Ситуация в нашей стране – парадоксальна. 61% населения считают себя православными, из них только 5% причащаются, и при этом 5 млн абортов в год и 40% браков кончаются разводами! И ответ на все эти беды и парадоксы надлежит искать в «искусстве святости», практическом опыте святых, в том числе – близких нам по времени, сталкивавшихся со сходными проблемами, и прежде всего св. прав. Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 г. в семье бедного причетника Ильи Сергиева . Позднее он напишет: «С самого раннего детства родители приучили меня к молитве… Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем…» К учению ему удалось приобщиться благодаря частой и пламенной молитве, в результате которой однажды «точно завеса спала с глаз». В автобиографии он писал: «Грамота давалась мне туго… но будучи приучен отцом и матерью к молитве в скорби о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума» . И самое начало жизни святого праведного о. Иоанна Кронштадтского тесно связано с вызовами нашего времени. Таковыми является наша бессемейность, безбытность, случайность и безмолитвенность наших семей. Почему среди нас встречаются несчастные, озлобленные, а временами и преступные дети? Часто это происходит оттого, что ребенок в семье зачастую не чувствует ни любви, ни воспитательного начала, не говоря уже о молитвенности, о церковности. В результате он выходит из холодной, безлюбовной семьи в еще более холодный и ожесточенный мир и черствеет душою и зачастую умножает то зло, которое с детства запало в его душу. Тот ответ, который дает нам жизнь святаго праведного Иоанна – созидание семьи, как малой Церкви. Жизнь его семьи, как мы видим, была бедной материально, но богатой духовно и праведный Иоанн воистину явился «благочестивого корени» пречестной отраслью. В 1845 г. он с отличием закончил Архангельское приходское училище, успешно учился в Архангельской Духовной Семинарии, по окончании которой был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. «Высшая духовная школа имела на меня особенно благоприятное влияние», – писал он впоследствии. Учебу он совмещал с работой, переписывая по ночам бумаги, поскольку умер его отец и он остался единственным кормильцем в семье. Скудное жалование св. Иоанн пересылал матери. В 1855 г. св. Иоанн окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитил работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

http://pravoslavie.ru/37047.html

Владыка был наделен старческим даром рассуждения и советования. Он пользовался любым случаем, чтобы наставить, утешить, подсказать. Помню, как перед диаконской хиротонией на вечерней службе в церкви Смоленской Божией Матери на Смоленском кладбище 17 октября перед хиротесией во чтеца владыка благословил меня присесть рядом с собой в алтаре и стал подробно наставлять о священническом служении. Он спросил, кто у меня матушка, есть ли дети, где мы живем? Потом неожиданно сказал: «Запомни, что у тебя теперь есть еще одна семья — твой приход. Это твоя семья! Прихожане - твои домочадцы. Люби их, заботься о них, чтобы не было тщетным твое имя отца». Он говорил с любовью, положив свои руки мне на голову и на плечи. В тот момент я сам почувствовал в нем духовного отца, для которого я являюсь духовным сыном. Эти слова владыки храню до сих пор в сердце, руководствуюсь ими, любя своих прихожан и считая их всех своими чадами. Будучи настоятелем дальнего прихода, я, к сожалению, не мог часто встречаться с владыкой. Большей частью это были встречи по какими-то церковным делам, когда я приходил на прием к митрополиту. Тогда епархиальное управление располагалось еще в здании духовной академии на Обводном канале. Я брал у него благословение на строительство храмов, на установку крестов, на разные приходские дела и начинания, на общественные инициативы. В коридоре обычно сидела целая очередь батюшек с бумагами в руках. Если владыка не успевал, он выходил в коридор и прямо там решал вопросы. Помню, с какой радостью воспринял владыка идею построить в Санкт-Петербургской епархии первый храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Подборовье. Он был глубоким почитателем памяти Всероссийского пастыря и продолжателем его служения. Весной 1995 года я получил письменное благословение на строительство, 9 мая мы заложили храм по образцу часовни на родине св.Иоанна Кронштадтского в селе Сура. По молитвам митрополита Иоанна храм без какой-либо спонсорской помощи силами прихода был построен всего за два года. К сожалению, освящался храм уже после кончины владыки, но прихожане считают этот храм духовным детищем митрополита Иоанна.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/02/kr...

— В фоторепортаже мы видели, что в дар приходу и от прихода были преподнесены иконы, что это были за образы? Архиепископ Кирилл благословил Светлану Владимировну иконой св. Иоанна. В ответ жена Президента передала соборному приходу икону преподобных Петра и Февронии , покровителей семьи, любви и верности. День семьи, любви и верности был учрежден в 2008 году по инициативе Светланы Владимировны и теперь стал всероссийским праздником. Передавая икону в руки владыки Кирилла, гостья сказала, что ее муж, Дмитрий Анатольевич, не смог сопроводить ее в этот день, но он просил передать от себя приветствие и данная икона – дар и от него, и от нее. Подаренной иконой архиепископ Кирилл осенил всех присутствующих. Изначально для нашего храма намечался иной дар от супруги Президента (нас об этом спрашивали), но вышло очень хорошо и даже промыслительно, что она преподнесла нам именно эту икону. Такой иконы у нас в храме не было, Сан-Франциско славится большим числом сторонников «антисемейного» образа жизни. Так что мы здесь очень нуждаемся в молитвах и предстательстве преподобных Петра и Февронии. — Что происходило дальше? Затем настоятель собора архиепископ Кирилл представил высокой гостье клир и должностных лиц прихода, а мне поручил вкратце рассказать ей историю прихода и показать главные святыни храма. Зная, что Светлана Владимировна родом из Кроншадта, я первым делом подвел ее к поясу св. праведного Иоанна Кронштадтского . Левый придел нашего храма посвящен этому святому и является исторически первым престолом в честь св. Иоанна Кронштадтского, которого Русская Зарубежная Церковь причислила к лику святых еще в 1964 году. У ковчега с поясом всероссийского пастыря мне уже не пришлось спрашивать гостью, хочет ли она приложиться к святыне. Я сразу открыл ковчег, вынул пояс и возложил ей на лоб, а она приклонила голову. — В соборе много редких икон… — Да. Знакомясь с иконами нашего храма, Светлана Владимировна обратила особое внимание на икону святых Китайских мучеников, погибших при Боксерском восстании, а также на написанную в Иерусалиме икону Жен-мироносиц : у нас в храме с левой стороны преобладают иконы святых жен, поскольку женщины-прихожанки обычно стоят в храме слева. Жена Президента все слушала с большим интересом и вниманием, изредка и с большим тактом задавая вопросы.

http://pravmir.ru/znakomstvo-pervoj-ledi...

Русская патрология Баринов Н., прот . Богословско-историографический анализ работ святых отцов Русской Православной Церкви XIX — начала XX в. по теме причин и целей сотворения мира//Вопросы богословия. 2023. 1 (9). С. 38–52. Работа прот. Николая Баринова посвящена исследованию трудов святых отцов Русской Церкви XIX — нач. XX в. по теме причин и целей сотворения мира. Автор статьи выявляет исторический контекст, пути развития богословия, различные школы, используемые ими источники. Определяются две группы мнений святых отцов и синтезируется consensus patrum о причинах сотворения мира, которым является представление о благой свободной воле Божией. Автор статьи выявляет богословскую линию оптинских старцев, согласно которой мир создан для человека, и ее происхождение от прп. Петра Дамаскина, а также подтверждает мнения прот. Павла Хондзинского о «балансировании» богословия свт. Филарета Черниговского между Москвой и Киевом и прот. Олега Мумрикова о христологичности антропного принципа Вселенной. Автором вводится новый термин «христоцентризм вселенной» как выражение средоточия всех целей творения мира. Белик К. Д . О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова)//Новосибирский временник. 2023. 2. С. 22–40. В статье К. Д. Белика описывается богословская позиция свт. Филарета (Дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. В первую очередь в статье описывается освящающее действие в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. Практическое приложение богословских положений свт. Филарета показывается автором статьи на примерах предложенных святителем средств по врачеванию старообрядческого раскола и предотвращению его разрастания. Бондарев А. С . Вопрос богатства в трудах святого праведного Иоанна Кронштадтского//Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2023. 2 (9). С. 15–26. В статье А. С. Бондарева анализируется этическое учение св. прав. Иоанна Кронштадтского о христианских добродетелях через призму его отношения к богатству. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн пропускает этот вопрос сквозь свое пастырское служение и предупреждает верующих о возможных последствиях, связанных с использованием материальных благ для эгоистических целей, а способом преодоления негативных последствий владения богатством называет совершение дел милосердия. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн Кронштадтский в своих трудах пытается уравнять материальные ценности с орудием, с помощью которого можно исполнить заповедь о любви к ближнему, а можно погибнуть от бесконечного собирательства в личных целях. Согласно выводу А. С. Бондарева, смещение акцентов в изложении отношения к богатству позволило св. Иоанну Кронштадтскому актуализировать роль Церкви в побуждении общества к социальной справедливости.

http://bogoslov.ru/article/6195747

Когда же в годы перестройки появилась возможность выйти на широкую аудиторию, о. Александр использовал её сполна: памятны его открытые лекции в клубах, домах культуры, институтах, библиотеках, в школах, выступления на радио и даже на телевидении. «Теперь его аудиторией стал не только приход, но практически весь Советский Союз… Новое поколение хотело не только верить, но и знать», — свидетельствовала докладчица, рассказывая о том, как о. Александру удавалось преодолевать укоренившийся стереотип об антагонизме науки и религии, творчества и духовной жизни.  С 1988 году у пастыря вызревала идея создания Общедоступного открытого православного университета «для домохозяек», как шутил он сам, имея в виду своего рода «ликбез» для самого широкого круга людей. 8 сентября 1990 года он прочитал лекцию о христианстве и официально открыл этот университет, а утром следующего дня его убили. Но задуманный им университет работает до сих пор благодаря духовным чадам, друзьям и соратникам о. Александра. В 1995 году группа молодых слушателей, пройдя в этом университете все курсы, создала новую образовательную ступень — Библейско-богословский института (ББИ), который давал высшее богословское образование. «Так из посева отца Александра выросло два дерева — Общедоступный православный университет и Библейско-богословский институт. У них разные концепции образования, но это не противоречит главной идее отца Александра: верующий человек должен быть образованным, а христианство и просвещение, православие и культура не только не противоречат друг другу, но дополняют друг друга и должны тесно взаимодействовать, взаимно обогащаясь», — заключила Языкова. Известно, что в семье Меней очень почитали св. прав. Иоанна Кронштадтского. Игумен Иоанн (Самойлов), настоятель Сергиевского храма в Семхозе, сделал сообщение «Педагогические советы святого праведного Иоанна Кронштадтского». По словам докладчика, в текстах о. Иоанна нет конкретных педагогических советов, но его размышления о детях, о воспитании и воспоминания учеников и духовных чад дают представление об основных его педагогических воззрениях. Очевидно, что главным для него была любовь к детям, каждый из которых для него был «бесценным чадом Отца Небесного», а учитель воспринимался как посредник между Богом и учениками, он должен был каждого «принять в сердце». Цель образования, по о. Иоанну, — воспитывать «полноценное духовное зрение», чтобы при всех познаниях иметь «просвещённые очеса сердца», восстанавливать «через самопознание повреждённый грехом образ Божий». 

http://bogoslov.ru/event/6193114

Обнаружение наркотических веществ у Н.В.Каклюгина члены Координационного совета по противодействию наркомании воспринимают как провокацию и личную месть тех, кому мешала деятельность Николая Владимировича. Никогда - ни в поведении Каклюгина, ни в кулуарном общении между специалистами в сфере реабилитации наркозависимых - не проскальзывало даже мизерного намека на то, что Николай Владимирович мог быть как-то связан с хранением или сбытом наркотических веществ. Кроме того, обстоятельства, связанные с обнаружением наркотических веществ у Каклюгина Н.В. и его задержанием, ни в коей мере не устраняют каких-либо сомнений в его виновности. Реальное и логичное объяснение произошедшего, по мнению членов Координационного совета по противодействию наркомании, в том, что наркотические вещества Каклюгину были кем-то подброшены. Подобные случаи, к сожалению, случаются. В частности, министром Внутренних дел России Владимиром Александровичем Колокольцевым на заседании Совета Федерации РФ 28 марта 2018 года было озвучено, что за последний год за действия, связанные с подбрасыванием наркотиков, привлечено к ответственности 20 сотрудников МВД. Каклюгину, исходя из обстоятельств дела, могли подбросить наркотические средства также иные граждане, не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов. Задача следствия - установить правду, и мы возлагаем большие надежды на объективное расследование. В связи с тем, что Каклюгин Н.В. ранее в противозаконной деятельности замечен не был, характеризуется положительно, прошу суд проявить гуманность и милосердие и смягчить меру пресечения 1. Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, руководитель Координационного центр по противодействию наркомании СОБЦСС, председатель Правления благотворительного фонда св. прав. Иоанна Кронштадтского, заместитель сопредседателя совместной Рабочей группы РПЦ-ГАК. 2. Игумен Анатолий (Берестов), настоятель храма св. преп.Серафима Саровского при Институте трансплантологии, духовник и руководитель Душепопечительского Православного Центра по имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье в г. Москва .

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/12/da...

Как-то теперь она поживает? Проезжаем по центру села, крестимся на новенький пятиглавый храм. По благословению вологодского епископа освятили его не во имя Леушинской иконы, как предполагалось ранее, а в честь Преображения Господня. Многое здесь поменялось... На этот раз к поездке в Мяксу мы лучше подготовились, созвонившись с давней читательницей и другом нашей газеты Идой Александровной Климиной. Она нас и встретила, на ночёвку у себя устроила и в школу проводила - к Галине Борисовне Тиховой. - Галина уже на пенсии, но без детей жить не может, занимается с ними по программе «Истоки», - поясняет по дороге мяксинская старожилка. - Она позже в школу подойдёт, за пирожками к чаю забежала, а мы пока школьный музей посмотрим. В Мяксе два музея - в воскресной и общеобразовательной средней школе. Причём первый не уступает второму. Начало ему положила удивительная находка - сундучок, принадлежавший неизвестной монахине Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. В нём хранилась книга святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», которую батюшка сам подписал в дар основательнице обители - игумении Таисии. Лежали в нём и несколько книг со штампом Леушинской женской учительской школы, а ещё фотография последней настоятельницы игумении Агнии, расстрелянной в 1937-м. Затем к этим реликвиям добавился камень, лежавший в основании одного из храмов затопленной обители, портрет св. прав. Иоанна Кронштадтского с дарственной надписью жителям села Ильинское, различные предметы леушинских сестёр, живших после закрытия монастыря в деревне Романово. Но поначалу мы пошли в музей средней школы. Один из залов его также посвящён Леушинской обители и рукотворному «великому потопу». На стене нарисованы храмы, словно всплывшие из глубин Рыбинского водохранилища, а на полу - камни и земля. - Если сесть на пол, то потрясающий эффект, словно на берегу водохранилища находишься, - поясняет Ида Александровна. - Детишкам нравится вот так на полу экскурсоводов слушать. - А камни настоящие?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

По её результатам вышел в свет сборник материалов с одноименным названием «Гори во мне светильник веры». Инициатор конференции и составитель книги – кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и медиа Гуманитарного института ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» А.Е.Новиков. В сборник вошли доклады настоятельницы Новолеушинского монастыря игумении Кириллы (Червовой), древлехранителя Череповецкой епархии М.Г.Мальцева, сотрудников Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерея Сергия Бондаря и Е.А.Силиной, директора Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского протоиерея Геннадия Беловолова и многих других. В конце книги размещена фотохроника мероприятий, посвященных 180-летию игумении Таисии (Солоповой). Это университетский сборник предназначен как для богословов, историков, музейных работников, так и для всех неравнодушных к памяти игумении Таисии людей. Я рад был получить в дар это сборник, каждая статья которого открывает новые сведения об игумении Таисии. В том же юбилейном году в Боровичах, городе детства игумении, в одиннадцатый раз прошли Таисиинские чтения. Именно из Боровичей начался её подвижнический монашеский путь. Последний год жизни в миру после окончания Павловского института Мария Солопова провела в родительском имении Абаконово в 20 километрах от Боровичей на берегу оз. Пирос. Зимой 1860-1861 годов девушка жила в городе – в доме, оставшемся ей от деда. Почти ежедневно посещала Свято-Духов монастырь и лишь укрепилась в желании служить Господу. В память об этой великой труженице и молитвеннице с 2002 года в Боровичах регулярно (раз в два года) проходятся Таисиинские чтения, носящие культурно-просветительский характер. По благословению архиепископа Боровичского Ефрема их проводит благочинный Боровичского округа протоиерей Иоанн Мороко. В епархии делается большая работа по мемориализации мест связанных с игуменией Таисией. В последние годы на месте родительской усадьбы игуменьи освящена часовня-колодец. Возрождается храм святых апостолов Петра и Павла на берегу оз. Пирос, где часто молилась Машенька Солопова. На ул. Советской в Боровичах сохраняется её дом. В 2022 году Боровичской епархией выпущена книга «Начало подвижнического пути игумении Таисии». Имя благодатной старицы Таисии Леушинской, духовной дочери праведного Иоанна Кронштадтского занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга – летопись славы северной столицы. Особенность Боровичских Таисиинских чтений состоит в совмещении докладов с интересной концертной программы, в которой участвует хор кафедрального Успенского собора, коллектив Детской школы искусств, воспитанники Воскресной школы Свято-Духова монастыря, учащиеся школ города. Проводится конкурс рисунков на тему «Храмы в жизни игумении Таисии».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Редакция журнала «Берег России» обратилась к помощнику руководителя Душепопечительского центра Сергею Владимировичу Козлову с просьбой рассказать о работе их замечательной и очень нужной для возрождения нашего Отечества православной организации. + + + В последнее время все чаще поступает просьба - рассказать об истории православного реабилитационного центра в Приморском крае. С удовольствием расскажу об этом. В далеком 2003 году в Приморский край на конференцию по борьбе с наркоманией с лекцией о церковном опыте реабилитации людей с зависимостями прибыл иеромонах Анатолий (Берестов). На конференции присутствовали представители власти, врачи и священнослужители. А уже 18 мая 2004 года в актовом зале Православной гимназии города Владивостока состоялось заседание секции «Церковь и проблемы социальной и психологической реабилитации» в рамках IV Приморских образовательных чтений. Секцию возглавил иеромонах Анатолий (Берестов) - д.м.н., руководитель душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Москвы . В вступительном слове к участникам чтений он коснулся работы столичного православного ДПЦ, привел потрясающие статистические данные о количестве вылеченных наркоманов: 85 % наркозависимых лиц трудами центра возвращаются здоровыми людьми в общество. «Я утверждаю, - сказал отец Анатолий, - наркомания победима. Человек, который находит Бога, теряет наркотики». Эти слова произвели неизгладимое впечатление и подвигли к более решительным действиям по организации реабилитационного центра бывшего врача-травматолога, а в то время ключаря Покровского храма Владивостока протоиерея Александра Талько. Этот несомненный лидер стал безсменным руководителем и духовником центра, одним из лучших руководителей православных центров в России. Он стал живым примером, достойного подражания христианина, для воспитанников и сотрудников центра. Его системный подход в несении душепопечительских трудов виден невооруженным глазом. Для улучшения качества помощи он получил дополнительное образование и стал психиатром-наркологом. И он дал пожизненный Обет трезвости, показав пример не только зависимым, но и их родным.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/201...

Но " личное " у действительно по-христиански " осолённых верой людей " всегда становится частным, вторичным, поскольку проявление в другом человеке настоящей, а не формальной церковности не просто примиряет, но служит и хорошим прояснением (тут какое-то другое слово нужно) к словам Спасителя: " … Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки " (Мф.: 7.12). Другая же статья Н. Лескова посвящена событию печальному и вопиющему, точнее, его последствиям: св. праведного Иоанна Кронштадтского сильно избили (См.: Прекращение кронштадтского дела // Неизданный Лесков. – С. 236-237). Духовенство русское поколачивали, и нередко. О " технике " драки со священником сообщал в 1698 – 1699 гг. Иоганн Георг Корб в " Дневнике путешествия в Московское государство " (Князь П.А. Голицын в 1701 г. называет его " поганцем и ругателем " ). Епископ Иоасаф (Горленко), умерший незадолго до Ekamepuhы II, повелел высечь в Курском монастыре 18 монахинь за " самовольное избрание игумении " . Т.Г. Леонтьева, благодаря(трудам) которой мы знакомы с дневниками тверских священников: И. Белюстина, В. Владиславлева, – деликатно сообщает, что " так называемое неканоническое поведение становилось привычным для повседневной жизни духовенства второй noлobuhы XIX beka " (См.: Вера и прогресс. – М., 2002). Да и пушкинский " поп " из сказки был, с юридической точки зрения, просто изощрённым образом " избит " Балдою. В современной России избиение священника считается " бытовым хулиганством " . Об убийствах и покушениях на убийство по религиозным мотивам (прот. Александр Мень, свящ. Даниил Сысоев, оптинские монахи...) говорить следует специально. Так вот, совершил " побои " над о. Иоанном некий крестьянин Теканов, принадлежавший к секте пашковцев. Лесков Теканова, похоже, жалеет, оправдывая его агрессию " теснотой, спёртым воздухом, делом смолистых курений, необыкновенным чтением…, ужасно действующих на экстатиков " , т.е. чуть ли не впервые в художественной литературе описываются последствия сектантских " бдений " .

http://radonezh.ru/analytics/otsen-nnoe-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010