Полное преобразование спб. семинарии, в силу указа св. Синода от 11 дек. 1867 г., произведено в 1868 г. Правление по этому поводу еще в январе этого года сделало распоряжение о разделении учеников по классам и распределении предметов между преподавателями (с их согласия), но по резолюции митрополита оно найдено преждевременным и отложено до начала учебного года 393 , Введение устава в петербургской семинарии, как и в других в 1867 году, «в видах успешнейшего совершения преобразования и для разъяснения всех могущих встретиться при оном недоумений», поручено было директору канцелярии об. -прокурора Сергиевскому, «близко участвовавшему в составлении новых дух. -училищных, уставов по званию члена комитета» 394 . После обозрения семинарии, произведенного в октябре и ноябре 1868 г., Сергиевский сделал отзыв в своем отчете, что «деятельною заботливостию и благоразумными мерами своего начальства спб. семинария была достаточно приготовлена к преобразованию» и найдена «в благоустроенном состоянии по всем частям своего управления». (См. ниже). 369 См. Извл. из отч. син. об. -прок. за 1857 г. стр. 126: 1858 г. 84, 85; 1859 г. 41; 1860 г. 51, 56; 1861 г. 89, 90. 370 Филарет не одобрял и мнения некоторых о том, чтобы допускать в семинарию лишь давших обязательство оставаться в духовном звании, «Что мысль, – писал он к Филарету Гумилевскому в 1858 г., иметь в семинарии только обязавшихся к духовному званию не одобрительна, в том с Вами я согласен. Для чего же лишать людей удобства образования, в котором одном они имеют надежду хлеба и жизни? Ограничив себя людьми, вы стесняете для себя свободу выбора лучших. И кто поручится, что иной обязавшийся к дух. званию не окажется негодным? Что вы тогда с ними будете делать? Надобно иметь более людей, чтобы из них выбраковывать для себя лучших. Потому и запрещение выхода из дух. звания не нужно. Невольник не Богомольник. И к чему это порабощение свободных ныне, когда и несвободным дают свободу?» (Тв. св. отц. 1884 г. I. 334.) 371 Пис. к Ант. Ч. IV, стр. 170, 171. Мысли митр. Григория о преобразовании семинарий, по словам протоиерея Горского, изложены и в письме к митр. Филарету от 31 мая 1860 г. «1) усилить влияние преосвященных на учебные дела, 2) усилить право конференции на замещение наставников, 3) уничтожить влияние дух. уч. управления, 4) уничтожить то, что сделано покойным об. -прокурором гр. Пратасовым», что одобрял и Филарет моск. (Дневник А. В. Горского, в приб. к Твор. св. отц. 1885 г. I. 198.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАЧОВ Николай Васильевич (26.05.1819, с. Алексино Юрьев-Польского у. Владимирской губ.- 25.10.1885, с. Волхонщина Сердобского у. Саратовской губ.), правовед, историк, археограф, один из реформаторов архивного дела в России, исследователь Кормчей книги , чл.-корр. (1858) и академик (1883) С.-Петербургской АН. Род. в дворянской семье, отец - отставной штабс-капитан артиллерии. Начальное образование получил в родовом имении, обучался в Москве в частном пансионе и в Дворянском ин-те. В 1836 г. поступил на юридический фак-т имп. Московского ун-та, по окончании которого в 1840 г. переехал в С.-Петербург, где поступил на службу в Мин-во народного просвещения. Министр народного просвещения гр. С. С. Уваров , видя большой интерес К. к изучению российских древностей, определил его в действовавшую при мин-ве Археографическую комиссию, где К. работал до 1843 г., когда после смерти отца вынужден был неск. лет заниматься делами имения. В 1846-1848 гг. трудился библиотекарем в Московском гос. архиве Мин-ва иностранных дел (МГАМИД). В 1846 г. К. защитил в Московском ун-те магист. дис. «Предварительные юридические сведения для полного объяснения «Русской Правды»», при написании к-рой он привлек к исследованию ок. 50 различных списков этого древнейшего памятника рус. права. С 1847 г. являлся членом имп. Общества истории и древностей российских (ОИДР). В 1848-1857 гг. профессор кафедры истории рус. законодательства Московского ун-та. С 1851 г. К. вновь являлся членом Археографической комиссии, в 1852-1854 гг. участвовал в археографических экспедициях в Орловскую, Тамбовскую, Рязанскую, Владимирскую, Саратовскую, Самарскую губернии. Материалы, собранные в экспедициях, были опубликованы в ряде изданий (Ист. заметки, собранные в Орле и Мценске, 1852; Архив ист.-юрид. сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. Кн. 1-3; Архив ист. и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1858-1861. Кн. 1-6; ДАИ. 1859-1875. Т. 7-9). К. был редактором и составителем издания «Акты, относящиеся до юридического быта древней России» (СПб., 1857-1884. Т. 1-3), 2 первых тома были изданы за его счет.

http://pravenc.ru/text/1319933.html

448 Прибавлений за 1882 г. ч. 29, стр. 554. Синайский кодекс, в цитован. издании Тишендорфа, в фотолитографированных снимках, был издан не в большом числе оттисков особо. 453 См. стр. 32 Записки святителя «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Св. Писания». Москва, 1858. 455 См. на 32 странице цитованной выше на сей же стр. в 1-м примечании «Записки», в приписке, сделанной святителем в 1858 г. 456 Из приветственной речи, произнесенной от Московской духовной академии ректором ее А. В. Горским пред лицом святителя Московского Филарета в день 50-летия служения его в архиерейском сане 5 августа 1867 г. См. Прав. Обозр. за 1867 г. ч. 24, стр. 12 «Известий и заметок». 457 См. изложение их в «Записке» святителя, представленной им в феврале сего года обер-прокурору и выше приведенной нами. 459 См. И. А. Чистовича, История С.-Петерб. дух. академии, стр. 191. Спб. 1857; срав. Н. П. Вишнякова, происхождении Псалтири, стр. 17. Спб. 1875. 460 У Чистовича, в цит. соч. стр. 191. Перепечатано в Прав. Обозр. за 1869 год, т. I, стр. 341–364. 461 См. там же, стр. 271. Сл. списки сочинений Филарета, составленные в хронологическом порядке и помещенные: а) в Трудах Киев. дух. акад. за 1868 г. ч. I, стр. 324; б) в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1869 г. кн. VI, стр. 70 «Материалов для биографии Филарета» и в др. книгах. 462 Уроки читаны были в 1810–1812 годах. См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1869 г. кн. VI, стр. 71 «Материалов для биографии Филарета». Но эти уроки, в свою очередь, представляли собою лишь практическую часть общих чтений по Герменевтике. Как профессор богословия истолковательного или герменевтики, архимандрит Филарет в своих чтениях предложил опыт и теорию этой науки. «В теории, по изложении понятия истолковательного богословия, его возможности, даже необходимости в кругу знания и хода его в Церкви христианской, предметом изысканий были: а) основания истолкования общие; b) средства истолкования внутренние, то есть почерпаемые в самом Св. Писании; c) пособия внешние и d) правила о действительном употреблении открытого в словах Св. Писания смысла». См. И. А. Чистовича, Истор, С-Петерб. дух. акад., стр. 190 примеч. Срав. «Обозрение богословских наук» и пр. Филарета, по изданию в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 год, стр. 40–49 «Материалов для истории русской церкви». Нечто подобное «Запискам на кн. Бытия» представляют и «Замечания на книгу Исход», составленные Филаретом также еще в Петерб. дух. академии и напечатанные в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1871 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Все многообразие рус. дореволюционных справочных биобиблиографических изданий (в т. ч. богословских) учтено в указателе: Кауфман И. М. Русские биографические и биобиблиографические словари: [Аннот. библиогр.]. М., 19552. Критическая библиография Текущая научно-богословская лит-ра рецензировалась и обозревалась в библиографических разделах богословских (Христианское чтение. СПб., 1821-1917; Прибавления к изданию творений святых отцов. М., 1843-1891; Богословский вестник. Серг. П., 1892-1918; Труды Киевской Духовной академии. К., 1860-1917; Православный собеседник. Каз., 1855-1917; Вера и разум. Х., 1884-1917) и богословско-публицистических (Православное обозрение. М., 1860-1891; Странник. СПб., 1860-1917; Духовная беседа. СПб., 1858-1876; Душеполезное чтение. М., 1860-1917; Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917; Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1863-1917 и др.) журналов и в епархиальных ведомостях. Библиография периодики Рус. духовная периодика была отражена в общих указателях А. Н. Неустроева «Исторические разыскания в русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802 гг.» (СПб., 1874) и Н. М. Лисовского «Русская периодическая печать, 1703-1900» (Пг., 1915; издан также в др. формате под назв.: Библиография русской периодической печати, 1703-1900 гг.: (Мат-лы для истории русской журналистики). Пг., 1915; учтено 2883 издания). В справочниках описаны журналы и газеты, изданные на рус. языке, с указанием места, издателя, периодичности, редакторов, программы издания, даны также сводки оглавлений, раскрыты псевдонимы. Отраслевой справочник по периодике духовного содержания составлен Г. Л. Андреевым (Христианская периодика, 1998). Указатели содержания периодических изданий (Аналитическая роспись). В 70-х гг. XIX в. возникла потребность в указателях содержания журналов (число специализированных периодических изданий к нач. ХХ в. составило 874 названия). Вначале появились 2 путеводителя по всему кругу рус. богословских журналов, включая ЕВ ( Николаев А. И. Систематический параллельный указатель ко всем духовным журналам и епархиальным ведомостям с 1-го года их существования по 1871 г. Воронеж, 1871; Знаменский И. С. Систематический указатель статей, находящихся в разных духовных журналах и епархиальных ведомостях по предмету Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Полтава, 1880-1881; Каз., 1882-1890). В дальнейшем раз в 10-25 лет и по разной методике составлялись указатели содержания к.-л. одного издания - т. н. «Ключи», напр., к «Творениям св. отцов» и «Прибавлениям…», а также к «Богословскому вестнику», «Православному собеседнику», «Трудам КДА», «Христианскому чтению», ж. «Вера и разум», большинству «Епархиальных ведомостей» (см.: Андреев. Христианская периодика. Т. 1-2). Во мн. изданиях остался неотраженным в указателях период после 1912 г. Б. б. л. в 1917-1990 гг.

http://pravenc.ru/text/149151.html

К архимандриту Антонину были адресованы (и напечатаны в Трудах Киевской духовной Академии, 1867, 10:11) письма архимандрита Порфирия (Успенского) о пресловутом живописце Пан Селине. Статьи о нем Автобиографические воспоминания его рассеяны в его сочинениях: «Заметки поклонника Св. Горы» (1864), «Из записок Синайского богомольца» (1871–1873), «Поездка по Румелии» (1886) и в книге С. А. Венгерова: «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (СПб., 1889. Т. l. с. 627–628). В указании сторонних статей о нем мы прежде всего сгруппируем отзывы Митрополита Московского Филарета, рассеянные в издании Преосвященного Саввы: Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885–1887; и в письмах Митрополита к разным лицам. 1) 1853. По поводу письма иеромонаха Антонина о переводе катехизиса на греческий язык, с намеренным опущением. Т. 3. с. 489–492. 2) 1858. Отзыв митрополита Филарета в письмах его, изданных архиепископом Саввою: Тверь, 1888. Ч. 2. с. 67. 3) 1859. Замечания митрополита Филарета на письмо архимандрита Антонина: а) о разностях между Греческой и Русской Церквами: Собрание мнений и отзывов. СПб, 1887. Т. 4. с. 397–409, 419, 436, 482, 490; б) о сложении сана: Там же. с. 569–570. 4) Предложение митрополита Филарета перевести архимандрита Антонина (из Афин) в Константинополь: Там же. с. 490–491; Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по делам Церкви на Востоке. СПб., 1886. с. 72. 5) 1860. Предложение митрополита Филарета поручить архимандриту Антонину посредничество по греко-болгарскому делу: Там же. с. 207, 255, 274, 282, 316, 354. 6) 1861. Об особенностях письма архимандрита Антонина из Константинополя от 6 марта по болгарскому делу: Там же. с. 261–265, 300–303. 7) О сведениях из Константинополя, по письму архимандрита Антонина, где он сообщил отзыв Вселенского Патриарха Иоакима II о некоторых богослужебных порядках Русской Церкви: Там же. с. 307–309. Поручение архимандриту Антонину переговорить с Вселенским Патриархом по делам болгаро-униатского архиепископа Иосифа: Там же. с. 311, 327–331, 395. Он командируется в Иерусалим для обследования причин, вызвавших неустройство в тамошней нашей Духовной Миссии: Там же. с. 440–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Merx. Die Prophetie des Ioel und ihre Ausleger von den ältesten Zeiten bis zu den Reformatoren. Halle 1879. Ружемонт. Объяснение 12 последних пророческих книг Ветхого Завета. Перевод с французского Ю.Д.З. Спб. 1880. Gesenius. Thesaurus philologicus criticus linguæ hebrææ; et chaldææ Veteris Testamenti. Tomi I-II. Lipsiæ. 1829–1840. Gesenius. Hebräisches und chaldäisches Handwörterbuch uber das Alte Testament. 9-te e Umgearbeitete Auflage von Mühlau und Volck. 1883. Leipzig. Гезениуса. Еврейская грамматика. Перевод Коссовича. Спб. 1874. Schleusner. Novus thesaurus philologico – criticus sive Lexicon in LXX. Partes 1–5. Lipsiæ. 1820–1821. Meier. Hebraisches Wurzelvörterbuch. Mannheim. 1845. Ewald. Ausführliches Lehrbuch der Hebraisches Sprache des Alt. Bund. 7-te Ausgabe Gotting. 1863. Bocharti. Hierozoicon sive de animalibus S. Scripturæ. Recensuit Rosenmüller. T. 3. Lipsiæ. 1796. De locustis p. 289 sqq. Winer. G. B. Biblisches Realworterbuch 2 Auflage. Bde 1–2. Leipzig. 1833–1838. При хронологических указаниях мы пользуемся сочинением Бунзена Bibelwerk. 1-er Bd. 1-te Abtheilung. 1-er Theil Biblische Jahrbucher. Lpz. 1858. 478 В русской богословской литературе написаны следующие сочинения и статьи о пророке Иоиле: Иринея, архиеп. Псковского. Толкование на дванадесять пророков. Часть 2-я. Толкование на пр. Иоиля. Спб. 1805. Палладия, еп. Сарапульского. Толкование на св. прор. Иоиля. Вятка. 1872. Смирнова Ив. Св. Пророк Иоиль. Рязань. 1875. Филарета, митрополита Московского. Пророческие книги. Иоиль. Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1873. Май. Св. пророк Иоиль. Воскр. Чтение. т. V. Стр. 245. Христофор, еп. Вологодский. Предисловие к книге пр. Иоиля и перевод её. Воскр. Чт. 1876, II, стр. 274. Покровский Ф. Время деятельности пр. Иоиля. Христ. Чт. 1876, I, стр. 3 и сл. Его же. Состав и объяснение книги пророка Иоиля. Хр. Чт. 1876, II, стр. 3 и сл. Некрасов Ал. Введение в книгу пророка Иоиля. Хр. Чт. 1884 г., сент.-окт., стр. 280 и сл., 1885 июль-август, стр. 82 и сл. Краткие замечания о кн. пр. Иоиля находятся также в учебниках для духовных семинарий: г. Херюзерского, «Обозрение пророческих книг Ветхого Завета», Спб. 1873, стр. 200 и сл. и Орды. «Руководство к последовательному чтению пр. книг Ветхого Завета». Издание 3-е. Киев. 1873, стр. 142 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Слава Богу, великие и добрые святители встают и встают в разные времена на служение Церкви Христовой! Вечный покой приснопамятному архиерею и отцу нашему митрополиту Николаю! 1997 г. Библиография 1. Учение святого Иринея Лионского о Священном Предании А. творения святого Иринея Лионского 1. Преображенский П., прот. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. СПб.» 1900. 2. Сагарда Н. , проф. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского : «Доказательство Апостольской проповеди». Хр. Чт., 1907» с. 476–491; 664–691; 853–881. Б. Общие работы по патрологии и истории церкви 3. Благоразумов Н. , прот. Святоотеческая хрестоматия. М., 1884. 4. Болотов В. В. , проф. Лекции по истории Древней Церкви. Вып. 2. СПб., 1910. 5. Гнедич П., проф. прот. Конспект лекций по Патрологии. 1962–1963 учебный год в МДА. 6. Дюшен Л. История Древней Церкви. Том 1. М., 1912. 7 . Doresse Jean. Les livres secrets des gnostiques d Egypte. Librairie Plon. Paris, 1958. 8. Епифанович С. Л., проф. Патрология Отдел П. Борьба Церкви с ересями 2 в. (гл. 1–7). 9. Епифанович С. Л. , проф. Лекции по Патрологии (Церковная письменность 1–3 веков). Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии. Под общей редакцией доцента Московской Духовной Академии Н. И. Муравьёва. Научная подготовка текста, вступительная статья, примечания, справочный аппарат, выверка цитат к.б., к.ф.н. П.К. Доброцветов. Научный консультант проф. МДА А.И. Сидоров . Санкт–Петербург, 2010. Отдел второй. Борьба Церкви с ересями во 2 веке. С. 358–407. 10. Иустин, епископ. Сочинения Том 2. М., 1895. 11. Налимов Т.А., проф. Записки по Патристике. СПб., 1899. С. 263–296. 12. Попов И. В. , проф. Конспект лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916. Отдел 3. Противогностичесая литература. С. 54–68. 13. Попов И. В. , проф. Патрология. Краткий курс. Под общей редакцией проф. МДА А.И. Сидорова . М., 2003. Отдел третий. Противогностическая литература. С. 61–77. 14. Памфил Евсевий. Сочинения (Церковная история). Том 1. СПб., 1858. 15. Писарев Л. И. , проф. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. 1915. Ч. 1. Ереси первовекового христианства и их мировоззрения. Гл. 1 (с. 18–95) и 3 (с. 163–288).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1 Из них мне известны (только по заглавиям) следующие: von Moneta. Dissertat. de mutatione nominis. – Jo. Hen. Stuss. De nominum mutatione sacra. Goth. 1785.4. – Krebs. Schediasma de mutatione nominum in professione religiosorum et Pontificum Roman. inauguratione. Edit. 2 Lips. 1719.4. – Упомянем еще не использованное мною сочинение Филона: Philo Judaeus. De nominum mutatione. – 2 Цитаты приводятся по переводу проф. Карпова. «Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные Проф. Карповым». Ч. V. М., 1879 г. 16 Пособиями для выяснения этимона слова « имя » служили в этом пара­графе: • Филологические наблюдения протоиерея Г. Павского над составом русского языка. Второе рассуждение об именах существительных. СПб. – 1892. Гл. VI. §§ 126, 127. – Стр. 220–226. • Biblisch-theologisches Wörterbuch des Neutestamentlischen Gräcität von Hernn. Cremer .2te Aufl. Gotha 1872, art «νομα». S. 456. • Vergleichendes Wörterbuch der Indogermanischen Sprachen. Ein sprachgeschichtlicher Versuch von August Fick . Erst. Abth. Zweite umgearbeitete Auflage. Göttingen – 1870. SS. 65–66. S. 112. • Греческо-русский словарь, по Бензелеру . Киев, 1881. «νομα». Стр. 542 и др. • Материалы для Словаря древнерусского языка по письмен. памятн. Труд И. И. Срезневского . Т. I. А-К. СПб., 1893. «ИМ», кол. 1099. • А. С. Хомяков , Полн. собр. соч. T.V. М., 1900, изд. 3. «Сравнение русск. слов с санскритскими». Стр. 551. 20 Должно упомянуть еще об отдельно стоящем мнении Хомякова (id, см. сноску 14. Стр. 551), выводящего имя из «итти». 21 Источниками для раскрытия словоупотребления «имя» в русском и церковнославянском языках служили: • Словарь церковнославянского языка, составленный Акад. А. Х. Востоковым . Издание 2-го отд. Имп. Ак. Н. Т. СПб1858. Стр. 156 «именитый». Стр. 157: «им». • Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отд. Имп. Акад. Наук. СПб., 1847. Т. II. Стр. 131 «им», «именитый». • Материалы для Словаря древнерусского языка и т.д. [см. сноску 14] И. И. Срезневского . Т. I. А-К. кол. 1097–1099; «им»; кол. 991–992: «знати»; кол. 993 «знахарь»; кол. 987 «знаменати»; кол. 988–989 «знамение». Кол. 990 «знамя», кол. 991 «знание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Предтечи, который и довел историю до 640 года ). Фавст Византиец продолжал историю Агафангела до 390 года. Затем следует Моисей Хоренский (род. ок. 370 г., ум. 489 г.). Он с юных лет находился в близких отношениях с католикосом армян Сахаком Великим и Маштоцем Месропом, изобретателем армянской азбуки, и представляет из себя величину первой степени из той плеяды ученых, которые писали новоизобретенными буквами (начало послебуквенного периода). Его история в трех книгах начинается с Хайка, мифического родоначальника армян («армяне» по–армянски: «Hajk» ), и доходит до 441 года (f Сахака и Месропа). [История издавалась вместе с другими произведениями Моисея, главнейшими из которых являются его география и риторика, в Венеции в 1843 г. и 1865 г., и весьма часто отдельно, например, в Тифлисе 1881; русский перевод Н. Эмина, Москва 1858 и 1893] ). После него следует назвать ученика Сахака и Месропа — Егише (т. е. Елисея) f 480; это был секретарь при князе Вардане, описавший историю борьбы (449–451) армян за веру с персами против религии Зороастра и войны армян против последних, кончившейся для армян несчастно (битва при Арарате, в которой Вардан f в июне 451 г.). [Издавалась в общем собрания сочинений в Венеции 1839 и 1859 и часто отдельно, в последний раз в Москве 1892; русский перевод в Тифлисе 1853]. Ученик Сахака и Месропа Кориун написал жизнь Месропа [Венеция 1894]. Лазарь фарпский написал историю с 388—485 гг., своего рода продолжение истории Моисея Хоренского, которая Лазарю не была, однако, известна [Венеция 1793, 1807, 1873]. Можно указать затем из позднейшего времени на труд епископа Себеоса (т. е. Евсевия) VII в. — «Историю Ираклия» [Константинополь 1851, Спб. 1879 изд. Патканова; его же русский перевод Спб. 1862]. [От VIII в. известна история нашествий арабов на Армению и их войн с Византией от 661 до 788 г., «История халифов» вар–дапета Гевонда, т. е. Леонтия (Париж 1857, Спб. 1887 изд. Езова; перевод Патканова, Спб. 1862). Может быть, к этому же времени, если не к X в., относится и Моисей каганкатуйский, написавший «Историю агван», или албанцев (Париж 1860, Москва 1860 изд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

наречиях. СПб., 1867; Каталог хранящимся в имп. Публичной б-ке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом. СПб., 1867; ОДДС. 1868-1879. 2 т.; ПСПиР. 1869-1872. 2 т.; Библиографический список соч. и изд. ординарного академика Академии наук И. И. Срезневского. СПб., 1870, 1879; Дополнение к слав.-рус. библиографии: Сост. по изданиям церк. печати, хранящимся в Публичной б-ке. СПб., 1871; Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1872, 18973; Письма Петра Великого, хранящиеся в имп. Публичной б-ке и описание находящихся в ней рукописей, содержащих мат-лы для истории его царствования. СПб., 1872; В память гр. М. М. Сперанского, 1772-1872. СПб., 1872. 2 т.; Бумаги имп. Петра I. СПб., 1873; Письма и бумаги имп. Екатерины II, хранящиеся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1873; Описание церк.-слав. и рус. рукописных сб-ков имп. Публичной б-ки. СПб., 1878-1882. Ч. 1. 3 вып.; Новгородские летописи. СПб., 1879; Заставки и миниатюры Четвероевангелия 1507 г.: Из рукописи, хранящейся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1880; Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887-1900. 4 т. Лит.: Библиографический список соч., пер. и изд. ординарного академика имп. Академии наук А. Ф. Бычкова. СПб., 1890, 1899; Памяти А. Ф. Бычкова, директора имп. Публичной б-ки, члена Гос. совета, академика и почетного члена СПбДА. СПб., 1899; Шереметев С. Памяти А. Ф. Бычкова. СПб., 1900. (ПДПИ; Вып. 141); Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 640-644; Бычков И. А. А. Ф. Бычков//Мат-лы для биогр. словаря действительных членов Академии наук. Пг., 1915. Ч. 1; Федосеева Е. П. Сто лет работы в Публичной б-ке (по мат-лам архива А. Ф. и И. А. Бычковых)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1994. Сб. 69. С. 134-153; Голубева О. Д. А. Ф. Бычков//Сотрудники Российской национальной б-ки - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 115-123; она же. А. Ф. Бычков. СПб., 1998. О. Д. Голубева И. А. Бычков. Фотография. 30-е гг. XX в. (19.08.1858, С.-Петербург - 23.03.1944, там же). Сын А. Ф.

http://pravenc.ru/text/153749.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010