«Распинаясь, тварь поколебал еси». 241 «Тварь изменися, Слове, распятием Твоим». 242 «Светити светила не терпяще омрачашася, на Кресте зашедше Тебе, Слове, земля же подвизашеся, и камение разседашеся, церковное благолепие раздирашеся посреде, гробы отверзахуся, мертвии возстаяху» 243 . «Видевше Тя солнце на Кресте простираема, скры лучи сияти не могуще» 244 . «Солнце угасе, плоть Твою якоже свещу возжегшу Ти на древе, Господи» 245 . «Распятия Твоего солнце устыдеся» 246 . Страшный Голгофский день… Померкнувшее солнце и луна, погасшие светила, разверстые небо и земля… Из разверстых глубин черного неба молчание и пустота покрывают все. Нет ни гласа Отца, свидетельствующего и благоволящего, ни снисхождения Голубя-Параклита… Из разверстых глубин черной земли готовятся выйти сонмы освобождаемых праведников, Голгофа становится раем, новым Эдемом, насаждается новое древо новой, истинной Жизни… «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися Древо Крестное, абие израсти Гроздь животный». 247 «Древо в раи смерть прозябе, сие же Жизнь процвете». 248 «Рай другий познася Церковь , якоже прежде Древо имущая Живоносное, Крест Твой, Господи» 249 . Изгнан был человек когда-то из рая после прикосновения к древу и теперь древом же снова входит в рай… «От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися… всему роду телотленен некий, яко вред недуга преподаде, но обретше земнороднии воззвание Крестным Древом, зовем: препетый отцев и нас Боже, благословен еси» 250 . «Адам… в рай вселяется паки, Тебе воспевая» 251 . «…клятву древа, Древом исцеливый» 252 . «Древо принесе тление в Эдеме родоначальнику: Крестное же Древо жизнь процвете на лобнем месте… и обрете рай, вопия Адам: о, Древо благословенное!» 253 . Невольно вспоминается другой его вопль с биением себя в лице руками: «Милостиве, помилуй мя, падшаго». Страданием Своим и смирением Спаситель возносит усмиренного Адама, 254 Своими язвами исцеляет «многолетния язвы» праотца Своего по плоти, 255 древнее горькое вкушение его услаждается ныне вкушением оцта на Кресте, 256 смертию Христовой Адам оживляется 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

2. Рай – Богонасажденный сад, первобытное блаженное жилище человека, украшенный разнообразными прекрасными видами и деревьями ( Быт.2:8–15 ), предызображал духовную красоту и сладость разнообразных благ, вкушаемых Святою Церковью от Креста Христова. «Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю» (из стихиры на Госп. воззвах в нед. 3 Вел. Поста на велицей вечерни). – «О преславнаго чудесе, живоносный сад, крест пресвятый на высоту возносимь является днесь» (Окт. гл. 8, в четвер. вечера на Госп. воззвах стихира крестная). «Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость» (на 2 нед. Вел. Поста во вторн. вечера стихира). 3. Из дерев рая, плоды которых назначены в снедь человеку, особенным по своему свойству было так называемое древо жизни. По учению Святой Церкви, оно было прообразом древа Креста Христова. «Ныне кресту покланяющеся, вси воззовем: радуйся древо жизни» (из стих. на Госп. воззв. в понедельн. 4-й нед. Вел. Пос. вечера). Какие сходные черты между древом жизни и древом Креста Христова? а) Вкушение от плодов древа жизни предохраняло тело человека от тления и смерти и чрез то доставляло ему возможность вечно блаженствовать ( Быт.8:22 ): вкушение от плодов древа Креста Христова предохраняет христианина от духовной смерти и тления и чрез то доставляет ему возможность быть также вечно-блаженным. «Древо животное, мысленный истинный виноград, на кресте висит, всем источая нетление» (Окт. гл. 4, неделя утра, кан. воскреснаго песн. 3, троп. 1). «Господи, животворящий Твой крествоспеваем: сей бо жизнь в мире процвете, смерть умертвив» (на 2 нед. Вел. Пос. в четв. вечера на Госп. воззв. стихира). – «Ты наше воззвание, кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (из стихиры на Госп. воз. на вел. Вечерни в нед. 3-ю Вел. Поста утра). – «Креста Твоего древо, Христе Боже, древо животное показал еси нам верующим в Тя и сим упразднил еси державу имущаго смерти: оживил еси ны, умерщвленныя грехом, темже вопием Ти: Благодетелю всех Господи, слава Тебе» (Окт. гл. 2, среда утра, на стиховне стихира крестная). – «Древо процвело есть Христе истинныя жизни: крест бо водрузися и напоен быв кровию и водою от нетленнаго Твоего ребра, живот нам прозябе» (Окт. гл. 6, нед. утра, кан. воскр. пес. 4, троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

а) Так, мы пали в Адаме, главе человечества, по естественному, греховному рождению: восстановлены во втором или новом Адаме, главе человечества, по благодатному возрождению. «Первее от земли создан бысть Адам пречистыма рукама Вседержителя: от Тебе же, Богородице Дево, родися без семене новый Адам, зиждитель человечества» (Окт. гл. 5, в четв. на повечерии Кан. Богор. пес. 1, троп. 3). – «Нов Адам воистину быв, Адамов Содетелю, Иже клятву бо Адамову един потребил еси» (Окт. гл. 1, в субботу утра канона усопшим пес. 7, троп. 2). – «Единым убо человеком, первым Адамом, древле в мир вниде смерть и единым воскресение Сыном Божиим явися» (Окт. гл. 2, в неделю утра кан. воскресного пес. 6, троп. 2). – «Иже падение Адамова един воздвигл еси Христе, нов быв Адам» (Окт. гл. 3, в пят. утра канона Кресту, пес. 4, троп. 1). б) Мы пали чрез древо: чрез древо же и восстановлены. «Гряди первосозданная двоице, лика отпадшая горних завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением: се всечестное воистину древа предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (в нед. 3 Вел. Поста на вечер, стихира на Госп. воззв.). «Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным» (во втор, вечера 5 нед. Вел. Поста на Госп. воззв. стихира). – «Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе, Тебе распеншуся Христе» (Окт. гл. 7, вторн. вечера на Госп. воззв. стих, крестны). «Древом древле Адам осудися: древом же ныне крестным оправдася, вхождение прием в рай и сладости восприятие» (Окт. гл. 7, в пяток утра кан. Ересту пес. 6. троп. 2). – «Древом Адам рая бысть изсолен: древом же крестным разбойник в рай вселися» (Окт. гл. 4, в неделю утра, – на литургии блаженны). «Поскольку чрез древо взошла смерть, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Точное изложение правосл. веры, – книги IV гл. XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Н. зрелых лет, с широкой бородой средней длины; надпись: «преп(д). никита игум. серпуховск.». В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия Радонежского в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва был отпечатан лист с клеймами жития основателя Троицкого мон-ря, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, где насчитывалось 54 сподвижника и ученика (ГИМ - экземпляр 1891 г., согласно подписи, «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний»; РГБ - 1894 г.; см.: Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444). Н. изображен крайним справа в 4-м ряду, с длинными седыми волосами, разделенными на прямой пробор, и окладистой бородой (под 32, назван «Преп. Никита» без уточняющего эпитета; под 43 значится «Преп. Никита Костромский»). Подобная композиция («Построение Троице-Сергиевой лавры») находилась в сев.-зап. части храма Христа Спасителя - там были написаны мн. троицкие подвижники, ученики и последователи прп. Сергия, в т. ч. Н. (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в. Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в. Нек-рое разнообразие в иконографию Н. вносят иконы, написанные в кон. XX в. для серпуховского Высоцкого мон-ря. На них преподобный представлен в неск. иконографических вариантах. Так, на иконе «Собор Радонежских и Серпуховских святых» из Покровской ц. Н. - старец в 1-м ряду крайний справа, рядом с прп. Афанасием Высоцким (Младшим), облачен в рясу, мантию и схиму, на голове куколь, руки сложены крестообразно на груди. Мозаичный образ «Прп. Никита Серпуховской» расположен в интерьере колокольни обители: Н. изображен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит четки. Оригинальным иконографическим изводом выделяется икона, исполненная в академической манере, с наименованием «Сия св.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Еп. Вед. 1894 г., 24. 1900 Издана под заглавием: История евангельская и церкви апостольской. Академические лекции. Москва, 1883. Второе издание вышло в Сергиевом Посаде в 1902 году. 1906 Питра – кардинал, библиотекарь Ватиканской библиотеки. Папой Львом XIII поручено было ему (в 1880 г.) напечатать все научно-обработанные каталоги богатейшей в мире Ватиканской библиотеки, заключающей в себе до 24.000 драгоценнейших рукописей, в том числе 3853 греческих и 17059 латинских. См. Моск. Вед. 1885 г., 169; Церк. Вести. 1885, 25, 1889, 8. Род. в 1812 г., † в 1889 г. 1910 Это воззвание помещено в книге: „Речи, говоренные в разное время Саввою, архиеп. Тверским“, Тверь 1892 г., стр. 65–67. Там же (на 60–62 стр.) и краткий отчёт о сборе пожертвований в пользу славян. 1913 Должно заметить, что составителем „Учительного Известия“ был известный по своей учёности и благочестью, строгий ревнитель православия, знаменитый митрополит Киевский Пётр Могила, о котором в Киеве до сих пор сохраняется самая глубокая и благоговейная память (см. Требник, известный под именем Петра Могилы и изданный в Киеве, в 1646 г., ч. I, стр. 219–270). 1916 По 49 Инструкции благочинному приходских церквей, печатаемой по определению Св. Синода, даже благочинный имеет власть штрафовать диакона и причетников поклонами в церкви. Прнмеч. Преосвященного Саввы. 1917 Написанное мною опровержение напечатано в 10 и 11 Харьковских Епарх. Ведомостей и отдельной брошюрой. 1920 Очерк жизни Антония наместника Свято-Троицкой Лавры (стр. 1) – в Православном Обозрении 1878 г. и отдельно, Москва, 1878. См. также краткие сведения о нем в журнале „Домашняя беседа“, 1877 г., стр. 667. 1922 Фивейский, см. о нём „Краткие сведения об архиеп. Платоне“ в Душеп. Чт. 1877 г. ч. 2, стр. 250 и сл. 1923 Отделение IV, стр. 243–244. Здесь же представлена довольно подробная характеристика Украинского Малорусса и Великороссиянина. 1924 Душеп. Чт. 1877 г. ч. 2, стр. 504. Ещё во Влад. Еп. Вед. 1877 г. 12, стр. 630 и сл; ср. I-й т. Хроники, стр. 93, Смирнова История Моск. Д. Ак., стр. 453 и История Влад. Семинарии Малицкого, т. 2-й, стр. 65 и след. 1927 Давидова Вознесенская пустынь, на реке Лопасне, в Серпуховск. уезде, основана в 1515 г. старцем Давидом, пришедшим из Боровского Пафнутиева м-ря. 1936 Совет училища, не желая стеснить радость и нетерпение воспитанниц, с благословения архипастыря, отпустил на каникулы всех желавших немедленно после экзаменов, между 21 мая и 9 июня. 1962 По поводу передовой статьи газеты „Церковно-Общественный Вестник“, см. выше, стр. 536 прим. 1. 1963 В журнале „Руководство для Сельских Пастырей“ за 1877, 30 – (стр. 380–389), напечатана по поводу моего ответа на статью Цер.-Общ. Вестника весьма сочувственная статья под заглавием: „Архипастырское решение некоторых вопросов, касающихся пастырской практики“. 1964 Эти дневные записки хранятся у наследника архива Преосв. Саввы и со временем поступят в библиотеку Моск. дух. Академии. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

участка–могилы: 22–1 Х: –30 У: –5 Голубцов Сергей Ал–-др. 22.04.1893–1930, 16.10, историк, (брат о. Николая) литературовед историк, антиковед, д.и.н., и урны: жены, Людмилы Вас. (ур. Крестовой) † 21.02.1978, дочери Елены Серг. Голуб.(5.5.1998) 8.05.1921–1998, 16.09 участка–могилы: 22–2 Х: – 6 У: – Соколовский Павел Семен. (на границе с 20–м уч.) 20.11.1929–1973,19.02 (авиакатастрофа в Чехии) прот., настоятель ц–ви в Сокольниках (с III 1969) род. в Дрогичин. Р–не; Мин. ДС и МДА (1953), активный член ХМК, КЕЦ и ВСЦ участка–могилы: 23–1 Х: –18 У: 24 Трифон (Туркестанов Борис Петрович, из Грузин, князей), белый крест на постаменте с надписью: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий –земное небо». 29.11.1861–1934, 14.06 Рядом могила архим. Иеремии, см. 23–6 митрополит (с 1931); род. в Москве, ок. Поливанов, гимн., уч. в ИМУ и МДА (1891–95), инок Опт пуст, с 1887. Ректор Виф. (1897) и МДС (1899), еп. Дмитр. (1901–14) и настоят. Богоявл. М–ря, на фронте (1914–15 и 1916), контужен (один глаз), на покое, архиеп. с 1923 г. участка–могилы: 23–2 Х: –18 У: 26 Чепурин Николай Викторович (ок. Харьк. ДС, Киев, и Кембридж. Ун–ты. В сане с 1903 г. Проректор Петрогр. Богосл. Ин–та (1919–28?), арест, в 1929, 8 лет ИТЛ, раб. в Ташкенте). 1881–1947, 7.02 прот., с 1.09.1946 – настоятель Пименовского храма и инспектор МДА и ДС, ректор МДА с 23.10.1946. и Марина Федотовна Ч–на участка–могилы: 23–3 Х: –19 У: 26 Владимир (Москвитин) и родств. 1886–1968 † 12.04.1976 иеромонах, брат архим. Афанасия из–под Солнечногорска участка–могилы: 23–5 Х: –20 У: 14 Доброхотов Иван Ал-др. до 1917 ? – диакон, затем прот. Елохов. собора. Зин. Ил. Доб–това, 1876–1948 Ал–й Ив. Доброхотов 1896–1983,14.10 Екат. Серг. Доб–това 1893–1967 Анна Ник. Кичигина 1872–1946 участка–могилы: 23–6 –17 У: 24 Иеремия (Лебедев Вл. Ал.), (рядом с митр. Трифоном, черный крест) 14.07.1885–1953, 01.03 архим., казначей П–хии ок. юрфак участка–могилы: 23–7 Х: –23 У: 16 Сергий (Гришин Алексей) высокий черный крест, (в проход – поворот за памятником Штарку) 12.02.1889–1943, 14.10 архиеп. Нижегор. и Арзам. С 1942 (ок. Олонец ДУ и ДС, ПД (1915), воен. иеромонах, наместник Пафнут. –Боров. М–ря в 1917–1925 гг с 1927 – еп. Серпуховск. и др.; с IV. 1936 – в заключении, с 1941 –еп. Можайский).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

О погибели, слез достойныя! Но не плачемжеся того древа неутешно. Аще бо того перваго древа первым Адамом лишихомся, то второе древо вторым небесным Адамом получихом, яко лучшим лучшее, его же плодом вечный смерти избавихомся. Кое бо второе древо? Есть бо то древо всечестный и животворящий крест Господень, ныне торжественно покланяемый и от всех верных почитаемый. То есть древо животное, крест Господень, на нем бо распятся Иисус Христос и аки плод на древе висяше, и от того плода аще достойно мы ядим, не умираем, но и во веки живы будем с Ним, от Него же и оправдание приемлим. Оправдание бо бысть нам на древе креста Господня кровию Его, яко же воспоминает Апостол Павел: оправдаеми туне благодатию Его избавлением, еже о Христе Иисусе. Его же предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея (Тим. 3:24–25); се есть плод предрагий древа креста Господня, егоже есть плод, яко древа жизни, плод животный. Сам Христос глагола о Себе: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает ( Иоан. 6:56 ). Аз бо есмь воскресение и живот ( Иоан. 11:25 ), от Негоже жизнь наша и временная дадеся и вечная устроися; о Нем и живем и движемся и есмы ( Деян. 17:28 ). Благословенно наречеся древо Ноева ковчега, яко тем человецы и скоты спасошася от казни Божией всемирнаго потопа; наипаче же благословеннейшее есть древо крестное, яко тем чрез истиннейшаго небеснаго Ноя не осмь душ человеческих, но и вси по вселенней спасаются, не от потопа токмо, но от вечнаго мучения, не токмо праведницы, но и грешницы спасутся, аще от грехов престанут и ко Господу обратятся с истинным покаянием. А Бог наш милостив и щедр, удержит праведный свой гнев, не показнит нас потопом ярости своея, помня примирение с нами, чрез Христа Господа сотворенное, о немже Апостол Павел вещает: зане Бог бе во Христе, мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения ( 2Кор. 5:19 ), еже бы к тому не потопити нас потопом. Яко же бо во всемирном потопе ковчег Ноев не ста во юдоле, ни на каких местах, но на высочайших горах арменских, тако и мысленный сей ковчег, крест животворящий, имже истиннейший Ное Христос Господь спасе род наш от греховнаго потопа, на высоких горах ныне ставает, егда ставает на главах церковных, на престолах Божественных, на царских диадимах, на митрах Архипастырьских, и в день страшнаго суда станет на облацех превысоко, яко знамение победы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По этой-то причине Давид, ударяя в свою духовную цитру, весьма прилично (нынешнему празднеству) так восклицает: «возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» ( Псал. 48, 5 ). Взывает также и премудрый Соломон: «благословенно древо, имже бывает правда» ( Прем. 14, 7 ). Посему-то и Церковь является ныне раем, имеющим посреди себя древо жизни, – раем, в котором пребывает уже не обольститель демон, увлекший в заблуждение Еву, но ангел Господа всемогущаго, окружающий приходящаго. Ныне воздается поклонение святому Кресту, и возвещается воскресение Христово. Ныне чествуется животворящее древо, и потому весь мир возбуждается к славословию. Ныне совершается поклонение трехсоставному Кресту, – и все четыре страны мира в радости совершают празднество. «Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая», говорит апостол ( Рим. 10, 15 ). А я бы сказал: блаженны те очи, кои созерцают это торжество всеобщаго мира, – те уста, кои лобызают это превосходнейшее знамение. Обильная благодать предложена всем; указан источник, из котораго проистекает освящение и который никого не лишает обильных благ, но человека чистаго делает еще чище, а оскверненных пороками соделывает чистыми, высокомернаго смиряет, безпечнаго возбуждает, разсеяннаго привлекает, жестоковыйнаго укрощает, – и если только всякий приходит к нему с стремлением к лучшему и приближается без дерзости и надмения, он не отгоняет его от себя, но подает ему божественныя силы, полезныя к животу и благочестию: ибо Крест скромных любит, а от людей, имеющих противоположныя свойства, отвращается. Это животворящее древо, нами созерцаемое, подает врачевство очам, обольщенным в раю воззрением на убийственное древо. Прикасаясь к сему древу устами и предлагая его очам своим, мы освобождаемся от вкушения и осязания смертоноснаго древа. О, предлежащий великий дар! О, неизреченное блаженство! Умерщвленные прежде древом, мы ныне получаем жизнь через древо же. Обольщенные прежде древом, мы ныне древом же прогоняем обольстительнаго змия. Дивная перемена! Вместо смерти (нам даруется) жизнь, вместо тления – нетление, вместо безчестия – слава. И потому благовременно взывал святый апостол: «мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся и аз миру» ( Гал. 6, 14 ). Ибо на Кресте просияла высочайниая премудрость, которая посрамляет гордую мирскую мудрость. Крестом плодотворное познание всякаго добра подавило семена злобы. Даже одни прообразы сего древа от века были предвестниками великих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Образ конного архангела почти не встречается до XIV в., с палеологовской эпохи появляется в некоторых символических сюжетах как необязательный элемент. Самое раннее подобное изображение - это фрагмент композиции «Древо Иессеево» в росписи нартекса ц. св. Ахиллия в серб. Арилье (1296, см.: Garidis. 1972. P. 34. Fig. 7, 8). М. (его имя различимо в надписи) изображен верхом на белом коне, правой рукой указывает на расположенную рядом сцену «Рождество Христово». Над архангелом представлена полуфигура пророка со свитком. Появление конного М. в составе композиции «Древо Иессеево» восходит к сюжету из Книги прор. Захарии (Зах 1. 9-20). В росписи юж. галереи ц. св. Апостолов в Фессалонике (ок. 1315) в композиции «Древо Иессеево» над сценой «Рождество Христово» представлен скачущий на коне архангел ( Xyngopoulos. 1971. P. 87-88. Fig. 19). Его фигура, крылья, нимб и даже конь изображены полностью красными. Хотя конь в данной композиции не имеет крыльев, этот образ очень динамичен и существенно отличается от других ранних изображений конного архангела в составе композиции «Древо Иессеево». Возможно, эта композиция подобна произведениям столичного искусства Византии 1-й пол. XIV в. с учетом того, что сама ц. св. Апостолов в Фессалонике и ее внутреннее убранство созданы по заказу К-польского патриарха Нифонта I. Более поздние памятники восточнохристианского искусства дают немало примеров использования такой схемы. В росписи трапезной Великой Лавры (1535) на Афоне представлен расширенный вариант «Древа Иессеева». Образ архангела на коне в составе композиции «Древо Иессеево» воспроизводится с небольшими вариациями в наружных росписях ц. вмч. Георгия в Сучаве (1522-1534), а также храмов мон-рей Хумор (1535), Молдовица (1537), Воронец (1547), Сучевица (ок. 1600) на территории совр. Румынии. Др. пример появления фигуры конного архангела также связан с темой Рождества Христова и встречается в изображениях из цикла «Акафист Божией Матери». Ангел на коне указывает путь волхвам к пещере Рождества в росписях Дечан ( 2005. С. 474), в миниатюре серб. Мюнхенской Псалтири (2-я пол. XIV в., Spatharakis. 2005 . Fig. 223), в росписях ц. во имя вмч. Димитрия Солунского Маркова мон-ря в Македонии (1371-1381) и др. Ангел иногда заменяет вифлеемскую звезду, иногда соседствует с ней. Возможно, что ангел-звезда трансформировался в ангела-всадника под влиянием уже сложившейся к тому времени традиции изображения конного М. рядом со сценой Рождества в композиции «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Тую епитемию Лот хотя исполнити, да прощен будет от греха, начат повеленное ему творити со усердием; враг же, не навидяй добра, дабы его от покаяния отвратити, претворися и, являясь странным, воды пить от Лота прошаше; Лот же, отчее повеление исполняяй, подаваше ему невозбранно; и тако диавол, являясь аки странен, воду испиваше, и паки Лот к Иордану возвращашеся и сосуд наполняше, а диавол паки, во образи странна являяся, испиваше воду, и толикую ему перепону в том делал, яко Лот от Иордана в три лета с водою трижды едва мог возвратитися. Бог же, праведныя любляй, грешныя милуяй, и видя его истинное покаяние, повелел оным главням тройме принять силу и укорениться, и возрасте дерево едино изрядно; а оные три головни бяху от трех дерев: певга, кипариса и кедра. Егда Святая Святых созидал премудрый Соломон, тогда, между протчими древы, и сие древо, яко добро, посечено. Оно бяше таково: когда его требоваше, идеже нужда бяше, долгаго, тамо оно коротко, а где короткаго, было долгое; для того, яко неугодно и презренно бысть, и валялося на многих местах, а после взято и помощено на потоце Кедрском. Царица Южная, идучи слушать премудрости Соломоновой, тим древом пойти не хотела, и пророчествовала, яко древо оно имать быть в великой чести. И так тое древо лежало тамо до страдания Христова, и во время страдания Христа сделали евреи от того древа, аки неугоднаго, на поругание Христово, крест самому Христу Господу, промыслом своим тако изволившему, и на том кресте распяли Христа. Чтий да разумеет, что по тому и сей монастырь Крест именуется; бо на том месте, идеже сие возврасте древо, поставлен, и где самое тое росло древо, там теперь престол и трапеза, на ней же приносится жертва, выну хваления пожершемуся нас ради на оном древе Христу. Там, где корень онаго древа бысть, сущее древо, животворящий крест Господень, стоит под престолом, затворен за стеклом, и пред ним неугасимое всегда горит кандило, и когда туда хажеи, си есть, поклонники в монастырь приходят, тогда, по литургии божественной, служащий иерей вынимает его оттуду, и износит его на главе, предыидущим двом со свещами братиям, протчим: «Спаси, Господи, люди своя», поющим, и полагает его иерей со страхом на столпце, среди церкви поставленном и украшенном, и тогда идут по два, и покланяются, и лобызают крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010