же. Словарь граверов. Стб. 650. 6). Вероятно, с одной из книжных иллюстраций (гравер А. Метцгер по рис. А. Ф. Киреева) выполнено портретное изображение на могильном кресте К. По сведениям Д. А. Ровинского, портрет юродивого «расходился, в свое время, в народе в огромном числе экземпляров» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 459-464. 550А; Атлас. Т. 2. 550А).

http://pravenc.ru/text/2057246.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010