Это испытывает на собственном опыте и наш также знаменитый ересеучитель. Нам же куда пристать? За ним ли идти, или же оставаться со Христом? Если б мы сдвинулись с истинной веры в св. евхаристии, то сдвинулись бы с самой основы евангелия и сдвинули бы ее. Так кое же причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме?! Кое согласие Христова с Велиаром? Или какая часть верному с неверным? Или кое сложение церкви Божией с идолами?! Ведь это и к нам простирает Христос Господь жалостливое слово: разве и вы хотите отойти и оставить Меня?! Но мы ответствуем словами первоверховного апостола Петра: Господи! К кому идем? Глаголы живота вечного имаши. И мы веруем и исповедуем, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешный спасти, Еще же веруем, яко сие есть самое пречистое тело твое, и сия самая есть честная кровь твоя, во оставление грехов и в жизнь вечную. Да не в суд убо или во осуждение будет нам причащение святых твоих таин, но во исцеление души и тела. 1886 г, Поучение VI. На день св. Благоверного князя Александра Невского (23 ноября 1886 года) О том, что ересеучение графа Льва Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка Внемлите от лживых пророк, иже приходит к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния гроздья, или от репия смоквы? Так всяко древо добро плоды добры творить, а злое древо плоды злы творит. Не можешь древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их ( Мф.7:15–20 ). Иероглифы читаются и толкуются людьми, которые приучены разбирать их, И знание одних, поощряемое доверием других, ведет иногда к великим открытиям. К нашему прискорбию, мы, привыкшие разбирать священные и таинственные письмена православного христианского богословия и толковать, что под ними скрывается, мы не всегда пользуемся таким доверием других. Так, когда мы говорим, что ереси, которыми развиваются антихристианские начала, подрывают вместе с тем и основы построенного на православных началах веры русского общества, то принято за обычай нам не верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

12 . Внимая этому и слушая с прилежанием, вы уразумеете все, что Бог дарует истинно любящим Его, сделаетесь раем утешений, плодовитым зеленеющим древом, возрастая внутрь себя самих и украшаясь различными плодами. Ибо здесь в раю было насаждено древо познания и древо жизни. Но не древо познания губит, a преслушание. Ибо ясно то, что написано, то есть, что Бог из начала насадил посреди рая древо жизни, указывая на познание, как путь к жизни; но первые люди не чисто воспользовались им, и обнажились его коварством змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга. Апостол усмотрел силу этого соединения и потому укоряет ведение, обращаемое в жизнь без истинной заповеди, говоря: «разум кичит, любовь созидает» 36 . Кто думает знать что-либо без истинного ведения, не засвидетельствованного жизнью, тот ничего не знает, тот обольщается змеем, потому что не возлюбил жизни. Но кто получил ведение со страхом, и ищет жизни, тот с надеждою насаждает, ожидая плода. Да будет ведение сердцем твоим; жизнью же истинное слово, тобою приемлемое. Насадив это древо и принося плод, ты всегда будешь получать от Бога то, чего желаешь, к чему ни змей не касается, ни обольщение не проникает; тогда и Ева не растлевается, но остается девою, и спасение является, и апостолы исполняются разумения, Пасха Господня совершается и лики 37 сходятся и устанавливаются в стройном чине, Слово поучает Святых, и торжествует, и Отец через Него прославляется. Слава Ему во веки. Аминь. Речь к эллинам По словам Евсевия (Ц. Ист. IV, 18) Иустин написал, кроме так называемых двух апологий 38 , еще книгу против эллинов, в которой он обширно рассуждает о весьма многих вопросах, составляющих предмет исследования как у христиан, так и у эллинских философов и говорить о природе демонов. Подобным образом свидетельствует Иероним (Cat. Scr. eccl. с. 23): «есть и другое сочинение его против язычников, в котором он рассуждает и о природе демонов». Это именно сочинение издатели и исследователи творений св. Иустина (Нурри, Маран, из новейших Отто) думали видеть в дошедшем до нас небольшом апологетическом произведении под названием «речь к эллинам» (λγος πρς Ελληνας).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

КАМЕНЬНЕЦ ДА//ТИ КОТОРЫЙ АГГЛЪ СЕДЕЛ ИЛИ ГР[О]БА Г[ОСПОД]НЯ.//КАМЕНЬ КУПИНЫ НЕОПАЛИМЫЯ. ДРЕВО Н//А КОЕМЪ ПР[Е]Ч[ИС]ТАЯ СЕДЕЛА КАКЪ БЕЖАЛА//ИЗ ЕГИПТА, МЛЕКО ПРЕЧИСТЫЕ. ПЕРС//ТЬ О(Т) ИЕРДАНА, КАМЕНЬ О(Т) ИЕРДАНА. МО//ИСЕОВЪ КАМЕНЬ. МОЩИ ЗАХЕРИИ ПР[О]РОКА . //МОЩИ ИЯКОВА БРАТА Г[О](С)[ПОД]НЯ, МОЩИ АНДРЕЯ//ПЕРВОЗВАННАГО. М//ОЩИ ГРИГОРИА Б[О]ГО//СЛОВА. МОЩИ ИОА//ННА ЗЛАТАУСТАГО.//МИРО НИКОЛЫ ЧЮ//ДОТВОРЦА. МОЩИ ГРИГОРИА ВЕЛИКИА АРМЕНИА. МОЩИ СТЕФ[АНА]//АРХИДИАКОНА, КЕМЕНЬ ИМ ЖЕ СТЕФАНЪ ПОБОЕНЪ БЫСТЬ, МИРО ДМИТРИА СТР[А](С)ТОТЕРПЦА, МОЩИ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА. //МОЩИ .... ИЖЕ ВО АНКИРЕ. МОЩИ КИРИЛЛА НОВАГО. МОЩИ КОЗМЫ И ДЕМЪЯНА, МОЩИ КИРА И ИВАН(Н)А , МОЩИ АН//ДРЕЯ КРИТЦКАГО, МОЩИ ЕФРЕМА СИРИНА . МОЩИ МИХАИЛА СИНАИТЦКАГО, МОЩИ АКИПСИМЫ, МОЩИ КИРИКА. ЧАС//ТЬ МОЩЕЙ СО СТЫ АНФИМОМЪ ПОСТРАДАВШИХЪ ВО АНТИОХИИ, МОЩИ АНАСТАСИА ПЕРСЯНИНА. МОЩИ С[ВЯ]ТЫХЪ М//НОГИХЪ ... БЕЗ ПО(Д)ПИ(С)ЕЙ. КАМЕНЬ В ДМИТРИЕВЪ С НЕБЕСИ СПАЛЪ ... ЛАДАНЪ РОСНОЙ. МИРО С[ВЯ]ТАГО НЕВЕДОМО КОТОР//ОГО, ДРЕВО ГРОБА ПЕ(Т)РА МИТРОПОЛИТА. ПОСТЕЛКА АЛЕКСЕЯ МИТРОПОЛИТА, РИЗА СЕРГЕЯ РАДОНЕЖЪСКАГО. ДРЕВО//ГРОБА СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКАГО, ДРЕВО МАКАРИА КОЛЯЗИНЬСКАГО, РИЗА КНЯЗЯ НИКОЛЫ СВЯТОШИ. ДРЕВО ГРОБА КНЯ//ЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНЕ//ГОВСКАГО. АНТО//НИА РИМЛЯНИНА ВО//ЗГ(Л)АВИЯ КАМЕНЬ//ЕГО ЖЕ КАМЕНЬ НА ЧЕ//МЪ ИЗ РИМ ОУПЛЫЛ//Ъ В НОВЪГРАДЪ, Е//ГО ЖЕ ТРОСТЬ. ПЕ//РСТЪ З ГРОБА ПРО//КОПИА ОУСТЮЖЬС//КАГО, ПЕРЬСТЬ З ГР//ОБА ИВАНА ОУСТЮЖЬСКАГО. РИЗА ПРЕ//ЧИСТЫЕ, ЖЕЗЛЪ ААРОН//ОВЪ. РИЗА ААРОНОВА.//ДУБА МУМЪВРИКСКОГ//О. КАМЕНИ ВОЗНЕСЕНЬСК//ОГО, МОЩИ СВЯТАГО АПО//СТАЛА ВАРФОЛОМЕЯ.//МОЩИ СВЯТАГО АП//ОСТОЛА ВАРНАВЫ. МО//ЩИ И ЕВАНГ//ИЛИСТА ЛУКИ. МАСЛО//ДМИТРИЯ СТРАСТО//ТЕРПЦА. МОЩИ ИГНАТИ//Я БОГОНОСЦА, МОЩИ ЯКОВА ПЕРЛСКАГО. МО//ЩИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА//ПРОКОПИЯ, МОЩИ ПРЕПО//ДОБНАГО ДАНИЛА СТОЛЪ//ПНИКА. МОЩИ СВЯТ//АГО МУЧЕНИКА ФЕОФАНА. МОЩИ СВЯТ//АГО МУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕЙМОНА, МО//ЩИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГ//ИЯ СТРАСТОТЕРЬПЦА. МОЩИ СВЯТАГО//МУЧЕНИКА АНФИНОГЕНА. МОЩИ ВЕЛ//ИКОМУЧЕНИКА КОНСТАНТИНА//НОВАГО О(Т) ТУРОКЪ СОЖЖЕНА.//МОЩИ СВЯТАГО МУЧЕНИКА ИВАНН//А НОВОГ[О]. РИЗА КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРЬСКАГО.//ГРОБЪ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРЬСКОГО, МОЩИ В//ЛАСЫ АВЬНЕЖЕСКИХЪ (Ч)ЮДОТВОРЦОВЪ,//МАННА НЕБЕСНАЯ. НА ДУХА НЕЧИСТАГО//ТЕМЬЯНЪ РОСНОИ//КАСИЯ, МОЩИ СВ//ЯТАГО КАЛИСТРА//ТА. МОЩИ СВЯТАГО ПРОКОПИЯ, ЦАРЕ//ВИЧА ДМИТРЕЯ О/ТЪ РИЗЪ И ОТ КРОВИ ЕГО И ОРЕШКИ. ДРЕ//ВО ГРОБОВЪ ЯРОС//ЛАВСКИХЪ ЧЮДОТ//ВОРЦОВЪ КНЯЗЕИ//ВАСИЛИЯ И КОНСТЯ//НТИНА, ПЕРСТЬ//ДМИТРИЯ ЧЮДО//ТВОРЦА ПРИЛУЦКА//ГО. РИЗЫ КНЯЗЕЙ//ЯРОСЛАВСКИХЪ ВАСИЛЬЯ И КОНСТАНТИНА . Здесь же в нижней части гравирована надпись: СИЙ КР[Е]СТЪ ПОЛОЖ//ЕНИЕ НИКИТЫ ГРИГ//ОРЬЕВА СЫНА СТРО//ГАНОВА . Надписи с указанием мощей разновременные.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

О признаках благодатного Царствия Божия Ищущие Царствия Божия и молящиеся о пришествии его не должны думать, чтобы оно могло прийти к ним, или вселиться в них приметным образом. Однажды Фарисеи спросили Христа Спасителя: Когда придет Царствие Божие; Отвеща им и рече: не придет Царствие Божие с соблюдением, ниже рекут: се зде или онде: се бо Царствие Божие внутрь вас есть 74 . Впрочем всякий христианин, облагодатствованный, может несомненно удостоверяться о пребывании в себе Духа Святого по действиям Его, подобно тому, как древо познается по плодам. Всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити 75 . Плоды же Духа суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание 76 . По силе сего прошения заповедано нам стремиться и к Царству небесному, и молиться о нем Кроме Царства благодатного сим прошением верующий, по учению Святых Отцов Церкви, испрашивает у Бога и того Царства, которого удостоятся Праведники во второе пришествие Христово, когда Иисус Христос скажет им: Приидите, благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира 77 . И молиться о сем предмете, со стороны верующего, есть дело мудрого сына благодати, как выражается Св. Иоанн Златоустый ; такой сын не привязывает сердца своего ни к чему видимому, считает все настоящее суетою и стремится единственно к Отцу Небесному и к наследию будущих благ 78 . К небесному царствию стремилась некогда душа Первоверховного Апостола Павла, говорившего о себе: Желание имый разрешитися и со Христом бытии, много паче лучше 79 . К сему же Царствию стремилась и душа великого царя и пророка Давида, взывавшего ко Господу: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни 80 . К нему же, конечно, были во время земного жития устремлены и как бы пригвождены взоры, желания и ожидания и всех других чистых и святых душ, по вере почивших. Следовательно и нам, проходящим еще путь жизни сей, должно каждодневно устремлять желания свои к небесному наследию нашему, и из глубины сердца возносить ко Господу молитвенное о сем прошение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

«Огласительное слово святого Иоанна Златоуста во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего воскресения» послужило Роману Сладкопевцу темой для сочинения кондака под названием «Торжество Креста», в котором олицетворенный Ад жалуется Велиару (диаволу. – К У.) на то, что «Древо Назорея» вонзило гвоздь в его сердце. Диавол успокаивает Ад и говорит ему: «Это древо, испугавшее тебя, приготовил я… Древом во второй раз я хочу поймать Адама». Диалог продолжается. Вдруг диавол слышит слова распятого Христа, обращенные к разбойнику: «Ты сегодня царствовать со Мною будешь, и со Мной вместе войдешь ныне в рай». Диавол, слыша это, вторично обращается: «Ад! Возьми меня! Ты прибежище мое! Правильны твои слова, которым я не верил». Кондак, как и все поэмы, Роман завершает обращением к Богу: «Вышний и Всеславный Боже, Твой позор нам честью стал… Будем петь Тебе песнями Сионскими, чтобы древо каждый день нам давало свет и блага драгоценные, а потом нас всех привело снова в рай» 591 . Кукулион этого кондака с надписью «кондак» сохранился в службе Крестопоклонного воскресенья после 6-й песни канона: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз – древо крестное; смертное жало и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай», – и дана первая строфа поэмы как икос: «Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников и един Жизнодавца. егоже виде ад, и рече сущим доле: О слуги мои, и силы моя! кто воздузив гвоздие в сердце мое, древянным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгати Адама и сущия от Адама, древом данныя ми, древо бо сия вводит паки в рай» 592 . Спустя около двухсот лет после этого Иоанн Дамаскин пишет на тему кондака стихиры самогласны гласа 8-го вечерни Великой Субботы: 1) «Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши, души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Бог премудр, и неистощимая Премудрость Его изобрела достойный её способ возвратить к жизни, спасти падшего человека чрез Иисуса Христа. Вследствие сего Бог Отец определил, чтобы Единородный и Единосущный Ему Сын принял на себя дело спасения человека; Единородный и Единосущный Сын Божий, по заповеди Отца, благоволил принять на себя дело спасения человека, а Дух Святый соответственно благоволению Отца и Сына спасти человека принял на себя снизойти к людям, когда силою креста разрушено будет греховное средостение между Божеством и человечеством и таким образом довершит в сердцах человеческих таинство искупления. Так, Бог Отец определил спасти нас чрез Единородного Сына Своего крестом. Бог Сын благоволил принять на себя дело спасти нас крестом. Бог Дух Святый принял на себя усвоить нам спасение, приобретенное Сыном Божиим крестом. Высото Божественная, глубино неизглаголанная, Христово ты еси знамение, кресте пребогате, и широто безмерная, и знамение Непостижимыя Троицы, Жизноносче! Припомним слова Распятого на Кресте: Совершишася. Отче, в руце Твои предаю дух Мой. После сих слов какие открылись явления? Пречистое тело Спасителя еще не было снято со Креста: а земля потряслась, камни расселись, гробы отверзлись, и многа телеса усопших святых восташа. Так воссияла благодать Божия от Креста; так в искупительной смерти Господа славы, распятого, спасение рода человеческого совершилось; с Креста потекли потоки Божественной животворящей силы в умерщвленное грехом человечество... На Кресте собственно открылась, на Кресте провозглашена пред лицем неба и земли и доселе словом крестным проповедуется дальним и ближним слава Бога Спасителя, в Троице славимого. Древо жизни и спасения, Древо бессмертия, Древо разума, Древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо, Крест Трисоставный, Честное Древо, Троицы бо носит триипостасныя образ. 2. Победоносная, спасительная сила креста В совершении предвечного совета на кресте открылось миру все величие любви и милости Божией к падшему человечеству, явилась во всей строгости правда Божия, ревнующая о святости вечных, непреложных законов своих, воссияла беспредельная премудрость в примирении дивном правды, поражающей грех , с любовью, прощающею грешников. В этом – высочайшая слава креста. Для сего он в предвечном совете избран, предопределен, и после, как Сын Божий воплотился, Его Божественною кровию освящен. Но и тайна спасительной силы креста заключается в том же, что составляет славу его, т. е., в совершившемся на нем исполнении предвечного совета Божия, в искуплении от смерти всего человечества, умерщвленного грехом. В славе креста источник и силы его, преводящей нас от смерти к жизни, – силы, которая есть победоносна и животворяща. Победоносною является она в искуплении человечества от смерти; животворящею является она в уврачевании греховных язв и немощей человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Для того Бог и послал Слово, чтобы Оно явилось миру и чтобы язычники уверовали в Того, Кого отверг народ 55 и Кого проповедовали апостолы. Он изначален 56 , Он явился как нечто новое, и в Нем было открыто прежнее, и Он всегда обновляется в сердцах святых 57 . Он вечен, ныне же Он узнан как Сын 58 , через Которого обогащается Церковь и возрастает благодать, распростирающаяся на святых, подающая разум, открывающая тайны, возвещающая времена, радующаяся верным и даруемая ищущим, для которых ненарушимы клятвы 59 верности и непреступимы пределы отцов. И так воспевается страх закона, и познается благодать пророческая, и утверждается вера евангельская, и сохраняется предание апостольское, и ликует благодать Церкви. Не оскорбляя этой благодати, ты познаешь то, что сообщает Слово через кого захочет и когда пожелает. Ведь из любви к тому, что нам открыто, мы в наших трудах по воле и повелению Слова делимся этим с вами. 12 . Внимательно выслушав и постигнув все это, вы увидите, как много Бог дарует верно любящим Его 60 . Вы станете садом блаженства, всеплодным процветающим древом 61 , возрастая в себе самих и украшаясь различными плодами. В этом саду были посажены древо познания и древо жизни; но губит не древо познания – губит непокорство. И Писание не зря говорит, что Бог насадил посреди рая древо познания и древо жизни 62 , указывая на жизнь через познание. Но первозданные люди, обольщенные змием, злоупотребили древом познания и всего лишились. Ведь нет ни жизни без познания, ни твердого познания без истинной жизни, поэтому деревья и были посажены одно близ другого. Апостол, проникая в смысл этого повествования и порицая искусственное знание 63 , не проистекающее из того, что предписывает для жизни истина 64 , говорит: «знание надмевает, а любовь назидает» 65 . Ведь всякий, кто лишен истинного и засвидетельствованного жизнью знания, но при этом полагает, будто что-то знает, ничего не познал: не возлюбив жизнь, он поддается змиеву обольщению. А тот, кто со страхом принял познание и взыскует жизни – произрастает в надежде, ожидая плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Владыка Василий в ответ приводит евангельский стих: грядет бо сего князь и во Мне не имать ничесоже ( Ин.14:30 ) и другой стих: князь мipa сего осужден ( Ин.16:11 ). Далее – комментарий епископа Василия: «Прямо сказано: «князь мipa сего», этого, а не того. Не того, который сотворен «Мною», Христом; сей – не Божий, не «Мой», – говорит Христос» 1192 . В этих рассуждениях епископ Василий фактически отказывает Богу в чести именоваться Творцом нашего мipa. Даже благосклонному читателю не просто признать эту мысль православной. Хочется спросить: не забыл ли автор, когда писал эти строки о том, что «Сатана – никакой не творец даже злого мipa, а паразит на творении Божием» 1193 ? Но недоумение читателя не проходит, а ещё более усиливается, когда он встречает главу с названием: «Откуда древо познания добра и зла?» Здесь владыка выражает мысли совершенно чуждые и противные Библии. Не случайно в этой главе для подтверждения собственных соображений он оказался не в состоянии привести ни одной святоотеческой цитаты. Преосвященный Василий учит буквально следующему: оказывается, в насаждении Райского сада помимо Бога принимал участие... диавол! Иными словами, диавол является сотворцом Богу, по крайней мере, в создании Рая. В частности, его сатанинских рук дело – появление древа познания добра и зла. Вот цитата из книги еп. Василия: «Попытка проклясть землю была у диавола с самого начала (с какого «самого начала»?! – прот. К.Б.), и этой попыткой проклятия было именно древо познания добра и зла» 1194 . В книге Бытия сказано вполне определённо: и насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда. И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь, и древо жизни посреде Рая, и древо еже ведети разуметелное добраго и лукаваго ( Быт.2:8–9 ). Рай целиком был устроен Господом Богом. Учить, что диавол хотя бы один ствол насадил в Райском саду вместе с Богом – равносильно отказу от веры в единого Творца и утверждению вполне манихейского еретического учения о двух богах – добром и злом. Такое учение тем более несостоятельно, что Библия здесь впрямую говорит о Божьем насаждении указанного древа. Также в Акафисте Успению Пресвятой Богородицы 1195 Церковь именует Насадителем Райского сада Бога, а вовсе не диавола: «Радуйся, вознесшаяся в прекрасный Рай вышняго Насадителя» (Икос 8).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Видишь ли, как дева, древо и смерть были знаками нашего поражения? Посмотри же как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы — Мария, вместо древа познания добра и зла — древо креста, вместо смерти Адама — смерть Господа. Видишь ли, что чем диавол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама диавол, крестом поразил диавола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это древо, древо креста, и низринутых туда опять извлекло из ада. То заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а смерть Христа поистине воскресила всех, живших и прежде Него. «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его» (Пс. 105:2).    «Чрез смерть мы сделались бессмертными, по падении восстали, после поражения стали победителями». Часть 2    Наконец, св. Иоанн Дамаскин говорит: «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, Божественно и удивительно, но удивительнее всего честный крест Его. Ибо не иным чем как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение, нам дана сила презирать настоящее и даже саму смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом».    Поэтому, по словам Святого отца, должно поклоняться самому древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святых Тела и Крови.    Подобное же учение о Голгофских страданиях и смерти Христа Спасителя, как об искупительной жертве за грехи рода человеческого, находится в творениях и остальных отцов и учителей Церкви. Но этого мало: оно даже формально утверждено целым поместным собором Константинопольской Церкви 1156 года.    Собор этот был созван для разрешения разногласий, возникших в то время по поводу различного понимания известных слов литургической молитвы, где говорится о Христе Спасителе: «Ты приносяй и приносимый, и приемляй, и раздаваемый».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

И ныне, егда принесоша ю зде и прошаху продати ю и внегда бе митрополит Писидийский нынешний человек мой, понуди мя и дах долг, и взях ю и посылаю святую главу к державному и святому царствию твоему... Посылаю и едины святые мощи к самодержице царице супружнице, еяж суть от длани преподобные матери нашея Параскевии, яж празднуется в 14 день октября, еяж святые мощи бяху целы сохранены в патриаршестве зде в Константинопольском и во время, внеже проси ю и взял воевода молдавский Лупул в Молдавию, тогда аз сам своими руками со благоговением разлучих я и держах в страсе и не лгу, яже да имать во освящение и сохранение всякие противолежащия силы... и что известит благодать Божия человеколюбным твоим утробам и да помилует мя от велиа милости своея» 85 . В 1626 году привез в Москву Константин Ларивонов часть Животворящего Древа, о котором подал такое заявление: «Бью челом и пишу смея и не смея недостойный раб, который принес к вашему царскому величеству святое и пречестное, великое и неизреченное древо, есть то от пречестнаго и Животворящаго Креста, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго и единосущнаго и нераздельнаго. И это древо обрели прародители мои, а по прародителех моих досталось мне, убогому рабу вашего царскаго величества, и видечи я то, чтобы то пречестное древо не осталось там меж волков еретиков агарян, привез если то древо с собою к вашему царскому величеству: да извещаю вам, великим царем, что я от родства великаго, про то велите распросить... преподобнаго келаря Аникея, он про то ведает... а то древо свидетельственно, и чудеса многие от него творились и про то объявляю неложно, не для мзды, сами вы узрите: какое чудо учнет от него происходить и распросить велите верийскаго митрополита Аверкия, что он видел, и он вам, государем, подлинно скажет про те чудеса» 86 . В 1693 году Иерусалимский патриарх Досифей с племянником своим архимандритом Хрисанфом прислал царице Наталье Кирилловне часть Животворящего Древа, причем писал: «Посылаем вам освящения ради и помощи душевной и телесной частицу самого подлиннаго Честнаго и Животворящаго Креста Господня» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010