230. Вторая книжка — «Стихотворения Елизаветы Шаховой». СПб., 1839. (Цензурное разрешение от 21 ноября 1838 г.) — издана в типографии императорской Российской Академии. В опубликованном отчете о деятельности Российской Академии отмечено, что Шахова оправдала данное ей для поддержки ее поэтических опытов денежное вознаграждение, «представив в 1839 г. новые свои стихотворения. Академия, напечатав ее стихотворения в числе 800 экземпляров, все их предоставила в ее пользу» (Труды императорской Российской академии. С. 77). 231. Стихотворного или какого-либо иного посвящения Е. Шаховой среди известных произведений В. А. Жуковского обнаружить не удалось. «Посланием» автор могла назвать приложенное к подарку письмо. См.: РО ИРЛИ. 3592. 232.  Плетнев Петр Александрович (1792–1865) — поэт, критик, доктор философии, проф. кафедры русского языка и словесности (1832–1850), академик Российской Академии наук (1841), в 1838–1846 издатель и редактор журнала «Современник»; ректор Петербургского университета (1840–1861). 233.  Ишимова Александра Иосифовна ( Осиповна) (1804, по другим сведениям 1803–1881) — детский прозаик, переводчица, издатель детских журналов. Автор «Истории России в рассказах для детей». (Ч. 1–6. СПб., 1837–1840; 5-е изд. Ч. 1–3. СПб., 1862), принесшей ей наибольшую известность. Первые 25 рассказов «Истории…» Ишимова показала П. А. Плетневу еще в рукописи, который их высоко оценил и ввел Ишимову в круг литераторов (ок. 1834), став ее литературным покровителем и наставником. Через посредничество Плетнева в конце 1830-х годов молодая писательница была приглашена преподавать русский язык членам царской фамилии. С П. А. Плетневым и Я. К. Гротом у Ишимовой установились особенно дружеские отношения. 234.  Грот Яков Карлович (1813–1893) — филолог, историк, ординарный академик Российской Академии наук (1858). Окончил с золотой медалью Царскосельский лицей (1832), служил в канцелярии кабинета министров, с 1834 г. — в Государственной канцелярии. С 1840 г. сотрудничал в журнале «Современник». В 1841–1852 гг. профессор кафедры русского языка, словесности и истории Гельсингфорского университета, 1852–1858 гг. преподавал русский язык, немецкий язык, историю и географию великим князьям Александру Александровичу и Николаю Александровичу; в 1853–1862 гг. профессор кафедры словесности Александровского лицея в Петербурге. С 1859 г. — член, с 1866 г. — председатель Литературного фонда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Во второй половине XIX в. в Московском университете психологию преподавали П. Д. Юркевич, М. М. Троицкий, Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин (см. отдельно). Инспектор гимназии И. Я. Шульгин (1815–1871) по опыту своей службы знал, как велика потребность в доступно изложенной психологии, что и подвигло его на написание соответствующего учебника «Душа человеческая с ее главными свойствами и способностями» (Каменец-Подольский, 1858). В общей психологии отдельные главы он посвящает бессмертию души, её свободе, простоте и духовности. Частная психология посвящена умственным или познавательный способностям (рассудок, разум, представления, память, воображение, фантазия), желательной способности (инстинкты, воля, свобода, характер), сердцу или чувствованиям. По источнику их происхождения чувства разделяются на святые и естественные. «Первые признают действием самого Божества, которое по вездеприсутствию своему отражается и в человеческом духе пробуждением в нем чувства религиозного, нравственного, молитвенного и т. д., а вторые составляют чисто человеческие ощущения…» (с. 77–78). Автор подробно пишет о совести и о сердце, которое является средоточием всей духовной жизни человека. В 1858 г. появились «Основания опытной психологии» архимандрита, впоследствии епископа, Гавриила (Кикодзе , 1825–1896) (СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858). Психология определяется автором как наука о душе, что не мешает ему стоять на позициях защиты «опытных методов исследования» души. Описывается нервная система и отдельно органы чувств. Анализируется отношение нервной системы и других систем к душевной жизни. Отдельные главы посвящены темпераменту и характеру, воле, душевным состояниям, познанию. Также в отдельных главах разбираются бессмертие души и религиозные чувствования. Последние интересуют его в особенности, ибо, по его словам, «религиозные состояния души, или религиозные чувствования, по своей важности и глубоко-психологическому значению, должны быть предметом отдельного, тщательного исследования» (с. 193). Он останавливается на религиозной радости, религиозной печали, угрызении совести, раскаянии, умилении, молитвенном чувстве, милосердии, религиозной любви, христианской ревности. Кроме того, он разбирает и такие темы: «Порок и добродетель как психологические явления», «О борьбе внутренней», «О том, как необходимо приучать себя к религиозным чувствованиям». Его мнения по этим вопросам не только обстоятельно изложены, но и как-то внутренне прочувствованы и пережиты.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

«Она (больная икотой. – В. В.) была в здравом уме; в самом пароксизме разговаривала без помешательства; но не могла удержать горла своего от невольной икоты, которая столь была громка, что заставляла выходить из избы в поле» (Лепехин, 1781, 4, с. 96); «...Были у него (у Н. Н. Раевского. – В. В.) два лихорадочные пароксизма; второй так был силен, что генерал кричал: ”Я с ума сойду“...» (Записка о предсмертной болезни Н. Н. Раевского//Архив Раевских, СПб., 1912, 4, с. 206); «Сделай милость, мой милый друг, не огорчайся этим. Это был только минутный пароксизм» (Архив бр. Тургеневых, 2, с. 18); «В комнату я воротился в пароксизме сильной лихорадки» (Белинский, Письма, 1914, 3, с. 153); «Прикажу, и она... отдаст руку тому, кто один может составить ее счастье. Не так ли, Никласзон? – Секретарь... не замедлил согласиться, что все это было и будет пустячками, что первый сердечный пароксизм хотя и силен, но пройдет» (Лажечников. Последний Новик//Собр. соч., 1858, 1, с. 22). Сюда примыкают и случаи переносного употребления выражения – «пароксизм лихорадки». Например: у П. А. Вяземского: «Землетрясения, по нескольку пароксизмов в день, били же, как лихорадка, Смирну» (Вяземский. Старая записная книжка, 1884, 9, с. 296); у Н. Полевого: «...нынешнее состояние нашей литературы... есть последний кризис и пароксизм [курс. авт.] нашей чужеземной литературной лихорадки» (Полевой Н. Взгляд на русскую литературу 1838 и 1839 гг.// Сын отечества, 1840, 1, кн. 4, с. 444). Есть основания предполагать, что в 20-х годах XIX века начинают распространяться и укореняться приемы переносного, отвлеченно-метафорического употребления слова пароксизм, из которых образуется потом общее значение – «крайняя точка напряжения, острое проявление, приступ – чего-нибудь». Например: «Экономьте, платите долги, а там, если пароксизм либерализма пройдет, выбирайте службу и место!» (Письмо Н. М. Карамзина П. А. Вяземскому. 2 августа 1821 г.// Старина и новизна, 1, с. 114). «Гнев Липмана дошел до бешенства, когда он узнал об измене своего племянника. Но – прошел пароксизм бешенства, и он опять мудрец на злое» (Лажечников. Ледяной дом//Собр. соч., 1858, 1, с. 88). «Катерина Рабе в объятиях милой подруги заградила своими поцелуями крик радости на ее устах. Этот первый пароксизм дружбы прерван был... необыкновенным криком под окнами Луизиной спальни» (Лажечников. Последний Новик//Собр. соч., 1858, 4, с. 215). «Страсть моя, достигнув крайнего своего предела, разразилась пароксизмом невероятной силы» (Дружинин А. В. Полинька Сакс. М., 1955, с. 40). «Не перечтешь несчастий от сущей безделицы, от того, что иной с высоты своей поленился выслушать внимательно просителя, другой пугнул его в пароксизме воеводского нетерпения» (Лажечников. Внучка панцирного боярина//Полн. собр. соч., 1899, 4, с. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Архимандрит Аввакум (Честной) скончался в Петербурге 10 (22) марта 1866 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре у церкви Св. Духа. Потомки русских жителей крепости Албазин, уведенных в плен китайцами в 1685 г. и оставшихся жить в Китае. Архимандрит Августин (Никитин). Архимандрит Аввакум (Честной)— миссионер, дипломат, востоковед . Часть 1. [ Опубликовано в 2002 г. на сайте: www.seminaria.bel.ru]. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997, с. 325–326; Неизвестные страницы отечественного востоковедения. Вып. 2. М., 2004, с. 167. «Каталог» о. Аввакума был напечатан без имени составителя в Петербурге в типографии Праца в 1843 г. Рукописи и книги, описанные в этом каталоге, распределяются по языкам следующим образом: китайский — 395 номеров, тибетский — 75, маньчжурский — 60, монгольский — 42, санскрит — 16. Дневник о. Аввакума, который он вел во время этого плаванья, опубликован в кн.: Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник кругосветного плавания на фрегате «Паллада» (1853 год). Письма из Китая (1857–1858 гг.). Тверь, 1998. Русский биографический словарь. [Т. XV]. СПб., 1910, с. 164. См. также: ЭСБЕ. Т. XXV «А». СПб., 1898, с. 817–818. ЭСБЕ. Т. XX. СПб., 1897, с. 193–194. См. также: Русский биографический словарь. Т. «М». М., 1999, с. 233–245. Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 г. (составлен секретарем Общества бароном Ф.Р. Остен-Сакеном). СПб., 1867, с. 3–4. (Цитаты по названной работе архимандрита Августина (Никитина). Материалы для истории Российской Духовной миссии в Пекине. Вып. I. СПб., 1905, с. 48–49. (Приписка В.П. Васильева). Комментарии ( 0): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 4 мая 2020 10 10 января 2020 10 4 мая 2020 10 10 января 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/2798315

Флоровский – Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937; 2-е изд. Париж, 1981 Харлампович – Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1 Христ. чт. – Христианское чтение. СПб.; Пг., 1821–1918 Церк. вед. – Церковные ведомости. СПб.; Пг., 1888–1917 Чтения – Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1845–1848, 1858–1918 ЧОЛДП – Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863, 1867–1916 ЭС – Энциклопедический словарь Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890–1905; СПб., 1905–1907. Доп. т. 1–2. Новый энциклопедический словарь Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (в 48 т.). СПб., 1911–1916. 29 т. (доведен до слова «Отто») Ammann – Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950 BZ – Byzantinische Zeitschrift. DACL – Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1907–1953 DHGE – Dictionnaire d’histoire et de geographie ecclesiastiques. Paris, 1912–1953 DTC – Dictionnaire de theologie catholique. Paris, 1905–1950 Forschungen – Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. B., 1954 ff. HZ – Helte Zeitschrifte Herman – Herman A. De fontibus iuris ecclesiastici Russorum. Commentarius historico-canonicus. Rom, 1936 (S. Congregazione per la Chiesa Orientale. Condificazione Orientale Fonti. Serie 2, 7) IKZ – Internationale Kirchlische Zeitschrift. Bern, 1911 ff. Irenikon – Irenikon. Chevetogne. JGO – Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas Kyrios – Kyrios. Vierteljahrschrift fur Kirchen-und Geistesgeschichte Osteuropas. Konigsberg i Pr., 1936–1943 Milasch – Milasch N. Das Kirchenrecht der Morgenlandischen Kirche. 2 Aufl. Mostar, 1905 (1 Aufl.: Zara, 1897) OCA – Orientalia Christiana Analecta. Rom, 1923 ff. OCP – Orientalia Christiana Periodica. Rom, 1935 ff. OS – Ostkirchliche Studien. Wurzburg, 1952 ff. PRE – Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche. 3 Aufl. Leipzig, 1896–1913. 24 Bde Textus selecti – Herman A., Wuyts A. Textus selecti iuris ecclesiastici russorum. Rom, 1944 (S. Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione Orientale. Fonti. Serie 2, 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Речь о мерах к поощрению и усовершенствованию сельского хозяйства вообще, произнесенная на акте харьковского Университета в 1838 г. Речь о камеральном образовании в России, произнесенная там же в 1845 году. Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном. Харьков. 1856. Жизнь и подвиги первоучителей славянских Кирилла и Мефодия (Духов. Вестн. Харьков. 1862. июнь и след.). О платонической троичности Божества перед светом христианского богооткровенного учения о Пресвятой Троице (Радуга, 1864 г.). Ответ на статью Духовного Вестника: соединение приходов и сокращение духовенства, как средства к улучшению его быта (Совр. Листок 1864, сентябрь). Два стихотворения в воспоминание о М. В. Ломоносове. Харьков. 1865. Кто были св. Кирилл Мефодий, Славяне или Греки? (Дух. Вестн. 1866, февр.). Исследование об апологах или притчах св. Кирилла (Журн. Мин. Нар. Просв. 1867, май). De dignitate ac praestantia linguarum, quas vocant, classicarum. Харьков. 1869. Кроме того, Платонов перевел и издал сочинение Эверса: «Древнейшее русское право». Спб. 1835. Билярский Петр Спиридонович, кандидат 1838 года. По окончании курса был назначен на должность наставника пермской Семинарии, но от назначения отказался за болезнью и, пробыв на частной службе в Москве, в 1844 году переселился в Петербург, поступил на службу в Сенат и сверх того получил должность редактора неофициальной части журнала Министерства Народного Просвещения и в этом издании напечатал, кроме рецензий разных книг и обозрения газет и журналов, несколько статей, каковы напр: Очерк биографии академика Круга (том. 64); Сколько главных частей в предложении (том. 94) и Введение во всеобщее языкознание В. Гумбольдта (перевод, т. 97–103). Оставив службу в Сенате, Билярский перешел на службу при штабе военно-учебных заведений, где занял должность наблюдателя за преподаванием и потом назначен членом учебного комитета при штабе. В 1853–56 г. он принимал участие в трудах 1 и 3 отделений Академии наук при издании ученых записок. В 1860 г. Академия избрала его адъюнктом, в 1862 экстраординарным академиком по отделению русского языка и словесности. В 1865 г. он избран ординарным профессором словесности в новороссийский университет и скончался в Одессе в 1867 году. Кроме указанных печатных трудов его, известны еще: Судьбы церковного языка: о средне-болгарском вокализме по патриаршему списку летописи Манассии (Мемуары Акад, наук 1847.2-е отдельное издание, Спб. 1858 г.); о реймском Евангелии. Спб. 1848 г. (удостоено демидовской премии). Материалы для биографии Ломоносова. Спб. 1865 (Сведения о Билярском – в записк. Акад. наук. т. XIII; в отчетах Акад. наук 1852–1865. – Русск. Архив 1869. –Спб. Вед. 1867. 17 и 74. – Ж Μ. Н. П. 1867, февр. – Херсон, епар. ведом. 1867. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Присланные при этом книги следующие: 1) Ученые записки 2-го отделения Императорской Академии Наук, кн. IV, Спб. 1858 г.; 2) Хождение за три моря Афан. Никитина в 1466–1472 гг. – чтения И.И. Срезневского , Спб. 1857 г.; 3) Задонщина В. Кн. Господина Димитрия Ивановича и брата его Владим. Андреевича, И.И. Срезневского , Спб. 1857 г. Получив 20-го ч. письмо и книжные дары, я писал Измаилу Ивановичу от 23-го числа: «Спешу принести вашему превосходительству мою искреннюю, душевную благодарность за ваши дорогие подарки и за вашу, истинно просвещенную готовность обратить на мой библиографический – палеографический труд внимание Академии Наук. Внимая вашему доброму совету, препровождаю при сем в ваше распоряжение два экземпляра моей книги и два экземпляра отдельного оттиска Указателя славянских рукописей Синод. библиотеки. Что касается до палеографических снимков, то они у меня почти уже готовы; дело только за текстом. Как скоро окончу этот последний труд и напечатаю, не замедлю выслать вашему превосходительству сколько следует, экземпляров. Впрочем, это у меня будет совершенно особое издание. Пользуясь же вашим благосклонным предложением касательно изданий, вышедших под вашей редакцией, я покорнейше просил бы вас доставить мне, если то можно, 1 и 2-й том Ученых эаписок 2-го отд. Импер. Академии Наук. Не умедлил передать подобное предложение ваше и В.М. Ундольскому. Предчувствуя, согласно с вами, умножение числа желающих заниматься изучением наших палеографических сокровищ, я приступил уже к делу о приготовлении более просторного помещения для ученых любителей отечественной старины. Представил об этом на благоусмотрение начальства, и начальство охотно согласилось на мое представление. Впрочем, я надеюсь, что никто не станет осуждать меня за то, что не имею до сих пор более просторного и удобного помещения для приходящих ученых. Чем богат, тем и рад. Прежде меня и этих удобств не было. Занимаясь разбором рукописей Моск. Синод. Типографской библиотеки, я сделал на сих днях весьма счастливое открытие: обрел слав. рукопись, содержащую в себе служебную минею месяца ноября, XI века, с означением года: . (1097).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Захаров, Н. Соколов, К. Петров (1851 г.), Ал–й Галахов (1853 г.), И. Долгомостьев, Н. Кедров , И. Андруцкий, М. Владимирский (1855 г.). Як. Эльманович – из высш. отд. (1856 г.) – перешел после в университет, Ф. Соколов (1858 г.) проф. Ист. филол. Инст. и спб. университета; П. Тихомиров (1858 г.) – с закрытием института снова принят в семинарию. В Горыгорецкое Земледелъческое училище назначен был в 1843 г. А–р Молчанов (стр. 390), поступивший, по окончании там курса, преподавателем сельского хозяйства в литовскую семинарию. С открытием Историко-филологического института, изъявляли желание и туда поступать (И. Никитин, Н. Громов, И. Бронницкий – 1867 г. Н. Вознесенский 1868 г.). Были из спб. семинарии и в Технологическом институте (К. Соколов, К. Нечаев и др.). Присылались приглашения семинаристам и в такие заведения, как Штурманское училище, Земледельческий институт (1867 г.), Миссионерский институт, в селе Грузине (1862 г.) и т. п. Некоторые же из воспитанников брали увольнения из семинарии и дух. звания для поступления вообще «в одно из светских высших уч. заведений» (в 50-х годах – И. Спасский, И. Жемчужин, И. Тихомиров, И. Молчанов, Вл. Соколов; в 60-х – И. Круглевский, Н. Лапчинский, Кир Заруцкий, Ал–й Барсов, М. Лебедев я др.). Из занимавшихся живописью иные допускались в Академию художеств, от которой, как выше упомянуто, получили и звание художника. В начале 50-х годов были охотники и в военную службу (Крюков – из высш. отд., Мелиоранский, пожертвовавший еще в семинарии 25 р. в пользу раненых, за что получил Высочайшую благодарность, В. Павский; в 1867 г. Гр. Богословский, А. Светлов). – Нередко присылались в спб. семинарию приглашения на псаломщические места за границу (в Иром, Копенгаген, Берлин, Амстердам, Веймар, Рим, Ниццу и пр.), и некоторые изъявляли желание. В 1851 г. трое поехали миссионерами в Абхазию (Доброволъский, Соловьев, Белоцерковский). В 1857 г. отправлен на Восток (на Афон) И. Благовещенский, для изучения византийской живописи (см. стр. 408), издавший потом свои путевые впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

153 В подлинности их сомневаются. См.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 342–350 Уставы эти можно найти у него же Т. I. 1-я пол. С. 526–545 и в: Макарий. Ibid. Т. I С. 281–284. Прилож. 8; Т. II. С. 377 и след. Прилож. 18. 154 Голубинский Е. Е. сомневается в ее подлинности. См.: Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 370, 535. Грамота эта отпечатана в: Макарий. Ibid. Т. II. С. 380 и след. Прилож. 14. 156 Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: В 12т. СПб., 1846–1875. Т. I. 4. С. 5 и след. 157 Остальные канонические произведения будут указаны в тех отделах и параграфах, к которым они по содержанию подходят. 158 О церковном законодательстве см.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 342–356, 364–373; Макарий. Ibid. Т. I. С. 150–190; Т. II. С. 257–281; Т. III. С. 240–241; Мысовский. Ibid.//ПС. 1862. Ч. I-III. 180 См.: Поучение митрополита Кирилла//Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 281. 184 О средствах содержания духовенства см.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I, 1-я пол. С. 422-.450; Макарий. Ibid. Т. I. С. 191–197; Т. II. С. 291, 292; Т. III. С. 256, 257; Соколов Н. (К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 617–627. 187 О влиянии духовенства на древнее русское законодательство см.: Калачев Н. В. О значении Кормчей в системе древнерусского права//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. 3. Отд. 1. С. 1–128. 189 Макарий. Ibid. Т. II. С. 285–291; Т. III. С. 244–255; Соколов Н. К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 628–636. 190 Новгородская летопись//ПСРЛ. Т. I. C. 78. Подобное см. об Ефреме Переяславском в: ПСРЛ. Т. I. C. 89. 194 Пособиями при изучении этой главы могут служить: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. 1-я пол. С. 580–787 (о состоянии просвещения); Т. I. 2-я пол. С. 685–689 (об еретиках): Т. I. 1-я пол. С. 70, 71, 89, 90, 186–193, 482–495; Т. II. С. 689–718 (о сношениях с латинянами и латинской пропаганде); Макарий. История Русской Церкви. Т. I. C. 111–150: Т. II. С. 104–211; Т. III. С. 122–220 (о просвещении): Т. 1. С. 231–252: Т. II. С. 317–323; Т. III С. 281–296 (о латинской пропаганде): Попов А. Н. Историко-литературный обзор древне-русских полемических сочинений против латинян (XI-XV в.). М.. 1875; Павлов А. С. Критические опыты по истории древней греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878; Списывание книг в древние времена России//ПС. 1862г. Ч. I. C. 131–171; О способах духовного просвещения древней России вне училищ//ПС. 1858. Ч. I. С. 87–121, 262–296; Порфирьев И. Я. О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России//ПС. 1858. Ч. 1. С. II. C. 173 и след.; Обзор русских летописей в содержании и характере их, преимущественно церковно-историческом//ПС. 1860. Ч. I, II; Взгляд древне-русских летописцев на события мира//ПС. 1859. Ч. II. С. 45, 414 и след.; Смесь христианства с язычеством и ересями в древне-русских сказаниях//ПС. 1861. Ч. I. С. 241 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Чтения. 254. Москва, 1915. 72 Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам//Записки историко-филологического факультета. Т. 33. СПБ., 1916. С. 1–115. 76 Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XTV – XVII веков. СПб., 1903. С. 24–26. 84 Соболевский упоминает о наличии нескольких таких «словарей» в списках XIV и XV веков. Там же. С. 288 92 К этому следует добавить, что большая часть сборников в библиотеке принадлежит к типу «торжественников», то есть антологий проповедей на церковные праздники. 93 Славянские наименования богослужебных книг этого рода – «Изборник» и «Торжественник». Впервые они были напечатаны, в их окончательно сформировавшемся виде, в XVII в. и с тех пор перепечатывались в неизменном виде. В настоящее время они не входят более в литургическое употребление, разве что в некоторых монастырях. 94 Из «Пандектов» Никона Черногорского, гл.1. Греческий оригинал никогда не был опубликован. Цит. по: Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Раздел 55//СОРЯиС. Т. 12. СПб., 1875. С. 224. 97 Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских «Сборников» – опыт исследования «Измарагда»//ЗНУ. Т. 60. Одесса, 1893. В дальнейшем мы будем различать две главные редакции «Измарагда» ссылками на «Измарагд I» и «Измарагд II» соответственно. 102 Измарагд I. Гл. 27. Опубликовано в другой редакции в: Православный собеседник. Казань, 1858. С. 512. 109 Измарагд I. Гл. 2 (перевод с греческого)//Православный собеседник. Казань, 1858. С. 179. Опубликовано также в: Шимановский В., изд. Сборник Святослава 1076. 2-е издание. Варшава, 1894. С. 12. 114 Тихонравов Н. С. Отреченные книги Древней Руси//Тихонравов Н. С. Сочинения. Т. 1. Москва, 1898. С. 144–146. 122 Измарагд I.. Гл. 71//Blasphemia (греческое сочинение, переведенное в XIV в.). Ср.: Седельников А. Д. Следы…//ТОДРЛ. Т. 1. С. 134. 125 Измарагд II. Гл. 32. См. также: Vita Nephontis. Гл. 64//Рыстенко А. В. Materialen zur Geschichte des Byzantinisch Slavischen Literatur und Schprache.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010