Кончились времена закона, пророков и жертв. Се, зима прейде, дождь отиде, отиде себе. Цвети явишася на земли (2:11). Нарцисс Саронский расцвел, и сама ты будешь лилией долин. Время обрезания приспе, ибо яблонь плоды приносит, грозди виноградные отяжелели. Эту картину можно восполнить образами фрески [Я-И]. Здесь изображены справа двое стражей, два вельможи и посреди них юноша. У всех копья, а у юноши – секира. Стражи – ангелы. Их предводитель – архистратиг Михаил – также указывает на древо. Вельможи, великие мужи перед Богом, – суть праведники, ожидавшие Христа. Слева, высоко вверху, над фигурами первосвященника и священника, как и на фреске [Р] – дом (ветхозаветный храм) и круглый жертвенник с восходящим от него жертвенным огнем. Только юноша-пастушок (Авель?) не у жертвенника, а здесь – посреди стражей и вельмож (ангелов и праведников) и указывает на Христа и Суламифь, Яблонь и Цвет. И, как бы повинуясь его указанию, стражи-ангелы и вельможи-праведники пристально взирают на имеющую совершиться тайну Любви. Копья всех, кроме предводителя-архистратига, направлены прямо вверх. Взгляни, куда они направлены, и ты увидешь увидишь небесный град – Новый Иерусалим. Его-то и охраняют стражи градские. Старый и Новый Иерусалим прямо напротив друг друга на вершинах гор – Синай и Голгофа, Сион старый и Сион новый. А между ними – ложбина и древо, древо крестное, Божественный Яблонь. Белая лань бежит от старого Сиона к новому, ее путь – через древо... Белая Лань – Христос, дерево – крест. Здесь тайна домостроительства Божьего! Фреска [К] также вносит свои оттенки. Здесь Христос и Суламифь под кедром Ливанским (тоже символ древа жизни и древа крестного). Слева высоко в горах – град. А белая лань (олень) убегает с гор. От идолопоклонства Ливана, от язычества; от Сенира и Аермона, то есть от Ветхого Завета, от Израиля; от Амана, что значит «начала веры», когда и потомки Сифовы ниспали с высоты веры, бежит белый олень. И здесь его путь через древо, через божественный кедр. А далее за кедром прямо над Суламифью через причудливый розоватый растительный ковер-орнамент – башня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда отходили эти преподобные из сего мира, то возжженный ими яркий светильник, благодатный свет его долго еще сохранялся в душах их учеников, затем – их последователей и разгонял греховную тьму мира. Таким образом, старцы имели огромное влияние на своих учеников: все их поиски и находки, духовные битвы, поражения и победы, скорби и радости, испытанные ими на пути к Богу, то есть весь их духовный опыт, имели значение в воспитании тех, кто доверялся им. Иначе какой смысл имели бы слова святого аввы Исаии Отшельника, сказанные им о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: «Краска, в которую первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы»? Это значит, по объяснению святителя Игнатия, то, что «первоначальное направление, которое получится иноком при вступлении в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь» 230 . Как свидетельство близкой связи между духовным состоянием наставника и тем направлением, которое он задает своему ученику, можно понимать и слово Господне: Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда обемлют от терния грозды или от репия смоквы? Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит: не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити ( Мф. 7:15–18 ). Святой Иоанн Лествичник повествует, как один неразумный послушник, желая потщеславиться, начал хвалиться добродетелями своего старца. Отцы сказали ему: «Как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь?» 231 , указывая этим, что чаще всего по поведению ученика узнается и мудрость наставника его, как по плодам древо. Если же, как утверждает иеромонах Доримедонт, в монашеской жизни почти весь успех зависит от самоотверженной веры послушника, а не от святости, не от степени духовного преуспеяния наставника, то никаких таких школ существовать не могло! Тогда все было бы иначе: то здесь, то там (иногда при духовных, но нередко и при самых нерадивых старцах) появлялись бы отдельные самоотверженные послушники, которые достигали бы высот духовных благодаря только высоте своего послушнического подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Св. Ириней Лионский : «Вражда между семенем жены и змия будет до тех пор, пока не придёт Семя, предопределённое попрать главу его, Которое и родилось от Марии («Против ересей» кн. III, гл. XXIII, 7; стр. 395), ибо «эту вражду Господь сосредоточит в Себе Самом, сделавшись человеком от жены и поправ его (змия)» (ibid. кн. IX, гл. XL, 3; стр. 570). «С этого времени (т. е. со времени «первоевангелия») проповедовалось об имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову как о блюдущем главу змея, т. е. о Семени, о Котором говорит Апостол ( Гал.3, 19 ), а ещё яснее ( Гал.1, 4 )» (ibid. кн. V, гл. XXI, 1, стр. 635) 66 . «Умерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственного воображся в естество, омрачается плотским пришествием, утру явльшуся приразився Владыце, сокрушити свою враждебную главу». Т. е. «Тот, кто изначала насадил смертность в твари, облёкшись в естество коварного змея, сам помрачается пришествием Христа во плоти, приразившись к явившемуся свету – Владыке, для сокрушения собственной враждебной головы» (2 кан. Богоявл. п. 3, т. 1). История грехопадения (гл. 3) Св. Афанасий Великий : «В саду началось страдание Христово, ибо в раю пал Адам. Христос вкушает желчь, дабы уврачевать сладость горького удовольствия Адамова; поражается копьём в ребра, дабы исцелить ребро Адама» (у протоиерея Смирнова, стр. 52). Св. Григорий Богослов : «Для сего и древо против древа и руки – против руки; руки, говорю, мужественно простёртые, против руки, простёртой невоздержанием. Для сего – вознесение (на крест) против падения, желчь – против сладости, смерть – против смерти, воскресение – для воскресения» (ibid). Св. Амвросий Медиоланский : «Каково таинство закона: первый человек пал по совету жены; второй, рождшийся от Девы, восставил падшего. Зло от жены, и благо от жены. Евою преданы мы рабству, через Марию освобождены. Евой низведены до земли, Марией возводимся к небу. Ева подвергла нас осуждению через плод древа: Мария избавила нас даром древа, ибо Христос повешен на древе, как плод. Древом мы умерли, древом ожили. Древо открыло нашу наготу, древо же покрыло нас листвием всепрощения. Древо породило терния и волчцы, древо произвело упование и спасение» (ibid. стр. 52–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

б) Для верующих в Спасителя крест стал оружием против диавола, исполненным от Спасителя силы Божьей: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божья ( 1Кор.1:18 ). 8 . На каком основании мы почитаем крест святынею? Ибо Он освящен а) пребыванием на нем тела Христова и б) пролитием на нем крови Христовой: Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:19–20 ). Ср. 3Ездр.5:5 : «С древа будет капать кровь». 9 . Как примирить со святостью креста слова апостола Петра: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо ( 1Петр.2:24 ) и слова апостола Павла: Истребив учением бывшее нас рукописание, которое было против нас, и Он взял ею от среды и пригвоздил ко кресту ( Кол.2:14 ), т. е. не осквернен ли крест грехами нашими и не остались ли они на кресте? Апостол Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «телом Своим», но ведь тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем, вознесенные на крест грехи были смыты кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее крови Христовой, что противоречит словам апостола Иоанна ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречит словам апостола Павла ( Евр.9:26 ). 10 . Как примирить со святостью креста слова апостола Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову апостола Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в слове Божием сказано: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» ( Прем.14:7 . Ср. 1Петр.2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На праздник Воздвижения Креста Господня рассмотренная паримия читается потому, что описанное в ней услаждение древом горьких вод предызображало силу Креста Христова. а) Силою Креста побеждена смерть, подобно тому, как чрез древо отнята у вод Мерры смертоносная горечь. «Не попуская действовать смертоносной горечи древа (разумеется древо познания добра и зла, оказавшееся смертоносным для возивших), Ты (Господи) совершенно истребил ее Крестом, так некогда дерево же уничтожило горечь вод Мерры, предызображая Крест» (Кан. на Воздв., песнь 9). б) Услаждение вод Мерры предизображало силу Креста в обращении язычников. Блаж. Феодорит говорит: «Древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение. Спасительное древо Креста усладило горькое море язычества» (Изъяснение трудных мест в книге Исход. Подобное в каноне на Воздв., песнь 4, троп. 1). в) Наконец, размышлением о Кресте и молитвою к Распятому на нем услаждается горечь напастей и бед, а также горечь подвигов самоотвержения в борьбе христианина со страстями и похотями. «Погрузил ты помысл в змеиную зависть и в горечь ненависти, – пишет Нил Синайский , – но имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава, ибо и великий Моисей, в самую горькую воду Мерры вложив древо, немедленно сделал ее весьма сладкою и приятною» (письмо 103). Прошло полтора месяца по исходе сынов Израилевых из Египта ( Исх. 19:1 ). Они пришли в пустыню Синайскую и расположились станом близ горы, на которой Господь предположил торжественно вступить с ними в завет и дать им закон. Моисей взошел на Синайскую гору и здесь получил от Бога повеление напомнить Евреям о том, что сделал для них Господь при исходе из Египта и что делает для них доселе, – и сказать им, что если они будут слушаться гласа Господа и соблюдать завет с Ним, то будут уделом Господа из всех народов, царством священников (т.е. будут подобно священникам особенно, не в пример всем народам, близки к Нему), и народом священным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он освободил нас от заблуждения, он привел нас к истине, он устроил примирение между Богом и людьми; он, извлекши нас из глубины порока, возвел на самую вершину добродетели; он истребил бесовское заблуждение; он уничтожил обольщение. Благодаря ему уже не стало дыма, смрада и пролития крови бессловесных животных, но везде – духовные служения, песнопения и молитвы; благодаря ему демоны обращены в бегство; благодаря ему изгнан диавол; благодаря ему человеческое естество стало соревновать жизни ангельской; благодаря ему на земле водворилось девство, потому что с того времени, как пришел Родившийся от Девы, человеческое естество узнало этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во тьме... он сроднил нас, бывших друг другу чужими; он сделал гражданами неба нас, бывших странниками... он стал для нас опорою мира». «Крест истребил Божию вражду к людям, совершил примирение, сделал землю небом, перемешал людей с Ангелами, разрушил твердыню смерти, сокрушил могущество диавола, попрал силу греха, избавил землю от заблуждения, ниспроверг их жертвенники, истребил смрад жертв, насадил добродетель, основал Церковь ... Крест разорвал наше рукописание, сделал ненужной темницу смерти. Крест – это знак Божественной любви (см. Ин.3:16 )... Крест – нерушимая стена, непобедимое оружие, опора богатых, богатство бедных, ограда обижаемых, защита нападствуемых, смерть страстей, основание добродетелей, знамение дивное и необычное... Крест отверз рай, ввел в него разбойника и человеческий род, находившийся на грани погибели и недостойный даже земли, привел в Царство Небесное». «Крест Христов усладил мир, пропитанный демонической горечью». «Когда с нами крест, тогда бесы уже не страшны и не опасны и смерть уже не смерть, а сон. Крестом испровержено и попрано всё нам враждебное». «Всё имеющее отношение к нам, – говорит тот же святой подвижник, – совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение – является крест; нужно ли быть вскормленным той таинственной пищей, или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы. Поэтому с великой радостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в душе (в изд. СПб. Духовной Академии 1897 года вместо: “и в душе” стоит: “в уме”. – «Примеч. пер.»). Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего». Спасительное древо креста уничтожило все ужасы, которые ввело древо познания добра и зла. «То древо ввело смерть, ибо за преслушанием последовала смерть, а это – даровало бессмертие. То изгнало из рая, а это возвело нас на небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; а это освободило нас от бесчисленных греховных тягот и дало нам дерзновение пред Господом нашим». «Как чрез древо имело место преступление, так чрез древо явилось и спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею».    Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений.    И св. Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. А в описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатной паломницей IV в. (Сильвией, или Етерией), мы находим интересное описание самого обряда поклонения древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищения святого древа благочестивыми паломниками. «На Голгофе, — говорится в этом описании, — за Крестом, т.е. за храмом в честь св. Креста, еще до шестого часа утра поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, перед ним ставится стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится святое древо Креста; открывается и вынимается; кладется на стол как древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ сидя придерживает своими руками концы святого древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают святое древо и проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Волхованию и чародейству научил он и сына своего, называвшегося Мачундатом, надеясь, что тот будет достойным его преемником в волшебном искусстве. Но не довелось Ваве видеть своего сына магом, Мачундату суждено было другое, более славное поприще, послужившее к прославлению Христа Спасителя и христианской веры. Взрослый был уже Мачундат и служил с братом своим в полку, когда в 614 году, по взятии Иерусалима войсками персидского царя Хозроя, явилось в Персию Честное древо Креста Господня, взятое в плен вместе с патриархом Захариею и другими христианами. Как некогда ковчег завета, плененный филистимлянами, навел ужас на филистимлянскую землю, поразив идолов в тамошних языческих храмах, так и теперь древо Креста Христова привело в движение и изумление всю Персию. Пребывание его в языческой стране сопровождалось поразительными знамениями и чудесами. В Персии повсюду заговорили: «Бог христианский к нам пришел, и что с нами будет?» Сам Хозрой оказывал христианской святыне честь и уважение; он не осмеливался вынуть честное древо из запечатанного ковчега, в котором оно хранилось, так что оно оставалось неприкосновенным до самого времени возвращения своего в Иерусалим. Поражен был удивлением и Мачундат, слыша повсюду только и речи о древе христианском, о необыкновенных действиях и чудесах, силою его совершавшихся; но на удивлении он не остановился: в сердце его, впечатлительном и нежном, от природы расположенном ко всему истинному и доброму, произошло какое-то особенное движение, ему захотелось узнать истину об этом чудном древе. Здравым умом своим он ясно видел и понимал, что христианская святыня особенная, необычайная, что чудесные действия, от нее происходящие, это не те волхования и чародейства, какие он знал и производил сам. И вот юноша-язычник обращается к христианам и спрашивает у них, что это за древо и отчего оно имеет столь необычайную силу чудотворения. Когда христиане сказали ему, что древо это есть Крест, на котором Христос, Сын Божий, ими почитаемый, был распят для спасения рода человеческого, в его душе зарождается вера; им овладевает сильнейшее желание познать Сына Божия, приходившего на землю и жившего среди людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А что сказать Толстому? То, что сказано Господом Иисусом, что поставлено нами в начале: «внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы? Тако всяко древо добро плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их» ( Мф.7:15–20 ). В учении веры и нравственности какого добра ждать от Толстого безбожника, который идет до Геркулесовых столбов абсурда в выводах из своих гибельных начал, дальше всех безбожников,– от такого лицемера, какого свет еще не родил?! «Горе вам, книжницы, фарисее, лицемеры, яко одесятствуете тмин и мяту (лепите печи, тачаете сапоги), и остависте вящшая закона, суд и веру» ( Мф.23:23 ). Аминь. Беседа VIII. Церковь и государство Бог «сотворил от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненныя времена и пределы селения их: взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко недалече от единию коегождо нас суща. О Нем бо живем и движемся и есмы. Сего бо и род есмы» ( Деян.17:26–28 ). По изъяснению святого апостола Павла, «вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» ( Евр.11:1 ), т.е. уверенность в невидимом (небесном), как бы в видимом, желаемом и ожидаемом (в будущей вечной жизни), как бы в настоящем. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого, по глаголу Божию, произошло все видимое. Надобно, чтобы всякий приходящий к Богу веровал, что Он есть, что Бог существует, и ищущим Его воздает, что всякий ищущий Бога, исполняя волю Божию, получит обещанное Богом освящение и мир души на земле и блаженство вечное на небесах, что грядущий открыть свое вечное царство Господь приидет и воздаст каждому по делам его. «Праведный верою жив будет; а если кто колеблется, не благоволит к тому душа Моя», глаголет Господь чрез пророка ( Евр.10:38 ). «Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Эта вера дает смысл, силу, направление жизни. Каждый живущий человек, находя этот смысл, живет на основании его. Если же не нашел, то умирает, во-первых, духовно, а часто и телесно, что подтверждается особенно учащенными в последнее время самоубийствами неверующих. До сих пор история не знала народа, неверующего в Бога и бессмертие. Доказать же противное, что народы могут жить без веры в Божество и бессмертие, ясно ли, смутно ли понимаемое, еще предлежит современным неверам, чего они, конечно, не докажут никогда. В этой вере свидетельствованы были все древние от начала мира до самых последних времен, все величайшие мужи истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Церковь есть высочайшая реальность и конкретное выражение непостижимых Божественных начал. Невыразимую словами Божественную сущность и действие Пресвятой Троицы человек постигает через Церковь в духовном облагодатствованном подвиге. Сущность искупительного дела Иисуса Христа и личного подвига христианина, содержание и образ совершения спасения раскрывают нам жизнеподательный Крест Христов – «Древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума, древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо. Крест трисоставный, честное древо, ибо носит Троицы триипостасной образ» 6 . Церковь и свершение творения 1. Введение Судьба сотворенного мира не может не волновать последователей Иисуса Христа. Что... будет нам? ( Мф.19:27 ), скажи, когда это будет? ( Мф.24:3 ) – вопросы апостолов, которые задает человек Богу во все времена. Христос отвечает на них призывом к нравственной готовности человека дать ответ за себя в любой момент земной жизни. Он переносит эсхатологический интерес с неопределенного будущего времени в конкретную действительность, из процесса отвлеченного знания в непосредственную деятельность. В Церкви проблема эсхатологии ставится не теоретически, но реально-таинственно как начаток будущего в настоящем (залог наследия нашего – Еф.1:14 ). В этом смысле проблема «свершения творения» есть для Церкви конкретная, жизненная заданность на каждый день. Историческое бытие Церкви динамично по существу. Делание, свидетельство, служение, освящение, созидание, подвиг, «воинствование» – динамические категории, определяющие духовное творчество Церкви в мире. Церковь продолжает дело Христа, Который есть путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Она несет миру то же троякое свидетельство: указание пути к Богу, проповедание истины и освящение жизни. В этом суть последнего повеления Спасителя своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Тема «Свершение творения», таким образом, должна быть раскрыта как конкретное церковное делание в мире и истории. Она может быть сформулирована так: что может и что должна делать Церковь для того, чтобы тварное естество сегодня было достойно завтрашнего блаженства. 2. В святости свершение тварного мира

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010