Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют:  Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю – Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»). Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы, как видел пророк Исаия: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:2-3 ). Серафимы – огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» ( Исх.24:17 ), престол Его пламень огненный ( Дан.7:9 ), потому что Бог наш есть огнь поядающий ( Евр.12:29 ). Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий. После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые Херувимы, сияющие всегда светом Богопознания, ведением таин и глубин премудрости Божией, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, ибо чрез Херувимов ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания. Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник ) почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному, Давидом: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» ( Пс.9:5 ). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд. В средней иерархии, как уже было сказано выше, также заключается три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба (2Кор. 12:2), там видевшего различие чинов святых Ангелов, и объяснившего сие Дионисию, как своему ученику разделяет Ангелов на девять чинов, а девять чинов Ангельских разделяет на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую. Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы , вторую, среднюю – Власти, Господства, Силы . К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»). Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы , как видел пророк Исаия: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 2–3). Серафимы – огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17), престол Его пламень огненный (Дан. 7:9), потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий. После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многооч и тые Херувимы , сияющие всегда светом Богопознания, ведением таин и глубин премудрости Божией, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, ибо чрез Херувимов ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания. Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы , ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник) почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному, Давидом: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые 13 с крепостью и силой воскликнут: Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4, 8 ). Тогда всякая тварь на небе, и на земле, и под землей с трепетом и крепостью возопиет: Благословен Грядущий Царь во имя Господне! ( Мф. 21, 9 ). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, Пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силой многой и несравнимой славой, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: Се, грядет с облаками небесными, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные ( Откр. 1, 7 ). Какая душа сможет тогда найти в себе столько сил, чтобы стерпеть это? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр. 20, 11 ). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто же после того в состоянии будет устоять? Куда убежим мы, грешные, когда увидим Престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест Престола? Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы 14 ада, в который явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, христолюбцы, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже и в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

И потому, песнь Свою заключает Благодатная словами: Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, яко же глагола ко отцам нашим,  — Аврааму и семени его даже до века . Эту-то возвышенную и Богодухновенную песнь, как драгоценный перл чувств верования и смирения Благодатной, — хранит Св. церковь и добавляя её Ангельским славословием Приснодеве, Честнейшей Херувим и Славнейшей, без сравнения Серафим, — повторяет во славу Ей, на каждом утреннем бдении.   Великое славословие Славянский текст Русский перевод Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже-Отче Вседержителю; Господи Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе, Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим ( трижды ). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз грех Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе, Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твой ведущим Тя! Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! ( трижды ) Слава в небесах Богу! На земле Мир и к человекам благоволение! Восхваляем Тебя, и благословляем Тебя, поклоняемся, превозносим Тебя, благодарим Тебя, ради великой славы Твоей, Триединый Господи Царь небесный, Бог-Отец вседержитель; Господь-Сын Единородный Иисус Христос, и (Господь) Дух Святой! Господи Боже наш! — Агнец Божий, Сын (Бога) Отца, взявший (на Себя) грех мира, — помилуй нас! Взявший (все) грехи мира, — прими молитву нашу! Сидящий одесную (по правую сторону, т. е. имеющий равную с ним силу). Отца — помилуй нас! Так, как Ты лишь один Свят, Ты один (Свят), Господь Иисус Христос, во славу Бога-Отца, истинно!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Людям свойственно бояться смерти, некоторых даже пугает вид гроба или могилы, и поэтому они всячески стараются отогнать от себя мысль о кончине. Но ведь, собственно, не смерть страшна, а грехи нераскаянные, с которыми уходим мы в мир иной. Бог не сотворил смерти, — говорит Священное Писание. — [Он] создал человека для нетления… но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.1:13; 2, 23, 24 ). Но Сын Божий, Господь наш Иисус Христос Своим пречудным Воскресением разрушил узы смерти: …как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор.15:22 ). И потому, радуясь в день Радоницы вместе с усопшими о воскресшем Спасителе, утешимся верою во всеобщее воскресение и будем стремиться не только сегодня, но и во все дни жизни нашей, по словам святителя Иоанна Златоуста, «сколько возможно помогать усопшим, вместо слез и рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями». Аминь. Христос воскресе! Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. ( Ин.3:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В Священном Писании часто можно встретить упоминания о грядущем Божием суде. И в утренних молитвах ежедневно взываем: «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». И в церковных песнопениях слышим: «Судии седящему, и Ангелом стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши, душе моя, ведома на суд? Тогда бо лютая твоя предстанут, и тайная обличатся согрешения» (тропарь по 7й кафизме). Какие чувства вызывают в нас эти слова? Невольно мы начинаем вопрошать: почему суд, почему Господь придет судить нас по делам нашим, почему все, и праведники, и грешники, должны пройти через это нелегкое испытание, когда обнажится и откроется все тайное, в чем стыдно даже самому себе признаться, что тщательно скрывалось в течение земной жизни? Неужели нельзя этого как-то избежать?!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   Итак, это апостольское учение.    Послушай же и написанное святым Ефремом, подобное пророческим, евангельским и апостольским писаниям.    Ефрем: Вот, Господь стоит при дверях, чтобы сотворить кончину веку суетному, и труба небесная, созывающая по повелению Божьему, готова, и силы небесные стоят наготове, чтобы прийти по повелению Грядущего на облаках, с устрашающими явлениями, судить живых и мертвых. И вот, Господь, Спаситель наш, придет как молния, блистающая с неба в облаках, пред славою Его движутся в славе неизмеримой чины ангельские и архангельские, все как пламень огненный, и река огненная исходит от востока с яростью, словно свирепое море, сжигая и сравнивая горы, пожигая землю и все, что на ней. Тогда, братия мои, от огня того источники иссякнут, море иссохнет, воздух потрясется, звезды спадут с неба, солнце исчезнет, луна превратится в кровь, небеса совьются в свиток. Тогда вспыхнут молнии, и за ними двинется полк ангельский, тьмы тем ангелов и архангелов, тысячи тысяч бесчисленного воинства небесного, и херувимов, и серафимов, и многоочитые громким гласом вопиют: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, святой Господь Вседержитель». И труба возглашает грозно, и клич великий с неба раздается: «Вот, Судия приближается, великий Царь является, Бог всех веков грядет судить вселенную и воздать каждому по делам его». Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землей громко возопит: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» Тогда расступятся небеса, и явится Царь царствующих и Господь господствующих, как молния страшная, с силою великою и бесчисленною славою.    И в другом месте святой Ефрем говорит: как вспышка молнии, будет пришествие Христово, и никто не возвестит, когда это будет — в этот день или в тот. И тогда каждый, плача, скажет: «О, горе мне! О, горе мне, грешному, погубившему дни свои!» Ибо вся земля тогда вострепещет, как вода морская, от лица славы Его.    И еще говорит: когда небеса разольются огнем, стихии же истают, опаляемы, и земля и все, что на ней, попалится, когда звезды опадут, словно листья, солнце и месяц померкнут — тогда явится Сын Божий с неба, с яростью и гневом неудержимым, и сядет Он на престоле славы Своей, и призовет землю от востока и до запада, и воздаст каждому по делам его. О, тяжко мне! О, тяжко мне! Где будет тогда злато и сребро? Где красота риз? Где цари и князи и воеводы? Где похоть плотская, греховная и скверная и воистину мерзкая? Где пища и питие?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во Христе же Боге дело обстоит не так; но Он избрал то, что Ему угодно, как прилично было праведному и разумному Богу. Посему таким образом должно представлять в Спасителе единство и не должно отрицать, из чего Он состоит. Ибо един Господь наш, Иисус Христос, и едино Лице Его, поелику хотя и мыслится, что Он состоит из двух, однако, один и тот же есть Сын Божий и Сын человеческий, поелику Он единаго и того же естества с своими родителями. Тот, Который прежде веков родился от Отца, в конце времен произошел от Марии Девы; Тот, Кто в лоне Отца, девять месяцев пребыл в утробе жены. Тот, Кто все твари из ничего привел к бытию, раждается и по телу возрастает. Кто дает пищу всем живущим, оказывается ссущим молоко. Тот, Кто пятью хлебами напитал пять тысяч человек, терпит голод, как человек. Тот, Кто из ничего без труда сотворил ангельские чины, отягощается сном и устает в пути. Тот, Кто есть сила и премудрость Отца, Кто испытует все сердца, пребывает, по божественному плану, в неведении. Тот, Кто призирает на землю и заставляет ее трястись (Пс. 1 03 :32), поражается страхом, как человек. Тот, Кто сотворил небо и землю (Пс. 1 45 :6) и Кто одаряет безсмертием, претерпевает крест и вкушает смерть. 3.  И таким образом, как человек, носит на Себе все грехи, и очищая их, как Бог, освобождает нас от проклятий, посланных с неба вследствие осуждения прародителя. Ибо один Бог может разрешить побежденных и сделать наследниками новой жизни, — всем им да подастся войти в нее и насладиться ею во веки веков. Аминь. Слово на Рождество Христово Великое и чудное таинство видим ныне мы, братия. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах полевых со стадами своими беседуя и не с овцами на поле играя, но во граде Давидовом Вифлееме духовные песни возглашая. В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хвалы во славу Бога: свят, свят, свят… Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, вземлемого к небесам, Дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, вознесе смиренныя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Звук седьмой трубы не вызывает «казней», подобных тем, которые сопровождали звуки прочих труб. Это так же, как при снятии седьмой печати ( Откр.8:1 ), когда не сообщается ни о каких новых «казнях». Седьмая печать вызвала сообщение о семи трубах. Седьмая труба возвещает Конец, то есть суд («семь чаш гнева»), спасение и наступление Царства Божьего. Вот это окончательное наступление Царства Бога и Его Помазанника над миром и провозглашается с самого начала ( Откр.11:15 ). Это отвечает основному прошению молитвы Отче наш : «Да приидет Царствие Твое». После этого следует молитвенное благодарение 24 старцев ( Откр.11:17–18 ). Они благодарят Творца за свершение истории, за то, что Он не покинул свое творение. Здесь звучит как бы продолжение и завершение хвалы и благодарения Творцу, которое звучало в главе 4. Поскольку не говорится, кому принадлежат те громкие голоса (11:15), которые провозглашают на небе господство Бога и Христа Его, иногда предполагалось, что это голоса четырех животных, которые в главе 4, предшествуя гимну старцев, возглашают «Свят, свят, свят» ( Откр.4:11 ). Но скорее всего, теперь, когда верные свидетели были восхищены на небо ( Откр.11:12 ), это их голоса присоединяются к гимну хвалы. Голоса спасенных на небе мы услышим и далее, в Откр.19:1 : «Я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» Царство над миром принадлежит «Господу нашему [то есть Богу] и Христу [Помазаннику] Его». Здесь, конечно, имеется в виду выражение из Пс.2:2 . К тому времени этот псалом давно понимался в мессианском смысле. Помазанник для христиан не кто иной, как Иисус Христос. Это царство не будет иметь конца, как было сказано в пророчестве Даниила: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:14 ). Любопытно следующее: не сказано, что «они будут царствовать», но «Он будет царствовать во веки веков», то есть глагол стоит в единственном числе несмотря на то, что подлежащих двое: Господь Бог и Христос. Это не случайная грамматическая ошибка, но указание на то, что Бог и Христос составляют единство. Нам уже случалось говорить о том, что Иоанн использует грамматику для выражения своих богословских мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Там описаны 4 животных, находящихся вокруг престола Божия, которые ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. После этого 24 старца поклоняются Сидящему на Престоле, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено ( Откр. 4: 8, 11 ). Это, в сущности, краткое резюме нашего второго славословия. Мы уже видели, что описание славословия, которым Ориген рекомендует начинать молитву, очень напоминает собой описание такого же славословия перед Евхаристическим благодарением у св. Иустина Мученика . Дальше в своем сочинении Ориген ставит примером славословия 103-й псалом. Значит, его славословие – не коротенькая молитва. Наше славословие в первой своей части, в описании порядка миротворения, также напоминает собою 103-й псалом или первую главу Бытия. Таким образом, второе славословие, Богу-Творцу, с одной стороны, могло развиться уже из славословия общего содержания, предпосылавшегося Евхаристической молитве. Но, кроме этого, оно могло в воскресной анафоре иметь еще и другие смысл и значение. День Господень, кроме того, что он был праздником Воскресения, являлся также первым днем в истории миротворения. «В день же именно солнца, – пишет св. Иустин, – творим собрание (то есть, литургию), потому что это первый день, в который Бог , изменив мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых» 148 . И насчет такого смысла празднования воскресного дня можно опять-таки привести много свидетельств из древней христианской литературы. В IV в. эту мысль прекрасно раскрывает св. Григорий Богослов в слове «На новую неделю». Таким образом, второе наше славословие в Евхаристической молитве совершенно понятно и естественно. В древнехристианской литературе можно указать массу мест, которые не только сходны с этим славословием по мыслям, но даже совпадают с ним и в выражениях. Так, например, можно указать на цитированные выше места из послания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Теперь решим вопрос: в каком виде являлись добрые ангелы. Более обыкновенный вид, в котором, по сказаниям Ветхого и Нового Заветов, являлись добрые ангелы, – был человеческий: в таком являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Маною – отцу Сампсона, Давиду, Товии, пророкам. Ангел, явившийся Иисусу Навину, в равнине иерихонской, имел вид воина, так что Иисус должен был спросить его: «Наш ли ecu, или от сопостат наших?» ( Нав.5:13 ). В человеческом же образе являлись ангелы святым женам, по воскресении Спасителя. Но иногда ангелы являлись и не в человеческом, а в каких-нибудь других образах: так, например, Моисею явился ангел в горящей купине ( Исх.3:3,4 ) и путеводил израильтян по пустыне в виде столпа, – днем облачного, а ночью огненного ( Исх.13:21,22 ). Псалмопевец говорит, что Бог для приведения в исполнение Своей воли, творит «ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» ( Пс.103:4 ). У пророка Иезекииля херувимы представляются в виде полулюдей и полуживотных с человеческими туловищами, с орлиными крыльями и воловьими ногами; головы у них различны: или человеческие, или воловьи, или львиные или орлиные; два крыла у них распростерты, а двумя другими прикрывают они все свое тело; они сияют, как раскаленные уголья, как горящие лампады, как освещенное молнией небо. Это поистине грозное зрелище. Ангел, явившийся Даниилу ( Дан.10:5,6 ), имел человеческий образ, был одет в льняную одежду и чресла его были опоясаны уфазским поясом; тело его, как хризолит, лицо, как молния, очи его, как горящие лампады, руки и ноги его, как блестящая медь полированная, и звук слов его, как голос шума. Святой Иоанн Богослов, видел вокруг престола Всесвятейшего четырех животных (которые, без сомнения, были четырьмя ангелами), у которых было множество очей спереди и сзади. «И первое животное подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести вокруг крыл; ни днем, ни ночью они не имеют покоя, говоря: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет» ( Откр.4:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010