– Она хороша по замыслу, раз вы хотите, чтобы было одно стадо и один Пастырь. Но посмотрите, сколько гор надо преодолеть для этого между нами и вами! Где у вас Священное Предание? Где у вас семь таинств? Где церковная иерархия? Где почитание Божией Матери, ангелов и угодников Божиих, святых икон и мощей? Где дела ваши? Вы знаете одно: sola fide – спасение только верой! Но возможно ли это? Ведь вера без дел мертва ( Иак.2:20, 26 ). Ничуть не лучше и sola gratia – спасение только благодатью у кальвинистов. Как спастись одной благодатью, если тот же апостол, на которого вы без конца ссылаетесь, говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 )? Но и святое Евангелие требует от нас дел, сообразных с заповедями, ибо сказано: если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ). Не бывает веры без дел, как думаете вы, вменяя ни во что труды ради Господа, пост и многое-многое другое. Можно ли, зажмурившись, перескочить через двухтысячелетнюю историю Церкви, которая неопровержима? Я посетил в прошлом году римские катакомбы и видел тамошние настенные изображения. В катакомбах есть росписи и иконы I, II и III веков, ведь византийская иконопись пошла откуда. Кафедральные соборы Равенны и Венеции, Константинополя и других городов, воздвигнутые святыми Константином Великим , Юстинианом и другими императорами, всё это свидетельства из глубины веков! Можете ли вы сказать, что всего этого не было полторы тысячи лет и у вас, до вашего отделения от католиков? И если вы забыли о своих корнях, то неужели и мы должны забыть о них? Но дерево, забывающее о своих корнях, засыхает и гибнет! А древние храмы стоят, словно стражи, доказывая всему миру, что Церковь украшалась иконами с первых веков. Однако зачем вы, ученые люди, которые должны знать всё это сами, пришли ко мне, пастуху? – Мы пришли посмотреть не на ученого человека, а на человека святого.«Свят Господь Бог наш!» вот что поют в наших храмах. Воистину один Он свят, мы же прах и пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

(Из «Бесед» Я.К. Амфитеатрова) 173. Изложение молитвы Господней (Мф.6:9–13) Отче наш! О, как велико милосердие твое к нам, грешным Твоим созданиям! Ты – Бог превечный и всесовершенный, а мы – земля, прах, глина и пепел; мы от земли созданы и в землю опять возвратимся... Ты един – свят и пресвят, а мы в беззакониях зачаты и во грехах рождены на свет; Ты – Творец и Владыка неба и земли, в руце Коего всякое дыхание и всякая тварь, а мы – ничтожные черви, рабы непотребные, ничего не стоящие... И вот Ты благоволишь, Ты повелеваешь, чтобы мы, по природе чада гнева ( Еф.2:3 ) и рабы тления ( 2Пет.2:19 ), именовали Тебя своим Отцом, и, восприяв чрез Единородного Сына твоего власть быть чадами Божиими по благодати ( Ин.1:12 ), – взывали к Тебе гласом сыновним: Отче наш ! О благость бесконечная! Ты и создал нас, Ты и печешься о нас – так, как не печется ни один отец земной о любимых детях, ибо без Твоей воли святой даже ни один волос не падает с главы нашей ( Лк.21:18 ); но как дерзнули бы мы назвать Тебя Отцом своим, если бы Единородный Сын твой не благоволил облечься в естество наше, если бы Он, сладчайший Господь наш Иисус, не купил нам этого права Своей кровью бесценной, если бы Он Сам не назвал нас Своими меньшими братьями ( Мф.25:40 ) и не открыл нам превожделенное имя Твое, Небесного Бога и Отца?... Ты – Отец наш, а мы все братия о Христе Иисусе; Ты всех нас одинаково любишь, обо всех одинаково промышляешь, а потому я, первый из грешников, дерзаю молиться не о себе только, но и о всех братиях моих, как и они все молятся за меня, недостойного, – дерзаю просить всякого даяния блага не себе только, но и всей Церкви Твоей, как и она вся единым сердцем и едиными устами просит того же для меня, непотребного... «Отче наш, иже еси на небесех»! Знаем мы, что Ты – Дух вездесущий, и нет места, где бы Тебя не было; но знаем и то, что на небесах Ты особенно являешь славу Свою блаженным духам, что там – престол Твой дивный, – туда стремится и наш дух из сей юдоли земной, где мы только странники и пришельцы...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 172–173) 1 . Господь и Спас наш Иисус Христос среди прочих спасительных заповедей дал Своим ученикам, спрашивавшим Его, как им молиться, тот вид молитвы, который и вы также узнали в полноте из нынешнего чтения. Пусть же любовь ваша сейчас послушает, как Он учит Своих учеников молиться Богу, Отцу всемогущему: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему» 652 . Под тем, что Он называет «комнатой», Он имеет в виду не скрытое от посторонних глаз жилище, а то, что внутренние покои нашего сердца нужно открывать только Отцу 653 . Мы должны молиться, затворив двери, то есть, закрыв таинственным ключом грудь нашу для дурного помысла, и с закрытыми устами говорить умом с Богом. Бог же наш слушает нашу веру, а не голос. Так что нашу грудь нужно запереть ключом веры против нападений врага, а открывать одному только Богу, ведь она, как мы знаем, – Его храм, так что в наших мольбах мы будем призывать Того, Кто обитает в наших сердцах 654 . Итак, Слово Божие и Божия Премудрость, Христос Господь наш, научил нас молиться такой молитвой: 2 . «Отче наш, сущий на небесах» 655 . Это – слова свободы и полное доверие. Поэтому вы должны жить в таких нравах, чтобы быть и сыновьями Божиими, и братьями Христовыми. Ведь какую дерзость нужно иметь, чтобы решиться назвать Бога «своим отцом», в то время как бесчестишь Его волю? Так что показывайте себя достойными божественного усыновления, ибо написано: «Тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими» 656 . " Да святится имя Твое» 657 ; мы просим этого не потому, что наши молитвы освящают Бога, Который всегда свят, но для того, чтобы имя Его святилось в нас, чтобы мы, освящающиеся в крещении, усердствовали в том, чем начали быть 658 . «Да приидет Царствие Твое» 659 . Но есть ли такое время, когда не царствуст Бог наш, Чье царство бессмертно? 660 Нет; но, когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», то просим, чтобы пришло наше царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

1Фес.3:11–13 . Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. Всего этого мы от всего сердца и всей души желаем вам. О нас и о вас, о каждом из нас на всех путях наших и путях ваших печется Всеблагой Господь Иисус Христос и Его спасительный Промысл. Он управит путь наш к вам, к сердцам вашим и к вере, живущей в вас, поскольку вы – то же, что и вера ваша. Что есть человек на самом деле, показывает его вера. И мы хотим, чтобы вера ваша стала совершенной, поскольку желаем, чтобы и вы были совершенными перед Богом, и вы можете стать такими, если превратите сердца ваши в мастерские святой любви Христовой, святой веры – жизни, если в этих мастерских днем и ночью будут действовать все Святые Таинства и евангельские добродетели. О, сердце ваше – мастерская Христова, пусть в ней трудится Господь, порождая святые мысли, святые чувства, желания, дела и святую жизнь! Ведь только посредством святости человек утверждается и совершенствуется о Господе, только посредством святой жизни сердце человека преображается от силы в силу, от бессмертия в бессмертие. Да, сердце становится чистым, безукоризненным и совершенным перед Богом только своей святостью; а когда сердце свято, из него исходят святые мысли, чувства, желания и святая жизнь. Тогда для нас перестает существовать время, а есть только наше бессмертие и вечность как результат богочеловеческих добродетелей. Мы уже живем так, как будто каждым нашим чувством, словом и делом находимся перед Страшным Судилищем Господним. Действительно, мы каждым помыслом о Господе устремляемся ко Второму Его пришествию. Так пусть каждый наш помысл будет чист и свят, каждое наше желание непорочно и каждое дело безупречно, как восходящее на встречу Господа нашего Иисуса, грядущего судить живых и мертвых. Если мы не станем святыми в жизни, то как встретим Господа во Второе Его пришествие?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Господь Бог наш – Отец и Сын и Дух Святый – есть пречист, яко свят; есть свободен и премудр, яко высочайший дух, есть свят, яко источник святыни, есть благ и милосерд, яко пламенная любовь, есть вездесущ, яко непостижимая высота, глубина, широта и долгота; есть всемогущ, яко беспредельная сила, есть праведен, яко любитель добра и творец закона». «Господь Бог наш, яко царь, в вечности на престоле сидит, яко отец, от небесных Ангельских сил прославляется, яко виновник святыни, всеми святыми окружается и прославляется, яко владыка, над вселенною владычествует. Се слабое изображение и очертание существа Божия». Следующее письмо будет заключать в себе уяснение сказанного в настоящем, которое заключаю молитвою, да благодать и свет умножится нам, в познании Бога и Христа Иисуса Господа нашего. Письмо 7. О том же Ты желаешь уяснить себе, почему существу Божию не приличествует телесность? Потому что всякое тело ограничено пространством, а Бог ничем не ограничен и вездесущ. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер.23:24 )? Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу ( Пс.138:7 )? Всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо. Бог не имеет никакого чувственного образа. Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис.40:18 ). А потому припомним здесь слова святителя Димитрия Ростовского , – «не надобно так глупо думать, якобы Бог составу человеческому подобен, и якобы имеет главу, бороду, руки и ноги. Он есть весь глава, ибо всем есть начало; весь око, ибо всё видит; весь ухо, ибо всё слышит; весь рука, ибо всё содержит; весь нога, ибо везде есть (Зерцал. Православн. исповед. Част. 1)». Нам известны два места св. Писания, в коих Бог прямо называется Духом. Христос Спаситель наш, желая наставить жену самарянскую Фотинию, а чрез нее и всю Самарию, что не на Гаризине только, как думали самаряне, и не в Иерусалиме одном, как веровали иудеи, подобает кланяться Богу, но грядет час, когда истинные поклонники станут поклоняться Ему на всяком месте, сказал: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Дух, т. е. существо непривязанное ни к какому месту, существо невещественное, вездесущее, разумно-нравственное. Дух плоти и кости не имат, рек Господь. Это первое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Григорий Палама , «только посредством действия Божия, неотделимого от существа Его, существо Его сообщается людям» 244 . Святого Ефрема Сирина «Венец славы соплетает Он праведным, уповавшим на Имя Его и на спасение Его» 245 . Св. Пророка Малахии « А для вас, благоговеющие пред именем Моим , взойдёт солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» ( Мал. 4:2 ; см. 3 кн. Ездры, 2:42–48). Блаженного Феодорита «Свято и страшно имя Его». Для верующих Оно Свято , превожделенно и источает обилие благ, а не верующих, живущих беззаконно мучит и наказует » 246 Из книги Деяний Апостольских " Ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего ... и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». ( Деян. 3:16 ). Митрополит Филарет Московский (Дроздов) «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне ( 2Тим. 2:19 ). Великое для нас благополучие на земли, великая надежда на небеси, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти всё дело спасительного посольства Своего с неба на Землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земного поприща. Он взывает в молитве к Отцу Своему Небесному: дело совершил, еже дал еси мне, да сотворю. Какое дело? – Аз прославих Тя на земли; или иначе: явил имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мира» ( Ин. 17:4–6 ). Из сего почти можно заключить, что те, которым явлено Имя Отца Небесного, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божии. Никтоже, свидетельствует боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ) 247 . Сам Господь свидетельствует « Живу Аз и присно живет имя Мое » ( Чис. 14:21 ). » И рече Бог паки к Моисею : тако речеши сыном Израилевым: Господь Бог Отец наших. Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль посла мя к вам: сие Мое есть Имя Вечное ». ( Исх. 3:15 ). " Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя, славы Моея иному не дам» ( Ис. 42:8 ). «Ты, Господи, Отец наш, от века Имя Твое: «Искупитель наш» ( Ис. 63:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

По окончании псалма читаем молитву перед едой: Ч (Н) Отец наш Небесный... (см. выше). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови! Настоятель или несущий чреду священник говорит: П Христе Боже, благослови пищу и питьё чад Твоих, ибо Ты свят во все дни: ныне и всегда и во веки веков. [Н] Аминь. И часть просфоры или вся просфора, которая будет вознесена, влагается в панагиар и ставится на положенном месте. После еды совершающий служение произносит стих: [П] По ходатайству святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Н Аминь. И встав, говорим: [П] Благословен Бог , милующий и питающий нас от юности нашей, подающий пищу всякой плоти! Исполни же радостью и весельем сердца наши, дабы мы, всегда имея во всём достаток, преуспевали во всяком деле добром, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Тебе подобает слава, власть, честь и поклонение, вместе со Святым Духом, во веки. Н Аминь. [П] Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святой, слава Тебе, о Царь, ибо Ты дал нам пищу к нашей радости, – исполни же нас и Духа Святого, дабы мы стали угодными Тебе и не были постыжены, когда Ты будешь воздавать каждому по делам его. Ч (Н) Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови! И совершив поклон, тот, кто будет возносить «Всесвятую» (т.е. богородичную просфору – «Панагию»), говорит так: [П] Благословите меня, отцы святые, и простите меня, грешного! Н Бог да простит тебя и да помилует тебя! И взяв хлеб кончиками пальцев, возносит его немного над образом Святой Троицы, говоря громко: [П] Велико имя – Настоятель или несущий чреду священник: П Святой Троицы! И совершает им крестное знамение над образом Богородицы, говоря: [П] Всесвятая Богородица, помогай нам! Н По Её ходатайству, Боже, помилуй и спаси нас! И говорим: Ч Блаженною именуем Тебя из рода в род, Богородица Дева, ибо невместимый Христос Бог наш в Тебя изволил вместиться. Блаженны и мы, имея Заступницей Тебя, и бо день и ночь Ты молишься за нас. Посему, воспевая, возглашаем Тебе: радуйся, Благодатная, с Тобою Господь!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4:12), могло разрывать и эти крепкие оковы, мучеников тех крыльями снабжать и, подобно орлу, возвращать в дом их Господа. Но если справедливо, чтобы не испытавшие мук и пыток над собой преимущество предоставили доказавшим свою твердость на пыточной скамье и в разных пытках и муках и в огне, — точно так же и со стороны нас, бедных, если нас постигнет мученичество, разумно отказаться от преимущества в пользу вас, которые из христианской любви к Богу ногами попирают столь желанные большей частью людей почести, столь великие богатства и естественную любовь к детям.  Обращай внимание здесь вместе с тем и на возвышенность писания, которое дает обетование о во много раз большем количестве — о сотнях братьев, детей, родителей, полей и домов, а о жене при этом не упоминается. Не говорит: Всякий, кто оставит братьев или сестер, родителей или детей или свою жену» ради имени Моего, получит за это во много раз более (Мф. 19:29). Потому что когда мертвые воскреснут, то не будут ни жениться, ни замуж выходить, но пребывать будут на небесах, как ангелы Божий (Мф. 22:30; Мк. 12:25).  О чем Иисус [Навин] говорил народу [израильскому], когда вводил их (израильтян) во владение обетованной землей, о том же самом Писание и поныне говорит, конечно, и нам. Место это гласит: Итак, бойтесь Господа и служите Ему в прямоте и правде (Ис. 24:14). А когда мы соблазняемся к идолослужению, писание оглашает нас и словами, следующими непосредственно и за ними: Отвергните чуждых богов, которым отцы ваши служили в стране по ту сторону реки [Евфрата, т. е. в Месопотамии], (Ис. 24:2—3), служите Господу (Ис. 24:14). Первоначально, когда вам передавались лишь первые основоположения веры, естественно было обращаться к вам и с такими воззваниями: Если вам не угодно служить Господу, то изберите себе ныне же, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, живя по ту сторону реки, или богам аммореев, в земле которых теперь живете (Ис. 24:15). И катехизатор ваш мог тогда, обращаясь к вам, говорить: А я и мой дом будем служить Господу, потому что Он Свят (Ис. 24:15). Ныне же неприлично уже обращаться к вам с такими словами, ибо тогда вы говорили: Далеки мы от того, чтобы оставить Господа для служения богам чужим. Бог наш есть Господь; Он наш Бог. (Ис. 24:16—18). Но и при заключении союза веры [во Св. Крещении] своим катехизаторам некогда вы отвечали: Поэтому желаем мы служить Господу, потому что Он есть Господь наш (Ис. 24:18). Но если уже тот, кто нарушает договоры с людьми, считается вероломным и спасения лишается, то что же о тех сказать, которые через отречение нарушают договоры, заключенные с самим Богом, возвращаясь к сатане, отвергнутому ими при крещении? Не могут ли быть к таким обращены слова Илии: Если согрешит человек против человека, то помолятся за него Богу: если же человек согрешит против Господа, то кто будет молиться за него (1 Цар. 2:25)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Начинается малое водоосвящение возгласом священника «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков», после чего читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь…» с тропарями: «К Богородице прилежно ныне притецем…» (дважды) и «Не умолчим никогда, Богородице…». Во время пения тропарей иерей крестообразно кадит воду. Читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже…». Последование малого водоосвящения не содержит канона, поэтому здесь поются тропари: «Еже радуйся ангелом приимшая…» (дважды) и последующие за ним тропари чина. Диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник произносит возглас: «Яко свят еси, Боже наш…». Во время последующего пения тропарей «Ныне наста время всех освящающее…» и других диакон кадит храм или дом, в котором совершается водосвятие. По окончании тропарей произносится Прокимен, читается Апостол ( Евр. 2; 11–18 ), после него – аллилуарий и Евангелие: Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 7 , при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Еосподень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью 8 ( Ин. 5; 1–4 ). После евангельского чтения произносится Великая ектенья, – дополненная прошениями об освящении воды, – во время которой совершают каждение воды. Затем священник читает молитву на освящение воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете…», а затем тайную молитву – «Приклони, Господи, ухо Твое…». На практике почти всегда читается еще одна молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякаго зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

3:3) [ 23 ]. Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния 24 ], Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14), очистив нас от грехов Своей кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам апостола: «храм Божий свят, а этот храм — вы» (1 Кор. 3:17) [ 25 ]. Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы — Христом. Христов же индиктион — это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять. Царь наш Христос не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота, как объяснил Давид, сказавший некогда: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс 15:2) [ 26 ]. Но вместо железа и меди Господь требует от нас добродетели твердой и крепкой, православной веры в Бога. Ибо вера наша основана на крови истерзанных железным и медным оружием святых мучеников, из которых о каждом можно сказать, что «в железо вошла душа Его» (Пс 105:18). Небесный Царь и Бог наш повелел нам, чтобы мы веровали в Него правым сердцем и благочестиво: «потому что сердцем веруют к праведности» (Рим 10:10) [ 27 ]. Будем же и мы побеждать врага этой верой, как оружием железным и медным щитом. Последуем нашим святым праотцам, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-34) [ 28 ]. Вместо серебра Царь наш Христос требует от нас второй добродетели, несомненной надежды на Бога. Эта добродетель, больше чем серебро, обеспечивает человеку благополучную жизнь. Если тот, кто разбогател многим серебром, уверен, что получит все мирские блага, и, уповая на богатство, весело проводит дни свои; то тем более богатый несомненной надеждой на Бога и на Него одного возложивши все свое упование получит все, чего желает, и будет жить в радости, пренебрегая всеми бедствиями и скорбями, происходящими от мира, плоти и диавола, и с наслаждением претерпевая все это ради воздаяния в будущей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010